Новости человеческий капитал страны

это и есть самый главный капитал страны. В статье рассмотрено – понятие человеческого капитала, значение человеческого капитала для экономики, а также проблемы его развития в России: состояние образования, здравоохранения, российской науки.

Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным

Человеческий капитал в богатых странах выше, чем в бедных. С 2020 года в России фиксируется отрицательный вклад человеческого капитала (ЧК) в ВВП. В 2020 году он составил минус 0,4 процентных пункта, а в 2021 го. Рост капиталовложений в сектора, формирующие человеческий капитал, повышение фондовооруженности медицинских работников и увеличение расходов на НИОКР по направлению медицинских наук до уровня, соответствующего уровню развитых стран. ухудшения здоровья, образования. Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита. В этой связи полученные оценки свидетельствуют о том, что для России характерны как черты развитых стран, так и черты развивающихся экономик в контексте тесноты связи между показателями человеческого капитала и экономического роста.

Инвестировать в человеческий капитал и инфраструктуру

страна возможностей" Антон Сериков назвал важным, чтобы регионы "были наполнены качественным человеческим капиталом". Человеческий капитал в Азиатской России: особенности воспроизводства и динамики. "От доступного человеческого капитала зависят инвестиционные решения фирм и, таким образом, накопление физического капитала", – пишет Авдеева.

Человеческий капитал. После эмиграции россиян в соседних странах прогнозируют резкий рост экономики

Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы. Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны. Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы. Вы упомянули договороспособность. Вернусь к вашим лекциям, в которых вы как-то сказали: «Россия — страна умных людей, но не договороспособных». Можно ли это отнести к третьему сектору, где многие проблемы приходится решать в постоянной коммуникации с властью и обществом? Если мы говорим о договороспособности между властью и гражданскими организациями, то тут две напасти. Первая связана с представлениями, что с властью разговаривать не надо, нельзя этого делать.

Потому что мы сами с усами и все сами решим. Как правило, такое невозможно. В России присутствие государства велико во всех сферах, и получить позитивный эффект от своей работы не получится, если оградиться от этой власти. Это не означает, что нужно всегда соглашаться. Но в диалоге нужно находиться. А другая напасть в том, что власть часто не воспринимает гражданские организации как тех, с кем надо договариваться. Чего это она будет договариваться, когда она законная власть, а там какие-то пришли и хотят, чтобы их принимали за равных? И это тоже крайность.

Но я убежден, что коммуникация между гражданскими организациями и властью обязательно должна существовать. Продолжу тему трудных ситуаций. В прошлом году замминистра Минэкономразвития сказала , что «Именно в условиях социальных изменений некоммерческий сектор востребован больше всего». Как вам кажется, действительно ли НКО — это те, кто лучше всего справляется в условиях турбулентности? Да, конечно, так и есть. Есть две силы в экономике, которые способны очень быстро подняться, расшириться, закрыть бреши: это малый бизнес и некоммерческие организации. Опыт всех кризисов, которые за 30 лет переживала страна, показывает, что пока сверху развернутся и разберутся, пока государство все проанализирует и продумает план действий, люди уже решат эти самые вопросы. Причем я согласен, что в этом смысле у власти уже есть опыт.

Власть тоже помнит историю кризисов. Поэтому да, в условиях турбулентности уже осознанно делается ставка вот на гражданские организации, потому что они быстрые и инициативные. За последние 30 лет гражданский сектор действительно столкнулся не с одним кризисом. И все это время АСИ продолжает свою работу. В этом году нам исполнится тридцать лет. Как Вы думаете, какой вклад нам удалось внести в развитие гражданского общества. Первый и чрезвычайно важный вклад как минимум в том, что АСИ существует 30 лет. Потому что в этой переменчивости, турбулентности, смене кризисов и стабилизации вы продолжаете работу.

А значит, вы прошли проверку временем. Конференция АСИ в 2023 году. Вы же подсвечиваете то, что происходит в очень непростом и непонятном многим мире гражданских организаций и инициатив. Причем подсвечиваете как для внешней публики, которая смотрит и говорит: «Ух ты, надо же, как у них в секторе бывают странные и полезные существа», так и для самих участников, которые узнают о себе чуть больше. Эта работа на выстраивание целой системы навигации по повестке гражданского общества, которая воспринимается не только людьми из сектора, но и социально ответственными компаниями, крупным бизнесом и другими людьми. Поэтому с днем рождения, АСИ! Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов. Ещё по теме.

В общем, мозги у нас есть. Думаю, сегодня это лучший в мире специалист по человеческому капиталу. Но мы сделали Силиконовую долину, а вы не смогли. Это произошло потому, что наши учёные хотели быть богатыми людьми, а ваши — нет». Это к вопросу о том, как влияют ценностно-поведенческие установки людей на экономику. Как показывает опыт, например, Российской венчурной компании, практически невозможно уговорить томского профессора сделать из кустарной установки нормальное предприятие.

Потому что профессор этим заниматься просто не хочет. А когда ему говорят, что на его идеях предприятие построят китайцы или японцы, он отвечает, что это не его проблемы, это проблемы государства. На этом примере мы хорошо видим, что такое понимание своего статуса и как действует набор ценностных и поведенческих установок. На мой взгляд, ценности являются важнейшим качественным элементом в характеристике человеческого капитала. Раньше мы почему-то предпочитали судить о людях скопом, анализировали человеческие ресурсы преимущественно под углом количественных характеристик, связанных, например, с длительностью образования. Складывалась удивительная ситуация!

Мы различали, например, разные виды нефти или угля. Мы понимаем, как фракции нефти влияют на качество. А ведь ценностно-поведенческие характеристики, условно говоря, тоже дают разные фракции человеческого капитала, определяют подвижность людей, способность и желание совершать те или иные действия. Успех любого проекта — это его исполнители. На каких людей нужно опираться? Считается, что эти люди должны быть настроены рационально и секулярно то есть они могут быть и верующими, но для них религия является частным делом, а не государственно-публичным.

За последние 25 лет эти показатели колеблются то в одну, то в другую сторону, так что нельзя сказать, что мы имеем какой-то определённый тренд. Понятно, что возможности для самореализации растут, когда в стране лучше с деньгами. Секулярность также колеблется — и у нас, и в других странах. Допустим, десять лет люди движутся в сторону более публичной религиозности, потом фиксируется обратное движение. Для модернизационных прорывов также важны долгосрочная ориентация, индивидуализм и дистанция власти. Дистанция власти у нас прочно стоит на высоком уровне — думаю, что это ни для кого не секрет.

С индивидуализмом довольно сложная ситуация, и мы имеем противоречивые оценки. Если брать измерения по мировым методикам, то в России средние значения индивидуализма и коллективизма. А качественный анализ показывает, что у нас радикальный индивидуализм сочетается с попыткой коллективистской организации. В определённом отношении русские являются радикальными и конфликтными индивидуалистами. Обратите внимание, что наши эмигранты ни в одной стране не образуют диаспору, как правило, нигде не лоббируют свои интересы. Есть украинская диаспора, есть еврейская, а русской нет.

Даже там, где русских больше, чем украинцев или евреев. Как будто русские люди бегут друг от друга! Вот довольно смешной, но показательный пример. Лет десять назад, когда я стал говорить об этой проблематике, мне возражали и говорили, что у нас люди настроены очень коллективистски. В пример приводили наши очереди, где мы всегда друг к другу прижимаемся, в отличие от европейских стран, где, наоборот, в очереди всегда есть дистанция между людьми. Думаю, тут дело вот в чём: мы прижимаемся, потому что боимся, что кто-то проскочит вне своей очереди, встанет между нами.

Итак, мы имеем довольно высокие показатели индивидуализма. Но при этом он конфликтный, что связано с низким доверием людей друг к другу. Это очень важный показатель для экономики. Доказано, что экономика может развиваться только в том случае, если люди доверяют друг другу. У нас показатель доверия колеблется. Хотя примерно с 2010 года мы видим, что доверие людей друг к другу стало немного расти.

Можно даже твёрдо сказать, что первый всплеск был зафиксирован в связи с пожарами 2010 года, когда люди стали заботиться о неизвестных им пострадавших и предпринимать для этого совместные действия. Кстати, и протестные настроения, когда люди стали в больших количествах появляться на площадях, тоже укладываются в этот тренд. Это тоже показатель, насколько мы доверяем незнакомым.

Во время обсуждения участники дискуссии обсудили, какие навыки и квалификации являются ключевыми для современной экономики, какие стратегии могут способствовать развитию человеческого капитала в современных трудовых отношениях. По словам участников дискуссии, важно общаться с людьми, которые способствуют развитию, именно это позволяет регулярно развивать человеческий капитал, расширяя круг своих интересов и улучшая компетенции. Я уверен, что человеческий капитал начинает формироваться в семье, а затем продолжает развиваться при получении образования. Причем если раньше мы говорили об образовании на всю жизнь, то сейчас наиболее эффективным является получение образования в течение всей жизни, которое позволяет постоянно приобретать и совершенствовать навыки и оставаться востребованным. При этом, как отметила доцент СПбГУ кафедра экономической теории и экономической мысли , член организационного комитета Петербургского молодежного международного форума труда Виктория Базжина, сегодня на рынке труда наблюдается дефицит молодых кадров.

Сейчас не так. Мне кажется, мы от этого, к сожалению, ушли далеко. Фактически получается, что сейчас посредником в этом общении становится крупный бизнес, с которым власть готова обсуждать некоторые общественные вопросы. Особенно, если бизнес согласится по этим вопросам нести необходимые затраты. Я понимаю желание НКО считать себя партнерами власти, и оно вполне справедливо. Но для того, чтобы быть партнерами, нужно иметь соответствующую переговорную силу. За этим должны стоять активы: например, в виде активной поддержки со стороны населения. Наверное, этого актива пока недостаточно. Потому что власть совершенно не обязана любить как бизнес, так и гражданское общество просто так.

Это скорее отношения по расчету, а не по любви. В одной из своих лекций вы рассказываете, что Россия — биполярная страна, которая одновременно имеет черты индивидуализма И-Россия и коллективизма К-Россия. Нет, так нельзя сказать. Потому что гражданская деятельность существует как в И-России, так и в К-России. Я бы сказал, что это бывшие территории освоения, куда люди приходили, оторвавшись от привычных сообществ. Поэтому они научились вести себя, не спрашивая разрешения. К-Россия — это остальные регионы. Индивидуалисты действуют, не спрашивая разрешения. Коллективисты спрашивают разрешение и советуются с семьей, начальником, духовным авторитетом… Но у них есть другое преимущество.

Юрий Лотман назвал это «архетипом отдания себя». Коллективисты склонны к самопожертвованию, к уважению общей идеи. И в И-России, и в К-России возникают гражданские организации. Но есть отличие. В К-России люди легче объединяются, но там чаще встречается проблема «свои против чужих». В И-России присутствует стремление действовать без разрешения. И это прекрасно, потому что позволяет реализовать совершенно новые и смелые идеи. Но при этом — очень низкая договороспособность. Двум умным людям сложно договориться, потому что каждый из них считает, что его идея, несомненно, правильная, и никаких поправок не терпит.

И что компромисс — это гадость и слабость. Хотя, знаете, мой папа говорил: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Это очень, мне кажется, правильная установка. Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы. Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны. Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы. Вы упомянули договороспособность. Вернусь к вашим лекциям, в которых вы как-то сказали: «Россия — страна умных людей, но не договороспособных».

Можно ли это отнести к третьему сектору, где многие проблемы приходится решать в постоянной коммуникации с властью и обществом? Если мы говорим о договороспособности между властью и гражданскими организациями, то тут две напасти. Первая связана с представлениями, что с властью разговаривать не надо, нельзя этого делать. Потому что мы сами с усами и все сами решим. Как правило, такое невозможно.

«Без бюрократии и волокиты». В Югре обсудили развитие человеческого капитала

Формирование человеческого капитала – знания, навыки и здоровье, которые люди накапливают в течение всей жизни –имеет решающее значение для шести стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). По его мнению, качество человеческого капитала в России и его вклад в ВВП в ближайшие годы будут расти. «На уровне главы государства есть понимание, что от качества человеческого капитала зависит развитие страны. человеческий капитал, ликвидность, дебиторская задолженность, финансовая устойчивость, деловая активность, экономический эффект, поведенческая экономика, эффективность деятельности компании, КРI. Повышение уровня жизни населения и развитие человеческого потенциала в контексте евразийской экономической интеграции обсудят участники сессии «Евразийский диалог о рынке труда. Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости. Во всем виновата плохая демография. Российская экономика продолжит стагнировать и отставать от мира в ближайшие 10-15 лет. Эксперты ВШЭ прогнозируют средние темпы роста в период до 2036 года в 1,4-1,8. В этой связи полученные оценки свидетельствуют о том, что для России характерны как черты развитых стран, так и черты развивающихся экономик в контексте тесноты связи между показателями человеческого капитала и экономического роста.

Где человеческий капитал в России?

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок. По мнению докладчика, человеческий капитал станет решающим ресурсом и главным продуктом экономики 21 века: его производство «в долгосрочном периоде создает максимальную добавленную стоимость и обеспечивает максимальный рост для страны». Мигрантов необходимо рассматривать именно в рамках этого подхода и встраивать в выработанный общий концептуальный взгляд на движение человеческого капитала в стране. "От доступного человеческого капитала зависят инвестиционные решения фирм и, таким образом, накопление физического капитала", – пишет Авдеева.

Инвестировать в человеческий капитал и инфраструктуру

В ряде российских государственных программ декларируются цель улучшение ЧК с помощью инвестиций в образование, повышение квалификации и оздоровления граждан. Авдеева отмечает, что интерес к развитию человеческого капитала возник в связи с исчерпанием предыдущих факторов, обеспечивавших рост ВВП. Показатель напрямую влияет на производительность труда, способствует внедрению и распространению новых технологий, влияет на инвестиционные решения, а значит, и на накопление физического капитала. По оценке эксперта, с 2004 по 2019 год вклад ЧК ни разу не опускался ниже нуля.

И в этой связи считаю девиз нынешнего Форума — «Суверенное развитие — основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений» — крайне важным и своевременным. Отмечу, что российское бизнес-сообщество активно действует в современных экономических реалиях, и хотел бы еще раз поблагодарить руководителей и коллективы компаний и организаций, которые многое сделали для преодоления тяжелых последствий нелегитимных санкций. По оценкам экспертов, в 2023 году мировая экономика продолжит замедляться, а ВВП России может вырасти на 1—2 процента.

Удар по технологиям Санкции и контрсанкции действуют в одном направлении: приспособление к ним ведет к более простым и старым технологиям. Тотальное импортозамещение в таких условиях означает, что вместо выпуска более сложной продукции с использованием передовых импортированных технологий мы переходим к выпуску отечественной, более простой и часто морально устаревшей. Есть возражение: освоение производства разной продукции, которая раньше в стране не производилась, связано с приобретением новых навыков и тем самым со скачком в накоплении человеческого капитала. Это так, но это одномоментный выигрыш. После того как эти навыки приобретены, они в условиях экономической автаркии дальше не развиваются. Нужны экспорт и жесткая рыночная конкуренция, которые в складывающихся условиях отменяются. Поэтому в долгосрочном плане тотальное импортозамещение сулит отставание и проигрыш. Когда я писал эту колонку, пришло известие об уходе Siemens из России. Технологии и оборудование этой компании играют ключевую роль в самых разных отраслях — от энергетики до медицины. Конечно, мы не пропадем и без Siemens как, впрочем, и он без нас , всегда найдется что-то на замену, пусть и не такое эффективное, менее качественное и более дорогое. Соответственно, и человеческий капитал будет двигаться в этом направлении — адаптироваться к экономике вчерашнего дня, с которой мы собираемся двигаться в день завтрашний. А что будет с теми навыками, которые нарабатывались в досанкционной экономике? Без использования они постепенно исчезнут. Применительно к знаниям и навыкам действует простой принцип: используй их или потеряешь. Удар по здоровью Еще одна важная составляющая человеческого капитала — это здоровье людей. Здоровые и умелые более производительны, чем не очень здоровые, даже если и умелые. Кризис — это всегда стресс, а длительный стресс особо опасен для здоровья, в том числе для ментального. Далее мы сталкиваемся с дополнительным набором проблем. Среди них невозможность увеличивать расходы на здравоохранение, отъезд лучших врачей, проблемы для медико-биологической науки, ухудшение питания людей из-за падения доходов, сложности с доступом к наиболее эффективным и современным лекарствам и методам лечения.

Экономисты рассчитали два сценария развития экономики до 2024 года. Первый, инерционный, предполагает медленное улучшение здоровья, стагнацию качества образования и небольшой вклад человеческого капитала в экономический рост около 0,2 п. Второй, целевой, предполагает инвестиции в человеческий капитал, что увеличит его вклад в рост ВВП до 0,7-0,8 п. Риски перехода в низкооплачиваемые секторы содержатся в инерционном сценарии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий