Фотографии места Гора Бурхан-Халдун 2450 метров от организации и пользователей Яндекс Карт. Гора Бурхан-Халдун. Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи. Предположительно, они дошли до реки Онон и горы Бурхан-Халдун на северо-западе страны, где родился Чингисхан 65 лет назад.
Бурхан-Халдун: почему на священную гору монголов ученые попали только 1980-е годы
«Моя родословная»: почему у бурят с давних времен так важно почитать своих предков? | Тэмуджин будет вынужден скрываться от погони на горе Бурхан-Халдун. |
“Запретная зона” Монголии охраняет 800-летнюю тайну | Подписывайтесь на нас в Google News. Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter. |
Против главы армии Судана растет недовольствo из-за неудач в борьбе с СБР | Подобно рекам Онон и Херлен, Туул берет начало в Хэнтэйских горах недалеко от священной вершины Бурхан-Халдун, «горы Бога». |
Президенту Монголии вручили сертификат ЮНЕСКО, выданный горе Бурхан-Халдун | Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T). |
Tuva.Asia / Новые исследования Тувы
Если говорить простым языком, Чингисхан однажды поверил в себя, в то, что само небо дарует ему верховную власть и силу эту власть удержать. Великий хан с 1246 по 1248 годы, внук Чингисхана Гуюк в письме к Римскому папе указывал , что монгольская власть — от бога, и призывал папу прийти к нему на поклон вместе «со всеми королями»: «Волей бога все земли от востока до запада находятся под нашей властью. Если бы на то не было воли бога, как могло бы такое случиться? Внук Чингисхана Великий хан Мунку заявлял Рубруку: «Монголы верят, что есть лишь один бог, он дал человеку много пальцев и дал ему много путей…». Об этом же в 1254 году Мунку писал в письме к Людовику IX, королю Франции: «На небесах есть лишь один бог, а на земле есть один хозяин — Чингисхан». Монотеизма в тенгризме не было: Тенгри-хан вершил свои дела вместе или в борьбе с другими божествами. Пантеон богов представлялся так: наверху Тенгри, ниже ханы и герои, а еще ниже — боги и духи-нойоны. Божество Умай заведовало сроком жизни людей, Эрлик надзирал над царством мертвых. Как и в культе бон, в тенгризме вселенная состояла из трех миров — мира богов, мира людей и мира водяных духов. Недаром само имя Чингисхан означало «Повелитель многих вод».
Как и в тенгризме, в мире культа бон существовало белое божество света и добра и черное божество войны и горя. А сам Потрясатель вселенной, скорее всего, молился только богу неба Тенгри и больше никому. Григор Акнерци «Истории народа стрелков» Армения, 1271 год «От самих татар мы слышали , что они… жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было… богослужения, а были войлочные идолы, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий… Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли, и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений». Семья Джувейни занимала при монголах руководящие посты. Очевидно, он знал предмет дискуссии и свидетельствовал , что Чингисхан вообще не отправлял никаких религиозных обрядов и никому не молился. Именно поэтому он недолюбливал религиозных фанатиков и терпимо относился к людям разных верований, поддерживая в побежденных народах мудрых старейшин, не сопротивлявшихся монголам, и приказал в Яссе так же поступать и потомкам. Это не мешало ему поощрять воинские добродетели — преданность, стойкость, — ненавидеть трусость и считать, что религиозность — хорошее качество для воина, позволяющее верующему человеку без страха глядеть в будущее. Не мешало это ему и убивать.
После смерти Чингисхан был обожествлен — монголы до сих пор почитают его как хранителя страны. Но тенгрианской империи не суждено было выстоять. То, что было скреплено железной волей одного человека, быстро пало под напором ислама. Уже через 100 лет при хане Узбеке Золотая Орда стала исповедовать ислам, а сыновья и внуки хана вернулись к шаманизму, переженились на несторианках из племени кереитов или стали буддистами. Чингисхан словно предчувствовал это.
В «Землеведении Азии» 1894 г. Российский историограф Миллер не смог, однако, никак подтвердить это предание свидетельством бурят. Георги также ничего не узнал об этой басне со времен Карла Риттера». Это соседний залив с бухтой Загли, глубоко вдающийся в сушу. В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. По цвету вода в озере желтее, чем синяя вода залива, берега безлесные. На это озеро не садятся водоплавающие, а в теплой воде озера кишат разнообразные насекомые и личинки, своим обилием «живности» отпугивая от купания туристов, словно на его дне захоронено нечто ужасное. Озеро соответствует своему названию — «Озеро в яме», оно расположено в глубоком воронкообразном понижении рельефа. Вполне возможно, что в старину озеро в форме сердца, как большинство примечательных природных объектов, имело местную легенду о своем происхождении, которая теперь забыта и могла звучать примерно так литературная реконструкция от автора : «В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. Подчёркиваю, что это полный авторский вымысел, который со временем после перепечаток и дополнений, становится народной легендой. Озеро Нуку-Нур от бур. Со стороны пролива Ольхонские Ворота с воды, двугорбый мыс скорее похож на спину верблюда, чем на гриву лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья, не удобен и для стоянки табором, более удобные места с широкими пологими берегами находятся на пологом побережье в глубине залива. Когда на мысе в начале ХХ в. Свое название мыс получил, вероятней всего, из-за схожести с профилем гривы лошади с опущенной в воду головой. Подтверждения в исторических летописях легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Нет никаких сведений о зимних походах монголов по льду Байкала, что кстати было бы весьма проблематично сделать, лошади без специальных подков с шипами и дикие копытные животные не могут передвигаться по гладкому льду, они падают и не могут встать. В XVII в. В феврале 1920 г. Мысовая Бабушкин , расстояние в этом месте составляет 48 км. Генерал-лейтенант К. Изнеможенные длительным переходом лошади, кованные на обычные подковы без шипов, падали на скользком льду и больше не вставали. При переходе через Байкал на гладком льду крупный конь со старыми подковами, вёзший сани с гробом Каппеля, стал часто падать, и, обессилев, отказался подыматься. По свидетельству проходящих этой ледовой переправой на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300-ми павшими и брошенными лошадьми. Удержаться на скользком льду могут только хорошо подкованные лошади и быки». Легенда о посетивших остров Ольхон монгольских воинах напоминает вымышленные средневековые рассказы о чудесах и фантастических походах Александра Македонского до границ обитаемого мира, куда на самом деле он не доходил. В сюжете легенды о монголах отражена традиция приписывать Чингисхану все более-менее значительные события глубокой старины и развалины сооружений, о происхождении которых уже забыли. Чан с конской головой, оставленный по легенде на этом мысе, пример более позднего народного фольклорного творчества. Интересно отметить, что в ХIX веке жители Ольхона были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения курыканами в V—X вв. Мыс Кобылья Голова, остров Ольхон На карте Монголии, в её южных районах, обозначена протяжённая стена с географическим названием Вал Чингисхана. В народных монгольских легендах говорят, что эту стену построили по приказу Чингисхана: «В то время ханская невестка не могла ехать на глазах у всех вместе с ханом-батюшкой. Поэтому Чингисхан, когда ему нужно было ехать с невесткой в дальний путь, чтобы соблюсти обычай и отправить невестку скрытно от себя, заставил тысячи людей построить огромную стену из земли. По одну ее сторону ехал Чингис, а по другую — невестка» [1]. Этот искусственный земляной вал китайцы называли его Чанчен — «Длинная стена» с колоссальным объёмом выполненных земляных работ виден из космоса сейчас по нему, как по готовой дорожной насыпи, местами проходит автодорога , по выводам учёных он не имеет никакого отношения ни к Чингисхану, ни к Великой Китайской стене. Радиоуглеродные исследования, найденного саксаула, в глине возведённой стены, показали, что она была построена, как пограничный рубеж эпохи киданей империя Ляо , на западном участке в IX, а на восточном — в VI веке, то есть задолго до возникновения Монгольской империи и рождении Чингисхана. К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду об захоронении Чингисхана в Баргузинской долине, она основана лишь на рассказах современного местного населения, в которых упоминается, что у подножия священной горы Барагхан-Уула располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители, якобы, находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для возникновения легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» внутреннее море , под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашида ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, до Байкала. Хотя в «Сокровенном сказании» и нет на сей счет указаний, но ряд историков считает, что Баргуджин-Токум — это определенно Баргузинская долина, хотя на самом деле это неверно, об этом подробно говорится в главе «Поиски земли предков — Баргуджин-Токум».
Искали погребения XIII века Советско-монгольская историко-культурная экспедиция была создана в 1969 году. В течение 20 последующих лет российские археологи проводили свои изыскания на территории братской МНР. В 1990 году данная работа прекратилась в результате ухудшения дипломатических отношений между двумя странами. Причем, только в 1980-е годы отечественные ученые начали вплотную исследовать средневековые погребения, относящиеся к «периоду Чингисхана». И хотя достоверных сведений, что советские археологи искали именно могилу Чингисхана, не существует, вряд ли ученые совсем не думали о возможности такой находки, раскапывая захоронения представителей монгольской знати XII-XIV веков. Впрочем, подобные изыскания в самой Монголии почти не ведутся. Так, П. Коновалов в своей статье откровенно посетовал на недостаток материалов о средневековых погребениях кочевников в научных работах специалистов из этой страны. Сознательно мешают археологам Некоторые ученые считают, что монголы сознательно не проводят исследований в данной области. А отдельные авторы даже полагают, что местные коллеги мешают иностранным археологам в поисках могилы Чингисхана. Например, подобное предположение выдвинул кандидат исторических наук Павел Котов в своей статье «Проказы монгольских археологов», опубликованной в журнале «Вокруг света» в феврале 2009 года. Поддерживая их ошибочные расчеты и разрешая копать в местах, где гробницы заведомо нет, они, вполне возможно, реализуют свои плановые археологические проекты», — написал П. Он считает, что монгольские исследователи мечтают сами найти могилу великого завоевателя, чтобы не делить ни с кем научные лавры. А вот другие авторы уверены: причина помех, которые иностранным археологам негласно чинят ученые и власти страны, кроется в Великом запрете. И потомки кочевников до сих пор чтят память Чингисхана, стараясь не потревожить его покой. Ведь после похорон правителя обширная территория, расположенная вокруг могилы, была закрыта для посещения под страхом смерти. Место погребения от любопытных путников и случайных зевак оберегала группа элитных воинов. Даже после создания МНР, когда коммунистическая идеология развенчала культ личности Чингисхана, окрестности горы Бурхан-Холдун оставались запретной зоной. На сайте Русской службы Би-Би-Си 24 июля 2017 г. Она отметила, что монголы не хотят, чтобы иностранцы потревожили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением.
В современной бурят-монгольской традиции Забайкалья до сих пор принято на самых высоких сопках в степи устраивать так называемые Обоо, но уже по буддистскому обычаю. И горы, на которых устанавливаются обоо называют — бурханами. Обычному путешественнику, чтобы путь был ровным и безопасным, необходимо при при встрече такой горы взойти на нее и принести в подарок Духу — Бурхану, какой-либо подарок, как то: спички, сигареты, монеты и т. Желательно так же выпить на вершине небольшую чарку молочной водки и несколько капель брызнуть по ветру с молитвой за удачу в пути. Обоо на бурхане Хан-Ула. Забайкальский край. На заднем плане долина реки Онон. Как и в случае с Дэлюн-Балдахом, логично предположить, что вторая часть названия горы Бурхан-Халдун должна быть из того же языка, что и первая, то есть монгольским словом. Но это не так. Слова «Халдун» в монгольском языке нет, хотя все названия местности, как мы помним, должны быть древними, простыми и описательными. Значит где-то ошибка? Это вполне допустимая ситуация. Учитывая то, что имена собственные со старомонгольского языка китайские переводчики переводили дословно, не сверясь со словарем, ошибка могла вкрасться в самом начале и далее просто тиражироваться. Посмотрим на старомонгольское написание слова Халдун слева , выполненное графическим шрифтом Ulanbatar: А теперь сравните его со словом справа. Разница совершенно небольшая. При неровном почерке а мы помним, что все книги тогда писались от руки эта разница может быть совершенно не заметна. И если в обычных, широко-употребительных словах, потеря или изменение одной буквы не критична, так как это легко можно проверить по словарю. То в словах, которые переводчик переводит как имена собственные, то есть он переводит звучание слова, а не смысл — такие ошибки возможны и вполне допустимы. Об этом неоднократно указывал в своих работах Б.
The Diplomat: При партнерстве с США Монголия снова сможет перекроить мир
Гора Бурхан-Халдун в Монголии вошла в список ЮНЕСКО | Затем последовали другие экспедиции, некоторые из которых считали, что Чингисхан может быть похоронен рядом с вершиной Бурхан-Халдун. |
Проказы монгольских археологов | Телеграф | Вокруг Света | Затем джангарчи поедет в Монголию, планирует добраться до знаменитого Бурхан-халдун – древнего исторически значимого места, откуда в 9 веке пошли наши предки. |
Бурхан Халдун-Баян даваа
Гора Богд-Хан-Уул, наряду с двумя другими священными горами — Бурхан-Халдун и Отгон-Тэнгэр — стала кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 августа 1996 года по. Үндэсний бахархалт хайрхан Бурхан Халдун уулыг тахих тахилга 2020 оны аравдугаар сарын 26-ны өдөр боллоо. Кроме того, окрестности горы Бурхан-Халдун считаются местом рождения и захоронения Чингисхана. По Рашид ад-Дину, на склоне Бурхан-халдуна погребены Чингис-хан, его сын Толуй и потомки последнего, в частности Мункэ, Ариг-буга и Хубилай. Бурхан халдун уулнаа намар буга урамдахыг сонсон, байгалийн өнгө хослолыг ажин алхаад ирлээ. У подножия Бурхан-Халдуна находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов.
Чингисхан. Рожденные побеждать
Объект свидетельствует об усилиях великого хана укрепить культ гор как важный фактор объединения монгольского народа", - отмечается в документах ЮНЕСКО. Гора Бурхан-Халдун расположена в центральной части гор Хэнтий на северо-востоке Монголии, недалеко от границы с Россией. Тут обширные степи Центральной Азии уступают место хвойным лесам сибирской тайги. Для тех, кто любит высоту.
Здесь же, у дороги, сооружено небольшое каменное обо с голубыми хадагами, такие же хадаги повязаны на ветви придорожных кустарников. Проезжая для автомобиля дорога заканчивается у юго-восточного подножья Хэнтэй-Хана, на невысоком уступе горы, возвышающемся над Богд на 30 м, дальше через тайгу идут только конные и пешеходные тропы. Вдоль края уступа среди редких деревьев находится свыше двух десятков кострищ, фиксирующих места стоянок паломников.
Рядом с некоторыми из них — остатки заготовленных дров. Площадка поддерживается в чистоте и порядке, бытовой мусор на ней практически отсутствует — он весь помещается в расположенную в кустах мусорную яму. В районе одного из кострищ нами была обнаружена выточенная из дерева культовая ложечка, предназначенная для кропления молоком в ходе совершения церемоний. В южной части площадки установлен необычный культовый памятник — деревянная конструкция высотой 2,2 м в форме стрелы с оперением, вонзенной в небольшое каменное обо. У входа в обо на каменном основании установлено несколько тарелочек и буддийский металлический светильник. На северо-запад от обо уходит натоптанная тропинка к вершине горы.
Между соседними с обо деревьями сделана растяжка, на которой висят разноцветные хадаги прямоугольной формы. Восхождение на вершину Хэнтэй-Хана с юго-восточного склона горы возможно только по одной тропинке. Она сразу начинает резкий подъем по густой кедрово-лиственничной тайге и через 1 км приводит к небольшой поляне с крупным культовым комплексом. Центральную часть комплекса составляет обо, возведенное вокруг огромного кедра высотой около 15 м. Сооруженное на каменном основании, оно представляет собой деревянный шалаш высотой до 6 м, выложенный вокруг ствола дерева, со входом в южной части. Шалаш и нижние ветви кедра увешаны хадагами, преимущественно синего и голубого цвета, и полосками ткани с буддийскими молитвами.
К югу от обо расположен деревянный ритуальный столик, на котором установлены многочисленные блюдца, более двадцати ритуальных металлических светильников и шестиугольный фонарь, под котором лежат сухие коробки спичек. За столиком на камнях обо — многочисленные пачки чая, бумажные и металлические деньги, череп лошади. К югу от столика в грунт врыт бронзовый котел метрового диаметра, заполненный дождевой водой, издающей характерный запах кислого айрага кумыса. Еще южнее, на одной линии, установлен на металлической треноге бронзовый котел меньшего диаметра, предназначенный для варки мяса. Судя по состоянию приношений и ритуальных комплексов, незначительно поврежденных дождевыми водами, ритуалы на комплексе совершались не так давно относительно даты исследований, вероятнее всего — на 11 июля. От этого комплекса тропа уходит на северо-запад.
Длительное время идет тяжелый подъем по осыпям курумников, затем тропа выходит в высокогорный пояс тайги, образованный невысокими — до 2 м — зарослями кедра, обширными полями брусники и голубики. Еще выше тропа поднимается на верхнее плато, покрытое курумниками и поросшее редкой травой. Над плато возвышается вершина Бурхан-Халдуна — почти правильный усеченный конус высотой до 30 м, целиком сложенный из крупных каменных обломков. С плато открывается вид на долину реки Богд, активно меандрирующей между гор, высокогорное озеро Хэнтэй-Нуур и окружающие вершины массива Хэнтэя. Никакие следы человеческой деятельности не видны с этой горы, самой высокой в северо-восточной Монголии. Тропа поднимается на вершину с юга, огибает ее с западной стороны и затем спускается на юг с восточной, таким образом паломник совершает обход вершины по часовой стрелке.
Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется. Читают сейчас.
Вообще, на Хэнтэе столько рек, столько крутых бродов, через которые не то чтобы средневековые телеги, но и современный транспорт не в состоянии пройти. И они главные, а остальные никто не считал. Названия гор перечислять не буду. Устану… Меркит Чиледу мог везти свою невесту Оэлун из хонгиратов хонгоодорку только в направлении среднего течения Онона, где жили Есугей-батор со своими братьями и племенами борджигинов и тайчиутов. А это междуречье рек Онон и Бооржа, откуда и происходит название племени.
Именно в таких местах могла пройти повозка, где и находилась мать всех монголов Оэлун, которую отобрал у Чиледу Есугей-батор. Все географические координаты и исторические реперы указывают именно на среднее течение Онона. Я, житель среднего течения Онона, был вынужден еще раз убедиться в своей правоте, совершив поездку по созданному мною же маршруту Дорнод — Хэнтэй, побывав у самых истоков великой реки Онон, перейдя множество горных рек и речушек, бегущих с Хэнтэя к Амуру, побывав в глухой тайге, где невозможно пройти не только человеку, но и зверю. Кстати, о названии Бурхан-Халдун: в монгольском языке слово Бурхан есть, а Халдун — нет, но есть и даже распространено слово Халиун. Не сомневайтесь: большая история монголов находится в междуречье Онона и Аргуни, которые несут свои воды на российской стороне. Географию, вопреки истории, невозможно переписать и изменить, а исторические движения людей происходят на равнинных просторах. Маленький факт современности, говорящий о реальной истории: насколько я знаю, экземпляры аборигенного бурятского крупного рогатого скота, сохранившихся только из-за того, что они не имели из Хэнтэя выхода, несколько лет тому назад вывезли в Бурятию на самолете. В начале 2010-х мне показывал их на фотографиях зоотехник-генетик Б.
Лхасаранов, по его просьбе я писал проект о возрождении бурятского вида скота, а теперь я увидел их воочию на Хэнтэе.
Бурхан Халдун-Баян даваа
Легендарная гора монгольских народов Бурхан-Халдун, место расположения которой пока точно не установлено, отождествляется с серповидной горой Хан-Хэнтэй (2362 м) горного хребта. Нравятся лекции Константина Куксина?1)Приходи в Музей кочевой культуры в Москве )Присоединяйся к онлайн лекциям в зуме через лекторий Корн. На прародине Чингисхана, в районе горы Бурхан-Халдун, где, считается, его похоронили, действительно существовали запретные территории, куда нельзя было заходить простым. Бурхан Халдун имеет духовное значение, не сравнимое ни с одной другой горой в Монголии, и ему присвоен символический статус “колыбели” монгольской государственности, полностью.
Где находится могила Чингисхана — загадка возрастом 800 лет
Бацайхан утверждает, что Лин дважды поднимался на гору Бурхан-Халдун без официального разрешения. 1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". Убсунурская котловина, культурный ландшафт долины реки Орхон, комплекс петроглифов в Монгольском Алтае и великая гора Бурхан-Халдун, что на юго-востоке Забайкалья.
Президенту Монголии вручили сертификат ЮНЕСКО, выданный горе Бурхан-Халдун
Имя Хоридой-Мэргэн мог означать «меткий хоринский стрелок», предводитель. Учёными предполагается, что этноним хори древнее времени разделения монголов на племена, тем не менее имеет близкое родство как с монгольскими, так и тюркскими элементами если назвать «Хорилартай-Мэргэн», то суффикс -лар - тюркский, означает множественное число. Допускается также, что этноним хори может означать некогда бывшую численность родов хоринцев - двадцать. Женой Хоридой-Мэргэна была женщина по имени Баргажан-гуа Баргуджин-гуа. У них родилась единственная дочь, которую назвали Алан-гуа. В результате междоусобных конфликтов и разборок Хоридой-Мэргэн со своей семьей и с близкими друзьями переселился и обосновался на южных склонах горы Бурхан-Халдун, где кочевал вверх и вниз по берегам Онона. На этих же местностях проживали и монгольские племена. Из мифологических преданий кочевавших монгольских племён известно, что гора Бурхан-Халдун, расположенная на северо-востоке Монголии, является местом силы, связанной с именем Чингисхана. Считается, что он родился в тех местах и похоронен там же. От Алан-гуа до Чингисхана Продолжим повествование. Однажды представитель одного из монгольских племён, мужчина по имени Дува-Соохор, вместе со своим младшим братом Добу-Мэргэном поднялся на гору Бурхан-Халдун.
Когда они оттуда посмотрели вниз, то увидели группу кочующих людей, спешно спускающихся вдоль реки Тунхэлэг. Дува-Соохор, человек с феноменально острым зрением, говорит Дува-Соохору: «Среди этого кочующего народа на средней закрытой повозке, вижу, сидит перед тентом очень красивая девушка. Если она ещё не жена кого-нибудь, то тебе, Добу-Мэргэн, надо с ней познакомиться и подружиться». И отправил младшего брата к ним. Когда Добу-Мэргэн подъехал к кочевникам, то увидел действительно красивую девушку. Оказалось, что она имеет высокий статус и не замужем. Звали её Алан-гуа, была дочерью предводителя рода хори-тумэдов Хоридой-Мэргэна. О том, как поженились Добу-Мэргэн и Алан-гуа, подробно описывается в «Сокровенном сказании монголов», поэтому приводить здесь не буду, скажу только, что он её насильно выкрал. В «Сокровенном сказании» пишется, что этих трёх сыновей она родила не от земных людей, а от некоего луча с неба. У красивой и умной Алан-гуа была необходимость в такой легенде, После смерти Алан-гуа её сыновья, то есть братья, рассорились между собой, и, когда делили имущество, то младшему брату Бодончар-Мунхагу ничего не дали, и он кормился и выживал тем, что сам добывал на охоте.
Однажды Бодончар-Мунхаг напал на кочевой народ, победил и стал его предводителем - ноёном. От старших сыновей Бодончар-Мунхага произошёл монгольский род борджигинов. По сообщению персидского историка X1V века Рашид ад-Дина, борджигины, к которым относился и Чингисхан, означает «синеглазые». Представители этого клана отличались синим цветом глаз и рыжими волосами. Если изучить фактические сведения, данные в «Сокровенном сказании монголов», то между Алан-гуа и Чингисханом насчитывается десять родившихся людей мужского пола. От Есугэй-Батора в 1162 году родился сын, которого назвали Тэмуджином впоследствии - Чингисхан.
Бурхан халдун ууланд дээд дунд доод хэмээх гурван овоо байдаг. Доод овоо нь уулын бэлд, дунд овоо нь уулын дунд хавьцаа байдаг.
Уулын орой нь цэлийсэн том талбайтай.
Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется. Читают сейчас.
Монголы в буквальном смысле пролили реки людской крови, на этих местах годами не росла даже полынь. На их пути оставались пепелища, развалины и трупы людей. Обширные пространства земли пришли в запустение на века. Чингисхан считал, что монголы должны жить в юртах и кочевать, а другие народы - обеспечивать им райскую жизнь и быть их вечными рабами.
Для монголов Чингисхан был величайшим посланником Тенгри и самым великим шаманом в их истории. Он умер, оставив много загадок. Согласно самой распространенной версии, он упал с коня во время охоты, сильно разбился и вскоре умер. Посол в ставке кагана Плано Карпини сообщал, что Чингисхан погиб от удара молнии, «царь дорог» Марко Поло утверждал, что причина смерти - рана стрелой в колено в бою с тангутами. По монгольской легенде, Чингисхан влюбился в тангутскую царицу Кюрбелди-шин-хатун и приказал умертвить ее мужа, а саму красавицу доставить в свою юрту, несмотря на предсказание оракулов, что эта женщина его погубит. После ночи любви, когда Чингисхан заснул, царица, мстя за смерть мужа, оскопила его. По разным вариантам, то ли зубами, то ли ножницами, которые женщина пронесла в своих волосах, несмотря на тщательный обыск. Затем она бросилась в реку и утопилась.
Что же касается места захоронения Чингисхана, то об этом есть множество предположений, легенд и преданий. Несомненно, Чингисхан знал о непрошеных гостях в гробницы мертвых. Он, вероятно, тщательно продумал способ и место своего захоронения и доверил его выполнение самым близким людям. Сыновья сделали все возможное, чтобы сохранить тайну его могилы. После смерти он должен был занять высокое положение и на том свете. Для благополучия в загробной жизни в могилу умершего клали его богатства и оружие, рабов и коней, чтобы они служили владыке в ином мире. Несметные сокровища, сложенные, по легендам, в могилу Чингисхана, и не дают покоя гробокопателям. Он умер летом в местности с жарким климатом, и далекий путь на родину пролегал через пустыню Гоби.
В жаре тело покойника быстро разлагается, и выбор места захоронения у его сыновей был невелик: или вблизи Чжунси-на, или у священного озера Кукунор. По мнению крупного исследователя Центральной Азии П.
Семь ненайденных сокровищ
Согласно монгольскому эпосу, предки Чингисхана кочевали на Бурхан-Халдун, у истоков реки Онон, которая течет с этих гор в Забайкалье, у подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана. Фото: hunnu.
Ранее правительство Монголии приняло решение о создании заповедника в районе нахождения национальной гордости страны — горы Бурхан-Халдун.
Горный хребет Бурхан-Халдун — один из сакральных центров Монголии, тесно связанный с именем Чингисхана. Окрестности горы считаются очередным местом рождения и захоронения Чингисхана. У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана, а на его склонах он спасался от преследований меркитов.
Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили. Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник».
Если вы хан Кучум, то для вас это в любом случае акт агрессии. Если вы принадлежите к местным элитам — тоже агрессия.
Если вы крестьяне новгородские, которые после этого пришли Сибирь осваивать, — для вас это мирный акт — вы ни с кем не воевали. Очевидно, что Ермак внес смуту в местные элиты. Кто-то на его сторону перешел, кто-то остался верен Кучуму. Фактически в результате похода Ермака ханство сохранилось, но там началось то, что сейчас назвали бы гражданской войной — война всех против всех. Результатом этого было появление современных сибирских городов.
Часть местной элиты обратилась к Борису Годунову: надо основать острог против соседнего племени. И они основывают Томск на берегу Томи. Все со всеми воюют. Потом на эту территорию заходят уже регулярные русские войска и основывают Тюмень, Тобольск, Красноярск, Иркутск и так далее. Следующие 50 лет до середины 18-го века русские выкачивают оттуда ресурсы, а большая часть населения мигрирует на восток — эти волости пустеют.
Это зафиксировано. В селениях остается по двадцать человек, а где-то всего два. Жители мигрирует на восток, на Енисей и дальше. И спустя 70 лет после похода Ермака в Сибири еще вспыхивают бунты и восстания против русских завоевателей. Русско-чукотские войны происходили еще при Екатерине Второй, и, кстати, чукчи их выиграли.
Это 200 лет с похода Ермака. Кто на самом деле завоевал Сибирь? И желание владеть этим ресурсом было настолько сильное, что вот был на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа заполярный порт Мангазея. Государство просто не могло его проконтролировать и решило в 1620-е годы его закрыть. Вывоз ресурсов был настолько неконтролируемым, что государство просто расписалось в своей беспомощности, все запрещая.
Если говорить о мифах, то это миф, который в учебниках фигурирует: «представляете себе, русские казаки начали с конца 16-го века присоединение Сибири, а в 1630-е годы уже к Тихому океану вышли — проделали за 50 лет такой огромный путь». На самом деле еще 150 лет пытались что-то с этой территорией делать. Это объективно. Сохранились записи очевидцев, как на Дальнем Востоке присоединялись территории. Офицер и исследователь Геннадий Невельской, в частности, оставил дневники.
Это конец 19-го века. Колонизируют Сахалин. Он пишет, как происходит принятие присяги русскому царю. Поставили караул. Я зачитал присягу, подняли флаг.
Местному вождю что-то перевели, он кивнул. Никто, очевидно, ничего не понял, — пишет Невельской, — но мы в отчетах написали, что это селение теперь под властью русского императора». Примерно так было и в 16-17 веках. Но можно ли назвать его освободителем сибирских народов от хана Кучума, который был пришлым в Сибири, поскольку он из рода Чингизидов? Он пришел из Средней Азии.
Идея, что он чужой для Сибири, а мы ее освободили, впервые появляется в наказах царским послам в Швецию, Англию еще в 1585 году. Это простая идея, с помощью которой можно объяснить легитимность этой войны. Почему решили с ним воевать? Потому что он узурпатор. А мы просто восстанавливаем законную власть, тем более что нас об этом попросили.
В 1555 году в Москву прибыло посольство князя Едгера, который просит Ивана Грозного взять Сибирь «под свою руку». Очень хороший повод. Принято считать, что была местная династия Тайбугидов, которая была при хане, и к ней относился Едгер. Но в логике 16-го века правителем такого государства, как Сибирское ханство, может быть только Чингизид. Но это все неточно, есть версия, что Тайбугид — это такой титул, как великий раджа в Индии.
В любом случае в понятиях 16-го века Тайбугиды не могли вести международные дела. А они в обход хана попросили помощи русского царя. Эта идея, что Ермак освободил местные народы, появилась почти сразу. Но в головы местных жителей мы заглянуть не можем. Страдали они или нет под Кучумом?
Но мы точно знаем, что экономически для местного населения с приходом русских ничего не изменилось. Местные воеводы получали от царя наказ: когда будете устанавливать местные налоги, не делайте их больше, чем при Кучуме. Поэтому можно сделать вывод, что для жителей ничего не изменилось. Вряд ли сибирские народы чувствовали, что их кто-то освободил. Концепция краеведческого музея что в большом, что в маленьком сибирском городе такая — Сибирь была дикая, запущенная, тут были шаманы: «Живем в лесу, молимся колесу».
И тут приходят русские колонизаторы, несут свет знаний, строят города, вспахивают пашни и играют яркую цивилизаторскую роль. Потом приходит советская власть, индустриализация, электрификация и так далее. Там показывается очевидная цивилизаторская роль русских. А раз так, то цивилизаторы должны быть мирными. При этом на академическую среду это слабо влияет.
Понятно, что есть такие, кто для галочки статьи пишет, но нормальные ученые стараются не рассуждать в терминах «завоевание» и «мирная колонизация», то и другое — это идеологические штампы. Поэтому используют более нейтральные слова — присоединение, освоение. Это праздник взаимопонимания и дружбы всех народов и национальностей, живущих на огромной территории от Урала до Дальнего Востока. Культовый режиссер Рашид Нугманов готовится представить зрителям свой новый проект под названием «Бату. Исторический детектив».
Документальная картина снята по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при поддержке НАО «Государственный центр поддержки национального кино». Съемки фильма стартовали в августе этого года. Производством картины занимается ТОО «Cinegram». Автор сценария, режиссер и продюсер проекта — Рашид Нугманов. Оператор-постановщик — Никита Мельниченко.
По словам режиссера, идея проекта появилась еще в 2014 году. В создании фильма кроме съемочной группы участвовали еще и 25 спикеров из разных стран мира, которые исследовали жизнь и деяния Бату, великого политического деятеля 13 века, внука Чингисхана и основателя Золотой Орды. Его великой целью было создание большого государства, где не было бы войн», — отмечает Нугманов. Сюжет документального фильма построен вокруг расследования тайны гибели его отца Джучи, на фоне которого происходят глубочайшие геополитические потрясения на всем евразийском континенте: от Монголии и Китая до Великой Степи, Древней Руси и Священной Римской Империи. Несчастный случай на охоте?
Заказное убийство? Была ли размолвка старшего сына с отцом? Действительно ли он законнорожденный сын Чингисхана? Принимал ли Джучи участие в битве на Калке и почему он не подошел к Киеву? Какую миссию пришлось завершать за него Бату?
Казнь 77 чингизидов — месть или правосудие?.. Монголы умели хранить свои тайны. За прошедшие столетия они обросли множеством домыслов, слухов, легенд и небылиц. Сумеем ли мы докопаться до истины? На время этого путешествия зрители станут детективами, которым предстоит приоткрыть страницы нашей общей истории, интерпретированные в разных источниках по-разному.
Фильм детально проанализирует историю в интервью с выдающимися казахстанскими, российскими, украинскими, французскими, монгольскими, европейскими и американскими исследователями эпохи. Дискуссию дополнят исторические документы, а также графическая реконструкция событий. Невозможно понимать и оценивать настоящее, не зная и не оценивая прошлого», — подчеркнул режиссер. Генеральным продюсером проекта выступает Асет Исекешев. Продюсер — Анна Чакиртова.
На данный момент съемки фильма завершаются. Картина находится на стадии пост-продакшна. Ризал Паджонга Индонезия заключили договор о взаимном признании и установлении союзнических отношений. Имя великого завоевателя Чингисхана прочно ассоциируется, прежде всего, с Монголией, где его почитают как отца нации, объединившего разрозненные монгольские племена. Однако многие ученые утверждают — великий Тэмуджин родился на территории России.
Место рождения Чингисхана В «Сокровенном сказании монголов» и других средневековых источниках утверждается, что Темучин Тэмуджин родился от Есугей-багатура и его супруги Оулэн-чжин в местности Делюн-Болдок Делиун-Болдах — что в вольном переводе значит «холм, похожий на селезёнку». Здесь находились родовые угодья древнего рода Борджигин «сероглазых». Топоним Делюн-Болдок встречается в среднем течении реки Онон. Исток Онона сейчас находится в Монголии, а основная часть русла, вплоть до впадения в Шипку — на территории Восточной Сибири. Места эти не только степные, но и лесистые, здесь добывали пушного зверя.
Не случайно один из местных жителей по случаю рождения младенца Темучина подарил его родителям собольи пелёнки. Сам Темучин, которого чаще всего представляют как «степняка», в молодости прятался от врагов в тайге. Рашид ад-Дин передавал следующее высказывание Чингисхана: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Кэлурэне, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым от природы, без наставлений и выучки». Локализация в России Российские исследователи считают, что место рождения Чингисхана находится в границах Забайкальского края в настоящее время входит в состав Дальневосточного федерального округа. Более точно родина великого завоевателя локализуется, по разным данным, в 8 или 35 километрах к северу от нынешней российско-монгольской границы.
Ближе всего это место находится от населённых пунктов Верхний и Нижний Цасучей в Ононском районе. Здесь, между двух рукавов Онона, находится остров Икарал «Мать-остров» , упоминающийся в «Сокровенном сказании», а на нём есть урочище Делюн-Болдок. Сейчас неподалёку от села Цасучей также можно найти стоящий посреди степи огромный кусок гранита характерной формы, который называют «Котлом Чингисхана». По легенде, вода, скопившаяся в камне, исцелила Чингисхана после ранения ядовитой стрелой. Другого мнения придерживается исследователь Игорь Толмачёв.
Исходя из того, что «Делюн-Болдок» с маньчжурского языка переводится как «конская грива с залысиной», он помещает родину «Океан-хана» в окрестности села Чирон в Шипкинском районе Забайкалья. Добавим, что на Ононе же может находиться могила монгольского полководца, которого после смерти доставили в родные места на лодке. Точное ее местонахождение неизвестно. В 2012 году буряты Забайкалья выступили с предложением установить на берегу Онона памятник Чингисхану. Но эта идея не была реализована.
Возможно из-за того, что России сложно признать завоевателя «своим» — слишком много места в традиционной русской историографии занимает память о монголо-татарском иге. Альтернативные точки зрения Монгольские учёные, проведя собственные изыскания, объявили родиной Чингисхана сомон Дадал на территории аймака Хэнтий, примыкающего к российской границе. Речь идет о местности с тремя небольшими озёрами в верховьях Онона. Сейчас здесь сосредоточена туристическая инфраструктура, связанная с именем полководца, проводятся культурные мероприятия. Монголы имеют право на подобную точку зрения, поскольку наименование Делюн-Болдок распространяется не только на конкретное урочище, но и на целую долину, территория которой поделена между Монголией и Россией.
Наконец, третий, хотя и несколько курьёзный, участник спора о родине Чингисхана — Китай. Китайские историографы вообще опровергают свидетельства «Сокровенного сказания», утверждая, что Чингисхан — это бывший китайский чиновник, и родился он на территории Китая, а к северным кочевникам сбежал после того, как совершил должностной проступок. Очень часто можно слышать, что никакого Чингисхана не было. Потому что сами монголы отродясь о нем и знать не знали, но впервые услышали о нем только от русских, причем только после обретения Монголией государственного суверенитета в XX веке. Почитать, так вообще, Чингисхана придумали русские, дабы повысить у монгольских кочевников-скотоводов национальное самосознание для совершения революции.
Так, якобы, в начале XX веке было написано «Сокровенное сказание» хотя первый русский перевод «Сокровенного сказания» вышел в 1866 году. Причем «Сокровенное сказание» было написано русскими, но почему-то на китайском. Однако и помимо «Сокровенного сказания» существует огромная масса других письменных источников, где фигурируют не только монголы, но и сам Чингисхан. Из китайских источников назову «Сведениях о черных татарах» Хэй-да ши-люэ, 1237 и «Полное описание татар» Мэн-да бэй-лу, 1221. Из европейских очевидцев событий это Марко Поло «Книга о разнообразии мира», 1291 , Джованни дель Плано Карпини «История монгалов, именуемых нами Татарами», 1247 , Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны», 1293.
А еще в Амстердаме в 1705 году вышел «Исторический Атлас или новое введение в историю, хронологию и географию, древнюю и современную» Анри Абрама Шатлана. В книге, помимо прочего, приведено генеалогическое древо императоров Тартарии, родоначальником которой указан не кто иной, а Чингисхан. А почему нет никаких летописей, написанных по-монгольски? Почему же нет? А это значит, что уже, самое позднее, в 1620 году, когда «Алтан Тобчи» была переписана ордосским ламой Лубсан Данзаном, в Монголии прекрасно знали, кто такой Чингисхан.
Однако многие просто отмахиваются от этих источников. Раз нет никаких древних копий, а есть только поздние списки, то веры этим источникам нет никакой. Некоторые доходят даже до того, что заявляют: раз документ обнаружен только в XX веке, нет никаких оснований считать его более древним. Например, про «Алтан Тобчи» говорят, что она написана по мотивам китайских источников, того же «Мэн-да бэй-лу». Вот что тут сказать?
Вот не могу удержаться, чтобы не ткнуть носом в двойные стандарты. Во время Гражданской войны в каком-то разграбленном имении Юрием Миролюбовым была обнаружена «Велесова книга» — деревянные дощечки с нанесенными на них предположительно древнеславянскими письменами. Сами дощечки не сохранились. Также дошли до нас фотографии, но не самих дощечек, а карандашных рисунков пары из них. Оригинала нет, есть неизвестно кем, когда и с чего сделанный перевод — но вот это точно не подделка!
Ну да ладно. Но чаще всего, если вообще альтернативщики снисходят до фактов, они апеллируют, что русский путешественник Николай Пржевальский, в 1870х годах организовавший несколько экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, ни о каком Чингисхане от монголов не слышал. Вот, все о Чингисхане знали, и китайцы, и персы, и европейцы, а сами монголы не знали. Но, вот незадача. Оказывается, Пржевальский не только неоднократно слышал рассказы монголов о Чингисхане, но записывал их свои дневники и даже опубликовал часть из них в своих книгах, указывая: «В Ордосе, более чем где-либо, сохраняется память о Чингисхане».
В книге «Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870-1873 гг. Они говорят, что здесь было главное место подвигов двух героев Гэсэр-хана и Чингисхана, что, сражаясь с китайцами, эти богатыри убили множество людей, трупы которых. И это не единственное место в книге, где упоминается Чингисхан: «Другое предание гласит, что Чингисхан, теснимый своими врагами, поставил пески Кузупчи как ограду с одной стороны, а реку Хуанхэ заворотил с прежнего ее направления к северу и таким образом оградил себя от нападения». Мария Андреевна Лялина в книге «Путешествия Н.
Пржевальского в Восточной и Центральной Азии» приводит еще одну записанную Пржевальским легенду: «Со дня его смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 350. Умирая, Чингисхан определил время своего воскресения через тысячу лет после смерти. К этому же времени в Китае воскреснет богатырь, с которым Чингисхан сразится, победит и выведет свой народ в Халху, коренную родину монголов». Эту свою старую родину, откуда был родом также и сам Чингисхан, они указывают на северо-западе и называют ее Алтай-Хангай Алтын-тебши». А почему тогда нет русских источников, подтверждающих память монголов о Чингисхане, датируемых ранее 2-й половины XIX века?
А потому что тогда территория Монголии входила в состав Цинского Китая и была закрыта для русских. Первые русские купцы и путешественники появились там только после открытия в Урге Российского консульства в 1861 году и подписания «Правил сухопутной торговли» в 1862 году. Таким образом, очередной миф «отрицателей Чингисхана» оказался «пшиком» и лишь в очередной раз продемонстрировал их полное незнание материала по столь активно обсуждаемой ими теме. В истории возникновения и развития Московского государства есть очень увлекательные страницы, которые позволяют по-другому взглянуть на взаимодействие русских и татар. Согласившись выплатить ему огромный выкуп, князь выехал на Русь в сопровождении сыновей Улу-Мухаммеда Якуба и Касима, которые должны были контролировать сбор денег для выкупа.
Однако Василию удалось переманить Касима к себе на службу, в том числе и даровав ему в «кормление» город Звенигород. Таким образом он заполучил «своего» чингизида, что, учитывая борьбу за престол в Казани и в разваливающейся Золотой Орде, было совсем не лишним. Царевич Касим служил Василию и «за страх, и за совесть». В 1446 году Василий был схвачен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой и ослеплен. Шемяка обвинял родственника в том числе и в том, что тот «любит татар и даёт им русские города на кормление, …серебром и золотом христианским осыпает неверных, изнуряет народ податями».
Под давлением Василия заставили отказаться от прав на московский престол и поместили в Угличский монастырь, а затем в Вологду. Однако Касим разыскал его там и заверил в том, что поддержит в борьбе за московское княжение. Он помог Василию вернуть Москву и после этого со своими татарами сражался на стороне Василия с Дмитрием Шемякой. Последний в ходе агитации удельных князей и сбора войск против Василия утверждал: «Татарове изневолили нашу отчину Москву, и вы ми дайте на них помочь». В апреле 1449 года Шемяка потерпел поражение под Костромой от объединенной московской рати и татар во главе с царевичем Касимом.
Войска Касима участвовали также в битве у города Галича, где засел Шемяка зимой 1450 года. Примечательно, что будучи верными своей клятве служить московскому государю, татары также принимали участие в отражении нападений войск Золотой Орды в 149-1459 годах, в частности, в сражении на реке Битюг в 1450 году, где нанесли поражение ордынцам. За верную службу царевич Касим был пожалован в 1452 году землями между Рязанью, Нижним Новгородом и Москвой, на которых возникло Касимовское ханство. К ним также были присоединены бывшие ордынские феодальный владения бейлики Кадом, Темников, Шацк, в которых проживали татары-мишари. Касим пытался претендовать в 1467 году и на казанский престол.
В этом своем стремлении он был поддержан великим князем московским Иваном III, но умер во время похода на Казань. Его сын Данияр участвовал в борьбе московского государства с ханом Большой Орды Ахматом, а его преемник на касимовском троне — Нур-Девлет, в войнах с «Ахматовыми детьми». Сатылган, сын Нур-Девлета, в 1491 году возглавил совместный поход русских, касимовских и казанских войск против степных улусов Большой Орды для поддержки действий войск крымского хана Менгли-Гирея. Среди всех касимовских ханов наиболее известен Шах-Али, который, по свидетельству посла Священной Римской империи при московском великокняжеском дворе Сигизмунда Герберштейна, всегда находился по правую руку великого князя московского Василия III. Шах-Али известен тем, что несколько раз при помощи русских великих князей занимал казанский престол, а также участвовал во всех походах на Казань, организованных Иваном IV.
Другой касимовский хан — Саин-Булат после крещения стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем и в 1575 году стал по указанию Ивана Грозного Великим князем всея Руси. Татары самым прямым образом сыграли значимую роль в укреплении власти великих князей московских на Руси, поддерживая великокняжескую династию в самые непростые периоды ее истории. Одному из них даже доверили, хоть и формально, великокняжеский престол. Таким образом, вклад татар в создание Российского государства бесспорен и не подлежит сомнению. Ильдар Мухаметжанов 12 сентября.
Здоровья, сил и благополучия! Помощи Божьей во всех делах и проектах! В исторической литературе утвердилось бесспорное мнение, что после кончины хана Берке в конце 1265-го или начале 1266 года на золотоордынский престол взошёл Менгу-Тимур, назначенный преемником ещё при жизни Берке. Как утверждают летописцы, у Берке-хана не было детей. По мнению ряда историков, возвышение Ногая началось при хане Берке, хотя во время правления последнего беклярбек решительно не проявлял себя в делах высшего управления улусом.
Несмотря на то, что отношения между ханом и главным предводителем его войск были весьма дружескими, хан Берке не позволял себе делить власть с Ногаем. Как бы то ни было, после смерти Берке-хана, по свидетельству средневековых авторов, Ногай становится на долгое время правителем царства и неограниченно распоряжается чингизидами. Как утверждают, «Ногай был правителем Орды в стране Севера и имел полную власть над царями из дома Джучи». Мусульманские писатели из владений Ногая упоминают Исакчу на реке Дунай, где он утвердился изначально; места, прилегающие к «Железным воротам», где были его становища, и вдоль реки Яик, — подчёркивая, что они «были обширны». Как он утверждает, Ногай, «расположившись здесь, стал искусно расширять своё влияние на соседние страны».
С этого времени в арабских источниках присутствует информация о высоком политическом статусе Ногая, и к нему обращаются как к главному предводителю войск Орды. О том, что роль Ногая в Золотой Орде изменилась и что он по своему статусу настолько сильно возвысился, свидетельствует начатая переписка между ним и султаном аль-Меликом аз-Захир Рукн-ад-Дин Бейбарс Бундудкари. К началу 1270 года Ногай был уже не просто беклярбеком. Возвышение Ногая было связано и с тем, что он оказал Берке в своё время решающую поддержку в восхождении на ханский престол, а его боевые успехи в борьбе против Хулагидской армии подняли его авторитет, особенно среди войска Золотой Орды. К тому же Ногай, осуществляя руководство джучидскими гарнизонами на Кавказе при Берке, продолжил выполнять эти функции в первый период правления Менгу-Тимура.
Войска Золотой Орды под началом Ногая тогда же получили перевес в войне за Азербайджан и Северный Иран, вынудив тем самым хулагидов заключить мир с джучидами. Именно эти факторы позволяли ему, помимо прямого руководства армией Золотой Орды, осуществлять дипломатическую переписку с правителями других государств. После заключения мира с хулагидами Ногай возвращается к себе в Исакчу и начинает осуществлять руководство западной частью Золотой Орды Ак-Орда. Сразу же по возвращении он начинает вести себя не просто как действующий правитель нижнедунайского региона — отныне он самостоятельно ведёт дипломатические отношения как с Византийской империей, так и с Египтом. Для многих такое поведение Ногая кажется само собой разумеющимся.
Теперь Ногай представляет собой слишком крупную фигуру. Он не только, по известному выражению Льва Гумилёва, военачальник высокого ранга — мириарх, возглавляющий десятитысячное войско. Он имеет в своём распоряжении собственную армию — его войска впоследствии получили название Ногайской Орды. Лев Гумилёв утверждает, что воинов Ногай набирал в свою армию главным образом из племени «мангкытов» как произносится в соответствии с утвердившейся в литературе транскрипцией. Я же предпочитаю говорить о «Мангышском юрте» Ногая.
Мангышский юрт становится основным ядром собственной армии Ногая, который объединял вокруг себя многие кыпчакские племена. У каждого кыпчакского племени имелись свои родовые названия, которые они сохраняли и помнят по сей день. По мере консолидации вокруг армии Ногая название «ногай», или «ногайлар» «ногайцы» , стало означать принадлежность этих племён армии Ногая. Со временем, уже после гибели Ногая, объединение Ногая стало называться Ногайской Ордой. По мере укрепления своей позиции Ногай заявлял, что имеет особые полномочия от хана Батыя поддерживать единство и порядок в государстве.
Получил он такой наказ от хана Батыя или нет, достоверно неизвестно. Однако в своих закулисных играх Ногай неуклонно следовал этой тактике, параллельно обеспечивая с помощью своих воинских подразделений послушание подданных тем правителям Кыпчакского ханства Золотой Орды , которых он назначал и сменял по своему усмотрению. В 1267 году открытая и тайная борьба за власть закончилась в пользу Менгу-Тимура. К этому времени Ногай уже состоялся как влиятельный политик и стратег, что позволяет нам с уверенностью говорить, что назначение чингизида Менгу-Тимура ханом Золотой Орды происходило не без участия Ногая. Существует распространённое мнение, что Менгу-Тимур стал ханом вопреки воле Ногая.
Однако, согласно логике дальнейших событий, подобное утверждение не очень вписывается в историческую картину. Известно, что Менгу-Тимур был вторым сыном по старшинству у сына Батыя Тукана. Претендентом на трон он становится после смерти отца и старшего брата.
Проказы монгольских археологов
В знак великого почтения, которое в Монголии считается священной горой, имеющей духовное значение, и восходящему солнцу, он выразил свое почтение духам горы вокруг себя, брызнул молоком в воздух и окропил им землю. Он снял ремешок с пояса, отмотал его от одежды и накинул на шею. Этим актом символически он отказался от гордости своего монгольского человека и выразил свое подчинение богам. Он снял шляпу, скрестил руку на груди и девять раз преклонил колени, поклоняясь солнцу и горе. Он провел три дня на горе, вознося молитвы, и таким образом установил сильную духовную связь с горой и черпал в ней особую силу. В Тайной истории монголов Чингисхан, который впоследствии стал «Покорителем мира», веря в свою судьбу, сказал: Я поднялся на гору Бурхан,. Хотя я был напуган и бегал, как насекомое,. Он дал Бурхан Халдуну статус королевской священной горы. История отражена в «Тайной истории монголов», которую ЮНЕСКО признало в 1990 году «литературным творением выдающегося всемирного значения».
Он подчеркнул, что местные жители всегда были против раскопок, поскольку существует предание — вскрытие гробницы Чингиса погубит его народ. В 2005 году в аймаке началась засуха. Хэнтэй подвергся настоящему нашествию , личинки которого плотным слоем покрыли место раскопок.
Местные восприняли это как дурной знак, поднялся шум — в общем, экспедицию пришлось свернуть. Современная карта района, где разворачивались интересующие нас события Черная комната без черной кошки Интересная ситуация. Создается впечатление, что монголы просто-напросто водят иностранных археологов за нос.
Поддерживая их ошибочные расчеты и разрешая копать в местах, где гробницы заведомо нет, они, вполне возможно, реализуют свои плановые археологические проекты. После бесславного завершения экспедиции Кравица монгольские ученые открыто заявили о том, что никакого Чингисхана в том захоронении и быть не могло, поскольку оно относится к более раннему, киданьскому , времени Х-XII века , о чем им было известно еще в 1950-е годы.
Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник». Сообщается, что после погребения Чингисхана его место поросло множеством деревьев и травы, и позже сами охранники не могли найти захоронение.
Место их захоронения охранялось особой тысячей воинов. В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-Халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной Хан-Хэнтэй. ARD В перечень всемирных ценностей также было включено более десяти объектов.
300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул
6 минут назад. Пожаловаться. О посещении предгорий Бурхан-Халдуна, музея Чингисхана в Улан-Баторе и других культовых для потомков древних тюрков мест рассказали на минувшей. Считая Бурхан-Халдун сакральным местом, монголы поклонялись божествам – хранителям этой горы, как своим защитникам. Люди, что вы делаете, вам же некуда будет бежать, когда из зеленых Карпат вы сделаете монгольский Бурхан-Халдун. Согласно легенде, воитель повелел похоронить его у некой горы Бурхан-Халдун, местонахождение которой остается загадкой до сегодняшнего дня. Download Бурхан Халдун and enjoy it on your iPhone, iPad and iPod touch. Согласно легенде, на вершине горы Бурхан-Халдун, расположенной на территории Хэнтэйского аймака в Монголии, покоится прах великого Чингисхана.
Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ
Тэмуджин будет вынужден скрываться от погони на горе Бурхан-Халдун. Восхождение на вершину Бурхан-Халдун с юго-восточного склона горы возможно только по этой тропе. Нравятся лекции Константина Куксина?1)Приходи в Музей кочевой культуры в Москве )Присоединяйся к онлайн лекциям в зуме через лекторий Корн.