Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. Белуджи сочли несправедливым, что взамен богатств природных недр их регион ничего не получает и остается бедным. Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане.
Белуджистан: что это, при чем тут Пакистан и Иран, кто такие белуджи?
Кандагар и Гильменд в Афганистане Афганская провинция Кандагар расположена в южной части страны между провинциями Гельменд, Урузган и Забул. Большую ее часть занимает Баквийская пустыня. Население — более миллиона человек. После свержения режима талибов в начале XXI века провинция была самым небезопасным районом страны. После ухода американских войск Кандагар снова перешел под его контроль. Отметим, что провинция и город Кандагар навсегда остались в памяти ветеранов военных действий СССР в Афганистане 1979-1989 годов. Провинция Гильменд в Афганистане — самая крупная по площади провинция в стране 58,5 тыс кв км. На юге граничит с Пакистаном.
Население — 869,6 тыс человек. Кроме того, провинция известна как крупнейший производитель опиума. Белуджи — какой это народ?
После ухода американских войск Кандагар снова перешел под его контроль. Отметим, что провинция и город Кандагар навсегда остались в памяти ветеранов военных действий СССР в Афганистане 1979-1989 годов. Провинция Гильменд в Афганистане — самая крупная по площади провинция в стране 58,5 тыс кв км. На юге граничит с Пакистаном. Население — 869,6 тыс человек. Кроме того, провинция известна как крупнейший производитель опиума.
Белуджи — какой это народ? Белуджи — иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Численность белуджи может достигать 11 млн человек. Они расселены по юго-восточной части Иранского нагорья, большая их часть проживает в пакистанском Белуджистане, иранском Систане и Белуджистане, а также на юге Афганистана. Исламабад осудил атаку Тегерана, предупредив Иран о серьезных последствиях.
Кроме того, были созданы учреждения для изучения культуры и языка белуджей и брагуи. Brill, 1993. Белуджи до сих пор не примирились с пакистанским господством и стремятся к созданию независимого государства.
Их националистические устремления основываются и на том факте, что от использования природных богатств газа, угля, урана, золота и нефти региона Суи, расположенного на восточной окраине Белуджистана, получает выгоду только Исламабад, а на жизненном уровне самих белуджей обладание этими ресурсами никак не сказывается: их поселки зачастую не имеют ни водопровода, ни элек-тричества15. Люди из деревни ходят за водой на газовую станцию, находящуюся в Суи; если они будут пойманы, им грозят наказание, пытки или тюремное заключение. Следует отметить, что упомянутая газовая станция является одним из важнейших объектов на всей территории Пакистана; кроме того, с ней в немалой степени связаны мятежи белуджей. Многие представители белуджской молодежи видят свою главную цель в борьбе с правительством Пакистана и присоединяются к повстанческим организациям, в частности к «Лашкар-э-Белуджистан»; они с негодованием вопрошают: «Почему мы должны жертвовать нашим правом на свободу, нашей федерацией, в которой правит один народ? Здесь в личные документы белуджей вписывается не национальность, а принадлежность к какому-либо клану эсези, наутани, калбели и т. Таким образом, клан оказывается «выше» национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных. Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс.
Из нее 347 190 кв. Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи. Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, террито- 15 См. Это в 1960-х годах отмечала В. Фролова16; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г.
Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.
Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних 16 См. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР»18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период «привыкания» к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг.
Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе.
Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново.
Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена.
Куда интереснее — мобильный. Недаром по сети все чаще гуляют селфи у кратера вулкана или на Крайнем Севере. А вот за реальные просторы, как и много лет назад, борются самые разные кочевые группы. О жизни этих групп рассказывает «Иран сегодня». Источник фото: mizanonline. Здесь, в окружении самых разных и удивительных пейзажей, понять вечных иранских кочевников, окажется не труднее, чем отыскать их. К северу от притока реки Карун — Абе-Диз, в области, именуемой Лури-кучек, или Малый Луристан, несложно встретить сразу две многочисленные группы лурских племен: Пуштекоха и Пешкоха. Большинство лурских племен исповедуют ислам шиитского толка, говорят на близком к фарси языке лори и издавна именуются «чадорнешинами» «живущими в шатрах». Ведь, несмотря на все попытки правительства в 1920-1930-х годах привести их к оседлости, луры по-прежнему кочуют по юго-западу страны. Бахтиары Соседствуют с «подвижными» жителями Малого Луристана не менее легкие на подъем обитатели Большого Луристана, или Бахтиарии. Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий.
Белуджи: исследование культуры, обычаев и истории этого народа
- MySQL Fatal Error
- Кто такие белуджи? | Исламосфера
- Главное сегодня
- Поделиться
На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге
Верующие… … Большой Энциклопедический словарь белуджи — сущ. ССР, Тадж. Народ, населяющий часть Пакистана, а также живущий в Иране, Афганистане и некоторых других странах; представители этого народа. Б ие княжества. Общая численность свыше 2 млн.
А ежели ещё это приправлено религиозными и культурными традициями, то недовольство усиливается. По сему, получается как бы замкнутый круг. Приехал я сюда, чтобы конкретно в Белуджистане посмотреть на белуджей, хотя, видел их уже не раз в Тегеране и других городах Ирана, и среди водителей грузовиков тоже. И они даже за рулём носят эти свои традиционные белые длинные одежды на мой взгляд, не очень практичные в не очень чистых грузовиках. Сразу скажу, что в оной губернии архитектурный стиль весьма посредственный, и вообще, интересных исторических конструкций или природных достопримечательностей очень мало по сравнению с прочими иранскими станами. В Захедане высота коего 1400 метров, что не способствует сильной жаре народ вечерами греется кострами, вместо того, чтобы теплее одеваться. От костра, видимо, люди берут энергию, перетекающую по всему телу. Это, наверно, работающие продавцы на оном базаре… Как видите, даже в январе самый холодный месяц в Иране и всём Ближнем Востоке белуджи носят свои белые одежды и брюки, а на торс часто одевают что-то тёмное и тёплое. А ещё выпущено досье об общеиранских аспектах в том числе, немного рассказал там и про религии, и про этнографию в Иране. Подозрительные персы и белуджи в Захедане Zahedan , это столица губернии Систан и Белуджистан. Припёрся сюда уже вечером, и на ночь а лучше на пару хотел устроиться к людям, отозвавшихся на мой клич в международном клуба гостеприимства, но телефон, данный ими, оказался не востребованным звонил с нескольких разных телефонов, и никто не отвечал. Вскоре человек с улицы, узнав про проблему пришельца, решил помочь и отвёз к своему другу, с коим вместе работает. Позвонил ему, и тот дал добро. Мы приехали на съёмную хату. Оба они, как оказалось, персы, а не белуджи. И даже родом не с этих мест. Тут они просто работают. Друг оказался англоговорящим. Он решил позвонить ещё раз по тому номеру хозяин номера должен быть по имени Педжман , что не отвечал на многие предыдущие мои звонки. Но вот Педжман ответил! Разговор как потом поведал хозяин хаты был примерно таким разумеется, на персидском языке, просто потом хозяин хаты мне перевёл : — Здравствуйте!. Почему Вы не отвечаете на многочисленные звонки, человек приехал издалека к в наш город, а Вы не отвечаете? Я просто хочу помочь нашему гостю иностранцу. Хозяин хаты теперь решил ему отправить СМС на английском. И после этого СМС уже сам Педжман перезвонил, и мы поговорили. Он спросил: — Там точно нет полицейских?. Мы на хате, на кою меня пригласили с улицы. Я просто мечтаю обрести ночлег на эту ночь! Я просто сейчас вдали от Захедана. Но я свяжусь с моими друзьями, они приедут за Вами и доставят на хату другим нашим друзьям. Была уже полночь. Вскоре двое друзей действительно приехали, и чувствовалось, как они сами немного чуток нервничали а вдруг там действительно полиция?!?! И вот, мы поехали-таки на новую хату, которая оказалась квартирой других людей, ранее также положительно отозвавшихся через сей интернет-клуб и приглашавших к себе. Однако, они совсем не прислали их номер телефона. Но они оказались друзьями Педжмана!. Таким образом, мы все тут встретились. Мы все потом на той квартире обсудили ситуацию. Хозяева дома молодая пара, но не будем называть их имена — персы. А привезжие меня на машине сюда — белуджи. И Педжман тоже белудж. Но это не мешает им всем дружить меж собой. Они когда-то вместе проходили курсы английского, а Педжман и вовсе их учитель в этом вопросе. А объединило и подружило их то, что они совсем не считают себя строгими мусульманами и не приветствуют законы шариата. Этот оригинальный противоугонный блокиратор встретился мне в Захедане. Итак, в эту же ночь белуджи кои на машине привезли сюда в квартиру поведали, что в этом регионе и в Захедане, в частности совсем безопасно путешествовать. Никаких угроз со стороны белуджей в сторону персов либо иностранцев практически нет ну кроме, разве что, дурных на голову людей, что крайне редко. И что правительство, якобы, лишь нагнетает обстановку. Впрочем, такое же мнение можно услышать от чеченцев в самой Чечне и коренных жителях во многих других неспокойных регионах хотя, конечно, много и таких представителей нац меньшинств, которые поддерживают правительственную точку зрения.
Поспешная ответная реакция моментально сказалась на коммерческих перевозках с использованием воздушного пространства, которые сократились до 450, то есть почти наполовину. Соответственно упали и доходы. Что, вероятно, и стало отрезвляющим фактором и прологом к мирным переговорам с Ираном. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян слева прибыл в Пакистан, чтобы обсудить вопросы безопасности, экономики и торговли, 29 января 2024 г. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что торгово-экономические и бизнес-связи оказали определённое влияние, и Исламабад с Тегераном решили не усугублять рецидив застаревших противоречий и погасить конфликт на ранней стадии. К тому же, живущий в условиях санкций Иран нуждается в рынках сбыта, что вполне может обеспечить двухсотмиллионный Пакистан. Кстати, на форуме в Давосе , как раз по время ракетных ударов по Пакистану, встретились врио премьера Пакистана Какар и иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, который и заявил, что Иран готов укреплять сотрудничество с соседом в электроэнергетике, нефтяной, газовой и энергетической сферах и что Иран хотел бы увеличить товарооборот с Пакистаном до 5 млрд долларов, что вдвое больше нынешних показателей. В свою очередь Пакистан, как было отмечено, помнит, что в 1947 году первым признал независимость молодой исламской республики именно Иран. Взгляд со стороны Китай. На фоне эскалации отношений между Ираном и Пакистаном Китай первым вызвался стать посредником на переговорах. Официальный представитель китайского МИД выразила надежду на способность сторон проявить сдержанность. В этой связи важно отметить, что у Китая сложились деловые отношения как с Ираном, так и с Пакистаном. В частности, с Исламабадом заключено соглашение о строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК , благодаря чему Пекин получит выход в Оманский залив, связав Синьцзян с пакистанским портом Гвадар в провинции Белуджистан. А с Ираном, как утверждают в Пекине, у Поднебесной установилось «всеобъемлющее стратегическое партнёрство с обоюдной и твёрдой поддержкой».
Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык2, относящийся к северодравидской ветви. Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что «чем темнее кожа, тем хуже» темная кожа типична для брагуи. Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось. В связи с либерализацией политического режима в СССР в 1980-х годах, у туркменских белуджей появилась надежда на создание собственной системы образования. Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения. К изучению белуджского языка и фольклора. Записки коллегии востоковедов. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии. Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей. Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи6. По мнению В. Фроловой7, наиболее вероятной является «иранская» версия. В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гаф-ферберг9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный ар- 6 См. Nomadenalltag vor den Toren von Merw. Belutschen, Hazara, Dscham-schedi. Dresden, 1994. History of Baluch Race and Baluchistan. Karachi, 1958. Белуджский язык. Издательство восточной литературы, 1960. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи. Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов. Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием «Гедросия». Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г. III в. Первые упоминания о белуджах на этой территории относятся к Х веку. В VII веке в связи с приходом арабов, исламизировавших Персию и прилегающие к ней территории, появляется название «Мекран» «Макран» , которое обозначало засушливые пустынные районы у известного в древние времена как Гедросия побережья Аравийского моря. Как указывает белуджский автор М. Балох10, уже в XV веке предводителю белуджей Мир Чакару удалось объединить племена и создать империю на землях юго-восточной Персии, южного Афганистана и нынешнего пакистанского Белуджистана уже тогда, вероятно, белуджи расселились на занимаемых ими сегодня территориях. Однако после смерти Мир Чакара эта империя рухнула. Государство Мир Чакара упоминается и другими авторами; подробное описание его правления и гражданской войны между племенами белуджей приводится в трудах таджикского философа-востоковеда М. Асимова и английского историка К. Босуор-та: «Во II пол. XV века было основано государство белуджей под властью Мир Чакара из белуджского племени Ринд. В этом государстве вместе с белуджским племенем лашари жили члены племени ринд. Это государство прекратило свое существование в результате гражданской войны между обоими племенами. Предводителем племени лашари был Мир Горан хан Лашари. После этой войны известной как Тридцатилетняя война племена лашари и ринд населили прежде всего провинции Синд и Пенджаб»11. Более подробная информация об этом государстве относится к XVII веку, когда воевавшим против Великих Моголов брагуйским и белуджским племенам удалось создать 10 Cm. Belutschistan Pakistan.
Кочевые народы Ирана
Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе.
Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб.
Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе.
Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена.
Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита.
Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей.
Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правительством 20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса "Хани и Шах Мюрид", являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты. Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф. Шольц посвятил свое исследование периоду, начавшемуся после установления британского господства; как и у других авторов, которые сосредоточили основное внимание на проявлениях белуджского национализма, его интерес ограничивается территорией современного Пакистана.
В 1930-х годах жизнь белуджей в Туркменистане изучали члены экспедиции Российской академии наук. Гафферберг описываются быт, обычаи и традиции белуджей, а также трудности, испытываемые этносом в ходе интеграции в СССР. После распада Советского Союза интерес к туркменским белуджам возрос. Белуджи из Пакистана, зачастую с удивлением, открывают для себя их культуру; об этом свидетельствует, например, статья "Туркменистан: страна пятидесяти тысяч белуджей", принадлежащая перу пакистанского журналиста из Кветты Яр Яна Бадини. Ржехак и двое его коллег-белуджей опубликовали в 2007 году словарь, содержащий слова и фразы на балучи, пушту, дари и английском языках.
Белуджи — какой это народ? Белуджи — иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Численность белуджи может достигать 11 млн человек. Они расселены по юго-восточной части Иранского нагорья, большая их часть проживает в пакистанском Белуджистане, иранском Систане и Белуджистане, а также на юге Афганистана. Исламабад осудил атаку Тегерана, предупредив Иран о серьезных последствиях. В Тегеране заявили, что атака КСИР была направлена исключительно против террористической группировки в пакистанской провинции. Но Исламабад все же решил отозвать своего посла из Ирана. Взрывы прогремели 18 января в области Сараван провинции Систан и Белуджистан. В результате этой атаки погибли семь человек. Все они были иностранными гражданами. В МИД Пакистана сообщили, что серия точных ударов наносилась по объектам "антипакистанских группировок" в Иране.
ФОБ поддерживает присутствие боевиков в прибрежных округах Макран и Аваран на протяжении двух десятилетий. Назар первоначально основал Студенческую организацию белуджей в 2002 году. Это была радикальная молодежная организация, запрещенная в Пакистане только в 2013-м по обвинению в поддержке вооруженных группировок белуджей. В 2004 году Назар отошел от поддержки студенческого радикализма и вместе с рядом единомышленников основал ФОБ. Группировка ОАБ привлекла к себе внимание летом 2000 года, после того как взяла на себя ответственность за взрыв бомбы на рынке в пакистанском городе Кветте. Первоначально ОАБ возглавлял Балах Марри, сын Наваба Хайра Бахша Марри, который был сторонником марксистской линии, участвуя в белуджском повстанческом движении 1970-х годов. Даже сегодня Балах Марри остается символом белуджских повстанцев. Однако через три года после его смерти в ходе военной операции на пакистано-афганской границе в 2007 году в ОАБ возникли внутренние разногласия. В 2010 году группировка разделилась на две фракции, в результате чего возникла «Объединенная армия белуджей». В 2017 году ОАБ пережила еще один раскол, когда образовались две фракции, одну из которых возглавил Аслам Белудж, а другую — Азад Белудж.
Многие частные лица, у которых есть газовые месторождения на своей земле, также получают выплаты. Многие белуджи утверждают, что такие гонорары слишком низкие. В ответ в 2011 году премьер-министр Саед Юсуф Раза Гилани объявил о добавлении рупий. Однако гонорары часто не доходят до простых людей в Белуджистане из-за коррупции и накопления богатств вождей белуджских племен. Это препятствовало развитию инфраструктуры. Региональное неравенство Обширное автомобильное и железнодорожное сообщение, развитое британскими колонизаторами в северных частях провинции Белуджистан, привело к большему экономическому развитию территорий, в основном населенных этническими пуштунами, что также усилило национализм среди этнических белуджей в провинции. Гвадар Еще одной проблемой является строительство мегапорта Гвадар , который начался в 2002 году и полностью находится в ведении федерального правительства. Белуджи жалуются, что строительство порта зависит от китайских инженеров и рабочих, а также на работу нескольких белуджей. Уровень жизни белуджей в этом районе улучшился незначительно. Параллельный городок для рабочих в Гвадаре строится рядом со старым, чтобы изолировать белуджей от растущего притока чужаков. Правительственные чиновники незаконно продали большую часть земли вокруг Гвадара, получив огромную прибыль за счет местных белуджей. Правительство Пакистана отреагировало на растущее недовольство белуджей и их сопротивление экономической маргинализации в Гвадаре жестким подходом, разместив в этом районе солдат, чтобы защитить его от нападений повстанцев. В ходе создания было задействовано большое людей. Мультикультурализм и иммиграция Из-за исторической нехватки квалифицированной рабочей силы в Белуджистане, квалифицированные рабочие часто привозятся из других регионов. Их появление означает, что могут развиваться новые отрасли, стимулирующие местную экономику; однако националисты утверждают, что это вызывает недовольство местных жителей. Подобно Карачи, после передачи из Белуджистана, Средней Азии, стран Восточной Азии и большого числа людей, прибывающих из других сообществ других жителей Китая, жителей стран, жителей стран, поселился там, он стал национальным финансовым центром в Пакистане, поэтому местных жителей синдхи. Националисты выступают против мультикультурализма и иммиграции небалуджей. Город Карачи играет ключевую роль финансового центра Пакистана, и его экономика резко выросла, превратившись в большом городе Азии в качестве морского порта. Тем не менее, город продолжает быть домом для этнического и религиозного насилия. Националисты Белуша утверждают, что мигают такими событиями, и выступают против аналогичной ситуации в Белуджистане. Мир Сулейман Давуд утверждает, что люди в Белуджистане по-прежнему недовольны политикой Пакистана в регионе и он, помимо других, довольно воинственных, белуджских националистических организаций, открыто призывал Индии к помощи в отделе Белуджистана от Пакистана. Заявленная территория Совета включает «белуджей Ирана», включая пакистанского Белуджистана, но не включает афганские белуджские регионы, и в Совет входят «все лидеры сепаратистов, включая Навабзада Брамдаг Бугти». После советского вторжения, вокруг 4 миллиона угроз из Афганистана и поселились в регионе, что привело к существующему демографическому дисбалансу.
Борьба белуджей
В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Белуджи — кочевой народ.
Где поднимется «новый Дубай»
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом | С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. |
Борьба белуджей / Геополитика | Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. |
Где поднимется «новый Дубай» | Улицы города Захедан на юго-востоке Ирана заполнились протестующими, когда белуджи, иранский народ, вышли на демонстрации против политических репрессий и казней граждан. |
Белуджи — многомиллионные разбойники пустыни
Улицы города Захедан на юго-востоке Ирана заполнились протестующими, когда белуджи, иранский народ, вышли на демонстрации против политических репрессий и казней граждан. Белуджи — кочевой народ. Белуджи и пуштуны относятся к хазарейскому населению весьма прохладно, так как считают хазарейцев низшей частью афганского / пакистанского общества. Белуджи — это древний народ иранской группы, в мире их насчитывается менее 15 млн. Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. Народ с благодарностью помнит, что построил Советский Союз в его стране, большинство объектов работает до сих пор.
Белуджи — многомиллионные разбойники пустыни
Дважды белуджи поднимали крупные восстания: в 1963 и 1973гг. В 1973г. на восстание против правительственных войск поднялись 50 тысяч белуджей. Предполагается, что белуджи заселили нынешние места обитания, возможно, несколькими волнами в VII—VIII вв. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. День единства белуджи и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов.
Юмор в персидской литературе
- О положении белуджей в Туркменистане.
- Поделиться
- ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
- Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
- Основная навигация
О положении белуджей в Туркменистане.
Белуджи — кочевой народ. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. В последнее время отмечается присутствие “фактора белуджей” и в обострившейся в очередной раз ситуации на афгано-пакистанской границе.