Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

весьма скорбная дата. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Депортация началась в 5.00 утра, 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей.

Смотрите также

  • Депортация чеченцев и ингушей — Википедия
  • ЧТО ЧИТАЮТ:
  • Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы? | ИА Чечня Сегодня
  • Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей
  • ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?

Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года

Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.

И было принято решение их уничтожить. Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей. Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь", - излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.

Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Это приказ Серова и Берии", - отмечает историк. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей.

Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе— "историческая фальшивка". После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет", - уточняет профессор Муса Ибрагимов.

Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения. Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.

Рейсы для депортации с Сахалина не идут В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин. Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа.

Один из командиров Хасуева тогда сказал: "Дальше высылать некуда", и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было", председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев. В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью. Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки.

В качестве репрессивной меры было избрано переселение этих народов в республики Средней Азии. Было это 23 февраля по 9 марта. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс.

Скрыться в горах сумели 6544 человека.

В ходе выселения погибли 100 тыс. Вместе с вайнахами по ошибке были депортированы и представители других народов, проживавшие в Чечено-Ингушетии:аварцы, даргинцы, лакцы и др Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а на её территории создана Грозненская область Часть районов вошла в состав Северной Осетии, Дагестана и Грузии. Населённым пунктам присваивались русские названия, осквернялись и разграблялись мечети и кладбища, жглись книги на чеченском и ингушском языках, уничтожались библиотеки, оружие, ковры т.

Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел.

Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца»,, — рассказывает «Газете. Ru» историю своей бабушки Асет Окуева. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей. Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину.

ЧТО ЧИТАЮТ:

  • Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь
  • Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости
  • Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
  • Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
  • Читайте также
  • В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей

НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА

В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта. чеченцы, ингуши, депортация, операция "чечевица", ссср, новости россии. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев

"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых - Евгений Норин | Boosty 74 года назад – 23 февраля 1944 года – в Чечено-Ингушской АССР началась операция «Чечевица» – тотальная депортация (этнический геноцид) ингушей и чеченцев.
23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей – История и современность – Новости Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию.

ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля?

23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей, годовщину которой отмечают 23 февраля. В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани, передает портал 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками.

Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля

ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля? Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей: historical_fact — LiveJournal 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан.
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь - Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей — Интересные новости (Василий Еремин) — NewsLand Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало.

Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата

Было это 23 февраля по 9 марта. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс.

Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон.

Его зауважали местные. Они тоже были мусульманами. Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия. А помимо этого отец и знахарем был. Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого.

Рассказывает Ахмед С. Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе. Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза. То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле. Потом устроился на работу в кузнице.

Там было тепло. А это много значило для меня. Тепло означало жизнь. Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание.

В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь! Ты же никогда голодным не останешься!

Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души". Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца.

Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили. Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила. Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь.

Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе.

Находясь на службе в российской армии, ингуши осознанно не отмечают свой профессиональный праздник, считая, что не имеют на это морального права перед памятью жертв депортации. Такая же ситуация и у чеченского народа, который также был депортирован 23 февраля 1944 года», — заявляют во ВКИН. Но ингушские общественники отмечают: вайнахи, как и другие россияне, хотят чествовать своих мужчин — защитников Отечества. Как и другие народы, мы хотим вместе со всей страной чествовать воинов-мужчин. Для этого следует перенести 23 февраля на другой день календаря».

Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути", рассказывает Муса Ибрагимов. Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все. Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей", - вспоминает события 72-летней давности Совдат Н. В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать. Как больно, что ты осиротела", - рассказывает 90-летняя женщина. Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было. Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близьких- это тяжкое воспоминание на всю жизнь", - говорит историк Муса Ибрагимов. Семья эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал: "Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним". И так они везли труп моего брата две недели", - рассказывает профессор Ибрагимов. Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой. За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца", - рассказывает "Газете. Ru" историю своей бабушки Асет Окуева. По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей. Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину.

Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани

История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST].

Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей

Ранним утром 23 февраля 1944 года началась насильственное выселение чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. Депортация началась в 5.00 утра, 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей. Видео о 80 лет назад Сталин депортировал чеченцев и ингушей, 23 февраля День защитника Отечества или день скорби?, Монолог чеченца. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши был поголовно депортированы в Сибирь. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии.

23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев

Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя.

Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии.

В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана.

После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 фашистов.

В апреле 1943 ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами.

Бугая и его учеников является изложение сводок НКВД с цифрами о высоком уровне бандитизма и дезертирства без указания национальности бандитов и дезертиров, с целью подвести читателя к мысли, что ими были представители депортированных народов [44]. Так, оправдывая депортацию корейцев , он говорит о бандитизме и дезертирстве в годы Второй мировой войны на Дальнем Востоке , откуда корейцы были поголовно выселены в 1937 году [43]. В качестве объяснения «предательству» депортированных выдвигается, например, благожелательное отношение к ним фашистов. Он ссылается на обращение Гитлера к своим подчинённым: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты , мусульманские законы, шариат ещё крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Здесь Н.

Бугай подменяет реальные события предполагаемыми намерениями Гитлера, не выясняя, насколько удачно ему удалось их реализовать. Труды Н. Бугая и его учеников вызывают много вопросов. Тем не менее, его ученик Гонов успешно защитил докторскую диссертацию, а сам Бугай стал начальником Департамента по делам депортированных и репрессированных народов в Министерстве России по делам национальностей и национальной политике. Более того, версия событий этой группы историков нашла своё отражение в учебнике по истории России для вузов [48]. Публицист Игорь Васильевич Пыхалов отметился рядом книг, посвящённых оправданию депортаций например, «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации — преступный произвол или справедливое возмездие? В декабре 2016 года он принёс публичные извинения за оправдание депортации ингушей, но не чеченцев.

По его словам, основная антисоветская деятельность была сосредоточена в Чечне. Те же антигосударственные силы, что действовали на территории Ингушетии, имели меньший масштаб и могли быть нейтрализованы обычными методами, без депортации ингушей [52] [53] [54]. В сентябре 2023 года спикер Парламента Чечни Магомед Даудов сообщил об изъятии из школ Чечни всего тиража вновь изданного учебника истории России 10-11 классов под редакцией Мединского , который, по словам спикера, «вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов». После этого была создана рабочая группа, которая, с одобрения министра просвещения Сергея Кравцова , занялась внесением соответствующих изменений в текст учебника. В состав группы вошли представители репрессированных народов. По признанию Мединского, вызвавший возмущение текст был перенесён из предыдущей версии учебника [55]. Представления о «неблагонадёжных» народах восходят к работам специалистов по военной статистике конца XIX века В. Золотарёва, А.

Макшеева и Н. Согласно их представлениям, благонадёжным считалось славянское население страны, а неблагонадёжным — народы окраин России. Иностранное гражданство, национальная или религиозная близость к стране, с которой Россия находилась в состоянии войны, также считались признаками неблагонадёжности. Ещё одним критерием считались возможные помехи на пути колонизации Россией новых земель [57]. Основная статья: Турция во Второй мировой войне На протяжении всей Отечественной войны в советско-турецких отношениях сохранялась напряжённость. Это было связано с непредсказуемостью политики Турции , которая характеризовалась как «враждебный нейтралитет». Эти договоры по сути перечёркивали советско-турецкий договор «О дружбе и нейтралитете» от 17 декабря 1925 года и свидетельствовали о враждебном отношении руководства Турции к СССР [58]. Джамиль Гасанлы писал, что депортации народов Кавказа … не были вызваны военной необходимостью и не были связаны с военными операциями.

Всё это были элементы политики давления на Турцию, инспирированные в Кремле [58]. По мысли А. Бугаева , Сталина настораживали не столько возможности основной массы мусульманских народов Северного Кавказа, тюркских народов Южного Кавказа и Крыма , сколько их возможная консолидация против агрессивных планов и действий Кремля в отношении Турции [58]. Экспансия Грузии[ править править код ] Большая часть опустевших в результате депортации земель отошла к Грузии. В составе РСФСР остались лишь те земли, которые, будучи в составе автономий депортированных народов, были заселены русскими. К Грузии также отошли территории Северной Осетии и Дагестана, которые получили в качестве компенсации территории депортированных народов. Так, часть территории Кабардино-Балкарии была передана в состав Грузии под предлогом укрепления оборонительных рубежей на северной границе Грузии, то есть на границе с РСФСР [59]. Во-первых, в военно-политическом руководстве укрепились представления о неблагонадёжности национальных меньшинств.

Во-вторых, был накоплен опыт этнических чисток в ходе проведения превентивных мер по укреплению приграничных и прифронтовых районов. В ходе первых депортаций был создан и укреплён прецедент в сознании людей и политическом инструментарии советской власти. Была создана государственная машина депортаций и обкатан сценарий её работы. Во время депортации немцев в августе 1941 года в структуре НКВД был создан отдел спецпоселений [60]. Прежде проведение депортаций инициировалась военными, а НКВД выступал в роли исполнителя этих акций.

Существует легенда, согласно которой инициативные ингуши "подарили" представителям гитлеровской Германии некоего серебряного коня в знак своей покорности. О планах на чеченцев-коллаборационистов известно из переписки немецкого командования: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты, мусульманские законы, шариат еще крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Проблема этой теории в том, что немцам так и не удалось закрепиться на Кавказе, их буквально выбили со своей территории кавказские народы за считанные дни, поэтому вряд ли можно говорить о массовой поддержке населением немцев. Что же касается бандитизма, то ни в одном советском исследовании не указывается национальность совершившего уголовное деяние. Установить, являлись ли именно ингуши или чеченцы создателями бандитских группировок, не представляется возможным. Недружелюбному отношению центра к этническим общностям способствовали экономические трудности, не завершившаяся коренизация власти, неудовлетворенность степенью реализации лозунгов Революции на местах, выступления против Советов. На поверхность вытаскивалась общая оценка — "неблагонадежность". Война обострила это напряженное, "бифуркационное состояние", проявились такие институты, как дезертирство, уклонение от службы в Красной армии, - говорит научный сотрудник РАН Николай Бугай. Если говорить о второй теории, то здесь все кажется более очевидным. После раздробления территории Чечено-Ингушской АССР большая часть земель на самом деле отошла Грузии, а России — только те земли, на которых проживали русские. Депортация также способствовала снятию напряженности с Турцией, которая, по мнению советского руководства, подогревала мусульманское население на Кавказе к восстанию. Есть и третья теория, высказанная историком Эдиевым. По ней депортация чеченцев и ингушей стала результатом глобальной политической игры по поднятию утраченного в результате войны рейтинга НКВД. Берия страстно желал вернуть господство над страной, политически уничтожив видных военных деятелей, снискавших славу у населения военными успехами. Поэтому для депортаций и использовались военные силы. Сталину же эта идея, мягко скажем, не претила. Берия, Кобулов, Круглов, Серов и прочие организаторы репрессий в итоге были награждены теми же орденами орденами Суворова , что и главнокомандующие армий. Людей везли в товарных вагонах, предназначенных для зерна Операция "Чечевица" не встретила особых препятствий и ожесточенных споров. Вопрос был только в том, когда начинать - после освобождения Кавказа от немцев или сразу, как только в регион придет Красная Армия. Что примечательно, Молотов и Жданов в компании других членов ЦК ратовали за немедленную депортацию, а Берия и Сталин — за то, чтобы подождать. Оппонировал этим двум согласным друг с другом группам лишь один человек — Анастас Микоян. Естественно, активное выступление против вождя означало политическое и физическое самоубийство, поэтому Микоян пытался указать на то, как это будет воспринято на Западе. Его никто не послушал. Но свое мнение он не поменял, даже под усилившимся давлением. Тоталитарная система не позволяла существовать открытой оппозиции в обществе.

Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г. В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо. После приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий