Парламентские выборы в Республике Беларусь (2012).svg. Выборы в парламент восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва пройдут в единый день голосования — 25 февраля 2024 года, в Совет Республики восьмого созыва — 4 апреля 2024 года. Выборы в парламент Белоруссии пройдут без беспартийных кандидатов. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые в истории пройдет единый день голосования. Беларусь входит в активную фазу подготовки к проведению единого дня голосования. Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами.
25 февраля 2024 года - Единый день голосования
Выборы в Беларуси в 2024 году: дата и время. Выборы по новым правилам пройдут уже 24 февраля 2024-го года. Единый день голосования состоится в Беларуси в последнее воскресенье февраля 2024 года. В документах указано, что единый день голосования в Беларуси состоится 25 февраля 2024 года. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы.
25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
25 февраля 2024-го года состоялся первый в истории суверенной Беларуси единый день голосования. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые в истории пройдет единый день голосования. Беларусь вступила в активную фазу подготовки к единому дню голосования, который пройдет 25 февраля 2024 года. Дата выборов президента Беларуси 2024: когда состоятся выборы в стране, читать онлайн.
Выборы – 2024: что нам предстоит?
4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем — делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Выборы 2024. Указ Президента Республики Беларусь 20 ноября 2023 г. № 367 «О назначении выборов депутатов». «Я думаю, что выборы в 2024 году пройдут по жесткому сценарию.
Что изменится на выборах 2024 года? Рассказал председатель Центризбиркома
Главная» Новости» Беларусь президент выборы 2024. В Беларуси образовано 5411 участков для голосования. Выборы президента Белоруссии пройдут не позднее 20 июля 2025 г. Об этом сообщил председатель ЦИК республики Игорь Карпенко во время встречи с политическими партиями и другими общественными объединениями.
25 февраля 2024 года в Республике Беларусь пройдет единый день голосования
25 февраля, в основной день выборов, агитация запрещена законодательством. Единый день голосования – 25 февраля 2024 года. Единый день голосования в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года. В Белоруссии подвели предварительные итоги выборов в нижнюю палату парламента и местные советы. Все о предстоящих президентских выборах в Беларуси 2024 года: список кандидатов, ключевые даты, основные темы дебатов и меры по обеспечению честности выборов. Все о предстоящих президентских выборах в Беларуси 2024 года: список кандидатов, ключевые даты, основные темы дебатов и меры по обеспечению честности выборов.
Лукашенко меняет власть в Белоруссии: что это значит для России, кто сбежал
В местные Советы депутатов было выдвинуто 18 999 кандидатов. Таким образом, 18 802 кандидата претендуют на 12 514 мест. По словам главы Центризбиркома Игоря Карпенко, в ходе кампании было подано 12 жалоб на отказы в регистрации кандидатов, в том числе 2 жалобы в суды. В их числе - многие руководители министерств и ведомств, а также премьер-министр Роман Головченко. Он проголосовал 23 февраля. Наблюдатели от ОБСЕ приглашений не получили. Глава миссии СНГ Леонид Анфимов заметил , что данная структура с ее институтами «излишне фетишизируется». В конце концов, выборы мы в нашей стране проводим не для Европы, не для Америки. Мы их проводим для себя, для своего народа, - заключил он.
Да и люди не рискнут высовываться, потому что если сажают за лайк под постом в соцсетях, то за такую инициативу можно потом иметь большие неприятности. Поэтому я думаю, что кампания будет проведена в жестком административном ключе. Власти сформируют стерильные советы депутатов, парламент и состав ВНС с новыми полномочиями», — прогнозирует аналитик. Читайте также: «Кому и Бжания — Байден». О двух выступлениях, историческом и истерическом, а также гостях Лукашенко Класковский напоминает, что ВНС, хоть и называется народным, не предусматривает всенародного голосования по выборам делегатов. Оно будет формироваться чиновниками и в значительной мере состоять из самих чиновников. Будет еще квота для так называемого гражданского общества, но если посмотреть закон о гражданском обществе, то очевидно, что будет дозволено существовать только сугубо провластным структурам. Она хочет отделиться от народа, потому что любая избирательная кампания — это момент политизации общества. А после 2020 года власти боятся этого, как черт ладана. Даже Лукашенко несколько раз говорил в том духе, что зря мы не вписали в Конституцию выборы президента через ВНС. Мол, чтобы лишний раз не будоражить общество. Подтекст был примерно такой», — отмечает эксперт. По его оценке, Лукашенко осознал, что прежней популярности ему не вернуть. Он понимает, что идти на президентские выборы — очень рискованное мероприятие. Но чтобы ввести выборы президента через ВНС, нужно еще раз переписывать Конституцию. А это тоже политическая кампания.
Обсуждение продлится до 2 ноября. Ключевые предложения и новации рассказал председатель Центризбиркома Игорь Карпенко. Что изменится в первую очередь? Он объяснил, почему выбрана именно технология единого дня голосования и в чем ее преимущество. Игорь Карпенко в частности объяснил, что же меняется именно для людей. Он также рассказал, что будет с западными наблюдателями, представителями различных организаций.
Однако за пределами этой установки на «спокойные выборы» сложно разглядеть какую-либо внятную стратегию или план действий на выборы. В отсутствие оппозиции, каких-либо электоральных задач перед властями не стоит. Тем не менее выборы 2024 года являются своего рода перепутьем, где власти могут выбрать из ряда опций и решить задачи, которые встали перед ними после 2020 года. Вместе с зачисткой политического поля власти сделали некоторые шаги в сторону новой публичной политики, чего очень долго добивалась часть белорусской бюрократии, нуждавшаяся в социальных лифтах. В 2022 году Лукашенко дал добро на создание новой провластной партии «Белая Русь», чего часть белорусской бюрократии добивалась с 2007 года. Эта партия имеет амбиции правящей, в нее вступили и заняли места в руководстве видные чиновники второго эшелона в т. В политсовет партии вошли также пропагандист Григорий Азаренок ведущий программ «Потаенное», «Тайные пружины политики», «Паноптикум» и Александр Шпаковский бывший неонацист, член «Правого Альянса», участвовавший в оппозиции, а затем перешедший на сторону Лукашенко, который возил в Беларусь членов итальянской «Новой Силы» и Британской национальной партии. Помимо «Белой Руси», после зачистки политических партий в стране осталось еще три легальных провластных партии: Коммунистическая, Либерально-демократическая, партия Труда и справедливости. В отличие от первой, у них нет таких представительных фигур в руководстве, неизвестно также и об интересе бизнеса к ним. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. Вряд ли правящая группа в Беларуси решиться на создание партии власти: в «Белую Русь» пока не вступили самые влиятельные белорусские чиновники и бизнесмены. Однако, такая возможность есть и если они все же решаться на создание правящей или даже лидирующей партии контролирующей большинство в парламенте и местных советах , то это может привести к дополнительным конфликтам внутри системы. Если же парламент и местные советы оставят преимущественно беспартийными, то у властей под боком образуется значимая организованная сила, которая будет лоббировать усиление роли партий. После выборов 2020 года перед вторым и третьим эшелоном белорусской бюрократии встал вопрос «патриотической общественности», которая начала «огонь по штабам» и ищет крамолу в государственных организациях и учреждениях, коммерческих структурах, культурных учреждениях. Они развязали кампанию за замену белорусского языка в латинской графике на остановках и указателях на русский язык, добились отмены присвоения имени Адама Мальдиса региональной библиотеке, регулярно совершают рейды на музеи и выставки и строчат доносы в силовые структуры. Придерживаясь преимущественно крайне правых взглядов, они постепенно вливаются в политические партии и, возможно, захотят принять участие в выборах. Деятельность таких «активистов» у многих чиновников вызывает раздражение, возник даже специальный уничижительный термин для их обозначения: «вомбаты». Будут ли они допущены к выборам и займут ли места в советах депутатов — еще одно перепутье выборов 2024 года. Если представители «патриотической общественности» будут интегрированы в систему — это станет следующим шагом к фашизации государственного аппарата и окончательно развяжет руки «активистам». Планы оппозиции 6 августа 2023 года в Варшаве прошла конференция «Новая Беларусь», перед которой был принят ряд резолюций, описывающих позицию белорусской мейнстримной оппозиции. Один из таких документов — это заявление демократических сил Беларуси «Выборы 2024 — это обман и провокация». В нем оппозиционные силы отвергают легитимность выборов, призывают международные организации не признавать их результатов, призывают провести гражданскую кампанию с разъяснением, почему выборы незаконные. Также оппозиция призывает своих сторонников выразить протест против выборов и не принимать в них участие. Фактически в рамках своей стратегии оппозиция дает властям простор действий, чтобы проводить выборы так, как власти сами посчитают нужным. Кроме того, внутри Беларуси, с учетом проводимых в стране репрессий, агитация за бойкот не безопасна, т. Произвольная практика трактования статей административного и уголовного кодекса позволит властям перед выборами пройтись по неодобрительным комментариям в сети, отправив людей на сутки или лишив их свободы на продолжительный срок. Однако это не означает, что оппозиция ограничится бойкотом. В 2024 году белорусская оппозиция попробует решить свои внутренние задачи и выработать стратегию для президентских выборов 2025 года, которая стоит перед оппозицией не меньше, чем перед Лукашенко. Внутренней проблемой всей белорусской мейнстримной оппозиции является кризис легитимности. Фактически ее легитимность держится на одном человеке — Светлане Тихановской, которую в 2020 году объявили «избранным президентом» и которая делится этой легитимностью со всеми структурами, созданными оппозицией. Однако «мандат» Тихановской истекает в 2025 году. Плюс, Тихановская избиралась под лозунгами проведения новых выборов и освобождения политзаключенных, а сейчас возглавляемые ей организации декларируют курс на вступление в Европейский Союз, поддержку Украине в войне и призывают к активному участию в ней на стороне Украины. Самыми известными критиками офиса Тихановской сейчас является ультраправые из движения «Вольная Беларусь» во главе с Зеноном Позняком, бывшим соперником Лукашенко на выборах 1994 года. Во время конференции 6 августа 2023 года вице-спикер Координационного Совета Алена Живоглот высказалась, что в 2024 году могут быть проведены выборы в Координационный Совет, в том числе возможны и прямые выборы через интернет. Если эти выборы будут проводиться одновременно с парламентскими выборами 2024 года, то оппозиция сможет воспроизвести свое влияние на ядро своих сторонников, а также придать Координационному Совету альтернативную легитимность. В случае успеха эту процедуру можно будет повторить в 2025 году для продолжения мандата Тихановской или для проведения альтернативных выборов. В 2024 году и правящая элита в Беларуси, и белорусская мейнстримная оппозиция будут решать свои задачи.
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Деятельность партий, которые это не сделают, или не примут решения о ликвидации, должна быть прекращена по решению Верховного суда [8]. В мае 2023 года Минюст зарегистрировал партию « Белая Русь », а в июне — Коммунистическую партию , Либерально-демократическую партию и Республиканскую партию труда и справедливости. В результате в стране функционируют четыре партии из 15 действовавших на начало 2023 года [9]. При этом оппозиционных партий в Белоруссии не осталось [10]. Кандидаты В выборах участвуют все четыре зарегистрированные Минюстом политические партии. По данным ЦИК Белоруссии, для участия в выборах в Палату представителей выдвигались 298 кандидатов, из них 265 были зарегистрированы. По информации ЦИК, среди кандидатов в депутаты Палаты представителей 112 членов партии «Белая Русь», 33 члена Коммунистической партии Беларуси, 36 членов Либерально-демократической партии, а также 22 члена Республиканской партии труда и справедливости.
Поэтому я думаю, что кампания будет проведена в жестком административном ключе. Власти сформируют стерильные советы депутатов, парламент и состав ВНС с новыми полномочиями», — прогнозирует аналитик.
Читайте также: «Кому и Бжания — Байден». О двух выступлениях, историческом и истерическом, а также гостях Лукашенко Класковский напоминает, что ВНС, хоть и называется народным, не предусматривает всенародного голосования по выборам делегатов. Оно будет формироваться чиновниками и в значительной мере состоять из самих чиновников. Будет еще квота для так называемого гражданского общества, но если посмотреть закон о гражданском обществе, то очевидно, что будет дозволено существовать только сугубо провластным структурам. Она хочет отделиться от народа, потому что любая избирательная кампания — это момент политизации общества. А после 2020 года власти боятся этого, как черт ладана. Даже Лукашенко несколько раз говорил в том духе, что зря мы не вписали в Конституцию выборы президента через ВНС. Мол, чтобы лишний раз не будоражить общество.
Подтекст был примерно такой», — отмечает эксперт. По его оценке, Лукашенко осознал, что прежней популярности ему не вернуть. Он понимает, что идти на президентские выборы — очень рискованное мероприятие. Но чтобы ввести выборы президента через ВНС, нужно еще раз переписывать Конституцию. А это тоже политическая кампания. А перед этим, весной 2024 года, когда пройдет первое ВНС в новом составе, присовокупит к своему нынешнему президентскому креслу еще и кресло председателя ВНС.
Часть собрания до 440 человек составят делегаты "по должности", в том числе члены обеих палат парламента. Местные советы депутатов будут представлены 350 делегатами от всех регионов страны, избираемых из числа депутатов областного, базового и первичного уровней. Гражданское общество в ВНС будет представлено не более чем 400 делегатами. Приступить к работе Всебелорусское народное собрание должно до мая 2024 года.
Позже председатель ЦИК Белоруссии Игорь Карпенко объявил о том, что персональные данные членов избирательных комиссий не будут публиковаться во время парламентских выборов, чтобы предотвратить возможное давление на них. Карпенко отметил, что уже напечатан список граждан, включая их персональные данные, чтобы продемонстрировать открытую систему, подобную демократическим государствам. Однако это привело к травле и давлению на этих людей.
Наши проекты
- Строка навигации
- Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси | Евразия эксперт
- Последние новости
- В Белорусии назвали сроки президентских выборов - | Новости
- Единый день голосования
klichew.by
Распределение избирательных округов по регионам Регион.
Кроме того, ЦИК проведена работа по нанесению границ избирательных округов на публичную кадастровую карту страны. Также утверждено положение о научно-экспертном совете при ЦИК Беларуси. И решено, что молодым избирателям, которые впервые придут на избирательные участки в 2024 году, будут вручены подарочные издания Конституции нашей страны. Коротко о главном В ходе общения с журналистами Председатель ЦИК Игорь Карпенко отметил важные аспекты предстоящей избирательной кампании. В частности, речь шла: О команде, задействованной на выборах-2024: — В составе комиссий будут работать примерно 70 тысяч человек, это около 6 тысяч комиссий. Кроме того, будут, конечно же, национальные наблюдатели, а кандидаты в депутаты Палаты представителей в соответствии с законодательством смогут выдвинуть своего представителя в состав окружных комиссий с правом совещательного голоса. Наверняка и политические партии, и другие структуры, выдвигающие того или иного кандидата, будут участвовать в агитационной кампании, дебатах, представлять своего кандидата. О средней численности избирателей на округ: — Центральной комиссией установлена средняя численность избирателей по выборам депутатов Палаты представителей в количестве 61 960. Аналогичные решения по определению средней численности избирателей на избирательный округ приняты местными Советами депутатов.
Определено также количество округов, которые будут образовываться к выборам депутатов местных Советов, эта цифра составит 12 514 округов, что на 5,5 тысячи меньше в сравнении с кампанией 2018 года. Количество Советов уменьшилось на 25. Всего в стране будет сформировано 1284 Совета депутатов. О голосовании граждан, находящихся за рубежом: — В соответствии с новым избирательным законодательством мы не формируем избирательные участки за рубежом.
И, нужно отметить, неплохо справлялся с возложенными на него обязанностями. Игорь Карпенко Обновленный избирательный кодекс Отчасти в связи с изменениями в Конституцию, принятыми на референдуме в феврале 2022-го года, а отчасти — с учетом печального опыта-2020, к которому, будем откровенными, система в ряде случаев оказалась не готова, были подготовлены изменения в Избирательный кодекс, вступившие в силу в феврале 2023-го года.
Перечислим наиболее интересные новеллы: оптимизирована система избирательных комиссий и порядка образования избирательных округов; введены дополнительные требования к кандидатам в депутаты отсутствие гражданства подданства другого государства, документов от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества ; уточнен порядок формирования Центральной избирательной комиссии ЦИК , а также ее компетенций; исключена норма о пороге явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися; введен запрет на фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня; скорректировано время досрочного голосования, которое теперь будет проходить с 12:00 до 19:00 без перерыва а не как это было ранее — с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00. Отмена порога явки на парламентских выборах заслуживает, чтобы на этом пункте остановиться отдельно. До единого дня голосования ЕДГ для того, чтобы избрать депутата нижней палаты парламента, было необходимо, чтобы в голосовании приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки для данного округа. При этом порог явки на местных выборах был отменен намного раньше если не ошибаюсь, в 2015-м и уже выборы депутатов местных Советов 2018-го года проводились по новой формуле: сколько бы избирателей ни проголосовало — этого уже будет достаточно для избрания депутата. В решении отменить порог явки и для выборов депутатов Палаты представителей власти руководствовалась стремлением «уравнять эти все выборы для того, чтобы и избирательным комиссиям было проще работать, и всем остальным субъектам, которые организуют всю эту деятельность». Ведь на момент принятия данной нормы в Избирательный кодекс уже вступила в действие обновленная Конституция, коей предусматривалось проведение единого дня голосования.
Согласитесь, могло бы выглядеть весьма неоднозначно, если в условном избирательном округе в голосовании приняло бы участие менее половины избирателей, при этом депутаты всех уровней местных Советов избирались, а депутат парламента — нет. В этом случае пришлось бы проводить повторные выборы, тратить на это государственные средства, снова «напрягать» местную вертикаль и давать, пусть и небольшое, но окно возможностей для оппонентов системы. Поэтому вопрос наличия порога явки на выборах депутатов парламента был приведен к общему с местными выборами знаменателю. Отмена голосования за границей Точнее, отказ от организации участков для голосования за пределами РБ. Среди причин, побудивших к принятию такого решения, в октябре 2022-го года Игорь Карпенко называл «имеющийся отрицательный опыт проведения избирательных кампаний по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, отсутствие необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и голосующих граждан, а также сокращение численности работников дипломатических служб». Мне видится, что все несколько проще.
Дело в том, что ранее все, кто приходил в наши дипломатические миссии выбирать депутатов местных Советов или членов парламента, мог проголосовать только за одного из кандидатов, баллотировавшихся по округу, к которому территориально относится здание Министерства иностранных дел Беларуси, а не за кандидата из округа по месту регистрации данного избирателя. Также нельзя сбрасывать со счетов, что после известных событий из Беларуси выехало значительное число наших граждан, мягко говоря, не поддерживающих действующую власть. И по гипотетическому призыву лидеров наших «беглых» голосовать против всех эти люди могли бы действительно так сделать. В итоге в Палату представителей могло бы быть избрано на одного депутата меньше, равно как и на одного члена Минского городского Совета депутатов. На общий итог выборов это бы не повлияло — и парламент и Мингорсовет были бы избраны в правомочном составе, но осадок бы, как говорится, остался. При этом многие дипломатические представительства РБ находятся в странах, которые сейчас сложно назвать дружественными.
По этой причине провокации, направленные на срыв голосования в консульских отделах наших дипмиссий, осуществлению которых могли бы потворствовать власти стран, на территории которых расположены эти миссии, к сожалению, также могли бы иметь место. Все эти риски, полагаю, учитывались при принятии решения об отмене голосования за границей. Не исключаю, что работники белорусских заграничных учреждений мысленно поблагодарили нашу власть за то, что та сняла с их плеч проблему организации голосования для наших граждан, находящихся в данный момент за пределами страны. А вот избирательного права их, хотя о последнем многократно заявляли лидеры наших «беглых», никто не лишал. Во-первых, никому из них не запрещалось приехать в Беларусь и воспользоваться своим конституционным правом в дни досрочного или основного дня голосования по месту регистрации. Минск, ул.
Свердлова, д. Граждан, имеющих паспорта серии РР и проголосовавших на указанном участке набралось целых шесть человек. Сколько есть. Главное, что условия проголосовать для них были созданы. Сокращение числа местных Советов и количества депутатов этих Советов В сентябре 2023-го года появилась информация, что по результатам выборов года будет сформировано 1284 местных Совета депутатов, что на 25 меньше, чем было сформировано по результату предыдущих выборов. Что касается численного количества депутатов местных Советов, то их число было уменьшено почти в полтора раза: с 18 110 мест в 2018-м году прости 12 514 в 2024-м.
Получается сокращение почти в полтора раза или на 5596 депутатских мест, если говорить об абсолютных цифрах. В январе 2024-го года секретарь ЦИК Елена Балдовская пояснила, что уменьшение количества депутатов местных Советов, которых предстоит избрать, произошло в основном за счет изменений законодательства в части выборов депутатов в первичный уровень. Раньше минимальная цифра подлежащих избранию депутатов составляла 11 человек», — подчеркнула секретарь ЦИК. Нельзя исключать, что в основе принятия такого решения могли лежать сложности в подборе кандидатур, достойных быть избранными в депутаты и при этом способных уделять депутатской деятельности время в отрыве от выполнения своих должностных обязанностей по основному месту работы. Должность депутата местного Совета ведь не является освобожденной. Вероятно, по этой причине наверху решили иногда «отрывать от работы» в полтора раза людей меньше, чем это делалось в прошлые годы.
Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что кандидатами в депутаты местных Советов депутатов двадцать девятого созыва было зарегистрировано 18802 человека при общей численности 12 514 мест в советах всех уровней. В среднем это 1,5 кандидата на место. Вот почему в некоторых округах выборы сельских поселковых и районных советов депутатов вполне могли проходить на безальтернативной основе. Фактическое продление полномочий действующих депутатов Палаты представителей и местных Советов до проведения единого дня голосования Вообще-то прошлые выборы депутатов нижней палаты парламента состоялись в ноябре 2019-го года и по действующим на тот момент нормам выборы депутатов следующего созыва должны были состояться примерно в октябре 2023-го. С местными советами все еще интереснее. Предыдущий созыв избирался в феврале еще 2018-го и, опять же, если прибавить четыре года срок полномочий депутатов местных Созывов , получается, что следующие «местные» выборы должны были бы пройти в январе 2022-го года.
Но как мы помним, весной 2021-м году началась активная работа по разработке внесения дополнений в Конституцию. Исходя из ожидавшихся новаций в направлении введения Единого дня голосования, в октябре того же года Президент подписал Закон об изменении Конституции Республики Беларусь, фактически продлевающий полномочия депутатов местных Советов до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования статья 147 Конституции. А статья 67 Основного закона, определяющая процедуру избрания депутатов Палаты представителей, была дополнена фразой «Выборы депутатов проводятся в единый день голосования». Повезло тогда депутатам нижней палаты парламента и, особенно — депутатам местных Советов. А депутатам ПП НС и местных Советов всех уровней, избранных 25 февраля 2024-го года, повезло еще больше: согласно обновленной Конституции, срок полномочий и тех и других увеличен с четырех до пяти лет. Почти полное обновление состава Палаты представителей Еще в июле 2023-го Александр Лукашенко встретился с Натальей Кочановой, чтобы обсудить проведение электоральной кампании, идеологические и кадровые вопросы.
Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание новое у нас направление и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего. Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая». Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство.
По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов». Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались.
Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью. Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен.
Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию.
В списки голосующих на выборах включаются лица, проживающие на территории соответствующего участка для голосования или имеющие там регистрацию по месту пребывания. С 9 февраля 2024 года каждый избиратель вправе обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию и проверить свое присутствие в списке избирателей, а также правильность внесения данных о себе. Если же регистрации по месту фактического нахождения нет, но есть документы, подтверждающие проживание на территории данного участка для голосования, то можно обратиться в участковую избирательную комиссию для внесения в список избирателей. Установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото-и видеосъемки заполненного бюллетеня. С 9 по 19 февраля 2024 года комиссии станут вести прием граждан с 17. Для участков, расположенных в сельской местности, может быть установлен другой режим работы.
Во всех случаях нужно учесть, что внести или исправить в списке избирателей информацию о себе можно до 24 февраля 2024 года. В Минске избиратели получат по 2 бюллетеня для выборов депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов.