Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику.
Наказание Врубеля
© Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». «Поверженный демон» Михаила Врубеля.
Демоны Михаила Врубеля
Сестра Врубеля Анна страдала аффективными нарушениями, перенесла острое меланхолическое состояние; хорошо известно о том, что у нее была депрессия , доведшая ее до паралича,— психиатр, психотерапевт, д. Демон в ангельском обличье Врубель был многообещающим художником, нередко эпатирующим общество. Его семейный анамнез был известен только близким, а дерзкие поступки и выходки до поры до времени считали частью образа. Неудивительно, что первой его настоящей страстью стала весьма своеобразная, привлекательная внешне и не менее эмоциональная, чем он сам, особа, сыгравшая в его жизни роковую роль. Это была супруга мецената Адриана Прахова — Эмилия. Она была довольно властным человеком, эдакая домашняя Салтычиха», — поделиться позже воспоминаниями ее внучка. Эмилия Прахова была на семь лет старше Врубеля и на момент знакомства с ним, уже имела троих детей. Ее законный супруг быстро нашел способ избавиться от назойливого поклонника жены.
И именно там Врубель нашел художественное решение для своего иконостаса. Главная икона этого иконостаса — «Богоматерь с младенцем». Врубель мечтал, что по возвращении из Италии сделает возлюбленной предложение, но сначала признался в намерении ее мужу! После этого Адриан Прахов начал откровенно побаиваться молодого и талантливого конкурента и уволил его. Лишившись постоянной работы, Врубель погряз в долгах, и даже угодил из-за них под суд. Любой другой в этих обстоятельствах считал бы каждую копейку. Но только не Врубель.
Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой. Он был аристократичен, одевался с иголочки, прекрасно пах и старался быть изысканным во всем до мельчайших деталей. В 1886 году в Киев навестить 30-летнего сына приехал отец Врубеля. И был потрясен, увидев полотно, над которым его сын трудился целый год. Огромными глазами Эмилии Праховой на него смотрел Демон! На что Врубель пояснил отцу, что это дух, соединяющий в себе мужское и женское. Одним из решений этого противостояния является объединение двух сил.
И очень часто эти два антагонистических галлюцинаторных образа вдруг превращаются во что-то одно, и получается такой вот конгломерат двух личностей, — Андрей Шмилович. Демониада С тех пор образ демона прочно вошел в жизнь Врубеля, его фантазии и, как проекцию, в творчество. Надо сказать, что огромную роль в становлении врубелевской демониады сыграл… Михаил Лермонтов, а точнее, его произведение «Демон». Так начинается его личная «демониада». В 1889 году Врубель перебрался из Киева, где его уже ничто не держало, в Москву. Но его Демон последовал за ним. На новом месте художнику предложили поучаствовать в создании иллюстраций для юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова.
В 1890 году он пишет картину «Голова Демона», в тот же период создает «Демона сидящего». Картина состоит из множества угловатых мазков, напоминающих мозаику.
Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее , но не перешел ее. Испортил, но не погубил своего создания. Но по своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи». Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля. В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение». Поразительно, что говорится об успокоении, очевидно творческом, в период появления тяжелейших симптомов психического страдания. Очень важно, что проницательный художник, искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи.
Думается, мнение художника кардинально не изменилось. Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность. Между тем с января 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом Е. Ге сестра жены : «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Периодически бывал агрессивен. Родные вынуждены были 10 февраля госпитализировать Михаила Александровича в клинику Первого государственного Московского университета. Это была первая, в череде последующих, госпитализация Михаила Александровича.
По словам Анны Александровны Врубель с 1902 года «начинаются последние скорбные годы брата, годы его душевной болезни, с двумя, однако, светлыми промежутками: первый с февраля по май 1903 года,- второй с июня 1904 года по март 1905, после чего, через год, наступает быстрое падение зрения, а затем и окончательная потеря его…. Историю болезни художника во время пребывания в клинике Московского университета изучала доктор М. Фрагменты истории болезни : «Из анамнеза стало известно, что отец матери страдал маниакальным состоянием — дед по отцу алколголизмом. Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Через некоторое время успокаивается, рисует. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive. Через полгода при выписке диагноз не изменился».
К сожалению, ремиссия была недолгой. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. Савей-Могилевича — невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. Сербского 1858-1904, основатель московской школы психиатров при Московском университете. Тяжелый стресс вызвала смерть сына. Мания величия сменилась самобичеванием, считал себя виновным во всех бедах и несчастьях семьи. Изматывали галлюцинации: как будто терпит издевательства, жена голодает, нищенствует, лишился рук и ног, грозит тюрьма. Временами становился агрессивен. К концу года в течение заболевания наметилась положительная динамика. Как всегда, в относительно благополучном периоде, художник увлеченно рисует, пишет много прекрасных портретов и автопортретов.
Ремиссии сменяются обострением процесса и так все время. Усольцева 1863-1947. Состояние постепенно стабилизировалось и до марта 1905 чувствовал себя относительно хорошо. Федор Арсеньевич Усольцев был истинным врачом — профессионалом и человеком. Доктор организовал частную лечебницу, в которой создал домашнюю атмосферу. Пациенты, состояние которых позволяло, обедали вместе с Федором Арсеньевичем и его женой. Организовывались совместные чтения, прогулки. Находясь в клинике Михаил Александрович сделал эскиз решетки, установленной вскоре по краям усадьбы. В конце 1904 года во время ремиссии Врубель с женой едут в Петроград. Смотрят спектакли в Панаевском театре,вспоминают прошлое, знакомство, бывают на художественной выставке.
Но вскоре художник вновь становится тревожным и беспокойным. Чувствуя обострение болезни, просит вызвать доктора Усольцева. В марте 1905 года приехавший доктор увозит Врубеля в клинику. К сожалению, с этих пор Михаил Александрович находился постоянно под наблюдением врачей в разных клиниках, в разных городах. В декабре 1905 года у него резко ухудшается зрение. В конце февраля 1906 года художник полностью ослеп. Перевод Михаила Александровича в Петербург объясняется не медицинскими, а семейными причинами: Надежда Забела продолжала выступать в Мариинском оперном театре. С осени 1906 года Михаил Александрович лечился в клинике известного доктора А. Бари на Васильевском острове. При госпитализации в клинику доктора Бари Врубель утверждал, что помнит как строили в Киеве Десятинную церковь, рассказывал об участии вместе с мастерами Возрождения в росписях Ватикана.
Интересно, что в бреду возникали события недавнего прошлого, полюбившийся Киев, работа в соборе. Пока сохранялось зрение при улучшении состояния начинал рисовать. Одной из последних попыток больного Врубеля была неоконченная работа над «Видением Иезекииля». Совершенно слепой, он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но отрывая руку не мог продолжать — не видел. Последняя картина, которую он смог написать — прекрасный портрет поэта В.
Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина.
Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею. Это одна из жемчужин галереи. Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей. Это произведение стало визитной карточкой художника.
Образ Демона в массовой культуре Загадочный образ Демона Врубеля вышел далеко за пределы высокого искусства. Отсылки к «Демону поверженному» встречаются в массовой культуре. Этот персонаж появляется в фильмах, мультфильмах, книгах, компьютерных играх. Его изображают на обложках альбомов рок-групп. Порой Демон Врубеля используется в коммерческих целях, для оформления рекламы. Но даже такое вульгарное заимствование свидетельствует о знаковости этого образа в культуре.
Актуальность «Демона поверженного» Несмотря на то, что с момента создания картины прошло более века, ее образы не утратили актуальности. Вечная тема борьбы Добра и Зла, воплощенная в «Демоне», по-прежнему волнует людей. А мятущаяся личность героя близка современному человеку. Загадочность и неоднозначность этого произведения оставляют простор для размышлений. Каждое новое поколение зрителей открывает в «Демоне поверженном» свой смысл. Неувядающий шедевр «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства.
За более чем вековую историю интерес к этому шедевру не угасал. Картина продолжает притягивать и волновать зрителей своей выразительностью, загадочностью и многомерностью художественных образов. Исследователи еще не разгадали все тайны этого удивительного произведения.
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Усольцев действовал на больного успокаивающе.
Михаил Александрович Врубель
Художник и его демоны . Михаил Врубель | Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. |
Мистическая сторона живописи М.Врубеля | 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. |
Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное... | Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | «Поверженный демон» Михаила Врубеля. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля | | Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. |
Демоны Михаила Врубеля | Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
Какие тайны скрывает «Демон поверженный»? | Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен? | 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. |
Домен не добавлен в панели | Демон поверженный (1902) Очерк. |
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ | Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. |
Врубель, Михаил Александрович
Умер Врубель. Умер и Павел Михайлович Третьяков. Эскиз «Хождение по водам» был выставлен им при жизни в галерее. И когда после смерти его заведовали галереей Остроухов, Серов и Щербатов, то я написал письмо им, что нет ли сзади картона «Хождения по водам» другого чудесного эскиза Врубеля.
Они посмотрели, вынули из рамы и увидели на той стороне картона эскиз занавеса. Как странно, что Павел Михайлович на всю жизнь заклеил в раму и обернул к стене замечательный эскиз Врубеля. Остроухов разрезал картон, и эскиз занавеса хотел отдать мне, но я и его пожертвовал галерее.
Закупочная комиссия Третьяковской галереи не приобрела у Врубеля его картины «Демон», находившейся на выставке «Мир искусства» в Петербурге, при жизни Врубеля. Но после смерти та же комиссия перекупила его в Третьяковскую галерею, заплатила в пять раз дороже, чем просил за свою картину Врубель. Врубель Врубель никогда не смотрел ничьих картин.
Раз он как-то немножко похвалил меня, сказав: «Ты видишь краски, цветно, и начинаешь понимать декоративную концепцию…» Репину сказал как-то у Мамонтова в Абрамцеве, что он не умеет рисовать, он потом говорил: «Ну и странный человек этот Врубель». Врубель окружал себя странными людьми, какими-то снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками. Врубель никогда не говорил о политике, любил скачки, не играл в тотализатор, совершенно презирал игру в карты и игроков.
Но любил загородные трактиры и убогую харчевню, любил смотреть ярлыки бутылок. Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него.
Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму.
Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм.
Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок.
Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека.
С 1889 по 1904 г. Михаил Врубель проживал в Москве. Стал активным участником Абрамцевского художественного кружка творческое объединение художников, сложившееся в подмосковной усадьбе промышленника и мецената Саввы Мамонтова; существовало в 1878-1893 гг. Руководил в Абрамцеве керамической мастерской. Также сотрудничал с мастерской Марии Тенишевой в Талашкине ныне Смоленская область , был автором нереализованного проекта храма в этом селе. В 1890 г.
Впоследствии художник неоднократно создавал образ демона, ставший одним из наиболее известных в его творчестве 1891 - рисунок "Тамара и Демон", 1899 - незаконченная картина "Демон летящий", 1902 - картина "Демон поверженный". В начале 1890-х гг. В 1896 г. После критики со стороны ИАХ ее отказались экспонировать непосредственно на выставке, однако Савва Мамонтов все равно продемонстрировал панно в специально построенном отдельном павильоне. В 1903 г. Заметными работами второй половины 1890-х гг.
Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему?
Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер. Но в то же время, художник наперед знает, чем закончится этот полет. Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя. Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать.
Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции.
Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
«Демоны» Михаила Врубеля как символ завершения и ухода в прошлое целой эпохи; как символ надвигающейся ночи перед неизбежным восходом. Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников. © Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса. Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. «Поверженный демон» Михаила Врубеля 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
Какие тайны скрывает «Демон поверженный»?
1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности.
Врубель, Михаил Александрович
На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный».Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. В 1880 г. Михаил Врубель окончил Петербургский университет, после чего отбыл краткосрочную воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.
Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов.
В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов.
Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу. Судя по всему, именно к этому периоду жизни Врубеля относится инцидент, описанный в воспоминаниях художника Константина Коровина. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. Я резал себя ножом». Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее.
Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать. Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он. В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные. Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике: "Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым". Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь. Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным.
Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет.
Михаил Врубель "Демон поверженный"
В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса.