Урановые Шахты в Кургане Экология, Курган, Курганская область, Паводок, Уран, Урановые рудники.
Росатом ответил на обвинения в попадании урана в Тобол
«Росатом» опроверг информацию о том, что в Звериноголовском округе Зауралья затопило урановые скважины. Пробную добычу урана на месторождении «Добровольное» провели еще в 1980-е годы. Они говорили, что урановые воды могут попасть в Тобол, но «Росатом» называл это «радиофобией вкупе с неосведомленностью».
Чернобыль не научил: урановые рудники Украины могут оказаться заброшенными
В США, Канаде и Австралии планируют вернуть в работу урановые шахты, закрытые ранее из-за нерентабельности. По крайней мере, пять производителей ядерного топлива в США восстанавливают свои шахты в Техасе, Вайоминге, Аризоне и Юте, сообщает агентство Bloomberg. Страна и мир - 26 апреля 2024 - Новости Москвы.
Реакция «Росатома»
- Запад анонсировал возобновление работы законсервированных урановых шахт - МК
- Мирный атом показывает зубы: может ли снова повториться чернобыльская катастрофа
- Радиационный фон на урановых рудниках
- Самое интересное в виде мозаики
Чернобыль не научил: урановые рудники Украины могут оказаться заброшенными
На предоставленных ТАСС АО "Далур" (предприятие горнорудного дивизиона Росатома, добывает уран на "Добровольном") снимках хорошо видно, что законсервированные урановые. Бригадиру горнорабочих забоя уранового рудника госкорпорации «Росатом» Эдуарду Щербине указом президента присвоено звание «Герой труда Российской Федерации». Впервые «Росатом» получил контроль над некоторыми казахстанскими урановыми месторождениями, когда в 2009 году приобрел акции канадской компании Uranium One.
Bloomerg: западные компании возрождают урановые шахты на фоне роста цен на сырье
Это открытие сделано отечественными учеными, в том числе мною. Главный фактор самовосстановления — защитные геохимические свойства геологической среды: нейтрализационная, восстановительная и сорбционная емкости. Часть минералов вступают в реакцию с кислотой, в итоге элементы из раствора обратно переходят в твердую фазу, возвращаются в породу. Второй фактор — микробиологический, в котором колоссальную роль играет естественная подземная микрофлора и деятельность природных бактерий. Недра на глубине нескольких сотен метров не стерильны: в водоносных и рудоносных горизонтах содержится биоактивная естественная подземная микрофлора, огромное множество бактерий. В наших процессах интересны два их вида: сульфатредукторы и денитрификаторы. Первые в процессе жизнедеятельности преобразуют сульфаты из серной кислоты в сероводород, который, в свою очередь, восстанавливает железо и медь, никель и кобальт — они осаждаются уже в виде сульфидов, которые существуют и в природном состоянии недр. Вторая группа бактерий — денитрификаторы, они восстанавливают азот из соединений, используемых для сорбции урана в продуктивных растворах нитрат аммония.
Когда отработанный раствор попадает в пласт, бактерии активизируются и переводят азот из нитрата аммония в газообразную форму, а газ этот безвреден, из него примерно на три четверти состоит атмосфера Земли. Наблюдения за отработанными блоками месторождений в России, Казахстане, Узбекистане показали, что процессы автоочистки растворов от техногенных загрязнителей в течение нескольких лет приводят от десятикратного превышения ПДК к практически необнаруживаемому уровню. Есть еще водородпродуцирующие бактерии, но это отдельная тема. Раньше рассматривались идеи очистки растворов, но все технологии были очень дорогими: необходимо очищать миллионы кубометров раствора. Но когда мы доказали, что среда обладает защитными геохимическими свойствами, и подтвердили это в ходе многолетнего экологического мониторинга, этот подход стали использовать в ряде уранодобывающих стран — в Австралии месторождение Беверли , Казахстане, Узбекистане. На очистке растворов настаивали американцы, но дело в том, что они как раз используют не кислоту, а соду, то есть щелочное выщелачивание. В щелочной среде тот самый радий, который при работе с кислотой остается в недрах, становится подвижен, и происходит радиоактивное загрязнение скважин, оборудования.
Можно ли искусственно «засеивать» бактериями необжитые глубины? А если такие бактерии пока не вывелись в природе, можно ли их «натренировать», поручив такую работу ученым? Возможности развития микроорганизмов заканчиваются на глубине около километра. Наши месторождения в Забайкалье залегают от поверхности примерно на глубине 300 м, в Зауралье — около 600 м, в Казахстане есть рудные залежи на глубине уже 700 м. Выводить, даже искусственно культивировать микроорганизмы, которые существуют в недрах, очень сложно — они весьма капризны. Выращивание их в нужном количестве — это большие затраты. Нужные нам для бактериального выщелачивания бактерии — гетеротрофы, они питаются органическим веществом, то есть их надо кормить.
Мы на Урале экспериментировали с выщелачиванием меди микробиологическим способом и кормили бактерии опилками: оказалось, что не каждый сорт древесины им по вкусу. Одна из причин, почему у нас сложно развиваются микробиологические методы, — суровые климатические условия. А бактерии любят теплую среду. Микроорганизмы есть и в холодной среде, но их активность сильно подавлена низкой температурой. Не случайно открытие и изучение деятельности микроорганизмов на гидрогенных месторождениях состоялось в теплых регионах — Ферганской долине Узбекистана, Кызылкумском урановорудном районе, затем в Южном Казахстане. Тем не менее интересные нам группы бактерий присутствуют и в холодных водах, и их очищающая способность также проявляется, но с меньшей скоростью. Актуальные для нас бактерии выращивать и «засеивать» в пласты не нужно — они там уже есть.
Как только мы создаем питательную среду, внося сульфаты с возвращенным в недра оборотным раствором, то активизируются сульфатредуцирующие бактерии, начинают его перерабатывать, быстро размножаются. Когда сульфаты переработаны, микроорганизмы опять впадают в анабиоз.
Одна из многих урановых шахт. Фото: atomtor. Недалеко от урановой кальдеры находится город Краснокаменск с населением 51 тысяча человек. Первоначально на его месте был шахтерский поселок, основанный еще в 1943 году и занимавшийся добычей железной руды. Однако, в начале 1960-х годов советские геологии нашли в кальдере богатые залежи атомного топлива, что предсказуемым образом помогло бурному развитию населенного пункта. В лучшие времена население города достигало 70 тысяч человек. Градообразующее предприятие — это ППГХО или «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», основанное в 1968 году. Каждый год предприятие дает не менее 1 600 тонн закиси-окиси этого металла.
Ранее в Телеграм-каналах распространялась информация, что их затопило, из-за чего уран попал в реку Тобол, пишет ТАСС. АО «Далур» — предприятие Росатома, добывающее уран на месторождении «Добровольное», поделилось снимками, на которых видно, что урановые скважины не пострадали от воды. Сама ГК «Росатом» считает, что сообщения о затоплении — преднамеренная дезинформация.
Разведка месторождения продолжилась лишь в 2000-х с привлечением иностранных инвесторов, которые добывать уран в Казахстане могли лишь совместно с «Казатомпромом». Буденовское было разделено на 7 участков, на которых работу вели 3 совместных предприятия. Позже появились слухи, что это лоббировало непосредственно окружение бывшего президента. При этом самые вкусные доли уранового пирога продавали американским, канадским и европейским компаниям. Впервые «Росатом» получил контроль над некоторыми казахстанскими урановыми месторождениями, когда в 2009 году приобрел акции канадской компании Uranium One в 2013 году компания перешла в прямое управление «Росатома» , которая в свое время выкупила права на несколько месторождений в Казахстане. Сделка была реализована благодаря команде Артема Зуева, заместителя генерального директора «Эффективной энергии». Стоит отметить, что в то время комбинат, да и в целом урановая промышленность Казахстана переживали далеко не лучшие времена.
Ресурсная база комбината истощилась. Но акционерам удалось поднять СГХК на ноги. Новые владельцы продали излишки урана на свободном рынке, а после внедрения новых технологий занялись переработкой отходов золотодобычи. Как ни странно, это стало приносить прибыль. К тому же комбинат обладал лицензией на добычу медно-молибденовой руды. После освоения ее переработки СГХК вернулся к жизни. Именно этот комбинат и купил «Росатом» через свою дочернюю компанию Uranium One. Хотя не исключено, что это российские бизнесмены Анисимов и Зуев подгадали, на что госкорпорация положила глаз, и доведя до ума разрозненные участки Буденовского, продали их «Росатому». В любом случае схема реорганизации, развития и передачи месторождения российскому бизнесу была выстроена безупречно.
Курганская область: экологи в ужасе от затопления старых шахт с ураном
Глубина шахтных стволов превышает 700 метров, но никто их не охраняет. К тому же они до сих пор открыты. Но как мы все понимаем, у ядерного сырья и его производных особый статус — существуют определенные санитарно-эпидемиологические требования как к самому транспорту, так и к выбору маршрута. Более того, весь путь движения заранее согласовывается. Но проезжают ли машины с урановой продукцией вблизи населённых пунктов? В «Казатомпроме» ответили, что да, но опять же с оговорками, причём достаточно простыми — водителям необходимо соблюдать правила дорожного движения. Отметим, что под сырьём понимается природный уран в виде порошка, который, в силу своих естественных свойств, не обладает значительной удельной радиоактивностью, уверяют в национальной ядерной компании. В 2021 году к этому списку добавили ещё и производство тепловыделяющих сборок ТВС. Основные объёмы продукции продаются за рубеж. Исключением становятся небольшие объёмы изделий «Ульбинского металлургического завода» для «Национального ядерного центра», который находится в Семее.
К ним применяют повышающий коэффициент в размере не менее 1,3. Отраслевое соглашение подписали сотрудники минэнерго, представители атомной отрасли и «Отраслевой профессиональный союз работников атомной промышленности». Кроме того, сотрудники ядерной промышленности отдыхают на 21 день больше. Помимо основного трудового отпуска, у них есть и дополнительный, а ещё сокращенная продолжительность рабочего дня.
Спор ядерщиков с электриками вокруг Чернобыля не будет закрыт никогда. Есть, тем не менее, вещи несомненные. Где сидели может и отличные электрики, но ядерные чайники, для которых реактор был всего навсего кипятильником, из которого поворотом ручки можно подать на турбину больше пара или меньше. Сам по себе эксперимент по выбегу турбины делать было можно и даже нужно. Беда в том, что делали это кривые руки не понимавших ничего в --- не побоюсь этого слова НИЧЕГО --- в тонкостях ядерной физики. Какая была практика работы персонала ЧАЭС --- судить не буду, но боюсь, что слова об отношении к реактору как к кипятильнику более чем справедливы. Я просто попробую объяснить, как легко взорвать реактор перейдя бездумно на малую мощность, скажем, на четверть. Я буду без математики, так что четверть или половинка будет неважно. Без азов ядерной физики все же не обойтись. В легких ядрах протонов и нейтронов поровну, в тяжелом уране нейтронов в полтора раза больше, чем протонов. В средних ядрах превышение нейтронов над протонами есть, но слабее. При делении ядра урана 2-3 мгновенных нейтрона скидывается, получаются два осколка с отношением масс преимущественно около 1:1. В обоих осколках нейтронов больше, чем положено, а протонов меньше положенного. Осколок нестабилен: бета-распадом нейтрон превращается в протон, электрон и нейтрино. Ядро улучшается, но как правило надо его лечить несколькими бета-распадами, пока не дойдем до сравнительно стабильного ядра. Иногда на одно деление до дюжины бета-распадов. В-общем, редкая птица долетает до середины Днепра: из самых первичных осколков не выживает практически никто. В ходе этих бета-распадов иногда из ядра вылетают нейтроны. Немного, но и немало: всего около 0.
Сложно сказать, с чего начинается процесс: это как спор про курицу и яйцо. Ну давайте я скажу, что начинается цикл с бурения. Далее заряжаем взрывчатку, взрываем. Полученную горную массу забираем с помощью ПДМ, сначала она попадает в рудоспуск, а оттуда — в вагоны. Далее устанавливаем анкерное крепление, если необходимо, добавляем вентиляционный рукав. И всё повторяем», — объясняет Сергей Гуров, подводя нас к месту, где работает очистная бригада. Мы застаём процесс буровых работ: в данном случае отгружать будут не руду, а пустую породу, до жилы ещё предстоит добраться. Бурение идёт с помощью пневматических перфораторов ПП-54. Работает в руднике и самоходная УБШ, на следующий год запланировано приобретение дополнительных единиц. В целом урановая шахта выглядит примерно как железорудная, но бросается в глаза, что всё здесь имеет меньшие габариты: выработки меньшего сечения, техника более миниатюрная. Дело в том, что мы работаем на узкожильном месторождении, и этот факт диктует свои особенности. Объём ковша у неё два «куба»: это даже по меркам подземных машин очень небольшой ковш, а с карьерными и сравнивать нечего. Кстати, машина очень достойная, в работе прекрасно себя показывает. Тем более что они свои, считай, родные», — рассказывает Сергей Гуров. Наш провожатый также отмечает, что пока на горизонт зашла только одна бригада, на данном этапе идут проходческие работы, бурение вертикальных выработок. Темп взят хороший — порядка 6 метров проходки в день. По мере того, как верхние горизонты будут отрабатывать, горняков и технику будут переводить сюда, на новый девятый горизонт. Уран — подземный житель Уран — элемент безумно ценный, но и даётся его добыча нелегко. Судите сами: содержание полезного компонента в руде невелико, глубина рудника внушительная, работать необходимо по узкой жиле. Разве что водоприток небольшой — около 160 «кубов» в час. Но и тут всё не так просто: путь воды из уранового рудника может лежать только на гидрометаллургический завод, где её включают в технологический процесс, выделяя полезный компонент. Неужели более простой путь к урану невозможен? Отработка карьерным способом возможна, и проекты такие были реализованы. Но, говорят специалисты «АРМЗ», тут нужно учитывать, что подземным способом обычно добывают более высокосортную руду. А урановый карьер ещё несколько десятилетий назад работал здесь же, под Краснокаменском. Это Тулукуйский карьер, прославленный блогерами, — сегодня это довольно популярный фотообъект. Про глубину нам, кстати, рассказывают два интересных факта.
Его нейтронный спектр не отличается от стандартного топлива с обогащенным ураном, поэтому поведение топлива в активной зоне реактора и количество плутония, образующегося из урана в результате облучения, в целом идентичны. Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» Топливный дивизион Госкорпорации «Росатом» включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Являясь единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС, ТВЭЛ обеспечивает топливом в общей сложности 75 энергетических реакторов в 15 государствах, исследовательские реакторы в девяти странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе ТВЭЛ. Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов. В дивизионе активно развиваются новые бизнесы в области химии, металлургии, технологий накопления энергии, 3D-печати, цифровых продуктов, а также вывода из эксплуатации ядерных объектов. В контуре Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» созданы отраслевые интеграторы по аддитивным технологиям и системам накопления.
Bloomerg: западные компании возрождают урановые шахты на фоне роста цен на сырье
Месторождение сразу решили разрабатывать комбинированным методом, добывать урановую руду не только в шахтах, но и открытым способом, в карьерах. Владельцы заброшенных рудников в Соединенных Штатах и других государствах — добытчиках урана возобновляют работу для извлечения выгоды из растущего спроса на ядерное топливо. В США и других западных странах вскрывают законсервированные урановые шахты из-за роста цен на ядерное топливо, передает 3 марта Bloomberg. В "Росатоме" назвали преднамеренной дезинформацией сообщения о затоплении урановых скважин месторождения "Добровольное" в Курганской области.