В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Традиция ходить на кладбище на Пасху появилась только во времена СССР, когда церкви были закрыты. За многовековую историю в народе сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней, несмотря на советское прошлое современной России.
Как правильно праздновать Пасху, что надо сделать, а что делать нельзя
Таким образом, пасхальные обряды и традиции являются важной частью народной культуры России. Как правильно праздновать Пасху 2023: традиции, приметы и обычаи. Стоит обратить внимание и ещё на одну дошедшую до нас традицию: освещённое яйцо кладётся дома за иконы до следующей Пасхи.
Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы
Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой [43]. Подробнее см. Пасха мёртвых Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы [27]. В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными [44]. Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад знаком чего являются открытые в церкви царские врата и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели либо в период от Пасхи до Вознесения Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай [45].
После утренней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу [46]. Сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают крашеное яйцо , приговаривая «Христос воскрес! Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа и сохранило статус сугубо народного обычая [2]. Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48]. Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49].
В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50]. Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы. Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш. У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге.
Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54].
В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума. И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу [23]. Во многих местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе! Яйца крошат на мелкие кусочки и разбрасывают на могилках или целые оставляют. Раньше в церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться.
По сведениям Максимова С. И поэтому в это время надо запирать двери в храмах как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки. Освящение воды и омовение[ править править код ] Встреча весны. Костромская губерния. В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием ; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», то есть жертвовали на церковь.
Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты и погружали их в освящённую воду, а затем спускали эту воду прямо в рот или на глаза. При этом многие старухи не ограничивались этим, а брали венчик, которым кропил священник, и брызгали в те места на своём теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали «в пазуху»; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы было больше молока и чтобы защититься от сглаза [59]. Калинский приводит слова Густинской летописи о древнем обычае — «в день Воскресения Христова» во время игры молодёжи кого-нибудь толкают в реку или же обливают водой. По свидетельству М. Ломоносова , в его время селяне обливали водой, а иногда и бросали в воду тех, кто проспал утреннюю службу [30].
Встреча рассвета[ править править код ] Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» [60]. По представлениям русских крестьян, «восходящее солнце то покажется из-за края небесного, то опять за ним спрячется, то выглянет кверху, то книзу опустится, то заблещет цветами алыми, белыми, лазоревыми, то воссияет во всей славе своей так, что никакому глазу глядеть на него невозможно» [61].
Все знают, что последняя неделя, наступающая перед Пасхой, называется «Страстной», она посвящена тем страданиям, которые Иисус Христос претерпел за людской род. На нее приходятся самые строгие дни поста, во время которых, верующие питаются только хлебом и водой, не веселятся, не развлекаются, а лишь молятся о прощении их грехов. Вместе с отказом от радостей жизни и животной пищи, люди готовятся к величайшему церковному празднику. В Страстную неделю по традиции принято убирать дома, выбрасывать все лишнее, отдавать бедным вещи, которые вы уже не носите.
В Чистый четверг обязательно проводится генеральная уборка, причем как физическая, так и духовная. В четверг христиане мылись на рассвете в ручье, чтобы смыть все грехи, накопленные за год. А пятницу выделяются под выпечку куличей и покраску пасхальных яиц. Почему появилась традиция на Пасху печь куличи и красить яйца и что она означает? Главными пасхальными символами праздника являются крашеные яйца и куличи. По традиции их предварительно нужно освятить в церкви.
Это не просто вкусные угощения, но и символы Светлого праздника, имеющие глубоко религиозный смысл, почерпнутый из Библии. По преданию, после того как Иисус Христос вознесся на небо, апостолы начали класть кусочек хлеба на стол, когда принимали пищу, он предназначался для Учителя, который воскрес. Пасхальный кулич — символ той святой пищи. В ряде регионов, помимо куличей делается творожная пасха в форме трапеции, как Гроб Господень, в которую добавляют изюм, орехи, цукаты. То касается покраски яиц, то по преданию красное крашеное куриное яйцо Мария Магдалина преподнесла императору, рассказав о том, что Христос чудесным образом воскрес. Теперь, крашеное яйцо — символ того, что, в его оболочке, как и у Гроба Господня — каменной снаружи, внутри содержится живая душа Иисуса.
Четверг называют Чистым, поскольку в этот день все православные стремятся очистить разум и помыслы, причаститься в храме, посвятить этот день приведению дома в порядок. Есть традиция в этот день мыть окна. Крашенные яйца. Традиция Пасхи — свободный доступ всех желающих к церковным колоколам: после службы и до самого вечера любой человек может подняться на колокольню и позвонить в колокола. В эти дни проводятся конкурсы звонарей. Сохраните себе Популярные вопросы и ответы Откуда взялась традиция на Пасху красить яйца и обмениваться ими?
На Пасху принято обмениваться крашеными яичками — крашенками. Существует предание, что с новостью о Воскресении Христа к императору Тиберию пришла Мария Магдалина. И Тиберий сказал, что поверить в Воскресение невозможно, это как если яйцо в руке Марии вдруг бы стало из белого красным. И чудо совершилось — яичко изменило цвет. Что такое волочебные песни и какие они бывают? Издревле всю светлую седьмицу в русских деревнях и сёлах по домам ходили волочебники — эта традиция похожа на рождественские колядки.
Волочебники шли с волочебными христославными песнями. Например, они пели: Пойдём, братцы, вдоль улицы. Зайдём, братцы, в хозяйский дом. Христос Воскрес, Сын Божий!
Кстати, раньше Воскресенье Христово праздновали еженедельно. Причем в пятницу было принято скорбеть и поститься, а в последний, святой день недели, разрешалось веселиться. В христианских традициях по сей день принято посвящать последний день недели молитвам и отдыху. Чудесное воскресение Христа означает величайшую победу добра над злом, зримый символ того, что любовь и вера гораздо сильнее, чем ненависть и страх.
И как еврейский народ приносит в жертву пасхального ягненка, так и сам Господь принес сына своего на заклание. И в этом событии проявилась безграничная любовь Бога к человеку. Верующие поздравляют друг друга с тем, что Христос воскрес. Для христиан праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия». Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками. Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».
Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Сегодня для большинства людей Пасха — светлый праздник, символизирующий возрождение и обновление. Суть праздника Пасхи заключается еще и в особой подготовке — последовательному соблюдению ряда религиозных предписаний, которые регламентируют жизнь верующего человека. Подготовка к Пасхе: православные пасхальные обряды В восточно-православном христианстве духовная подготовка к Пасхе начинается с Великого поста, 40 дней самопроверки и поста включая воскресенья , который начинается в Чистый понедельник и завершается в Лазарскую субботу. Чистый понедельник выпадает за семь недель до пасхального воскресенья. Термин «Чистый понедельник» относится к очищению от греховных отношений посредством поста. Отцы ранней церкви сравнивали пост поста с духовным путешествием души по пустыне мира. Духовный пост призван укрепить внутреннюю жизнь поклоняющегося, ослабляя влечение плоти и приближая его или ее к Богу.
Во многих православных церквях постный пост по-прежнему соблюдается со значительной строгостью, что означает, что мясо не употребляется, продукты животного происхождения яйца, молоко, масло, сыр не употребляются, а рыба — только в определенные дни. Лазарская суббота наступает за восемь дней до пасхального воскресенья и знаменует конец Великого поста. Затем следует Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи, в ознаменование триумфального въезда Иисуса Христа в Иерусалим, за которой следует Страстная неделя, которая заканчивается в Пасхальное воскресенье, или Пасху. Пост продолжается всю Страстную неделю. Многие православные церкви соблюдают пасхальное бдение, которое заканчивается незадолго до полуночи в Великую субботу или Великую субботу , последний день Страстной недели вечером перед Пасхой. Во время пасхального бдения серия из 15 чтений Ветхого Завета начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Часто православные церкви отмечают субботний вечер шествием при свечах возле церкви. Сразу после пасхального бдения пасхальные праздники начинаются с пасхальной утрени в полночь, пасхальных часов и пасхальной Божественной литургии.
Пасхальная утреня — это ранняя утренняя молитва или, в некоторых традициях, часть всенощного молитвенного бдения. Обычно это происходит со звоном колокольчиков. Все прихожане обмениваются «поцелуем мира» в конце пасхальной заутреницы. Обычай целоваться основан в следующих местах Священного Писания: Римлянам 16:16; 1 Коринфянам 16:20; 2 Коринфянам 13:12; 1 Фессалоникийцам 5:26; и 1 Петра 5:14. Пасхальные часы — это краткое молитвенное служение с песнопениями, отражающее пасхальную радость. А Пасхальная Божественная литургия — это причастие или евхаристическое служение.
История, обряды и обычаи Пасхи русского народа.
Пасхальные традиции | В дореволюционной России пасхальными яйцами «христовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христовались трижды в щёки. |
В центрах немецкой культуры и российско-немецких домах по всей стране отметили праздник Пасхи | Отмечающийся за неделю до Пасхи церковный праздник, как и сама Пасха является переходящим. |
Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник | Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». |
Пасхальные традиции на Руси и в современной России | В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. |
Традиции и обычаи празднования Пасхи
- Как празднуют Пасху в Европе и России: самые интересные традиции | myDecor
- В центрах немецкой культуры и российско-немецких домах по всей стране отметили праздник Пасхи
- Когда красить яйца и печь куличи на Пасху 2024, можно ли печь куличи в Чистый четверг
- Всё о Пасхе в России, начиная с истории
Традиции Пасхи в России
Пасха 2023: что нужно сделать, чтобы год не реветь горючими слезами | Стоит обратить внимание и ещё на одну дошедшую до нас традицию: освещённое яйцо кладётся дома за иконы до следующей Пасхи. |
Как празднуют Пасху в России (история и традиции) ~ Стихи и проза (Религия) | Зачастую широкая традиция «отмечания» уводит от цели, ради которой праздник совершается. Некоторые «выхватывают» из Пасхи только им интересное. |
Пасхальные традиции | Так как Пасха в церковной традиции — величайший праздник, люди верили, что в этот день можно улучшить не только свое здоровье, нагадать счастье, но и увеличить материальное благосостояние. |
Пасха 2023: традиции, обычаи и запреты | Как правильно праздновать Пасху 2023: традиции, приметы и обычаи. |
Как подготовиться к Пасхе в 2023 году
В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю. Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое. В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров». Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику. Вскоре малоазийская практика почти исчезла. Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия. В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии. Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день.
Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье. В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему. В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию. Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта.
Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта. Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду? Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт. С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями.
Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф. Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения. В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха? Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница.
Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва , прообразовавшая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы , после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата. Плащаница укладывается на Престоле , после чего вокруг него совершается каждение. По окончании этой службы бывает Крестный ход в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя , а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом. По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.
Пасхальные традиции и кулинария всегда были тесно связаны, ведь Пасха — это не только торжественное ночное богослужение и сошествие Благодатного огня, но и окончание 7-недельного Великого поста, разговение и особое угощение. С 2005 г. Еще одна тенденция — освящение пасхальных блюд в церкви — становится менее популярной в последние годы: с 2005 г. Это еще раз указывает на «светский поворот» в восприятии праздника.
Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48]. Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49]. В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50]. Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы. Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш. У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге. Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54]. В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума. И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу [23]. Во многих местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе! Яйца крошат на мелкие кусочки и разбрасывают на могилках или целые оставляют. Раньше в церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. По сведениям Максимова С. И поэтому в это время надо запирать двери в храмах как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки. Освящение воды и омовение[ править править код ] Встреча весны. Костромская губерния. В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием ; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», то есть жертвовали на церковь. Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты и погружали их в освящённую воду, а затем спускали эту воду прямо в рот или на глаза. При этом многие старухи не ограничивались этим, а брали венчик, которым кропил священник, и брызгали в те места на своём теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали «в пазуху»; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы было больше молока и чтобы защититься от сглаза [59]. Калинский приводит слова Густинской летописи о древнем обычае — «в день Воскресения Христова» во время игры молодёжи кого-нибудь толкают в реку или же обливают водой. По свидетельству М. Ломоносова , в его время селяне обливали водой, а иногда и бросали в воду тех, кто проспал утреннюю службу [30]. Встреча рассвета[ править править код ] Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» [60]. По представлениям русских крестьян, «восходящее солнце то покажется из-за края небесного, то опять за ним спрячется, то выглянет кверху, то книзу опустится, то заблещет цветами алыми, белыми, лазоревыми, то воссияет во всей славе своей так, что никакому глазу глядеть на него невозможно» [61]. И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой [30] : Солнышко, вёдрышко, Солнышко, покатись, Красное, нарядись! На Волыни считают, что солнце — «царь неба», что светит и греет днём, а ночью прячется за землю, обходит её и утром снова появляется на востоке. На Подолье считают, что солнце — это отблеск лика Божьего, и потому оно так ярко светит. В прежние времена на Украине девушки молились солнцу. На Черкасщине Черкасы девушки вставали с утра пораньше на Великдень, и шли в сад, вставали под яблоней лицом на восток, и ждали восход солнца. Как только солнце появлялось, девушки складывали руки, как перед иконой, и молились. После молитвы, на дереве, под которым стояли, делали отметку крестиком на коре и когда яблоня зацветёт, из её цветущих веток плели венок и надевали на голову, потом этот венок сохраняли и его использовали при гадании на любовь [23]. Встреча весны[ править править код ] Как и на Благовещенье , если на Пасху и следующие дни были тёплые и солнечные, девушки ходили вокруг села а вслед за ними и маленькие дети и пели веснянки.
Здесь следует отметить, что работать без лишней надобности не стоит. Если рабочий график не позволяет сходить в церковь, то в этом нет ничего страшного. Убираться в доме. Это не касается мелких бытовых вопросов. Главное, чтобы уборка не мешала праздничному настроению. Ходить на кладбище. Нельзя на Пасху скорбеть, так как скорбь противоречит праздничному духу. Святить не соответствующие празднику продукты. Можно святить только то, что было исключено из рациона в Великий пост. Выбрасывать остатки пасхальной еды. Все, что осталось на праздничном столе от яиц, куличей и всего недоеденного, следует отдать животным и птицам. Нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Приметы про Пасху Для наших предков заболеть на Пасху означало, что активизировалась нечисть, которая всеми силами пытается прервать человеку его службу в церкви. Также люди хранили целый год полотенце, на котором стояли священные куличи. Они могли обтереться им, когда человек заболел.
Пасхальные традиции в России и в Мире
Пасху, или светлое Христово Воскресение, в России в 2024 году будут отмечать в начале мая. Пасхальные традиции и кулинария всегда были тесно связаны, ведь Пасха — это не только торжественное ночное богослужение и сошествие Благодатного огня, но и окончание 7-недельного Великого поста, разговение и особое угощение. Пасхальные традиции: в чем их суть, что в эти дни запрещается и о чем стоит задуматься. Также рекомендуем почитать о главных традициях Пасхи, которую в 2024 году отмечают 5 мая, а также о значении символов праздника – куличах, пасхах и расписных яйцах.
Пасха Христова: история и традиции праздника
В России существует множество традиций празднования Пасхи, которые приобрели особое значение для православных верующих. Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Интересный рассказ о пасхальных традициях российских немцев, сопровождавшийся мультимедийной презентацией, музыкальными паузами и песнями, представил Андрей Шиндлер. Празднование Пасхи в России отличается огромным числом интересных традиций, обычаев, ритуалов, сохранившихся по сей день с давних времен. Почему на Пасху красят яйца: традиции Пасхи.
Традиции и обычаи на Пасху + история праздника
Ну, если кто-то купил и съел кулич, кто не постится, наверное, это далеко не самый большой грех в его жизни будет», — заявил священник в беседе с Пятым каналом. Он отметил, что, пускай кулич является символом христианской Пасхи, его можно есть всем, вне зависимости от вероисповедания. Савченко также заявил, что если вы заранее купили кулич и он зачерствел, то не бойтесь его выбросить. Это допустимо, как и к остальной еде. Стоит ли покупать дорогие куличи на Пасху Вопрос о дорогих и богато украшенных куличах также был поднят в разговоре со священником. Он отмечает, что не следует увлекаться излишествами и лучше направить средства на благотворительность. Вместо того чтобы тратить деньги на декор, лучше помочь нуждающимся. Освящение куличей: традиция и благословение Освящение куличей и яиц в Великую субботу является важной частью пасхальных традиций. Этот ритуал придает пище особую торжественность и помогает перейти к непостной пище без вреда для здоровья.
А ещё к воскресенью Пасхи уже готовы крашеные яйца, которыми верующие «христосуются» — дарят их друг другу, приговаривая при этом: «Христос воскрес! В России широко и торжественно отмечают этот христианский праздник Фото: Oleg Golovnev, по лицензии Shutterstock. После Великого Поста на стол выставляются всякие вкусности, и среди них первое место занимают ритуальные кушанья — пасхи, куличи и крашеные яйца. Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с 12 века. А кулич всегда выпекали из сдобного теста, высоким и круглым.
Он отметил, что, пускай кулич является символом христианской Пасхи, его можно есть всем, вне зависимости от вероисповедания. Савченко также заявил, что если вы заранее купили кулич и он зачерствел, то не бойтесь его выбросить. Это допустимо, как и к остальной еде. Стоит ли покупать дорогие куличи на Пасху Вопрос о дорогих и богато украшенных куличах также был поднят в разговоре со священником. Он отмечает, что не следует увлекаться излишествами и лучше направить средства на благотворительность. Вместо того чтобы тратить деньги на декор, лучше помочь нуждающимся. Освящение куличей: традиция и благословение Освящение куличей и яиц в Великую субботу является важной частью пасхальных традиций. Этот ритуал придает пище особую торжественность и помогает перейти к непостной пище без вреда для здоровья. Освятить кулич можно как в храме, так и дома с использованием святой воды и молитвы.
Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа — Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств. Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные — фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота. Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет.
Пасхальные традиции в России и в Мире
В чем смысл Лазаревой субботы С эпизодом с воскрешением тесно связаны события, которые выпали на последнюю неделю земной жизни Христа, полную страданий и завершившуюся гибелью Иисуса на кресте, — в православной традиции этот период знают как Страстную неделю. Как следует из Евангелия от Иоанна, фарисеи и первосвященники сильно испугались произошедшего с Лазарем, опасались, что еще больше людей уверуют в Иисуса. С того дня Христа было велено схватить и задержать. О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из патриарших проповедей по случаю праздника звучат такие слова: «Не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы недели , потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя».
Традиции Лазаревой субботы: что можно и нельзя делать Лазарева суббота, как и любой церковный праздник, наполнена традициями. При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза.
Пасха в немецких традициях в Краснотурьинске Город Краснотурьинск Свердловской области многонациональный, поэтому богат неповторимыми традициями и обычаями. Российские немцы, проживающие в этом городе, стараются сохранять свои национальные черты и традиции и передавать их последующим поколениям. Активисты Центра немецкой культуры «Возрождение» совместно с городским дворцом культуры подготовили и провели 9 апреля познавательно-игровую программу «Пасха в немецких традициях». С пасхальной проповедью к собравшимся обратились проповедник Евангелическо-Лютеранской и священник Новоапостольской церкви городского округа Краснотурьинск. Ведущие праздника на немецком и русском языках рассказали гостям о традициях празднования Пасхи у российских немцев. Танцевальная композиция Народного хореографического ансамбля «Солнечная карусель» не оставила никого равнодушным. По традиции ансамбль немецкой песни «Hoffnung» исполнил всеми любимые народные песни. Порадовали зрителей воспитанники студии бального танца «Настроение» и вокальный коллектив «Гудвин». Ансамбль народных инструментов «Уральские узоры» весь вечер выступал перед зрителями с прекрасной музыкой. Когда все зрители позвали пасхального зайчика, то он не просто пришел, а его вывели под мелодию немецкой полечки танцоры Детской образцовой танцевальной студии «Озорной воробей». Для пасхального зайчика была подготовлена целая программа: дети с удовольствием читали стихи, с зажигательной песней выступил ансамбль русской песни «Золотая звонница», Л. Ганеман спела немецкую песню под гитару, А. Румянцева исполнила на гитаре музыкальное произведение. Затем все желающие смогли поиграть в традиционные пасхальные игры: выбирали «яичного короля», прыгали наперегонки, переносили яйца в ложках из одной корзинки в другу, наряжались к Пасхе. Все участники получили призы от пасхального зайца. В конце праздника взрослые и дети еще раз поздравили друг друга с Пасхой на русском и немецком языках, затем разучили пасхальную песню на немецком языке. Отрадно, что есть возможность рассказать о национальных традициях молодому поколению, таким образом, не прерывается связь времен. Пасхальный праздник означает намного больше, чем просто разукрашенные яйца, пасхальный заяц и подарки. Пасха есть и остается праздником воскресения, жизни, радости и надежды. Бизнес-завтрак в Омске 11 апреля в Культурно-деловом центре «Русско-немецкий дом в городе Омске» состоялся ежегодный пасхальный молитвенный бизнес-завтрак, посвященный страстной неделе. Ежегодно такой формат завтраков проходит на Рождество и Пасху. Гостями бизнес-завтрака стали бизнес-партнеры дома, представители региональных и местных немецких национально-культурных автономии, члены бизнес-клуба при КДЦ РНДО, городской молодежный клуб российских немцев. Организаторами мероприятия ежегодно выступают централизованная религиозная организация Евангелическо-лютеранская церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока и Культурно-деловой центр РНДО. Лектором молитвенного бизнес-завтрака стал пропст Сибирского региона Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока Владимир Виноградов. С приветственным словом к гостям завтрака обратилась директор дома Русско-немецкого дома в Омске и и. Мы посчитали, что именно так можно лучше узнать что-то новое, не только из этнокультурных проектов. Такие встречи всегда сопровождаются культурой, традициями, историей российских немцев. Сегодня у нас тематика — это страстная неделя. Культурно-деловой центр "Русско-немецкий дом в городе Омске" выражает благодарность всем гостям бизнес-завтрака и надеется на дальнейшую совместную плодотворную работу по сохранению и популяризации традиционной немецкой культуры». Пропст, Владимир Виноградов, рассказал об истории и особенностях праздника. После лекции гости дома смогли вступить в живой диалог, поговорить друг с другом и задать вопросы пастору Виноградову. Выставка, мастер-класс и пасхальный концерт в Ишиме В Центре немецкой культуры сегодня было по-праздничному красиво, вкусно и весело — отмечали Пасху. Для гостей подготовили насыщенную программу.
Пасха — главный христианский праздник, посвящённый воскресению Иисуса Христа , основе всего вероучения. Название происходит от еврейского слова «песах» — «прошёл мимо» — и связано с моментом ветхозаветной истории исхода иудеев из египетского плена. В память о своём освобождении иудеи празднуют Песах — центральный праздник, корни которого уходят во времена древних пастухов и земледельцев, отмечавших весеннее солнцестояние. У христиан Пасха приобрела несколько иное значение — как народ иудейский обрёл свободу, так и христиане освобождаются от рабства греха благодаря жертве и воскресению Христа. Христосование Важнейший церковный праздник начинают отмечать торжественным богослужением. После него верующие в течение 40 дней приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Этот обычай установлен в апостольские времена. В православной среде, а также среди членов некоторых восточных церквей принято обмениваться троекратными поцелуями и дарить друг другу крашеные яйца. Традиция красить яйца Этот обычай связан с преданием о Марии Магдалине, преподнесшей в качестве дара императору Тиберию яйцо — больше у неё для подношения ничего не было, кроме вести о воскрешении Христа. Правитель было усомнился: «Как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». В доказательство обычное куриное яйцо на его глазах изменило цвет на красный — цвет крови Христа, цвет жизни и победы. Это лишь одна из версий, которая объясняет появление такой пасхальной традиции. Люди, готовясь к этому празднику, красят яйца в разные цвета, рисуют на них узоры, всячески украшают.
Постящимся запрещено употреблять пищу животного происхождения, злоупотреблять спиртным, курить. Нужно много молиться и ходить на службы в храм. Священник освящает традиционную пищу, которую принято есть в этот день: крашеные яйца, куличи, пасхи из творога. На Руси Пасху всегда отмечали с размахом, христианские традиции смешались с языческими. Древние ритуалы трансформировались в приметы и суеверия, что передавались из поколения в поколение, и так дошли до наших дней. Куличи Невозможно представить Пасху без кулича. Согласно писанию, Мессия и его апостолы всегда принимали пищу вместе. Когда он перестал вести земную жизнь, последователи и дальше желали символически делить с ним хлеб и оставляли для него часть своей трапезы. Современный кулич — это тот самый хлеб, что христиане желают отдавать Спасителю. Когда Сын Божий воскрес, она поведала об этом великому понтифику Рима Тиберию, преподнеся яйцо, что символизировало зарождение жизни. Властитель не поверил ей и сыронизировал, отметив, что ее история так же вероятна, как то, что яйцо покраснеет. В этот момент яйцо стало красным. Современные православные окрашивают яйца в луковом отваре и устраивают сражения: «бьются» ими за праздничным столом. Проиграет тот, чье яйцо разобьется. В праздник среди верующих распространено приветствие при помощи трех поцелуев. Принято поздравлять близких восклицанием «Христос воскресе! Свечи Свечи на Пасху — символ Благодатного огня.
Пасха-2022: традиции, правила и обычаи праздника в России
В дореволюционной России пасхальными яйцами «христовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христовались трижды в щёки. Накануне православного торжества мы решили разобраться в основных традициях праздника и спросить у наместника Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря игумена Алексия, что все-таки можно, а что нельзя делать на Пасху? Пасхальные традиции в России. К Пасхе принято готовится за неделю, которая называется Великой Седмицей.