Смерть Ленина, борьба за власть. В официальном заключении о причине смерти Ленина в протоколе вскрытия тела написано, что «основой болезни умершего является распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания»: «Непосредственной причиной смерти явилось: 1).
Тайна Смерти Ленина. Шокирующая Правда О Борьбе За Власть Сталин-Ленин-Троцкий.
Тайна Смерти Ленина. Шокирующая Правда О Борьбе За Власть Сталин-Ленин-Троцкий. | Не случайно во всех учреждениях государственной власти в первые годы Советской власти появились портреты Ленина, Троцкого, затем после смерти Владимира Ильича Сталина и т. |
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина | Она развернулась еще при жизни Ленина, в начале 1923 г., когда три наиболее амбициозных политика – Троцкий, Зиновьев и Сталин вступили в борьбу за право быть его преемниками. |
Борьба за власть после смерти Ленина: причины и участники | С новостями о самочувствии Владимира Ильича Ленина страна давно привыкла просыпаться и засыпать. |
Таблица борьба за власть после смерти ленина
Это сразу же обострило борьбу за власть: на XII съезде в апреле началась первая – пока осторожная – критика Троцкого. Обстоятельства смерти Ленина до сих пор являются предметом споров, равно как и вопрос о выносе тела из Мавзолея и последующего захоронения. Смерть и борьба за власть. Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина. Смерть Ленина, борьба за власть.
Главная навигация
- Главная навигация
- Борьба за власть после смерти Ленина - история, презентации
- Главная навигация
- UfoSpace.net
- Борьба за власть после смерти Ленина. "СССР: первые 20 лет", часть 2 - Красное ТВ
- Смерть Ленина и борьба за власть в партии
Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина | Смерть и борьба за власть. |
Борьба за власть после смерти Ленина | Но они не догадываются о том, что уже после смерти на Ленина было совершено семь покушений. |
Похороны и перерождение Ленина. Как обессмертили вождя — VATNIKSTAN | Согласно официальному заключению, непосредственной причиной смерти Ленина стало усиление кровообращения в мозгу и кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия. |
Ранение и смерть Ленина (Татьяна Шмидт) / Проза.ру | Согласно официальному заключению, непосредственной причиной смерти Ленина стало усиление кровообращения в мозгу и кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия. |
ДНЕВНИК СМЕРТИ ЛЕНИНА: КАК УМИРАЛ КРОВАВЫЙ ВОЖДЬ?
Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов. Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии.
Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти.
Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В. Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В.
Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива.
Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом. Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ.
В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя.
Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну. Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования.
Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать.
В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций.
Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства. Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов.
Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ. Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г.
Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г. Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп.
Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска. Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства. Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции.
Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ. Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби. И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24. Соотношение «правильных» и «неправильных» реакций на смерть В.
Ленина можно определить как 3:1. Эннкер, - если смерть Ленина и сопровождалась какими-то политическими комментариями со стороны рабочих, то они ограничивались домыслами относительно предстоящего или совершившегося вследствие смерти Ленина переворота. Людей волновал вопрос о персональных альтернативах среди его наследников, интерес к которым подогревался слухами о вспыхивавших в политическом руководстве конфликтах. Эти материалы представляют типичный пример "раздвоенного рабочего сознания", того сознания, которое после шести лет опыта жизни при большевистском режиме и вопреки нарисованной в вышеприведенных манифестах картине основывается на убеждении в непреодолимом разделении общества на "верхи" и "низы". Оно не видит для себя никакой возможности для вмешательства в политическую жизнь, для участия в ней или принятия на себя политической ответственности»25.
Материалы информационных сводок ОГПУ по Уральской области подтверждают вывод о том, что в раннесоветском обществе значительная часть «класса гегемона» не воспринимала себя в качестве актора политических процессов, была лишена политической субъектности. Это обстоятельство позволяет говорить о тотальной маргинализации ранне-советского общества, поскольку «деклассированными» ощущали себя не только пролетарии, но и иные социальные группы, в особенности непривилегированные и дискриминируемые. Спектр оценок и индикаторы лояльности к советской власти. Особо ценна информация об отношении к факту смерти В. Ленина со стороны антагонистов существующего строя.
В частности, оценка гражданами, содержащимися в заключении, частными торговцами, нэпманами, а также «бывшими» - теми слоями общества, чья нисходящая социальная мобильность явилась непосредственным следствием революции. Закономерно, что эта часть населения - «молчуны» - оставила наименьший след в исторических источниках. По косвенным данным, в том числе отраженным в сводках ОГПУ, можно утверждать, что «болото», «чистые обыватели» или «обывательщина» составляли абсолютное большинство, но, судя по реакции властей, все же меньше, чем при оценке иных событий. Ленина будут изменения, этому событию нисколько не сожалеют, а даже радуются, на этой почве строят разные планы, рогатки, распространяя всевозможные нелепые слухи. Необходимо сказать, что умы "чистых" обывателей смерть т.
Ленина мало занимает»26. Сотрудник Тобольского ОО ОГПУ под заголовком «Обывательщина» сообщает: «Часть из этого наравне с другими и искренно сожалеет о кончине Владимира Ильича, что 27 выявляется из разговоров о смерти последнего»27. Ленине как в конкретных материальных формах, так и в символическом виде; - «Ленинский набор» в РКП б 28. Обстоятельства смерти. По всей видимости, обстоятельства смерти большинством оценивались как вполне обоснованные, хотя не исключалась версия о криминальном характере событий, чаще всего упоминалось отравление.
Отметим нашедший отражение в сводках сюжет о возможностях омоложения, знакомый современному читателю благодаря роману М. Булгакова «Собачье сердце». Ленина, если разрешают обмолаживать стариков, то взяли бы и тов. Ленина сделали молодым»29. Реакция различных социальных групп и категорий граждан.
Структура сводок, с одной стороны, была формализована, поскольку являлась результатом мониторинга, с другой - не всегда оставалась неизменной от периода к периоду, а ряд сюжетов мог быть отражен в разных рубриках. Одним из важных элементов структуры являлся анализ политических настроений отдельных социальных групп31. На первом месте находились рабочие, затем крестьяне и прочие социальные группы. Радио, полученное 23. Среди обывательской массы первое время наблюдалось недоверие к смерти т.
Суммируя все имеющиеся сведения о произведенном смертью тов. Ленина впечатлении на массу, видно, что у большинства, даже беспартийных и крестьян, такая утрата вызвала глубокое сожаление, что является наглядным фактом авторитета т. Ленина и в целом Компартии среди сознательной части беспартийных и крестьянства. И среди бывших привилегированных нередко можно слышать сожаление о тов. Ленине, конечно, не как о коммунисте и вожде пролетариата, а как о гениальном и необычайного ума человеке, сумевшем подорвать империалистический, веками установленный строй и на развалинах старого строя создать новый, совершенно небывалый в истории строй.
Ленина со стороны заключенных, содержащихся в тюрьме. Среди таковых циркулируют разговоры о широкой амнистии как следствие смерти вождя пролета- 32 риата». Необходимо отметить, что на негативной реакции на смерть Ленина со стороны рабочих в сводках сделан особый акцент. Этот вывод подтверждается тем, что при описании данных фактов указывается конкретный человек, а информация сопровождается данными о том, что «меры приняты». Рабочий Бороздин, принимавший деятельное участие при свержении Советской власти в 1918 г.
Далее сообщалось: «Иканин Николай из рабочих, по профессии машинист, узнав о смерти Ленина, ударил ножом по его портрету с проклятием. Меры к расследованию и 34 привлечению виновных к ответственности нами приняты»34. По данным начальника Кунгурского окружного отдела ОГПУ Костича и уполномоченного Лодейщикова, к смерти Ленина большинство крестьян отнеслось сочувственно. В их сводке говорилось: «Крестьянская масса в большинстве своем отнеслась пассивно, за исключением редких единоличных мнений большинства несознательных лиц и кулаков, по мнению которых "одним грабителем меньше и теперь очередь за Троцким"»35. В сводке по Тобольскому округу говорилось: «Все сознательное крестьянство Тоб-округа отнеслось к смерти тов.
Ленина с известным прискорбием, сознательно учитывая величайшую потерю вождя трудящихся. Преимущественно к этому относятся бедняки и середняки. Характерно то, что даже некоторые кулаки сожалеют о преждевременной кончине Ленина, говоря, что жизнь при нем заметно началась улучшаться, что он был умный, 30 ЦДООСО. Устроенные по селам Округа траурные заседания и демонстрации о смерти тов. Ленина привлекли внимание крестьянства, которое отнеслось к совершившемуся факту с чистосердечным неподдельным сочувствием в горе по смерти дорогого вождя трудящихся всего мира»36.
Частные предприниматели.
А Троцкий создал «фракцию», он левый уклонист, а стало быть — враг партии и мирового пролетариата. Зиновьев одолел Троцкого, ещё плохо понимая, что плоды победы пожнёт не он, а Сталин. Последний бой товарища Зиновьева Почти все современники вспоминают Зиновьева как человека хитрого, умного и мастера интерпретаций. Он ловко выворачивал любой факт себе на пользу, только для борьбы со Сталиным этого было недостаточно. Сталин пару раз поддел Зиновьева на пленумах обвинил в неверном цитировании Ленина и Маркса , спровоцировав того на конфликт. Зиновьев, судя по всему, был уверен, что быстро расправится со Сталиным, но ловушки уже были расставлены. Сталин уже рассадил своих людей в ЦК, Политбюро и важных наркоматах. Сталин, Рыков, Каменев и Зиновьев.
Тезис этот противоречил канонам марксизма, гласившим, что революция должна свершиться повсеместно. У Маркса, строго говоря, колыбелью революции должна была стать вовсе не Россия, а одна из стран с развитой экономикой, например, Великобритания, Германия или Франция. Зиновьев среагировал на заявление Сталина резко. Он ринулся в бой, утверждая, что коммунизм в СССР нельзя построить без череды революций в Европе и экономической помощи из-за рубежа. Этому были посвящены его статьи и выступления периода весны 1925-го. Вот только генеральную линию партии проводил Сталин, а он сказал, что коммунизм будет строиться только в СССР. По всему выходило, что Зиновьев стал уклонистом. Ведь он пошёл против генеральной линии. И в том же 1925-м по «Гришке» открыли огонь из всех орудий.
Едва ли не главными их этих орудий оказались Николай Бухарин и Алексей Рыков. Бухарин — «любимец партии» — был таким же видным теоретиком, как Зиновьев, и тоже умел толкать речи на публике. Не говоря уже о том, что именно он контролировал прессу, включая газету «Правда». Рыков, после смерти Ленина, возглавил Совет Народных Комиссаров. С такими союзниками Сталин просто не мог проиграть. К тому же, против Зиновьева использовали ещё и «завещание Ленина» — то самое письмо к съезду.
Информационные сводки ОГПУ позволяют не только проанализировать общественное мнение, но и обозначить наиболее острые проблемы этого периода отечественной истории. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e-mail: Alexey. Kilin urfu.
Ленин, смерть, ОГПУ, Уральская область, информационные сводки, лояльность, коммеморация, социальная стратификация, общественное мнение, пропаганда. Статья поступила в редакцию 17. Захватив власть, победители всегда вынуждены решать не менее сложную задачу - как эту власть удержать. Критически важным и переломным моментом в персона-листских автократиях, для которых характерен «вождизм», является процесс трансфера власти. Смерть лидера, являясь обстоятельством непреодолимой силы, может стать точкой бифуркации, способной привести к разнообразным сценариям развития событий. Анализ реакции на смерть Ленина позволяет выявить проблемные зоны или болевые точки ранне-советского общества. Причем это могут быть как воображаемые, так и реальные угрозы, имевшие как тактические, так и стратегические последствия. Закономерно, что данная тема являлась объектом исследования историков, изучавших проблему как в контексте формирования культа вождя, который был реализован в полной мере в период «культа личности И. Сталина», так и конструирования советского общества в целом.
Оставляя за скобками огромный пласт «ленинианы» советского периода, отметим работу О. Великановой1, в которой продемонстрирован конструктивный подход к изучению этой темы, в прошлом излишне идеологизированной и табуированной для критики. Монография В. Булдакова охватывает максимально широкий спектр проблем, которые сопровождали граждан в 1920-1930-е гг. На основе разнообразного источникового материала автор убедительно диагностирует психологическое состояние представителей ранне-советского общества2. Смерть Ленина в этой работе рассматривается как важная часть советского идеологического ритуала3. Булдаков описывает реакцию различных социальных групп на это событие, при этом высказывает сомнения относительно степени достоверности данного источника4. Савин и А. Тепляков делают вывод о том, что культ «героев-жертв» развивался в молодой Советской России в достаточно жестких границах, поскольку «революционная аскеза боролась с тенденцией культа видных покойников»5.
Похороны Ленина сыграли роль катализатора в процессе обсуждения пределов и ограничений нового траурного церемониала, при этом они носили демонстративно экстраординарный характер. Регламентация процесса советских переименований в 1920-1930-е гг. Массовость и хаотичность данного процесса, особенно после смерти Ленина, привели к принятию постановления ЦИК СССР о запрете «ленинских» переименований без специального разрешения верховной власти7. Савин отмечает, что руководство страны осознавало реальную угрозу девальвации имени вождя8. Несмотря на это, имя Ленина эксплуатировалось в 1 Великанова О. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920-1930 гг. Новосибирск, 2015.
СССР чрезвычайно широко и явно избыточно, что приводило к обратному эффекту -к аномизации объектов, носивших его имя. Фундаментальный труд Б. Эннкера содержит значительный материал, который посвящен смерти В. Эту работу можно рассматривать как своеобразный итог исследования проблемы на современном этапе. Такой вывод был бы вполне закономерен, если не принимать во внимание значительный информационный массив, который содержится в региональных архивах и позволяет рассмотреть не только спектр оценочных суждений современников, но и процессы информационного обмена, практики официальных и неформальных коммуникаций в раннесоветском обществе, проанализировать феномен массового сознания на региональном материале. Несомненно, можно говорить о некотором объединении, основанном на вполне понятных и общечеловеческих морально-этических императивах - «о мертвом либо хорошо, либо ничего». Очевиден страх перед переменами, которые могут пойти по негативному, по мнению тех или иных социальных групп, сценарию. С другой стороны, это событие можно рассматривать как переход к нормальной жизни после периода Гражданской войны, для которой была характерна «рутинизация» смерти. Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10.
В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию. Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина. Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях. Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам. Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12. Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю.
Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях. Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13. В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви. Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина. Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся.
Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей. Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15. Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет». Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества. Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения.
Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16. Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов.
Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники.
В этой ситуации смерть В. Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива.
Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом. Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17.
Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну. Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики.
Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства.
Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала.
Даже в большевистской партии, которая к 1924 году осталась единственной легальной и правящей, не было формального единоличного лидера. Как минимум трое из них — Троцкий, Сталин и Зиновьев — имели желание и возможность претендовать на лидерство в партии после Ленина и возглавляли влиятельные группы своих сторонников в среде партийно-государственного чиновничества. Сталин на момент смерти Ленина уже полтора года как был избран генеральным секретарем ЦК большевистской партии, но эта должность все еще не воспринималась главной и считалась «технической». С января 1924 года потребуется еще почти четыре года внутрипартийной борьбы, прежде чем Иосиф Джугашвили станет единственным лидером правящей в СССР партии. Именно смерть Ленина подтолкнет эту борьбу за власть, которая, начавшись с вполне товарищеских дискуссий и споров, через 13 лет выльется в кровавый террор.
Иосиф Сталин, Алексей Рыков, Лев Каменев, Григорий Зиновьев Непростое внутреннее положение страны на момент смерти Ленина осложнялось и немалыми внешнеполитическими трудностями. Наша страна все еще находилась в международной изоляции. При этом последний год жизни первого советского вождя прошел для лидеров СССР в ожидании не международного дипломатического признания, а скорой социалистической революции в Германии. Правительство большевиков, осознавая экономическую и техническую отсталость России, тогда искренне рассчитывало на победу германских коммунистов, которая откроет доступ к технологиям и промышленным мощностям Германии. Действительно, весь 1923 год Германию сотрясали экономические и политические кризисы. В Гамбурге, Саксонии и Тюрингии немецкие коммунисты были как никогда близки к захвату власти, советские спецслужбы даже направили к ним своих военных специалистов. Но всеобщего коммунистического восстания и социалистической революции в Германии так и не произошло, СССР остался один на один с капиталистическим окружением в Европе и Азии.
Капиталистические элиты того мира все еще воспринимали правительство большевиков и весь СССР как опасных и непредсказуемых экстремистов. Поэтому к январю 1924 года лишь семь государств признали новую советскую страну. Но при всем различии политических режимов и идеологий полностью игнорировать в политике и экономике такую большую страну, как Россия, было сложно. Прорыв произошел как раз вскоре после смерти Ленина — в течение 1924 года СССР признали самые мощные страны того времени, то есть Великобритания, Франция и Япония, а также еще десяток менее влиятельных, но заметных на карте мира стран, включая Китай. К 1925 году из крупных государств лишь США все еще не имели дипломатических отношений с Советским Союзом. Остальные крупнейшие страны скрипя зубами были вынуждены признать правительство наследников Ленина. Наскоро, за 3 дня, сколоченный Мавзолей-1 был всего около трёх метров в высоту Мавзолей и мумификация Ленина Ленин скончался в Горках, совсем недалеко от Москвы, в усадьбе, до революции принадлежавшей московскому градоначальнику.
Здесь первый вождь компартии из-за болезни провел последний год своей жизни. Помимо отечественных врачей к нему приглашали лучших медицинских специалистов из Германии. Но старания медиков не помогли — Ленин скончался на 53-м году жизни. Сказалось тяжелое ранение 1918 года, когда пули нарушили кровообращение мозга. По воспоминаниям Троцкого, еще за несколько месяцев до смерти Ленина у Сталина появилась мысль о сохранении тела первого вождя советской страны. Троцкий так пересказывает слова Сталина: «Ленин — русский человек, и его нужно хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами…».
История. 10 класс
Борьба за власть после смерти Ленина - история, презентации | Смерть Ленина, борьба за власть. |
На пороге оттепели: как проходила борьба за власть после смерти Сталина | Сериал Смерть Ленина и борьба за власть 3 сезон 4 серия смотреть онлайн в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. |
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина
После смерти Ленина Троцкий стал, пожалуй, самой популярной, известной и влиятельной политической фигурой Советского Союза. Весть о смерти Ленина воодушевила многих противников советской власти. Еще до смерти Ленина (январь 1924 г.) вспыхнул конфликт по поводу определенных аспектов партийной политики. Вскоре после смерти Ленина 16 февраля 1924 года белоэмигрантская газета «Руль» поместила заметку «Тухачевский и советская власть», в которой сообщалось: «Выступление Троцкого против «тройки» заставило ее насторожиться против тех военных начальников. Борьба за власть после смерти Ленина.
Заговоры и борьба за власть. От Ленина до Хрущева
Гистограмма просмотров видео «Сталин: Путь К Власти (Часть 6): Смерть Ленина, Внутрипартийная Борьба 18.05.2023» в сравнении с последними загруженными видео. Однако в политической борьбе за власть, развернувшейся после смерти Ленина, Зиновьев в конце концов проиграл человеку, которого сам же и возвысил в стратегических целях — Иосифу Сталину. Ленин, всё ещё находившийся на конспиративной квартире, в обращении к Петроградскому комитету и районным комитетам большевиков потребовал немедленно взять власть, подчёркивая, что «промедление в выступлении смерти подобно». После смерти Ленина власть в большей степени перешла к Троцкистам, которые свернули НЭП и развернули на новые обороты красное колесо репрессий. Борьба за власть после смерти Ленина. После смерти Ленина, якобы й планировал совершение государственного переворота направленного на свержение Сталина и его сторонников.
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина
Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина. Тяжелая болезнь и смерть (21.01.1924 г.) обострила внутрипартийную борьбу за лидерство и определение «генерального курса» политики СССР. Смерть и борьба за власть. После смерти вождя в Советском Союзе развернулась ожесточённая борьба за власть. Вскоре после смерти Ленина 16 февраля 1924 года белоэмигрантская газета «Руль» поместила заметку «Тухачевский и советская власть», в которой сообщалось: «Выступление Троцкого против «тройки» заставило ее насторожиться против тех военных начальников. тию с борьбой за социализм, подчеркивал, ма и после окончательного установления вполне де.
Ранение и смерть Ленина
Но были ли реальные шансы на победу у других претендентов: Троцкого, Зиновьева, Каменева или кого-то другого? Ответ на этот вопрос в лекции кандидата исторических наук Алексея Борисовича Панченко. Приходите или присоединяйтесь к онлайн-просмотру! Администрация портала « Культура.
Каменев и И. Сталин на заднем плане крайний слева , 23 января 1924 г. Сожалеем о технической невозможности для Вас прибытия к похоронам. Нет оснований ждать каких-либо осложнений. При этих условиях необходимости в перерыве лечения не видим. Окончательно решение вопроса, разумеется, оставляем за Вами. Во всяком случае, просим сообщить телеграфно Ваши соображения о необходимых новых назначениях Телеграмма Сталина Троцкому в связи со смертью Ленина В мае 1924 года было оглашено «Письмо к съезду» известное также как «Завещание Ленина» , в котором Троцкий был назван «самым способным членом ЦК».
Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями.
Роли в проекте: Историки, политологи, исследователи СССР, студенты-историки Ресурсы: Доступ к источникам и информации об истории Советского Союза, материальные ресурсы для проведения исследования и подготовки выводов. Продукт: Исследование о борьбе за власть после смерти Ленина, ее участниках, последствиях и влиянии на политическую историю СССР. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Борьба за власть при жизни Ленина Исследование исторических источников, описывающих начало борьбы за власть в партии еще при жизни Ленина.
Анализ роли ключевых фигур и политических событий этого периода. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Троцкого в борьбе за власть Исследование влияния Льва Троцкого на ход событий после смерти Ленина. Анализ его стратегий и тактик в борьбе за власть. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сталин и его путь к власти Исследование политической карьеры Иосифа Сталина после смерти Ленина. Анализ его методов достижения власти и влияния на политическую ситуацию в Советском Союзе. Контент доступен только автору оплаченного проекта Диктатура пролетариата в Советском Союзе Исследование установления диктатуры пролетариата в СССР после смерти Ленина.
Вот взять вас, вы за распад РФ? Куда бы вы присоединились, если возьмут? Re: Пролетарий Пролетарий, ну нельзя же быть таким наивным и верить бездумно всему, что пишут, все обдумывать надо, анализировать, проверять, иначе вас обмануть легко. Увы, практика далеко не соответствовала теорнии. Я вам про практику, а вы мне теорию. Теорию я хорошо знаю, а вот вы не знаете практики, заменяя ее в своем сознании на теорию. А в теориии все прекрасно, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В конституциях все красиво написано, но если вдуматься, то обнаруживаются противоречия. Вы можете взять лист бумаги и написать, с 15 апреля 2017 года в России коммунизм, и далее убеждать всех в его наличии, основываясь на написанном вами листе бумаги. А вы пользуетесь статьями этой конституции как доказательством, это не допустимо, сами статьи нуждаются в доказательстве, вот в чем суть наших разночтений и представлений. Конституция ставит своей задачей гарантировать то, чего не было. А вы безапелляционно верите и приводите конституцию как доказательство. Но это декларация, благие пожелания, а не доказательство. Вы себе, да и не вы один, плохо представляете, что такое диктатура. Вот вы пишете: Диктатура пролетариата через своих представителей сосредоточена в перечисленных органах государственной власти РСФСР. Написано гладко, но если вникнуть, то всплывают противоречия, диктатура сосредоточена в органах госвласти. Получается, что органы госвласти стоят над пролетариатом, находятся в руках у представителей, над его диктатурой, диктатура делегируется представителям, в лучшем случае малой части пролетариата, а то и вовсе не пролетариата. При действительно диктатуре органы госвласти стоят под диктатурой и являются органами управления непосредственно самой диктатуры. В этом принципиальная разница. При этом диктатура пролетариата вырождается в диктатуру его представителей и перестает быть диктатурой пролериата, пролетариат теряет ничем не ограниченную власть, эта власть переходтит к узкому кругу представителей. И присмотритесь, кто же были эти представители? Да почти на 100 процентов коммунисты. Отсюда закономерный вывод, говорить о диктатуре пролетариата не корректно, практически, реально в нашей истории имела место диктатура компартии. Я это говорю не с целью очернить или унизить пролетариат. На мой взгляд диктатура компартии это единственный возможный вариант власти при переходе к социализму, и это хорошо, есть к кому обращаться, есть с кого спросить. Вот общество отказалось от стротительства социализма, кто виноват, как можно предъявлять претенции пролетариату, а вот с компартии есть спрос. Диктатура никогда и никому не передает свои полномочия, а если, как вы пишете, "передавая свои полномочия представителям, класс пролетариата не мог отозвать своих представителей", то это яркое доказательство отсутствия диктатуры пролетариата. Если пролетариат передал свои полномочия, то он тем самым передал и свою диктатуру, иными словами, сам себя лишил диктаторской власти, вот поэтому он и не мог отозвать своих представителей, он утерял власть. Ну а чтоб пролетариат об этом не догадался и существует пропаганда, воздействие которой на вас четко проявляется. Надо не просто читать, но и вникать в написанное, понимать суть. В ней черно по белому, четко изложено, что Конституция РСФСР 1925 года имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожению эксплуатации человека человеком и осуществлением коммунизма... Этот документ не высосан из пальца, а создан революционной борьбой пролетариата под руководством РСДРП большевиков стоящей на марксистских позициях классовой борьбы.
Трус и "ромовая баба"
- Как советская страна прощалась с Лениным. По материалам Президентской библиотеки
- Смерть и похороны Владимира Ленина — Википедия
- Влияние Троцкого на политическую ситуацию
- Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин
«Тончайший слой старой гвардии»
- Содержание
- Таблица борьба за власть после смерти ленина
- Лекция «Борьба за власть после смерти Ленина: были ли альтернативы?»
- На пороге оттепели: как проходила борьба за власть после смерти Сталина — РТ на русском
- Популярные статьи:
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина
Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. После смерти Ленина внутри руководства коммунистической партии развернулась борьба за власть. После смерти вождя в Советском Союзе развернулась ожесточённая борьба за власть. Борьба за власть началась ещё в 1923 году, при жизни Ленина. В данной статье Вы рассмотрите взгляды лидеров того периода на мирную жизнь, деятельность Л.Д. Троцкого, сложившийся триумвират власти, ликвидацию остатков многопартийности, перестановки в высшем руководстве, а также события после смерти В.И. Ленина.