Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа. По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников).
Иранский Азербайджан и армянский след
Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана.
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.
В самом Тегеране, в достоличный период его истории, народ, вероятнее всего, говорил на одном из южно-татских наречий или на языке Раги Рея , одной из разновидностей центрально-иранского диалектного континуума, куда входили и старые диалекты Кума, Саве, Арака, Джаспа, Кашана и Исфахана 9. Спорадические отзвуки тюркской речи на тегеранском базаре, где продают в основном товары местного производства или сельхозпродукты торговцы из Табриза, Миянэ, Маранда, Мараге и т. Причём, носители разговорной тюркской речи на базарах и традиционных тавернах, как правило, не постоянные резиденты столицы, а люди, приехавшие на временные заработки. Привыкшему к строгому стилю читателю наш экскурс по тегеранскому базару и тавернам в связи с рассматриваемой проблематикой может вполне справедливо показаться если не лирическим отступлением, то уж явно нерелевантной вставкой в текст. В конце концов, во многих европейских городах не исключая Москвы сегодня можно услышать тюркскую и не только речь в таких же харчевнях, подающих шаурму и кебаб, гораздо чаще, чем в Тегеране, но никто из этого не делает демографических и, тем более, далеко идущих политических выводов. Да, собственно, и в Ереване ныне то и дело говорят по-тюркски — как на рынке, так и в многочисленных иранских этнических ресторанах и закусочных.
Дело в том, что все построения «Азербайджанского проекта» зиждутся на подобных деталях. Сомнительные клише типа «Весь тегеранский базар — в руках азербайджанцев», «всю торговлю и ресторанное дело контролируют азербайджанцы», «все пекари в Тегеране — азербайджанцы» и т. Жителей же иранской столицы никто и никогда по языковому признаку не считал! Никаких других аргументов нет и быть не может. Но зато по ряду вполне определенных параметров я мог бы чётко подтвердить, например, что число выходцев из провинций Курдистан и Систан-Балучестан в Тегеране отнюдь не меньше, чем количество переселенцев из северо-западных провинций, сиречь «азербайджанцев». Доподлинно известно, что ещё 10 лет назад в Тегеране проживало около 700. Поскольку основной костяк суннитского населения Ирана состоит из курдов и белуджей, указанный факт дает нам основание для предположений о количественном присутствии этих групп в столице.
Беженцы из Афганистана, главным образом хазарейцы, как мы уже говорили, - шииты 10. Для подсчёта «азербайджанцев» в Тегеране нет и таких косвенных критериев, как конфессиональная принадлежность, поскольку все они — последователи шиизма. Может, шутки ради, попытаться определить «азербайджанцев» в Тегеране по признаку потребления барбари, ибо известно, что выходцы из Азербайджана очень любят этот сорт лепёшек? Собственно, они и основали в начале XX века в Тегеране первые пекарни по выпечке данного вида хлеба. Эта страсть уроженцев Азербайджана к барбари даже вошла в поговорку. Но, увы, к барбари равным образом пристрастились и другие категории столичных жителей и иранцы в целом. Так что и данный признак становится нерелевантным.
Итак, после того как мы в целом определили основные контуры тюркофонии, т. Для начала определимся с термином «азербайджанец», означающим исконного жителя Азербайджана, т. Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций. Почему название иранской провинции Азербайджан вдруг перешагнуло через реку Аракс на север и стало обозначением сначала Советской республики, затем и независимого государства — вопросы, к которым вернёмся чуть позже. Пока же, оставаясь в пределах Ирана, обратимся к официальной статистике 2006 года по провинциям. Это предельно точные цифры, поскольку в данном случае у властей нет резона фальсифицировать количественные показатели народонаселения собственной страны. Так вот, приведем данные по указанным пяти северо-западным провинциям, на территории которых живут «азербайджанцы».
В других частях страны, как мы увидели, сколь-нибудь заметного числа «азербайджанцев» нет. Причём, нужно иметь в виду, что самая южная из указанных пяти — провинция Казвин — исторически не входила в состав Атурпатакана, и её население по большей части персоязычно. По состоянию 2006 года в провинции Ардабиль живёт 1. Таким образом, общее число населения в этих потенциально «азербайджанских» территориях составляет 9. Это, как показывает достаточно простой и объективный анализ, и есть наиболее реалистичное число: погрешности могут быть в пределах нескольких сотен тысяч. Основная форма самоидентификации граждан Исламской Республики Иран, как уже было отмечено, — ирани, т. Для жителей диалектных регионов уточняющее определение включает название диалектного ареала.
Так, для жителей Гиляна, Мазандарана и Горгана — шомали букв. При этом, фундаментом региональной культурной 11 самоидентификации является местный диалект. Как только семья переселяется в город и, теряя своё родное наречие, переходит на персидский, уже следующее поколение приобретает вторичное определение идентичности уже по новому месту жительства, сохраняя, впрочем, память о региональных корнях. Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской».
К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима.
Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.
Южному соседу досталось за «ненависть и угрозы» в адрес Баку и за участившиеся маневры у азербайджанской и армянской границ. Более того — Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Азербайджанцев в Иране куда больше, чем в «титульной» республике.
Почему Баку именно сейчас озаботился их правами? Президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу сделал крайне резкое заявление в адрес соседнего Ирана. Баку всегда отвечал и будет отвечать на любые антиазербайджанские шаги, цитировало Алиева агентство « Интерфакс Азербайджан ».
Никогда Иран не проводил дважды в течение нескольких месяцев военные учения у наших границ. Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Алиев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном.
Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ».
Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др. И персы, и азербайджанцы — шииты. Это помогало процессам интеграции. Нынешний духовный лидер Ирана — фактически несменяемый правитель страны, обладающий почти абсолютной властью, Али Хаменеи — азербайджанец по происхождению. Недавно он призвал азербайджанских матерей учить своих детей родному языку. Кроме того, режим проводил широкую социальную политику. В Иране около 5 млн студентов, бесплатные или дешевые образование и медицина.
Все это способствовало росту лояльности населения, включая нацменьшинства. Но проблема не исчезла. В настоящее время симпатии иранцев к режиму утрачены. Из-за неэффективной экономической системы в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция. К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия.
Демография
- "Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
- Зыбкий баланс
- Сколько азербайджанцев проживает на территории Ирана? Найдено ответов: 27
- Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список
Наши проекты
- Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?
- Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
- Навигация по записям
- Какое количество азербайджанцев проживает в Турции?
Сколько Азербайджанцев в Иране?
На курорте Баболсар на побережье Каспийского моря мужчины и женщины могут купаться вместе. Они вывешены повсюду, украшают столбы, мосты, здания, где расположены отели, банки и даже небольшие магазинчики. Их можно увидеть и на жилых домах, причем иногда флаги такого размера, что закрывают несколько этажей. Даже подсветку часто делают в национальных цветах. Говорят, в праздники флагов становится в несколько раз больше, а таких дней в стране немало. Власти следят, чтобы полотнища оставались чистыми, меняют при необходимости.
Можно сказать, что в Иране процветает настоящий культ флага. Иногда национальные цвета - зеленый, белый и красный - сменяет черный. Такое происходит в дни траура. Хаос на дорогах Движение в Тегеране хаотичное, сразу и непонятно, есть ли тут вообще какие-то правила. Дело в том, что в городе используются только четыре знака: "стоп", "въезд запрещен" кирпич , "одностороннее движение" и "тупик".
В остальном водители ориентируются на сигналы светофора. Он работает непривычно для нас. Помимо стандартных сигналов есть еще несколько. Например, мигающий красный - это аналог знака "уступи дорогу", а мигающий желтый обозначает главную дорогу. Поскольку бензин в стране крайне дешев литр самого дорогого стоит 3,5 тыс.
Потому в Тегеране всегда пробки. Однако это имеет и положительную сторону: если что - водители успевают затормозить.
Некоторые традиционные территории Азербайджана были переданы в состав других иранских провинций. Ухудшение экономической ситуации в регионе и запрет на выезд в Советский Азербайджан на сезонные работы, привёл к массовому оттоку азербайджанского населения в Тегеран в поисках работы. Это, в свою очередь привело, с одной стороны, к ассимиляции части мигрировавших азербайджанцев, и росту националистических чувств другой части. Эти процессы вылились в попытку увязать свою национальную идентичность и идеологию с некоторой свободой национальной самоидентификации азербайджанцев в СССР , что привело к тому, что начавшаяся в последующем национально-освободительное движение в Иранском Азербайджане ориентировалось на укрепление связей с Советским Азербайджаном и носило коммунистическую направленность [64].
Основная статья: Демократическая Республика Азербайджан Территория Национального правительства Азербайджана зелёный и Мехабадская республика жёлтый Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения [35]. В 1945 году на территории Южного Азербайджана, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование — Национальное правительство Азербайджана Демократическая Республика Азербайджан. Между курдскими и азербайджанскими националистами в данный период продолжали сохраняться острые и до конца не преодолённые противоречия, причём советские власти чаще склонялись на азербайджанскую сторону. Несмотря на это, курдские и азербайджанские националисты старались наладить сотрудничество и соблюдать декорум взаимной лояльности [65]. Один из пунктов Демократической партии Иранского Курдистана гласил: «Демократическая парти Курдистана будет предпринимать максимум усилий, чтобы добиться единства и солидарности курдов, азербайджанцев, армян и ассирийцев англ.
К несчастью, это сотрудничество оказалось недолговечным. Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика. Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев [67]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовало всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США , Франции и Великобритании [35]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты [36]. В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59].
Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса. Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие. Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г. Катиби «Азербайджан ва вехдет-е милли-йе Иран», в которой на основе различных определений в том числе международно-правовых нации, национальности, национального единства и их признаков, он стремился обосновать идею о национальном единстве Азербайджана и Ирана и в первую очередь на основе «единства национального идеала» и таким образом опровергнуть идею о самостоятельности азербайджанской нации [49]. Новое общенациональное движение политика правительства Моссадыка , развернувшееся в Иране в 1951—1953 годах, стимулировало рост интереса у иранской общественности к этническим группам страны.
На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ. После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70].
Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев. В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро. В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений. С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции.
Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71]. Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов. В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72].
Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73]. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74]. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер.
Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих , лёгшую в основу государственной власти Ирана. Более того, он считал, что формулировка вопроса на референдуме «Поддерживаете ли вы Исламскую республику?
До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.
Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами.
Президент Раиси, находившийся в дни протестов в Нью-Йорке на ежегодном заседании Генассамблеи ООН , обвинил США в подстрекательстве иранцев к протестам и традиционно призвал Вашингтон разобраться с собственными проблемами. Были ли расследованы все эти смерти? Беспорядки в Тегеране, 19 сентября Фото: AP В самом Иране объявлена охота на врагов, якобы спонсируемых западными державами: например, в начале октября в Тегеране задержали дочь экс-президента ИРИ и борца за права женщин Фаезе Хашеми Рафсанджани. Призывы Запада уважать права нацменьшинства остались без ответа. Между тем наблюдатели отмечают, что впервые в истории Исламской республики бунт все больше приобретает оттенки национально-освободительного движения. Выдвигаются версии, что оно может стать движущей силой смены режима. Несмотря на алармистские прогнозы, опрошенные «Лентой. Идеи сепаратизма присущи в основном курдам, третьей по численности этнической группе Ирана. Но курдский вопрос — не сугубо иранская, а общая ближневосточная проблема.
Много лет они стремятся создать свое государство Курдистан, но все попытки тщетны. При этом именно у курдов наиболее разветвленная политическая сеть в Иране. Сейчас наиболее мощной курдской организацией в Иране считается леворадикальная "Комала". Однако эту группировку сложно назвать сепаратистской. Она скорее выступает за расширение автономии Иранскому Курдистану и иным национальным регионам страны», — рассказывает Семенов. В Иране действуют как леворадикалы, так и консерваторы, националисты, исламисты и многие другие курдские политические структуры. Сложные экономические условия толкают их переезжать в другие регионы, например, в Тебриз, где проживают иранские азербайджанцы. Курды организованнее азербайджанцев, у них в Иране организованное партизанское движение, которое время от времени противостоит даже иранским спецслужбам. Это вызывает недовольство и опасения азербайджанцев, что курды станут источником проблем», — рассуждает в беседе с «Лентой.
Сепаратистские идеи вынашивают и иранские арабы. Однако Семенов сомневается, что это выльется в какую-то серьезную борьбу с режимом аятолл. Они шииты, как и иранцы, но хотели бы отделиться и присоединиться к иракским арабам-шиитам. Наиболее сильной структурой считается "Движение арабской борьбы за освобождение Ахваза". Однако пока сепаратизм арабов Ирана ни к чему не привел», — говорит специалист. Иранские власти считают ее террористической, в 2010-2011 годах им удалось фактически разгромить ее костяк», — рассказывает Семенов. Другие нацменьшинства Ирана — бахтияры, туркмены, гилянцы, мазендеранцы — не столь многочисленны, сепаратистские настроения у них почти отсутствуют. Несмотря на то что протестные настроения охватили север Ирана, где большинство составляют этнические азербайджанцы, второй по многочисленности этнос страны, эксперты не считают этот факт угрозой режиму. Иранский Азербайджан Семенов обращает внимание на то, что иранские азербайджанцы всегда занимали высокие должности и стояли у истоков образования нынешнего шиитского Ирана, поэтому говорить о сепаратизме в этой среде можно с натяжкой.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
Кому генетически близки азербайджанцы? Какой расе относятся азербайджанцы? Антропологически большая часть азербайджанцев относится к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров, татов-мусульман, талышей, а также часть курдов и туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.
В 1897 году в Иреванской губернии проживали 77 491 азербайджанец и всего 58 148 армян", - говорится в статье. Однако после жестокой кампании этнической чистки теперь большинство в Иреване составляют армяне и не осталось ни одного азербайджанца, говорится в статье. Также отмечается, что Община Западного Азербайджана опубликовала обращение к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, в котором говорится, что этническая чистка - это преступление против человечности, а безопасное и достойное возвращение азербайджанцев, изгнанных из Армении, является их законным правом.
Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года.
В настоящее время Иранское руководство по-прежнему продолжает борьбу с азербайджанским сепаратизмом, и держит полный контроль на ирано-азербайджанской границе. Особенно напряженными стали моменты осенью 2020 года, когда вновь вспыхнул новый конфликт в Нагорном Карабахе , так как иранцы боятся, что внешняя политика Турции и Азербайджан, приведут к распространению турецкого пантюркизма на Южный Азербайджан.
Поскольку воссоединение азербайджанцев угрожает территориальной целостности Иранского государства. Да и к тому же разделенный азербайджанский народ за последние 200 лет стал сильно отличаться по менталитету. Так жителям светского Азербайджана будет проще понять турок, чем иранских азербайджанцев.
В то время как большинство иранских азербайджанцев предпочтет жить с персами в едином религиозном Иране. Список используемой литературы: Жигалина О. Этносоциальная эволюция иранского общества.
Сумбатзаде А. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа. Возможно, у людей есть желание к объединению.
Это как мечта о лучшей жизни. Но идеального в жизни ничего не бывает. Посмотрите сколько в мире арабских государств, они не горят желанием объединиться, хотя простые люди, может, не против.
Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно.
В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством».
В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга.
Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения.
Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием.
Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно.
В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев.
В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. Представители азербайджанской оппозиции подвергаются тюремному заключению или даже казни.
Однако, объективно говоря, хотя «азербайджанский вопрос» неоднозначная проблема для Тегерана, но всё же национальное движение азербайджанцев в ИРИ, несмотря на множество различных группировок и организаций, несмотря на иногда массовые выступления, громкие заявления своих лидеров, не столь значительно и влиятельно. Рассмотрим здесь численность иранских азербайджанцев, которая чрезвычайно приблизительна и вряд ли поддаётся точному подсчёту. По данным переписи 2016 года, на всей территории ИРИ проживает 16,5 млн. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн.
Для них верность иранскому шиитскому государству важнее их этно-лингвистических корней и региональной идентичности. Аналогичные позиции, правда, уже с ирано-националистическим оттенком разделяют, с одной стороны, лица, признающие себя азери, занимающие самые различные должности в иранском истеблишменте, и, конечно, ассимилировавшиеся «бывшие» азербайджанцы. Поэтому националистический азербайджанский флаг держат, прежде всего, часть ирано-азербайджанской интеллигенции и студенчества. В заключении можно констатировать, что «азербайджанский вопрос» в ИРИ — это «вечная» историческая проблема для Тегерана, затрагивающая напрямую его нынешнюю внутреннюю и внешнюю политику.
В то же время, сегодня иранские власти уверенно контролируют все направления, все проявления национально-азербайджанского движения в стране. Пресекаются все акции, все протесты националистически настроенных азербайджанцев, осуществляются жесткие меры, проводятся аресты активистов. В настоящее время широкомасштабные акции иранских азербайджанцев за свои национальные права, против существующего режима маловероятны. Однако в случае подъема общеиранского движения вследствие ухудшения социально-экономического положения всего населения ИРИ вполне возможно использование со стороны азери этой протестной волны для отстаивания азербайджанской автономии в стране.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. Где живут азербайджанцы. Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа.
Сколько миллионов азербайджанцев в мире?
Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. В северной части Ирана, которая раньше называлась Азербайджаном, проживает 17 миллионов азербайджанцев. alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране. В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана.
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
Сколько миллионов азербайджанцев по всему миру? Согласно официальным статистическим данным Госкомитета по работе с диаспорой, по всему миру проживает свыше 50 миллионов азербайджанцев, в том числе без малого 10 миллионов человек — на родине, в Азербайджане. Сколько национальности Азербайджана? Правительство АДР уделяло особое внимание определению численности и этническому составу страны.
Балуджи Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан. Отдельные группы обитают в Хорасане и Кермане. Язык белуджей имеет сходство с древним парфянским и прикаспийскими иранскими языками. Первые упоминания об этносе появляются в географическом трактате «Худуд ал-Алам».
В «Шахнаме » Фирдоуси называет их «разбойниками пустыни». В Иране насчитывается не больше 2 миллионов представителей белуджей. Они занимаются кочевым скотоводством и пашенным земледелием. Происхождение слова «белуджи» неизвестно. Есть точка зрения, что слово образовано от имени вавилонского царя и бога Белос. По другой версии, оно пошло от персидского обозначения «петушиного гребешка». Якобы у народа были подобного вида шлемы.
Некоторые ученые связывают это название с санскритским языком: «bal» — сила, а «och» — высокий, могущественный. Луры и бахтиары Кочевые и полукочевые народы, проживающие в юго-западной части страны: в Лурестане, Иламе, Чехармехали и Бахтиарии, Кохгилуйе и Бойерахмеде, Фарсе, Хузестане и Исфахане. Немного бахтиарских поселений встречается в Тегеране, Куме и исторической области Хорасана. Численность луров около 5 миллиона человек, бахтиаров — около 1 миллиона. Луры говорят на лурском наречии, которое похоже на персидский и курдские языки. Бахтиары — на бахтиарском диалекте. Бахтиары — одна из древнейших народностей Ирана.
Они считают себя потомками Фаридуна, героя эпоса Шахнаме, который положил конец правлению жестокого царя Заххака. Второе название народа — «лур-е бозорг». Бахтиары делят себя на «чахарланг», которые живут на севере и «хафтланг», которые живут на юге. Занимаются скотоводством и охотой. Традиционной частью своего национального костюма считают оружие. Арабы Арабы составляют не более 2 процентов населения страны. Проникновение на территорию Ирана началось задолго до начала арабского завоевания, так как иранские правители постоянно контактировали с арабами за пределами своей державы.
В основном арабский этнос живет на побережье Персидского залива, в провинциях Фарс и Хузестан. Жители Хузестана попытались сохранить свою культурную и языковую идентичность.
Как известно, ГУАМ начинает раздражать Москву - какие рычаги давления она может применить, в частности, в отношении Азербайджана? Президент Ильхам Алиев в ходе пресс-конференции по итогам Киевского саммита прямо указал, что в его понимании ГУАМ это не проект, направленный против кого-либо. Это был завуалированный ответ тем, кто стремится заострить антироссийскую направленность ГУАМ.
Полагаю, в Москве должны оценить и, судя по косвенным признакам, оценивают такую сдержанность азербайджанского лидера. Понять Ильхама Алиева не трудно. Достаточно взглянуть на карту и увидеть, что в отличие от Молдовы, Украины и Грузии, которые ближе расположены к Европе и имеют открытые коммуникации с ней, мы зажаты между Россией, Ираном и враждебной Арменией. Быть осмотрительными нам предписывает сама география. С другой стороны, все меры давления, вплоть до транспортной блокады, масштабных поставок оружия армянам, пропагандистских атак, чуть ли не поддержки антиправительственных заговоров, были в недавнем прошлом по максимуму использованы Москвой против Азербайджана и результатов не дали.
Уроки из кризиса в азербайджано-российских отношениях 90-х годов извлекли не только мы, но и Россия. Поэтому полагаю, что Кремль вряд ли распространит на Азербайджан ту жесткую линию, которую он демонстрируется в отношении других участников ГУАМ... А это в среднем составляет 13,5 миллиона кубометров газа в день. В целом, в 2006 году Азербайджан планирует получить из России 4,5 миллиарда кубометров газа. С 1 июня ежедневный импорт газа в летнем сезоне определен в объеме 10,4 миллиона кубометров.
После похолодания, в декабре, данный объем намечено довести до 13,6 миллиона кубометров. Из них 66 790 т приходятся на долю Государственной нефтяной компании, а 332 571 т - на долю Азербайджанской международной операционной компании. Карабах Накануне переговоров президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте 4-5 июня газета "Зеркало" писала: "Не надо быть Робертом Кочаряном , чтобы предположить, что рандеву в столице Румынии станет очередным "пустым событием". Сколько уж таких встреч было, а решение проблемы не приблизилось ни на йоту. Впрочем, как это ни странно, но в настоящий момент задержка в урегулировании конфликта играет на нас.
Если мы что-то и подпишем сегодня, то потом пересматривать подписанное не представится возможным. А геополитическая ситуация в мире меняется очень быстро, и Азербайджан медленно, но верно становится серьезным игроком в регионе... Американский сопредседатель МГ Стивен Манн сообщил радио "Свобода" о проведении президентами интенсивных обсуждений. Манн отметил, что переговоры президентов прошли в очень конструктивной обстановке: "Я ничего не скажу о сущности обсуждений. Могу сказать только, что обсуждения коснулись всех аспектов конфликта".
На вопрос об отличии нынешней встречи от переговоров в Рамбуйе в феврале 2006 года американский сопредседатель ответил: "Могу сказать только, что мы очень детально обсудили все вопросы. Вчера вечером и сегодня президенты провели переговоры наедине и в присутствии сопредседателей. Мы находимся на этапе, на котором проводятся детальные, всесторонние обсуждения". А министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил радио "Свобода", что основное различие во мнениях связано с общими принципами: "Позиция Азербайджана остается неизменной". Мамедъяров отметил, что в случае надобности министры встретятся вновь.
Вопреки ожиданиям, президенты не подписали совместной декларации по итогам встречи. По его словам, стороны беседовали 2,5 часа. Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков , выражая позицию России в переговорном процессе, отметил, что решение этого вопроса нельзя возлагать лишь на две стороны конфликта. Они должны достигнуть этого решения сами, но с помощью посредников, сказал он. Вместе с тем он добавил, что стороны сами в основном ответственны за достижение согласия.
Az, остается непонятным, почему в качестве места встречи было выбрано посольство Польши. Есть информация, что именно армянская сторона отказалась вести переговоры в здании президентского дворца Румынии. Единственный путь - мирное урегулирование. Мы высказали лидерам обеих стран наши мнения относительно продвижения процесса урегулирования мирным путем. Надеемся, что лидеры используют эту возможность", - заявил заместитель государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид.
По его словам, достижение соглашения зависит от президентов Азербайджана и Армении. Мы предложили их лидерам нейтрально, не занимая при этом какой-либо стороны. Однако как представитель Америки я сказал, что мы желаем как можно скорее увидеть возвращение Азербайджану по возможности большего количества территорий и возвращение азербайджанцев в свои родные места. Здесь есть интересы у обеих стран. Имеется ряд вариантов.
Мы предложили оптимальный вариант. А теперь все зависит от президентов. Считаем, что оба президента - серьезные личности. Они рассматривают идеи, которые мы представили им. Мы не хотим оказывать давления.
А как друзья обеих стран хотим оказать им помощь", - заявил Фрид. ИА "Азери-Пресс" Экономика "Турция постарается сделать все для того, чтобы транспортировка азербайджанского газа в Грецию и далее в Европу стала возможной, и прилагает все усилия, чтобы топливо экспортировалось также в Румынию и Болгарию". Об этом, как передает агентство "Тренд", заявил помощник замминистра энергетики и природных ресурсов Турции Салих Башоглу, выступая 6 июня на открытии в Баку выставки "Hефть и газ Каспия - 2006".
Численность азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в России. Азербайджанцы в России численность 2020. Население Ирана карта. Народы Ирана карта.
Карта населения азербайджанцев в Иране. Иранский Азербайджан карта. Расселение азербайджанцев в Иране. Южный Азербайджан в Иране. Южный Азербайджан иранская карта. Южный Азербайджан на карте. Азербайджанские тюрки. Тюрки Ирана.
Азербайджанцы тюрки. Азербайджанцы тюркский народ. Азербайджан Страна огней. Иран признал что азербайджанцы национальное большинство в Иране. Как живут в Иране. Количество азербайджанцев в Иране. Почему азербайджанцы считаются шиитами. Этно карта Ирана.
Протесты азербайджанцев в Иране. Иранцы и азербайджанцы. Исламская партия Азербайджана. Население азербайджанцев в Иране. Протесты иранских азербайджанцев. Иранские азербайджанки. Иракские азербайджанцы. Этнические азербайджанцы в Иране.
Карта Южного Азербайджана в Иране. Территория Южного Азербайджана. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. Сколько азербайджанцев живет в Иране. Иранская семья. Семья азербайджанцев. Большая Азербайджанская семья.
Сепаратизм в Иране. Азербайджанцы сунниты или шииты. Иранский Азербайджан. Южные азербайджанцы. Число азербайджанцев в мире. Население азербайджанцев в мире. День солидарности азербайджанцев всего. Иран и иранцы и иранки.
Ганаве Иран. Иран коронавирус.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты. Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки. Жизнь Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство. Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам.
На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену. Культура Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями например, на полуострове Апшерон , дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня. Во все времена особую роль для народа играла песня. В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.
Традиции На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Обеспокоенность Тегерана этим обстоятельством обусловлена тем, что эта страна является одним из ключевых региональных соперников Ирана, так что усиление его возможностей в наблюдении за Исламской Республикой вряд ли может быть оценено положительно. Подстраховка — лояльные формирования в Закавказье Проиранские СМИ в настоящее время распространяют сообщение о появлении в Азербайджане нового движения исламского сопротивления — «Хусейнитов».
Логотип, размещенный на знамени данного формирования, имеет явное сходство с поддерживаемыми Тегераном шиитскими организациями, созданными при поддержке Корпуса стражей исламской революции КСИР. По мнению авторов Telegram-канала «Рыбарь», сейчас «Хусейниты» являются криптогруппировкой, активность которой может выражаться лишь в публикации заявлений в социальных сетях и разного рода медийными акциями. Подобный опыт проиранские организации схожего толка ранее уже продемонстрировали в Ираке. Но такие структуры могут вырасти в нечто большее и стать базой для развития полноценной военно-политической организации. Одним из ярких примеров этого является ливанская «Хезболла».
Второй игрок Параллельно с этими событиями усилия Тегерана высоко оценивают противники Баку. На фоне эскалации приграничной обстановки в столице Армении были произнесены слова одобрения в адрес Тегерана. На встрече с иранским послом в Ереване армянский вице-премьер Сурен Папикян поблагодарил Исламскую Республику за «конструктивную позицию» в регионе. Так что на фоне разлада с одним значимым игроком Закавказья, контакты с другим усиливаются, что, безусловно, скажется на развитии двустороннего партнерства. Благодаря этому Тегеран получает возможность лучше укрепиться в другой соседней стране.
Развитие ситуации не за горами На недавно проходившей в Нью-Йорке Генассамблее ООН главы внешнеполитических ведомств Ирана и Азербайджана проводили двустороннюю встречу, обозначив свой интерес к мирному решению разногласий, однако пока это не привело к реальным результатам. Не исключено, что намеченные на завтра учения повлекут за собой новый виток региональной напряженности, если конфликт постепенно не сойдет на нет. В любом случае Баку и Тегеран пока не позволяют себе резких выпадов в адрес друг друга на официальном уровне, в этом вопросе сохраняется относительная стабильность. Отношения иранского лидера Эбрахима Раиси с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым являются подчеркнуто доброжелательными.
Az сообщает со ссылкой на Modern.
По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек. В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000.
Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия — своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы.
Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением. Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др. И персы, и азербайджанцы — шииты. Это помогало процессам интеграции.
Нынешний духовный лидер Ирана — фактически несменяемый правитель страны, обладающий почти абсолютной властью, Али Хаменеи — азербайджанец по происхождению. Недавно он призвал азербайджанских матерей учить своих детей родному языку. Кроме того, режим проводил широкую социальную политику. В Иране около 5 млн студентов, бесплатные или дешевые образование и медицина.
Все это способствовало росту лояльности населения, включая нацменьшинства. Но проблема не исчезла.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. В Иране, по данным азербайджанской стороны, проживают более 35 млн азербайджанцев. При том, что в Иране не преподается азербайджанский язык в отличие от армянского. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет.