В 2023 году в России должно снизиться количество детей, проживающих в малоимущих семьях, сообщила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. Основной социальной проблемой семьи на современном этапе развития общества может по праву считаться резкое омоложение супругов, вступающих в брак. Тенденция потери интереса к созданию полноценной семьи отчетливо прослеживается в современном мире.
Современные угрозы существованию семьи
За пять месяцев этого года в России было заключено 267 тыс. И почти столько же было зафиксировано разводов - 252 тыс. Сегодня на 1 тыс. При этом число разводов в РФ стремительно растет. Для сравнения: за весь 2020 год в стране на 1 тыс.
Основная декларируемая причина для развода - это бедность.
Для их искоренения необходимы усилия всех ветвей государственной власти, на всех ее уровнях, постоянный надзор за соблюдением законодательства об усыновлении со стороны органов прокуратуры, общественный контроль. Мы не против усыновления наших детей иностранными гражданами. Мы исходим из того, что каждый ребенок, лишенный по злой воле судьбы родительской заботы, имеет святое и неотъемлемое право обрести счастье в другой семье, будь то у себя на Родине или за ее пределами. Но при этом должен соблюдаться приоритет в устройстве российского ребенка в семью там, где он родился, где его корни, язык, культура. А государство обязано принять все возможные меры, чтобы право ребенка на Родину было ему обеспечено.
Если действительно не удалось найти ребенку больному или здоровому семью в России, на всей ее территории, которая захотела бы его принять, обогреть и в состоянии его воспитать, он может быть передан на усыновление иностранным гражданам. При этом права нашего ребенка - гражданина России должны быть максимально защищены как в процессе усыновления внутри страны, так и при осуществлении его воспитания за ее пределами. Такой подход признается всем мировым сообществом. Однако получается так, что российские дети, усыновленные иностранными гражданами, России становятся не нужны. В стране даже не ведется единого учета таких детей. Так, в 1996 году по данным Минобразования иностранными гражданами было усыновлено 3,2 тыс.
Не обеспокоены судьбой наших детей и консульские службы России, призванные обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Консульский учет российских детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами России, не ведется, информацией о детях российские консульские службы не располагают. О какой же защите и покровительстве может идти речь? Отсутствуют и межгосударственные договоренности, которые определяли бы цивилизованные, основанные на нормах международного права, формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, включая осуществление последующего контроля за условиями жизни усыновленного ребенка в стране гражданства усыновителей. В настоящее время этот контроль по своей сути приобретает коррупционные формы - инспекторские поездки за счет принимающей стороны российских чиновников за рубеж: в США, Новую Зеландию, Италию и другие страны, граждане которых усыновляют наших детей. Жертвой такой государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами становятся российские дети, не говоря уже о национальной безопасности самой России.
Дело дошло до того, что двухлетний российский ребенок был зверски убит так называемым "родителем-усыновителем" - гражданкой США. Терпеть дальше такое отношение российского государства к своим детям - преступно. По инициативе нашего Комитета 19 сентября с. Государственной Думой было принято Постановление "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением", которым состояние дел и государственного контроля в области международного усыновления российских детей признано неудовлетворительным, и в котором предложено всем ветвям государственной власти принять конкретные меры по коренному изменению сложившейся в России практики по усыновлению детей-сирот, одной из наиболее социально уязвимой категории граждан России. Мы рассматриваем данное постановление как первый шаг на пути безотлагательного устранения условий, способствующих коррупции и безнаказанности, коммерциализации процесса усыновления российских детей. Следующий этап - это подготовка и внесение в самое ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы пакета законодательных актов, гарантирующих нашим детям государственную защиту при усыновлении.
По мнению депутатов - членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, только тогда, когда выработаны все правовые гарантии обеспечения безопасности детей, защиты их прав, достигнуты необходимые договоренности по межгосударственному сотрудничеству в области усыновления, основанные на общечеловеческих, гуманных и цивилизованных принципах, возможна передача российских детей на усыновление иностранным гражданам. Надеемся на поддержку и понимание важности решения этих проблем со стороны всех депутатов Государственной Думы, Президента и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российской общественности. Дело защиты детей должно действительно стать делом государственной важности как это провозглашено в Конституции России. Это положение представляет собой общий запрет на суррогатное материнство и возлагает уголовную или гражданскую ответственность на женщину, предлагающую подобные услуги. В данной работе изложены некоторые наиболее известные законы и политика в отношении суррогатного материнства. При взгляде на то, как различные нации подходят к сложному комплексу проблем, связанных с суррогатным материнством, становится более ясно, чьи интересы и права затронуты этой проблемой.
В заключительной части данной работы приводится дискуссия возможного толкования суррогатного материнства в рамках концепции прав человека. Определение суррогатного материнства и связанных с ним проблем Суррогатное материнство обычно считают "новой" репродуктивной технологией, аналогичной зачатию в пробирке, поскольку это новый признанный метод "лечения" такого "медицинского отклонения", как бесплодие пары. Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, общая черта всех этих форм заключается в том, что существует договорное соглашение между женщиной, вынашивающей плод, и "нареченными" родителями, согласно которому суррогатная мать донашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям. При "гестационном" или "полном" суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят зиготу оплодотворенную яйцеклетку , которая была оплодотворена в пробирке и состоит из гамет нареченных родителей яйцеклетки и сперматозоида. Известны также случаи, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка Соглашение о суррогатном материнстве может характеризоваться как "коммерческое" или "некоммерческое", то есть "альтруистическое".
При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду вследствие оказания данной услуги. Альтруистическое или некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды помимо оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Иногда суррогатной матери также могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за перенесенную боль и физические страдания. Вопрос суррогатного материнства вызывает много противоречий. Например, феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление репродуктивной автономии и самоопределения.
С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин и как одна из форм сексуальной эксплуатации. Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным соображениям вторгаться в сферу семейных отношений. При этом альтруистические "подарки", то есть бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы. У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах - как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств.
Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон. Специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, Принцип 15, 1989: Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью. Ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы. Всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность, должны быть запрещены. Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом пункта 2 данного Принципа разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что: Суррогатная мать не получает материальной выгоды от данной операции; Суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе. С точки зрения прав человека Хотя существует установленная и общепринятая система международных норм в области репродуктивных прав, она почти никак не поддерживает интеграцию мер по преодолению бесплодия в понятие права на создание семьи и на установление желаемого количества детей и промежутков между их рождениями.
Например, право на создание семьи не предполагает, что государство обязано дать возможность завести ребенка всем, кто хочет иметь детей. С другой стороны, согласно этому праву, нельзя категорически запретить гражданам иметь потомство. Право на полную информацию и услуги по планированию семьи может быть использовано в поддержку обоснования мер по преодолению бесплодия. Однако то, что государства обязаны осуществлять экономические и социальные права прогрессивно, - то есть лишь в тех пределах, которые позволяют имеющиеся экономические ресурсы, - ограничивает возможность требовать от государства осуществления "дорогостоящего" права на использование репродуктивных технологий. Хотя в международных правозащитных нормах и может содержаться основа аргументации для включения мер по преодолению бесплодия в систему охраны репродуктивного здоровья, совершенно не очевидно, что меры по преодолению бесплодия включают в себя суррогатное материнство. Вопрос суррогатного материнства, как уже упоминалось, окружен разногласиями, и затрагивает противоречащие друг другу права и интересы.
Существуют, по меньшей мере, три различных точки зрения, которые должны быть приняты во внимание при составлении законопроекта о суррогатном материнстве.
И скорее всего эта ноша уже слишком тяжела для российского мужчины: время требует его эмансипации - освобождения от избыточного объёма общих обязанностей ввиду отсутствия избыточного объёма общих прав по Википедии. Власть слабых Есть и другая проблема современного российского патриархата.
Когда обсуждаются гендерные отношения в стране, то очень часто звучит тезис о женской власти: способности женщины манипулировать мужчинами и добиваться своих целей как бы нечестным нелегитимным путем. Такая женская власть власть соблазнения, интриги — это власть слабых. Одновременно, это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права.
Это использование своего положения для того, чтобы управлять мужчиной. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает. И постольку, поскольку женщина не допущена на равных с мужчиной соревноваться за какие-то значимые блага, она начинает пользоваться этими подковерными тактиками для того, чтобы добиться своих целей.
При этом число разводов в РФ стремительно растет. Для сравнения: за весь 2020 год в стране на 1 тыс. Основная декларируемая причина для развода - это бедность. В опросе, проведенном Всероссийским центром общественного мнения ВЦИОМ , финансовую несостоятельность в качестве повода для развода назвала треть респондентов. За восьмилетний период падения доходов населения бедность в качестве причины развода стали называть значительно чаще. В 2013 году бедность и безработицу в качестве основной причины развода называл каждый пятый, а уже в 2015-м - каждый четвертый.
Современная семья: проблемы и перспективы эволюции
Семья в России и на Западе: два непохожих кризиса | К сожалению, наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе в России связаны со злоупотреблением алкоголя и финансовыми проблемами. |
Проблемы семей России - НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА | Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. |
«Людям больше не нужна семья» | Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания. |
Современные проблемы семьи в нашем обществе | Неполные семьи в составе малоимущего населения России: динамика численности и основные тренды. |
Проблемы современной семьи
RU Глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин убежден, что количество холостяков и незамужних с каждым годом будет возрастать. Но сейчас на это мало кто решается. Соответственно, браки просто потеряют смысл», — считает собеседник «URA. Долинин объясняет, что многие люди не вступают в брак и не рожают детей из-за отсутствия поддержки со стороны властей. Люди женятся, а что получают от государства? Какие стимулы у них вступать в брак? Необходимо исследовать потребности семьи, чтобы понимать, чем конкретно помогать. Думаю, речь должна идти как о финансовой помощи, так и о социальной — у нас же даже в детский сад сейчас устроить ребенка тяжело», — подчеркнул Долинин. RU» прогнозирует, что люди со временем вообще перестанут связывать себя отношениями: «Очевидно, что им уже не нужна семья. Кроме того, исчезает интерес к сексу — все последние исследования показывают, что эта тема уходит на второй план. Это связано с тем, что мир становится полностью цифровым».
Эксперт рассказал, что существует теория, согласно которой в ближайшее время из-за достижения предельной численности населения на планете вступят в действие подобные механизмы регулирования.
А ведь всего десять лет назад все было по-другому. Помните, или уже забыли? Рассказываем, когда лучше уходить по собственному желанию: до или после отпуска, вместе с директором практики организационного развития КСК Групп Михаилом Меркуловым.
Остается ли эта продолжительность урока по-прежнему актуальной?
Институт брака перестает рассматриваться как основной источник воспроизводства населения. Таким образом, как бы напрашивается законодательное повышение брачного возраста. Поэтому не удивительно, что несколькими годами ранее российские власти хотели повысить минимальный возраст вступления в брак до 21 года. Однако впоследствии Минюст выступил против этой инициативы, ведь у сторонников понижения брачного возраста тоже имеются веские аргументы [7]. Сторонники ранних браков в своей аргументации указывают на тот факт, что акселерация молодежи и либерализация сексуальных отношений провоцируют половые связи молодых людей уже со школьной скамьи. А существующие правовые нормы не позволяют узаконить эти отношения. Поток доступной информации и толерантный к беспорядочным половым связям общественный настрой не способствует целомудрию, поэтому к законному браку молодые люди приходят психологически исчерпанными, не способными к единственной любви на всю жизнь.
Представляется целесообразным вступать в законный, хотя и ранний брак, чем менять партнеров, разрушая собственное психофизическое равновесие и умножая число сопутствующих случайным связям заболеваний. Кроме того, нельзя забывать, что Россия — многонациональное государство. В мусульманских сообществах российских граждан исторически сложились традиции, которые допускают вступать в брак подросткам в более раннем возрасте, чем это разрешено законом. Поэтому молодожены-мусульмане в России часто живут первые годы своей совместной жизни как бы «незаконно». Снижение планки брачного возраста позволило бы учесть традиции народов в контексте российского законодательства и снять с молодоженов клеймо незаконного сожительства, которое препятствует разрешению имущественных споров в случае развода или гибели одного из супругов. Учитывая все вышесказанное, законодатели в итоге сосредоточили свое внимание на более детальной проработке вопросов ранних браков именно на федеральном уровне, так как единой системы нет, есть только некое регулирование на региональном уровне. Причем в разных субъектах РФ оно осуществляется по-разному. В результате получилось, что корректируя Семейный кодекс РФ от 29.
В законе уже раньше были предусмотрены исключительные случаи понижения брачного возраста до 16 лет. Согласно этой редакции, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Например, чтобы вместо раннего аборта родить ребенка, у которого будет полноценная семья. Перечень таких причин законодательством не предусмотрен п. Иными словами, закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста на два года к компетенции органов местного самоуправления. От молодоженов требуется справка, указывающая на уважительные причины, но согласия их родителей в новой редакции не требуется. А вот если молодоженам или одному из них ещё нет 16 лет, тогда требуется согласие родителей и заявление от них , а также множество справок, поскольку разрешение дается лишь как исключение при особых обстоятельствах.
Отлично помню голодные девяностые годы, при этом число деток было достаточным.
Например, в моей семье было двое детей, а во многих по трое и даже больше. При этом бездетных пар я не припоминаю. Особняком стоят исламские семьи. Там всегда много детей, при этом я бы не сказал, что сторонники магометанской веры живут сказочно богато или им есть принципиальное дело до социальных пособий на детей. Однако будем честны сами с собой — в исламских семьях из-за бедности достаточно высокий уровень смертности среди детей, а даже те, кто выживает, скажем прямо, весьма невысокого уровня. Разумеется, такие детки во взрослом возрасте смогут пахать землю или месить раствор на стройках, но ни о каких значимых свершениях не может быть и речи. В крови русских людей всегда было стремление производить качественное потомство Этот аспект может быть хорошим объяснением, почему русские люди стараются не рожать в современной России. К слову говоря, европейская нация по большей части вся такая.
Немцы, французы и даже поляки тоже не желают размножаться из-за невозможности вырастить качественное потомство.
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?
Реализация целостного комплекса функций семьи обеспечивает ее стабильность и является позитивным фактором благополучия, как самой семьи, так и общества в целом. В настоящее время часто происходит нарушение нормального функционирования семьи, которое связано с возникновением нижеперечисленных социальных проблем: Экономические проблемы: снижение доходов семьи из-за низкого уровня оплаты труда; снижение уровня среднедушевого дохода семьи и возникновение избыточной иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи, обусловленные наличием в семье иждивенцев или безработных, пребыванием женщины в отпуске по уходу за ребенком, временной нетрудоспособностью или инвалидностью членов семьи; малообеспеченность большинства семей, многие из которых по прожиточному уровню находятся ниже черты бедности на фоне резкого социально-экономического расслоения общества. По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения в 2017 г. Отмеченное в настоящее время старение общества, наряду с уменьшением количества семей, способствует обострению демографических проблем, так как в стране не обеспечивается простое воспроизводство населения, и эта тенденция, по прогнозам демографов, будет усугубляться. Медицинские проблемы: ухудшение состояния здоровья населения, вызванное неблагополучными экологическими и экономическими факторами последствия экологических катастроф, неудовлетворительное состояние окружающей среды, несбалансированное питание, ограниченные возможности многих семей в получении ряда медицинских услуг, высокие цены на лекарственные препараты и др. Низкий уровень репродуктивного здоровья женщин показатели количества абортов остаются высокими — 67,3 тыс. Жилищная проблема: является особенно актуальной для молодых семей. Решение данной проблемы для многих из семей представляет большую сложность из-за непродуманного формирования рынка жилья, невозможности получения бесплатных квартир, низкого уровня доходов и дороговизны жилого фонда, что не позволяет приобретать жилплощадь всем категориям нуждающихся семьям.
С другой стороны стоит отметить тот факт, что многие современные женщины отвоевывают свое право участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной, тем самым как бы меняясь ролями с мужчиной в процессе супружеской жизни. Существование низкого уровня культуры семейно-брачных отношений и отсутствие стремления к взаимопониманию и совместному построению гармоничных отношений. В результате вышеперечисленных проблем возрастает взаимная требовательность супругов друг к другу и отсутствует потребность в поиске компромиссов в отношениях. Факт того, что современная семья имеет множество проблем налицо. Многие исследователи говорят о возможности возникновения кризиса семьи как института в целом и брака в частности. Однако не стоит отрицать тот факт, что все проблемы, возникающие в современной семье, в той или иной степени зависят от реалий современной общественной жизни, особенностей существования и функционирования человека, в современных условиях стремительно развивающегося мира.
Анализ различий и сходств в подходах к семейным отношениям и воспитанию детей. Контент доступен только автору оплаченного проекта Проблема насилия в семье и меры по ее предотвращению Исследование проблемы насилия в семейной среде в России. Рассмотрение эффективных мер и программ по предотвращению насилия в семье и защите жертв. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние современных технологий на семейные отношения Анализ воздействия современных технологий, в частности интернета и социальных сетей, на семейные отношения в России. Рассмотрение плюсов и минусов использования технологий в семейной жизни. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль гендерных стереотипов в семейных отношениях Исследование влияния гендерных стереотипов на формирование семейных ролей и отношений в российском обществе. Рассмотрение проблем, возникающих из-за гендерных ожиданий в семье. Контент доступен только автору оплаченного проекта Социокультурные особенности семейных отношений в разных регионах России Анализ различий в семейных ценностях и традициях в различных регионах России. Рассмотрение влияния региональных особенностей на семейные отношения и проблемы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Все это способствует возникновению ряда трудностей в молодой семье, с которыми она неоднократно сталкивается и в будущем. Влияет ли возраст брачующихся на их будущие взаимоотношения Это один из главных вопросов, которые интересуют современную молодежь. По словам спикера, важен не столько возраст человека, сколько его состояние и готовность к семейной жизни. Люди все время меняются, приобретают новые цели, возможности, и это все может повлиять на взаимоотношения со своей половинкой. Поэтому лучше не спешить вступать в семейную жизнь. Для того, чтобы понять, подходит ли вам человек, нужно хотя бы 2-3 года «дружбы». Семья: определение, основа, цели По словам спикера, семья — это «такая телега по жизни, которую мы катим и которая должна превратиться в карету, она должна расцвести, должны появиться деньги и возможности; семья — это работа вместе». Чтобы построить гармоничные отношения, необходимо «на берегу» определить ключевые цели семьи, принципы и следовать им совместно со своим партнером. Как жить молодой семье, решать только ей.
Современные проблемы российских семей
Проведенный анализ позволит обозначить актуальное состояние выявленных проблем и поспособствует со-вершенствованию семейной политики в отношении молодых семей, в которых есть ребёнок, в современных условиях. Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Актуальные проблемы молодой семьи в современных реалиях. Аннотация: в данной статье рассмотрены ключевые проблемы, возникающие у молодых супругов. Современное состояние института семейно-брачных отношений вызывает интерес исследователей в связи с резкими изменениями, которые он претерпевает. Современные семьи существенно отличаются от советских семей. Одной из проблем современных семей является отсутствие навы-ков решения внутрисемейных конфликтов.
Современные угрозы существованию семьи
Помимо возникающих трудностей, изменились и подходы к решению проблем. В случае если люди прошлого поколения стремились уберечь единство семьи, даже если супружеская пара не чувствовали друг к другу романтических чувств, то на сегодняшний день современные молодые партнеры рассматриваются как «отдельные личности», с собственными правами и желаниями. Для молодого поколения эта тема особенно интересна, так как в скором времени им предстоит обзавестись семьёй. Многие делают этот шаг, не обдумав, насколько это серьезный этап в их жизни.
Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей. На данном этапе развития общества, семейная политика государства более ориентирована на социальную помощь многодетным семьям и семьям, нуждающимся в защите, однако фактически не ориентирована на перспективу. Те молодые люди, что подходят к возрасту создания семьи боятся вступать в брак и создавать новые ячейки общества. Государству необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу касательно семейной политики и выделить новые направления развития.
Возможно, нельзя решить все проблемы сразу, однако если серьезно и основательно подойти к этому вопросу, то можно понять, что все проблемы касательно данного вопроса решаемы. Семья, как ячейка общества, осталась вне поля зрения органов государственного управления. Важно создать целостную, последовательную и комплексную поддержку каждой семьи, которая позволит не только реализовать в полной мере потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию, крепкую полную семью, повысить желание человека работать и улучшать качество жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию регионов и страны в целом [1]. Список литературы Гукаленко О. Азарова Е. Холостова Е. Социальная политика: Учебное пособие. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
В позднем возрасте алкоголизм имеет свои особенности. По мнению экспертов, в данной возрастной группе встречаются два типа алкоголиков: одни начали пить еще в молодости, другие — в старости. Алкоголизм позднего возраста — это «проблемный» алкоголизм в том смысле, что чаще всего он провоцируется такими явлениями, свойственными возрасту, как изоляция, разочарованность, неудовлетворенность прошлым и настоящим, озлобленность, физический и психический дискомфорт. Им заболевают в основном мужчины, ранее умеренно пившие, и одинокие женщины. Пожилые, страдающие алкоголизмом, чаще принадлежат к более высокому социально-экономическому слою общества, чем те, у кого симптомы алкоголизма проявляются в более молодые годы. В конечном счете, алкоголизм супруга, его нежелание лечиться, комплекс внутренних переживаний, депрессий, а нередко и агрессивность, склонность к насилию служат причиной появления семейных конфликтов, которые приводят к разводу. В такой ситуации инициаторами развода чаще становятся мужчины, которые, как правило, имеют другую женщину. Нередко они теряют связь со своими близкими вследствие осуждения их поступка.
В таких ситуациях мужчины редко афишируют истинные причины развода и, боясь критики, часто выдумывают социально одобряемые причины смены партнёра. Чувствуя себя энергичными, свободными, мужчины увлекаются другими женщинами, зачастую гораздо моложе себя. Молодые женщины в таких отношениях, по мнению респондентов, преследуют исключительно меркантильные интересы — их интересуют имущественное благосостояние, жилплощадь, которой они стараются завладеть. В период выхода одного из супруг на пенсию происходят некоторые структурные изменения, которые включают: а нормативные изменения; б изменения социальных сетей, социальных связей и коммуникаций; в эмоциональные изменения; г изменения ценностных приоритетов и жизненных стратегий.
Можно выделить несколько регионов, где число заключенных семейных союзов выше, чем расторгнутых. В Северо-Кавказском автономном округе число браков 19 747 превышает число разводов 8912 более чем в два раза. Аналогичная ситуация в Крыму 6029 браков и 2755 разводов и Туве 494 брака и 207 разводов , пишет Regions. По мнению руководителя сектора социологии семьи Института социологии РАН Татьяны Гурко, статистика по бракам и разводам ничего не говорит о прочности семейных пар: «Брак стал экономическим институтом собственности.
Сегодня он нужен для того, чтобы где-то зарегистрироваться, получить гражданство и пр. Всё совершается в чисто экономических интересах. Часто люди живут вместе и заводят детей без регистрации отношений». Доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Тихомиров считает, что, несмотря на снижение, показатели разводов в стране критически высоки. По его мнению, это связано с неготовностью молодежи к созданию семьи, завышенными ожиданиями от партнера, неумением решать конфликты и экономическими трудностями. Однако, по его мнению, важным фактором также служит отношение россиян к добрачному поведению. По словам социолога, представления о норме и ориентирах разрушены не только у молодежи — даже представители старшего поколения не являются носителями норм сексуального поведения и добрачного целомудрия. То есть они, вступая в сожительство, планируют зарегистрировать свои отношения.
Большинство молодежи, да и старшие возрастные группы, считают, что перед браком лучше пожить вместе, узнать партнера, проверить свои чувства. Такой срок обычно составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Это приводит к тому, что люди к 30 годам имеют опыт проживания в нескольких партнерских союзах. Причем большинство считают, что детей все-таки лучше рожать в зарегистрированном союзе, то есть детей в сожительстве заводить не планируется. Это приводит к тому, что женщина, состоявшая в 1—2 таких союзах, выходит замуж в более позднем возрасте и может родить меньшее количество детей, к сожалению», — считает Тихомиров. Проблемой в институте семьи, по словам Тихомирова, является также сохранение в российском обществе половой асимметрии, особенно в столице и крупных городах: «В Москве же отношения к восприятию добрачного поведения у юношей и девушек различны. Как правило, сыну позволено гораздо больше, чем дочери. И нормативная сфера для сына предоставляет широкие возможности выбора поведения.
Как ни парадоксально, большинство людей одобряет добрачные сексуальные отношения у молодежи, но при этом большинство молодых людей хотели бы девственную невесту, а большинство девочек хотели бы, чтобы их будущий муж был уже сексуально опытен». Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что три четверти браков распадаются, а регионы, где распадается только половина, уже оказываются на хорошем счету? Почему «пробные союзы», вроде бы призванные страховать от неудачного выбора, на прочности семьи сказываются отрицательно? Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, задался вопросом: «Почему современная семья распадается? Раньше в семьях был патриархальный уклад, и он устанавливал ритуальный обрядовый момент, когда жена подходила за благословением к мужу на дела на целый день и приводила детей, которые получали благословение от отца и даже прикладывались к его благословляющей деснице. Вот это патриархальный уклад православной семьи». В результате женщина не может выполнить то, что заповедовано апостолом — не учить, а поучаться у мужа своего. Поучаться не у кого теперь, и житейской мудрости не хватает.
И тогда душа женщины остается голодной, в результате начинается своего рода беснование: хочется захватить власть в семье. Обоснованием часто становится ребенок. И происходит перестройка всего семейного организма. Во главе становится ребенок, которому служит женщина. Ребенок превращается в идола, женщина — в его жрицу, а мужчина — в экономический придаток. В результате вся структура разрушается, и мужчина уходит из семьи, чтобы найти место, где он комфортнее себя чувствует. Семья распадается», — констатировал пастырь. Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям.
Если стало чуть меньше разводов — значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом.
Каждая третья семья в РФ распадается из-за нехватки средств
Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. Прежде всего, сегодня в современной России необходимо, как вложение материальных средств в поддержку молодой семьи, так и их социально-педагогическое сопровождение. Среди других актуальных проблем современной семьи можно выделить также бытовое пьянство, разобщенность и даже инфантилизм. В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Но что из себя представляет современная российская семья?
«Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах
Мы сами должны формировать законы в России, отстаивающие интересы семьи и выстраивая институты её развития. Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. Причины проблем современной семьи, совместимость в браке, а также решение конфликтов в современной семье. В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. В современной России, в силу нестабильной социально-экономической обстановки, решение проблем молодых семей являются особо актуальной задачей.
Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь
Высшая математика на макроуровне национального хозяйства гласит, что при сокращении рождаемости уменьшается средняя зарплата работников. И кому-то это выгодно. Так давайте поставим под контроль душевой доход семьи, чтобы он не опускался при деторождении ниже границ бедности. Нельзя, алкоголики затопят мир размножаемостью.
Нельзя, нельзя... Ну а если мы живем при рыночном капитализме, где за все полагается платить, почему тогда результат труда семьи миллионы новой рабочей силы ежегодно присваивается государством и корпорациями в духе средневекового патернализма? Вот такая цивилизация заботы о семье получается...
В РФ и в ЕС фактический уровень рождаемости лишь на одну треть реализует имеющийся у населения потенциал рождаемости, обусловленный состоянием здоровья и демографической структурой по полу и возрасту, и этот уровень далек от 2. Демситуация в мире неравномерна, она различна в развитых странах и в развивающихся. Это ведет к превратным представлениям, предрассудкам и стереотипам.
В массовом сознании демографическая ситуация сводится, во-первых, к тенденциям численности населения, а не его воспроизводства. Редукция ситуации к росту населения, во-вторых, предполагает перспективу «перенаселенности», поскольку не учитывается постоянно снижающиеся темпы прироста населения. Ярый мальтузианец Пол Эрлих безуспешно пугал в 70-е ужасными последствиями «перенаселенности» — голодом, эпидемиями, истощением ресурсов земли.
В «перенаселенных» странах с самой высокой плотностью населения, как, например, в Японии, — самая высокая в мире средняя продолжительность жизни и высокий уровень благосостояния. В-третьих, здравый смысл отождествляет рост численности населения с «ростом рождаемости» вопреки фактам повсеместного сокращения рождаемости. Такая мифология есть следствие запугивания людей «размножаемостью», которая якобы ведет к социальной патологии разного рода.
Угроза «перенаселенности» нагнетается пропагандой, маскирующей неэффективность управления социальными и экономическими процессами. В России, как и в других развитых странах, давно снижается рождаемость, что ведет к распространению низкой и сверхнизкой рождаемости СКР, суммарный коэффициент рождаемости, ниже значения 2.
Например, феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление репродуктивной автономии и самоопределения. С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин и как одна из форм сексуальной эксплуатации.
Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным соображениям вторгаться в сферу семейных отношений. При этом альтруистические "подарки", то есть бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы. У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах - как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств.
Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон. Специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, Принцип 15, 1989: Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью. Ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы. Всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность, должны быть запрещены. Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом пункта 2 данного Принципа разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что: Суррогатная мать не получает материальной выгоды от данной операции; Суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе.
С точки зрения прав человека Хотя существует установленная и общепринятая система международных норм в области репродуктивных прав, она почти никак не поддерживает интеграцию мер по преодолению бесплодия в понятие права на создание семьи и на установление желаемого количества детей и промежутков между их рождениями. Например, право на создание семьи не предполагает, что государство обязано дать возможность завести ребенка всем, кто хочет иметь детей. С другой стороны, согласно этому праву, нельзя категорически запретить гражданам иметь потомство. Право на полную информацию и услуги по планированию семьи может быть использовано в поддержку обоснования мер по преодолению бесплодия. Однако то, что государства обязаны осуществлять экономические и социальные права прогрессивно, - то есть лишь в тех пределах, которые позволяют имеющиеся экономические ресурсы, - ограничивает возможность требовать от государства осуществления "дорогостоящего" права на использование репродуктивных технологий.
Хотя в международных правозащитных нормах и может содержаться основа аргументации для включения мер по преодолению бесплодия в систему охраны репродуктивного здоровья, совершенно не очевидно, что меры по преодолению бесплодия включают в себя суррогатное материнство. Вопрос суррогатного материнства, как уже упоминалось, окружен разногласиями, и затрагивает противоречащие друг другу права и интересы. Существуют, по меньшей мере, три различных точки зрения, которые должны быть приняты во внимание при составлении законопроекта о суррогатном материнстве. Это права нанимающей пары или лица ; права женщины, предлагающей свои услуги в качестве суррогатной матери, и права рожденного ребенка. Государство обязано урегулировать конкурирующие "права", которые возникают при такой ситуации.
Стремясь к достижению такого урегулирования, государство должно руководствоваться двумя основными принципами: Обязанностью защищать своих граждан от эксплуатации, в частности, от сексуальной эксплуатации; Обязанностью обеспечить необходимые условия для того, чтобы дети росли в атмосфере любви, а также моральной и материальной стабильности и обеспеченности. Общий запрет на суррогатное материнство представляет собой лишь один возможный результат урегулирования этих различных аспектов. Проект закона о биоэтике, не давая подробных определений и детального описания стратегий судебного решения споров, могущих возникнуть в результате незаконных договоренностей, не предлагает таким образом адекватного решения проблем, которые неизбежно возникнут как результат практики суррогатного материнства. В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих ограниченных подходов или законодательных запретов на уровне одной страны. Основные факторы кризиса семьи О тревожных тенденциях в традиции брачно-семейных отношений многие ученые и публицисты писали и раньше, задолго до перестроечных лет.
Констатировались и снижение рождаемости, особенно в крупных городах, и высокий уровень разводов при некоторой стабилизации в 80-х годах, и возросший процент одиноких людей, и трудности с воспитанием детей и подростков. Однако тотальная цензура предперестроечного общества не оставляла без своего пристального, ревнивого внимания и сферу семейных отношений, и из поля зрения ученых, не без помощи бдительных идеологических аргусов, ускользали многие серьезные проблемы жизнедеятельности семьи. Свобода личности в целом и эмансипация женщины в частности серьезно изменили характер отношений между обществом и семьей. Получив право самостоятельно регулировать семейные отношения без вмешательства государства, церкви и т. На Западе этот процесс проходил эволюционно, когда между семейными и общественными интересами, возможностями и потребностями постепенно складывался своего рода консенсус.
В России же, позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая вновь, как по Некрасову, "ударила одним концом по барину, другим по мужику", то бишь по обществу и по семье, нарушив и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений. В результате если с 1980 по 1990 г. То есть всего за два года брачность сократилась больше, чем за последние 10 лет. Что касается разводов, то в расчете на 1000 человек населения их количество немного снизилось к 1990 г. Однако начиная с 1990 г.
Очевидны крайне неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей, зависимость молодых супругов от их родителей, чрезмерная занятость женщины домашней работой, неустроенность семейного быта, высокий уровень пьянства и алкоголизма. Все это оказывало самое негативное влияние практически на все аспекты жизни семьи в эпоху "торжества социализма", в особенности же на такой основополагающий показатель ее функционирования, как рождаемость. Коэффициент ее постоянно падал с 2,8 детей на женщину в 1958—1959 гг. Более скрытые, но и более весомые противоречия связаны с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств.
Произошло стремительное падение уровня жизни, а вместе с ним и резкое имущественное расслоение семей. Появились семьи обеспеченные и даже богатые и семьи, находящиеся на пороге голодной смерти. Между ними существуют различные градации, но все-таки, как считают многие эксперты, жизненный уровень большинства семей весьма и весьма низок. Резкое снижение уровня жизни повлекло за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии, когда нашей реальностью стало то, что мы еще недавно с таким пафосом клеймили на Западе, — неуверенность в завтрашнее дне и психологическая неустойчивость. Резко ухудшилось психологическое самочувствие хранительниц домашнего очага — женщин, в особенности матерей-одиночек.
Характерно, что в качестве причин и показателей своего состояния женщины обычно называли "нервозность и неуверенность в связи с обстановкой в стране", "беспокойство за будущее детей", "страх потерять работу", "отсутствие веры в перемены к лучшему" и т. Одна из самых болезненных и постыдных проблем нашей действительности - незащищенность женщин от насилия. В советский период тема насилия над женщиной была выведена из зоны обсуждения. Общественная мораль и обслуживающие ее средства массовой информации закрывали глаза на то, каких масштабов в нашей стране достигло надругательство над правами женщин. До сих пор механизмы следствия по делам изнасилования травмируют пострадавшую едва ли не больше, чем сам акт насилия.
До сих пор государство и общество оставляют жертву один на один со своей трагедией, фактически принимая сторону насильника. Есть и аспект насилия, замалчиваемый обществом, - это избиение женщины в семье. Сегодня общество не в состоянии защитить ее, потому что она редко обращается в правоохранительные органы, а обидчик и общественная мораль зачастую не считают это преступлением. Таким образом, мы живем по двойному стандарту, осуждая и искореняя насилие на улице и закрывая глаза на него в семье, забывая, что будущих преступников растят в семьях, в которых существует только одно право - право сильного. Этап жизни страны, связанный с экономическими реформами, активизировал население в направлении изменений на рынке труда, открывающихся новых возможностей в профессиональной сфере и бизнесе и показал, что в условиях переходного периода женщины, при прочих равных данных, оказались более адаптивными и менее амбициозными, более гибкими и психологически выносливыми.
Но это не помогло им стать конкурентоспособней мужчин. Причина этого в традиционном видении женщины в роли домохозяйки и единственной воспитательницы ребенка, а также в системе денежных пособий и привилегий, ориентированных на женщину-мать.
Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями. Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом. Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища.
Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире.
Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества. Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас.
Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс Российской Федерации не совсем соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Очень часто при решении того или иного вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи родителей или детей , но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом.
В том числе, к проблемам развития семейной политики так же относится и неуверенность молодого поколения в завтрашнем дне. Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей. На данном этапе развития общества, семейная политика государства более ориентирована на социальную помощь многодетным семьям и семьям, нуждающимся в защите, однако фактически не ориентирована на перспективу. Те молодые люди, что подходят к возрасту создания семьи боятся вступать в брак и создавать новые ячейки общества. Государству необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу касательно семейной политики и выделить новые направления развития. Возможно, нельзя решить все проблемы сразу, однако если серьезно и основательно подойти к этому вопросу, то можно понять, что все проблемы касательно данного вопроса решаемы. Семья, как ячейка общества, осталась вне поля зрения органов государственного управления. Важно создать целостную, последовательную и комплексную поддержку каждой семьи, которая позволит не только реализовать в полной мере потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию, крепкую полную семью, повысить желание человека работать и улучшать качество жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию регионов и страны в целом [1]. Список литературы Гукаленко О.
«Людям больше не нужна семья»
Современной России важно преодолеть негативные аспекты материального положения семей, стабилизировать роль семьи в современной России. изменение моделей брака, материальные трудности, дефицит мест в детсадах, психологическая адаптация молодоженов, высокий уровень разводов и социального сиротства. Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. Как изменился институт семьи в современной России. 21.08.2021. Государственная семейная политика будет эффективна только при условии глубокого знания проблем семьи политиками, работниками социальных служб, всеми причастными к этой проблеме структурами.