ПЛЕНУМ ВС РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2002 г. N 5 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ХИЩЕНИИ, ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ И НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ». В Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект, позволяющий передавать военнослужащим в зоне СВО находящееся на хранении в Росгвардии конфискованное оружие, рассказал автор инициативы, председатель Комитета Госдумы по информационной политике. Пленум Верховного суда России подробно разъяснил, что считать огнестрельным оружием и боеприпасами. Издание Defense TV подготовило видео, в котором выступило с утверждением, что Россия может разработать новое вооружение против западных бронемашин благодаря трофейным образцам техники НАТО с Украины. Пленум Верховного суда России подробно разъяснил, что считать огнестрельным оружием и боеприпасами.
Изъятие оружия по "подозрению": судебная практика
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации. Законодательство в сфере оборота оружия является одним из наиболее динамично изменяющихся. 23. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 1996 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ". Пленум Верховного суда объяснил, что следует понимать под незаконным хранением огнестрельного оружия или взрывных устройств. Пленум Верховного суда России разъяснил, что даже ненасильственная попытка проникнуть в жилье дает право на самооборону, говорится в постановлении пленума Верховного суда. Сборник постановлений Пленума ВС РФ по уголовным делам Проспект.
Об изменении законодательства об оружии
Да Не сейчас 28 апреля 2024, 18:12 Джо Байден пообещал незамедлительно возобновить поставки оружия Украине О том, куда ведет мир военная лихорадка Запада, говорят и по ту сторону океана. Но хор ястребов голос разума заглушает. На неделе Конгресс окончательно утвердил пакет законопроектов о помощи киевскому режиму. Финансирование Белый дом пытался выбить полгода.
Кроме того, есть такие юридические термины, как «приготовление к преступлению» и «покушение на преступление» - это незавершенный состав преступления, тем не менее, позволяющий пресечь правоохранительным органам деятельность такого гражданина.
Какого-то дополнительного законодательного акта для этого не нужно. Следовательно, формулировка о «возможности совершения» совершенно избыточна. Вот и возникает вопрос — зачем была придумана эта сомнительная правовая конструкция с «возможностью нарушения»? Как многие полагали, речь идет о произвольном изъятии оружия у владельца.
Без каких-либо объяснений и вменяемых оснований. А теперь я расскажу о том, как этот закон стал применятся и судебной практике по этому поводу. Ко мне обратилась владелица оружия, которая занимается практической стрельбой, административок не имеет, положительно характеризуется. Она владеет оружием более 3 лет.
В апреле 2023 г она обратилась в РГ за новой лицензией. Тут же органом РГ было выпущено предписание о сдаче оружия, основанием которого является то самое заключение «о возможности».
Другим важным аспектом борьбы с растущей угрозой насилия и преступности является образование и просвещение. Люди должны осознавать опасность незаконного использования оружия и понимать важность безопасного обращения с ним.
Для этого необходимо проводить информационные кампании, тренинги и лекции, направленные на распространение знаний о правилах безопасности и ответственного владения оружием. Все эти меры вместе создают комплексный подход к решению проблемы растущей угрозы насилия и преступности. Пленум Верховного Суда принимает меры по контролю за оружием, чтобы защитить граждан и обеспечить безопасность в обществе. Надеемся, что эти действия помогут снизить уровень преступности и создадут более безопасную среду для всех нас.
Дефицит контроля и незаконное обращение с оружием Дефицит контроля за обращением с оружием является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Из-за недостаточного контроля со стороны государства, значительное количество оружия попадает в руки незаконных владельцев, что приводит к угрозе общественной безопасности и увеличению преступности. Незаконное обращение с оружием имеет серьезные последствия для общества. Многочисленные криминальные сети используют незаконное оружие для совершения преступлений, что приводит к увеличению числа убийств, ограблений и насилия.
Кроме того, незаконное обращение с оружием становится источником угрозы для правоохранительных органов, что затрудняет их работу и приводит к ослаблению доверия к системе правосудия. Проблема дефицита контроля за оружием частично связана с недостаточным финансированием и слабой профессиональной подготовкой сотрудников, занимающихся контролем за обращением с оружием. Отсутствие должной системы мониторинга и обновления баз данных оружия делает невозможным эффективный контроль за его обращением. Необходимо улучшить систему контроля и принять соответствующие меры для предотвращения незаконного обращения с оружием.
Для решения проблемы дефицита контроля и незаконного обращения с оружием необходимо принять комплекс мер, включающий в себя: Усиление контроля и надзора со стороны правоохранительных органов; Обязательную регистрацию оружия и его владельцев; Строгие санкции за незаконное обращение с оружием; Расширение базы данных оружия и ее периодическое обновление; Развитие системы информационного обмена между правоохранительными органами; Проведение просветительской работы среди населения о рисках незаконного обращения с оружием и последствиях таких действий. Только комплексное и целенаправленное вмешательство может привести к сокращению незаконного обращения с оружием и обеспечению безопасности граждан. Контроль за обращением с оружием должен стать приоритетной задачей для государства и общества в целом. Действия Пленума Верховного Суда Пленум Верховного Суда призван обеспечивать эффективный контроль за оружием в стране.
Для достижения данной цели Пленум Верховного Суда предпринимает следующие действия: Законодательная деятельность: Пленум Верховного Суда активно сотрудничает с законодательной властью, предлагая инициативы по ужесточению законов, касающихся обращения с оружием. Таким образом, Пленум Верховного Суда вносит свою лепту в формирование регулирующего фреймворка, обеспечивающего безопасность и предотвращение злоупотреблений с оружием. Судебная практика: Пленум Верховного Суда разрабатывает и распространяет постановления и рекомендации судам нижестоящих инстанций, направленные на обеспечение соблюдения законодательства в области обращения с оружием. Такие практические рекомендации помогают судьям принимать обоснованные решения в сложных вопросах, связанных с обращением с оружием.
Проведение аналитической работы: Пленум Верховного Суда осуществляет анализ региональных и общественных особенностей, касающихся обращения с оружием.
Access and download statistics Corrections All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. See general information about how to correct material in RePEc.
If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here.
Популярные законы
- Изменения в законе «Об оружии» (с 29 марта 2023 года) – Военно-охотничье общество
- Защита документов
- Джо Байден пообещал незамедлительно возобновить поставки оружия Украине. Новости. Первый канал
- Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
- Пленум по оружию и боеприпасам верховного суда - фото сборник
Что изменилось для владельцев оружия в 2022—2023 годах
Бывает так, что человек просто забыл про какие-то боеприпасы. Или коллекционер не учел, что некоторые его безобидные экспонаты не так безобидны с точки зрения УК. По словам экспертов, практика по данным статьям УК наработана. Но с момента последних разъяснений Верховного суда на этот счет в законы были внесены серьезные поправки, поэтому некоторые моменты необходимо уточнить. На практике серьезное наказание за хранение оружия грозит в тех случаях, когда есть данные, что человек связан с криминалом. Или у него были криминальные мотивы. Если же просто хранил из любви к искусству войны, то оружие заберут, но накажут.
Без лишения свободы. Например, недавно у некоего старшего прапорщика в Бурятии нашли винтовку Мосина со сбитыми номерами, самодельную мелкокалиберную винтовку, незарегистрированное охотничье ружье и более тысячи патронов.
Но хор ястребов голос разума заглушает. На неделе Конгресс окончательно утвердил пакет законопроектов о помощи киевскому режиму. Финансирование Белый дом пытался выбить полгода. Так что Джо Байден уже пообещал: поставки начнутся незамедлительно.
Запрет также коснется лиц, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Обжаловать такой запрет можно будет в судебном порядке. В отношении граждан, впервые приобретающих оружие на основании лицензии на его приобретение либо представивших заявление на получение лицензий на коллекционирование или экспонирование оружия и патронов к нему, заявление о выдаче лицензии будет рассматриваться в течение 30 рабочих дней со дня его подачи.
Судебная практика: Пленум Верховного Суда разрабатывает и распространяет постановления и рекомендации судам нижестоящих инстанций, направленные на обеспечение соблюдения законодательства в области обращения с оружием.
Такие практические рекомендации помогают судьям принимать обоснованные решения в сложных вопросах, связанных с обращением с оружием. Проведение аналитической работы: Пленум Верховного Суда осуществляет анализ региональных и общественных особенностей, касающихся обращения с оружием. На основе такого анализа вырабатываются рекомендации и предложения по усилению контроля за оружием и пресечению незаконного оборота. Обучение судей и специалистов: Введение и совершенствование курсов обучения: Пленум Верховного Суда организует и проводит курсы обучения для судей и специалистов в области обращения с оружием. Такие курсы помогают повысить квалификацию судей и обучить их новым распоряжениям и инновациям, связанными с контролем за оружием. Проведение реформ в сфере контроля за оружием В связи с увеличением числа преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, Пленум Верховного Суда принимает ряд мер по ужесточению контроля за оружием. Проведение реформы в данной сфере является приоритетной задачей для обеспечения общественной безопасности и снижения уровня преступности. Основные направления реформы: Усиление требований к лицам, желающим приобрести огнестрельное оружие Ужесточение условий получения разрешительных документов Внедрение электронных систем контроля и учета оружия Усиление наказания за незаконное хранение и использование огнестрельного оружия Усиление требований к лицам, желающим приобрести огнестрельное оружие. Реформа предусматривает ужесточение требований к кандидатам на получение разрешения на приобретение оружия. Кроме стандартных процедур и проверок, к заявителям будут предъявляться дополнительные требования, например, психологическое тестирование с целью оценки психического состояния и уровня агрессии.
Ужесточение условий получения разрешительных документов. Для получения разрешительных документов на приобретение и хранение оружия кандидатам придется предоставить гораздо больше информации о своей личности и мотивах приобретения, подтвердить отсутствие криминального прошлого и иметь рекомендации от работодателя или общественных организаций, которым принадлежат. Советуем ознакомиться: Как получить гражданство РФ за 3 месяца и стать российским гражданином за год Внедрение электронных систем контроля и учета оружия. Реформа предполагает создание электронных баз данных, которые будут содержать информацию о приобретенном оружии и его владельцах, включая тип, модель, серийный номер оружия, а также данные о его использовании и перемещении. Это позволит улучшить мониторинг оборота оружия и обнаружение незаконных действий. Усиление наказания за незаконное хранение и использование огнестрельного оружия. Реформа направлена на ужесточение наказания для лиц, замеченных в незаконном обороте огнестрельного оружия, включая наказание за неправильное хранение, использование и ношение оружия без необходимого разрешения. Более строгое наказание будет способствовать снижению мотивации для совершения преступлений, связанных с использованием огнестрельного оружия. В целом, проведение реформ в сфере контроля за оружием направлено на повышение общественной безопасности и снижение уровня преступности. Ожидается, что данные меры будут способствовать уменьшению преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, и налаживанию контроля над оборотом оружия в стране.
Ужесточение наказания за незаконное обращение с оружием Пленум Верховного Суда принял решение о введении более жестких наказаний для лиц, совершающих преступления, связанные с незаконным обращением с оружием. Новые меры направлены на усиление контроля и предотвращение незаконного оборота оружия, а также на обеспечение безопасности граждан и общественного порядка.
Изъятие оружия по "подозрению": судебная практика
Добровольная сдача огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств не означает отсутствие преступления и не является реабилитирующим основанием. При отнесении деяния к малозначительным должны учитываться количество например, хранение нескольких патронов и качество предметов, мотив, цель и поведение совершившего его лица. Изъятые и приобщенные к делу оружие и патроны передаются Росгвардии либо ОВД.
Во-вторых, гражданин предусмотрительно снимает с себя ответственность за возможные преступления с применением своего имущества. Конфликты при медицинском освидетельствовании По всем правилам, во время происшествия у пьяного или находящегося под наркотиком лица представители МВД или ГИБДД должны изъять оружие.
Если же гражданин отказывался от медицинской проверки, то пропадали законные основания для лишения его оружия. Существенный пробел был отлично знаком правонарушителям, которые пользовались лазейкой в законодательстве. В последней редакции устранена возможность пьяному сохранить свой арсенал. Теперь, независимо от отказа пройти медицинскую проверку, оружие изымается до последующих выяснений сложившихся обстоятельств.
Заинтересованные лица будут проходить дополнительную проверку, призванную предотвратить передачу прав лицам, к которым у правосудия есть претензии. Контрольная проверка личности обязательна: По требованию Росгвардии будут особо тщательно проверять тех, кто впервые обращается за регистрацией. Если же оружие изъято по итогам предыдущих мероприятий, то разрешение о возврате ствола также будет рассматриваться с учетом сложившихся обстоятельств. Без требования Росгвардии могут проверить тех, кто не имеет замечаний и подал заявление в стандартном случае.
Если по итогам контрольной проверки выявлена угроза для окружающих, государственным и общественным структурам после получения разрешения, в выдаче откажут на ближайшие 2 года. Замечания к гражданину попадают в базу данных и получить оружие станет крайне тяжело. Новые размеры штрафных санкций Особое значение депутаты уделили материальным взысканиям за незаконный оборот оружия. Проще говоря, если продажа или передача стволов выполнена с нарушением последней версии закона, то придется не только ответить материально, но и появляется вероятность уголовного наказания.
Наиболее вероятные случаи привлечения к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности: Противодействие или сокрытие фактов при проверке сотрудником Росгвардии наказывается в зависимости от тяжести содеянного штрафом в размере 5 000 - 10 000 рублей. При этом обязательна конфискация ствола и патронов. В зависимости от обстоятельств дела может быть наложен запрет на владение оружием сроком в 2 года. Если при проверке будут выявлены ошибки в хранении патронов и иного снаряжения, то имущество конфискуется и налагается штраф в пределах 500 - 2 000 рублей.
Нарушение запрета на ношение оружия на массовые мероприятия приведет к его изъятию и наложению штрафных санкций в 3 000 - 5 000 рублей. В некоторых ситуациях, если вооружение было направлено на скопление людей, использовалось как угроза, то возникает уголовная ответственность сроком от 3 лет. Ведение федерального реестра позволяет регистратору вносить всю информацию по конкретному оружию и владельцу, анализировать полученные сведения и своевременно предотвращать противозаконные действия. Лицензия начинает свое действие с даты внесения учетной записи в реестр, там же делаются отметки о выполненных проверках и их результатах.
По запросу компетентных органов Росгвардия будет выдавать выписку по конкретному владельцу арсенала. На сегодняшнюю дату доступ ограничен служебным пользованием, но, не исключено, что реестр перейдет в свободный доступ. Что изменилось с 15 июля 2023 года Существенные поправки коснулись не только ранее действующих установок: в правовой документ ведены дополнительные позиции. Новый тип разрешения для охотников На ношение и применение охотничьего оружия вводится новый образец разрешения.
Стрелок должен иметь охотничий билет, подписать акт приема-передачи с собственником. Несмотря на то, что ограничений по типу вооружения нет, носить карабин или ружье можно исключительно в сопровождении владельца. Разрешение оформляется за 10 рабочих дней, действует документ в течение 5 лет. Требования по передаче охотничьего оружия Передать свое стрелковое имущество можно только тому, у кого есть охотничий билет и одно из действующих на территории РФ разрешений относительно владения оружием.
К составляемому акту передачи предъявляются требования: процедура оформляется на бумажном носителе и заверяется сторонами.
К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия, пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра. Под основными частями огнестрельного оружия понимаются: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка. Комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к статье 226 УК РФ являются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия станины, прицелы и т. К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.
Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам. Под холодным оружием понимаются изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т.
Согласно статистическим сведениям в 2000 г. В 2001 г. Необходимо учитывать и то, что с принятием Федерального закона «Об оружии» 1996 г. Количество его законных владельцев превысило 4,1 млн. Ежегодно органами внутренних дел выдается гражданам более миллиона лицензий на приобретение оружия, в том числе нарезного.
Кроме того, следует учитывать вступление в силу с 19 марта 2002 г. К сожалению, оружие все чаще становится предметом различных преступных посягательств. Так, с применением различного оружия в 2001 г. Основным источником пополнения криминального рынка вооружений являются Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Достаточно отметить, что, по данным военных прокуратур, за 7 лет с 1993 по 2000 гг. Похищаются также гранаты, мины, снаряды, взрывчатые вещества, разнообразные взрывные устройства, военная техника со штатным вооружением. Всего по ст. В первом полугодии 2001 года за преступления, связанные с незаконным оборотом, оружия осуждено 17890 человек в том числе 82 военнослужащих.
Поэтому в условиях постоянного роста незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ в современных условиях значение уголовно-правовой регламентации и официальных разъяснений актуальных вопросов борьбы с этими видами преступлений значительно возрастает. Необходимо подчеркнуть, что одним из основополагающих международных документов по рассматриваемой проблеме является принятая 28 июня 1978 г. Советом Европы в Страсбурге Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. Конвенция дает определения понятиям огнестрельного оружия, различных видов оружия, его признаков и отличительных черт. Россия в этой Конвенции не участвует. В соответствии со ст. Другим важным международным документом в рассматриваемой области является Брюссельская конвенция о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия, открытая для подписания 1 июля 1969 г. Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 г.
Между тем все еще существуют противоречия по установлению нормативов длины ствола для служебного и гражданского оружия, содержащиеся в Законе «Об оружии» ст. Согласно международным стандартам установлено ограничение в 600 мм для длины ствола гражданского и служебного оружия, в то время как ст. При рассмотрении вопроса о подготовке рекомендаций по применению Закона «Об оружии» это противоречие необходимо учесть, так как в практике судов в связи с данными противоречиями уже возникали проблемные ситуации. Серьезные изменения претерпело и законодательство об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. Федеральным законом от 01. Сфера действия УК РФ значительно расширилась как по кругу предметов, так и по видам уголовно наказуемого оборота. В настоящее время предусмотрена, в частности, ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного боевого, а не только боевого ручного оружия, охотничьего гладкоствольного оружия, газового, холодного метательного оружия, частей и деталей огнестрельного оружия. Расширено понятие незаконного изготовления оружия, предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе по охране оружия массового поражения.
Значительно изменен закон в части, касающейся ответственности за хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Кроме того, с момента принятия последнего постановления Пленума по данной категории дел прошло более пяти лет. За этот период у судей появились новые, нерешенные в постановлении Пленума 1996 г. Новое постановление в целом сохранило преемственность позиций Верховного Суда по ключевым вопросам, в частности об ограничительном толковании предметов оружия. Даны разъяснения по таким важным и вновь возникшим вопросам, как: что понимать под основными частями оружия, за незаконный оборот которого наступает такая же ответственность, что и за оборот собственно оружия; как толковать незаконные ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Так, п. В связи с тем, что в соответствии со ст. Изменено определение комплектующих деталей огнестрельного оружия.
Поскольку в Законе содержится два понятия - основные части и комплектующие детали огнестрельного оружия, в новой редакции указано, что комплектующие детали более широкое понятие, чем основные части, что и отражено в формулировке абз. Например, ремни, колеса, станины, прицелы, приспособления для чистки оружия и т. В ходе обсуждения предлагались и более оптимальные варианты: под комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к ст. Такая формулировка, на наш взгляд, позволяет установить правильное соотношение этих двух понятий и избежать ошибок в судебной практике. Это означает, что к предметам преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. Патроны, не имеющие поражающего элемента снаряда, пули, дроби, картечи и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам абз. Это важно, поскольку в смеси с кислородом к взрыву способен даже бытовой газ, о чем неоднократно говорили эксперты. Таким образом, в новом постановлении сохранены в основном в прежнем виде разъяснения таких понятий, как взрывчатые вещества и взрывные устройства п.
Пленум Верховного суда России подробно разъяснил, что считать огнестрельным оружием и боеприпасами
В пленуме разъяснили, что военный должен сопротивляться противнику, чтобы избежать пленения, даже если он находится в отрыве от своей воинской части или подразделения и в полном окружении. "Этот пленум Верховного суда распространяется не только на самооборону с оружием, а на любую оборону, любым методом. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11 июня 2019 г. № 15 изменил разъяснения по уголовным делам о незаконных действиях с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Депутаты приняли в третьем чтении поправки в Федеральный закон «Об оружии», который направлен на развитие оружейной отрасли в РФ, поддержку отечественных производителей гражданского оружия и патронов к нему, а также определяет основания приобретения.
В Федеральный закон «Об оружии» внесены изменения
Я ему говорю, что вот, трое человек из этого района, а он в ответ - Ну, знаешь ли, Казбековский район- это уникальный район, и люди там уникальные Короче говоря, нет у меня пока других версий, кроме нездорового энтузиазма полиции в этом районе. По другим районам вроде нет такого ажиотажа. Хотя, и статистики по другим районам у меня нет. Zipper777 P. Все чинуши и опричники очень боятся "массовости" и шумихи.
Это не блажь руководства одного ОМВД - по всей республике идет волна лишений. Знакомый из полиции, из другого района, говорит, что и у них так, на каждом совещании этот вопрос обсуждают, регулярно изымают оружие. Правда, он не знает, по каким критериям люди попадают в эти списки.
По-своему правы правоохранители, опасающиеся бесконтрольного оборота действительно опасных предметов. Но и Наталья Урюпина искренне не понимает, почему ей запрещено продать кортики, перешедшие по наследству от деда - кстати, заместителя министра финансов СССР в середине сороковых годов.
Более того, почему-то око блюстителей закона взглянуло именно на нее, в то время как вокруг сплошь и рядом свободно торгуют не парадными антикварными кортиками, а серьезными боевыми ножами, казачьими шашками и самурайскими мечами. Такая избирательность - следствие невнятности той части закона, которая касается именно холодного оружия. О чем и объявил Верховный суд, постановив выработать четкие правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность. И это решение - тоже свидетельство всего лишь одного из нюансов, выталкивающих холодное оружие из прозрачной правовой сферы. Какой клинок требует лицензии Закон «Об оружии» уточняет некоторые моменты, связанные с наименованиями и классификацией отдельных образцов и видов, но всех проблем в оружейном законодательстве не снимает.
А их немало, и они продолжают накапливаться, создавая действительно опасную тенденцию. Собеседники корреспондента «РГ» в правоохранительных органах и спецслужбах не скрывают, что их вполне устроит даже полное снятие всех ограничений на владение холодным оружием, как бы парадоксально это ни звучало. Лишь бы появилась хоть какая-то определенность. Почему либерализация даже выглядит предпочтительней? Нынешний закон в части, касающейся холодного оружия, неконкретен, расплывчат и открывает широкий простор для коррупции, превышения власти и прочих злоупотреблений.
Вот определение законом самого понятия «холодное оружие»: «Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения». К холодному оружию, по закону, относятся сабли, шашки, ножи, кинжалы, финские ножи, кортики, кастеты, стилеты и другие предметы, специально предназначенные или приспособленные для поражения живой цели. Они могут быть колющими, колюще-режущими, рубящими, раздробляющими и т. И вот лазейка: к оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения перочинные, кухонные, сапожные, садовые ножи и т. В конкретном случае вопрос о признании того или иного предмета холодным оружием может быть решен с помощью криминалистической экспертизы.
А экспертизы проводятся на основании ведомственных инструкций и нормативов МВД. То есть нож с длиной лезвия от 90 миллиметров и выше эксперты могут признать оружием. А мачете с почти метровым клинком - шанцевым инструментом. Так же, как и излюбленное оружие российского армейского спецназа и вообще пехоты - малую саперную лопатку. Или - небольшой топорик, остро заточенную отвертку, сапожное шило.
Но ведь убить можно и швейной иглой. И опять парадокс: эта самая игла - орудие убийства, но при этом - отнюдь не холодное оружие. Вообще же регламент такой экспертизы - внутренняя инструкция правоохранительного ведомства, которую обычный гражданин знать не обязан. А если так, какое значение она имеет для суда? Ну, купил человек на рынке понравившуюся железяку.
Он же не знал, что это как раз и есть холодное оружие. Запрещенное к продаже. И вообще, если «оружием массового поражения» в России давно признан кухонный нож - именно этим предметом совершается большинство бытовых убийств, - то какой реальный смысл в такой экспертизе? Пример абсурда: в редакцию «РГ» пришло письмо от бдительного гражданина с предложением регистрировать как оружие абсолютно все топоры. А почему еще не вилы и косы?
При этом в каждом магазине, специализирующемся на торговле холодным оружием, вы можете свободно приобрести любой нож - от перочинного до настоящего непальского кукри. Это национальное оружие британского спецназа гуркхов, похожее на небольшой ятаган. Этим ятаганом умелый боец одним ударом сносит голову быку - есть у них такой тест на профпригодность. Так вот, при продаже такой «безделушки» продавец обязательно вручит вам сертификат, где от имени экспертной комиссии будет указано, что данное изделие не является холодным оружием, а всего лишь сувениром или туристическим ножом. Все будет заверено печатями и чьими-то подписями.
И ни один полицейский не придерется - вы всегда докажете, что нож приобретен легально в конкретном магазине. А еще можно купить настоящий томагавк, лук, арбалет, нагайку, хоть меч. В иных магазинах даже предлагают проверить качество товара. Например, разрубить ножом сантиметровую палку или пробить томагавком армейскую каску. И всегда это, согласно сертификату, окажется чем угодно, только не оружием.
Это - первый пример профанации.
В селе российские морпехи захватили сотни единиц трофейного иностранного оружия, очень многое Украине передал Берлин. На оборону Новомихайловки Киев не жалел дефицитных боекомплектов, снабжая всушников в ущерб другим участкам фронта. Ценность Новомихайловки — это перспектива окружения украинской группировки в Угледаре. Поэтому борьба шла долгая и ожесточенная. Под Часовым Яром за один лишь штурм к российским десантникам из Улан-Удэ в плен попросилось почти целое отделение. Там же двое ивановских десантников победили в снайперской дуэли первоклассного иностранного стрелка.
О том, что на Артёмовском участке ждут очередную группу из наемников, разведка предупредила заранее. За неделю на всех оперативных направлениях российские войска улучшили положение по фронту. На Купянском участке отбиты 9 контратак, потери противника — почти 300 человек.
Ru , 11 июня 2019 года За последние годы в ФЗ об оружии внесли изменения, значимые в том числе и для уголовно-правовой квалификации деяний, рассказал на заседании Пленума судья Алексей Шамов. Пленум ВС подчеркивает: пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию по смыслу ст. Соответственно, боеприпасами не признают патроны светозвукового, травматического или газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента — снаряда, пули, дроби или картечи. Холодное оружие, согласно разъяснениям Пленума, может быть изготовлено не только промышленным, но и «кустарным» способом. Ношение, хранение и перевозка Незаконное ношение огнестрельного оружия — это когда оно находится в одежде или непосредственно на теле виновного, а также в сумке или портфеле.
Прокурор разъясняет
- Пленум ВС РФ дополнил свои разъяснения по применению необходимой обороны
- Пленум Верховного суда России подробно разъяснил, что считать огнестрельным оружием и боеприпасами
- Изменения в ФЗ «Об оружии» с 30 марта 2023 года
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 11.06.2019)
Законодательство
- Пленум Верховного суда России подробно разъяснил, что считать огнестрельным оружием и боеприпасами
- Верховный суд разъяснил, что такое «преступный приказ» на СВО - МК
- ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Изменения в законе «Об оружии» (с 29 марта 2023 года) – Военно-охотничье общество
Применение пункта 11 части 20 статьи 13 Закона об оружии. Начало.
Изменения в законе «Об оружии» (с 29 марта 2023 года) – Военно-охотничье общество | Закон об оружии 2023 с изменениями и дополнениями. Новая редакция федерального закона об оружии №150-ФЗ. Что изменится в законе об оружии в 2023 году. |
Пленум оборот оружия \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс | Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 декабря 2013 г. № 34 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия ». |
Постановление пленума об обороте оружия - гражданское законодательство и судебные прецеденты
Джо Байден пообещал незамедлительно возобновить поставки оружия Украине. Новости. Первый канал | "Главный вопрос заключается в том, действительно ли Россия применит ядерное оружие, если европейские войска войдут на Украину". |
Защита документов | ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2002 года № 5 О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. |
Изъятие оружия по "подозрению": судебная практика | Действующие нормы позволяют применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие только судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов. |
Джо Байден пообещал незамедлительно возобновить поставки оружия Украине | ' Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 г. N 1353 "О внесении изменений в Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему. |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 15
Пленум разъясняет, что под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, при разбое следует понимать их умышленное использование лицом как для физического воздействия на потерпевшего. "Этот пленум Верховного суда распространяется не только на самооборону с оружием, а на любую оборону, любым методом. Пленум Верховного суда России разъяснил, что даже ненасильственная попытка проникнуть в жилье дает право на самооборону, говорится в постановлении пленума Верховного суда. Такую трактовку нормам Уголовного кодекса дал Верховный суд в свежем постановлении Пленума. 23. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 1996 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ". Пленум Верховного суда от 12 марта 2002 г. N 5О О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Пленум по оружию и боеприпасам верховного суда - фото сборник
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222. К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т. Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам. По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222. Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество, функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву например, мина, граната , то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222.
Под холодным оружием понимаются изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т. Под метательным оружием понимаются предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека метательные ножи и топоры, дротики и т. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы. При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.
При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т. Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра, оборот которого Федеральным законом "Об оружии" ограничен или запрещен. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного химического поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии.
Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно. Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании части четвертой статьи 222 и части четвертой статьи 223 УК РФ за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, снаряженного патронами с нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом "Об оружии". Судам необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены, помимо закона, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 222 , 223 , 224 , 225 УК РФ , необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены. При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.
Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами Российской Федерации и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться нормами международного права.
К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т. Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва запал, взрыватель, детонатор и т. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам. Под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом: предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли; шашки; мечи и т. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.
При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия. При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т. Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра, оборот которого Федеральным законом "Об оружии" запрещен. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсичных веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее либо иное воздействие. Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.
Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании части четвертой статьи 222 и части четвертой статьи 223 УК РФ за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом "Об оружии". Судам необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены, помимо закона, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 222 - 225 УК РФ, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены. При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов. Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами Российской Федерации и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться нормами международного права.
В части 1 статьи 333 УК РФ насилие выражается в побоях, иных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли, в том числе единичных ударах, с ограничением свободы связывание рук, применение наручников и др. При этом дополнительной квалификации по статье 115 УК РФ не требуется. Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия, выражающие намерение виновного применить к потерпевшему любое физическое насилие, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. Преступление будет оконченным с момента применения насилия либо угроз его применения. При этом не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник или иное лицо, исполняющее обязанности военной службы, отказались от исполнения обязанностей военной службы, а при принуждении - нарушили эти обязанности. По смыслу закона насильственные действия в отношении начальника могут квалифицироваться по статье 334 УК РФ только при условии отсутствия в содеянном признаков сопротивления или принуждения, ответственность за которые предусмотрена в статье 333 УК РФ. Если военнослужащий, применивший насилие, не знал, что потерпевший является для него начальником, то содеянное при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано по статье 335 УК РФ например, в случаях, когда виновный, применяя насилие в отношении ранее не знакомого ему военнослужащего, в связи с отсутствием знаков различия не знал о том, что потерпевший является для него начальником по воинскому званию. В случаях, когда насильственные действия совершены в связи со служебной деятельностью в отношении лица, бывшего начальником виновного в прошлом, но не являющегося таковым к моменту совершения указанных действий, содеянное не подлежит квалификации по статье 334 УК РФ. Если при этом потерпевший не являлся военнослужащим например, уволился в запас , действия виновного при наличии к тому оснований должны квалифицироваться по соответствующей статье главы 16 УК РФ как совершенные в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности. Насильственные действия в статье 334 УК РФ заключаются в нанесении побоев или применении иного насилия в отношении начальника. Под побоями следует понимать не менее двух ударов, сопряженных с причинением потерпевшему физической боли, но не повлекших причинения вреда здоровью. Применение иного насилия выражается в единичном ударе, повлекшем физическую боль, в различных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли, ограничением свободы связывание рук, применение наручников и др. Нанесение побоев или применение иного насилия, не повлекшие последствий, предусмотренных пунктом "в" части 2 статьи 334 УК РФ, охватываются частью 1 статьи 334 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по статье 115 УК РФ. Ответственность по статье 334 УК РФ наступает за насильственные действия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением им обязанностей военной службы. По смыслу уголовного закона под временем исполнения начальником обязанностей военной службы следует понимать период, когда он осуществляет свои служебные должностные полномочия, например руководит действиями своих подчиненных, проводит учебные занятия или беседу с подчиненными, готовит их к заступлению в наряд. В этих случаях насильственные действия в отношении начальника могут быть совершены не только по мотивам, связанным с его служебной деятельностью, но и по любым другим мотивам например, из-за личной неприязни. В отношении своих подчиненных начальник в любое время может вступить в исполнение должностных обязанностей, в том числе и во внеслужебное время. Предусмотренные статьей 334 УК РФ насильственные действия в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы могут совершаться, например, из мести за требовательность начальника, из-за недовольства его служебной деятельностью и по иным мотивам, связанным с прохождением военной службы. В этих случаях не имеет значения, исполнял начальник должностные обязанности или нет например, насильственные действия в отношении начальника, связанные с местью за его служебную требовательность и совершенные в период его нахождения в отпуске, подлежат квалификации по статье 334 УК РФ. Если насильственные действия в отношении начальника совершены не в связи с исполнением им обязанностей службы и не во время исполнения этих обязанностей например, во внеслужебное время по личным мотивам , содеянное не содержит признаков преступлений против военной службы и подлежит квалификации по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против личности. Если судом будет установлено, что насильственные действия подчиненного совершены в связи с незаконными действиями начальника или являлись защитой от общественно опасного посягательства с его стороны, то ответственность по статье 334 УК РФ исключается. В этих случаях такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть признаны необходимой обороной либо превышением ее пределов или должны квалифицироваться как преступление против личности. По смыслу закона нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности квалифицируется по статье 335 УК РФ, если судом установлено, что такие нарушения совершены в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы например, с целью подчинить своему влиянию военнослужащего и добиться от него беспрекословного повиновения или во время исполнения виновным и или потерпевшим конкретных обязанностей военной службы несение службы в нарядах, проведение учебных занятий и т. Если содеянное военнослужащим не содержит указанных признаков, квалификация по статье 335 УК РФ исключается, например, виновный избил потерпевшего по личным мотивам, при этом никто из них не находился при исполнении конкретных служебных обязанностей и действия совершены наедине, в отсутствие личного состава. В этих случаях содеянное при наличии соответствующих признаков следует квалифицировать как общеуголовное преступление против личности. В статье 335 УК РФ нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности выражается в предъявлении при отсутствии оснований требований к потерпевшему потерпевшим выполнить те или иные распоряжения виновного, ограничивающие свободу выбора поведения, имеющие целью заставить действовать согласно воле принуждающего. Унижение чести и достоинства осуществляется в процессе тех или иных нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Если судом будет установлено, что унижение чести и достоинства не связано с предъявлением к потерпевшему тех или иных требований и имеет целью только унизить честь и достоинство потерпевшего, содеянное подлежит квалификации по части 1 статьи 336 УК РФ как оскорбление военнослужащего. Под издевательством в данной статье понимаются различные по характеру действия виновного, причинившие потерпевшему физические и психические страдания например, требование о выполнении физических упражнений, если это не вызывалось служебной необходимостью, принуждение к выполнению тех или иных работ, которые потерпевший не обязан был выполнять. В части 1 статьи 335 УК РФ насилие заключается в том, что в процессе нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности наносятся побои, совершаются иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы связывание рук, применение наручников и др. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 335 УК РФ, являются военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, которые не состоят в отношениях подчиненности с потерпевшими, то есть не являются их начальниками или подчиненными по службе или воинскому званию. Они могут быть равными с потерпевшими по служебному положению и воинскому званию, старшими или младшими по воинскому званию. В соответствии с положениями части 1 статьи 17 УК РФ нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности в отношении двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по пункту "б" части 2 статьи 335 УК РФ при условии, что ни за одно из этих деяний виновный ранее не был осужден. Неоднократные нарушения уставных правил взаимоотношений, совершенные в отношении одного и того же лица, не могут квалифицироваться по указанной норме. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопровождающееся принудительным изъятием у потерпевших предметов, являющихся их собственностью, при наличии оснований необходимо квалифицировать по статье 335 УК РФ и соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против собственности например, статьям 161, 163 УК РФ. Если в этих случаях изымаются отдельные предметы продовольственного пайка или предметы обмундирования, выдаваемые в установленном порядке, например, военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, содеянное охватывается статьей 335 УК РФ. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, квалифицируется по статье 335 УК РФ. Вместе с тем установление в содеянном этих мотивов является основанием для их признания отягчающим наказание обстоятельством в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 63 УК РФ. Если указанные действия не только выражают ненависть в отношении конкретного потерпевшего потерпевших , но и направлены на достижение специальной цели - возбуждение ненависти или вражды в других военнослужащих о чем, например, может свидетельствовать совершение этих действий в присутствии личного состава в отношении потерпевшего потерпевших по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями , содеянное необходимо квалифицировать по статье 335 УК РФ и при наличии соответствующих признаков по статье 282 УК РФ. Преступления, предусмотренные частью 1 статей 333, 334 или 335 УК РФ, могут быть совершены только с умышленной формой вины. В тех случаях, когда указанные преступления повлекли последствия, предусмотренные пунктом "в" части 2 статей 333 или 334 УК РФ, пунктом "д" части 2 или частью 3 статьи 335 УК РФ, отношение виновного к этим последствиям может быть в форме как умысла, так и неосторожности. По смыслу статьи 27 УК РФ в случаях неосторожного отношения к указанным последствиям в целом такие преступления признаются совершенными умышленно. При квалификации преступлений по пункту "а" части 2 статей 333 или 334, пункту "в" части 2 статьи 335 УК РФ суды должны исходить из общих требований, предусмотренных статьей 35 УК РФ, в отношении признаков группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы. При квалификации указанных преступлений по признаку группы лиц или группы лиц по предварительному сговору необходимо установить, чтобы все участники группы выступали соисполнителями преступления, демонстрируя общность намерений участников и согласованность их действий в момент совершения преступления. В пункте "б" части 2 статей 333 или 334, пункте "г" части 2 статьи 335 УК РФ под оружием понимается штатное оружие например, автомат, пистолет, винтовка, кортик , а также иное огнестрельное или холодное оружие как заводского производства охотничье ружье, финский нож и т. Использование при совершении указанных преступлений всякого рода предметов хозяйственного или иного назначения например, перочинный нож, топор, палка и т. Применение оружия заключается в его использовании для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, телесных повреждений, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись реальные основания ее опасаться. При этом физическое воздействие на потерпевшего с помощью оружия представляет собой умышленные действия, направленные на использование его поражающих свойств, обусловленных конструкцией и основным предназначением. В связи с этим не могут рассматриваться как применение оружия случаи использования его в качестве предмета для нанесения ударов например, нанесение ударов потерпевшему рукояткой штык-ножа или пистолета, прикладом автомата. Применение оружия при совершении указанных преступлений независимо от того, причинен вред здоровью потерпевшего или нет, всегда влечет ответственность по указанным нормам. По части 1 статей 333, 334 и 335 УК РФ квалифицируется применение насилия, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Умышленное или по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью необходимо квалифицировать по пункту "в" части 2 статей 333 или 334, пункту "д" части 2 статьи 335 УК РФ. При этом дополнительной квалификации по статьям главы 16 УК РФ не требуется. По смыслу закона в пункте "в" части 2 статей 333 или 334 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью охватывает тяжкий вред здоровью по неосторожности и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без квалифицирующих признаков. При наличии в этих случаях признаков, перечисленных в частях 2, 3 и 4 статьи 111 УК РФ, содеянное необходимо квалифицировать по совокупности указанных преступлений. Тяжкими последствиями в пункте "в" части 2 статей 333 или 334, части 3 статьи 335 УК РФ являются, в частности, срыв выполнения боевого задания, причинение по неосторожности смерти потерпевшему, самоубийство потерпевшего либо покушение на него, самовольное оставление части или места службы потерпевшими вследствие допущенных в отношении их нарушений порядка уставных взаимоотношений между военнослужащими. В части 3 статьи 335 УК РФ тяжким последствием также является умышленное или неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью. При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при наличии в этих случаях признаков, перечисленных в частях 3 и 4 статьи 111 УК РФ, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 335 и указанными частями статьи 111 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности дополнительной квалификации по статье 118 УК РФ не требует. Причинение смерти по неосторожности полностью охватывается пунктом "в" части 2 статей 333 или 334 и частью 3 статьи 335 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статье 109 УК РФ. Самоубийство потерпевшего либо покушение на него дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни и здоровья не требует, за исключением наличия в содеянном признаков, предусмотренных частью 2 статьи 110 УК РФ. В этих случаях необходима дополнительная квалификация по указанной норме. В статье 336 УК РФ оскорбление военнослужащего представляет собой унижение чести и достоинства, затрагивающее его личностные и или профессиональные служебные качества, совершенное во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы и выраженное в неприличной или иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего. По способу совершения оскорбление может быть устным, письменным либо в виде различных действий, унижающих честь и достоинство срывание погон, других знаков различия и т. В тех случаях, когда оскорбление нанесено в связи с личными взаимоотношениями между военнослужащими, при этом оно не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы и в момент оскорбления ни потерпевший, ни виновный не находились при исполнении этих обязанностей, оно не может быть квалифицировано по статье 336 УК РФ. Преступления против порядка пребывания на военной службе 38. Обратить внимание судов, что ответственность по статьям 337, 338 и 339 УК РФ наступает за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы, совершенное лишь указанными в диспозициях этих статей способами самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу, симуляция болезни, причинение себе какого-либо повреждения членовредительство , подлог документов или иной обман. В частности, военнослужащие, отказывающиеся от исполнения обязанностей военной службы по различным мотивам, но при этом не нарушающие порядок пребывания на военной службе, не подлежат ответственности по указанным статьям. Под оставлением части или места службы применительно к статье 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения. В случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы. Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, с нарушением установленного порядка оставления расположения части или места службы например, нарушение порядка убытия в отпуск или командировку, увольнения из расположения части. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без полученного в установленном порядке от уполномоченного командира начальника разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом распоряжением командира начальника времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по статье 337 УК РФ необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок, предусмотренный указанной нормой. Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации на службу в срок, установленный в соответствующих документах например, в увольнительной записке, отпускном билете. Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом распоряжением командира начальника , в том числе и в случае проживания таких военнослужащих в общежитиях или жилых домах, находящихся на территории воинской части, в которых они проходят военную службу. Отсутствие уважительных причин является необходимым условием уголовной ответственности за неявку в срок на военную службу. К уважительным причинам в этих случаях при условии их подтверждения в судебном заседании следует относить такие обстоятельства, которые не зависят от воли военнослужащего и объективно препятствуют ему явиться в срок на службу например, заболевание или увечье военнослужащего, связанные с утратой трудоспособности, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы. В случае установления по делу уважительности причины неявки в срок на военную службу в деянии отсутствует состав преступления. Под продолжительностью самовольного оставления части места службы или неявки в срок на службу, указанной в статье 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части места службы , исчисляемое с момента самовольного оставления части места службы либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица например, добровольная явка в часть к месту службы или в органы военного управления, правоохранительные органы, задержание. При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части места службы исчисляется сутками и месяцами. Судам следует иметь в виду, что в случае самовольного оставления части места службы или неявки в срок на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток части 1, 2 и 2. Если самовольное оставление части места службы или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по части 3 или 3. При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней например, с 15 февраля по 14 марта включительно. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части места службы или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания. В частях 4 и 5 статьи 337 УК РФ установлена ответственность за самовольное отсутствие продолжительностью свыше одного календарного месяца например, с 15 мая по 15 июня включительно. Совершение одним военнослужащим нескольких уклонений от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части места службы или неявки в срок на службу, когда продолжительность одного из них составляла свыше двух суток, но не более десяти, другого - свыше десяти суток, но не более месяца, третьего - свыше месяца, следует квалифицировать по совокупности преступлений, например, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 337 УК РФ. С учетом непрерывного характера прохождения военной службы по контракту периоды между временем убытия со службы и прибытия на нее установленные регламентом служебного времени , выходные и праздничные дни должны включаться в общую продолжительность незаконного пребывания военнослужащих вне части места службы и учитываться при квалификации преступления. При квалификации содеянного по частям 2. Например, при квалификации по части 5 статьи 337 УК РФ продолжительность самовольного оставления части места службы или неявки в срок на службу в период мобилизации должна быть свыше одного месяца. В тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части места службы военнослужащий временно появляется в расположении части в месте службы без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению, либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. В случае если в период незаконного пребывания военнослужащего вне части места службы соответствующий командир начальник издает приказ об исключении такого лица из списков личного состава воинской части в целях сокрытия преступления, срок самовольного отсутствия не прерывается. Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части в месте службы в пределах сроков, установленных соответствующими частями статьи 337 УК РФ, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может быть меньше установленной в соответствующих частях указанной статьи, например, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, составлять менее двух суток. В случае когда лицо добровольно возвращается в часть к месту службы до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям статьи 337 УК РФ в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части места службы не свыше установленных в этой статье сроков, содеянное не является уголовно наказуемым, а может быть признано в установленном порядке дисциплинарным проступком.
Пленум оборот оружия
Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми | Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации. |
ВС РФ меняет судебную практику по делам об оружии - Санкт Петербург ИНФО - ещё ближе к городу | Пленум Верховного суда России разъяснил, что даже ненасильственная попытка проникнуть в жилье дает право на самооборону, говорится в постановлении пленума Верховного суда. |
Пленум по оружию и боеприпасам верховного суда - фото сборник | Пленум Верховного суда РФ 11 июня внес изменения в свое постановление «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия. |