Кондинский лесозаг, с. Нахрачи. В годы войны из Кондинского района ушло на фронт 3258 человек, не вернулось с войны – 1478. Кондинское нахрачи на конде. Нахрачи Кондинский район. Очень образно пишет о Нахрачах в своих воспоминаниях Андрей Давыдов, работавший в Конде с 1926 по 1929 годы секретарем райкома партии, затем председателем райисполкома.
Кондинское
Очень образно пишет о Нахрачах в своих воспоминаниях Андрей Давыдов, работавший в Конде с 1926 по 1929 годы секретарем райкома партии, затем председателем райисполкома. Смотрите кондинское нахрачи на конде в хорошем качестве, обсуждайте и делитесь с друзьями. Смотрите кондинское нахрачи на конде в хорошем качестве, обсуждайте и делитесь с друзьями. Подслушано в пгт Кондинское Нахрачи наш любимый поселок. В 1995 году административный центр Кондинского района перенесли из поселка Кондинское в поселок Междуреченский.
Архив Югры
Весьма ценными документами являются годовые отчеты колхозов района за военные годы. Перед нами сведения из архивного документа "Годовой отчет колхоза им. Молотова д. Запор за 1942 год": «В д. Запор количество дворов — 28, населения — 85 человек.
Всего колхозников — 48 чел. Этот документ показывает нам, что трудились в колхозах в те годы в основном женщины, подростки, на хрупкие плечи которых навалился непосильный труд. Из данного документа следует, что члены этого колхоза сеяли озимую пшеницу, рожь, овес, выращивали лен, картофель, турнепс. Техники не имели.
В годовом отчете о наличии в колхозе скота отмечено: «Коров — 77, свиней — 10, овцы — 11, лошадей — 19». Зимой многих колхозников отправляли на работу в леспромхоз. Во время дальнейшего изучения документа невозможно представить, как можно было справиться небольшой группе людей, в основном женщинам и подросткам, с таким большим объемом работы, который указан в отчете. В годы войны в Кондинском районе огромная роль уделялась рыбодобыче, так как район занимает одно из первых мест по округу по числу озер, рек.
В 1942 году в районе открывается Нахрачинская моторно-рыболовецкая станция, которая осуществляла руководство колхозами по рыбодобыче, занималась изготовлением орудий лова и снабжением колхозов неводами, сетями, фитилями, режевками и другими орудиями лова. В архивных документах районного сельхозотдела хранится "Фронтовое задание исполнительного комитета депутатов трудящихся и райкома ВКП б ", которое устанавливает фронтовое задание колхозам по ловле и сдаче рыбы государству на 1943 год - 36 200 центнеров. На оборотной стороне фронтового задания имеется запись: "Рыбак! Ты находишься на важнейшем участке обороны.
Ты снабжаешь Красную Армию продовольствием. Каждый лишний килограмм выловленной рыбы — это новый удар по фашистским захватчикам". Жители района самоотверженно трудились, устраивали соцсоревнования по рыбодобыче между бригадами, колхозами. В "Списке лучших рыбаков на 1943 год" - 14 фамилий инициалы указаны не у всех Вот некоторые из них: Спасенников, Копьев Ф.
Чалкин, С. Шивторов, Гришкин, М. Тайлаков, Ельпин, А. Нертымов, Т.
Антисумова, Сем. Им в свою очередь было поручено создать "тройки" при колхозах. Также были проведены организационные мероприятия по расстановке партийно-комсомольских сил и агитационной работы: создано 5 партийно-комсомольских групп в деревнях Чеснок, Кучук, Запор, Пашня, Леушинка ; создана 21 комсомольская группа; выделены агитаторы в рыболовецкие бригады, из них 31 учитель, остальные избачи, медики.
Село Нахрачи - довольно важный пункт на Конде, здесь есть священник, псаломщик, писарь и даже фельдшер, единственный по всей округе. Кроме того, в Нахрачах живут русские купцы, снабжающие хлебом и другими товарами всех вогулов, - братья Поповы. Пользуясь «темнотой» инородцев, эти два кровопийца буквально высасывают все соки из населения, назначая за продаваемый и покупаемый товар цену, какую им вздумается. При этом торг ведется не за деньги, а за товары. В нашу бытность оленью шкуру можно было купить за фунт махорки».
В конце XIX века местные жители говорили, что в Нахрачах все еще находится одно из главных вогульских божеств. Громадная деревянная статуя с оловянными глазами. Говорят, она осталась с того времени, когда вогулы еще не были крещены. Статуя закопана глубоко под землей, и место это хранится в строгой тайне. Возможно, это и есть Сатыженский шайтан - Урман хум. В конце XIX века главным жрецом этого божества был вогул по имени Захар. Ежегодно с двумя помощниками он спускался по Конде для сбора жертв этому шайтану. Вогулы верят, что нахрачинский шайтан любит больше всего белых животных: оленей, барашков.
Но самая любимая жертва - это белая лошадь. Поэтому белая, сивая лошадь на Конде - большая редкость и цениться в несколько раз дороже любой другой. Инфантьев вспоминал об одном вагуле, имевшем сивую кобылу. Заболев, он пообещал лошадь в жертву шаману. Но когда поправился, расставаться с животным не захотел и в течение нескольких лет скрывался от сборщиков жертвоприношений, повторяя: «Когда состарится лошадь, я ее отдам шайтану, ведь ему все равно молодая она или старая». По свидетельству Серафима Патканова, в начале нынешнего столетия в Нахрачинских юртах шаманы-хранители главных святынь происходили из семей Пакиных и Айшеняковых Иженяковых , выдающих себя за потомков прежних здешних князей. В 1919 году село Нахрачи являлось центром управления Кондинской волостью. По ненаписанному закону незримая черта разделяло село на две половины - «остяцкий конец» и «русский конец».
В 17 домах северной части жили манси - Пакины и Иженяковы, в 18 домах южной части - русские - Поповы и Пуртовы.
Село Нахрачи Кондинского района. Кондинский район Леуши средняя школа. Деревня Нахрачи. Кондинское Нахрачи на Конде Одноклассники школа. Санниковы Кондинское Нахрачи. Кондинское Нахрачи на Конде Одноклассники. Кондинский ДК. Кондинское старые фото. Нахрачи Кондинское.
Кондинск село. Архив пгт Нахрачи Кондинск 1970,80 годы строители фото людей. Дома у жителей Кондинска фото. Кондинский район село Нахрачи. Архив Кондинского района. Музыкальной школы г. Школьные музеи Кондинский район. Нахрачи на Конде. Музей Цехнова Междуреченский район. Кондинский музей.
Музеи Кондинского района. Музей в Кондинское. Кондинская средняя школа Кондинское. Школы Кондинского района Тюменской области. Кондинск деревня. Кондинская Церковь.
История Точно сказать когда возникли вогульские юрты Нахрачиевы — невозможно, но очевидно, люди здесь жили издревле. В пользу этого говорит тот факт, что в радиусе 15 км от п. Селение Нахрачи на реке Конда издавна считалось языческой Меккой — здесь были резиденция верховного остяцкого жреца, древние мольбища, шайтаны.
Главного нахрачинского идола вогулы и остяки почитали за великое божество. А начальником, державцем и служителем этого идола был шаман-князь Нахрач Евплаев. Главного Нахрачинского идола высоко ценили не только кондинские остяки и вогулы, но и «обские и прочих протоков майтанщики». Святой Филофей, крестивший вогулов и остяков в 1714 году, уничтожил это святилище. Но некоторые уверяют, что вогулы спрятали собственного идола в дальних лесах и предъявили святому просветителю подделку. Одно из первых упоминаний о Нахрачах относится к 1715 году. Позже в письменных источниках этот населённый пункт упоминается достаточно часто в связи со святыми местами.
Кондинское на конде
Елена Борковских, 57 лет, пгт. Кондинское (Кондинский район) - (85) друзей профиль в одноклассниках | Кондинское нахрачи на конде. Нахрачи Кондинский район. |
Кондинское. 3 часть (финал). Рыбалка у нефтебазы. Озеро Куртово. История Нахрачи. Влог. | В 1961 году село Нахрачи, центр Кондинского района, было переименовано в село Кондинское. |
Кондинский Район: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | 86.ру - новости ХМАО — Югры | Фото из группы ОК «Кондинское (Нахрачи) на Конде.«70ые, на субботнике Ведров. |
Кондинский район отмечает 100-летие - Региональный информационный центр | Селение Нахрачи на реке Конде издавна считалось языческой Меккой. |
Что это значит и как прилинковать домен?
- Смотрите также
- Смотрите также
- Наш любимый поселок кондинское нахрачи
- Конда встречает столетие - Газета «Знамя»
- Наш любимый посёлок Кондинское (Нахрачи)
- Кондинский район | Историческая справка городского поселения Кондинское
Погода в Кондинском
В 1960 году на его базе образовался Кондинский лесопромышленный комбинат, в составе которого было 13 лесозаготовительных участков. Тогда же, в 1930-х, в районе начали активно строиться клубы и библиотеки. Осуществляется радиофикация населённых пунктов. Рост экономики вызвал социальные и культурные изменения, позволил перестроить образ и быт национального населения. В годы Великой Отечественной войны из нашего района ушли на фронт 3 тыс.
С 1996 года она проделала колоссальную работу по систематизации, описанию и переводу рукописей Карцевского, так как весь его архив в Москве был на французском языке. В 2010 году, когда я с помощью сотрудников московского Института русского языка вышла на Фужерон, в своем письме из Парижа от 23. После выхода книг Карцевского, статей и докладов о нем, эта работа стала пройденным этапом, и ее заслонили другие темы и другие поиски. И совсем недавно я вспоминала о разных трудностях, которые были связаны с этой работой, и удивилась, как все это отошло в прошлое. И вдруг Ваше письмо! Вот уж действительно, Карцевский не хочет меня покидать!
Года три назад обнаружилась вторая часть архива Карцевского — уже на русском языке. Среди прочих ценнейших архивных находок была рукопись «Среди вогул». Как мечтал найти эту рукопись и сделать ее достоянием населения всего нашего округа известнейший краевед югорского края Валерий Белобородов! И вот свершилось. Теперь это экономико-этнографическое исследование, написанное совсем не протокольным языком, а человеком, проникнувшимся большим сочувствием к местному вогульскому населению, — в книге «Из прошлого, из далекого». Здесь же впервые опубликована рукопись неизвестной повести Карцевского «Село Туман». На самом деле это про село Нахрачи сейчас п. Кондинское и о его обитателях. Первая глава так и называется — «Первые дни в доме Поповых», где все совершенно документально, вплоть до имен.
Часть населения ходит в костюме Адама. Муки не запасли. Соли нет, рыбу сушат. В школах учителя старого закала, да и то только три человека, а в будущем необходимо 8 учителей и необходимы учебники. Очень плохо обстоит дело со здравоохранением, 2 фельдшера во всем районе. Медикаментов недостаточно. Заболеваний очень много. Тиф и особенно малярия замучила народ…» источник: Н. Архивная выписка из паспорта Кондинского района на 1931 год: «…Количество всего населения в районе 5. В те годы основными занятиями коренного населения были - рыболовный промысел, охота на пушного и дикого зверя, сбор ягод и орехов. Продукция потреблялась самим населением. Лишь ценная пушнина была предметом вывоза на внутренний рынок страны, давая населению промышленные товары. Индивидуальное хозяйство национальной семьи обычно состояло из одной лошади да коровы, причем подавляющее количество бедняцких хозяйств не имело и этого. Небольшие земельные участки под посевы картофеля были наделами лишь немногих хозяйств. Общая посевная площадь в районе исчислялась в несколько десятков гектаров. В конце 20-х — начале 30-х годов на правом берегу большого озера Туман в Кондинском районе возникло шесть спецпоселений: Лиственничный, Мало-Новый, Ягодный, Сумпанинский, Совлинский, Дальний. Начало спецпереселенчеству положили «Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», утвержденные Политбюро ЦК ВКП б 30 января 1930 года. Они предусматривали высылку в отдаленные местности страны зажиточных крестьян, которых не принимали в создаваемые тогда колхозы. Условия жизни и труда спецпереселенцев на Севере оказались невыносимо тяжелыми. Об этом говорилось в докладной записке коменданта окружного отдела ОГПУ: «За отсутствием надлежащего питания, медицинского контроля и обслуживания большая часть спецпереселенцев , потерявшая трудоспособность, не могла обеспечить выполнение плана лесозаготовок , вследствие чего леспромхоз дал распоряжение о привлечении на лесозаготовки всех без исключения спецпереселенцев без различия пола и возраста, установив нормы выработки даже для детей 12-летнего возраста и стариков… По этой причине спецпереселенцы, дабы выполнить норму выработки, оставались для работы в лесу целыми сутками, где зачастую замерзали, обмораживались, подвергались массовым заболеваниям". Из воспоминаний Русиновой Ирины Степановны, работавшей подростком в сельхозартели «3 пятилетка» в п.
Нахрачи Кондинский район. Село Нахрачи Кондинского района. Кондинский район Леуши средняя школа. Деревня Нахрачи. Кондинское Нахрачи на Конде Одноклассники школа. Санниковы Кондинское Нахрачи. Кондинское Нахрачи на Конде Одноклассники. Кондинский ДК. Кондинское старые фото. Нахрачи Кондинское. Кондинск село. Архив пгт Нахрачи Кондинск 1970,80 годы строители фото людей. Дома у жителей Кондинска фото. Кондинский район село Нахрачи. Архив Кондинского района. Музыкальной школы г. Школьные музеи Кондинский район. Нахрачи на Конде. Музей Цехнова Междуреченский район. Кондинский музей. Музеи Кондинского района. Музей в Кондинское. Кондинская средняя школа Кондинское. Школы Кондинского района Тюменской области. Кондинск деревня.
Кондинское. 3 часть (финал). Рыбалка у нефтебазы. Озеро Куртово. История Нахрачи. Влог.
В школах учителя старого закала, да и то только три человека, а в будущем необходимо 8 учителей и необходимы учебники. Очень плохо обстоит дело со здравоохранением, 2 фельдшера во всем районе. Медикаментов недостаточно. Заболеваний очень много. Тиф и особенно малярия замучила народ…» источник: Н.
Архивная выписка из паспорта Кондинского района на 1931 год: «…Количество всего населения в районе 5. В те годы основными занятиями коренного населения были - рыболовный промысел, охота на пушного и дикого зверя, сбор ягод и орехов. Продукция потреблялась самим населением. Лишь ценная пушнина была предметом вывоза на внутренний рынок страны, давая населению промышленные товары.
Индивидуальное хозяйство национальной семьи обычно состояло из одной лошади да коровы, причем подавляющее количество бедняцких хозяйств не имело и этого. Небольшие земельные участки под посевы картофеля были наделами лишь немногих хозяйств. Общая посевная площадь в районе исчислялась в несколько десятков гектаров. В конце 20-х — начале 30-х годов на правом берегу большого озера Туман в Кондинском районе возникло шесть спецпоселений: Лиственничный, Мало-Новый, Ягодный, Сумпанинский, Совлинский, Дальний.
Начало спецпереселенчеству положили «Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», утвержденные Политбюро ЦК ВКП б 30 января 1930 года. Они предусматривали высылку в отдаленные местности страны зажиточных крестьян, которых не принимали в создаваемые тогда колхозы. Условия жизни и труда спецпереселенцев на Севере оказались невыносимо тяжелыми. Об этом говорилось в докладной записке коменданта окружного отдела ОГПУ: «За отсутствием надлежащего питания, медицинского контроля и обслуживания большая часть спецпереселенцев , потерявшая трудоспособность, не могла обеспечить выполнение плана лесозаготовок , вследствие чего леспромхоз дал распоряжение о привлечении на лесозаготовки всех без исключения спецпереселенцев без различия пола и возраста, установив нормы выработки даже для детей 12-летнего возраста и стариков… По этой причине спецпереселенцы, дабы выполнить норму выработки, оставались для работы в лесу целыми сутками, где зачастую замерзали, обмораживались, подвергались массовым заболеваниям".
Из воспоминаний Русиновой Ирины Степановны, работавшей подростком в сельхозартели «3 пятилетка» в п. Совлинском: «…Река застыла, отправляли на озеро. Долбили лед, делали лунки, озьмы… Жили в охотничьих избушках, спали покатом на нарах. Конечно кормили вшей… посушить и постирать негде было…».
Чалкин, С. Шивторов, Гришкин, М. Тайлаков, Ельпин, А. Нертымов, Т. Антисумова, Сем. Им в свою очередь было поручено создать "тройки" при колхозах. Также были проведены организационные мероприятия по расстановке партийно-комсомольских сил и агитационной работы: создано 5 партийно-комсомольских групп в деревнях Чеснок, Кучук, Запор, Пашня, Леушинка ; создана 21 комсомольская группа; выделены агитаторы в рыболовецкие бригады, из них 31 учитель, остальные избачи, медики. В годы войны широкий размах в районе приняла агитационная работа. Живым словом и личным примером в труде агитаторы поднимали все население района на трудовые подвиги. Учителя, врачи проводили среди населения и просветительскую работу.
В архивном документе районного отдела по здравоохранению «План амбулаторной деятельности лечебно-профилактических учреждений района на 1942 год» указано количество запланированных лекций — 1245. Оказание всемерной помощи фронту Трудящиеся района — колхозники, работники предприятий с первых же дней войны активно участвовали во всенародном движении по оказанию всемерной помощи фронту, созданию фондов обороны, помощи семьям фронтовиков. С большой активностью в эти годы шла подписка на военные займы. Например, в 1943 году колхоз «Красная поляна» п. Лиственничный выделил в фонд обороны страны зерна — 575 центнеров, молока — 4 295 л. В архивном документе "Ведомости учета вещей и материалов, поступивших от населения Кондинского района для Красной Армии на 20 ноября 1941 г. За все годы войны от трудящихся Кондинского района поступило в фонд Красной Армии на строительство танковых колонн и эскадрилий самолетов — 570 797 рублей, от реализации денежно-вещевой лотереи 1 124 918 рублей, на строительство танка «Малютка» - 50 000 рублей. В июле 1942 года привезли на Конду эвакуированных из Ленинграда детей, два детских дома. Открыли детдома в поселках Лиственничном и Ягодном. Председатель колхоза и жители поселка Лиственничный делали все, чтобы помочь детям.
Отдали помещения клуба и правления колхоза под детский дом. Истощённые, измученные, осиротевшие ребятишки были приняты жителями посёлка как родные. Всё лучшее — молоко, мясо, яйца, — в детский дом. Даже через 40 лет в 1985 году уже ставшие взрослыми бывшие детдомовцы из Ленинграда по Всесоюзному радио присылали благодарность председателю колхоза Павлу Михайловичу Черепанову за заботу о них. Ленинградские дети-блокадники. Архивный отдел администрации Кондинского района. Фонд 109. Опись 2.
На фронте с марта 1943 года стал командиром взвода 73-й разведывательной роты. В ночь на 17 апреля 1945 года преодолел с бойцами реку Одер, выбил противника из первой траншеи у населенного пункта Нойглицен и дал возможность переправиться другим подразделениям. Удерживая позицию, отразил 8 контратак. С 1946 по 1954 годы работал в органах МВД. Работал на Урале, в Заполярье. Умер 11 мая 1995 года в возрасте 80 лет, похоронен в Тюмени. Поэт Андрей Семенович Тарханов родился в д. Аманья Кондинского района 13 октября 1936 года, в семье охотника манси. Учился в Ленинградском пединституте им. Член Союза журналистов 1961 и Союза писателей России 1980. В издательствах Москвы, Екатеринбурга, Тюмени вышло в свет 18 поэтических сборников А. Пишет на русском языке. Стихи переводились на английский, болгарский, венгерский, киргизский, украинский, финский, чешский языки. Тарханов возглавлял Угро-Ямальскую межокружную писательскую организацию. Сейчас он вице-президент международной Ассоциации финно-угорских писателей. Самодеятельный художник Дмитрий Михайлович Змановский проживает в пгт. Кондинское более 40 лет. Его картины — это летопись природы Югорского края в пейзажах. Работы Дмитрия Михайловича постоянно выставляются на районных, окружных и областных, российских выставках. Кондинский краеведческий музей насчитывает около 10 тысяч единиц хранения из коллекции живописи и графики Д. Имя самодеятельного композитора заслуженного деятеля культуры Югры Александра Васильевича Красова известно не только в районе, но и за его пределами. Он не только автор музыкальных произведений разного жанра, но и создатель творческих коллективов: джазового оркестра «Юность», оркестра русских народных инструментов, руководитель хора ветеранов. На ХI Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Роза ветров» осень 2005г. Народная мансийская сказительница, произведения которой переведены на ряд европейских языков, Конькова Анна Митрофановна родилась 26. Евра Кондинского района. Она член Союза писателей России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Автор первого мансийского романа. В современной жизни Югры, А. Конькова стала символом преемственности духовной истории. Её творческая деятельность отмечена государственными наградами. Более 30 лет А. Конькова работала в школах Березовского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов, около 20 лет посвятила дошкольной воспитательной работе в Ханты-Мансийске. Картина Александра Игнатьевна. Родилась в 1926 г. Окончила факультет народов Севера Ленинградского университета. Затем училась в аспирантуре и одновременно преподавала студентам мансийский язык. В 1955 г. После расформирования факультета народов Севера Ленинградского университета переехала в Йошкар-Олу, работала в республиканских газетах. Опубликовала статьи по вопросам словообразования и лексики мансийского языка в Трудах Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и сборнике "Просвещение на Крайнем Севере" 1958. С начала 70-х гг. Пишет стихи, сказки, статьи. В коллективном сборнике "На земле марийской" напечатаны ее переводы стихов марийского поэта Ивана Горного Иошкар-Ола,1967. Свои литературные работы и автобиографию передала в Кондинский краеведческий музей. Кузакова Евдокия Александровна родилась в 1921 году в мансийской деревне Евра Кондинского района, которой сегодня нет уже на карте, а вместо домов - кустарник и молодой лес. Но память о деревне жива, и, прежде всего потому, что это - родина зачинателя мансийской литературы Пантейлемона Чейметова, мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой и Евдокии Александровны Кузаковой, имя которой хорошо известно среди специалистов, она кандидат филологических наук. Родилась Евдокия Александровна в семье охотника-рыбака манси из древнего рода Чейметовых. По ее воспоминаниям, семья была большая: за стол, бывало, садились 10-11 человек. Евдокия Александровна составила генеалогическое древо своего рода, где представлено 700 человек в семи поколениях, 153 из которых носят фамилию Чейметовы.
Одноклассники Кондинское Нахрачи на Конде наш любимый поселок. Кондинское Нахрачи на Конде Одноклассники школа. Музыкальной школы г. Остяко Вогульск. Остяко-Вогульск РФ. Леспромхоз Кондинский район. Остяко Вогульск фотографии. Выпуск 1968 село Болчары. Село Болчары Югра усов. Село Болчары Югра фотографии учеников. Архив посёлка Кондинское. Остяко-Вогульский национальный округ. Кондинская районная больница. Ирбейскийский район больница. Нижний Ингаш больница поликлиника. Фотографии кондункета. П Леуши Кондинский район школа. История Кондинского района. Ок Кондинское Нахрачи. Город Сосновый Бор Ленинградская область. Весенний Сосновый лес. Поселок Кондинское. Наш улов. Кондинский ДК. Половинкинская школа.
Наш любимый поселок кондинское нахрачи
Смотрите данные по уровням воды с гидропоста на реке Конда у с. Кондинские(Нахрачи) на сегодня. Первый медицинский пункт в с. Нахрачи (так раньше назывался поселок Кондинский) появился где-то в начале XX века, точная дата его открытия неизвестна. В поселке Кондинское 35-летний пьяный мужчина случайно выстрелил в своего полуторагодовалого сына во время конфликта со своей женой, матерью ребенка. Кондинский район | Новости Кондинского района.
Депутат Владимир Нефедьев побывал в Кондинском районе
#9мая 20 апреля в Доме культуры гп Кондинское состоялся очень важный и знаковый конкурс чтецов "Мы помним", посвященный предстоящей дате 79-летия Победы в Великой Отечественной Войне. На самом деле это про село Нахрачи (сейчас п. Кондинское) и о его обитателях. Смотрите кондинское нахрачи на конде в хорошем качестве, обсуждайте и делитесь с друзьями.
Наш любимый посёлок Кондинское (Нахрачи)
Архив пгт Нахрачи Кондинск 1970,80 годы строители фото людей. Дома у жителей Кондинска фото. Кондинский район село Нахрачи. Архив Кондинского района. Музыкальной школы г. Школьные музеи Кондинский район. Нахрачи на Конде. Музей Цехнова Междуреченский район.
Кондинский музей. Музеи Кондинского района. Музей в Кондинское. Кондинская средняя школа Кондинское. Школы Кондинского района Тюменской области. Кондинск деревня. Кондинская Церковь.
Кондинское Нахрачи на Конде. Выпуск 1968 село Болчары. Село Болчары Югра усов. Село Болчары Югра фотографии учеников. Половинкинская школа. Кондинскому району.. Поселок Нахрачи история.
Покажи Кондинский на реке Конда. Старинный поселок Кондинское Нахрачи фото. Сгонниковская неполная средняя школа.
Нахрачи Кондинское. Ок Кондинское Нахрачи.
Кондинская СОШ Кондинский район. Школа Куминский Кондинский район. Фотографии кондункета. Село Леуши. Кондинский район Леуши средняя школа.
Кондинск село. Одноклассники Кондинское Нахрачи на Конде наш любимый поселок. Кондинский район село Нахрачи. Старинный поселок Кондинское Нахрачи фото. Поселок Нахрачи история.
Голозадое детство. Панталонное детство. Уютное детство на старых фото. Безтрусовое детство. Кондинская Церковь.
Кондинскому району.. Остяко Вогульск. Остяко-Вогульск РФ. Леспромхоз Кондинский район. Остяко Вогульск фотографии.
Кондинский музей. Музеи Кондинского района. Музей в Кондинское.
В 1891 году село Нахрачи было важным пунктом на Конде, имело до 20 дворов, был священник, псаломщик, писарь и даже фельдшер — единственный на всей округе реки Конды, а душ в нахрачинской волости было всего 656 обоего пола, проживало до 100 человек русских.
В 1919 году село Нахрачи являлось центром управления Кондинской волостью. По ненаписанному закону незримая черта разделяло село на две половины — «остяцкий конец» и «русский конец». В 17 домах северной части жили манси — Пакины и Иженяковы, в 18 домах южной части — русские — Поповы и Пуртовы. Была церковь, построенная в 1825 году взамен старой, обваливающейся под яр.
Церковь стояла на задах жилых домов, вдали от берега, в лесу, образуя небольшую площадь. С двух сторон — севера и востока, стояли дома церковного притча, две волости — Старая и Новая, школа, фельдшерский пункт. С севера, востока и юга село окружал дремучий сосновый лес. Медведь, волк и олень в селе были частыми гостями.
А такую дичь как глухарь, косач и тетерев, кондинцы били из ружей прямо с крыльца или отойдя от дома на несколько десятков шагов.
Кондинский ДК. Половинкинская школа. Усть-Ламенка Голышмановский район. Заводоуковск Бердюжье. Тюменская обл.
Тюменская обл Бердюжье недвижимость. Кондинский музей. Музеи Кондинского района. Музей в Кондинское. Старинный поселок Кондинское Нахрачи фото. Первая Экспедиция по реке Аган.
Река Конда 1890. Кондинский Свято-Троицкий монастырь. Конда команда ровнясь. Кондинское девушки. Кондинскому району.. Голозадое детство.
Панталонное детство. Уютное детство на старых фото. Безтрусовое детство. Кондинская школа ГП Кондинское. Река Конда Заря 263. Теплоход Заря 263.
Заря 263 Междуреченский. Теплоход Заря 263 Кондинское.
Наш любимый поселок кондинское нахрачи на конде
С самого начала в состав района вошло семь сельсоветов: Болчаровский, Карымский, Красноярский, Леушинский, Нахрачинский, Сатыгинский, Шаимский, которые объединили 99 населенных пунктов с общим числом жителей 4,5 тысячи человек. Постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 года район был включен в состав только что образованного Остяко-Вогульского национального округа — так тогда называлась наша молодая Югра. Район рос, развивался, и со временем из общей кондинской колыбели выросли четыре современных муниципальных образования Ханты-Мансийского автономного округа. Но какими бы ни были времена, как бы ни менялась жизнь, кондинцы всегда бережно относились к своей истории и традициям. Будем ждать новых, интересных событий! Фото автора.
Селение Нахрачи на реке Конде издавна считалось языческой Меккой здесь были: резиденция верховного остяцкого жреца, древние мольбища, шайтаны всех рангов и размеров.
Главного Нахрачинского идола вогулы и остяки почитали за великое божество. А «державцем» и служителем этого идола был шаман - князь Нахрач Евплаев. Главного Нахрачинского идола высоко ценили не только кондинские остяки и вогулы, но и «обские и прочих протоков шайтанщики». Одно из первых упоминаний о Нахрачах относится к 1715 году. Читаем у Григория Новицкого: «Достигли жилища сих вогулов , называемые юртами Нахрачеевыми, по имени начальствующего здесь Нахрача Евплаева... Здесь находился высокочтимый идол, которого ценили не только Кондинские остяки.
Чтилище все, иначе же седалище, украшено сукном червленым... Святой Филофей, крестивший вогулов и остяков в 1714 году, уничтожил это святилище. Но некоторые уверяют, что вогулы спрятали собственного идола в дальних лесах и предъявили святому просветителю подделку. Этнограф Инфантьев, проезжая в 1891 году по Конде, написал: «На берегу реки Конды среди бора находится большое село Нахрачи имеющее около 20 дворов, из которых половина русские. Село Нахрачи - довольно важный пункт на Конде, здесь есть священник, псаломщик, писарь и даже фельдшер, единственный по всей округе. Кроме того, в Нахрачах живут русские купцы, снабжающие хлебом и другими товарами всех вогулов, - братья Поповы.
Пользуясь «темнотой» инородцев, эти два кровопийца буквально высасывают все соки из населения, назначая за продаваемый и покупаемый товар цену, какую им вздумается. При этом торг ведется не за деньги, а за товары. В нашу бытность оленью шкуру можно было купить за фунт махорки». В конце XIX века местные жители говорили, что в Нахрачах все еще находится одно из главных вогульских божеств. Громадная деревянная статуя с оловянными глазами. Говорят, она осталась с того времени, когда вогулы еще не были крещены.
Статуя закопана глубоко под землей, и место это хранится в строгой тайне. Возможно, это и есть Сатыженский шайтан - Урман хум. В конце XIX века главным жрецом этого божества был вогул по имени Захар.
В 1939 году заводом заготовлено ягод: клюква - 378,6 т. В 1939 г. Кондинское организуется рыбозавод, включающий в себя 47 приемных пунктов от 47 колхозов, каждый из которых имел годовой план добычи рыбы от 500 до 1000 центнеров КРА. В 1930-е годы во многих селах и деревнях района создаются колхозы, сельхозартели.
В районе было 37 животноводческих ферм: молочно-товарные, свинофермы, овцефермы, конефермы, птицефермы, зверофермы. Осуществляется радиофикация населенных пунктов. Рост экономики вызвал социальные и культурные изменения, позволил перестроить образ и быт национального населения. Важную роль в организации и развитии народного образования, медицины, культуры сыграли приехавшие в район первые специалисты. Предметом особой заботы стала организация медико-санитарной работы по охране здоровья населения. Важным направлением в работе явилось обучение грамоте коренных народов Севера. В 1931 году была разработана письменность ханты и манси, изданы первые учебники и газета на родном языке.
Создавались школы-интернаты, где воспитывались ханты и манси. Одной из первых в районе была организована такая школа-интернат в селе Карым. Архивная выписка из паспорта Кондинского района на 1931 год: «…Количество средних и начальных школ в районе 26 школ, из них туземных 12, спец. В 1943-1944 учебном году насчитывалось 85 общеобразовательных учреждений школ — 57, детских домов — 3, интернаты, детские сады КРА. В архивной выписке из паспорта Кондинского района на 1931 год имеются следующие сведения: «…Количество больниц — 1, фельдшерских пунктов 3, … количество врачей в районе — 5 человек» Государственный архив общественных политических объединений Тюменской области Ф. В 1939 году в районе 3 больницы, 7 фельдшерских пунктов, 3 фельдшерско-акушерских пункта, 2 здравпункта, число медперсонала выросло до 40 единиц КРА. В октябре 1926 г.
Кондинское была открыта библиотека, до этого была изба читальня при нардоме. Фонд библиотеки составлял 300 экземпляров книг. На 1931 год количество клубовв районе: русских — 1, изб-читален-русских 1 и туземных 4, красных уголков-русских 1, туземных 8.
Отдельные теплотрассы эксплуатируются с прошлого века, а трубы в них не менялись с 1968 года. В связи с этим у населения п. Кондинское возникают вопросы к системе теплотрасс, готовы ли они к началу отопительного сезона? Котлы которые устанавливались ранее в котельных не предназначены для работы на твердом топливе — угле, они производились как котлы для работы на газе. Но отдельные умельцы врезали в них топки и решили, что они будут работать на угле. Но не тут то было. Через два года эксплуатации данные котлы вышли из строя и не подлежат ремонту.
Честная Кондинская
Кондинское. Дом 54 м² на участке 10 сот. Мировалова Людмила. ское (село Нахрачи). Новости Гисметео.