экология, коммунальные отходы, утилизация, мусорная реформа Решение проблем с отходами в РФ может растянуться на десятилетия. Зачем нужна мусорная реформа, какие законы определяют суть мусорной реформы, этапы проекта, проблемы реализации реформы.
#МУСОРНАЯ РЕФОРМА — новости по теме
Заседание круглого стола на тему «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?»Официальный сайт Московская городская Дума. экология, коммунальные отходы, утилизация, мусорная реформа Решение проблем с отходами в РФ может растянуться на десятилетия. Реформа в сфере обращения с отходами началась в России три года назад, за это время введены в эксплуатацию 187 предприятий по обработке мусора. Ухудшение ситуации с утилизацией отходов в России за пять лет реализации мусорной реформы отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Названы причины проблем с мусором в городах России
Они должны контролироваться и быть прозрачными", - подчеркнула Матвиенко. При этом она обратила внимание, что несмотря на такие большие суммы, качественного улучшения в мусорной сфере не произошло: адресные программы не реализуются, мусоровозов добавилось немного - они ездят старые и разбитые, сортировка мусора не сильно выросла. У нас беда с мусорной реформой. Прошло пять лет с момента принятия закона и проведения мусорной реформы. Не только лучше не стало, а стало хуже", - констатировала председатель верхней палаты парламента. По ее словам, когда начали разбираться, почему так происходит, пришли к выводу, что ответственные на местах не могут организовать работу, нет одного хозяина.
Выглядит логичным, что две страны, углубляющие сотрудничество во всех отраслях взаимоотношений, могли бы обмениваться опытом в том числе в реформировании мусорной сферы.
Такой обмен опытом и технологиями уже происходит. В пресс-службе РЭО недавно сообщили , что белорусская сторона проявила заинтересованность к современным российским технологиям по переработке отходов. Компании из Беларуси собираются внедрять у себя некоторые российские технологические решения и уже начали готовить необходимую инфраструктуру. С другой стороны, у Беларуси также есть успехи в данной сфере, которые необходимо учитывать в российской реформе. Также в Беларуси ещё с 2012 года действует система расширенной ответственности производителя РОП , когда производитель должен финансово или технически обеспечивать будущую утилизацию товара, который он выпускает, и его упаковки. В РФ данная система только готовится к внедрению, и успешный опыт партнёров может позитивно сказаться на скорости процесса.
Младший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения деятельности Минприроды России в сфере обращения с отходами производства и потребления Московского филиала ФГБУ УралНИИ «Экология» Юлия Чупрова в разговоре с «Московскими ведомостями» подтвердила, что в настоящее время отмечается сближение правовых систем России и Беларуси в целом ряде сфер, в том числе в экологической. Ведомство, в котором работает собеседница издания, сейчас занимается гармонизацией законодательства России и Беларуси в сфере обращения с отходами. Также перед специалистами стоит задача обмена опытом и наиболее передовыми практиками, которые используют российская и белорусская стороны. Коллеги из Белорусии очень дружелюбно и конструктивно встретили делегацию, представили современные мусороперерабатывающие комплексы. В ходе визита намечены планы дальнейшего сотрудничества», — рассказала Юлия Чупрова. Она добавила, что одним из предстоящих мероприятий станет программа стажировок для молодых белорусских учёных, которую УралНИИ «Экология» запланировал на лето 2023 года.
Надеемся, что плотное сотрудничество наших ведомств и научных исследовательских институтов позволят разработать новые приемы и методы по решению актуальных проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления», — заключила Чупрова. Стоит добавить, что международное научное сотрудничество традиционно является одним из необходимых условий, способствующих более эффективному решению проблем, в данном случае в сфере обращения с отходами. Проблемы эти, очевидно, в обеих странах существуют, и совместные усилия для их разрешения выглядят крайне своевременными.
Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов. Функционал деятельности регоператоров описан в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами». Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов. По аналогии с тарифами на коммунальные услуги, платёж, как правило, образовывался по принципу «издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения.
Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Согласно новым правилам, каждому субъекту РФ необходимо будет установить единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора. Формула расчёта стоимости вывоза мусора для домовладения или квартиры определена в пункте 148. В случае принятия органом власти субъекта федерации соответствующего решения, вывоз мусора может оплачиваться по нормативу с квадратного метра общей площади. В случае перехода на раздельный сбор мусора, оплата должна производиться по фактическому объему. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов[ править править код ] Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Затем исходя из получившегося норматива определяли «расход» мусора на одну расчетную единицу в год. Что брать за такую единицу, методические рекомендации не указывают, поэтому в одних регионах устанавливают плату с прописанных или реально проживающих, а в других — с квадратного метра жилья. В некоторых регионах получилось, что норматив не соответствует реальности и люди переплачивают или, наоборот, недоплачивают.
ТСЖ одного из многоквартирных домов Хабаровска пыталось через суд оспорить тариф на обращение с ТКО, установленный администрацией на 2022 год. Последний раз объем мусора тут замеряли в 2017 году — значит, норматив накопления мог устареть.
Содержание
- Совет Федерации РФ. Мусорную реформу в России решили продолжить
- Мусорная реформа: промежуточные итоги (2022)
- 24.11.2023. «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?»
- Буцаев отметил регионы, где мусорная реформа находится в стадии стагнации
- Мусорная реформа: ожидания и реальность // Статьи НТВ
Буцаев отметил регионы, где мусорная реформа находится в стадии стагнации
один из важнейших этапов развития мусорной реформы. Мусорная реформа: все свежие новости читать на сайте «Делового квартала». Прошло пять лет с момента принятия закона и проведения мусорной реформы. Новости Оренбурга» Полезно знать» Мусорная Реформа В России 2023 Закон Новости Новые Изменения Когда Началась В Чем Суть Кого Касается.
Победа над отходами откладывается
Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора. На "Прямую линию" с Владимиром Путиным поступило немало обращений, касающихся несправедливых тарифов на вывоз мусора. Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора.
Новости и пресс-релизы
Пожаловаться На транспортировку и утилизацию бытовых отходов по стране за последний год было собрано порядка 280 миллиардов рублей — парламентариям на местах надо дать поручения региональным счетным палатам проверить, куда именно были направлены эти средства. По ее словам, с реализацией мусорной реформы в стране «лучше не стало, стало хуже» и «надо разбираться на местах, почему так происходит». Матвиенко рассказала, что сенаторы глубоко изучили вопрос, «докопались до самого дна».
По результатам сбора данных по регионам комиссией Госсовета было решено скорректировать показатели проекта, сделав его более достижимым. На данный момент цели вполне достижимы, если на них сосредоточиться.
Ведь большинство регионов уже работает над этим. Безусловно, реформа ТКО в основном связана с инфраструктурой. Поэтому идет строительство инфраструктуры в регионах с помощью мер поддержки, предоставляемых Минэкологии и РЭО, добавил Денис Буцаев.
Но в первую очередь, конечно, все полномочия по нему отданы регионам, поэтому очень многое зависит от качества работы ответственных лиц региональных властей. Естественно, и от оператора, — объяснил Алексеенко. Уже сейчас разрабатываются системные решения. После послания президента на модернизацию ЖКХ выделено 4,5 триллиона рублей и поставлен большой спектр задач, в который входят и вывоз мусора, и его переработка. Депутат считает, что в первую очередь нужно улучшить работу на местах, региональные власти должны оперативно реагировать на недобросовестную работу операторов вывоза мусора.
Если бы их строили сами регионы, они бы уже давно были построены, отметил председатель Комитета по бюджету и налогам. Потом вы их передвинули на 2024-й.
Согласно электронному бюджету, они передвинуты уже на 2025 год. А 2023 и 2024 годы — это были сроки в рамках национального проекта. И деньги были выделены. Мы понимаем также, что и в 2025 году они могут быть не построены», — предположил Макаров. Представитель министерства уточнил, что срок сдачи объектов в Подмосковье — декабрь 2024 года, в Татарстане — декабрь 2025-го, и пообещал, что они будут исполнены. Замминистра природных ресурсов и экологии, отвечающий за взаимодействие с РЭО, напоследок отметил, что на первом этапе мусорной реформы стояла задача обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и определить региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок окончания первого этапа он при этом не обозначил. В стране сейчас, по его данным, функционирует порядка 180 регоператоров.