Масленица — не христианский праздник, однако представители духовенства видят в нём возможность примирить близких людей и провести время с семьёй. Другой известный обычай праздника – сожжение чучела Масленицы, символа уходящей зимы.
Народный праздник в храме
Празднование масленицы начиналось строго в одно и то же время — с 21 марта по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Празднование масленицы начиналось строго в одно и то же время — с 21 марта по 28 марта, что было обусловлено днём весеннего равноденствия. Общеизвестно, что Масленица — это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывания живительных сил природы. Православные христиане все семь дней отмечали Масленицу. Масленица — не христианский праздник, однако представители духовенства видят в нём возможность примирить близких людей и провести время с семьёй.
Что такое Масленица и почему ее празднуют православные
Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. 11-17 марта 2024 гола отмечается Масленица, или, как это называется правильно, Сырная (мясопустная) неделя, которая предваряет начало Великого поста. Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу. Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Праздник Масленицы продолжается несколько дней, потому что это два славянских праздника.
Масленица - языческий праздник?
С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться. С другой стороны, масленица — это подготовительная неделя к Великому посту , да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?
А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений.
Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.
Игумен Петр Еремеев ректор Российского православного университета; настоятель Иоанно-Богословского храма — Патриаршего подворья в Китай-городе : — Церковное празднование масленицы имеет колоссальный миссионерский и просветительский потенциал. И если во времена дореволюционные мы действительно наблюдали, как отдельные церковные праздники в быту переплетались с порой дикими народными традициями, имевшими связь с языческим прошлым славянских племен, то сейчас об этом говорить не приходится. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия.
Масленица — это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника.
Праздник на улице — это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи. Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще.
Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным. Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.
Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные.
Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться.
Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.
Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.
Еще одна мужская забава на Масленицу — «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну. Одни - становятся защитниками крепости символизируют слуг Мары. Другие — нападающими светлые силы. Цель последних - захват крепости и Масленицу.
На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками. Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо.
Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем.
Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем.
Например, катание с ледовых гор у предков означало путем соединения с землей заставить ее плодоносить. На масленицу еще стоят морозы, а русская душа и тело уже требуют весны. Поэтому к празднику "приурочили" и проводы зимы. Это сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника — фирменный стиль масленицы. Да и обывателям даже по нынешней "аномальной" погоде провожать зиму 22 февраля как-то рановато. В последнее воскресенье перед постом по обычаю церкви принято прощать друг другу все грехи и обиды. А затем, по старинной традиции, дружно идти на кулачные бои — самую популярную забаву на Руси. Фирменное блюдо масленицы во всех ее ипостасях - блины. В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с их популярностью.
Великий пост — дело очень серьезное, важное, здесь не нужно расслабляться, но чтобы люди смогли почувствовать нашу христианскую любовь, необходимо оказывать им внимание, поддержку, сочувствие. Да, есть почти безвыходные ситуации, например, у работников культуры, которых обязывают участвовать в этих мероприятиях, но могу сказать, что лучше хранить свое сердце от всего этого суетного, наносного, неправильного. Потому что сжигание чучела — это языческий обычай, связанный с проводом ветхой зимы и встречей весны. Христианство устроено по-другому, язычество же должно уйти из нашей жизни навсегда. Как пишут святые отцы, и как часто говорит Владыка Игнатий в своих проповедях, «наш народ крещен, но не просвещен». Это и есть последствия нашего непросвещения. Нам приятнее участвовать в каких-то греховных делах, потому что грех живет внутри нас, чем совершать благие дела. Однако нужно хранить свое сердце от всего греховного, хотя мир и говорит нам: «бери от жизни все», делай рай на земле. Как сказал патриарх Сербский Павел, рай на земле мы сделать никогда не сможем, но мы обязаны не допустить того, чтобы земля превратилась в ад. Но существуют такие благочестивые традиции, например, паломничества по святым места, уместны ли они в великопостный период? Часто люди совершают паломничества, порой даже живут в каких-то отдаленных монастырях, для того, чтобы время Великого поста присовокупить каким-то духовным деланием. В монастыре это особенно удобно делать: постовые службы каждый день продолжительные, есть послушания, особое духовное окормление. Жизнь и история дает нам много примеров, когда люди ходили пешком на Афон. Это хорошо для нашего духовного укрепления, чтобы мы черпали те духовные благодатные дары, которые Господь изливает через чудотворные иконы, святые мощи или святые источники. Поэтому будет хорошо, если люди будут искать покаяния, духовного родника, который Господь рассеял по всей нашей Русской земле и за ее пределами. Поездки будут организовываться один раз в две недели. Первая поездка запланирована на 8 — 9 марта в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой епархии. Желающие могут принять в ней непосредственное участие. Людям необходимо посещать святые места, чтобы укрепляться в вере, чтобы была возможность черпать духовные силы, которые Господь подает нам через Своих угодников. А как правильно прощать в ответ?
Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно
В языческие времена восточнославянский праздник Масленица отмечали в день весеннего равноденствия, прощаясь с зимой и приветствуя весну. языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале. Первые три дня масленицы обычно называют узкой масленицей, последующие дни – широкой масленицей. Сейчас церковь вполне благожелательно относится к празднованию Масленицы, призывая только посвятить это время христианским делам и помыслам и не предаваться безудержному веселью. 17 марта 2024 года, в день Прощеного воскресенья, после Божественной литургии на территории Казанского кафедрального собора Альметьевска прошел праздник веселой Масленицы.
ИНТЕРВЬЮ О ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ
Поскольку масло было ценным продуктом на протяжении многих веков, смазанный маслом, в частности, блин, считался достойным угощением для Ярило. Считалось, что Велес может принимать образ медведя или волка. Велес покровительствовал скотоводам и сулил богатство тем, кто его почитает. Поскольку скотоводство было неотъемлемой частью сельского хозяйства на Руси, отсюда и поклонение Велесу, в том числе и на Масленицу, перед началом сельскохозяйственных работ. Жертвоприношение на Масленицу Один из признаков язычества - это жертвоприношение. Поскольку Масленица - языческий праздник, в той или иной форме жертвоприношение среди славян практиковалось.
В частности, одна из древнейших масленичных забав - медвежья потеха - представляла собой схватку между медведем и человеком и зачастую заканчивалась кровопролитием.
Славянское язычество опирается на солнечный цикл. То есть основные праздники проходят в дни солнечной активности, так Комоедица "масленница" - праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света. Христиане же "лунники" - поэтому многие их праздники с плавающими датами зависят именно от лунных циклов. Второе - названия. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица сырная седмица предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально, со времен дохристианских т.
Курска 5 мая, воскресенье - 11 мая, суббота. Светлая неделя. Пост отменяется. Великомученика Георгия Победоносца 303 г. Антипасха то есть "вместо Пасхи" , или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания их не совершали с 9 марта. Святителя Игнатия Брянчанинова 1867 г. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день - Радоница. Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Неделя жен-мироносиц. Праздник православных женщин. День святителя Николая Чудотворца ок. Никола летний. Равноапостольных Мефодия 885 г. Июнь 1 июня, суббота. Благоверного князя Димитрия Донского 1389 г. День в честь Владимирской иконы Божией Матери. Праведного Иоанна Русского, исповедника 1730 г. Икон Богородицы "Споручница грешных" и "Недремлющее око". Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Курска 14 июня, пятница. Праведного Иустина Поповича 1978 г. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших накануне Троицы, особо поминают неполучивших христианского погребения. Преподобного Кирилла Белозерского 1427 г. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова отсюда название "пятидесятница". День рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, в храм приходят с цветами - знак вечной жизни. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского 1715 г. День Святого Духа, или Духов день. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяют посты. Курска 30 июня, воскресенье. Икон Богородицы "Умягчение злых сердец" и "Нерушимая стена". Июль 1 июля, понедельник - 11 июля, четверг. Петров пост, в честь учеников Христа апостолов Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы и заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла. Владимирской иконы Божией Матери. Курска 7 июля, воскресенье. Рождество Иоанна Предтечи. Пророк был предвестием Христа отсюда имя - Предтеча , тем, кто узнал Христа и крестил Его отсюда имя - Креститель. Всех святых в земле Российской просиявших. Тихвинской иконы Божией Матери. Апостолов Петра и Павла. Преподобного Паисия Святогорца 1994 г. Преподобного Андрея Рублева, иконописца XV в. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 1422 г. Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары 1918 г. Казанской иконы Божией Матери 1579 г. Равноапостольной Ольги, великой княгини, в крещении Елены 969 г. Равноапостольного великого князя Владимира, в крещении Василия 1015 г. Август 1 августа, четверг. Пророка Илии IX в. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем. Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" 1888 г. Икона Богородицы "Всех скорбящих Радость". Курска 6 августа, вторник. Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида 1015 г. Великомученика целителя Пантелеймона 305 г.
В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе.
Патриарх Кирилл объяснил, можно ли православным есть блины на Масленицу
В православной семейной гостиной “Радонеж” прошёл праздник “Широкая масленица” | В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам. |
Масленица - языческий праздник? | Вестник Кавказа | Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. |
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами | Именно этот день можно считать главным в Масленице христианской. |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки » | Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. |
Православные христиане встречают Масленицу
А еще многим из нас знакомо словосочетание «Сырная Седмица», последняя неделя перед Великим постом, которая в церковном календаре также называется масленицей. Выходит традиционный славянский праздник и последняя неделя перед постом — одно и то же? Попробуем разобраться! Сразу оговоримся, что касается мистических обрядов и ритуалов, то в христианской Церкви, с первых мгновений ее существования, магия, колдовство, суеверия и прочая эзотерика были категорически отвержены. Поэтому все указанное не просто не имеет никакого отношения к христианству, но и категорически им порицается и осуждается. Сегодня бытует ошибочное мнение, что масленица со сжиганием чучела и народными гуляниями это «народно-христианский праздник». На самом деле то, что время празднования масленицы привязано к Сырной Седмице, ничуть не придает характеру этого праздника христианского смысла, не говоря о его значении. Масленица — праздник языческий, где основной акцент делается на начало весны, соответственно, как и в любой другой языческой культуре, на плодородие.
После участия в обряде сожжения Масленицы народ отправлялся париться в баню, чтобы смыть с себя все дурное. В Прощеное воскресенье принято прощать и просить прощения у всех, кого специально или ненароком обидели.
С этого начинается процесс духовного очищения перед Великим постом. Иногда в этот день всей семьей отправлялись на кладбище и поминали умерших родственников. Фото пресс-служба мэра и правительства Москвы Традиции и обычаи Масленицы Масленица — важный народный праздник, он знаменует переход от зимы к весне, победу над холодом. В то же время он предшествует Великому посту. За длительную историю своего существования Масленица обросла множеством различных обрядов и традиций. Благодаря им образ праздника легко узнается и сейчас. Сжигание чучела Одно из древнейших обрядовых действий на Масленицу. Чучело праздника чаще всего представляет собой женскую фигуру в яркой одежде. Костер, на котором его сжигали, символизировал солнце и должен был пробудить природу.
Перед сожжением проводили церемонию похорон Масленицы. Люди верили, что так изгоняют враждебные природе и человеку силы — холод и смерть. Страх перед этими явлениями преодолевали через шум, крики и ругательства, а радость выражали смехом и плясками, символизирующими жизнь и возрождение. Костер, на котором сжигали чучело, символизировал солнце и должен был пробудить природу. Фото Фонтанка Блины на Масленицу Блины — главное обрядовое и праздничное блюдо на масленичной неделе. Уже никто не помнит, когда именно появились блины у славян, скорее всего, это древнейшая разновидность хлеба. Позднее блины стали использовать как ритуальную пищу, символизирующую насыщение, земное и загробное благосостояние. Не случайно их до сих пор подают на поминках. Форма и цвет блина напоминают солнце, поэтому процесс выпечки наши предки отождествляли с возвращением светила после долгой зимы.
На Масленицу для поминания умерших родственников блины клали на слуховое окошко, божницу или отдавали нищим с просьбой помянуть покойных. Также существовал обычай делить один блин на всех живых и умерших членов семьи. Во время церемонии похорон Масленицы в руки чучелу помещали блин и сжигали вместе с ним, чтобы задобрить души умерших, обеспечить себе поддержку и помощь в земных делах. Блины на Масленицу едят всю неделю: на завтрак, обед и ужин, сдабривают их всем, что найдется в доме. Запивать блины можно чаем, кофе, молоком или по старинке сбитнем или квасом. Кулачные бои На масленичной неделе парни и молодые женатые мужчины участвовали в кулачных боях. Наблюдать за этой народной потехой любили не только простые люди, но даже князья и цари. Состязания проходили как в виде одиночных поединков, так и массовых, «стенка на стенку». Для проведения кулачных боев выбирали большие открытые участки: замерзшие водоемы, перекрестки, городские и сельские площади.
Драться было принято без применения какого-либо оружия, запрещалось цепляться за одежду соперника. Самые крепкие мужчины были судьями и строго следили за соблюдением главного правила боя — лежачего не бить.
В своей совокупности эти сложившиеся веками традиции и называются масленицей. Своим праздничным характером масленица похожа на встречу нового года, и это не случайно, в древности, на Руси новый год начинался весной — это время, когда всем людям хотелось что-то оставить в своем прошлом, избавиться от тех ошибок, что были совершены. В это время Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста.
Для человека, любящего храм Божий, масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия. В храмах уже в масличную среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
В Прощеное воскресенье, последнее перед Великим постом, вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая.
Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы».
Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга. Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь? Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье.
В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов. Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами. Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства.
После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т.
Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней.
В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений. Так например, наш вытегорский корреспондент Олонецкая губерния сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место чаще всего на реку , разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх. Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону.
Когда отмечают Масленицу
- Масленица — Википедия
- Когда отмечается Масленица
- Почему христиане празднуют Масленицу? - Открытая Дубна
- Новости по теме
- Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
- Какого числа Масленица в 2024 году
История праздника
- Священник о Масленице: "К православию это не имеет отношения, особенно сжигание чучела"
- Почему христиане празднуют Масленицу?
- Что такое языческая Масленица
- Масленица на Руси: история и традиции — Владивостокская централизованная библиотечная система
- Масленица — Википедия
- В народном стиле