Курс доллара ЦБ РФ за 1999 год на нашем сайте представлен в разных видах. Установленный по итогам единой торговой сессии курс — 27 рублей за доллар останется неизменным до 6 января 2000 года. ЦБ России установил максимальный на данный момент официальный курс доллара в размере 120,37 руб. В пятницу Банк России установил официальный курс доллара на 13 ноября на уровне 26,6195 руб. за единицу американской валюты. Давайте посмотрим, как менялся курс доллара к рублю за последние 100 лет и что служило причиной этим изменениям.
Курсы долларов ЦБ РФ в 1999
Курс доллара в 1999 году по месяцам. Стоимость доллара сильнее всего менялась в январе, когда колебания курса превышали 2,4 рубля, а слабее всего — в июне. Доллар США (1999) курсы обмена валют, котировки. Но стабилизировался курс все же на значении, близком к 20 — к 1 января 1999 года доллар стоил 20,65 рубля.
Курсы долларов ЦБ РФ в 1999
Однако, в целом доверия в рублю не было. Начавшиеся в Российской торговой системе в августе 1995 года торги акциями приватизированных предприятий торговались за доллары. В 1995—1998 гг. Отток капитала с emerging markets и падение цен на нефть обрушили рубль. Большинство олигархов первой волны предпочитали богатеть за счет России, а не вместе с ней. Частично доверие к российской валюте вернулось в нулевые годы, когда заметно снизилась инфляция, в страну хлынул поток западных инвестиций, уверенно выросли цены на нефть, а также добыча черного золота. Сейчас большинство российских граждан делают сбережения в рублях. Однако до сих пор многие считают свои доходы в валюте.
Однако зампред ЦБ РФ Константин Корищенко заявил, что Центробанк по-прежнему не хочет использовать укрепление курса рубля для борьбы с ускоряющейся инфляцией, передает Reuters. По мнению чиновника Центробанка, укрепление курса рубля имеет как инфляционные, так и антиинфляционные риски. Это провоцирует дальнейший приток капитала в валюте, — рассказывает Ольга Беленькая.
А это в свою очередь ведет к увеличению денежной массы в рублях, которая является одним из основных факторов инфляции». Иван Киселев Взгляд.
В итоге в прошлую пятницу он достиг рекордно высокого с начала сентября уровня - за один евро давали 1,29 долл. Однако, по мнению экспертов, для снижения курса доллара относительно рубля были и российские основания. По мнению дилера Raiffeisenbank Austria Moscow Сергея Щепилова, одним из поводов для снижения курса доллара стала нехватка ликвидности на банковском рынке. Учитывая, что на следующей неделе банкам предстоят налоговые выплаты, часть игроков избавились от долларов, обменяв их на рубли. Поскольку на оплату счетов РЕПО ушло значительное число банковских средств, как говорит аналитик ВТБ Николай Кащеев, рост банковских заимствований может привести к еще большему снижению рублевой ликвидности. Поэтому, по мнению Наталии Орловой, пятничное снижение курса доллара нельзя назвать долгосрочным трендом: «К концу года можно ожидать 27 руб.
В 2015 и 2016 году ситуация была крайне нестабильной. В начале 2016 года вследствие очередного падения цен на нефть рубль даже достигал минимумов «черного вторника», однако впоследствии укрепился на уровне 2015 и составил 60 р.
До середины лета 2017 резких падений больше отмечено не было. Последствия двухлетнего кризиса оказались очень и очень существенными: Выросла инфляция. Только за 2015 год показатель составил 12. Снизился потребительский спрос. Возникло и укрепилось недоверие к российской валюте. Страны СНГ, связанные с Россией партнерством, также ощутили негативные последствия. В частности, серьезные убытки понесли Белоруссия, Армения, Казахстан. Динамика курса рубля и доллара в период с 2018 по 2021 годы Динамика курса рубля и доллара может меняться в зависимости от многих факторов: экономическая и политическая ситуация в стране и мире, изменения в мировых рынках и т.
Однако, приведем общую информацию о динамике курса рубля и доллара на период с 2018 по 2021 годы. В начале 2018 года, курс доллара к рублю был около 57 рублей за доллар, после чего начался постепенный рост курса, который достиг своего пика в апреле 2020 года, когда курс доллара достиг почти 80 рублей за доллар. Это связано с мировым экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19, которая привела к сильному падению цен на нефть и другие ресурсы, в том числе на российский экспорт. В период с августа 2020 года по январь 2021 года курс доллара к рублю был в пределах 70-75 рублей за доллар, после чего начал снижаться и в настоящее время апрель 2023 года колеблется в районе 65-70 рублей за доллар. В целом, динамика курса рубля и доллара за период с 2018 по 2021 годы характеризуется умеренным ростом и падением, с периодами более сильного колебания в связи с мировыми событиями и изменениями на мировых рынках. Курс доллара в 90-х.
Подвели Азия, нефть и жизнь не по средствам
- Хроники пикирующего рубля
- Архив курса доллара ЦБ РФ за 1999 год
- Курс доллара ЦБ РФ за 1999 год
- Главные новости
Влияние стоимости доллара на экономику России
- Изменение курса доллара в России на протяжении 1999 года
- Курс валют в 1999 году
- График курса доллара, юаня и евро ЦБ РФ 1999 год
- Курс доллара по отношению к рублю за 20 лет (1992 - 2012).
Изменения курса доллара к рублю до отмены золотого стандарта
- Курс доллара: история его изменения до Революции, в СССР и в наше время
- Курс доллара в 1992-1999 годах
- Все новости
- Курс доллара в 1999
- Финансовый кризис в России 1998 – 1999 годов
- Курс доллара США к рублю в СССР
Как менялся курс доллара к рублю с 1992 по 1998 год
Таблицу истории курсы валюты доллар США с 1992 года вы можете увидеть на сайте. История курсы валюты в таблице: доллар США к евро доступна каждый год: 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020. История курса каждого года по месяцам доступна, если кликнуть по ссылке года в таблице истории валюты. Можно посмотреть курс доллар США к евро за каждый год и за каждый месяц. Кликните по ссылке года.
Так, в Мурманской, Читинской, Еврейской областях, Ямало-Ненецком, Усть-Ордынском автономных округах возвращено заемщиками более 80 процентов предоставленных им средств. В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации разрабатывается Положение о порядке организации работы по осуществлению финансирования расходов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров за исключением подакцизных в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. Указанное Положение направлено в первую очередь на усиление контроля за расходованием средств, выделенных на государственную финансовую поддержку завоза продукции товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. Кроме того, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено передать в управление субъектам Российской Федерации с 1 января 2000 года на формирование региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов средства федерального бюджета, выделенные им в 1994-1995 годах в объеме 2. В целях стабилизации ситуации по досрочному завозу грузов Правительству Российской Федерации предоставлено право в случае необходимости в пределах финансового года предоставлять из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации беспроцентные бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов Российской Федерации в связи с досрочным завозом грузов на Север - до 3000,0 млн. Необходимо иметь в виду, что в текущем году наступает срок погашения задолженности организаций, осуществляющих завоз хранение и реализацию продукции товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, федеральному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг централизованным кредитам и начисленным по ним процентам. В 2000 году предприятиями и организациями должно быть погашено 3. При этом возврат средств в федеральный бюджет гарантируется бюджетами субъектов Российской Федерации. Главной задачей территориальных финансовых органов, органов федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений в текущем году является обеспечение контроля за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на государственную финансовую поддержку завоза грузов на Север, а также средств, направляемых на формирование соответствующих региональных фондов. Это позволит повысить эффективность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и осуществить финансирование мероприятий по досрочному завозу грузов на Север в оптимальные сроки и предотвратить возможность возникновения кризисных ситуаций с обеспечением нефтепродуктами и топливом населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование закрытых административно-территориальных образований ЗАТО и г. Байконура осуществлялось в полном объеме. В истекшем году силами налоговых органов Федеральной службы налоговой полиции и Контрольно-ревизионного управления Минфина России осуществлялись комплексные проверки по правильности предоставления налоговых льгот юридическим лицам, зарегистрированным в ЗАТО. При этом проверками были охвачены организации, получившие налоговые льготы на суммы, превышающие 100. Были выявлены многочисленные решения глав администраций ЗАТО о предоставлении налоговых льгот по акцизам, налогу на добавленную стоимость, по налогам и сборам, зачисленным в целевые бюджетные фонды и др. Минфином России было направлены письма об отмене соответствующих решений. Внесена статья в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", ограничивающие органы исполнительной власти ЗАТО в части предоставления налоговых льгот по федеральным регулирующим налогам и внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О закрытом административно-территориальном образовании". По экспертной оценке принятые меры позволили сократить потери доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации от предоставления органами местного самоуправления ЗАТО налоговых льгот в 1999 году на сумму 40,0 млрд. Деятельность органов федерального казначейства по повышению эффективности управления и контроля за государственными финансами В целях развития системы органов федерального казначейства, повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами, Минфином России подготовлена и постановлением Правительства Российской Федерации от 23. На протяжении 1999 года осуществлялось формирование инфраструктуры управления подготовкой и реализацией Программы, основная задача которой состоит в обеспечении единого управления всеми процессами развития органов федерального казначейства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25. Учет таможенных платежей на счетах органов федерального казначейства. В рамках решения задачи совершенствования механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов в 1999 велась подготовительная работа по консолидации таможенных и иных платежей участников внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12. В Рязанской и Ульяновской областях проводился эксперимент по обслуживанию счетов территориальных таможенных органов через систему органов федерального казначейства. В ходе эксперимента осуществляется разработка, согласно утвержденному Порядку, и практическая апробация технологии учета таможенных платежей, которая в дальнейшем будет внедрена в других субъектах Российской Федерации. Учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. В целях усиления контроля за обязательствами, принимаемыми бюджетными учреждениями, исключения роста несанкционированной кредиторской задолженности вследствие заключения этими учреждениями договоров с превышением утвержденных им ассигнований, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. При этом установлено, что в 1999 году учреждения, финансируемые из федерального бюджета, представляют в территориальные органы федерального казначейства далее именуются - органы федерального казначейства договоры на поставку продукции работ, услуг и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 110721 "Оплата отопления и технологических нужд", 110722 "Оплата потребления газа", 110723 "Оплата потребления котельно - печного топлива", 110730 "Оплата потребления электрической энергии" и 110740 "Оплата водоснабжения помещений", на сумму более 200 МРОТ. Приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. Правила учета обязательств в органах федерального казначейства доведены для исполнения всем федеральным органам исполнительной власти и органам федерального казначейства. В сентябре 1999 года органы федерального казначейства приступили к учету бюджетных обязательств. Однако многие бюджетные учреждения своевременно не представили в органы федерального казначейства оформленные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств, что сдерживало проведение органами федерального казначейства работы по учету принятых бюджетными учреждениями обязательств по установленным кодам бюджетной классификации расходов Российской Федерации. При проведении учета бюджетных обязательств установлено, что договоры на поставку коммунальных услуг были заключены бюджетными учреждениями два, три и более лет назад без указания стоимости договоров и разделения на бюджетную и внебюджетную часть. В сметах расходов бюджетных учреждений Министерства образования Российской Федерации оплата коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета 1999 года практически не предусматривалась. Это позволяло наращивать несанкционированную кредиторскую задолженность федерального бюджета. По состоянию на 1 декабря 1999 г. Минфин России завершает в настоящее время работу по анализу представленных отчетных данных о реальном состоянии принятых и оплаченных бюджетных обязательств. Тем не менее, можно констатировать, что получатели средств федерального бюджета, как и поставщики, приходят к пониманию необходимости регистрации бюджетных обязательств в органах федерального казначейства, которая может расцениваться ими как гарантия со стороны государства реальной оплаты заключаемых договоров. Обязательства, учтенные в органах федерального казначейства, но не исполненные в 1999 финансовом году, будут переучитываться в первую очередь в 2000 году за счет средств бюджета нового финансового года. По ряду регионов например Смоленская область сложилась ситуация, когда представленные учреждениями для учета лимиты бюджетных обязательств на 1999 год превышают суммы заключенных договоров на поставку топливно-энергетических ресурсов в 1. Такое положение отмечалось, в частности, по учреждениям, подведомственным Минюсту России, Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации, Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития, Федеральной службе лесного хозяйства России. Перевод на казначейское исполнение структурных подразделений Минобороны России. Правительством Российской Федерации поручение от 20. В соответствии с вышеуказанным графиком с 1 января 2000 года на казначейское исполнение федерального бюджета переведено Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации. В 1999 году осуществлялась работа по развитию в 13 УФК единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства с учетом необходимости защиты информации, содержащей государственную тайну, с грифом "СЕКРЕТНО", и информации конфиденциального характера. Мониторинг объемов внебюджетных средств и перевод счетов по учету этих средств в органы федерального казначейства. В целях упорядочения учета внебюджетных средств федеральных органов исполнительной власти, иных прямых получателей федерального бюджета и находящихся в их ведении организаций, финансируемых из федерального бюджета, принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998г. В связи с решением Правительства Российской Федерации о поэтапном переводе на казначейскую систему указанных счетов, Минфину России было поручено организовать работу по подготовке к переводу внебюджетных счетов бюджетных учреждений в органы федерального казначейства. Минфином России издан Приказ от 2 февраля 1999г. Срок действия названного приказа продлен на 2000 год приказом Минфина России от 3 декабря 1999г.
По мнению аналитиков, к концу 2007 года доллар может приблизиться к психологическому рубежу в 24 рубля. Неудачи доллара на российском финансовом рынке обусловлены снижением доллара по отношению к основным мировым валютам. Представитель ЦБ РФ заявил, что укрепление рубля не будет использоваться как инструмент в борьбе с инфляцией. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 ноября 2007 года, снизился на 2,93 копейки и составил 24,4830 рубля за доллар. Так сильно доллар не падал с 3 апреля 1999 года. По прогнозам аналитика компании NorthFinance Аркадия Сизова, к концу ноября доллар может подешеветь до уровня 24,20 рубля за доллар, а к концу 2007 года — опуститься до круглой цифры в 24 рубля.
Это привело к переходу рубля к снижению. Кроме ухудшения ситуации на рынке энергоносителей давление на национальную валюту оказывал выход инвесторов из рублевых активов, которые они оценивали как рисковые, и переток средств в защитные валютные инструменты. В следующие два месяца рублю удалось отыграть часть потерь, чему способствовало восстановление цен на нефть, проходившее на фоне ожиданий позитивного влияния снижения ставок в США и введения программ количественного смягчения. И вплоть до 2011 года рубль чувствовал себя уверенно. С 2012 года, несмотря на стабилизацию цен на нефть выше 100 долларов за баррель, рубль перешел к постепенному ослаблению, в результате чего к концу 2013 года доллар вплотную подошел к максимумам 2009 года. В 2014 году ослабление национальной валюты ускорилось. Первоначально фактором давления на рубль выступил рост геополитических рисков, однако основным драйвером вновь стал кризис на рынке нефти, который привел к падению цен со 110 долларов в середине 2014 года до 30 долларов в начале 2016-го. Однако уже к маю на восстановлении цен на нефть национальная валюта смогла отыграть треть потерь. Покупки валюты по бюджетному правилу, призванные смягчить реакцию рубля на динамику цен на нефть, сдержали дальнейшее укрепление национальной валюты несмотря на то, что в рамках 2018 года нефть марки Brent поднималась выше 84 долларов за баррель. В дальнейшем наличие бюджетного правила позволило удержать рубль от выхода на новые минимумы в момент провала цен на рынке энергоносителей, вызванного пандемией коронавируса. Последняя же волна ослабления национальной валюты пришлась на текущий год.
Доллар упал ниже курса 1999 года
С 1999 г до середины 2008 г курс рубля по отношению к доллару продолжал укрепляться, достигнув отметки 23,5 руб. «В 1980 году официальный курс доллара в СССР составлял 64 копейки, в 1985-м — 70 коп, в 1990 году — 60 копеек. Однако это мало что значило в реальной жизни. На начало 1999 года курс доллара США по отношению к российскому рублю 1 января 1999 года составил 20,65.
Онлайн конвертер валют
Federal Reserve Note 1934 год. Английская монета 1 Франклин. Монета USA 1857 Франклин перце. Монета доллар 1983 с Франклином. Деньги клуб Америки. United States of America монета цена 2001 Kentucky 1792. Ланкийская рупия. Монеты дирхам номинал. Монеты Катара.
Три дирхама монета. Ovvm Mali Corvina монета папа Римский. Монета Калифорния 2005 год. Доллар в 1998 году. Курс доллара в 1998 году. Доллар в 98 году. Скачок доллара в 1998 году. Форинт значок.
Ниуэ 50 центов 2009. Сколько стоит 20 центов 2009 года с зданием. Курс рубля в 90-х. Курс доллара в 90-х. Курс доллара в 90 году. Динамика курса доллара с 90х. Бенджамин Франклин на 100 долларах. Доллар в маске.
Доллары на заставку.
В 1937 году в СССР было установлено исчисление стоимости рубля на базе доллара. Вплоть до 1950-го действовал закрепленный курс — 5,3 руб. После денежной реформы 1961 года, вошедшей в историю как «хрущевская», стоимость рубля относительно золота и доллара уменьшилась примерно в 4,5 раза, а реальная стоимость накоплений советских граждан относительно стоимости зарубежных товаров и услуг обесценилась примерно в 2 раза. Но поскольку население почти не имело доступа к заграничной валюте, для большинства данный факт остался незамеченным. Официальный курс после реформы составил 0,9 руб. Впервые советские деньги стали дороже американских. В 1972 и 1973 годах произошла очередная девальвация доллара, и в США решили отказаться от золотого стандарта.
А уже в 1976-м мировое сообщество приняло Ямайскую денежную систему: курсы мировых валют пустились в свободное плавание. В 1980 году официальный курс доллара в СССР составлял 64 копейки, в 1985-м — 70 коп, в 1990 году — 60 копеек. Однако это мало что значило в реальной жизни. Из-за разницы экономических систем двух сверхдержав установленный курс не отражал реального соотношения стоимости валют. В СССР нельзя было купить или продать валюту в банке. Как отмечал в 2000 году журналист «Коммерсанта» Сергей Минаев , в день принятия указа «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка» были подорваны сами основы советского строя.
В период после дефолта 1998 года, страна испытывала серьезные экономические трудности, сопровождавшиеся высокой инфляцией и падением производства. Такое положение дел отрицательно сказывалось на доверии инвесторов и привлечении иностранного капитала, что, в свою очередь, влияло на курс доллара. Еще одним фактором, влияющим на курс доллара в 1999 году, была политическая обстановка в стране.
В тот период происходили значительные изменения в правительстве и парламенте, что вызывало нестабильность и рост политического риска. Такие факторы создавали негативные предпосылки для инвестиций и влияли на курс доллара. Также важным фактором были международные экономические тренды и политика других стран. В 1999 году Азиатский финансовый кризис продолжал оказывать влияние на финансовые рынки многих стран, включая Россию.
Даже заявления о том, что скоро будет переход от контроля валютного курса к режиму инфляционного таргетирования, воспринимались больше как словесные интервенции", — пояснил эксперт. Мало кто верил, что даже если регулятор "отпустит рубль" в спокойных условиях, то не вернется к управляемому режиму в период очередных сложностей. Тем не менее, когда в 2014 году беспорядки и последующий государственный переворот на Украине, а затем — санкции, введенные против России США и другими странами, оказывали серьезное давление на рубль, ЦБ не только отпустил курс, но и не стал активно вмешиваться в торги даже при обвале нефтяных цен в конце 2014 года.
Еще одним важным шагом тех лет стала модификация бюджетного правила, вступившая в силу в январе 2018 года. Его суть заключается в снижении зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители путем стерилизации нефтегазовых доходов бюджета и накопления резервов. Однако после снижения нефтяной зависимости рубль стал следовать за изменениями настроений инвесторов по отношению к России. Из примеров можно привести скачки курса на объявлениях новых санкций "Русал", "дело Скрипалей" и т. Он также добавил, что, с другой стороны, как только негативный новостной фон слабел, рубль начинал постепенно укрепляться вне зависимости от того, где находились нефтяные цены. Карантинные меры были введены почти во всех странах.
Курс доллара ЦБ РФ за 1999 год
Таким он был в 1999 Эксперты назвали справедливый курс доллара. Отмечается, что российская валюта по «индексу бигмака» оказалась на последней позиции в общем списке и признана самой недооцененной, передает газета The Econimist. Самыми переоцененными эксперты посчитали швейцарский франк и норвежскую крону.
В России политические потрясения истекшего века сочетались с инфляцией разных масштабов и форм. Для Российской инфляции, как и для многих экономических процессов, переломной датой явился кризис августа 1998 года. Под прямым воздействием девальвации индекс потребительских цен вырос с июля 1998 года до июля 1999 года в 2,3 раза. В наиболее общем, но корректном виде инфляцию можно объяснить тем, что на ограниченные ресурсы экономики предъявляется слишком много требований. Принципиально важно, что эти требования имеют финансовую форму, то есть обеспечиваются деньгами. В безденежном хозяйстве распределение ресурсов может теоретически осуществляться административными способами без инфляции.
Но современная денежная экономика отвечает на чрезмерность требований единственным доступным ей способом — повышением цен, которое «отсекает» слабейших претендентов. Инфляция может усилиться, если многие предприятия существенно повышают зарплату работникам. В макроэкономическом контексте это означает, что сфера потребления предъявляет требование в виде платежеспособного спроса на ресурсы, которые экономикой еще не произведены. Эту логику можно применить не только к инфляции спроса, которая подразумевалась в приведенных примерах, но и к инфляции издержек. Здесь особенное значение приобретают действия производителей и продавцов, обладающих в полной или частичной мере преимуществами монополии. Если, к примеру, рынок нефтепродуктов поделен между несколькими компаниями, они могут поднять свои цены и навязать их экономике. Эту меру можно рассматривать как претензию нефтяников на более значительный «кусок общественного пирога». Защищая свой «кусок», остальные отрасли будут стремиться включить повышенные издержки на нефтепродукты в цены своей продукции.
Результатом может стать всеобщее повышение цен. Вообще говоря, инфляцию можно рассматривать как экономическую борьбу разных сфер экономики, разных отраслей и общественных слоев можно сказать — классов за долю в этом самом пироге, иначе говоря, в производимом страной продукте, в ее неизбежно ограниченных ресурсах. Это имело бы позитивный эффект и с другой точки зрения: стабильный экономический рост мог бы наконец остановить бегство капитала и способствовать его возвращению. В этой связи встает жизненно важный вопрос: возможен ли такой рост в условиях инфляции? По мнению А. Илларионова, которое он пытается доказать статистически, опыт последних десятилетий безусловно свидетельствует о том, что между размерами инфляции и темпами экономического роста имеется четкая обратная зависимость. Этот вывод трудно оспаривать как общую закономерность. Но исключения из нее тоже существенны.
Финансовая история знает случаи интенсивного роста в условиях значительной инфляции страны Латинской Америки на некоторых этапах их развития. Умеренная инфляция может оказаться стимулом для экономики, переживающей спад. Экономическая действительность богаче любой схемы, даже имеющей статистическое обоснование. В любом случае в те годы перед российской экономической политикой стояли чрезвычайно сложные проблемы. Нельзя было допустить новый спад, необходимо было удержать инфляцию в умеренных рамках и выплачивать внешние долги. Кроме того, не следует забывать о разумном маневрировании валютным курсом: резкое понижение курса рубля грозило новой инфляцией, а поддержание завышенного курса могло подготовить условия для нового финансового кризиса, как это случилось в 1998 году. Как мы видели, восстановление жизнеспособности банковской системы — одна из трудных задач, стоящих перед странами, пережившими финансовый кризис. В странах Азии были спешно созданы особые государственные органы, призванные «разбирать развалины» — отсеивать безнадежных банкротов, поддерживать и санировать важные для экономики банки, не страдающие смертельными болезнями.
Все это обычно называется реструктуризацией банков и требует денег, как правило, бюджетных. Такие государственные органы спасают банки разными способами, часто — покупая у них со скидкой предоставленные банками ссуды и приобретая доли собственного капитала банков. Если банк действительно выздоравливает, эти ссуды и участия можно выгодно продать частным кредиторам и акционерам. Таким же образом собралась действовать и Россия. В 1999 году начало свою деятельность Агентство по реструктуризации кредитных организаций АРКО с аналогичными функциями. Оно получило крайне ограниченные бюджетные средства, значительная часть которых уходила на содержание самого агентства. Его ресурсы были несоизмеримы с масштабами катастрофы, постигшей в 1998 году банковский сектор. Верхняя часть списка российских банков в настоящее время отличается от аналогичного списка того времени.
Совсем исчезли или перешли в нижнюю часть списка ведущие банки, которые претендовали на мировые рейтинги, эмитировали свои евробонды, активно рекламировали себя. Если самые первые места занимают, как и раньше, государственные Сбербанк и Внешторгбанк, то далее следуют «новички», либо устоявшие по тем или иным причинам в кризисной буре, либо набравшие силу в самые последние годы. В результате российская банковская система, в первые годы после событий 1998 года, оказалась еще более изолированной, более провинциальной в международном масштабе, чем до кризиса. Крах ведущих российских банков хотя и имеет общие черты с банковскими кризисами в Азии и Латинской Америке, но в то же время отличается от них. Поскольку российские банки были гораздо слабее связаны с реальным сектором, невозврат ссуд имел для них соответственно меньшее значение. Российские банки жадно потянулись за сравнительно дешевыми ресурсами на мировом рынке капитала и опрометчиво влезли в петлю форвардных контактов, которые обязывали их предоставить иностранцам доллары по 6,5-7 рублей за доллар, в то время как к моменту исполнения контракта доллар на рынке подскочил до 15 рублей и выше. Волна изъятия вкладов предприятиями и населением затопила российские банки, многие из них окончательно пошли на дно. Международный валютный фонд требовал скорейшей расчистки поля — формального банкротства полумертвых банков с распределением оставшихся активов между кредиторами и вкладчиками.
Это, как правило, не соответствует интересам хозяев таких банков — собственников большинства акций и высших менеджеров. При таком ходе дела они теряют все свои деньги, посты, возможность извлекать выгоды от формального существования банка. Кредиторам и вкладчикам нередко тоже представляется, что, если банк останется жив, они смогут вернуть, хоть часть своих денег. В результате наблюдался феномен «жизни после смерти» - тянущийся годами процесс не то ликвидации, не то санации банков с бесконечными переговорами руководства банков с кредиторами и вкладчиками об условиях погашения долгов перед ними. Важную роль при этом играло несовершенство российского законодательства о банкротстве кредитных учреждений. Специалисты банковского дела в целом скептически оценивают первый период деятельности АРКО. Агентство не столько занималось реструктуризацией банков в смысле восстановления их нормальных функций, сколько затыкало дыры в балансах нескольких банков, которые оно взяло под свою опеку, что означает трату весьма ограниченных средств АРКО «на оказание финансовой помощи владельцам банков». Российские банкиры проявляли завидную ловкость в уводе активов, на которые могли бы наложить руки кредиторы и вкладчики.
Много писалось о такой деятельности руководителей «Менатепа», которые перекидывали здоровые активы исправно погашаемые заемщиками ссуды, нормальные инвестиции в дочерний банк в Санкт-Петербурге, который юридически является самостоятельным лицом. При таких операциях на балансах «родителей» остаются, с одной стороны, фиктивные активы, с другой — обязательства, которые заведомо останутся непогашенными.
Активность торговли сегодня резко выросла: в условиях обострения дефицита рублей банки активизировали продажи валюты Банку России. В целом, он не ожидает кардинальных изменений на валютном рынке: курс доллар-рубль продолжит следовать в кильватере курса евро-доллар, передает ИТАР-ТАСС.
Вероятно, выгоды от таких мер признавались недостаточными в сравнении с экономической и политической ценой.
Эта цена состояла в подрыве доверия внутренних инвесторов и, в еще большей степени, мирового финансового сообщества к правительству, банкам и фирмам страны, которая решилась бы на подобные меры. Население страны негодовало, на разных уровнях и с разной остротой звучали обвинения руководителей правительства и Центрального банка в панике и некомпетентности, даже в преследовании корыстных интересов. Каково же рациональное объяснение действий Российского правительства? Назначение дефолта, очевидно, сводилось к тому, чтобы освободить федеральный бюджет от выплат по краткосрочным обязательствам. Мораторий должен был спасти крупные российский банки, которые не имели ресурсов для погашения срочных долгов иностранным кредиторам.
Конечно, для России потеря доверия и престижа, связанная с данными мерами финансовой политики, тоже имела немалое значение. Тем не менее, этим пренебрегли. Последствия кризиса нельзя назвать однозначными. Для проведения анализа необходимо разделить весь послекризисный период на три этапа: непосредственные последствия - август-сентябрь 1998 года, краткосрочные последствия - с сентября 1998 года по июнь 1999, и отдаленные последствия - начиная с апреля 1999 года. Конечно, эти временные границы приблизительны.
Катастрофическими выглядели непосредственные последствия и на самом деле они такими и были. По темпам роста и размерам эти цифры намного превосходили аналогичные показатели других стран, переживающих в то время кризис. И курс валюты, и цены на товары совершали огромные скачки, соответственно нормальный ход валютных операций был нарушен. Банковская система России практически прекратила функционировать. Почти все крупные банки прекратили операции с клиентами и заморозили их счета, так как сами оказались банкротами.
Толпы народа держали в осаде отделения коммерческих банков; и даже Сбербанк, несмотря на то, что его обязательства считались гарантированными государством, ввел ограничения на выдачу валютных вкладов. Одновременно с этим десятки тысяч предприятий не могли использовать свои оборотные средства. А Центробанку оставалось только фиксировать эти факты, у одних банков отзывая лицензию, и назначая свою администрацию в других. Доверие к России на мировых финансовых рынках рухнуло. Оценивающие платежеспособность и надежность заемщиков, рейтинговые агентства скачкообразно понижали финансовые рейтинги российских банков, правительства, и регионов России в целом.
Ничего хорошего для России это не предвещало - любой доступ к внешним источникам финансирования для России отныне был заблокирован. Основные западные банки создали специальный комитет для отстаивания своих интересов в связи с Российским дефолтом. А очередные транши согласованного в июле 1998 года кредита Международный валютный фонд вообще закрыл. Наверняка многие помнят неразбериху, неуверенность и стресс, которые царили в стране в эти недели. В высших кругах бушевала лихорадка перетасовок, отставок, назначений.
Задержки выдачи зарплаты, ставшие уже обычным явлением, резко выросли. Обыватели с ужасом наблюдали, как на рынках и в магазинах ежедневно менялись ценники, и только в одну сторону - повышения. Заводы, фабрики, банки сокращали и увольняли сотрудников, в лучшем случае отправляли в неоплачиваемый отпуск. Еще вчера самые доходные и престижные профессии брокера, банкира, менеджера по рекламе неожиданно стали сферой массовой безработицы. Средний класс, формирование которого едва началось в России, терял почву под ногами.
Как в России, так и на Западе, в прогнозах и оценках царил пессимизм. Тогда как уровень цен к концу года мог бы превысить уровень 1997 года в 2,5 - 3 раза. Выступая в одном из комитетов палаты представителей США, Д. Сорос говорил о «коллапсе российской банковской системы» и о том, что «сначала Индонезия, а потом Россия пережили практически полный крах». События в России и в Бразилии, все еще продолжающийся кризис в Азии, экономический спад в Японии породили к концу 1998 года ощущение угрозы мирового экономического кризиса, напомнившие начало Великой депрессия 1930-х годов.
К счастью, крах не наступил. Продолжавшийся подъем экономики в Западной Европе и Америке, достаточная устойчивость Китая и Индии, начавшееся оживление в кризисных странах Азии, смогли отвратить угрозу. Международные агентства и организации, занимающиеся экономическими прогнозами, стали повышать оценки мировой экономики на 1999 и 2000 годы. Россия, как и все, только в своем масштабе, поправлялась от августовского фейерверка. И именно тогда, на протяжении 2-3 кварталов новая послекризисная реальность стала входить в жизнь людей, страны, в повседневные экономические процессы.
Последствия кризиса, пусть даже краткосрочные, все еще во многом определяли обстановку, и тем не менее, наконец-то, наступала хоть какая-то стабилизация. И ее наиглавнейшими показателями стали во-первых, прекращение обвального падения курса рубля и как следствие - снижение темпов инфляции. Та самая гиперинфляция, которая казалась вполне вероятной осенью 1998 года к счастью, не случилась. Федеральный бюджет вел себя достаточно удовлетворительно, будучи освобожденным от платежей по внутреннему долгу. Обязательства по дефолту в течение 1999 года были переоформлены в купонные среднесрочные облигации с регулярной выплатой процентов по купонам, прилагаемым к бумагам.
Импорт резко сократился под воздействием девальвации. Некоторые предприятия в пищевой и легкой промышленности России наконец-то смогли подняться с колен и занять свое место на рынке. Торговый баланс страны увеличился благодаря уменьшению импорта. Вопреки рецептам консерваторов от экономической науки и идеологов левой оппозиции, новые руководители правительства и Центробанка не встали на путь резкого усиления государственного участия в экономике и более щедрой эмиссии денег, и именно в этом, похоже, и состояла их заслуга. Более того, они продолжили сотрудничество с Международным валютным фондом, и это дало возможность минимизировать ущерб от кризиса для международного финансового позиционирования России.
И все-таки положение в стране оставалось трудным, в некоторых отношениях — практически критическим. Постоянную угрозу усиления инфляции создавало правительство, которое было вынуждено вернуться к финансированию дефицита федерального бюджета кредитами Центрального банка. Система коммерческих банков России представляла собой либо госпиталь, либо погост. А правительство только начинало задумываться о реструктуризации и преобразованиях по известным западным и азиатским моделям. Бегство капитала не остановила даже девальвация, хотя на это и возлагали какие-то надежды, и оно, в сущности, продолжало поглощать весь актив торгового баланса, а валютные резервы Центрального банка оставались на совершенно недостаточном уровне.
В 1999 году доллар стоил
Курс доллара: среднемесячный, среднегодовой, по месяцам, по годам | Курс доллара в 1999 году по месяцам. Стоимость доллара сильнее всего менялась в январе, когда колебания курса превышали 2,4 рубля, а слабее всего — в июне. |
Доллар вернулся в 1999 год. | * Об установлении Банком России официальных курсов иностранных валют в период с 29 декабря 1999 г. по 6 января 2000 г. см., приказ ЦБР от 24 декабря 1999 г. N ОД-534. |
"Американские горки" российской валюты: как курс рубля менялся последние 30 лет
Курс доллара ЦБ РФ за 1999 год на нашем сайте представлен в разных видах. В данном материале представлена динамика изменения курса доллара по годам в табличном и графическом форматах в период с 1992 по текущий год. 24 сентября обновленное руководство Центробанка России выступило с прогнозом, согласно которому ВВП страны в 1999 году мог сократиться на 5-6%. Курс доллара в банках в апреле 1991 года был равен 1,75 рублей, а курс на чёрном рынке – от 30 до 33 рублей. 93 - 95 рублей за 1 доллар, нефть - Дисконт сорта российской нефти Urals к эталонной марке Brent в 2022 году вырос с $20 до $30 за баррель.