Во время героической 900-дневной блокады Ленинграда кронштадтские корабли поддерживали оборону наших войск на важнейшем участке фронта. В Кронштадте состоялось торжественно-траурное мероприятие, посвященное одной из самых скорбных дат в истории Северной столицы — 81-й годовщине начала блокады Ленинграда. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой.
Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке
Будучи по делам в Санкт-Петербурге , я не мог не посетить Кронштадт - цитадель русского флота. Фото автора: Вид на причал боевых кораблей БФ. Что сказать о городе моряков? Это наша история, а она чем славна? Победами русского народа и нашего оружия в первую очередь. А победы всегда связаны с трагедиями. Та же 900-я дневная блокада Ленинграда немецкими войсками, стоила нам гибелью только мирного населения города от 600 000 до 1 500 000 человек.
Участок площадью 600 на 400 метров был буквально нашпигован свинцом — осколками снарядов и бомб. В 1960-е годы на этом месте сооружён мемориальный комплекс — вечная слава погибшим воинам. Отрадное Крест-памятник связисту Николаю Тужику, героически погибшему при защите Ленинграда Во время боёв за город советские люди проявляли беспримерный героизм. Николай Павлович Тужик пал смертью храбрых во время сражения за деревню Каменка на Пулковских высотах. Ценой своей жизни он восстановил оперативный телефонный кабель между воинскими штабами. Крест-памятник кенотаф на его могиле на Волковском кладбище установлен к годовщине его гибели — в 2013 году. Оставлены как свидетельства трагического периода в истории Ленинграда. В 1960 году здесь зажгли вечный огонь и открыли мемориал, венчает который шестиметровая скульптура «Мать-Родина».
А за два месяца 1946 года было зафиксировано 36 тысяч обращений. По этим цифрам можно судить, насколько массовыми тогда были жилищные разбирательства. При этом обращение в судебные инстанции не всегда помогало доказать право на жилье. В фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга вместе с делопроизводственными документами хранятся материалы множества судебных дел, в которых фигурируют обращения граждан к главе города как к последней инстанции. И основная часть заявлений связана с просьбой помочь решить жилищный спор. Из этих документов видно, как постановления городских властей в сфере жилья применялись в каждом конкретном случае. Была, например, долгая судебная тяжба — одна из сотен — между гражданами Л. Герцман и В. Началась она в 1945 году, продолжалась восемь лет, и всё это время городское законодательство постоянно менялось. Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте. Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда. Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу. И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление. Было проведено расследование. Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать. Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям.
Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован.
Комментарии
- Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
- Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
- Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда. Кронштадт - город воинской славы
- Метка: блокада Ленинграда
- Стоимость экскурсий под заказ
- Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда. Кронштадт - город воинской славы
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы.
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
Кронштадт сыграл большую роль в обороне Ленинграда и разгроме фашистов. Перед груп-пой армии «Север» стояла главная задача: «…уничтожить войска в Прибалтике и захватить Крон-штадт и Ленинград». И лишь после этого продолжать наступление на Москву. Не овладев Кронштадтом, фашисты не могли мечтать о захвате Ленинграда. А для этого нужно было уничтожить мощную артиллерию фортов и кораблей Кронштадта и овладеть Ораниен-баумским плацдармом. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Один из этих германских самолетов обстрелял на Красногорском рейде пароход «Лугу», нанеся ему повреждения. В 13 часов 22 июня 1941 года на траверзе Петерго-фа подорвался на мине и затонул, вовремя отвернув от Морского канала пароход «Рухну». В сентябре 1941 года немецкое командование сделало попытку разрушить Кронштадт и ос-новные корабельные силы БФ с воздуха. В общей сложности за эти 3 дня в налетах участвовало около 500 самолетов противни-ка. Главный расчет был на внезапность нападения.
К кораблям и Кронштадту подходили тремя ко-лоннома с трех сторон одновременно — это, так называемый «звездный налет». Но внезапности не получилось. Вражеские самолеты были обнаружены дежурной сменой радиолокационной станции «Редут-3» на удалении порядка 200 км. Сигналы «Воздушная тревога» на всех кораблях и в зенитных дивизионах ПВО КБФ прозву-чали задолго до подхода вражеских колонн бомбардировщиков противника. И когда они появились в пределах прямой видимости и подошли ближе, то были встречены заградительным огнем зениток. Большую часть бомбового груза противнику пришлось сбросить бесприцельно в воды залива. Мощ-ная воздушная операция с участием 400 бомбардировщиков цели не достигла. Более того, с 29 сен-тября гитлеровское командование отказалось от массированных налетов на объекты Кронштадта. За 3 дня во время этих налетов было сбито более 20-ти самолетов противника. Существенные потери были и у нас.
По данным Института военной истории МО РФ, в результате массированных бомбар-дировок были потоплены и суда БФ: погиб эсминец «Стерегущий», линкор «Марат» и 324 человека на нем. Пострадал и Кронштадт: серьезные повреждения были причинены Морскому госпиталю, Морскому заводу, доку, пострадали жилые дома, городские коммуникации. Погибли люди. Это бы-ли тяжелые, невосполнимые потери. В течение всей Вов, особенно в период 900-дневной блокады города на Неве, советское ко-мандование неоднократно использовало боевые возможности Кронштадта во всех операциях Ле-нинградского фронта. С занятого врагом Петергофа были хорошо видны гавани Кронштадта. Ар-тиллерия противника вела систематический огонь по городу, фортам и кораблям. Только за период с 18 сентября 1941 года по 15 января 1942 года по Кронштадту было выпущено 2000 снарядов. Петергофский десант. До сих пор историки спорят о численности десанта.
По различным оценкам всего в ночь 5 октября 1941 года в Петергофе было высажено от 500 до 700 человек. Одновременно с высадкой морской пехоты с Ораниенбаумского пятачка кронштадтцев должны были поддержать сухопутные части. Примерно в это же время небольшой тактический десант был высажен и в Стрельне. Морякам, вооруженным лишь легким стрелковым оружием, пришлось несколько суток сдер-живать натиск немецкой мотопехоты и танков. Оказать помощь десантникам не удалось. Все подхо-ды к берегу постоянно обстреливались противником. Не было возможности подвозить боеприпасы и увозить раненых. Подразделениям 8-й армии, наступавшим с района Мартышкино, прорвать обо-рону немцев также не удалось. Почти весь десант моряков погиб. Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм.
Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев. Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн.
Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж. Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней. Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны. В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей. Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба. Ленинград, октябрь 1941 г. Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить. Отбомбившись, самолеты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро. На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Дворцовая площадь. Осень 1941 г. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм. Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей. Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орел» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу. Еще 24 человека были спасены канонерской лодкой. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица. Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек. Ладожская катастрофа относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания. Высадка десанта на одном из островов, занятых врагом близ Ханко. Балтийский флот, 1941 г. Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта. Так образовался приморский ораниенбаумский плацдарм, сыгравший большую роль в обороне Ленинграда. На этот день ситуация под Ленинградом выглядела так: с севера, востока и на юге оборону города держали 23-я, 42-я и 55-я армии; на западе на побережье Финского залива, части 8-й армии удерживали плацдарм от Долгово до Ораниенбаума. Были произведены значительные разрушения; много человек погибло. В большое пятиэтажное здание эвакогоспиталя на Суворовском проспекте, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен. Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер. Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов. Погибло также много людей из медицинского и обслуживающего персонала. Одновременно с бомбежкой артиллерия противника в течение 18 часов обстреливала город. Вы очень запоздали. Надо наверстать потерянное время. Однако и на сей раз, Кулик ограничится местными боями. Выполнение этого задания было возложено на Московскую авиагруппу ГВФ особого назначения. Эти поставки не могли радикально изменить ситуацию в городе и на фронте — сколько груза могли перевезти несколько самолетов? Задуманы они были для другого: для снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами ленинградского руководства. Мы свои! Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Блокадная карточка на мясопродукты. Но наша артиллерия и атаки истребителей не позволили нанести флоту существенный ущерб. В этом им неоценимую помощь оказали впервые использованные отечественные радиолокаторы РУС-2. Локаторы, установленные вблизи Ораниенбаума на предельном удалении от РЛС 180—200 километров, засекли эшелоны бомбардировщиков противника. Три месяца войны… Что же происходит? Никто ничего толком из нас не знает. Враг у ворот. Где-то близко. Но где? Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади. Ленинграда 22 сентября 1941 г. Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города. Настоящим доводятся до сведения результаты. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу. Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил». В этот же день командующий Ленинградским фронтом Георгий Жуков отдал директиву военным советам армий и командирам соединений, из которой видно, что армия воевать все еще не умела и ей приходилось учиться этому на ходу. Плакат 1941 г. Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения наших войск. Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды. Попытка организовать подвоз воды автоцистернами из прудов, находившихся в соседнем селе, эффекта не дала: обстрел усилился. Пришлось использовать единственный водоисточник у тылового склона горы. Тушение пожара продолжалось несколько часов. Надежды на прорыв блокады в сентябре 1941 года силами 54-й армии под командованием Маршала Советского Союза Григория Кулика он был единственным маршалом во время войны, кого поставили командовать армией не оправдались: у советских войск было слишком мало сил и практически не было танков и авиации. Обе стороны, не имевшие сил для широкомасштабных наступательных операций, зарылись в землю, прикрылись надолбами и минными полями. Бои осенью 1941-го и зимой 1941—42 годов тем не менее продолжались, но бои, типичные для позиционной войны: артиллерийская и минометная перестрелка, частные наступательные операции без перевеса сторон Работа по сохранению памятников в блокадном Ленинграде.
В витринах можно будет увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Это документы из архивов Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые - заявления учителей в 1942 году о приёме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени.
Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости. Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра. Для следующих атак на Кронштадт командованию Люфтваффе пришлось придумать новую тактику — так называемые звёздные налёты вместо обычных — по звеньям. Фото: Музей обороны и блокады Ленинграда Знаменитая чугунная мостовая, тянущаяся вдоль Якорной площади, к началу войны уже почти стала действующим музейным экспонатом. Её берегли и постоянно подновляли. Но затем пришлось и эту реликвию пустить на военные нужды. Ещё одно памятное место — Усть-Рогатка.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. защитников и жителей блокадного Ленинграда. В школе №422 Кронштадтского района прошли мероприятия посвящённые 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Кронштадт внес неоценимый вклад в защиту Ленинграда во время блокады.
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника
Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни - ТАСС | Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. |
Блокадные письма Кронштадта - Статьи | Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. |
Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда | Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. |
Роль Кронштадта в снятии блокады Ленинграда. Кронштадт - город воинской славы | защитники которой погибали но не сдавались. |
Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»
Кронштадт в прорыве блокады Ленинграда. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года. Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
Конечно, невозможно себе представить, чтобы здесь не открывалась экспозиция, посвященная, пожалуй, главному событию этого года — это 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 81 год с прорыва блокады, который мы празднуем уже сегодня». Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки дата 5 июня День прорыва морской минной блокады Ленинграда внесена в положение О праздниках.
Город, переживший ад. Как Ленинград выдержал блокаду
30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге | «Зимовщиками» в блокадном Кронштадте именовали школьников, которые пережили страшную блокадную зиму 1941-1942 годов и продолжали ходить в школу всю зиму. |
Петербуржцам расскажут об истории кронштадтских школ в период блокады | Девять военных и православных коллективов выступили в Морском соборе в Кронштадте. Там прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника
Оказывается в годы блокады эта маленькая колючая рыбка спасла от страшного голода тысячи людей, живших и служивших в Кронштадте. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. Накануне Дня памяти жертв блокады Ленинграда мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку.