«В Приднестровье уже сейчас появилась куча НПО, финансируемых Евросоюзом, Госдепом США и фондом Сороса. Приднестро́вская Молда́вская Респу́блика (молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, укр. Придністровська Молдавська Республіка) или Приднестро́вье. Сейчас же, особенно по новостям, переоценивать роль внешней политики не стоит.
Приднестровье попытаются затащить в Евросоюз вместе с Молдавией
Ведь Молдавия особо и не рвалась выйти из сейчас и признать Приднестровье частью проблемы то остаются. Конфликт между Молдавией и Приднестровьем существовал несколько десятков лет, однако особенно острым он стал на исходе советской эпохи. Что происходит в непризнанном Приднестровье: последние новости Приднестровской Молдавской Республике. Или вот ситуация: в Приднестровье есть село Рашкiв.
«Кишинев не Германия 1989 года». Эксперт о шансах Молдовы вернуть Приднестровье
официальное информационное агентство ПМР в составе ГУ «Приднестровская государственная телерадиокомпания». Что происходит в непризнанном Приднестровье: последние новости Приднестровской Молдавской Республике. С Приднестровьем ситуация очень сложная и неоднозначная.
Наши проекты
- Переживёт ли Приднестровье 2023 год?
- Приднестровье заявило о цели присоединиться к России: Молдавия: Бывший СССР:
- Приднестровская Молдавская Республика — Википедия с видео // WIKI 2
- Приднестровье — государство, рожденное войной
Приднестровская Молдавская республика.
И шесть участков, судя по воле российских граждан, — этого крайне недостаточно. Люди голосуют там, где им удобно, это же очевидно. Вы тоже голосовали, я правильно понимаю? Потому что «многопаспортность» — это такая приднестровская история. Но для приднестровцев наличие второго гражданства — это абсолютно легитимно. У нас такая возможность есть, поскольку это дает возможность для путешествий за пределы Приднестровья. Вы знаете, что, к сожалению, загранпаспорт Приднестровья, гражданство [Приднестровья] не признается другими государствами. Нет возможности выезжать за пределы Приднестровья, поэтому люди определяются так, как им удобно: кто-то получает гражданство Российской Федерации, кто-то — гражданство Молдовы, кто-то — Украины у нас порядка 100 тысяч граждан Украины. Есть граждане других государств — Польши, Болгарии, Румынии и так далее. Поэтому для Приднестровья это просто вынужденная мера, для того чтобы люди не оказались в резервации.
Вообще как подтверждалась прозрачность этих выборов? Это решалось по линии профильных ведомств, по линии ЦИКов. Поэтому тут я думаю, что, наверное, комментарии с моей стороны будут не совсем корректными. Вы понимаете, что это не так. Но для нас этот вопрос не имеет принципиального значения. Самое главное, что они граждане нашей республики, и, имея молдавское гражданство, они живут по законам Приднестровья. Они принимают законодательство и легитимность нашего государства и, соответственно, являются приднестровцами, реализуя свои права и свободы. Поэтому тема того, сколько граждан какой страны находится в Приднестровье, на мой взгляд, никак не влияет на то, что это единый многонациональный приднестровский народ. Потому что, повторюсь, граждане государства, проживающие на территории другого государства, должны иметь возможность реализовать свои неотъемлемые права и свободы.
И конечно же, любые действия, которые препятствуют этому, не являются, на мой взгляд, ни демократичными, ни конструктивными. А это довольно редкое, исключительное событие. И этот съезд тоже создал интригу. Заговорили о том, что, возможно а дело было еще перед посланием президента России Федеральному Собранию, и параллели с 2022 годом проводились , Приднестровье обратится к России с просьбой о включении в свой состав. Этого, как мы видим, не произошло. Изначально не было такой задумки или просто передумали? Задавая мне его, вы сразу отразили важнейшую проблему. Вокруг Приднестровья созданы иллюзии, определенные мифы, и против нас ведется гибридная информационная война, когда в инфополе вбрасываются ложные нарративы, как сейчас принято говорить. И вот эта вот кампания по очернению либо дезинформации целей и задач, которые ставили перед собой наши парламентарии, наше общество, — она была нацелена на то, чтобы как раз сорвать проведение съезда депутатов всех уровней, который прошел 28 февраля.
Естественно, цели были другие, и они отразились в тех документах, которые были приняты, — в резолюции, в декларации, в тех обращениях, которые были направлены по итогам съезда. Если обозначить коротко, то Приднестровье сегодня столкнулось с беспрецедентным уровнем нарушений прав и свобод со стороны соседней Молдовы, с беспрецедентным комплексным давлением по всем направлениям. Это касается социально-гуманитарного [направления] так далее. Молдова — единственная страна в мире, которая взимает двойные таможенные платежи, экспортно-импортные сборы. Нигде такого нет, это нарушает принципы свободной торговли, включая принципы Евросоюза, к которому так стремится наша соседняя республика. Поэтому это комплексное давление, которое действительно создает проблемы, лишает людей возможности нормально жить и развиваться, растить детей, было, конечно, основным триггером, который побудил общественность Приднестровья высказать свою позицию, высказать свою волю и обнаружить единство в таких подходах. Потому что, очевидно, давление нацелено на то, чтобы как-то нас запугать, разобщить. Так вот, общество наше как никогда сегодня консолидировано, и решение этого съезда является тому подтверждением. Там 17 сентября 2006 года население Приднестровья высказалось за независимость Приднестровья.
За независимое развитие и последующее свободное присоединение к России — такая формулировка была. Могли бы вы пояснить, какую конкретно дипломатическую поддержки Приднестровье ожидает от Москвы? И от кого его нужно защищать? И эти обращения касались не только Российской Федерации о России мы сейчас поговорим , но и ОБСЕ и всех других участников международного переговорного формата «пять плюс два» — постоянного совещания, в котором участвуют и Украина, и Европейский союз, и Соединенные Штаты Америки. Мы обратились ко всем. Мы обратились также к Европейскому парламенту, обратились к международным организациям в сфере здравоохранения и так далее. То есть круг реципиентов наших обращений был довольно широк. Что касается обращения к Российской Федерации, тут всё очень, на мой взгляд, на поверхности. Россия является, во-первых, гарантом мира и стабильности на берегах Днестра.
Вы знаете, что миротворческая операция, которая действует с июля 1992 года, по настоящее время является уникальной и создает основания для того, чтобы мы вели мирный переговорный процесс, чтобы люди жили спокойно и не опасались никаких конфликтов. Поэтому, конечно, Россия как миротворец несет определенную миссию, создает условия для политического диалога. Ну и кроме того, Россия еще является одним из сопосредников в переговорном процессе «пять плюс два». Поэтому, конечно же, в рамках этого статуса России мы настаиваем на том, чтобы Российская Федерация проявляла политико-дипломатические подходы, направленные на то, чтобы не допустить разрушения переговорного процесса, который сегодня, как известно, находится в стадии деградации, не допустить усиления мер давления на Приднестровье. Потому что в рамках нашего переговорного процесса есть документ, он называется «Принципы и процедуры», под которым подписались все участники и который запрещает давление на одну из сторон переговорного процесса. То есть то, что сегодня делает Молдова, — это нелегитимно ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения комплекса договоренностей в рамках переговорного процесса. Поэтому, конечно же, обращение к России касается политико-дипломатической проактивной позиции, которая должна быть направлена на мирное, стабильное решение всех проблем и нивелирование форм давления. Аналогичные призывы мы также адресовали другим участникам, не только Российской Федерации. У меня есть знакомые в Приднестровье, это реальные люди.
Они говорят, что, в общем, продукты есть, всё ввозят, лекарства есть. Действительно, там бывают проблемы с поставками каких-то видов лекарств и медицинского оборудования. Это связано с тем, что Молдова требует, чтобы они были сертифицированы по молдавским стандартам, а Приднестровье с этим не согласно. Ну и, кроме того, Молдова ввела таможенные пошлины в отношении приднестровских компаний — раньше этого не было, и Приднестровью это тоже не нравится. То есть именно в этом состоит смысл «блокады», о которой вы говорите. Это так? Начнем с того, что в принципе, наверное, Молдова на протяжении десятилетий реализует в отношении Приднестровья блокадные меры. Наверняка, если вы касались нашего кейса, то знаете, что были «телефонные войны». У нас, кстати, до сих пор с Молдовой нет прямой телефонной связи, Молдова не исполнила договоренность в этой части.
Что касается блокады, то, конечно, это комплексное давление. Во-первых, банковско-финансовая блокада. Представьте себе, что наши экономические агенты не могут открыть счета в банках Молдовы. Они на временной основе зарегистрированы в Молдове, чтобы иметь возможность экспортно-импортной деятельности, торговать со всем миром, включая Евросоюз. Нет счетов — нет возможности выпуска продукции и закупки продукции; нет такой возможности — значит, экономический агент не получает сертификат, допустим, сертификат происхождения товара «Евро-1». Соответственно, он должен выплачивать пошлину, которая была введена с 1 января, в полном объеме. То есть банковско-финансовая блокада является очень важным элементом давления, который в принципе не позволяет нормально работать нашим предприятиям. Второй момент. Ряд предприятий — это ведущие заводы, там работает порядка 1,5 тысяч человек, это завод «Прибор», завод «Потенциал», завод «Электромаш», — они просто практически остановились из-за того, что Молдова по политическим мотивам считает продукцию этих предприятий как товары или продукцию двойного назначения.
То есть десятилетиями эти предприятия торговали и со странами Евросоюза, и с Казахстаном, и с другими государствами, в том числе из ЕАЭС. Но Молдова просто решила, что все товары, которые идут с этих предприятий, надо проверять и пропускать через фильтр специальной комиссии. А комиссия не проводится: месяц, два, три — комиссия не проходит. А товары ждут, товары ждут в том числе в Европейском союзе, и, конечно же, никакого отношения к продукции двойного назначения они не имеют. Третий момент. Наши экономические агенты вынуждены оплачивать экологические сборы, чего раньше тоже не было, — это тоже дополнительная нагрузка. Таможенные пошлины, о чем мы говорили. Нигде в мире никто не собирает двойные пошлины, потому что наши предприятия платят в наш бюджет, а условия регистрации в Молдове изначально определялись как освобождение наших предприятий от таможенных пошлин и сбора платежей. Никакое предприятие, никакой завод не может работать в условиях двойной таможенной нагрузки.
Это косвенный налог в бюджет Молдовы, а молдавский бюджет никакого отношения ни к выплате пенсий, ни к выплате зарплат и так далее в Приднестровье не имеет. То есть это поборы, которые абсолютно нелегитимны ни с какой точки зрения. Это лекарства из Индии, допустим, Белоруссии, Украины, Российской Федерации — те лекарства, которые конкурентны на рынке, они дешевле европейских аналогов. Но мы вынуждены покупать лекарства либо в Европе, либо в Молдове, которые дороже. Это проблема. Но есть и вторая часть, которая еще более жесткая, на мой взгляд. Это запрет поставки рентген-оборудования и других технологических запчастей, цифровых компьютерных томографов и флюроаппаратов. То есть того, что нужно людям, что нужно нашим клиникам. Кишинёв это делает абсолютно по политическим мотивам.
Допустим, у нас республиканская клиническая больница нуждается в поставке рентген-оборудования. Молдова говорит: «Нет, не может быть «республиканская» в названии, потому что это молдавское государство». И вот на этом основании начинается просто чехарда ограничений, препятствий, и Кишинёв просто не пускает рентген-оборудование, закупленное в Европе, фирмы Siemens, которая контролирует процесс использования этого оборудования, которая технологически очень щепетильно относится к правильности его использования. Вы понимаете, что это нонсенс для Европы, для тех же наших партнеров в Европе, которые поставляют нам это оборудование, что у Молдовы есть какие-то вопросы. Это абсолютно легитимные процессы поставки.
Опция увеличения миротворческого контингента есть, и она «оправдана с точки зрения ухудшения рисков безопасности, в том числе террористической угрозы». Кроме того, увеличить континент можно за счет проживающих в республике россиян, добавил дипломат. Читайте также:Отношения Москвы и Кишинева дестабилизируются В феврале премьер-министр Молдавии Дорин Речан заявил, что намерен добиваться вывода российских военных с территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики ПМР и добиваться ее «демилитаризации». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя 20 февраля выступление Речана, отметил напряженность в отношениях России и Молдавии.
Официальных государственных языков также три — русский, украинский и молдавский, но языком повседневного общения является русский.
В силу определенных причин, у многих местных жителей есть сразу по три паспорта — российскому, украинскому и молдавскому, а у некоторых есть даже и румынский. Объясняется это особенностями географического расположения непризнанной республики, которая вытянута вдоль левого берега Днестра, зажата между Молдавией и Одесской областью Украины и не имеет выхода к морю. Иначе говоря, это абсолютно уникальный анклав, причем, исключительно пророссийски настроенный. Более чем у двухсот тысяч приднестровцев имеется российское гражданство. Наш государственный флаг официально используется в ПМР как второй государственный. И это несмотря на то, что Москва независимость Приднестровья до сих пор так и не признала! При всем этом на территории анклава после окончания вооруженного конфликта находятся российские миротворцы, а также военнослужащие ВС РФ, охраняющие огромные военные склады с боеприпасами, оставшиеся в Колбасне со времен распада СССР. К слову, просто так взять и вывести их обратно на территорию «Большой России» довольно проблематично, поскольку на военную службу там в российскую армию поступали местные жители, приднестровцы, которым оттуда в случае чего некуда бежать. Если называть вещи своими именами, пророссийский анклав Приднестровье, где проживают сотни тысяч граждан РФ, находится в заложниках у Молдавии, где у власти находится прозападная марионетка с румынским паспортом Санду, и у нацистской Украиной, где в Киеве у власти — куда более страшный кровавый режим Зеленского.
Фото: Валерий Кругликов 28 февраля в Приднестровье состоялся съезд депутатов всех уровней. Подобного заседания в регионе не было 18 лет. На съезде была принята резолюция, в которой депутаты непризнанной ПМР обратились к Российской Федерацией с просьбой об экономической помощи и дипломатической защите. Всего в съезде приняли участи 620 депутатов, почти две трети из которых — представители городских и сельских советов. Что происходит в Приднестровье Съезд созвал Президент непризнанной ПМР Вадим Красносельский в связи со сложной экономической ситуацией, в которую попал регион в результате беспрецедентных налоговых и политических мер, предпринятых официальным Кишиневом. Съезд депутатов всех уровней созывается крайне редко — только в исключительных случаях. Последний раз это было в 2006 году. Фото: president.
Приднестровье: как жить 30 лет в статусе непризнанного государства
Разделения семей также не произошло: "граница" между Приднестровьем и остальной Молдавией прозрачна: там ездят даже маршрутки. Как следствие, в Кишиневе отсутствует социальная группа, имеющая ностальгию по утраченной земле и требующая ее возвращения. Да и ощущения "потерянной земли" просто нет. Во-вторых, несмотря на отсутствие вражды, два берега Днестра потеряли интерес друг к другу. За тридцать лет они стали чужими.
Это касается как жителей Приднестровья, так и правобережной, подконтрольной правительству части Молдавии: большинство не интересуется, что происходит на другом берегу. Из-за этого в разговорах с рядовыми молдаванами, а особенно с молодыми, все чаще слышна фраза, наподобие "да пусть уж отделяются". Надо подчеркнуть: это не означает возможность распада Молдавии. Такое развитие недопустимо для большинства граждан; а к тому же, неосуществимо на практике — за него никогда не проголосует парламент.
Поэтому на этот вариант не стоит даже рассчитывать: Молдавия целостна в границах, признанных ООН. Вот только о необходимости восстановления этой целостности в Молдавии сейчас говорят официальные документы, но не общество. А без общественного запроса — нет предложения со стороны политиков. Почему Молдавия боится ПриднестровьяКак следствие, политики Молдавии избегают этого вопроса.
Что бы ты ни делал — это гарантированно возмутит часть твоих избирателей. На протяжении многих выборов ни одна партия-лидер не включала реинтеграцию Приднестровья в свою программу на национальных выборах. Ни одна не предлагала стратегию возвращения оккупированной земли. А еще, ни одна ключевая партия Молдавии не употребляет термины "оккупация" и "сепаратисты", потому что там считают, что это оскорбляет жителей Приднестровья.
А про давление на регион даже думать нельзя! Подчеркнем: воссоединение государства ценой уступок Приднестровью то есть России имеет еще меньшую поддержку. Москва давно предлагала это в обмен на ограничение суверенитета Молдавии во внешнеполитических решениях — однако это было слишком даже для тех правительств, которые считаются пророссийскими. Словом, в Молдавии сложился национальный консенсус относительно варианта "ничего не трогать".
Обратите внимание, среди причин того, почему многие люди не хотят разрешать приднестровский конфликт, не упоминается боязнь армии РФ или что-то подобное. В последние годы, когда политики и рядовые граждане объяснили нежелание трогать Приднестровья — то в качестве аргументов звучало что угодно, кроме упоминаний о российских военных в Тирасполе, которых там на самом деле осталось очень мало. Мнение, что вывод войск РФ автоматически решает приднестровский конфликт — ошибочно. Даже если завтра офицеры РФ уедут с берегов Днестра, а местные солдаты превратятся в "военных ПМР" — это не гарантирует, что Кишинев моментально изменит стратегию по реинтеграции и начнет действовать принципиально иначе.
Пассивность Кишинева в вопросе воссоединения страны уже давно имеет гораздо больше экономических и политических причин, чем военных. Скажем прямо: много лет подряд эта пассивность была финансово выгодной. Считают, что контрабанда через черную дыру Приднестровья была генератором кассы, сменявших друг друга правящих партий. Взаимовыгодное сотрудничество элит в Тирасполе и Кишиневе в этом вопросе было еще одной гарантией стабильности "статуса кво".
Сейчас кое-что меняется. При действующей власти Молдавии контрабандное сотрудничество с Тирасполем прекратилось, уверены все наблюдатели. Также Майя Санду не раз делала заявления о необходимости вывода войск РФ. Она искренне стремится привести Молдавию в ЕС и понимает, что с Приднестровьем эта миссия невозможна...
Но и у Санду есть свои стимулы не трогать оккупированное Приднестровье. По крайней мере, сейчас. Во-первых, команда проевропейского президента понимает, что в этом регионе живут преимущественно пророссийские избиратели, пропитанные кремлевской пропагандой. А значит возвращение под контроль центральной власти региона, где живет более десяти процентов населения Молдавии, может радикально изменить электоральный расклад не в ее пользу.
Во-вторых, Кишинев до сих пор сидит на российской газовой игле — львиная доля газа поставляется из РФ. При правлении Санду правительство впервые начало закупать газ у других сторон раньше это на сто процентов был "Газпром". При этом газовые поставки из РФ на левый и правый берега Днестра технически идут по одной трубе, общим пакетом, и это дает Кишиневу гарантии газовой безопасности: Кремль не может отрезать газ для правительства Молдавии, не наказав заодно свой анклав. Соответственно, ликвидация Приднестровья прямо сейчас означала бы газовый коллапс, к которому Молдавия еще не готова.
В-третьих, даже не имея контрабандной прибыли, правительство Санду финансово заинтересовано в сохранении Приднестровья, подконтрольного РФ. Например, Молдавия покупает в Приднестровье электричество, которое тамошняя ТЭС производит на бесплатном! И, в-четвертых, в Кишиневе действительно не понимают, что делать с Приднестровьем в случае, если оно вернется. Ведь это — депрессивный регион с убитой экономикой и немодернизированным ЖКХ, основой бизнес-модели которого является бесплатный российский газ и контрабанда.
Это — те вопросы, ответы на которые должна получить Украина, убеждая Кишинев сделать необходимые шаги. Неоднозначная роль УкраиныИз прочитанного выше, у читателя может возникнуть вопрос: а справедливо ли, что именно Украина должна столько сделать для освобождения Молдавии? Ответ состоит из двух частей. Во-первых, как говорилось выше, для Киева исчезновение приднестровской проблемы действительно является насущной потребностью.
А во-вторых, надо честно признать: украинцы, а порой и государство Украина приложились к тому, чтобы Приднестровье появилось и существовало. Тогда у части украинских националистов была популярной мысль о том, чтобы отделить левобережье Днестра и присоединить его к Украине. Но надо подчеркнуть, что и официальный Киев, и самые популярные патриотические политики, вроде Вячеслава Чорновола, поддерживали конституционную власть Молдавии. Достаточно вспомнить, что в конце августа в Киеве спецслужбы задержали лидера сепаратистов Приднестровья Игоря Смирнова и передали его Кишиневу — но слабая вновь созданная власть Молдавии пошла на уступки и отпустила его после непродолжительного заключения...
А как доказательство того, что Приднестровье вспыхнет, украинские аналитики приводят вояж бывшего премьер-министра Великобритании, а ныне — министра иностранных дел этой страны Дэвида Кэмерона по маршруту Одесса-Кишинев. В Очаков же Кэмерон не поедет. Там его и хлопнуть могут. А потом он в Молдову поехал. А там Приднестровье. Так вот я вам скажу: если в ближайшее время не «рванет» Приднестровье, то я ничего не понимаю, зачем это все было. Читайте также Крымский мост проще всего защитить тоннелем под Керченским проливом Киев готов потратить миллиард долларов для уничтожения объекта-символа О том, насколько вероятен сценарий, при котором «рванет» Приднестровье, «Свободной Прессе» рассказал руководитель отдела Украины, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин: — Молодой украинский политолог правильно сказал, что он ничего не понимает. Современные украинские политологи и политики почему-то думают, что если им какая-то мысль пришла в голову, то других мнений нет, альтернативы не существует.
А у американского конгресса, оказывается, есть и другая мысль на этот счет. Но кто сказал, что Молдавия поведется? У нее другие планы. Молдавия хочет присоединиться к Румынии, чтобы войти в Евросоюз.
Политики ПМР часто вылетают из кишиневского аэропорта. Многие спортсмены Приднестровья выступают под молдавским флагом. Приднестровские футбольные клубы участвуют в молдавском чемпионате. Между ПМР и Молдовой проводится политика малых шагов. Но принципиальные вопросы так и остаются неразрешенными: Приднестровье отказывается принимать молдавское законодательство, убирать пограничные пункты пропуска и лишаться своего суверенитета. На территории непризнанной республики находится небольшой миротворческий контингент вооруженных сил России, созданный на базе 14-й армии. Периодически молдавские власти требуют заменить эти войска международной миссией гражданских наблюдателей, но получают твердый отказ. Виза не нужна, достаточно паспорта — пускают граждан всех стран мира Протяженность границы Приднестровья — 816 километров, на Молдову приходится 411 — линия в основном проходит по Днестру. Приднестровско-украинская граница составляет 405 километров и пролегает по суше. Отметки в паспорт не ставят. Но выдают миграционную карту, где указано место и дата въезда в республику, а также дата предполагаемого выезда. Срок действия карты — до 45 суток. При этом ее можно неоднократно продлевать. При въезде в страну надо сообщить, где вы планируете ночевать. Если въезжающий называет не гостиницу, а частный адрес, от него потребуют назвать имя человека, к которому он едет. Данные сверяются по электронной базе — не получится назвать случайные имя и фамилию. Если в момент пересечения границы путешественник не знает, где он собирается остановиться, его все равно пропустят. Но тогда надо будет в течение 48 часов встать на миграционный учет. С собой — заявление, паспорт и миграционная карта. Чтобы не тратить потом время на бюрократию, напишите адрес гостиницы при пересечении границы, даже если не собираетесь в ней ночевать. Граница Приднестровья: легко просочиться незамеченным Для Молдовы границы с Приднестровьем не существует. Поэтому въезжающих со стороны непризнанной республики встречают не пограничники, а полиция. Штамп в паспорт в таких случаях не ставят, но переход фиксируют. Так что если вы поедете из Одессы в Кишинев через Тирасполь, а потом вернетесь таким же путем обратно, то в вашем паспорте не будет никаких отметок о пересечении молдавской границы. Дорожный знак в Тирасполе с указанием направления на Одессу Но по закону, приехав на подконтрольную Кишиневу территорию через непризнанную республику, надо зарегистрироваться в течение 72 часов. Если турист въезжает в Молдову через Румынию или Украину, ему ставят в паспорт штамп, а регистрироваться не надо. Путешественники часто отмечают , что запутанные требования регистрации по обе стороны Днестра становятся поводом для вымогательства пограничниками взятки. Регистрация в Приднестровье нужна всем, кроме граждан Молдовы. Поэтому маршрутку из Кишинева в Бендеры могут пропустить в Приднестровье, даже не досматривая документы. Таким образом, путешественник попадает в непризнанную республику незамеченным. Схожая ситуация происходит, если заезжать в Приднестровье со стороны Украины по железной дороге. На станциях Бендеры и Тирасполь нет пограничного контроля. И на вокзале надо самому найти пункт регистрации. Если у вас не окажется миграционной карты при выезде, то придется заплатить штраф. Хотя если обратно также выезжать на маршрутке в Молдову или в Украину на поезде — штрафа получится избежать. По заявлению спикера приднестровского парламента Александра Щербы, именно на плавсредстве в 2017 году территорию республики нелегально покинул ее бывший президент Евгений Шевчук, в отношении которого возбудили уголовное дело. Правда, сам беглец отметил, что перебрался в Молдову на такси, которое взял в Дубоссарском районе республики. Какая бы из двух версий ни являлась истиной, обе они характеризуют прозрачность границы ПМР. Поэтому у туристов, которые приезжают в ПМР, возникает ощущение, что непризнанное государство — это законсервированный Советский Союз.
Соответственно, они не могут получить сертификат европейского происхождения и быть освобожденными от этих пошлин. Представьте себе такую торговлю с Европейским союзом — там нет экономики. Может быть, в статистике учитывались товары, которые идут еще на украинские рынки, на молдавские рынки — как страны, симпатизирующей Европейскому союзу. Может быть. Но нет, конечно, — такого большого процента в нашей торговле Европейский союз не занимает. Это порядка трети. Но это очень много. Я не понимаю логики действий молдавской стороны. Поверьте, это иррациональные действия. То есть вместо того, чтобы создавать условия для взаимодействия, создавать зону свободной торговли, снимать барьеры, привлекать бизнес… Ладно — политики, там у них свои какие-то позиции, у народа, может быть, менталитет традиционный, — ну, так привлекайте, создавайте равные правила игры для всех, создавайте транспарентные механизмы. Нет, они этого не делают, а поступают ровным счетом наоборот, то есть дискредитируют Европу и разрушают наши торгово-экономические связи. Европерспектива для Приднестровья вообще существует? Европерспектива: если предприниматель поставлял товары из Европейского союза, то с 1 января он уже не может это делать — какая для него европерспектива? Ему вообще работу надо искать и кормить своих детей. На завод не пойдет — завод стоит, потому что ему тоже запретили поставлять продукцию, понимаете, да? Насчет европерспективы повторюсь: Приднестровье адекватно рассматривает любые региональные, транснациональные экономические союзы и в этой части отдает должное авторитету и влиянию Европейского союза. У нас нет никаких фобий или каких-то предубеждений против Европы, ни в коем случае — наоборот. Но нам мешают развивать эти отношения. Что касается завтрашнего дня, ну, вот народ Молдовы будет там определять или не будет, посмотрим. Народ Приднестровья тоже должен определять, куда ему двигаться, где ему удобнее, где ему интереснее. Это должен определять народ демократическим путем. Допустим, жители Приднестровья с молдавским гражданством поучаствовали бы в таком референдуме? Пока он не организован, механизмов для его проведения нет, оснований правовых нет, поэтому подойдем к тому периоду, когда это всё будет происходить, и там посмотрим. Я правильно понимаю, что Приднестровье поддерживает военную операцию России? Если это не так, тогда поправьте меня. Об этом говорит руководство Приднестровья, мы говорим на всех уровнях. Это наша абсолютно четкая, прозрачная позиция: мы исключительно за мирные методы урегулирования. В этой части немирные методы, конечно, — это не то, что мы могли бы поддержать. Я понимаю, что эта тема очень волнует приднестровцев. Если почитать каких-то аналитиков в России, на Западе, в Молдове, на Украине, везде Приднестровье фигурирует в качестве «возможного плацдарма». Кто-то считает, что Россия сможет использовать Приднестровье для каких-то военных действий, операций против Украины. Кто-то считает, что, наоборот, Украина может что-то сделать с Приднестровьем и прорваться, например, к складам с боеприпасами и так далее. Не пугает ли приднестровцев вся эта ситуация неопределенности, в которой оказался регион? Я думаю, что мы долго еще из этой неопределенности будем выходить — и с большими потерями, если говорить глобально. Приднестровцев, безусловно, пугают любые такие негативные процессы, особенно у своих границ. Но еще больше нас беспокоят террористические акты, которые были произведены против Приднестровья, начиная с весны 2022 года — сбросы с квадрокоптеров по территориям воинских частей, там сгорели автомобили, было обстреляно здание одного из силовых ведомств Приднестровья. И буквально весной уже 2023 года, когда в гостях у Приднестровья была делегация действующего председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Северной Македонии Буяра Османи, мы, к счастью, смогли установить и предотвратить теракт, жертвами которого могли стать десятки дипломатов стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, ваш покорный слуга и так далее. То есть ситуация могла быть, на мой взгляд, просто чудовищной. Повторюсь, это открытые сведения. Более того, мы пригласили к анализу этой ситуации, к расследованию всех заинтересованных представителей. Миссия ОБСЕ действует на территории Молдовы и в Приднестровье тоже — это посредник, они как раз должны заниматься вопросами региональной безопасности. Мы также обратились к представителям Соединенных Штатов и других государств, но никто не изъявил желания вообще проанализировать ситуацию, связанную с этим ужасным потенциальным терактом. А он ужасен еще потому, что там планировался двойной теракт: в центре города на перекрестке, там, где остановки, магазины и так далее, планировалось взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой мы этот автомобиль тоже обнаружили , и жертвами могли бы стать десятки, десятки людей, детей и так далее. Это просто неимоверное зло, которое могло бы случиться на нашей территории. Поэтому, конечно, вы правы, мы крайне обеспокоены этой ситуацией. Сегодня у нас действует желтый код террористической опасности, предприняты необходимые механизмы по обеспечению безопасности населения. Но это создает, безусловно, напряжение в обществе, и мы хотели бы, чтобы международные структуры приложили все условия для того, чтобы не было рецидивов, не было угрозы террористических актов на нашей территории. Но пока, к сожалению, есть такие явления, и мы находимся в таких обстоятельствах. Мы никому не угрожаем — ни Молдове, ни Украине, ни США, ни России, естественно, то есть мы не можем быть источником конфликта. Но инциденты, провокации и теракты на нашей территории, диверсии, как недавняя диверсия с сожжением вертолета, — это всё то, что происходит. Но, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы мы никак не были втянуты ни в какие конфликтные ситуации. Я правильно понимаю, что там есть отдельно миротворческий контингент, но он вообще трехсторонний — с участием Молдовы, России и Украины, и есть отдельно бывшая 14-я армия — это российская группа войск, еще примерно 1,5 тысячи военных? Это так или не совсем так? Миротворческая операция действительно трехсторонняя, но там участвуют приднестровские миротворцы, молдавские миротворцы и российские. Также там была группа военных наблюдателей от Украины, её по решению президента Украины отозвали, хотя мы считаем, что они могли бы продолжать свою работу. Никаких препятствий для них нет — наоборот, всем было бы спокойнее, если бы украинские военнослужащие тоже обеспечивали, поддерживали мир в рамках своей компетенции. Ну, и, конечно же, такое определенное содействие миротворческой операции оказывает и ОБСЕ, поэтому у нас трехсторонний формат. Но в работе Объединенной контрольной комиссии это руководящий орган присутствуют также еще украинские дипломаты и представители ОБСЕ. Вот такой, на мой взгляд, очень хороший, очень эффективный механизм. Что касается российского присутствия, тоже очень много инсинуаций: кто-то пытается говорить о военных складах вооружений, кто-то говорит о военнослужащих, которые их охраняют, кто-то говорит о миротворцах… На самом деле это единое целое. Действительно, российские миротворцы обеспечиваются тем контингентом, который находится на территории Приднестровья. Происходит ротация, поэтому какую-то часть времени военнослужащие проводят, охраняя склады, какую-то часть времени они в рамках ротации проводят, выполняя другие задачи, включая обеспечение мер безопасности на пунктах, там, где находятся миротворцы, в зоне безопасности. Поэтому российское присутствие мы рассматриваем исключительно с точки зрения обеспечения мер безопасности: это миротворческая операция и охрана оружия и военных складов, которые исторически остались на нашей территории. Потому что есть разные спекуляции о том, что их там уже нет, или они уже непригодны, скажем так, или они там лежат и интересуют всех ваших соседей. Я точно вам не скажу, потому что не специалист. Но они там присутствуют, никуда они не делись и требуют, конечно, должного ухода и охраны, безусловно. Кстати, для вашего понимания. Приднестровье как бы пытаются обвинить в том, что мы против того, чтобы эти вооружения, боеприпасы были выведены, а молдавская сторона часто спекулирует о том, что надо вывезти боеприпасы. Но надо понимать, что такой объем и характер этих боеприпасов не подразумевает, чтобы взять авоську и откуда-то вынести куда-то боеприпасы. Куда их вывезти? Есть боеприпасы, которые в принципе нетранспортабельны, то есть необходимо их утилизировать. Это сложный комплексный процесс: необходимо там строить заводы, обеспечивать экологическую безопасность, физическую безопасность. И к этому диалогу была готова российская сторона, мы точно знаем. В 2019 году нас посещал министр обороны Российской Федерации, он посещал и Республику Молдову, и как раз инициатива касалась решения проблемы с боеприпасами. Но тогда, насколько я понимаю, молдавская сторона не была готова пойти навстречу, и воз и ныне там, что называется. Поэтому тут надо развенчать еще один миф. Приднестровье, естественно, за решение этого вопроса — на нашей территории такой объем боеприпасов. Конечно, это несет в себе определенную угрозу и риски. Но это нужно делать разумно, а не заниматься спекуляциями. Знаете как, волшебную палочку дать молдавскому политику, он там махнет, и их не станет — так не бывает. Мы, кстати, пытаемся как-то объяснять молдавским коллегам более серьезно — они иногда живут в своем каком-то странном мире, очень оторванном от реальности, — что для этого нужно договариваться, для этого нужно решать вопросы, нужны высокие технологии и нужны серьезные финансовые средства. Были официальные встречи, об этом говорилось. Сформулирую так: исходит ли какая-то угроза именно от Украины в отношении Приднестровья? Потому что некоторые украинские чиновники говорили о том, что они могли бы посодействовать Кишинёву и занять Тирасполь в оборонных целях. Вообще в Тирасполе серьезно воспринимают такие заявления или нет? Отдельные политики, эксперты каждый день что-то заявляют. Если так серьезно анализировать эти заявления, то можно, в общем-то, потерять значительную часть своего здоровья. Мы же исходим из реалий. Мы находимся в плотном политико-дипломатическом контакте со всеми участниками, включая украинскую сторону. Вы знаете, что буквально с конца прошлого года у нас установились, наконец-то, регулярные нормальные контакты с уполномоченным представителем Украины в переговорном процессе Пауном Роговеем, который у нас уже дважды был в гостях. И мы все проблемные моменты обсуждаем именно на этом уровне. Это уполномоченное лицо, которое уполномочено обсуждать вопросы мирного диалога, политического урегулирования и так далее Поэтому в данном случае мы исходим из тех сведений, из той позиции, которая идет по этому каналу коммуникации. То есть мы оставляем украинским и молдавским экспертам пространство для маневра. Пусть они говорят, что угодно, — реальность отличается от их желаний или фантазий. Но самый главный момент, о котором тоже нужно знать. После февраля 2022 года на территорию Приднестровья, через территорию Приднестровья транзитом проехало более 200 тысяч граждан Украины, и они все были зарегистрированы у нас.
Признание Приднестровья откладывается до появления общей границы с Россией
Помочь ПМР можно двумя путями — морским и воздушным. На счет морского пути, мы видели, что случилось с крейсером Москва. А это был именно крейсер ПВО, не десантный корабль. Военной авиации придется прорываться сквозь западное ПВО, неся неизбежные потери. Но есть и минусы. Разрастание конфликта из войны двух стран на новых участников дает России дополнительные возможности. Во-вторых, может подстегнуть Китай и Иран на полноценные поставки вооружения, о чем я писал выше.
Ну и внутренний вопрос, нападение на «братушек из ПМР» - лишний повод в копилку аргументов восприятия СВО как «третьей отечественной». Возможно, суть именно в холодном сценарии, а войны там и не будет. Просто Россию вынуждают как-то действовать, в то же время, подчеркивая слабость и невозможность защитить союзников даже от маленькой Молдовы. Власти этой страны могут заработать как внутренних очков, при этом, задавив протесты, так и кулуарно договариваться с Москвой, например, об отсрочке и скидках на газ, болезненный и сложный для них вопрос. Боевые действий Напоследок, можно обсудить новости с фронтов. Их очень мало, в последние дни боевые действия затормозились.
В этот раз говорит, что не дают снарядов. МО РФ ответили, что снаряды дают, и даже слили какие-то данные. Слухов много разных, одни говорят, что эти армейские завидуют Пригожину и хотят задушить его ЧВК, другие говорят, что ЧВК приравняли к военным и теперь дают им снарядов не сколько те просят, а поровну со всеми ссылка. На самом деле, влазить в это совершенно не хочется, узнать, кто тут прав, можно только обладая всей полнотой информации изнутри. Просто зафиксируем факт очередных разборок. Ну и то, что российская армия действительно испытывает дефицит снарядов, о чем уже давно пишут военкоры ссылка.
Не такой сильный, как у ВСУ, но бездумно стрелять и заливать все артиллерией нельзя. Наступление России все еще не началось. Некоторые говорящие головы говорят, что оно уже закончилось и полностью провалилось, но я бы им верить не стал. Хотя такую позицию разделяли даже некоторые комментаторы моего прошлого поста, но я предлагаю просто подождать активизации фронта и тогда делать выводы. Потому что другие, более серьезные люди, говорят, что наступление таки ожидается, возможно, все же, на годовщину СВО. В Украине на 23-24 числа ждут, как минимум, массовых обстрелов.
Школы переводят на удаленку, усилили проверки, ищут «корректировщиков» ссылка. Обстрелы вдоль линии фронта есть. Прилетает в Запорожье, Днепр, Харьков, Херсон — но так почти всю войну. Из интересного, летит еще и в Сумы, чего раньше как-то не наблюдалось, как мне кажется ссылка. А Сумы — одно из направлений предполагаемого удара. ВСУ продолжают ждать танки, публикуются кадры с обучения ссылка.
При этом, число танков в первой партии сократилось и уже открыто говорят, что они не особо повлияют и «танковый кулак» придется подождать подольше ссылка. Идут противоположные слухи, как пишет Politico, от ВСУ просят наступления ссылка. Вполне вероятно, мы тут видим противоречие политических и военных интересов, когда Байден и его окружение строят свою политическую риторику на помощи Украине, им нужны и реальные результаты. Комитет Палаты представителей это где Республиканцы взяли большинство запросил отчеты о расходовании 113 миллиардов средств, выделенных Украине ссылка. В самой Украине, напомню, министр обороны попал в коррупционный скандал, но его так и не смогли снять. Ситуация может закрутиться самым интересным образом для Байдена и его политической стратегии, которую они хотели бы перекрыть активизацией боевых действий.
Reuters пишет, хоть это и «ссылка на источник», что администрация США предупредила Украину, что помощь не является неисчерпаемой и в какой-то момент она прекратится ссылка. В Украине вдруг закончился дефицит электроэнергии ссылка. Свет совсем не отключают, запускают электротранспорт и даже уличное освещение, которого не было с начала СВО. Немного странная ситуация, но буквально первые мои посты были о том, что удары по энергосистеме не нужны и даже вредны. Как и в принципе идея «ударов возмездия», когда у вас полноценная война идет. Но эту тему, может быть, раскрою в следующий раз.
Общие выводы Подведу итог. Текст получился длинным, наверное, кто-то вообще не дочитал, а кто-то забыл, с чего начинали. Выступление Путина — ничего интересного и достойного внимания. Провели просто потому, что надо, как родительское собрание в школе. Ждем 23-24 чисел, будет что или нет. Внезапный Байден в Киеве — неожиданно, но тоже скучно.
И в Варшаве ничего интересного он не сказал и не сделал. Как и Путин на стадионе. В общем, у обеих лидеров замах на рубль, удар — на копейку, так, перед камерами покрутились и все. Молдову тянут в войну. Непонятно, действительно ли готовится второй фронт или же это просто блеф ради политических преференций, ждем, что будет дальше. Россия и Китай продолжают сближаться, что вызывает опасения у США.
В ответ получают жесткий отпор, что Китай будет делать только то, что решит нужным. Но пока ничего не решили, кроме слов о крепкой дружбе. На фронте затишье с обеих сторон, только Вагнер продолжают, жалуясь на нехватку снарядов, потихоньку окружать Бахмут. В Украине опасаются эскалации ровно на годовщину, 23-24 февраля. При этом, другая часть политиков США активно интересуется, куда идут бюджеты, а в прессу просачиваются заявления, что «помощь не бесконечна», уже не в первый раз, кстати. Для подписчиков В прошлый раз я, похоже, неправильно донес мысль на счет коротких форматов.
Я не планирую отказываться от лонгридов, просто есть темы, которые хочется осветить, но они в лонгрид не лезут, а отдельный пост - мелковато. Если начну - сообщу и тут, это не планы, а просто размышления, куда можно писать. Уже несколько человек писали мне про Ютуб, но нет, к нему я пока морально не готов. Донатов все так же нет и пока не будет. Сейчас писать посты для меня хобби, пишу по мере желания, времени и тем, пока пусть так и остается. Постараюсь в ближайшее время неделя-другая опубликовать несолько постов не только на тему новостей, но как пойдет.
Времени уходит на самом деле много как на сами посты, так и на разбор комментов. Я их почти все читаю и отвечаю.
С начала 2024 года Молдавия пошла на серьезную эскалацию отношений с Тирасполем, фактически используя методы экономического принуждения Приднестровья к реинтеграции в свое политико-правовое поле. С 1 января вступили новые правила таможенных сборов с предприятий, занимающихся импортом и экспортом товаров в непризнанную ПМР. По сути компании, поставляющие различную продукцию в Приднестровье, вынуждены платить двойной налог — в бюджет и ПМР, и Молдавии. Зачем об этом заговорили в союзе и как провести такое присоединение без утвержденного механизма По оценке Андрея Сафонова, «действия Кишинева и стоящих за ним сил» сводятся к попыткам обанкротить Приднестровье, подломить бюджет, после чего уже «придушить политически». Это, очевидно, уже прерогатива руководителей российского государства, профильных министерств и ведомств. Сколько потерял Тирасполь от действий Кишинева По итогам съезда стало очевидно, что, несмотря на спекуляции наблюдателей, которыми сопровождался процесс подготовки к встрече, требования Тирасполя об отмене пошлин носят исключительно экономический характер, обращает внимание политолог Кирилл Аверьянов. Я думаю, что Запад окажет давление на Кишинев, и молдавские власти будут вынуждены пойти на уступки Приднестровью. Россия также должна подключиться к давлению на официальный Кишинев с тем, чтобы он разблокировал ПМР в экономическом плане, — говорит политолог «Известиям».
На официальном уровне Кишинев отрицает поддержку радикальных мер решения проблемы «приднестровского региона», как называют там Приднестровскую Молдавскую Республику. Однако фактически через взимание пошлин Молдавия демонстрирует распространение собственного суверенитета над этой территорией: кто собирает налоги, тот и представляет власть.
То есть и правобережья, и левобережья. Если это не произойдет, по тем или иным причинам это будет невозможно, есть еще вариант, по которому сначала в Евросоюз интегрируется правобережье, потом левобережье", - сказала Санду в интервью радиостанции Vocea Basarabiei. Президент Молдавии утверждает, что конфликт в Приднестровье возник по причине того, что "Москва поддержала сепаратистский режим", который много лет сохраняется благодаря этой поддержке.
Ребята, это вам последнее приднестровское предупреждение. Не обратите внимания, пойдем дальше. А дальше все будет не так мягко, а очень сурово. Спросите у Украины, которая не слушала дружеских предупреждений, предпочтя закусить удила.
Приднестровье больше не Молдова. Начинается?
В СМИ появилась информация о том, что Приднестровье срочно готовится войти в состав России. ИА REGNUM обратилось к одному из основателей ПМР, первому вице-президенту республики Александру Караману с просьбой высказать свое мнение по наиболее острым вопросам, касающимся прошлого, настоящего и будущего Приднестровья. Эксперт по безопасности и бывший замминистра иностранных дел Валерий Осталеп предупреждает о растущем риске провокаций в Приднестровье. Как известно, Приднестровье объявило о своей независимости от Молдавии 2 сентября 1990 года, а после горячей стадии конфликта с молдавскими националистами в 1991-1992 годах отделилось от нее фактически. Защита интересов жителей Приднестровья является одним из приоритетов, Россия всегда внимательно рассматривает поступающие просьбы – так в МИД РФ прокомментировали обращение депутатов ПМР. Ведь Молдавия особо и не рвалась выйти из сейчас и признать Приднестровье частью проблемы то остаются.