Александр Пономарев: «Инсталляция у египетских пирамид – это историческое событие». Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Александр Евгеньевич Пономарёв (род. 21 мая 1957[1], Днепропетровск) — российский художник, член-корреспондент РАХ (2010), кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». Александр Пономарев – современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Описание: Автор инсталяции, художник Александр Пономарев на открытии павильона «Ледяная пещера» в природно-ландшафтном парке «Зарядье». Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Александр Пономарев — моряк, инженер и художник, участник Венецианской биеннале современного искусства и организатор первой биеннале в Антарктиде — в этом году отмечает 65-летний юбилей.
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. Свои работы представит Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Как у Пономарева выхвачены образы того времени и того места: человек честно рисовал перестроечную вакханалию.
Культ цикличности
А вот главные персонажи этой работы — две фигуры моряков в натуральную величину. Впервые инсталляция была показана в 2008 году в итальянской галерее Galleria Nina Lumer. Специально созданный с помощью вентиляторов ветерок создавал впечатление полета. Александр Пономарев объясняет необычное положение моряков так: они зрят в суть вещей, расширяя и меняя наш взгляд на привычный окружающий мир. В Музее Москвы представлен эскиз к данной работе. Конкордия Покрытый льдом макет судна «Коста Конкордия» первыми увидели посетители павильона Антарктиды в Венеции в 2014 году. Concordia в переводе с латыни означает «гармония» — олицетворение согласия, договора или пакта. Также это часть названия круизного лайнера, потерпевшего крушение у берегов Италии в 2012 году после ошибки его капитана, который покинул судно до того, как началась эвакуация.
Армада «пьяных кораблей» появляется на художественных ярмарках и биеннале , демонстрируя силу искусства в самых различных и неожиданных местах от Баренцова моря до Арктики. В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая.
В юности ходил по всему свету на кораблях и судах. В 1980-х серьёзно заболел, и теперь занимается только искусством. Так или иначе работы и проекты Пономарёва связаны с морем. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина, Центре Жоржа Помпиду в Париже и других крупных отечественных и зарубежных собраниях.
Такого быть не может. Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам. Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому. К тому же я декларирую искусство для рыб и птиц — вот мои зрители. Вот тот корабль в пустыне, «Коста Конкордия», который сооружали две деревни берберов, его-то все и назвали ковчегом. Сейчас на такие проекты все труднее доставать деньги. Но, с другой стороны, сегодня огромный интерес к экстремальному туризму и искусству в зоне риска. К тому же сейчас все кинулись креативные кластеры создавать. Только не понимают: для того, чтобы их строить, нужны креативные люди. А это кто? Художники, вот их и надо привлекать.
Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее
Спирали винтов и турбин имеют общую ось и соединены валом, поэтому визуально сливаются. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам! Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу.
Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях.
Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника.
Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарёва всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а через 15 лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
По материалам Третьяковской галереи.
Пушкина В понедельник, 20 марта, в Томске стартует проект одного из самых известных современных российских художников — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». Предполагается, что он объединит искусство и науку и будет открытым для всех студентов, молодых ученых и преподавателей ТГУ, сообщают в Сибирском филиале ГМИИ им. Ее деятельность будет направлена на создание междисциплинарного творческого сообщества, содействие образовательному процессу в области искусства и дизайна, развитие нового типа мышления на стыке искусства и науки», — говорится в сообщении. В работе лаборатории будут применяться авторские методики Александра Пономарёва, которые более 30 лет реализуются в форме персональных художественных и международных кураторских проектов. Итогом работы лаборатории станут художественные проекты, в том числе паблик-арт, ленд-арт, сайт-специфичные инсталляции и выставки. Начнется проект с творческого образовательного интенсива, который пройдет в ТГУ с 20 по 24 марта.
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — стеклянный корабль. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает своё путешествие в мистическом океане искусства. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.
Например, участвовал в прошедшем недавно плавании на Новую Землю в качестве орнитолога», — рассказывает художник. На специальных экранах демонстрируют видеозаписи перфомансов Александра Пономарева, проведенных во время плаваний. Один из них — «Ветрувианский человек», состоявшийся в 2014 году на судне Российской академии наук в Атлантическом океане.
В названии нет ошибки — лишь игра слов, отражающая суть перфоманса. В нем художник соединил ветер и Витрувианского человека — знаменитый рисунок идеально пропорционального мужского тела, созданный Леонардо да Винчи по описанию архитектора Марка Витрувия. Между мачтами подвешена конструкция — увеличенная копия ветроуказателя, внутри которой в позе Витрувианского человека Леонардо да Винчи находился сам художник. Здесь же расположены две другие масштабные инсталляции в виде кораблей. Первая, Concordia, впервые была представлена в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году. Остов судна покрыт льдом, который периодически тает, а потом снова замораживается. За это отвечает специальная машина.
На создание этой работы художника вдохновила история круизного лайнера «Коста Конкордия», потерпевшего крушение у берегов Италии в 2012 году. Судно погибло из-за ошибки капитана, который покинул его до начала эвакуации пассажиров. Это очень важно для людей во всем мире, которые должны научиться жить вместе. Мы все находимся на судне, которое может подвергнуться опасности, например покрыться льдом». Теория струн и змей, кусающий себя за хвост Выставка «Без берегов» дает возможность посетителям увидеть частичное повторение одной из самых свежих работ художника — нашумевшей инсталляции «Уроборос». Пономарев создал ее в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now в Каире. На эту работу его вдохновила находка, сделанная археологами во время раскопок в Египте, — две солнечные ладьи, обнаруженные у подножия пирамиды Хеопса.
Александр Пономарев р. Современный художник, который создает художественные и инсталляционные объекты. Его работы выставляют в галереях и музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.
Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства.
Какая глубина? Где дно? Александр Пономарев. Художественный объект Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Посетители выставки смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений.
За несколько месяцев с момента открытия выставки в Государственной Третьяковской галерее её посетили сотни гостей, а интерес к творчеству современного художника привлёк журналистов и представителей архитектурных СМИ.
Кроме того, с 21 сентября по 29 октября в Российской академии художеств проходит выставка народного художника Российской Федерации Сергея Андрияки. Тематика экспозиции направлена на повышение престижа профессии учителя.
Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. В залах музея появятся две инсталляции с кораблями.
Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза.
Пономарев в миланскую галерею притащил поваленные штормом деревья и соорудил из них свою фантасмагорию: конструкции, напоминающие перископы, в которые смотрят манекены в форме российских моряков. Этот проект занятно срифмовался с концептуальными практиками ведущих художников постсоветского пространства: Франциско Инфанте, того же Монастырского и даже Ильи Кабакова, в последних инсталляциях которого тоже фигурируют кукольные персонажи, которых надо наблюдать в разные оптические приборы, например подзорную трубу. И отрадно, что, нарушая чистоту жанра, отказываясь быть только концептуалистами или только формалистами, художники предлагают куда более богатую культуру зрения, не зашоренного социальными, политическими установками. Графика Пономарева напоминает дрожащие в океанических бликах узоры, ускользающие от однозначного толкования. Сам художник с удовольствием цитирует Вернадского, считавшего нашу жизнь чем-то вроде тончайшей пелены на поверхности планеты. И саморастворение в природе очень важно.
Еще интереснее в данной связи высказывание любимого поэта Александра Пономарева и известного художника, работающего со словом, Эрика Булатова — Всеволода Некрасова.
С искусством на Т
МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. читайте на Global City Москва. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах.