Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды. Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды. Три тяжких удара – казнь князя Михаила Ярославича (1318), «Федорчукова рать» (1328) и гибель в Орде князя Александра Михайловича и его сына Федора (1339) – положили конец. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением.
Возвышение Москвы в первой половине XIV в.
Не всегда можно отделить татарское нашествие от усобицы русских князей с участием татарских отрядов. В 1223 году отряды монгольских полководцев Субэдэя и Джэбэ разгромили высланное против них союзное русско-половецкое войско, после чего вторглись в южные пределы Руси. Однако монгольское разорение в тот раз коснулось лишь края Переяславского княжества. После этого монголы двинулись в сторону Новгорода, взяли Торжок, но отказались от дальнейшего похода на север. Повернув на юг, татары прошли через край Смоленского и Черниговского княжеств, не затронув их главные города, и по пути, после долгой осады, взяли Козельск — центр удельного княжества Черниговской земли.
Осенью 1239 года татары взяли Чернигов. В 1252 году Батый отправил на Русь полководца Неврюя с целью предотвратить восстание русских земель во главе с князем Андреем Ярославичем. Карательная акция была направлена против Владимиро-Суздальской земли, которую монголы вторично разорили дотла. Неврюй вручил власть над этой частью Руси брату Андрея, Александру Невскому.
В то время, как Неврюй разорял Северную Русь, другой татарский полководец Куремса отправился против мятежного Галицкого княжества и воевал несколько лет. В 1258 году полководец Бурундай одним своим появлением заставил князя Даниила смириться и платить ему дань. В 1285 году татары отправились покорять Венгрию, отказавшуюся платить им дань, и снова прошли через Галицкую землю. Но победа венгров позволила и Галицкому княжеству почувствовать себя свободно.
Тем не менее симпатии московской княжеской летописи здесь целиком на стороне страдающих тверичей, а отношение к татарам целиком враждебное, хотя они, как казалось бы действуют в интересах московского князя. Однако его собственное положение и положение его княжества при этом оказывается чрезвычайно шатким, несмотря на внешнюю лояльность по отношению к татарам, — летописец приписывает спасение Москвы от татарского погрома только Божьей милости. Необходимо учитывать какие князья одержали верх в борьбе в итоге, а значит по праву сильного могли переписывать и летописные тексты в свою пользу, обеляя себя перед потомками. По -нашему мнению летописи, доставшиеся Московским князьям могли быть исправлены московскими монахами летописцами. Отметим, что большинство поздних русских летописных списков показывают точку зрения Москвы на события русской истории, и особенно связанные с участием московских князей в расширении Московского княжества и объединение Руси. XIII по кон.
ИРЛИ; Отв. Существует мнение о том, что русские летописи достоверны, и точны и написанное в них остается неизменными во времени, выше показана Тверская летопись, состоящая из фрагментов и поздних списков XVII века. Приведем пример о правках и уничтожении фрагментов летописей, российский историк, археограф, исследователь и издатель руссских летописей Насонов А. IV, 214 , разобрал текст отпечатка, согласно которому составителем рукописи был эконом Киево-Печерского монастыря Пантелеймон Кохановский, занимавшийся летописным делом в 1680-1682 гг. IV, 215 , показывающий, что составителем и этой рукописи был тоже П. Ученик М.
Присёлкова, А. Заозерского, С. По — нашему мнению нет, приведу пример. По данным А. Куза в XIII веке по летописным источникам на Руси было примерно 300 городов: «по 20-25 в среднем на одно княжество, что не вызывало в принципе сомнений». Но в связи с накоплением и постепенном вводом в научный оборот огромного археологического материала.
Оказалось, что: «К трем-четырем сотням летописных городов противостоит около тысячи «безымянных» укрепленных поселений. Куза То есть археологи нашли еще сотни городов, а в летописи они не упоминаются!!!
За старшего тебя назначаю. Смотри у меня!
Беги, запрягай. Да гляди, ночью в полынью не влети. Зимник-то добрый нынче, но всяко на реке случается. Ай, чуть не позабыл.
Липу ту великую помнишь на ручье, где в прошлый раз прятались? В самом верху в боковой ветви дуплецо у неё, снизу не видать, только сверху нащупать можно. В то дупло клад я схоронил, серебро наше. И никому даже глазом в ту сторону не моргни!
Придёт время, пригодится. Дай обниму… Пора мне. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту». Иди в детинец 32 к южным воротам, там наша ватага собирается.
Я свой десяток собрать пытался, да вот, один явился. Может тут уже мои корабльчии 33? Эти все не крещёны. Где ж твои вои 34 «веры истинной»?
А примазавшиеся к вере разбежались, думают, татары их не изловят. Он человек крепкой веры. Сам пришёл и братию привёл. Эти за веру жизнь отдадут — не отступятся!
Хватит лясы точить, иди к воротам, проверь запоры, людей расставь. Как ворог появится, сразу запирай. Давай, давай, поспешай. Гонцы доложили, к закату недруги под стеною будут.
Постой, своих-то чего не привёл? Кто в кремль не войдёт, все в полон пойдут. Скажи-ка, воевода, а князь-то командует? Что ты рукой машешь, неужели утёк?
Нам за город стоять надо, за семьи наши. Иди уже! Узбек послал на Тверь зимой 1327—1328 гг. Тверское княжество подверглось сильному разорению.
Александр Михайлович бежал».
Восстание в Твери стало одним из ключевых событий в политической борьбе Твери и Москвы. После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника. Хан Узбек выделил московскому князю около 50-тысяч воинов «Федорчукова рать» - по имени одного из темников. Огромное войско нагрянуло на Тверское княжество и разгромило его. Эти события лишили Тверское княжество политического главенства.
Тверское восстание против Золотой Орды
Искушенный в интригах хан, конечно, понимал, «откуда дует ветер». Однако и Калита был мастером интриги. Неизвестно, какими именно аргументами заставили хана «оскорбиться до зела». Вероятно, самые сильные из них представил Узбеку сам Иван Калита, явившийся в Орду с двумя сыновьями в начале 1339 г. Или просто — расчётливо «наехал» при поддержке новгородцев и церкви. Иван вернулся в Москву. А хан вызвал к себе его тверского соперника. После долгих колебаний в конце лета 1339 г. Тверское духовенство, княгиня Анастасия сопровождали его по Волге до устья речки Кашинки.
Брат Василий Михайлович еще дальше — до Святославля Поля. В Орде Александр по обычаю одарил хана и ханшу, влиятельных придворных. Сын Федор передал ему последние новости. Хан не спешил объявить свою волю. В тягостном ожидании прошел целый месяц. Наконец прибытие в Орду сыновей Ивана решило исход дела. Очевидно, всё же был московско-новгородский наезд на хана. За три дня до казни князю был объявлен смертный приговор.
Обреченный то истово молился, то бросался обивать пороги своих доброхотов. Но все было напрасно. Настал день казни — четверг, 28 октября 1339 г. Наконец показалась толпа татар во главе с неким Черкасом. Татары подбежали к Александру, схватили его за руки. Со связанными руками он был поставлен перед ханским вельможей Товлубеем. Восседавший на коне Товлубей приказал своим подручным: «Убейте их! После чего палачи отрубили им головы.
Мертвые уже не были опасны для Москвы. Гибель Александра Тверского и его сына легла мрачной тенью на репутацию московских князей. Очевидно, что Калита приложил немало стараний, чтобы избавиться от опасного соперника. Как восприняли в Москве расправу с тверскими князьями? Осенью 1339 г. Одна из летописей сообщает, что сыновья Калиты вернулись из Орды «с великою радостию и веселием». Конечно, они радовались не самой гибели Александра, а тому политическому облегчению, которое наступило с уходом этого неугомонного бойца. Три тяжких удара — казнь князя Михаила Ярославича 1318 , «Федорчукова рать» 1328 и гибель в Орде князя Александра Михайловича и его сына Федора 1339 — положили конец расцвету Твери.
Князь Иван остро ощутил эту историческую перемену.
Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича.
К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.
Истребление или угон в рабство большинства жителей. Утрата Тверью статуса сильнейшего русского города и возвышение Москвы. Переход власти к Константину и Василию Кашинским. Получение великокняжеских ханских ярлыков Иваном Калитой и суздальским князем.
Перераспределение политического влияния на северо-западе Руси. Тем не менее, в Золотой Орде оценили риск сопротивления русских городов. После этого разорительные набеги баскаков прекратились. Причины поражения Наличие сильного политического соперника в лице Москвы.
Отказ соседей поддержать князя Александра Михайловича. Неравенство сил — тверской правитель не мог в одиночку противостоять объединённым войскам карательной экспедиции. Историческое значение Антиордынское восстание послужило утрате Тверью политического влияния. Постепенно русские княжества стали объединяться вокруг Москвы.
Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, татаро-монгольские завоеватели впредь не позволяли себе подобных бесчинств. Литература: Н. История государства Российского в 12 томах. Источники по истории антимонгольского восстания в Твери в 1327 году.
Последствия Федорчуковой рати
Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
Но столь решительное восстание и истребление татар вряд ли стало бы возможным, если бы тверичи не прониклись страхом за то, что Чолхан собирается отвратить их от веры Христовой, насильно обрезать и сделать басурманами. Утверждение ислама в Золотой Орде Мусульманская религия на землях будущей Золотой Орды стала устанавливаться в начале 10 века. Тогда ислам был принят правителями Волжской Болгарии. Монголы и татары, пришедшие из Центральной Азии, были язычниками. В дальнейшем монголы приняли буддизм, а тюркские народы, составлявшие большинство населения Золотой Орды, проявляли, вслед за булгарами и башкирами, тягу к исламу. Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг. Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований. Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году.
С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды. Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их.
Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно, а критиковать — конструктивно! Если видите грубость без аргументов, призовите admoders. Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.
Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.
Слухи об обращении в ислам ходили на Руси с момента воцарения хана Узбека в 1313 году. Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение. Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр.
Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан». Для Ивана Калиты это был идеальный момент, чтобы совершить переворот в сознании жителей соперничающего княжества, отодвинув фигуру Александра Михайловича как предателя веры и, следовательно, своей земли на самый дальний план. Потому не исключено, что слухи об обращении разгорелись с новой силой не просто так. В Москве была митрополия и престольный собор, а от Твери «Бог отвернулся» — она не была угодна ни Ему татары как кара Божья , ни хану Узбеку, ни тем более Ивану Калите. Слухи о «басурманской вере», да ещё в день освящения престольного храма — лучше и придумать было нельзя.
Тверское восстание с любой стороны было выгодно Москве, но Калите нужно было окончательно дискредитировать Александра Михайловича и примерить образ «идеального князя» на себя. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Федорчукова рать, которую хан Узбек направил после убийства Чол-хана в Тверь — карательная экспедиция 50-тысячного ордынского войска с темниками «Федорчуком, Сюралыком, Сюгой и прочими». Но, согласно большинству источников, во главе рати стояли Иван Калита и Александр Васильевич Суздальский, которые взяли «Тверь и Кашин, а прочие города и волости опустошили». Итоги Об этической стороне участия Калиты в походе на Тверь с татарами до сих пор спорят историки, но расчёт московского князя был верным. Александр Михайлович биться не вышел и бежал в Псков.
Рать не тронула Москву, и Иван Данилович выступил «спасителем веры и Отечества». После разгрома Твери Калита поехал в Орду за ярлыком на великое княжение.
Действительно, очередная карательная экспедиция, очередное нашествие порой имело страшные результаты, и Русь годами и десятилетиями залечивала раны. Конечно, этого боялись. Причем боялись те, кто должен был вести войска, те кто должен был обеспечивать эту войну. Это послание ростовского владыки стало чрезвычайно известным, вошло в русские летописи. Там Вассиан говорит: не слушай неблагих советников, великий князь, стоять надо крепко за святую веру и святые церкви. И ты, как православный государь, обязан это сделать.
Если кто-то колеблется в воинстве твоем или ты сам — дай мне, старику, оружие, я сяду на коня и пойду сражаться. И Ахмат получил от него переговорщика, но этот переговорщик был настолько незнатен, настолько незначителен, что было понятно: Иван III ведет переговоры не для того, чтобы уступить, а для того, чтобы потянуть время. Ресурсы постоянно подходили, можно было добавлять войска. А они находились вот в отдалении, у Великих Лук. Ссора между братьями тогда приняла катастрофический масштаб, и там где тысячу воинов этих двух удельных князей а повторяю, родных братьев Ивана III нужны были на Угре, их не было. Ну вот, скажем так. И отец, боясь за него, отправил войска приказ: верните мне сына, возвращайся назад. Сын ответил: лучше мне здесь умереть, чем домой уехать.
Тогда Иван Васильевич, разгневавшись, старшему из русских воевод, князю Даниилу Дмитриевичу Холмскому, отправил грозное послание: хочет мой сын или нет, все равно отправить его в Москву, даже если придется это сделать силой. Холмский был полководцем испытанным, он уже в 1468 году разгромил казанцев у Мурома, впоследствии трижды наносил поражение новгородским ратям, когда происходило присоединение Новгородской вечевой республики к Москве. Он был испытанным политиком, ему Иван III доверял, и тем не менее, очевидно, для Холмского потребовалось ну чрезвычайно большое мужество, для того чтобы отказать самому государю. Он сказал, что Ивана Молодого он в Москву не пришлет. И, наверное, в этом была большая человеческая правда, поскольку пока наследник престола в войсках, войска, что называется, укреплены сердцем: кровь государева рядом с нами, и мы рядом с нею будем стоять мужественно и крепко. Иван III на то и вошел в русскую историю с почетным прозвищем Великий, что он понимал такие вещи и, как говаривали о нем впоследствии, «встречу» любил. Это значит, что когда с ним спорили, когда ему отказывали в повиновении, но при этом какие-то важные аргументы, доводы приводили, он готов был выслушать и он готов был, будучи достаточно грозным и суровым правителем, принять эту правду, которая противоречит его мнению. Ни Холмский, ни Иван Молодой впоследствии наказаны не были, ничего подобного источники до нас не доносят.
Но вот в тот момент критический, когда Ахмат оказался рядом с сердцевинными землями Московского государства, юной России, произошел целый каскад боев. Бои шли за перелазы и броды на Угре, они шли между 8-м и 11 октября 1480 года. И атаки ордынцев русские ратники отражали пищальным огнем, стрельбой из луков, совершали контратаки. Поэтому все многочисленные попытки отыскать брешь в позициях русских войск, переправиться, нанести удар, который рассек бы русские войска, они не приводили к успеху. Не надо думать, что стояние на Угре — это стояние мирное, что войска постояли и разошлись. Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиска Ахматовых воинов. И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры.
Ну что же, через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно — она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа. И в этот момент Ахмату надо было ударить, сокрушить московскую мощь — вот, казалось бы, шанс, лучший за всю военную компанию — а он не ударил. Он какое-то время топтался на месте, а потом уже, в ноябре 1480 года, отступил, разоряя земли собственного союзника, разоряя русские города, мимо которых он выходил на Угру. Ну что же, прежде чем продолжить рассказ обо всех этих событиях, мне хотелось бы, чтобы в эфире прозвучала музыка Михаила Ивановича Глинки к театральной постановке Нестора Кукольника «Князь Холмский». И я рад после этой героической музыки объяснить, что мы продолжаем разговор об одном из величайших военных триумфов в истории Древней Руси, да и России в целом — о стоянии на Угре 1480 года. Итак, Ахмат отступает.
С чем это связано, почему это происходит? Это в значительной степени загадка даже и для современных историков, хотя собрано немало материала, существуют источники летописные, существуют источники, которые, скажем так, относится уже к сочинениям церковных авторов, существуют кое-какие документы, правда, относительно небольшие. Тем не менее на этот вопрос даются разные ответы. Итак, один из ответов состоит в том, что вот ну по некоторым более или менее достоверным, по некоторым подвергаемым сомнению источникам, в тыл к Ахмату вышла русская экспедиция князя Ноздроватого, ударила по его столице Сараю, нанесла ущерб. И Ахмат понял, что надо возвращаться, иначе, собственно, русские ратники в его тылу так разгромят его владения, как он сам мечтал поступить со срединной коренной Русью. Но это один из вариантов. Другой вариант, более, на мой взгляд, основательный. Собственно, чего ждал-то Ахмат на Угре?
Прорывался, не мог прорваться, но не уходил. Если бы они обрушились вместе — ох, у Ивана III возникла бы чудовищная проблема. Но он переиграл их обоих заранее, поскольку договорился о том, что крымский хан Менгли-Гирей в этот момент ударит по южным землям великого княжества Литовского и оттянет на себя силы Казимира Ягеллончика, что и произошло. Действительно, литовские польские войска так и не пришли на Угру, и некому оказалось поддержать Ахмата, некому оказалось вселить в него уверенность, что он абсолютно превосходит в силах Москву. Это один из аспектов, собственно, почему он не попробовал решить проблему, используя современную терминологию, собственными силами. И здесь, очевидно, стоит вглядеться в летописные источники, воспользоваться, кроме того, здравым смыслом. Октябрь и ноябрь на территории Северо-Восточной Руси — это, в общем, время не сахар. Ударили морозы, и от этих морозов изменилась не только Угра, изменилось положение тех, кто встал на ее берегах для того, чтобы сразиться.
А ведь надо было стоять в поле — под холодными ветрами, под снегом, в условиях морозов. И действительно, ударили морозы. А между тем ордынское воинство находилось на территории Руси в походе уже много месяцев, с лета: оно, что называется, поистрепалось, оно выело — вот, наверное, это точное, правильное слово — выело вокруг себя все пищевые запасы округи. Уже очень сложно было добыть фураж для коней, а ордынцы воевали в конном строю. И получалось так, что воинство, в общем, устало, не добилось никакого успеха, лишилось пищи, а должно воевать в сложных условиях, в условиях морозов, да еще, кроме того, очевидно, начинается конский падеж. В силу чего все это происходит? Ну в силу того, что у Ахмата нет надежного тыла: те небольшие небогатые русские городки, которые должны были его обеспечить, конечно, не могли это долго делать. А у Ивана III такой тыл был: собственно, вся Русь за его спиной могла кормить его воинов, обеспечить их деньгами.
С братьями удалось договориться, их полки все-таки двинулись на юг, и они впоследствии присоединятся к армии Ивана III, благо, в общем, соглашение было достигнуто. В общем, он еще может выставить свежих воинов в поле. Конечно, русская армия тоже устала, конечно, ей тоже было не сахар и не мед драться на Угре.
Последняя интрига Калиты
Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову.
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
Спустя много лет он попытался получить у хана прощение и приехал в Орду, но был казнён по приказу хана. После разгрома Тверского княжества Иван Калита получил ярлык на великое княжение владимирское. С этого момента, по словам летописца, на Руси наступила «тишина великая». Стараниями Ивана Калиты, а затем его сыновей ордынские рати не появлялись на Руси в течение нескольких десятилетий. Московский князь получил право сбора ордынской дани на территории Северо-Восточной Руси и безупречно выполнял эту задачу. Если кто-либо пытался избежать уплаты дани, Иван Калита решительно и жёстко подавлял это неповиновение. Он часто ездил в Орду с дарами для хана и его приближённых. От хана московский князь получал всё новые привилегии. В результате такой политики ордынским баскакам не было повода наведываться во владения великого князя. Иван Калита навёл порядок в управлении землями, очистил дороги и торговые пути от разбойников. В 1330-е гг.
Для Москвы это было приобретение временное, но очень значимое в плане усиления политических позиций. Под сильным влиянием Москвы оказалась Новгородская земля. Один из символов российской государственности — шапка Мономаха. Как было установлено исследователями, она связана с Владимиром Мономахом только легендой. В действительности её подарил ордынский хан одному из первых московских князей — вероятно, хан Узбек Ивану Калите. Благодаря крепкой власти князя и развитию хозяйственной жизни сюда активно переселялись люди из других русских земель. Не исключено, что Иван Калита использовал право сбора ордынской дани в собственных корыстных интересах. Не случайно при нём в Москве развернулось активное строительство. Территорию Московского Кремля расширили, а его деревянные стены возвели заново. Все эти архитектурные памятники выстроили из камня, что для разорённой в то время Руси было редкостью.
Васнецов Огромную роль в возвышении Московского княжества сыграла церковь. Митрополит всея Руси Пётр 1308—1326 поддержал московского князя в его противостоянии с Тверью. Последние два года жизни митрополит даже прожил в Москве, сделав её своей резиденцией вместо Владимира. Митрополичья кафедра фактически утвердилась в Москве. В то время князей Рюриковичей во всех русских землях было много, однако глава церкви был один. Он оставался символом прежнего единства Руси. Его духовная власть распространялась на православное население далеко за пределами Московского княжества, даже на территории Литвы и Орды. Иван Калита внизу справа и митрополит Пётр внизу слева символически возделывают древо Российского государства. Симон Ушаков. Оба князя владели ярлыками на великое княжение и старались продолжать политику отца.
Симеон Гордый в оправдание своего прозвища распространял московское влияние на соседние земли. В результате московско-новгородской войны великий князь упрочил своё положение в Новгороде и Пскове. Началась война между Москвой и Литвой за контроль над недавно перешедшим под власть Литвы Смоленским княжеством. Москву в этой борьбе поддержал ордынский хан. В итоге Смоленск на время получил независимость от Литвы. В конце правления Симеона Гордого русские земли постигла большая беда: пришла эпидемия чумы, которая унесла много жизней. От чумы умер и московский князь. Верещагин При Иване Красном позиции Москвы немного ослабли. Против московского князя начали борьбу усилившиеся Рязанское и Суздальско-Нижегородское княжества.
Борисова, «тучи над Тверью сгущались. Ивану Калите оставалось лишь терпеливо ждать…». По тверской летописи, Чол-хан изгнал князя и сам сел на его место, стал грабить и притеснять народ, который жаловался князю, но тот «велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени». Поводом стала попытка татар отнять кобылицу у дьякона Дудка. Дьякон воззвал к жителям Твери, те немедленно откликнулась на зов, перебили всех татар, а Чол-хана сожгли заживо. То, что князь говорил о терпении, представляется логичным: он сам привёл Чол-хана на Русь. Однако, судя по «Московскому летописному своду конца XV века», князь созвал тверичей, выступил против Щелкана с ратью и сам его сжёг. Монин выдвигает следующую версию: «Тверской князь всё же принял участие в восстании, возможно, даже возглавил его, понимая при этом неизбежность его роковых последствий». То есть поступил как идеальный князь по примеру своего отца Михаила Тверского. Народное восстание против татар в Твери. Тверская и московская летописи сообщают о «разорении христианства» и «басурманской вере». Слухи об обращении в ислам ходили на Руси с момента воцарения хана Узбека в 1313 году. Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение. Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр. Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан».
Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Иван Данилович возвращается в Москву с «Федорчуковой ратью». Воевода Федорчук: к вопросу о службе в Орде представителей русской знати в печати ]. К ордынским войскам по приказу хана Узбека были вынуждены присоединиться отряды русских князей московского князя Ивана I Даниловича Калиты , суздальского князя Александра Васильевича и их родственников. Составитель Никоновской летописи 1526—1530 гг. Санкт-Петербург, 1885.
Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель. Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы.
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
«На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери.
14th Century
И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. Но в XIV все еще эти рати продолжались: Ахмылова рать – это 20-е годы XIV века; Федорчукова рать, погубившая Тверь. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина.
Усиление Тверского княжества в конце XIII - начале XIV века. попытки сопротивления Золотой Орде
Видео на нашем канале в Youtube! Бунт Твери против Орды Спустя почти 100 лет с момента покорения Руси монголами, на осколках раздавленного ханским сапогом царства,стали возникать новые очаги роста. Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи и перевес сначала был у Твери. В 1313 году хан Узбек стал главенствовать в Орде, а тверской князь Михаил получил ярлык на княжение из рук предыдущего хана. Что по меркам монголов отныне не значило ничего. Пришлось князю вновь ехать в Орду и терпя унижения, интригуя и заискивая, выпрашивать ярлык снова. Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве.
В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку. Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев. В ходе которой Москва была разбита.
Впрочем, это стало всего лишь следствием резкого падения влияния Твери — на то время главного соперника Москвы.
Большинство источников, которые выдают интернет-поисковики по запросу «присоединение Костромы к Москве», чаще всего знакомят аудиторию с предельно лаконичной информацией. Дескать, в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против монголо-татарских захватчиков, хан Узбек в ответ послал мощное карательное войско, ему в этом помог московский князь Иван Калита, за что последний и получил в благодарность ярлык на Костромское княжение. Правда, дальше даже эти сокращённые источники обычно сообщают, что следствием этого ханского «дара» стало дальнейшее усиление Москвы, получение Иваном Калитой титула Великого князя, который был использован им очень умело — для возрастания не только территорий, но и благосостояния своих подданных, наслаждавшихся с тех пор довольно прочным и доселе небывало продолжительным миром в отсутствии не только татарских набегов, но даже и крупных княжеских междоусобиц. Столь краткие справки способствуют возникновению у многих читателей своего рода чёрно-белого восприятия тех давних событий и их основных действующих лиц. На самом деле ситуация тогда была куда более сложной и многогранной. Первопричиной всех неурядиц Древней Руси, включая и завоевание войсками Батыя, была её раздробленность на отдельные княжества с регулярным выяснением отношений между возглавлявшими их князьями и княжескими кланами.
Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого, начавшиеся спустя десяток с лишним лет после смерти последнего действительно Великого Киевского князя, правившего единой Русью, очень быстро вылились в то, что века спустя английский философ Джон Гоббс назвал «войной всех против всех». В итоге тумены Батыя достаточно легко разбили дружины отдельных русских князей поодиночке. Причём ещё не разбитые Рюриковичи нередко даже радовались, что их соперников разгромили чужими руками, пока очередь на разгром не доходила уже до них самих. Впрочем, как это ни печально, но нет худа без добра. Монгольское завоевание, по крайней мере, помешало экспансии католического Запада. Ведь европейские короли и князья были отнюдь не прочь прирастить свои владения землями «восточных схизматиков», как они именовали православных.
Невская битва и битва на Чудском озере, блестяще выигранные военным гением великого Александра Невского — только верхушка айсберга этой экспансии. Жертвами агрессии Запада, увы, уже к середине XIII века стали земли Юго-Западной Руси, которые удалось воссоединить с материнской цивилизацией лишь спустя четыре столетия, после восстания Богдана Хмельницкого и помощи восставшим со стороны уже окрепшего Московского царства. Впрочем, в действительно единой и мощной, пусть и подконтрольной Руси не были заинтересованы и монголы тоже. А потому, хотя и санкционировали власть Великого князя часто не только в одном крупном княжестве , на что и выдавали претендентам ярлык, документ на княжение, но, в целом, исповедовали известный ещё с Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», не препятствуя вновь и вновь возникающим княжеским междоусобицам да ещё и принимая сторону то одного, то другого соперника. Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани. Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе.
Взятие и разорение Твери монгольскими карателями стало причиной угасания могущества Тверского княжества. Москва стала единственным центром объединения русских земель, чем воспользуются потомки Ивана Калиты. Дмитрий Донской расширил свои земли, присоединив Переяславль, Галич, Белоозеро и другие города. В Москве во время его правления был возведен белокаменный кремль.
Дмитрий открыто выступил против ордынского владычества, воспользовавшись наставшей в Золотой Орде смутой. За это время в Сарае, столице Золотой Орды, сменилось около 25 ханов, также наблюдался сепаратизм отдельных территорий. Временно вывести государство из кризиса смог Тохтамыш, однако из-за внутренних противоречий и внешних опасностей в частности, натиска Тамерлана Золотая Орда не сможет вернуться в эпоху своего расцвета и вскоре распадётся на несколько ханств. Воже Первая серьёзная победа сил Северо-Восточной Руси над крупным татарским войском.
Дмитрий Донской смог разбить отряд мурзы Бегича, подчинённого Мамая, и продемонстрировать уязвимость татарской конницы. Поражение стало серьёзным ударом для Мамая, который спустя два года соберёт серьёзные силы для реванша. Поражение Мамая предопределило его политическое падение, а для русских земель триумф на Куликовом поле стал важной вехой в процессе освобождения от ордынского ига. Дмитрий Донской стал непререкаемым авторитетом и лидером в деле объединения русских земель.
В 1389 году он назначит наследника, не оглядываясь на мнение ордынского хана — последнему придётся лишь принять как свершившийся факт решение московского князя.
Поводом послужила попытка татар отнять лошадь у дьякона. Он стал сопротивляться и созвал вече. Народ собрался очень быстро. Вскоре у толпы появились предводители. Разъярённая толпа уничтожала всех ордынцев без разбору. Историки расходятся во мнениях касательно роли князя Александра Михайловича. По мнению Карамзина, правитель сам собрал вооружённое ополчение и подвёл его к стенам ханской резиденции. Современные историки считают, что бунт произошёл без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Одним из первых от рук горожан пострадал сам Чолхан.
Тверичи убивали не только именитых ордынцев, но и простых членов посольства, а также татарских купцов. Спастись удалось лишь пастухам, которые накануне отбыли из города. План и этапы Краткая характеристика Антиордынские настроения «Щелкановщина» Бесчинства Чолхана и его свиты, грабёж и оскорбления местного населения. По городу ползли слухи о том, что Чолхан скоро сядет на Тверской престол и обратит всё население в ислам. Недовольство народа и позиция князя Александра Грабежи и насилие вызвали сильное недовольство среди населения. Люди обращались за защитой и помощью к князю, но он только советовал «терпеть». С другой стороны, князь и его приближённые способствовали распространению слухов о скором воцарении татаро-монгольского наместника.
Тверское восстание
Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE. последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Этот погром получил название Федорчукова рать.