Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Одним из главных факторов возникновения и проявления экстремизма является нестабильность в социально-экономическом плане.

Учёные выяснили, почему появляется экстремизм

Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем.

Вы точно человек?

Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории. Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи.

Учёные выяснили, почему появляется экстремизм

Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. > ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ > Причины возникновения экстремизма в молодёжной среде. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром.

Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность

Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк. Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой. Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан.

Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде

Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан. При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы.

Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм. Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная.

Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами. Ее появление связывают с: Появлением транснациональных компаний, стремящихся унифицировать развитие разных стран под свои нужды. Глобализмом в виде рыночного, политического и военного давления, выражающегося в привязке к банковскому сектору западных стран, ориентации на экспорт сырья и прочем. Чем опасен экстремизм?

На государственном уровне опасность политического экстремизма и других разновидностей явление считается реальной угрозой национальной стабильности и безопасности. Она может привести к: Воспрепятствованию работы государственных органов и институтов. Срывам выборов и голосований. Возбуждению расовой, межнациональной и других видов розни.

Воспитанию молодого поколения в формате ненависти и вражды к другим общественным группам. Умышленному искажению истории, возрождению идей фашизма и нацизма. Содействию развития мятежей, терроризма, повстанческой деятельности или гражданской войны.

Везде эта деятельность признается противоправной и опасной для общества, однако существуют нюансы ответственности и классификации такого поведения и образа мыслей индивида или группы.

Экстремизм — что это? Впервые в юридическом аспекте этот термин употребил французский юрист М. Лерой еще в начале прошлого столетия как фанатичную, чрезмерную и не гуманную веру в религиозный или политический идеал. С тех пор экстремизм — это идеология, выражающаяся в приверженности крайним взглядам, в основном в политике или религии.

Выражается в противоправном распространении своих убеждений, нетерпимости к другим точкам зрения, насилии. Сам термин произошел от латинского понятия extremus, что в переводе означает крайний или чрезмерный. То есть человек, придерживающийся таких взглядов и ведущий противоправную деятельность, это так называемый идейный преступник. Он убежден в своей правоте и выступает против представителей определенной социальной, религиозной или национальной группы.

Признаки экстремизма Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе. Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов.

Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей. Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам.

В чем выражается молодежный экстремизм?

Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру.

В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, ее эталоном, нормой поведения.

Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу объединение от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны от 10 до 30 человек , однако при проведении музыкальных, спортивных и т. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши.

По степени общественной опасности или полезности молодёжные неформальные движения субкультуры условно разделяются на радикальные экстремистские , агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения. В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными. Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё.

Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий. Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т. Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические и это не единственные разновидности групп.

Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга. Анализ проявления экстремизма в молодёжной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создаёт угрозу общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодёжных объединений футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево — и праворадикальных элементов , вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение социально-политической обстановки в региональном или государственном масштабе. Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы.

Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально — радикальных структур. В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп: фанаты спортивных команд; группировки националистического толка в том числе скинхеды ; прозападные поклонники различных музыкальных направлений панки, реперы и т. В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения.

Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием. Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию Как результат следует отметить дезориентацию определённой части молодёжи, которой характерны бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу.

Практически все организации экстремистской направленности так или иначе стремятся использовать несовершеннолетних граждан в своих интересах: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Причины возникновения экстремизма В интересах противодействия угрозам экстремизма необходимо понимать и своевременно вскрывать причины возникновения экстремизма. Очевидно, причины экстремизма носят комплексный характер и присущи не только государству или к какой-либо социальной общности, но и отдельным индивидам. В этой связи целесообразно в первую очередь рассмотреть причины социально-психологического характера, которые, как правило, обусловлены особенностями мировоззрения личности, разделяющей и отстаивающей взгляды экстремистской направленности.

Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.

Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других. Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других.

Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной.

Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т. По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям.

Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям.

Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие».

Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей.

Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.

В России экстремизм известен давно. Экстремизм в самом общем виде характеризуется, как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Базовой основой экстремизма является агрессивность, однако обязательно наполненная каким-либо идейным содержанием смыслом. Экстремизм может иметь различную идеологическую ориентацию и вторгаться в разные сферы социально-экономических отношений: национальную, религиозную, экономическую, внутреннюю и внешнюю политику и т. В то же время, под экстремизмом можно понимать и любую форму экстремального социального поведения.

Он может быть политическим и бытовым, национальным и религиозным. Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся захват банка с целью возврата вкладов или неуравновешенных психически больных людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы. Следовательно, экстремизм — многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений. С учетом того, что носителями экстремизма в конечном итоге выступают живые люди, выделим наиболее существенные черты экстремизма. Главными из них являются: Предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач Стремление идти к цели кратчайшим путем Нечувствительность к боли и потерям Неприятие консенсуса Неразборчивость в средствах достижения поставленных целей Крайний эгоизм Ярко выраженный социальный маргинализм Важно подчеркнуть, что не каждая в отдельности характеристика, а именно их совокупность определяет тип носителя экстремиста. В современной России термин в основном используется для обозначения националистических взглядов и движений.

Вопросами экстремизма и борьбы с его проявлениями занимается Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел, созданный в ноябре 2008 г. Главной и определяющей в существовании молодежных экстремистских организаций является идеология. Многие экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма. Остановимся подробнее на экстремистских политизированных субкультурах. Прежде всего, какие существуют виды и разновидности экстремизма. Самым распространенным является политический экстремизм.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

На сегодняшний день ситуация в сфере противодействия экстремизму продолжает оставаться достаточно проблемной что получает отражение в общественном сознании людей. По данным социологического исследования год значительная часть опрошенных, воспринимают угрозу распространения экстремизма в России как существенную. С учетом того что уровень опасности экстремизма продолжает оставаться достаточно высоким, и в связи с формированием новой правовой базы в сфере противодействия ему, можно констатировать наличие реальной потребности в научной оценке экстремистской деятельности через призму различных видов юридической ответственности и прежде всего — уголовной так как уголовно-правовое воздействие является одним из ведущих государственных правоохранительных мер. Слово «экстремизм» сегодня почти каждый день можно услышать по телевизору в выступлениях политиков крупных бизнесменов конфессиональных деятелей. А если говорить об измененияx, которые происходят в последние годы в нашей стране то становится очевидным что преодоление именно экстремистских умонастроений и недопущение подобного рода поступков являются одним из приоритетныx направлений государственной политики. Реальная и практическая острота и актуальность данной проблемы очень высока и просто обойти ее вниманием даже на уровне чисто теоритического анализа в рамках моей работы вряд ли возможно.

Действительно для решения важных задач которые стоят перед нашей страной необходимо достижение максимальной сбалансированности всех общественных институтов, элементов различных социальных, культурных, экономических, религиозныx сообществ. Наиболее остро проблемы экстремизма появились на Северном Кавказе в самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Тогда же в уголовное право России были введены новые нормы. Это статья 282 прим 1 «Организация экстремистского сообщества» и статья 282 прим 2 « Организация деятельности экстремистской организации». Данные нормы впервые устанавливают уголовную ответственность за преступления связанные с экстремистской деятельностью.

Базовой же для ниx остается норма указанная в статье 282 УК РФ. Росту экстремистских настроений в российском обществе способствует деятельность СМИ! Вместо качественной подачи информации они посредством программ различного содержания и направленности пропагандируют насилие ненависть и прочие контркультурные ценности. Для преступлений такой деятельности необходим закон СМИ, предполагающий ответственность за подачу объективной информации вводящий запрет на трансляцию и печать определенного типа материалов. Такие законы уже существуют на Западе, и было б полезным в данном случае использовать европейский опыт.

История возникновения экстремизма в РФ Экстремизм в России появился и начал развиваться еще в начале 19 века. В истории возникновения экстремизма в России выделяются разные эпохи. Начиная со времен правления императора Александра 2. Прежде чем говорить о возникновении экстремизма в России, нужно понять откуда впервые появился экстремизм. В качестве предпосылок возникновения экстремизма могут выступать социальные явления и процессы например, социально-экономические, демографические, культурно-ценностные, этнические правовые и др.

Впервые понятие «экстремизм» появилось в Англии, еще в середине 19в, в политической прессе. После Англии экстремизм стал распространяться в США, когда бескомпромиссных представителей враждующих сторон Юга и Севера во время Гражданской войны 1861 - 1865 гг. Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время, Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. Негативные последствия революций, ошибки политиков, экономические кризисы дали возможность проявиться, экстремистским силам. Еще в 1917г.

Российскую империю захлестнул вал террора -эсеров, большевиков и т. Гражданская война, которая началась после переворота - тоже время распространения экстремизма, терроризма, убийств. Именно в годы переворотов, репрессий, не стабильное экономическое и социальное положение, расстрелы без суда в годы правления Сталина, Великая Отечественная война 1941-1945 г. Кроме войн и революций причиной развития экстремизма в России являются начавшиеся в конце 80-х. Возвысился их общественный престиж, в результате чего религии стали существенным фактором развития экстремизма в России.

Политико-экономическая нестабильность, кризис, утрата Россией статуса сверхдержавы, привели к расколу в обществе. Нарастание напряженности в существующих условиях отразило сложившуюся ситуацию.

Наказания в КоАП За «возбуждение ненависти либо вражды» грозит : физлицам — штраф 10 000—20 000 рублей, до 100 часов обязательных работ, арест до 15 суток; юрлицам — штраф 250 000—500 000 рублей. Если в течение года совершить аналогичное нарушение повторно, такие действия квалифицируют уже по статье 282 УК РФ. За пропаганду и демонстрирование экстремистской или нацистской символики светит : физлицам — штраф 1000—2000 рублей, арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 1000—4000 рублей; юрлицам — штраф 10 000—50 000 рублей. За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях распространения положено : физлицам — штраф 1000—3000 рублей либо арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 2000—5000 рублей; юрлицам — штраф от 100 000 до 1 млн рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Распространение материалов экстремистского и террористического характера наказывается штрафами от 50 000 до 5 млн рублей в зависимости от того, кем и в который раз совершено нарушение.

Статья о злоупотреблении свободой массовой информации предусматривает штрафы за распространение экстремистских материалов от 100 000 до 1 млн рублей и сведений об организациях-экстремистах без указания об их «запретности» до 50 000 рублей. За некоторые из перечисленных выше правонарушений также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе при рецидиве. Уголовные наказания По ст. Если то же преступление совершено с угрозами или насилием, организованной группой или с использованием служебного положения, наказание ужесточается вплоть до лишения свободы от 3 до 6 лет. В отдельных статьях 282. Наиболее суровое наказание ждёт организаторов — до 12 лет колонии. За публичные призывы к экстремистской деятельности в том числе в интернете грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы.

Дело Мотузной и декриминализация статьи 282 УК РФ В 2018 году широкий общественный резонанс приобрело уголовное дело жительницы Барнаула Марии Мотузной, которую обвинили в экстремизме по ст. Девушка опубликовала свою историю в «Твиттере». Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию. СМИ обратили внимание, что число «экстремистских» дел в 2015—2018 годах существенно выросло, причём большинство из них возбуждали именно за публикации в интернете, лайки и репосты. Ситуацию в итоге обсудили даже на «прямой линии» с президентом РФ, который согласился , что преследование экстремистов нельзя доводить «до маразма и абсурда».

Препятствовать деятельности государственных ведомств и органов самоуправления, избиркомов, любых религиозных и общественных учреждений и объединений вкупе с насилием или угрозой применения его. Совершать преступления по мотивам, которые указаны пунктом «е» первой части статьи 63 УК РФ.

Пропагандировать и публично демонстрировать нацистскую символику и атрибутику, а также сходные с ними до степени смешения. Публично призывать к осуществлению этих деяний, а также продавать экстремистские материалы, изготавливать и хранить их для массового распространения. Организовывать и подготавливать эти деяния, подстрекать к их осуществлению. Финансировать указанные деяния, содействовать их организации, а также подготовке и осуществлению, даже путём предоставления базы: материально-технической или полиграфической, телефонной или любого другого вида связи. Сюда же относится и оказание услуг информационного плана. Возникновение экстремизма Негативное явление возникает всюду, где есть информационные телекоммуникационные сети, включая интернет. Именно с их помощью привлекаются в противоправные организации новые члены.

Также это удобный способ для координации совершающих преступления экстремистского толка и распространения идеологии терроризма и экстремизма. Угроза подрывных актов и будет сохраняться до тех пор, пока эти каналы и источники существуют. Очень часто используется религия как вербовочный инструмент и средство для обострения межконфессиональных конфликтов. Радикальные течения ислама, например, проникают на территорию РФ и проповедуют не только собственную исключительность, но и насильственные методы распространения этой веры.

На основании внесенных изменений в Постановление Пленума Верховного Суда 2011 года можно говорить о том, что данный высший судебный орган РФ не только сделал свою позицию в отношении привлечения к ответственности более актуальной к сложившейся современной картине в данной сфере, но также и сформировал более современные рекомендации для судей о порядке привлечения к ответственности и возможности квалификации тех или иных преступлений как преступлений экстремистской направленности. Преступления, ставящие своей целью нарушение или уничтожение существующего порядка в государстве, свержение действующего конституционного строя следует считать преступлениями экстремистской направленности.

Такое толкование экстремизма складывается из существующей правоприменительной практики, а также из фактического анализа проявлений экстремистской деятельности на территории Российской Федерации. Одним из проявлений экстремизма сегодня следует считать ксенофобию, которая в некоторых случаях становится составляющей частью экстремистской деятельности, но не всегда относится к таковой. Для того чтобы привести к единому образу порядок привлечения к ответственности за такие преступления, Верховный Суд Российской Федерации на заседаниях своего Пленума вынес ряд специальных постановлений, в которых дал подробные рекомендации для судей, рассматривающих такие дела.

Содержание

Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий.

Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе.

В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.

В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.

Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.

Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру — общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации.

Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство — развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи.

Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.

В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы.

Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом. Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом.

С 50-х гг. XIX в. Из британских газет термин перекочевал в журналистику США. Во время Гражданской войны 1861 - 1865 гг. Французские журналисты позаимствовали моду на термин «экстремизм» у своих англоязычных коллег и вновь стали все более активно применять его с 1870-х для обозначения крайних левых и крайних правых политических сил. Это было связано с тем, что применение для этой цели распространенного термина «радикализм» от лат.

Путаница, возникавшая у читателей, в ряде случаев привела даже к судебным процессам против газет. Ко времени Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. В юридической литературе впервые термин «экстремизм» употребил в первой четверти ХХ века французский юрист М. Лерой для обозначения фанатичной веры в политический идеал. Лерой воспользовался термином для анализа событий Гражданской войны в России. Из действовавших тогда на политической арене России идейных направлений Лерой назвал «красным экстремизмом» большевизм и «белым экстремизмом» монархизм.

В тот же период идеологический концепт «экстремизм» наряду с концептом «тоталитаризм» впервые официально был взят на вооружение одной из буржуазных партий Италии — центристской Народной партией, которая одной из целей своей программы 1923 года провозгласила борьбу с правым и левым экстремизмом. Стоит отметить, что до 1950-х термин «экстремизм» даже в научной, юридической и политической литературе не имел такого широкого распространения как термин «радикализм». Ситуация изменилась после выхода ряда работ американских политологов в основном эмигрантов из Германии, в т. Теодора Адорно , основными идеями которых было определение экстремизма как отрицания демократии в ее либеральном понимании и как крайней формы «радикализма», ведущей общество к «тоталитаризму». Таким образом, был разработан идеологический концепт, связывающий воедино все без исключения радикальные политические идеологии под грифом «экстремизм» на почве их якобы нелюбви к демократии. Именно данный концепт стал основой для искусственного соединения либералами коммунизма и фашизма в одну общую категорию, а также для тенденциозных «научных» работ, «доказывающих» родство этих идеологий.

Постепенно в работах политологов термин «экстремизм» стал применяться не только к политическому, но и религиозному радикализму, а затем вообще ко всем радикальным идеологиям, не вписывающимся в либеральную демократию. Концепт «экстремизм» в ряде стран Турция, Германия, Израиль, Италия, Франция и другие стал обоснованием для репрессий против политической оппозиции. В первую очередь это коснулось левых сил. В нескольких странах Центральной и Восточной Европы Венгрия, Польша, Чехия и другие данный концепт является одним из обоснований запрета коммунистической идеологии.

Вторым фактором данной группы является разрушение авторитарной политической системы. Данный процесс является закономерным и неизбежным последствием кризиса государственной власти советского периода. Ослабление государственной власти, в первую очередь — центральной, в совокупности с иными причинами и условиями, явилось причиной так называемого «парада суверенитетов» 1990-1991 годов.

Так называемый глобальный «этнический парадокс современности», этнизация общественной и политической жизни является третьим фактором первой группы рассматриваемой классификации. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы. Во второй группе факторов, в которой представлен региональный аспект, первостепенными являются экономические причины. Прежде всего, это наличие в отдельных регионах значительной материальной базы в области добычи ресурсов и связанная с этим проблема их перераспределения в переходный период. Другим примером геоэкономических детерминант этнического экстремизма может служить обострение отношений между людьми разных национальностей, основных причиной которых явилось распределение земельных участков и передела колхозной собственности. Решение подобных проблем, как правило, сводилось к выделению этнических территорий и созданию отдельных автономий. Следующей составляющей экономических факторов экстремизма являются социально-экономические проблемы регионов.

Сокращение рабочих мест, массовая безработица, миграция — проблемы, с одной стороны, обусловленные экономическим несовершенством системы, а с другой — социальными противоречиями в этнизированном обществе. Проблемная социальная адаптация и интеграция мигрантов на новой территории пребывания, энокультурные и этнопсихологические различия влекут за собой ряд субъективных и объективных экстремистских проявлений — межэтническую напряженность, дискриминацию по национальному признаку, вероисповеданию, языку, рост преступности и т. Следующая группа факторов этнического экстремизма представлена причинами и условиями политического характера. Прежде всего, к данной группе необходимо отнести фактическое отсутствие государственной политики в сфере этнических отношений на первом этапе эскалации межнациональных конфликтов и дальнейшее ее несовершенство на протяжении длительного периода времени. Необходимо отметить, что выработка эффективных мер противодействия и борьбы с проявлениями этнического экстремизма не исчерпывается осознанием его причин и условий. Искаженное восприятие прав этносов, их законных и противозаконных действий, излишняя политизация национального вопроса ведут не просто к негативным, а порой, к фатальным последствиям. Следует начать работу по коренному изменению общественного сознания в понимании и отношении к данной проблеме Указ Президента Российской Федерации от 29.

Вместе с этим профильное ведомство должно сосредоточиться на нейтрализации организованной преступности в стране, подчеркнул Путин. Также во время заседания президент заявил о необходимости обновить подходы к миграционной политике. В частности, глава государства указал на важность создания и развития цифровых электронных баз биометрических данных. Ранее Путин потребовал не допустить роста ксенофобии после трагедии в «Крокус Сити Холле».

Учёные выяснили, почему появляется экстремизм

Другие эксперты полагают, что политический экстремизм находится в поле политического поведения, это активное участие в политике. Поэтому политические группы выбирают те формы политического поведения, которые считают средством достижения своих целей. На наш взгляд это мнение экспертов тревожно, ведь политические амбиции могут погубить идею демократического развития общества и государства. Тревогу также вызывают мнения экспертов, о факторах и причинах роста формирования протестного движения в молодежной среде: 1 нашей молодежью манипулируют политические лидеры в корыстных своих интересах; 2 часть молодёжи видит в политическом протесте «романтику» революционных преобразований; 3 другая часть молодых людей, находясь в сложном социально-экономическом состоянии, при отсутствии должного внимания со стороны государства подходит к решению об активном участии в политическом протесте. Анализируя все высказывания экспертов, обратим внимание на то, как разные идеологические подходы влияют на мнения экспертов. Далеко не всегда горячие споры приводят к мудрому решению проблемы. Нам представляется, что было бы разумно определить основные идеологические направления для развития государства и начать целенаправленную работу именно с молодёжью страны. Президент Российской Федерации Путин В. Утверждения некоторых экспертов, что в случае улучшения политического состояния России радикализм пойдёт на спад, на наш взгляд ошибочны. Международные политические силы не дремлют. Заметив, что Российская Федерации справилась с трудностями распада СССР, международный экстремизм взял курс на усиление экстремистских настроений на территории стран СНГ и в самой Российской Федерации.

Считаем, что необходимо больше уделять внимание нашей молодежи, чтобы не потерять целые поколения нравственно здоровых граждан страны. Говоря о профилактических мерах по оздоровлению народов Российской Федерации, её молодёжи, эксперты отметили, что недостаточно только государственных мер по пресечению экстремизма, критично отозвались о практике уголовного и административного наказания. Этот вопрос спорный. Мы солидарны с теми экспертами, которые выступили с предложениями развивать институты демократии и улучшать социально-экономическое положение граждан РФ, но главное в необходимости комплексного исследования идеологического экстремизма, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. Молодое поколение вольно или невольно сталкивается с массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации: зараженности спидом, потреблением алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. По мнению Верховского и Прибыловского именно молодёжь является основным поставщиком адептов в ряды экстремизма и терроризма [8]. Молодёжь представляет собой особую социальную общность, состоящую из когорты сверстников, начиная с 14 лет до 28-30 лет. Это достаточно большая часть населения страны. Её нельзя отдавать на откуп рыночным проблемам, трудовой и социальной неустроенности, организованной преступности, бесконтрольной работе средства массовой информации. Настало время качественно и предметно проводить идеологическую работу с молодёжью для подготовки грамотных идеологически устойчивых граждан страны [9].

Наш многонациональный народ после развала СССР начал воскрешать свои прежние традиции взаимоуважения и толерантности граждан старшего поколения, положено начало изучению актуальных аспектов правового регулирования толерантности молодёжи. С 2001 по 2005 г. Целью названной программы было формирование и внедрение в практику норм толерантного поведения в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского сознания в демократическом государстве. По ряду причин названная программа была выполнена не в полном объеме. В настоящее время, пишет Евдокимова Т. Кроме того были разработаны и приняты региональные целевые программы по профилактике экстремизма и его крайне опасного проявления терроризма в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Удмуртской республике, в Карелии, Брянской, Белгородской, Ивановской, Пензенской и Омской областях. Мощный фронт противодействия экстремизму имел свои положительные результаты, но это были первые шаги по урегулированию межнациональных проблемных вопросов, к сожалению, при разработке данных нормативно-правовых актов не учтены многочисленные факторы, характеризующие идеологический экстремизм. Проведённое исследование Евдокимовой Т. К этому перечислению положительных примеров можно добавить организацию и ежегодное проведение форума на горе Машук в г. Пятигорске Ставропольского края.

Кризис культуры всего российского общества и его основных институтов отразился на народах государства разных возрастов и, особенно на молодом поколении. Коммерциализация средств массовой информации формируют не лучшие образцы поведения человека: экранное насилие и агрессивная эротика вносит свой вклад в криминализацию современной жизни. Молодое поколение приобрело антикультурные элементы: досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности любимое занятие ничегонеделание. Ценности родной культуры вытесняются ориентирами на внедрение западного образа жизни. Вестернизация культурных интересов кроется в чертах социального поведения, таких как прагматизм, жестокость, нигилизм, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной и духовной реализации.

Понятие сформулировано в российском ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Экстремизм как угроза национальной безопасности РФ представляет собой приверженность крайним взглядам и способам действий. Среди политических проявлений этого явления можно отметить провокацию массовых беспорядков, ведение партизанской войны и даже террористические акции. Радикальные экстремисты часто отвергают в принципе какие-либо переговоры, соглашения и компромиссы. Росту экстремизма как угрозы национальной безопасности России способствуют социально-экономические кризисы, падение уровня благосостояния населения и ухудшения общего качества жизни, тоталитарные режимы с подавлением оппозиции и инакомыслия, внешней интервенцией. В отдельных ситуациях экстремистские меры могут стать для отдельных лиц и организаций единственным действенным способом повлиять на ситуацию, особенно если государство охвачено гражданской войной или складывается революционная ситуация. В таком случае можно говорить о вынужденном экстремизме. Национализм и религиозный экстремизм Экстремизм — это очень сложное явление. Единого определения в международной практике не существует, в разных государствах и в разные периоды было дано множество юридических и научных определений этому понятию. Экстремизм как угроза национальной безопасности России напрямую в большинстве случаев оказывается связан с терроризмом, религиозными противоречиями и национализмом. Событие из истории новой России показали, что значительную угрозу представляют проповедники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизма. Лидеры и идеологи течения ведут активную пропагандистскую работу особенно среди молодежи , что является основным направлением их деятельности. К числу политических объединений, которые действуют на территории России и ставят целью изменение конституционного строя РФ, относится РНЕ — Русское национальное единство. Это крупная праворадикальная организация. Существуют и леворадикальные объединения. Например, Революционный коммунистический союз молодежи, Авангард красной молодежи или Национал-большевистская партия, которые появились после раскола РКСМ. Организации объединяют молодежь прокоммунистической ориентации, ставят своей целью борьбу со сложившимся режимом власти, имеют ярко выраженную экстремистскую направленность. Деятельность объединений заключается в основном в участии в массовых мероприятиях, в ходе которых демонстрируются транспаранты, призывающие к насильственной смене власти, выкрикиваются лозунги. Угрозы национальной безопасности России В таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, внутренняя угроза исходит от террористических, сепаратистских и экстремистских организаций. Деятельность радикально настроенных лиц и организаций направлена на смену власти насильственным путем, изменение конституционных основ, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности, разжигание национальной, социальной, расовой и религиозной розни, создание бандитских вооруженных формирований. Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности представляют действительно очень опасные явления. Терроризм как угроза международного уровня Экстремизм как угроза национальной безопасности РФ рассматривается редко, потому что общество до сих пор готово мириться с некоторыми его проявлениями. Из международной практики: моральная оценка использования тактики партизанской войны Н. Манделой против правительства ЮАР может меняться в зависимости от общего мнения мирового сообщества, руководства, кризисов и так далее. Так, взгляды на экстремизм формирует в какой-то мере современный и исторический контекст. Но иначе расценивается терроризм — это крупная национальная угроза, которая отвергается обществом. Терроризм является крайней формой экстремизма, которая сегодня приобрела огромные масштабы. Ранее это явление воспринималось в основном как разновидность политического насилия к примеру, убийство Александра II народовольцами , применяемого в ограниченном масштабе. В настоящее же время это специфическая форма насилия, которое может осуществляться практически в неограниченных масштабах, национальная угроза. Границы между международным и национальным терроризмом стираются, расширяются связи организаций с картелями по торговле людьми, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия. Своим идейным прикрытием экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности РФ и других стран выбирает религиозные и политические концепции: извращенные интерпретации мировых религий, насильственное насаждение демократии «по американскому образцу» и так далее.

По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. В январе - начале февраля 2009 г. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство РНЕ , Национально-державная партия НДПР , Национал-большевистская партия НБП , идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26]. Нургалиев 6 февраля 2009 г.

Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками; 2 политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды; 3 религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти; 4 националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного. Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Идеология экстремистской деятельности Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы. Идеология не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного. Лучший механизм управления народом — это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало. Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления — плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира. Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду. Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам. Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования. Экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая: 1 принудительное распространение ее принципов; 2 нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия; 3 попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; 4 апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований; 5 доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму; 6 создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым. Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции. Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Статьи по предмету Уголовное право

Поэтому экстремистская идеология является базовым элементом экстремизма, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. И в этом заключается опасность существования экстремистской идеологии, её распространения и внедрения в различные социальные слои общества, особенно в период социально-экономических кризисов, сопровождающихся резким падением жизненного уровня основной массы населения. В таких условиях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций по их убеждению единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, что не может служить ни моральным и ни юридическим основанием оправдания их экстремистской деятельности. Идеология экстремизма Для определения сущности экстремистской идеологии недостаточно простого указания на некоторые идеи, которые можно представить в качестве общих черт и характеристик экстремизма. Вместе с тем именно этим довольно часто и ограничиваются. В качестве характеристик экстремизма обычно предлагаются такие идеи, как идея социального, расового, национального неравенства, идея физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов. Но не всякая идеология может быть названа экстремистской, то есть стать предметом личных убеждений и направленности личности экстремиста. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром.

Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии. Зародившись на определённой почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской деятельности. Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но и совершаются на основании, и во имя определённой экстремистской идеологии. В большинстве случаев под идеологией экстремизма понимают идеологию, допускающую и пропагандирующую крайние, нелегитимные, противоправные, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих. Для того чтобы ярче выделить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть её характерные черты или особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также в связи с её содержанием проблему превращения определённой идеологии в экстремистскую. В общем, экстремистская идеология представляет собой извращённую фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определённой социальной группы и её социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определённой социальной группы. Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности.

Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода. Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма. Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму. Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии.

Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности. Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических , выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей. Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм. В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения уничтожения, разрушения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений. Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма.

Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинении силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств. Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков несанкционированные митинги, демонстрации и др. В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический. Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т.

В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» «НСО», «НС» и др. Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам «кто не с нами, тот против нас». Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других — ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти. Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти — на защиту и упрочение государственных институтов. Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации. Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия.

Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды. Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения. Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления. Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств. Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения. Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.

Серьёзную угрозу национальной безопасности и существенным фактором, дестабилизирующим социально — политическую обстановку является деятельность религиозных объединений экстремистского толка. Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта: распространение среди определённой части населения Российской Федерации деструктивной религиозной идеологии например, идеологии исламизма3 ; создание благоприятных условий для ведения террористической деятельности на территории Российской Федерации. С учётом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма: усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодёжного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия. Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации. Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — «ваххабизм».

Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодёжи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодёжи» и «лагеря исламской молодёжи», где членами запрещённых в Российской Федерации международных террористических и экстремистских организаций «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» , «Имарат Кавказ» «Кавказский Эмират» , «Исламская партия Туркестана» бывшее «Исламское движение Узбекистана» , «Исламское государство» и д. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама. Представляют опасность попытки экстремистов расширить своё влияние, прежде всего за счёт молодёжи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры Турция, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами. Националистический этнический экстремизм представляет собой — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм и геноцид в отношении людей иной этнической группы.

Поскольку Российская Федерация является многонациональным государством, которое, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада и распространение идей сепаратизма. Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иной этнической принадлежности, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными и антигосударственными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всего человечества.

Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм.

Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами. Ее появление связывают с: Появлением транснациональных компаний, стремящихся унифицировать развитие разных стран под свои нужды. Глобализмом в виде рыночного, политического и военного давления, выражающегося в привязке к банковскому сектору западных стран, ориентации на экспорт сырья и прочем. Чем опасен экстремизм? На государственном уровне опасность политического экстремизма и других разновидностей явление считается реальной угрозой национальной стабильности и безопасности. Она может привести к: Воспрепятствованию работы государственных органов и институтов. Срывам выборов и голосований.

Возбуждению расовой, межнациональной и других видов розни. Воспитанию молодого поколения в формате ненависти и вражды к другим общественным группам. Умышленному искажению истории, возрождению идей фашизма и нацизма. Содействию развития мятежей, терроризма, повстанческой деятельности или гражданской войны. Противодействие экстремизму Одной из приоритетных задач каждого государства является развитие стратегии противодействия экстремизму, которая может состоять из: Создания и усиления системы мониторинга в сфере противодействия экстремизма. Совершенствования системы законодательства. Усиления информационного противодействия экстремистским идеологиям.

Существует ряд правонарушений, не рассматриваемых в качестве общественно опасных, и, соответственно, по отношению к которым могут предприниматься меры административного характера. К таковым можно отнести: Статья 13.

Данная статья рассматривает правонарушения, связанные со свободой распространения информации и частично затрагивает вопросы экстремизма. Так, распространение данных об экстремистских объединениях и организациях без упоминания их запрета в РФ или просто содержащее положительную характеристику таковых организаций наказывается в соответствии с таковой статьей КоАП. Статья 13. Положения данной статьи рассматривают правонарушение, заключающееся в предоставлении аудиовизуальными сервисами доступа к экстремистским материалам. Статья 20. Данной статьей предусматривается административная ответственность за правонарушение экстремистского характера, проявляющееся в публичном демонстрировании нацистской или экстремистской символики и атрибутики, равно как и сходных с ними. Положения этой статьи закрепляют ответственность за изготовление или распространение материалов экстремистского характера. Максимальный размер штрафа по ней составляет до 1 млн. Также допускается применение административного ареста до 15 суток.

Это обстоятельство создает опасную воронку для тех, кто ищет принятия и сообщества. Радикальные идеи и убеждения передаются внутри этого фактора, и становятся нормой. Интернет и социальные сети играют существенную роль в распространении экстремистских идей среди молодежи. Молодые люди проводят все больше времени в онлайн-пространстве, где они подвергаются интенсивной информационной атаке, которая может повлиять на их мировоззрение.

Более того, интернет предлагает молодежи анонимность и возможность свободно обмениваться радикальными идеями, что укрепляет и укореняет их позиции. Для преодоления проблемы молодежного экстремизма необходимо предпринять комплексные меры. Прежде всего, образовательную систему следует реформировать с упором на развитие критического мышления и регулярное обновление учебных материалов. Педагогам следует предоставлять больше возможностей для профессионального развития, а школы и университеты должны стать местами активного общения и эмоциональной поддержки.

Кроме того, необходимо улучшить доступность информации о радикальных идеологиях и их последствиях. Это может быть достигнуто путем проведения информационных кампаний, образовательных семинаров и использования средств массовой информации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий