Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси.
Вотчина – это форма землевладения
Что такое вотчина? Как она управлялась? Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к. от слова Отец) была восточнославянским земельным владением, которое могло передаваться по наследству. Термин "вотчина" также использовался для описания земель князя. что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE.
Вотчина – это форма землевладения
Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период. Крупное землевладение Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов.
Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали: князья; земские бояре; церковь и большие монастыри.
Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение: Родовые — передавались по наследству от одного главы семейного клана другому, но собственниками считались все представители рода и без их согласия номинальный хозяин не имел права продавать или обменивать общую собственность. К тому же он обязан был служить князю, на территории которого располагались эти земли, и в случае отказа от службы мог потерять права на них вместе с родом.
Дарованные — приобретённые путём награды. Особенности владения определялись жалованной грамотой, где прописывались, помимо прочего, и обязанности вотчинника перед дарителем. Купли — земли, выкупленные у представителей иного рода.
Права приобретателей в этом случае были наиболее широкими и защищёнными, но всё же имели ограничения судить лиц, проживающих на их территории.
В странах Центральной и Восточной Европы до 14—15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков натуральных или денежных ; в 14—15 веках здесь складывалась, а в 16—18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян Второе издание крепостничества. В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку.
Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11—12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13—15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин.
Когда появилась вотчина и поместье? К XIII-XV векам в период раздробленности Руси вотчина стала преобладающей формой землевладения, вытеснив государственную форму собственности. К концу XV века вместе с вотчиной развивается поместье.
Кто ввел поместье? Указ царя Петра I о единонаследии подписан 18 29. Кто такие боярские вотчины?
Боярская вотчина — это средневековая разновидность русского феодального земельного владения с правами полной частной собственности. Достоянием боярина были: земля, строения и инвентарь. Землевладелец также обладал правами на зависимых крестьян.
Кто наделял вотчиной?
Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах.
Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой работать на князя , а в другом — владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением.
Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как? К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом. Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение — это привилегия служилых лиц.
Определение термина вотчина — что это
- что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
- Вотчинный уклад Московского государства
- Вотчина — что это такое и чем отличается от поместья
- Вотчина — Википедия с видео // WIKI 2
Что такое вотчина?
родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ. Земля, со всеми постройками и земледельцами, которая принадлежит крупному феодалу и закреплена за его родом, обратите внимание: передаваясь по наследству (!), на Руси называлась «вотчина». сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ.
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну. сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. ср.: "отчий дом"). это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси.
Что такое вотчина
Жалованные грамоты на вотчины начала XVII в. Составители Уложения нашли нужным подтвердить прежние запрещения. Служилым князьям воспрещалось продавать свои исстаринные вотчины помимо братьев и племянников и отдавать их в приданое за дочерьми и сестрами. В порядке законного наследования вотчины эти шли только наследникам мужского пола, а в боковой линии не далее 7-й степени родства. При отсутствии таких наследников вотчины шли в пользу Государя. Таким образом, была принята целая совокупность мер к тому, чтобы исстаринные вотчины служилых князей перешли мало-помалу в собственность московского Государя. Так, напр.
Рассмотрим, кому принадлежало это право по указам, каких вотчин касалось и при каких условиях имело место. Право выкупа принадлежало боковым родственникам, за исключением тех, которые подписались свидетелями в акте продажи. Подпись на акте рассматривалась как отказ от права выкупа. Нисходящие не имели права выкупа, как и сам продавец. Боковые родственники допускались к праву выкупа в том же порядке, в каком они допускались к наследованию. Судебник 1550 г.
Под вотчинами, может быть, надо здесь разуметь родовые и выслуженные. Отсюда надо, кажется, заключить, что допускается и выкуп купель. Что касается условий, при которых возможен выкуп, то до 1679 г. Эта разница с течением времени исчезает; в 1679 г. По Судебнику выкупа-тель поставлен был в весьма стеснительные условия. Выкупленную вотчину он не мог продавать, закладывать же мог только своим родственникам.
Самый выкуп он должен был сделать на свои деньги, а не на занятые. Это, конечно, было сделано в видах ограждения прав первого покупщика, чтобы выкуп не перешел в перепродажу из выгоды. Первоначально, в XVI в. Срок, в течение которого можно было производить выкуп, был довольно продолжительный, а именно 40-летний. Этот длинный срок был очень невыгоден для покупщика, который в течение целых 40 лет не мог иметь уверенности, что имение останется за ним Неволин. Изложенные правила выкупа взяты из Судебника 1550 г.
Указному выкупу предшествовала народная практика. В напечатанных собраниях древних актов находим любопытные указания на бытовую практику, которая во многом отступает от указного выкупа. Указный выкуп впервые был регламентирован в царском Судебнике 1550 г. Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины. Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь Михаил Андреевич в 1479 г.
Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников А. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквям села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. То же делают и частные лица. Ефрем Неклюд отказывает в 1500 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын.
Наоборот, Николай Рычков в 1517г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в. Боярин И.
Шереметев в 1554 г. Веденный Боярин И.
Влияние вотчины на социально-экономическую структуру Вотчина: определение и историческое значение Феодалы, обладая вотчиной, имели право распоряжаться своими землями, получать доходы от них и использовать их для обеспечения своей семьи и слуг. Вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну, и таким образом передавалась феодальная власть и земельные владения. Вотчина играла важную роль в феодальной системе, так как обеспечивала средства к существованию феодалов.
Феодалы использовали землю вотчины для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота и добывания ресурсов. Они также могли взимать плату с крестьян, которые жили и работали на их земле. Вотчина также выполняла функцию социальной и экономической иерархии. Чем больше вотчина у феодала, тем выше было его положение в обществе. Однако, крупные вотчины также требовали больше средств для обслуживания и защиты, поэтому они не всегда были источником богатства и власти.
С течением времени, система вотчины стала меняться и развиваться. Она стала одной из основных причин углубления социальных различий и неравенства в феодальном обществе. В конечном итоге, феодальная система и система вотчины были заменены более современными формами земельной собственности и организации общества. Определение Форма земельной собственности в феодальной системе Обеспечение средств к существованию феодалов Земельный участок, принадлежащий феодалу Передача земельных владений по наследству Использование земли для сельского хозяйства и добывания ресурсов Социальная и экономическая иерархия в обществе Вотчина в истории России Вотчина в истории России была формой землевладения, которая существовала с XI по XVII век. Вотчина представляла собой часть земли, которая принадлежала владельцу непосредственно, а не государству.
Владелец вотчины назывался вотчинником или вотчинным боярином. Владение вотчиной давало вотчиннику право распоряжаться землей, собирать налоги с крестьян и воевать на службе у князя. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну, что позволяло держать власть и богатство в одной семье. Вотчина играла важную роль в развитии феодальных отношений в России. Владельцы вотчин получали мощное политическое и экономическое влияние, что способствовало укреплению единовластной власти князей, а позже и царей.
Поместье включало в себя не только землю, но и крестьян, которые обязаны были работать на помещика и платить ему налоги. Таким образом, вотчина была важным элементом феодальной системы в России, который играл большую роль в образовании и развитии русского государства.
Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как?
К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом. Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение — это привилегия служилых лиц. Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу.
И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий. Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий. Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу.
Это произошло в марте 1714 года.
Это приводило к появлению различных систем правления на вотчине и сложным спорам о наследстве. Условия пребывания на вотчине Пребывание на вотчине предполагало определенные условия для людей, которые на ней жили: Крестьяне, которые находились под властью владельцев вотчины, должны были работать на них и обрабатывать землю. Они были обязаны предоставлять владельцу вотчины свои продукты и услуги. Наниматели или владельцы вотчины могли определить для крестьян свои условия проживания и труда.
Они могли определить размер платы за аренду земли и распределение трудовых обязанностей между крестьянами. Владельцы вотчины имели право принимать на работу или увольнять крестьян в зависимости от своих потребностей и собственных решений. Крестьяне не имели права покидать вотчину без согласия владельца. Они были привязаны к вотчине своими обязательствами и должны были их выполнять. Помимо работы на земле, крестьянам могли быть назначены другие обязанности, такие как служба в военных отрядах или работа на мельнице, пекарнях и прочих предприятиях.
Таким образом, пребывание на вотчине предполагало жесткую зависимость и подчинение со стороны крестьян по отношению к владельцу вотчины, который определял условия их проживания и труда. Влияние вотчины на социально-экономическую структуру Вотчина, как основной форма землевладения в средние века, оказывала значительное влияние на социально-экономическую структуру общества. Ее владельцы, помещики, обладали полной властью над своей землей и народом, проживающим на ней. Власть помещика была абсолютной и безоговорочной. Он мог устанавливать законы и регламенты, взимать налоги, назначать наказания, и даже самым незначительным проступкам со стороны крестьян.
Такая система социальной организации приносила огромную выгоду помещику, который распоряжался всей собранной с крестьян десятиной и оброком. Крестьяне, проживавшие на вотчинных землях, были лишены свободы и имели очень ограниченные права. Они обязаны были работать на помещика, сдавать ему часть своего дохода и земли, а также выполнять все его приказы и требования. Их жизнь была тяжелой и являлась своего рода вечным земледельческим покорением. Такая неравноправная социально-экономическая структура имела свои последствия.
Она приводила к образованию двух основных классов — помещиков и крестьян.