Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно.
Продовольствие в блокадном Ленинграде
- Непредвиденная блокада
- Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
- Блокада Ленинграда
- "Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника. На вокзальных площадях, в залах ожидания, в вестибюлях станций Московского центрального кольца МЦК и Московских центральных диаметров МЦД расцвели игрушками и шарами пушистые ели, припарковались запряжённые оленями сани и стилизованные новогодние паровозики, стеклянные фас...
Предстоит провести аналогичную работу в архивах стран — бывших республик СССР, куда также проходила эвакуация жителей из осажденного города. Собранные материалы уже доступны в сети Интернет на портале "Книга Памяти блокадного Ленинграда", где помимо этого опубликована и другая информация о жителях и защитниках Ленинграда из открытых источников.
На сайте опубликованы с привязкой к конкретным персоналиям записи о погибших из Книг Памяти; записи мемориалов и кладбищ Санкт-Петербурга; сведения об эвакуации и судьбе в эвакуации; награды, включая награждения медалью "За оборону Ленинграда"; документы портала "Память Народа" на военнослужащих о награждениях, о раненых, погибших и пропавших без вести; информация о ветеранах и судьбе жителей, переживших блокаду. Таким образом, в одной точке доступа собрана максимально полная и систематизированная информация для простого поиска родных и близких, соседей по дому, что дает возможность найти все доступные данные о судьбе пропавших без вести, эвакуированных, узнать места захоронения погибших и, тем самым, почтить и сохранить память о своих Героев. Проект "Книга Памяти блокадного Ленинграда" является интерактивной площадкой и предусматривает для пользователей возможность самостоятельного наполнения портала личными документами для уточнения судеб участников ВОВ.
Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции.
Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал.
Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый.
Об этом сообщает пресс-служба ведомства. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни Следите за развитием событий в трансляции: « Непокорённые: День освобождения блокадного Ленинграда — все новости » Отец Валерии Нехорошковой в первые дни войны ушёл на фронт, а мать работала на мясокомбинате. Женщина вспоминает, что город бомбили и днём, и ночью. В 1943 году мать решила уехать с дочерьми трёх и шести лет в эвакуацию, желая спасти своих девочек от голода и военных действий. Эвакуация шла по Дороге жизни. Лёд ещё не встал как следует, и поэтому несколько машин с детьми утонули.
Другие новости
- Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
- Вагон замерзших тел
- В порядке очереди
- Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
- Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка
- 2. Возвращение домой
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда | В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. |
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни | Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». |
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. Как рассказали в Смольном, проект, соглашение о котором подписано в рамках ПМЭФ, «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: „Сплочённые войной“ позволит открыть неизвестные ранее факты эвакуации из блокадного города. Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
История с эвакуацией Ленинграда сыграла огромное значение в науке о действиях в чрезвычайных ситуациях. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.
Проблемы эвакуации жителей
Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.
Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.
Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город.
На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых.
Мама взяла талоны и пошла за хлебом, а сестра отправилась за водой. Раненых и обмороженных было море. Мой отец стоял у операционного стола до изнеможения. Отходил лишь на пару часов, чтобы поспать. В госпитале завелась такая традиция: те, которых выписывали, навещали родных врачей и оказывали им посильную помощь. Вот так и пришли к нам два военных, принесли 4 сухаря — подарок от отца.
Если бы эти люди зашли к нам на пару дней позже, то, вполне вероятно, помогать было бы уже некому. Всеобщая эвакуация Осенью 1942 года власти поняли, что вторую зиму жители Ленинграда уже не переживут. Была объявлена всеобщая эвакуация: женщин и детей отправляли подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года. Многие не хотели уезжать, но их мнение никого тогда не интересовало. Людей сажали в грузовики силой.
Мы взяли всё, что можно было унести. Нас повезли в деревню Ваганово Ленинградской области, там на берегу Ладожского озера находился сборный пункт», — продолжает блокадник. Людей переплавляли на катерах в Сестрорецк, там их сажали в товарный поезд и отправляли в Челябинск. Творился настоящий ад. Со всего Ленинграда ехали грузовики с людьми. Самое страшное было потеряться. Над головами то и дело летали самолёты.
Нас посадили в теплушки: там были установлены печки и нары. Так мы ехали 2,5 месяца. В декабре нас привезли в Челябинск». По пути умерло очень много людей — порядка 300 тысяч человек.
Семья Валерии Александровны смогла выбраться из блокады и товарным вагоном была отправлена на Южный Урал. В вагонах многие простывали. Заболела и младшая сестра Валерии. Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла.
Младшую сестру отдали в детдом и удочерили.
Несмотря на оперативные приготовления, включившие перегруппировку войск, развернуть операцию группе армий «Север» удалось лишь 8-10 августа 1941-го. Между тем Военный совет советского Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укрепления обороны на ближних подступах к Ленинграду и усиления оборонявших его войск: рыли траншеи, выставляли препятствия. Как немцы хотели вынудить город к сдаче голодной блокадой Кровопролитные сражения одновременно развернулись на Карельском перешейке и между Онежским и Ладожским озерами, на южном и юго-западном подходах здесь вермахт нанес наиболее мощный удар , а также в Эстонии , где 18-я немецкая армия смогла рассечь 8-ю армию Северо-Западного фронта на две части и выйти к побережью Финского залива. Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации.
Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн. Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы. Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами.
Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам.
В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города. В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью... Я предпочитаю умереть у себя от бомбы, от голода, но у себя и не страдать... Заводчане В книге Александра Карасёва «Ленинградцы в годы блокады» упомянуто, что из 333 функционировавших в Ленинграде и области промышленных предприятий всесоюзного и республиканского подчинения полной эвакуации подверглись 133.
Да и вывозили их, мол, совсем недалеко — в областные лагеря и пансионаты. Считается, что из-за такой стратегии уже в августе перед руководством этих учреждений встал нехитрый выбор: остаться на оккупированной территории или вернуться в город, поскольку других путей отступления попросту не осталось. Так ли это на самом деле? В День защиты детей «Форпост» связался с Валентиной Смальчук, которая до войны жила на углу 9-й Советской и Мытнинской улиц. В 1941 году ей было 13 лет, так что она прекрасно помнит те страшные времена, которые, по её собственным словам, «зачастую становятся предметом спекуляций и досужих домыслов». Что вы, тринадцатилетняя девочка, чувствовали тогда? Боялись прихода врага? Или, напротив, полагали, что вскоре он будет остановлен и городу ничего не угрожает? Если не брать в расчёт тревожные радиосообщения и бригады мобилизованных на фронт мужчин, которые мы периодически встречали на улицах, то о войне совершенно ничего не напоминало. Магазины работали, общественный транспорт ходил, как и прежде, солнце светило. Казалось, ничего плохого не происходит и враг, как сказал в своём обращении к народу Вячеслав Молотов, вскоре действительно будет разбит. Причём где-то далеко от Ленинграда. Тем не менее, эвакуация детей из города началась практически сразу, ещё в июне. И прошла она, кстати, очень оперативно и организованно, хотя многие сегодня ставят этот факт под сомнение. Как и другой, не менее очевидный факт: все дети, вывезенные в тыл и остававшиеся там до конца войны, были так же организованно и оперативно возвращены в Ленинград в 1945 году. Моя сестрёнка, например, ходила в круглосуточный детский садик, где она жила на будних днях. Так вот, в первую же пятницу после начала Великой Отечественной, когда я забирала её домой, мне дали расписаться в бумаге, которая обязывала меня принести в следующий понедельник набор одежды, предметов гигиены, а также пару обуви в накрепко зашитом картофельном мешке. Валентине Николаевне 5 лет - Почему в картофельном? Сверху должна была быть нашита белая тряпка с именем, фамилией и номером садика для того, чтобы багаж не потерялся в дороге. В понедельник, то есть 30 июня я отдала всё, что требовалось воспитательнице, а когда 4 июля пришла за Лидой, то её уже не было. На воротах висел большой амбарный замок и объявление о том, что все дети эвакуированы. Причём, куда именно - не сообщалось, единственное, что было сказано: информацию о новом месте дислокации этого учреждения доведут до нас дополнительно. Нынешней молодёжи или людям среднего возраста, которые привыкли к тому, что принятие различных незначительных решений у нас зачастую растягивается на многие месяцы, наверное, сложно представить, как можно так быстро всё устроить, да ещё не поставив в известность родственников. Но тогда это особого удивления не вызвало, хотя некоторые матери, узнав о предстоящей разлуке со своими детьми, в буквальном смысле этого слова кидались под колёса и не давали их увозить. Судя по всему, эвакуация проходила в обстановке строгой секретности именно для того, чтобы подобные эксцессы не носили массовый характер и не сорвали её. Валентина Николаевна с внуком - А когда эвакуировали Вас? Точно так же сообщили о том, чтобы я собрала вещи, зашила их в картофельный мешок и взяла с собой документы. К месту назначения, в Ярославскую область нас доставили в «телятниках» или «теплушках», как их сейчас чаще называют. Это товарные вагоны, переоборудованные для перевозки людей, с окошком для того, чтобы легче дышалось, и двухярусными нарами внутри. Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт. Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда.
Список умерших детей. Список детей оздоровительных яслей комбината им. Список детей работников Северо-Западного отделения треста "Теплоэлектропроект". Отчет детских яслей при комбинате им. Кирова, эвакуированных в Омскую область. Списки детей работников Прядильно-ниточного комбината им. Списки служащих Дома малютки на получение пропусков в Ленинград в 1945 году.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Ленинградская блокада — трагическое событие, которое полностью перевернуло судьбы и жизни горожан. Своими масштабами все это затмило вопрос недвижимости людей, покинувших ее под воздействием непреодолимых обстоятельств. После возвращения из эвакуации люди не могли попасть в свои квартиры, и на это были свои причины. Вернуться в город было достаточно сложно. Он был закрытым вплоть до середины 1946 года. Человеку было необходимо получить ответ на запрос от властей или «вызов» организации, предприятия. Если такого документа не было, то человека должны были в течение 24 часов выселить из Ленинграда.
Справка, что ты ленинградец
- Федеральный проект истории обороны и блокады Ленинграда
- К 75-летию начала блокады Ленинграда. Скорбная хроника трагедии
- Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
- Но ведь блокаду можно было снять раньше?
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
Книга учета детей пофамильные списки , получающих питание на дому; направленных в больницы; умерших; переведенных в детские учреждения Дзержинского района для последующей эвакуации из Ленинграда. Списки умерших в эвакуации детей и детей, взятых родителями. Фотографии эвакуированных детей. Книги эвакуированных детей Дзержинского, Ленинского и Смольнинского районов города Ленинграда 30. Список детей, присоединившихся по пути следования к месту эвакуации из других населенных пунктов. Список умерших детей. Список детей оздоровительных яслей комбината им.
Ожидая «свободного прохода» с неизвестно какой стороны в неизвестно каком часу, они тратили бы много боевых вылетов напрасно. Поэтому следующей осенью, 1942 года, полеты ночью в ограниченном масштабе в Ленинград начались — и не показали ожидавшихся проблем. Красной ниткой на карте показана военно-автомобильная дорога 102, кусок которой проходил по льду Ладожского озера. Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия.
Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5.
Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.
Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника. На вокзальных площадях, в залах ожидания, в вестибюлях станций Московского центрального кольца МЦК и Московских центральных диаметров МЦД расцвели игрушками и шарами пушистые ели, припарковались запряжённые оленями сани и стилизованные новогодние паровозики, стеклянные фас...
Вместе с другими ребятами из своего детского сада она пережила сложный путь из блокадного города в Санаин — небольшой посёлок в Армении. В июле 41-го их отправили на юг Ленинградской области. Вспоминает, о начале войны им никто не говорил. Дети, кто хочет — объявите родителям. И пусть они вас собирают. Мы домой пришли, маме объявили. Таким образом этот детский сад стал детским домом», — рассказала житель блокадного Ленинграда Галина Мицкевич. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Из-за наступления немецких войск воспитанникам уже детского дома номер 51 пришлось вернуться в Ленинград и пережить в городе самую страшную, первую, блокадную зиму. Вторая попытка эвакуации — уже в марте 42-го — в Краснодарский край. В поезде, который следовал до Краснодарского края, воспитателям пришлось столкнуться с такими страшными попутчиками детей, как цинга, дистрофия и воспаление лёгких. На выставке можно услышать воспоминания педагогов детского дома.