Новости аполлинария суслова

В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского.

«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»

PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? Всего страниц: 151. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна.

«Инфернальница» Аполлинария Суслова

Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход». Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде.

Аполлинария Суслова и Достоевский

Федор Достоевский и Василий Розанов? Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. 1918 Если бы Аполлинария Суслова появилась на свет не в 1840 году, а, скажем, на век позже, то она оказалась бы вполне на своем месте, органично вписавшись в.

Аполлинария Суслова и Достоевский

Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. поразительная женщина «как по способности издеваться над одарёнными людьми, так и по степени её чудовищно-садистического эгоизма. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале.

Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя

Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход». Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир.

Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова

В воспоминаниях современников А. Герцена, А. Панаевой, В. Слепцова ее образ исключительно положительный. Достоевский написал о ней: «Редкая личность, благородная, честная, высокая! Известно, что он получил юридическое образование.

Привлекался к следствию по делу о первой нелегальной прокламации в России. Скончался в 1873 году. Второй супруг — профессор гистологии и успешный предприниматель-винодел Александр Голубев. С 1895 года пара жила в Крыму. Суслова к тому времени прекратила медицинскую практику, но не отказывала в помощи местным жителям.

Она пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, поддерживала пострадавших в результате русско-японской войны, устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. Медицинские инструменты, лекарства и книги Суслова завещала больницам Крыма. Иван Шмелёв в своем жестоком романе «Солнце мертвых» так не похожем на умилительное «Лето Господне» пишет о послереволюционной жизни семьи Голубева-Сусловой. Профессор ослеп, его имение разграбили, но он продолжал исследования. Про Суслову, сам того не ведая, Шмелёв напишет: «Не в чем и в гроб лечь было.

Босую клали».

Она мечтала поехать с ним в Италию, но теперь поздно, так как без любви и надежды на взаимность отдалась первому встречному - студенту из Испании. Еще пишет, что она себя не знала, и он не знал. Она от этого не испытывает угрызений совести, не винит себя в том, что отдалась первому проходимцу. Разрыв и месть Между ними состоялось бурное выяснение отношений. Результатом его стало смирение Достоевского с ролью «друга», не претендующего ни на что. Они едут в Италию, и здесь Аполлинария в полной мере отыгралась за свои страдания. Если раньше он мучил ее, то теперь она наслаждалась своей местью.

Она помыкала им, унижала и постоянно колола, третировала и упрекала. Приехав в Петербург, Суслова окончательно объявила ему о разрыве. Но Достоевский готов терпеть все унижения, лишь бы она была рядом. За годы близости с Достоевским Аполлинария Суслова становится циничной и наслаждается его унижениями, памятуя о своих. Она его ненавидит за обиженную любовь и сломанную жизнь. После смерти жены Достоевский, испытывающий несказанное наслаждение от этих мучений, несколько раз предлагает ей стать его женой. Но она категорически отказывается, понимая, что нет более той Полины так он ее называл. Отъезд из Петербурга Через пять лет после первой встречи, весной 1866 года, как следует из биографии Аполлинарии Сусловой, в жизни ее произошли изменения.

Они простились с Федором Михайловичем, точно зная, что они никогда больше не увидятся, и уехала к брату, в деревню, считая Достоевского виновным во всех ее бедствиях. Поначалу занималась общественной деятельностью, но после окончила учительские курсы и открыла школу, которая проработала два месяца, после чего ее закрыли. Дело в том, что Суслова в Петербурге считалась неблагонадежной, за ней устанавливалась слежка. Ее связи с революционерами, по мнению политического департамента полиции, не давали ей права заниматься педагогической деятельностью. Она жила у брата в Тамбовской губернии, но чем занималась, неизвестно. Через десять лет она приезжает в Петербург, где столкнулась с Достоевским, который не узнал ее или сделал вид, что не узнал. К этому времени он женился на своей стенографистке Анне Сниткиной. Это все задело и обидело Суслову.

Может, она по-прежнему продолжала его любить? Встреча с Розановым Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым. Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты. По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского. В 1880 году, после длительной связи, они поженились. Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами. Этот брак не мог быть счастливым.

Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться. Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу.

Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением.

Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.

Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» К сожалению, свидетельство дочери Достоевского в первой своей части является заведомой клеветой. Суслова вообще не могла быть студенткой: в 60-х гг.

XIX века в России попросту не существовало высшего женского образования. Женщины могли появляться на лекциях только в качестве вольнослушательниц, причём университетское начальство смотрело на это неодобрительно, а о претензии на допуск к экзаменам не могло быть и речи см. Активное участие Сусловой в студенческой жизни было возможно только в амплуа возлюбленной какого-нибудь революционно настроенного студента но свидетельств такого рода нет. Что касается истории знакомства Сусловой и Достоевского, то версия дочери писателя представляется вполне правдоподобной. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Понятно, что писателю трудно было отказывать возлюбленной в её невинных просьбах: так, например, её повесть «Покуда», довольно слабая и претенциозная, всё-таки была напечатана в журнале братьев Достоевских «Время». Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть».

Фёдор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упрёки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». После очередной ссоры, вместо запланированной совместной поездки в Европу , Аполлинария Суслова отправилась в Париж одна. Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария уже не ждала его; у неё появился новый знакомый-француз. Вот как пишет Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании её романа.

Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что её возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела ещё раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Фёдор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Суслова проваливает экзамен на преподавательницу истории, но через полтора года всё же успешно сдаёт его и открывает в Иванове школу. По политическим мотивам школу очень быстро закрывают. В конце 1860-х гг. Суслова переводит с французского книгу Минье «Жизнь Франклина». В 1870-х гг. Суслова живёт в родительском доме, иногда путешествует и уже совсем ничего не пишет.

А затем знакомится с гимназистом Василием Розановым. Несчастливый брак Василий Розанов — религиозный философ, крупнейший мыслитель Серебряного века. Но в 1870-х гг. Он гимназист, влюбившийся во взрослую женщину, — Суслова на 16 лет старше. Бытует мнение, что в Сусловой Розанова привлекла, в первую очередь, её прежняя связь с Достоевским.

Сам Розанов эту гипотезу не подтверждал. Портрет Василия Розанова работы Леона Бакста, 1901 г. Wikimedia Commons В конце 1880 г. Довольно быстро выяснилось, что у молодожёнов разные ожидания от брака. Розанов обвинил жену в том, что она не захотела «сидеть около мужа, окружить его вниманием и покоем в многолетнем труде».

И его можно понять. Он жаждал безусловной любви, поддержки, поклонения, а получил пренебрежение и сильные сомнения в гениальности. Аполлинария Прокофьевна смотрела на него свысока, ревновала и закатывала скандалы — по крайней мере, так утверждал Розанов. Вряд ли можно определить виноватого в том, что их союз распался. Скорее всего, они просто «не сошлись характерами».

В 1886 г. Суслова в замужестве Розанова, но для удобства оставим девичью фамилию уезжает от мужа. Спустя некоторое время Розанов сходится с вдовой Варварой Дмитриевной Бутягиной и хочет во второй раз жениться. Но сначала нужно получить развод. В реалиях Российской империи это дело непростое.

Расторгнуть брак могли в нескольких основных случаях: если один из супругов изменил или оказался «неспособен к брачному сожительству», пропал без вести или был сослан в Сибирь. Розанов требовал, чтобы Аполлинария Прокофьевна созналась в прелюбодеянии. Неизвестно, правда, было оно в действительности или нет: до того, как возникла необходимость развода, философ ни о чём таком не упоминал. Суслова наотрез отказывается. Брать вину на себя Розанов тоже не хочет.

И дальше они много лет мешают друг другу жить. Розанов не может признать собственных детей, в отместку отказывает Сусловой в получении отдельного вида на жительство. Добиваясь расторжения брака, Розанов заручается поддержкой Анны Григорьевны Достоевской, но и её связи в Синоде не помогают.

Меж тем биографы Достоевского рекомендуют оценивать слова Любови Федоровны критически, ведь сама она не была знакома с Сусловой. О Полине дочь писателя могла слышать от матери — жены Федора Михайловича, которая была склонна рисовать в своем воображении карикатурный образ соперницы-соблазнительницы. Суслова, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения». Вслед за наблюдательницей и биографы Достоевского называют Полину Чацким в юбке. На тот момент, когда Федор Михайлович в 1861 году опубликовал в своем журнале рассказ девушки под названием «Покуда», они явно уже успели познакомиться лично. Работа Сусловой была очень слабой. Определенно, Федор Михайлович имел виды на Полину, а потому необъективно оценил ее творчество. О том, что общение Достоевского и Сусловой перетекло в роман, позволяют судить письма девушки писателю. В них она говорила : «Ты просишь не писать, что я краснею за свою любовь к тебе. Никогда не писала и не думала писать... Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения». Она также упрекала гения: «Они, отношения, для тебя были приличны. Ты вел себя как человек серьезный, занятой, который не забывает и наслаждаться». И даже если поначалу Суслова разделяла идеи свободной любви, то, вступив в подобного рода связь, она почувствовала себя униженной. Полине были несвойственны дамские хитрости, а потому она положила на алтарь романтических чувств свою репутацию. Однако он не хотел бросать больную чахоткой жену. Позднее Полина говорила, что разлюбила писателя как раз по той причине, что он не смог принести их любви жертву, по величине сопоставимую с той, что принесла она. Несмотря на душевные терзания Сусловой, точка в ее романе с Достоевским еще не стояла. Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж. И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной.

Позднее Фёдору Михайловичу будут вменять многие недостатки и слабости характера, но единственное, что не было присуще ему никогда — это лень. Достоевский сам признавал, что он был великий труженик, и всё, чего он добился в жизни — это божий дар и результат огромного, титанического труда. Достоевский был современником Тургенева, Некрасова, Толстого. Белинский, прочитав его первое произведение "Бедные люди", воскликнул: "Новый Гоголь явился! Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. Вскоре Достоевский неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы целью своей деятельности видели государственный переворот. Самых активных членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовали и около полугода продержали в Петропавловской крепости, а затем приговорили к расстрелу. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Отбыв на каторге четыре года, а потом отслужив в Семипалатинске простым солдатом, на самом дне, откуда, как правило, к прежней жизни не возвращаются, он написал "Записки из мёртвого дома" и опубликовал это произведение в журнале "Время", который они открыли с братом Михаилом по возвращении Фёдора Михайловича в Петербург. Писателя амнистировали в 1862 году, когда прошла коронация Александра II. Достоевский становится невероятно популярным. Он возвратился в Петербург как герой — мученик, его обожают студенты, молодёжь приглашает на литературные вечера. Пять романов Достоевского, написанные им с 1860 по 1880 годы, назовут великим пятикнижием, и они войдут в список "ста лучших книг всех времён" по версии Норвежского Нобелевского института. Вот так однажды, зимой 1862 года он был приглашён для прочтения лекции в Санкт-Петербургский университет. Здесь произошло его знакомство с Аполлинарией Сусловой. Достоевский и Аполлинария Суслова. Портрет Аполлинарии Прокофьевны Сусловой хранится сейчас в Сосновском краеведческом музее. Раньше он украшал стену краеведческого музея Панинской школы, и Валентина Васильевна Сустаева, проводя экскурсии, останавливалась возле этого портрета и говорила: "Это гражданская жена Достоевского". Уроженка села Панино, старшая сестра Надежды Сусловой, которая всему миру известна как первая русская женщина-врач, Аполлинария Суслова осталась известной в литературных кругах как начинающая писательница, автор двух напечатанных повестей: "Покуда" и "Чужая и свой". Но больше о ней говорят как о возлюбленной Достоевского, об этом сказано даже в википедии. Конечно, Аполлинария не была гражданской женой писателя, ведь на ту пору он был женат, но жена его, Мария Дмитриевна, была неизлечима больна чахоткой, а он был измучен долгами, проблемами журнала, над которым постоянно висела угроза закрытия, заботами о пасынке Паше.

Длительность: 1 ч. Аполлинария Суслова — мятежная сердцем возлюбленная Достоевского, ставшая прототипом самых инфернальных его героинь. Судьбы двух этих женщин различны настолько, что с трудом верится в то, что они были родными сестрами. Однако действительно ли истории их жизней можно свести к банальному противопоставлению: святая — грешница?

«Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова

Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только пилила своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с "публичным мордобитием". И все это шло параллельно с ее собственными "вольностями", флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа. Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, "Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его.

Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе". Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: "...

Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча... Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом". Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского?

В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор... Розанов держался недолго. Ему посчастливилось повстречать другую женщину, свою будущую жену Варвару Дмитриевну.

И страдала сама. Умерла Суслова в 1918 году в возрасте 78 лет. Через год скончался и Розанов. Незадолго до смерти он вспомнил об Аполлинарии: "С ней было трудно, но ее было невозможно забыть".

Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку.

Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская.

Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.

Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину.

И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей.

Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет.

По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского. В 1880 году, после длительной связи, они поженились.

Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами. Этот брак не мог быть счастливым. Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной.

Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться. Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу.

Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались.

Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания.

Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца. С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки. Два полюса Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег.

В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем. Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский. Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно. Ясно только одно: нельзя ставить знак равенства между Достоевским и Розановым ни по значимости таланта, ни по любви к Аполлинарии Прокофьевне. Достоевский любил ее, но запутался, честно осознавал и признавался в этом.

Он не мог бросить больную жену, написание своих романов, работу в журнале. Но также не мог оставить свою Полину, которая давала ему невероятное вдохновение. Самое главное, что ставит его несравненно выше Розанова: он понимал, что обижает любящих его женщин: жену, Полину и дочь, но не мог ничего изменить. Он писал о ее эгоизме, но любил именно такой. Не оправдывал себя, обливая ее грязью.

Аполлинарии он прощал все, даже измену в Париже. Но она не поняла его и не простила. Женские образы в романах Достоевского Расставшись с Аполлинарией, Федор Васильевич продолжал любить, лишенный ее общества и обладания ею.

Мне показалось, что у него дрожали руки. Я сделала вид, что не знаю, и спросила его, что пишет Сонечка [племянница Достоевского Софья Иванова].

Он ответил, что письмо не от Сонечки и как бы горько улыбался. Такой улыбки я еще никогда у него не видала. Это была или улыбка презрения, или жалости, право, не знаю, но какая-то жалкая, потерянная улыбка. Потом он сделался ужасно как рассеян, едва понимал, о чем я говорю». Последнее письмо Достоевского к Сусловой от 23 апреля 5 мая 1867 г.

Долинин приводит краткие сведения о дальнейшей судьбе Сусловой, из которых видно, что она открыла школу-пансион в селе Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии, однако школу пришлось закрыть ввиду неблагонадежности Сусловой: «В своих суждениях она слишком свободна и никогда не ходит в церковь». Суслова всегда была поборницей женской эмансипации, и поэтому вполне закономерным явилось ее появление в 1872 г. Герье в Петербурге — первом русском высшем учебном заведении для женщин. Она пытается жить и литературным трудом, выпустив в 1870 г. Минье «Жизнь Франклина»: Суслову по-прежнему интересуют сильные свободолюбивые личности.

С фотографии 1876 г. Паншева Но Достоевский оказался пророком: Суслова действительно «вечно была несчастна» и «нигде не нашла себе друга и счастья». В 1880 г. Розанова, будущего известного писателя и философа, страстного почитателя Достоевского и это тоже играло немаловажную роль в женитьбе В. Розанова на женщине, которую любил его великий учитель.

Однако брак их оказался неудачным и превратился для них в тяжелое испытание. Через шесть лет Суслова бросает В. Розанова, уехав от него с его приятелем. Когда В. Розанов умоляет ее вернуться, она жестоко отвечает: «Тысяча мужей находятся в вашем положении т.

А узнав, что В. Розанов в гражданском браке с другой женщиной и имеет от нее детей, Суслова почти двадцать лет из какого-то злого упрямства не дает ему развода — дети его все эти годы были лишены гражданских прав. Старик-отец, у которого Суслова поселилась в доме, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя». Правда, надо учитывать, что отец не уступал во властности своей дочери. Из письма В.

Розанова А. Глинке-Волжскому: «С Суслихой я 1-й раз встретился в доме моей ученицы Ал. Щегловой мне 17, Щегловой 20—23, Сусл. Я же был социалистишко... На Катьку Медичи она в самом деле б[ыла] похожа.

Еще такой русской — я не видал. Умна она была средне; не выдающееся; но всё заливал стиль.

Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей

Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.

Назревало расставание. Но Достоевский хватался за Суслову как за спасительную соломинку, потому что не видел себя без нее. Было решено ехать в Париж вместе, но Аполлинария едет одна, так как Федора Михайловича задержали в Петербурге дела. Была закрыта его газета, больная жена почувствовала себя очень плохо. Он не получает от своей возлюбленной писем, и это сильно тревожит.

Наконец, он едет во Францию, по пути на несколько дней заезжает в Висбаден, чтобы поиграть в рулетку. Да, Достоевский был не просто заядлым игроком, он был одержим этой пагубной страстью. Он пишет роман «Игрок» на основе собственного опыта. В Висбадене пробыл три дня. Выиграв 5000 франков, он едет в Париж, разделив деньги между умирающей женой и наслаждениями с любимой. Но в Париже его ждало письмо от Аполлинарии. В нем она ставит в известность, что он слишком долго ехал.

Она мечтала поехать с ним в Италию, но теперь поздно, так как без любви и надежды на взаимность отдалась первому встречному - студенту из Испании. Еще пишет, что она себя не знала, и он не знал. Она от этого не испытывает угрызений совести, не винит себя в том, что отдалась первому проходимцу. Разрыв и месть Между ними состоялось бурное выяснение отношений. Результатом его стало смирение Достоевского с ролью «друга», не претендующего ни на что. Они едут в Италию, и здесь Аполлинария в полной мере отыгралась за свои страдания. Если раньше он мучил ее, то теперь она наслаждалась своей местью.

Она помыкала им, унижала и постоянно колола, третировала и упрекала. Приехав в Петербург, Суслова окончательно объявила ему о разрыве. Но Достоевский готов терпеть все унижения, лишь бы она была рядом. За годы близости с Достоевским Аполлинария Суслова становится циничной и наслаждается его унижениями, памятуя о своих. Она его ненавидит за обиженную любовь и сломанную жизнь. После смерти жены Достоевский, испытывающий несказанное наслаждение от этих мучений, несколько раз предлагает ей стать его женой. Но она категорически отказывается, понимая, что нет более той Полины так он ее называл.

Отъезд из Петербурга Через пять лет после первой встречи, весной 1866 года, как следует из биографии Аполлинарии Сусловой, в жизни ее произошли изменения. Они простились с Федором Михайловичем, точно зная, что они никогда больше не увидятся, и уехала к брату, в деревню, считая Достоевского виновным во всех ее бедствиях. Поначалу занималась общественной деятельностью, но после окончила учительские курсы и открыла школу, которая проработала два месяца, после чего ее закрыли. Дело в том, что Суслова в Петербурге считалась неблагонадежной, за ней устанавливалась слежка. Ее связи с революционерами, по мнению политического департамента полиции, не давали ей права заниматься педагогической деятельностью. Она жила у брата в Тамбовской губернии, но чем занималась, неизвестно. Через десять лет она приезжает в Петербург, где столкнулась с Достоевским, который не узнал ее или сделал вид, что не узнал.

К этому времени он женился на своей стенографистке Анне Сниткиной. Это все задело и обидело Суслову. Может, она по-прежнему продолжала его любить? Встреча с Розановым Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым. Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты. По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского.

В 1880 году, после длительной связи, они поженились.

На Катьку Медичи она в самом деле была похожа". Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал. При этом, по воспоминаниям того же Розанова и его знакомых, позволяла себе делать недвусмысленные авансы молодым приятелем своего мужа.

По слухам даже, с одним из них Гольдовским она то ли уехала, бросив в очередной раз мужа, то ли , когда ее чувства были отвергнуты, написала на него донос в полицию. В 1886 году она окончательно покинула Розанова, заявив, что устала от его измен, лжи и разочарована в его «половом мистицизме», прикрывавшем по мнению жены всего лишь сладострастие. Василий Розанов в молодости Василий Розанов в молодости Розанов тоже не остался в долгу тем более, что развода и спокойной жизни с другой женщиной, которую он встретил, она ему не давала очень долго и писал ей письма полные отчаяния и злобы: «... Вы меня позорили ругательством и унижениями, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная, оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом...

А в письмах к друзьям называл ее Суслихой и писал: «Меня они никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе - тайно завистлива. Ума среднего, скорее даже небольшого.

Но стиль, стиль... Если бы Аполлинария Розанова действительно захотела в тот момент оглянуться на свою прошлую жизнь что представляется очень маловероятным , что бы она увидела? Не говоря уже о том, чтобы что-то "понять" и почувствовать себя виноватой, что было ей вообще не очень свойственно. Бывший любовник ее Федор Михайлович Достоевский именно что и раздражал ее своей привычкой вечно сомневаться, сознаваться, каяться в том, что совершил в приступе страсти; она считала это чем-то вроде слабости, а иногда притворства. В начале 60-ых годов, насквозь пропитанных духом нигилизма, Аполлинария, дочь мануфактурщика Прокофия Суслова, сказочно разбогатевшего бывшего крепостного графа Шереметьева, посещала лекции в университете и была увлечена идеями женской независимости, женского труда и свободной любви.

У нее были стриженые волосы, костюм покроем напоминавший мужской, как вспоминала в своих мемуарах одна дама, а по манерам вести разговор она даже отчасти напоминала «Чацкого в юбке». Достоевского она и отталкивала, и притягивала своим нигилизмом, отрицанием всего отжившего и фальши, бессознательным идеализмом, который он видел за отрицанием. Сусловой очень хотелось стать вровень с новыми идеями и политическими движениями века, получить образование, стать писательницей, заняться просвещением детей, раскрепоститься в любви. Беда в том, что жизнь ее показала, что отрицать намного проще, чем созидать.

This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993. If the work was first published after the death posthumous rehabilitation of the author, copyright term is counted from January 1 of the year following the year of publication, provided that the work was published within 50 years after the death of the author who died and was not posthumously rehabilitated before January 1, 1943, or within 70 years after the death posthumous rehabilitation of the author who died rehabilitated posthumously between January 1, 1943 years before January 1, 1954.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий