Немало работников ОАО «РЖД» имеют допуск к государственной тайне по третьей, второй и даже первой формам, которые предусматривают их допуск соответственно к секретным сведениям, совершенно секретным сведениям, а также сведениям особой важности.
Путин подписал закон о выезде за границу имеющих доступ к гостайне граждан
Ограничения, связанные с допуском к секретности: кто имеет допуск, виды ограничений | Третья форма допуска к государственной тайне. |
А у допуска по форме 3 есть срок действия - Питерская горнолыжная конференция | Допуск формы 3 не предполагает доступ к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности. |
Существующие формы допуска граждан к государственной тайне | Центр «Эксперт» | справка о допуске по третьей форме (форма 8), в которой после буквенного индекса "Д" указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий. |
Допуск к государственной тайне - проверочные мероприятия ФСБ г. Москва | Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». |
ЗГТ в армии | Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". |
3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне
Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы. Немало работников ОАО «РЖД» имеют допуск к государственной тайне по третьей, второй и даже первой формам, которые предусматривают их допуск соответственно к секретным сведениям, совершенно секретным сведениям, а также сведениям особой важности. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. 2 форма допуска секретности ограничения. Автор Сергей в 13 мая 2018. Опубликовано Новости.
Что такое 2-ая форма допуска секретности, ее сущность
- Правила получения допуска к гостайне в 2023 году
- Как оформить допуск к государственной тайне
- Как проверяет ФСБ на допуск к гостайне г. Москва
- Причины отказа в доступ к гостайне
- Формы допуска к государственной тайне в 2024 году
3 форма допуска секретности
Порядок допуска к государственной тайне В Российской Федерации установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну; - первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности гриф — «особой важности» ; - вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям гриф — «совершенно секретно» ; - третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям гриф — «секретно». Наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям по третьей форме только после проведения в отношении их проверочных мероприятий органами безопасности. По правилам пункта 22 Инструкции решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям после проведения органом безопасности проверочных мероприятий оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки на допуск работников по первой и второй формам и заверяется его подписью, печатью организации. Фрагмент формы 3 Решение о допуске гражданина к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск по третьей форме: Фрагмент формы 8 На основании указанных документов работникам, допущенным к государственной тайне, оформляются специальные служебные удостоверения, спецпропуска и иные документы служебного характера, удостоверяющие право на доступ к сведениям, относящимся к государственной тайне.
Прекращение допуска к государственной тайне Основания прекращения допуска к государственной тайне В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О государственной тайне» и пунктом 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случаях, указанных в таблице 1. Таблица 1 Случаи прекращения допуска к государственной тайне 1 Расторжение с гражданином трудового договора в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий 2 Однократное нарушение гражданином предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны 3 Возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне: 3. Поскольку прекращение допуска в данном случае является следствием увольнения работника по соответствующему основанию, а не его основанием, сосредоточим внимание на остальных случаях, указанных в таблице. Однократное нарушение гражданином предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны. Как уже отмечалось, часть седьмая статьи 21 Закона РФ «О государственной тайне» предусматривает, что взаимные обязательства администрации работодателя и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами.
Тем же Типовым договором предусмотрено обязательство-предупреждение работника о том, что в случае даже однократного нарушения взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны, допуск к государственной тайне по решению руководителя организации может быть прекращен, а трудовой договор — расторгнут если такие условия предусмотрены в нем. В отдельных организациях основные обязательства по обеспечению сохранности государственной тайны включаются непосредственно в текст договора в виде отдельного раздела и статьи. Вместо такой подробной конкретизации условий трудового договора можно ограничиться включением в текст договора общего условия о неразглашении государственной тайны часть третья статьи 57 Трудового кодекса РФ и обязательства работника соблюдать требования специальных инструкций по работе с секретными документами, положения о защите информации и иных документов, определяющих режимы работы с носителями государственной тайны. В таких случаях однократным нарушением работником предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с сохранением государственной тайны, считается нарушение любого положения указанных локальных нормативных актов. Следует отметить, что закон не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения — грубым или малозначительным.
Поэтому по усмотрению руководителя организации и органов безопасности решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения обязательств по сохранению государственной тайны. Признание судом гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления. Основаниями для прекращения допуска к государственной тайне во всех этих случаях являются решения суда, иных компетентных юрисдикционных органов. Каждое из указанных обстоятельств может иметь место как при поступлении лица на работу и не быть выявленным в результате проверочных мероприятий, так и возникнуть в процессе трудовой деятельности. Поступившее из суда решение, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным статья 285 Гражданского процессуального кодекса РФ , является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.
Правовая категория «признание особо опасным рецидивистом» была воспроизведена в Законе РФ «О государственной тайне» из действовавшего на момент его принятия Уголовного кодекса РСФСР от 27. Основанием для определения такого статуса выступал приговор суда. В новом Уголовном кодексе РФ от 13. Согласно статье 18 часть 3 Уголовного кодекса РФ рецидив преступлений признается особо опасным: а при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы; б при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление. Как и прежде, признание особо опасного рецидива осуществляется по приговору суда.
Основаниями для признания лица находящимся под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления также являются акты соответствующих юрисдикционных органов. Данное основание прекращения допуска к государственной тайне также сформулировано с применением понятий, употреблявшихся в ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР от 27. В конструкции Уголовного кодекса РФ 1996 года основные преступления, ранее именовавшиеся, «государственными», выделены в раздел X «Преступления против государственной власти», а согласно его статье 15 часть 4 тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. С учетом того, что преступлениями средней тяжести в соответствии с частью 3 статьи 15 Уголовного кодекса РФ признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, не превышает 5 лет лишения свободы, тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлено в пределах от 5 свыше до 10 не более лет. Под «нахождением под следствием» в настоящее время понимается состояние гражданина в результате возбуждения органом дознания, дознавателем или следователем с согласия прокурора, а также прокурором уголовного дела, расследования и следствия по нему, и, главное — принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Подтверждением того, что работник привлечен в качестве обвиняемого, является постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, выносимое следователем. Лицо считается «находящимся под судом» с момента вынесения постановления о назначении судебного заседания вплоть до вынесения приговора. Закон не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с вынесением окончательного приговора по уголовному делу — для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска достаточно факта привлечения работника в качестве обвиняемого по уголовному делу за преступления против государственной власти и иные тяжкие преступления. В связи с этим, на практике возникают споры о восстановлении на работе уволенных по пункту 12 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры. Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом его осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия пункт 1.
В соответствии со статьей 86 часть 1 Уголовного кодекса РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Закон РФ «О государственной тайне» оперирует только понятием «снятие судимости», под которым понимается прекращение судимости по решению суда, принимаемому до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного при условии, что осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно часть 5 статьи 86 Уголовного кодекса РФ. Во всех перечисленных случаях решение руководителя организации или органа безопасности принимается на основании перечисленных актов суда и иных указанных юрисдикционных органов; каких-либо специальных документов из суда или органов дознания о прекращении допуска к государственной тайне не требуется.
Форма допуска к государственной тайне устанавливается в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может нанесен безопасности Российской Федерации статья 8 Закона о гостайне. Определены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно», и «секретно».
Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем. Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями. Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться. Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом. Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны. Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности. О социальных гарантиях Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий. Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж. Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти. Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов. В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения. Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных. О трудностях В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг. Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия. Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства. Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет. На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия. На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией.
К таковым относят смерть близкого родственника, находящегося за границей, потребность в экстренном лечении, которое доступно только за рубежом, либо необходимость личного присутствия при совершении юридически значимых мероприятий. Новые полномочия правительства и граждан с допуском Изменили определение доступа к государственной тайне. Теперь в абз. А если речь идет о юрлицах, то это право доступа к работе в режиме секретности, которая связана с государственной тайной. При этом отдельно дали понятие такого режима, который является совокупностью требований и организационно-технических мер, направленных на сохранение госсекрета. А на непосредственное российское правительство возложили дополнительные обязательства, которые унифицированы в п. И с начала действия изменений власти РФ дополнительно обязуются: утверждать правила оформления и прекращения доступа уполномоченных лиц и прочих жителей РФ, включая людей с другим гражданством либо не имеющих такового; устанавливать порядок обеспечения и внедрения режима секретности в российском государстве; издавать нормативно-правовые акты по вопросам, которые связаны с выездом за пределы лиц, имеющих сейчас или ранее допуск к гостайне.
Как оформить работнику допуск к государственной тайне
Об этом заявил глава комитета нижней палаты парламента по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев , передает ТАСС. Депутат пояснил, что допущенные к гостайне смогут временно покидать Россию, в том числе при необходимости экстренного лечения. Кроме того, по словам Пискарева, недвижимость или зарубежные счета могут стать стать причиной отказа в допуске к гостайне.
Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.
Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны. Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.
О социальных гарантиях Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий. Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж. Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.
Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов. В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения. Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.
О трудностях В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг. Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия.
Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства. Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет. На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности.
Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия. На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям.
Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме.
Для формы 3 проверка будет проводиться, если есть сомнения в информации, предоставленной заявителем. Затем заявителю дается разъяснение применимых правил. Заявитель должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны. Решение о предоставлении доступа принимает военный комиссар. В случае с директорами государственных предприятий или органов решение принимает тот, кто их назначил.
О социальных гарантиях Кроме того, все, кто имеет доступ к государственной тайне, получают перечень социальных гарантий. К ним относятся надбавка к зарплате и преимущественное право на сохранение работы в случае кадровых перестановок. Они также имеют право на процентную надбавку за выслугу лет. Обратите внимание, что минимальное пособие для получения допуска будет составлять три формы, а по мере повышения допуска пособие будет увеличиваться. Иногда разрешение на сохранение государственной тайны может быть прекращено властями. Причинами могут быть, в частности, увольнение с работы, нарушение обязательств по сохранению государственной тайны. Прекращение доступа может также спровоцировать расторжение трудового договора.
Если человек теряет доступ к секретной информации, он сохраняет обязательство не разглашать ее. Читайте также: Берут ли в армию с ожирением, призывают ли толстых в армию О трудностях Реальность такова, что подача заявления на получение допуска сопряжена со многими трудностями. Причина в том, что форм немного, а сам процесс очень сложный. Первый шаг — создание списка должностей, которым должен быть предоставлен доступ к государственной тайне. Этот список утверждается советом директоров компании. В список также могут быть включены сотрудники, чей доступ в Службу государственной охраны может быть связан с работой в других организациях, куда они направляются в командировки по указанию руководства. Список этих должностей пересматривается каждые 5 лет.
На этапе 2 те, для кого предполагается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они дадут правдивые показания о своей личности. Затем анкеты скрепляются печатью компании. На этапе 3 данные анкеты сверяются с вашими личными документами. Ваши ответы на определенные вопросы будут проверяться. Например, необходимо выяснить, имел ли сотрудник ранее доступ к секретной информации. После принятия решения соответствующие органы информируют руководство организации.
Это делается как в устной, так и в письменной форме.
Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности. Основанием для прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, послужил факт их выезда за пределы территории Российской Федерации без получения соответствующего разрешения руководителя организации. Требования заявителей о признании незаконным прекращения допуска к государственной тайне, восстановлении на работе решениями судов оставлены без удовлетворения. По мнению заявителей, подпункт 19 пункта 24 Инструкции, примененный судом при разрешении спора, нарушает право граждан, осведомленных о секретных сведениях третья форма допуска и не осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, на выезд из Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 15 и статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации — заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указала, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку не содержит положений, ограничивающих право на выезд из Российской Федерации лиц, имеющих третью форму допуска. Прекращение допуска к государственной тайне, расторжение служебного контракта и увольнение с государственной службы было осуществлено в отношении каждого заявителя как лица, которому необходимо было получить разрешение на выезд из Российской Федерации в связи с допуском к совершенно секретным сведениям вторая форма допуска к государственной тайне. В судебное заседание заявители, извещенные надлежащим образом, не явились, в поступившем заявлении Чепурин Е. Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М. Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации абзац второй статьи 2 ; при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, — соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» статья 8.
Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну абзац пятый статьи 2 , и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну абзац шестой статьи 2. Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом части первая, третья и девятая статьи 21. Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне. Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор контракт , предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре контракте или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек абзац первый подпункта 1. Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным. Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора контракта , предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях. Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям третья форма допуска , а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора контракта , допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации. Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям третья форма допуска. Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.
Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона. Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором статья 189 , возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка статья 21. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне независимо от формы допуска , корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем представителем нанимателя принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора служебного контракта , если исполнение трудовых должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых должностных обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора служебного контракта и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями. Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает. Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении заявления Астафьевой [скрыто], Чепурина [скрыто] о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Петрова 4. Запреты на государственной службе Скачать 4.
Ограничения на государственной службе Скачать Коммерческая тайна. Политика гос-ва в области инф-ой безопасности. Категории должностей госслужбы Скачать Коммерческая тайна и как с ней правильно работать специалисту по кадрам Скачать 15 шагов, которые приведут к соответствию 152-ФЗ Скачать Как проверить банковскую гарантию по закупке, составляющей государственную тайну Скачать Трудовой договор.
Что такое государственная тайна
Ограничения, связанные с допуском к секретности: кто имеет допуск, виды ограничений | В законе сохранены три уже существующие формы допуска к гостайне: допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. |
Переоформление допуска к государственной тайне: ка производится | Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет. |
Правила получения допуска к гостайне в 2023 году | последнее место работы - иностранная компания и у мужа есть родственники за границей. |
Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск (5 видео) | Работа | Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". |
Допуск к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации | 3-я форма допуска к государственной тайне предполагает возможность ознакомления с секретной информацией, содержащейся в документах особой важности, грифованных "Секретно", "Особой важности" и "Строго секретно". |
С 17 февраля 2024 года действуют новые правила допуска к гостайне
справка о допуске по третьей форме (форма 8), в которой после буквенного индекса "Д" указываются номер допуска к государственной тайне и дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно». Граждане со второй формой допуска (к документам с грифом «совершенно секретно») не могут выехать за границу в течение пяти лет с момента последнего допуска, а лица с первой формой (сведения особой секретности) — в течение десяти лет. нослужащего или лица гражданского персонала, замещающего соответствую- щую должность, следует исходить из степени секретности. 2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».
Существующие формы допуска граждан к государственной тайне
В результате проверочных мероприятий, ФСБ оформляет на гражданина карточку допуска по форме №1. Готовая карточка направляется в первый отдел заказчика или работодателя. Лично в руки она не выдается, так как имеет гриф секретности. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно».
Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 07.02.2019 № 40
Кроме того, в допуске будет отказано в случае уклонения от проверочных мероприятий или сообщения ложных анкетных данных. Сотруднику не предоставят доступ, если он или его близкие родственники имеют гражданство, ВНЖ или иной документ, который подтверждает право на постоянное нахождение на территории иностранного государства. Согласно ст. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или учреждения в индивидуальном порядке с учетом результата проверки. В случае несогласия с комиссией гражданин имеет право обжаловать данное решение в вышестоящую организацию или суд. Изначально предлагалось отказывать в «секретности», если у служащего и его родственников есть недвижимость, счета, вклады или иностранные финансовые инструменты. В итоге данную поправку исключили из перечня. Паспорт признается недействительным при предъявлении заведомо ложных сведений и при отсутствии гражданства Новые правила выезда за границу лиц, имеющих доступ к гостайне Россияне, имеющие доступ к государственной тайне, теперь должны будут уведомлять о выезде за границу ФСБ и СВР. Мера касается в том числе сенаторов, депутатов Госдумы, судей, депутатов законодательных органов субъектов РФ и адвокатов. При нарушении закона гражданин должен будет понести определенную ответственность, это может быть и штраф, и даже лишение свободы.
Устанавливают срок хранения номенклатуры и изменений к ней — не менее 3 лет. Корректируют также обязанности подразделений. Например, кадровое подразделение должно проверять по сайту Минюста, внесен ли гражданин в реестр иноагентов. А с требованиями НПА знакомить гражданина должна не кадровая служба , а режимно-секретное подразделение.
Направление документов в ФСБ Чтобы оформить работнику допуск к гостайне организация-работодатель должна направить в территориальное управление ФСБ по месту допуска к секретным данным письмо в свободной форме с обоснованием необходимости оформления такого допуска. В письме указывают должность, на которую поступает или которую занимает сотрудник, претендующий на доступ к гостайне, ее порядковый номер в номенклатуре должностей с правом доступа к гостайне, дату и номер согласования номенклатуры должностей и количество работников, допускаемых к гостайне по указанной должности.
Документы для получения допуска к гостайне Для оформления работнику доступа к гостайне работодатель должен направить в территориальное управление ФСБ следующие документы п. Анкета и карточки заполняются по формам, утв. После получения комплекта документов ФСБ приступит к проверке кандидата на допуск к гостайне. Порядок и сроки проведения таких проверок регламентированы внутренними правилами органов службы госбезопасности. Эту запись необходимо заверить подписью руководителя организации и печатью организации при наличии таковой. Затем с работником проводят инструктаж по правилам доступа к секретным данным, после чего работник считается получившим доступ к государственной тайне.
Заключение трудового договора контракта до окончания проведения проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, не допускается ст. Какие работники не могут быть допущены к гостайне К работе со сведениями, составляющими государственную тайну, могут быть допущены не все работники. Законодательством установлен целый перечень оснований для отказа в доступе к гостайне. К таким основаниям относят ст. Для отказа в допуске к гостайне достаточно одного из перечисленных условий.
В том числе из-за этого меняют номера ряда форм журналов учета, списка на оформляемого и родственников и др. Это смогут сделать, если гражданин включен в реестр иноагентов или он нарушил законодательство о гостайне ; допуск могут прекратить , если гражданин больше не исполняет обязанности полномочия , которые связаны с гостайной. По инструкции речь шла о расторжении трудового договора или контракта из-за оргштатных мероприятий; руководитель сможет предоставить право решать вопрос допуска должностному лицу, которое вправе заключать трудовые договоры и имеет форму допуска не ниже формы допускаемого. Изменения затронули, например, номенклатуру должностей.
Изучаем правила для 3-ей формы допуска к государственной тайне: возможно ли не выезжать за границу?
Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения. Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ. Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий. Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений например, выезда за рубеж редко заканчивается с увольнением. Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными на этот период заграница для гражданина недоступна. Ранее в список уровней допуска входила особая категория, подразумевающая запрет военнослужащим на доступ к служебным делам или его ограничение.
Сегодня она уже не используется отдельно, входя в один действующих уровней в соответствии с типом информации. В основном это данные с пометкой «Для служебного пользования». Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств. Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры. На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов.
Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т. По этой причине на таких граждан практически не налагаются никакие запреты и ограничения. Обычно их без проблем выпускают за границу. При подаче заявки на загранпаспорт им даже не обязательно указывать в анкете свой уровень допуска, поставив прочерк в соответствующей графе. Порядок получения 2-ой формы допуска В РФ допуск людей к государственной тайне происходит по добровольному согласию претендентов.
Доступной секретную информацию для гражданина делают определенный пост или поступление в некоторые ВУЗы. При этом получение конкретным лицом какой-либо должности не подразумевает автоматического присвоения установленной формы доступа. В свою очередь, готовность взять на себя большую ответственность открывает перед людьми возможности получения образования в закрытых ВУЗах, занятия высоких постов. Соглашаясь на принятие условий содержания государственной тайны, гражданин должен быть готов к появлению в его жизни ряда ограничений. Для получения допуска того или иного уровня претендент должен успешно пройти проверку, за которую отвечает специальная комиссия.
Обычно она действует по месту проживания гражданина и включает ряд мероприятий.
Несоответствие между информацией, полученной от претендента, и данными, имеющимися в распоряжении органа безопасности. Ошибки при оформлении анкеты и сопутствующей документации. То, как проверяет ФСБ на допуск к гостайне, напрямую зависит от формы, на которую претендует гражданин. Чем выше степень секретности сведений — тем строже критерии согласования. В процессе проверки: информация и документы запрашиваются у различных служб, ведомств, органов.
Особенно пристальное внимание уделяется возможным связям претендента с гражданами иностранных государств.
Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы службы. Если по характеру выполняемых должностных специальных, функциональных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме пункт 6 Инструкция - 63.
Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст. Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны За расплывчатой формулировкой скрываются: запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы; ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну; ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны.
Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах. К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников. В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.
Популярные материалы
- Допуск к сведениям составляющим гостайну по 3 форме
- Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы
- 1,2 и 3 форма допуска секретности: разрешен ли выезда за границу в 2022 году
- В 2023 году получить доступ к государственной тайне станет сложнее
- Направление документов в ФСБ
- Что такое 2-ая форма допуска секретности, ее сущность
Грифы секретности
- Кодексы РФ
- Заказать звонок
- Прокурор разъясняет
- Отмена ограничения выезда заграницу для людей ознакомленных с сов. секретными документами (2 форма)
- Существующие формы допуска граждан к государственной тайне
3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне
18. Форма допуска сотрудника к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей, порядок хранения которой и ее переработка осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке допуска. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям. При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Карточка допуска (форма 1), заведенная на гражданина при оформлении ему допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается. • к секретным сведениям (третья форма допуска).