Новости синдром отличника у ребенка

как он мучает нас и наших детей. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника.

Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников

Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника. Синдром отличника – это совокупность психологических особенностей личности (отметим, не только ребенка, но и взрослого), при котором человек стремится во всем добиваться успеха, получать уважение и похвалу за проделанное и одновременно страдает. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. Синдром отличника практически всегда приводит к проблемам с самооценкой — с детства у ребенка вырабатывается неуверенность в себе и нездоровый перфекционизм, который мешает в принципе что-то начинать. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя. На сайте вы можете найти новости года про детей и детские проекты для дома показавшие лучшие данные на протяжении многих лет в Москве.

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание.

Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку.

Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Начать бесплатно Что делать, чтобы синдром отличника не появился Страх не справиться с поставленными задачами, не достичь высокого результата и подвести родителей, возлагающих надежды, может помешать при сдаче тестов или на собеседовании. К этому добавляется упадок сил, когда ребенок устал готовиться к экзаменам. Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием. Разговаривайте о значимости и ценности ребенка, интересуйтесь его жизнью и объясните, что поражение тоже имеет значение.

Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником». Бороться с такими убеждениями сложно, но необходимо: они мешают мыслить рационально и способствуют развитию тревожности и аутоагрессии. Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы: Распознать иррациональную мысль. Для этого спросите себя: действительно ли мысль полезна вам? Она звучит нейтрально или скорее негативно? Есть ли реальные подтверждения того, о чем вы думаете? Остановить ее.

Бранч и Вилсон советуют вслух проговаривать слово «стоп», как только иррациональная мысль появляется и начинает отвлекать на себя внимание. Другие возможные способы — переключение фокуса на другие темы, медитация, отвлечение с помощью музыки. Заменить иррациональную мысль на рациональную.

А неудачи учат куда больше, чем победы.

И опять же процесс должен приносить удовольствие. Если заниматься тем, что не любишь, да ещё с таким рвением, это приведёт к выгоранию. Осознайте, чем именно вы хотите заниматься, и полюбите сам процесс Как помочь победить синдром отличника ребёнку? И вы будете испытывать разочарование каждый раз.

С таким круговоротом пора заканчивать, ничего хорошего в нём нет. Проанализируйте все сферы своей деятельности. Найдите ту, которая доставляет вам настоящее удовольствие, — не только результат, но и процесс. И направьте на него свои силы.

Все остальные области не настолько для вас важны. Не надо убивать свои силы и здоровье на них. Любимым делом надо наслаждаться. Осознайте, что для любви нет причины Возможно, вам и могло показаться, что хорошее отношение семьи к вам возникло лишь на основе каких-то достижений.

Но это совсем не так. Для этого чувства не нужны причины. Близкие и друзья просто рады быть с вами. А если нет, то нужны ли вам рядом такие люди?

Научитесь делегировать обязанности Как справиться с синдромом отличника у взрослых? Так вас надолго не хватит. Начните с мелких поручений и просьб, которые несильно влияют на итоговый результат. Привыкните к тому, что другие делают это не так, как вы.

И после уже можно будет просить о помощи в более сложных вещах. Научитесь доверять людям.

Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим

Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.

Родители с синдромом отличника: как такими не стать

Все остальные области не настолько для вас важны. Не надо убивать свои силы и здоровье на них. Любимым делом надо наслаждаться. Осознайте, что для любви нет причины Возможно, вам и могло показаться, что хорошее отношение семьи к вам возникло лишь на основе каких-то достижений. Но это совсем не так. Для этого чувства не нужны причины. Близкие и друзья просто рады быть с вами. А если нет, то нужны ли вам рядом такие люди? Научитесь делегировать обязанности Как справиться с синдромом отличника у взрослых?

Так вас надолго не хватит. Начните с мелких поручений и просьб, которые несильно влияют на итоговый результат. Привыкните к тому, что другие делают это не так, как вы. И после уже можно будет просить о помощи в более сложных вещах. Научитесь доверять людям. Не надо загонять себя. Любящая семья наверняка всегда готова протянуть вам руку. К сожалению, иногда синдром отличника находится уже в очень острой форме и справиться самому просто невозможно.

Тогда нужно обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Не нужно бояться помощи специалиста. Поверьте в себя и не откладывайте проблему в долгий ящик. Всем счастья! Раньше Лайф рассказывал о синдроме самозванца и как от него избавиться. По словам психолога Гладышевой, такое явление, как синдром самозванца, держит обладателя в постоянном напряжении.

Он не будет удовлетворен результатом. Его жизнь становится бесконечной гонкой за признанием, похвалой окружающих.

Все начинается в школьные годы, когда учеба — это основная деятельность для самовыражения детей и подростков. Они хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому стремятся дети, чтобы получить всеобщее признание. Неправильные установки закрепляются в сознании и сохраняются у человека на всю жизнь. Суть синдрома отличника, как проявляется Со стороны многие люди завидуют родителям ребенка с перфекционизмом: ответственный, исполнительный, послушный, выполняет всю работу, за какую ни возьмется, хорошо учится. Но это только видимость. Носитель синдрома отличника и отличник — не одно и то же. Важно, что отличник добивается высоких результатов трудолюбием, с легкостью осваивает школьные предметы, но при этом адекватно относится к критике, готов сделать выводы из неудач и решать сложные проблемы.

Жертва синдрома рассматривает свое «я» сквозь призму оценок других людей, поэтому подчиняет свои интересы и потребности желанию добиться похвалы. Многие в стремлении побеждать тратят на задачи больше времени, чем требуется. Это воздействует на психику человека разрушающе, приводит к эмоциональному выгоранию, неврозам, длительной прокрастинации. В итоге человек не хочет выполнять текущие рабочие задания. Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях. У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач. Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма.

Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно.

Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке.

Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» М. Нелишним будет вспомнить изречение античных философов-стоиков — «Все хорошо в меру». Действительно, объесться можно и красной икрой, а потом мучаться желудком. То же можно сказать и о страсти к хорошим отметкам. Здесь главное, чтобы вы сами хорошо понимали своего ребенка, а ребенок понимал сам себя и был в состоянии выстраивать лестницу общественных приоритетов.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога. Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка.

Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе.

Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?

Неврозы могут приводить к серьёзным психосоматическим сбоям, а в сложных случаях желание доводить всё до идеала перерождается в навязчивые состояния», — предостерегла Лэндри. Важно с детства объяснять детям, что всё, что ребёнок делает — он делает для себя, а не ради одобрения окружающих, заключила методист. Ранее клинический психолог Арина Кейро в беседе с ФАН рассказала о способах отвлечь детей от гаджетов.

Согласно исследованиям, для этого должны быть предпосылки — особенности характера ребенка и даже пол. Как правило, этот синдром характерен девочкам. А в плане личностных качеств должны присутствовать: аккуратность; эмоциональная привязанность к родителям; послушание. Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Эти люди — «похвальные маньяки». Они зависимы от чужого одобрения. Также читайте: Обучение на дому — польза или вред для ребенка? Как формируется синдром отличника в семье Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов.

Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.

А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет.

И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены. Синдром отличника у ребенка. Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба. Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет. Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы.

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас). Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий