Майя Плисецкая была близким другом Валерия Гергиева и Мариинского театра – выступала на петербургской сцене, лично участвовала в важных событиях театра, консультировала молодых балерин.
Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале Испанские издания пишут о смерти Плисецкой на первых страницах, называя ее не иначе как «русско-испанской балериной»: «Умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета», пишет El Pais. «Правмир» печатает отрывок о его сестре – балерине Майе Плисецкой.
Майя Плисецкая - великая балерина? Антисоветчица, полная ненависти и снобизма!
Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж партнёр — П. Дюпон призы и награды Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой : Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 20 ноября 2005. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 18 ноября 2000. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 9 ноября 2010. Три ордена Ленина 1967, 1976, 1985. Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака 1977.
Орден Почётного легиона Франция - кавалерский крест 1986 , офицерский крест 2012. Командор ордена Искусств и литературы Франция, 1984. Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» 2003. Орден Изабеллы Католички Испания, 1991. Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса. Орден Барборы Радвилайте Вильнюс, Литва, 2005. Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» Польша.
Медаль «Про Финляндия» 1968. Золотая медаль «За заслуги перед искусством» Испания, 1991. Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013. Театральная премия «Золотая маска» Москва, 2015 — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште 1949.
Премия Анны Павловой Парижской академии танца 1962. Премия «Превосходная-1986» мэрия Парижа самой элегантной женщине года. Премия «Виа Кондотти» 1989, Италия. Премия «Триумф» 2000. Премия «Российский Национальный Олимп» 2000. Премия «Национальная гордость России» 2003. Премия Принца Астурийского 2005, Испания.
Международная Императорская Премия Японии 2006. Премия имени Витторио де Сика Италия «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» 2009. Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» 2009.
Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей. Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».
Майя Плисецкая была балериной, хореографом работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде , писателем она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение. До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать — актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», — объяснила позже Мессерер. Один раз мне повезло.
Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…» Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. Лауреат Ленинской премии 1964 , Премии Анны Павловой 1962, Париж , профессионального балетного приза "Душа танца" в номинации "Легенда" 2009. Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства 1984 и Почетного легиона 1986, 2012 , золотой медалью изящных искусств Испании 1991 , Большим крестом Командора ордена "За заслуги перед Литвой" 2003.
Снег, темень, гололед. Но я все ж выбралась. Шел балет, поставленный Альберто Алонсо. С первого же движения актеров меня словно ужалила змея. До перерыва я досиживала словно на раскаленном стуле. Это её язык Кармен. Эта её пластика. Её мир. В антракте я бросилась за кулисы. Для меня? А для Москвы того времени приглашение иностранного хореографа было делом немыслимым. Майя делала все, чтобы получить разрешение. И добилась его, не смотря на огромные трудности. Шарм Кубы подействовал» - пишет в своих недавно вышедших воспоминаниях брат Майи Азарий Плисецкий. Затем начались поиски художника и композитора. Поначалу предложили оформить постановку Тышлеру, потом Левенталю. В конечном итоге выбор пал на родственника - Бориса Мессерера, который сочинил идеальную условную сценографию. Сцена представляет собой арену для коррииды, огороженную дощатым забором. Над ней огромное полотнище с изображением быка. С композиторами тоже складывалось не просто. Кандидатуры отпадали один за другим. Шостакович, Хачатурян… Шостакович отказался, лишь сказав: «Боюсь Бизе» и предложил: «Может быть, Родион Константинович что-нибудь особенное, так сказать, придумает?... Тогда-то за дело и взялся муж Плисецкой Родион Щедрин, придумав очень интересную оркестровку для струнных и ударных, сохранив, однако, основные знакомые мелодии. Каждый день после репетиции он приходил к нам домой на Тверскую. Пока мама готовила обед, он рассказывал, как идет работа над постановкой. В общей сложности Альберто пробыл в Москве четыре месяца — с января по апрель» - рассказывает о работе над спектаклем Азарий Плисецкий. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года. Но на следующий день после премьеры министр культуры Екатерина Фурцева балет запретила: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли этот балет доработать. Это чуждый нам путь... Туда Плисецкая запыхавшись прибежала сразу после того как узнала о запрете. Все участники приглашены, целиком оркестр. Наверняка теперь «Голос Америки» на весь мир советскую власть оконфузит. Я сокращу любовное адажио — парировала Плисецкая, и это сработало. Но поддержку уберёте? Обещаете мне? Вартанян придет к вам утром на репетицию. Потом мне доложат. Костюм поменяйте. Юбку наденьте. Прикройте, Майя, голые ляжки. Это сцена Большого театра, товарищи! Теперь это уже классика. Еще один номер, созданный на Майю Плисецкую, тоже стал классикой XX века. Поставить «Гибель розы» по стихотворению Блейка Ролана Пети навел на мысль Луи Арагон, с которым мэтр французской хореографии и его жена Зизи Жанмер дружили. Особенно хороша была балерина во второй части балета, в двенадцатиминутном па-де-де, близко следующем сюжету стихотворения. Красивый юноша, влюбленный в розу и олицетворяемый с этим самым червём, иссушает ее своей страстью. Роза, роняя лепестки, вянет в его объятиях. Это па-де-де на музыку знаменитого «адажиетто» из Пятой симфонии Малера вошло в трехчастный балет «Сад любви», где любовь была показана, так сказать, во всех своих проявлениях, в том числе и нетрадиционных.
Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
«Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм | В библиотеке Дома культуры "Белая Дача" (мкр. Белая Дача, д.3) состоялся тематический вечер, приуроченный к Международному дню танца и посвященный биографии выдающейся русской балерины Майи Михайловны Плисецкой. |
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ | 2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале |
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ
Редкие фото и интересные факты из жизни Майи Плисецкой | WOMAN | Майя Михайловна мечтала, чтобы музыку ее мужа слушали очень внимательно, так что не спешите уйти из этой комнаты: здесь есть возможность прочувствовать любовь Плисецкой и Щедрина. |
День рождения Майи Плисецкой (20.11.2023) | Также гендиректор Бахрушинского пожелала всем посетителям радости от встречи с великой женщиной и великой балериной – Майей Плисецкой: «Парижскому зрителю мы предложим совершить экскурсию по мемориальной квартире Майи Плисецкой в Москве. |
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ - 7Дней.ру | 2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале |
Майя Плисецкая — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ | Конфликт Плисецкой и Григоровича, главного балетмейстера, с которым много лет отчаянно спорила балерина, разрешился предсказуемо. |
Умерла балерина Майя Плисецкая
Успех не заставил себя долго ждать. Каждый прыжок Майи вызывал неумолкаемые аплодисменты. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. Ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук призваны во всем мире. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу. В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались было обвинить в шпионаже и на 5 лет стала невыездной. Однако балерина не отступилась и успешно гастролировала по СССР, завоевывая любовь своих соотечественников. Ее первый муж — Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина», а через несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли. По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты пришлось «на почве необходимости».
Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. Надо пересмотреть концепцию. У меня большие сомнения, можно ли этот балет доработать. Это чуждый нам путь... Туда Плисецкая запыхавшись прибежала сразу после того как узнала о запрете.
Все участники приглашены, целиком оркестр. Наверняка теперь «Голос Америки» на весь мир советскую власть оконфузит. Я сокращу любовное адажио — парировала Плисецкая, и это сработало. Но поддержку уберёте? Обещаете мне? Вартанян придет к вам утром на репетицию. Потом мне доложат. Костюм поменяйте.
Юбку наденьте. Прикройте, Майя, голые ляжки. Это сцена Большого театра, товарищи! Теперь это уже классика. Еще один номер, созданный на Майю Плисецкую, тоже стал классикой XX века. Поставить «Гибель розы» по стихотворению Блейка Ролана Пети навел на мысль Луи Арагон, с которым мэтр французской хореографии и его жена Зизи Жанмер дружили. Особенно хороша была балерина во второй части балета, в двенадцатиминутном па-де-де, близко следующем сюжету стихотворения. Красивый юноша, влюбленный в розу и олицетворяемый с этим самым червём, иссушает ее своей страстью.
Роза, роняя лепестки, вянет в его объятиях. Это па-де-де на музыку знаменитого «адажиетто» из Пятой симфонии Малера вошло в трехчастный балет «Сад любви», где любовь была показана, так сказать, во всех своих проявлениях, в том числе и нетрадиционных. Сад любви… Третья часть. Я в окружении шести мужчин, и их сильные прыжковые вариации. Ив Сен-Лоран сотворил занятные костюмы, рисующие голое тело - мускулы, ребра, чресла. Я одна среди них в черном хитоне с пламенем на голове» - описывает Плисецкая. Партнером для этого па-де-де Пети определил своего знаменитого танцовщика Руди Брианса и прилетел с ним в Москву на «смотрины». С первого мига Руди показался коротышкой.
Пиджачок на нем кургузый, по тогдашней моде, скрывающий рост. Но переодевшись в балетное, Брианс преобразился. Вытянулся, постройнел…» На сцене он предстал таким, что старые балетоманки, рассказы которых мне приходилось слышать, до сих пор не могут прийти в себя от нагрянувших на них чувств. Накаченный красавец с выпиравшими из трико мышцами напоминал им Ахиллеса с древнегреческих скульптур. Контраст с хрупкой Плисецкой, облаченной в «розовый лепесток» хитон, изготовленный Ив Сен-Лораном , был разительный. Он то и «иссушал» Майю на сцене своими мускулистыми объятиями. На двенадцатичасовую репетицию Ролан, как пишет Плисецкая, « разоделся в белое с ног до головы. Заблагоухал духами.
В Москву он явился — стояла прохладная осень — вырядившись в меховую длиннополую шубу из енота. Такого французского месье москвичи отродясь не видели. С войны 1812 года». Естественно, по театру тотчас пронесся слух о репетициях Плисецкой с обворожительным красавцем и его другом-хореографом экстравагантного вида. Когда такое еще увидишь…» Знаменитый балетмейстер поставил дуэт на едином дыхании, за несколько дней. Ролан репетирует со мной сам. Не доверяя репетитору. Он показывает движения досконально, в полную мощь.
Висит на руках Брианса. Раздирает ноги. Я работать с таким исступлением не привыкла. Ролан сердится: - Вы со мной такая ленивая — или всегда? Я хочу танцевать до ста лет. Когда мы делали позже балет по Прусту, он несколько раз говорил мне: - Импровизируй, просто импровизируй… - Но в каком хоть роде? Везде сумасшедший успех!
После 1960 года Плисецкая стала примой балета Большого. Впоследствии она выступала и в качестве балетмейстера, а в 65 лет оставила сцену. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории " Новости общества ".
Но уже весной 1935-го Москва снова открыла двери для Майи и ее семьи.
Было принято решение о возобновлении уроков балета в хореографическом училище, на этот раз под руководством бывшей солистки Мариинского театра Елизаветы Гердт, которая на долгие годы стала главной наставницей Майи. Сначала арестовали и расстреляли отца, а затем отправили в ссылку мать. Первая большая партия, «Умирающий лебедь», случилась на одном из музыкальных вечеров в казахстанском городе Чимкент, куда 14-летняя Майя приехала, чтобы навестить мать.
Затем, в 1941-м, юная балерина исполнила «Экспромт» Петра Чайковского на выпускном вечере училища — публика ей рукоплескала. Балетный путь Майи встал на паузу: в Свердловске не было подготовленных педагогов и подходящих постановок.
Скончалась балерина Майя Плисецкая
Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль! Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер. Это Плисецкая в шестидесятые подписала знаменитое "Письмо 25-ти деятелей культуры и науки" против реабилитации Сталина, единственная во всем музыкальном театре отечества. Она же, оставаясь патриоткой, никогда не молчала о прелестях контроля над театральным людом и временных трудностях советской легкой промышленности. Она считала, что продлевает себе сценическое время, когда искала новые роли в новых спектаклях, а на самом деле двигала прогресс: благодаря ее энергии мир получил танцующую Кармен, балетного Толстого и Чехова. Она считала, что расширяет свои жанровые возможности, а на самом деле торила дорогу в наши широты живым классикам Ролану Пети и Морису Бежару, которым, не будь Майи, еще бы долго пришлось ждать.
Надо было видеть, с какой живостью и серьезностью, безо всякой звездной пыли она общалась с публикой. Как в буйные девяностые нервничала за каждого участника балетного конкурса "Майя", как, будучи уже великой Плисецкой, тряслась перед исполнением специально для нее поставленной сольной программы.
Более того, уже в начале 1941 года, благодаря хлопотам орденоносной сестры Суламифи, «мама Ра», как ее называли в семье, вернулась в Москву.
Она прожила 90 лет, стала свидетельницей творческих удач своих сыновей, безмерно гордилась выдающимся талантом прославленной дочери. Но, как свидетельствовал двоюродный брат Майи Азарий Эммануилович Мессерер, на всю жизнь «возненавидела сталинщину и привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам». И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».
Плисецкие - Мессереры Родни у Майи Плисецкой было немало — 11 тетушек и дядюшек. Практически все они были связаны с искусством. Так, мать Майи в первые годы советской власти блистала в немом кино.
Многие Мессереры посвятили себя балету. Суламифь Мессерер с 1929 года танцевала в Большом театре, стала там примой-балериной, в 1947 году получила Сталинскую премию. Дядя Майи, Асаф Мессерер, тоже более 30 лет 1921-1954 был солистом Большого театра и дважды удостаивался Сталинской премии.
Сама Майя в 7 лет тоже начала заниматься балетом, в Москве ее отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. Родные братья Майи, Александр и Азарий, повзрослев, стали балетмейстерами. Так что за исключением родителей Майи советская власть к Мессерерам-Плисецким была достаточно благосклонна.
Да и карьера Майи как балерины с первых же шагов складывалась успешно. После окончания хореографического училища в 1943 году девушку сразу взяли в Большой театр. Когда ушла со сцены Галина Уланова, Плисецкая стала примой-балериной Большого театра.
Английская шпионка При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая - «невыездная»! В чем дело?
Позже узнала: Иван Серов председатель КГБ в 1954-1958 годах назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае.
Когда рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее, светлее, брезжит надежда. Найдем выход из катакомб, вдвоем — обязательно найдем!.. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая.
Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена». Она ушла из театра, однако не прервала карьеру. В книге воспоминаний Плисецкая назвала этот период своей жизни годами странствий. После распада СССР она уехала из страны и в 1994 году получила гражданство Литвы, хотя почти все время жила в Мюнхене.
Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И уж совсем меньше, чем в России. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь.
Автографы просят лишь балетоманы. Жить легче. Но — непривычно. В 1994 году она опубликовала книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой рассказывала о своей жизни. Балерина не оставляла сцену даже в поздние годы.
Она выступала со старыми номерами и играла в новых постановках. В 1995 году, в день своего 70-летия, Плисецкая исполнила номер «Аве Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар. Много раз артистка посещала Японию: «Это тоже моя страна. Я нравлюсь японскому зрителю». В 2000 году в Токио прошла премьера спектакля «Крылья кимоно», в котором балерина исполнила роль Небесной феи, а в 2003 году она ставила здесь танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.
В последние годы жизни Плисецкая не танцевала, она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести торжественный концерт в честь 90-летия балерины. До своего юбилея Майя Плисецкая не дожила — она умерла 2 мая 2015 года. В завещании она написала, чтобы после смерти мужа их прах соединили и развеяли над Россией. Интересные факты 1.
Во время гастролей Большого театра в Индии «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой был самым популярным среди местной публики. На одном из приемов в Дели балерина сидела рядом с премьер-министром страны Джавахарлалом Неру. Плисецкая поинтересовалась, почему местным зрителям так нравится ее танец. Оказалось, это связано с легендой о преданной птице: Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов. Знаю ли я, что лебедь самое верное из живых существ на земле, что когда самец погибает, то самка, взмыв высоко в небо, камнем бросается на землю, не раскрыв крыльев, и разбивается насмерть.
Что лебедь в смертельной агонии громко горестно стонет, можно сказать поет, — звуки осмысленные и мелодичные. Что лебединое чувство семьи должно стать образцом для человечества. На красивую импортную одежду балерина тратила почти всю свою зарплату — наряды приходилось покупать втридорога у фарцовщиков. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она писала: «Как многое значит для человека одежда! Внешняя оболочка лепит образ.
Только она. По ней мы строим свое восприятие личности.
А за Майей Плисецкой, славившейся своими прямотой и независимостью, был особый контроль. Не разрешали задерживаться у витрин, общаться без советского переводчика, самостоятельно выходить из гостиничного номера. При этом Плисецкая — лицо труппы, с ней все желали пообщаться, например, знаменитые индийские актеры Наргис, Радж Капур… А Майя Михайловна вынуждена была согласовывать каждый свой шаг с людьми из органов.
Конечно, она не сдержалась: на замечания и придирки сопровождающих несколько раз отреагировала дерзко. Через своего переводчика Неру стал вести с ней беседу. Актриса поймала сверлящий взгляд своего «надсмотрщика», сидевшего за дальним столом, — ему кусок в горло не лез, ситуация вышла из-под контроля. Он не ест по религиозным соображениям? К концу своего срока на посту генсека он жаловался: «Как представлю, что сегодня опять смотреть «Лебединое…», — аж воротит».
Красавица Плисецкая — желанная гостья всех правительственных и посольских приемов. При этом ни на одни серьезные зарубежные гастроли Майю Михайловну по-прежнему не посылают, хотя слухи о фантастической советской балерине уже распространились по миру. Тем временем приближались очень ответственные и долгожданные гастроли — первый выезд советского Большого театра в Лондон… В списке артистов, включенных в поездку, Плисецкой снова нет, как и ее брата Александра оба брата Майи, и Александр, и Азарий, стали солистами Большого. Он отлично владел русским языком и был знатоком и поклонником балета, посещал Майины спектакли, присылал цветы. Это дало надежду… Но ничего не изменилось, все чиновники, от которых зависело решение этого вопроса, отмалчивались или уходили от ответа.
Не помогли ни письма, ни звонки в высокие кабинеты, ни встречи с Джоном Морганом, ни угрозы Плисецкой уйти из театра. Все, чего добилась Майя — того, что КГБ установил за ней круглосуточную слежку. Куда бы она ни пошла, по пятам за ней следовала машина с тремя молодчиками, которые даже не таились — работали вполне себе открыто. Большой театр благополучно уехал в Лондон без нее. Неожиданно из разных высоких кабинетов Плисецкой стали поступать звонки с одним требованием: предотвратить потенциальный демонстративный успех этих двух спектаклей.
Ибо внимание западной прессы и так приковано к факту отсутствия Плисецкой на английских гастролях. Екатерина Фурцева, в то время член Политбюро, пригласила ее на очную встречу, просила предотвратить шумный успех спектаклей, поговорить с активными поклонниками… Майя же ответила, что специально плохо танцевать не будет, а запретить людям кричать «браво» не в ее силах. Единственное, что она может сделать, — не выходить на сцену вовсе, отменить спектакли. Но это только вызвало бы дополнительный скандал: слух о том, что опальная Плисецкая будет танцевать «Лебединое…», уже разнесся по городу. Вся театральная Москва собралась поддержать артистку: не только театралы, но и коллеги — корифеи разных сцен.
По признанию самой Плисецкой, это были два лучших спектакля в ее жизни, больше таких эмоций она не испытывала. Когда Майя в образе Одетты выпорхнула на сцену, началась такая овация, что оркестр был вынужден остановить музыку. Плисецкая три или четыре минуты не могла продолжить танцевать — казалось, эти мгновения переросли в часы. Кстати, после этого стало традицией, что на первый выход Майи Михайловны в «Лебедином…» всегда были долгие аплодисменты. В день первого спектакля зал был напичкан сотрудниками КГБ в штатском или переодетыми в капельдинеров.
На спектакль явился и сам председатель КГБ Серов с супругой — видимо, хотел лично предотвратить провокацию. Во всех ложах стояли его подчиненные, которые отнимали у поклонников цветы, а тех, кто сопротивлялся, вытаскивали из зала. С некоторыми дошло до драки. Многих любителей балета тогда забрали на допрос, выясняли, не была ли спровоцирована эта «протестная акция» самой балериной. Поклонники Плисецкой были готовы на все «Когда Майя вернулась с гастролей из США, ей присвоили звание народной артистки СССР, как благодарность за то, что не сбежала… Хотя у нее и мыслей таких не было — в Москве ее ждали любимый муж, сцена и зрители» С мужем Родионом Щедриным.
В одной из своих книг он описал вот какую историю: однажды он сел в троллейбус и попросил передать деньги за проезд. И тут сидящий рядом мужчина с любопытством поднял на него глаза: «Ваш скрипучий голос мне знаком! Наконец-то я вас увидел. Не вы ли после каждого спектакля с участием Майи Михайловны орете: «Плисецкая, браво! Я играю в первых скрипках Большого театра, и мы всякий раз боимся, что вы в своем экстатическом восторге свалитесь в оркестровую яму и переломаете нам скрипки!
У нее был особый нюх на талантливых людей, многим художникам и людям искусства она помогала. В квартире Брик был своеобразный салон, где собирались талантливые современники. Естественно, Майя вошла в этот круг. У хозяйки был аудиомагнитофон — редкая по тем временам вещь, — на который Лиля Юрьевна записывала голоса друзей дома. Так появилась запись, как Майя Плисецкая голосом исполняет куски из «Золушки» Прокофьева.
Эту запись Лиля Юрьевна однажды дала послушать молодому композитору Родиону Щедрину, и тот был поражен музыкальностью тогда еще не знакомой ему балерины. Вскоре Майя и Родион встретились — все там же, в гостях у Брик. Правда, тогда, в 1955 году, на приеме, устроенном Лилей в честь приехавших в Москву Жерара Филипа и Жоржа Садуля, вспышки чувств между композитором и балериной не случилось. А в 1958 году Родион Константинович работал над музыкой к балету «Конек-горбунок», и для вдохновения ему посоветовали посетить занятие Майи Плисецкой в балетном классе. Он пришел, и вот тут-то любовь и страсть их настигли.
В том же году они стали мужем и женой — и прожили 57 лет. Когда Плисецкая вышла замуж за Щедрина, у них появилась маленькая двухкомнатная квартира правда, десятки лет спустя выяснилось, что она была оборудована прослушивающими устройствами. Квартира эта была в том же доме на Кутузовском проспекте, где жила Лиля Брик, — теперь они стали соседями и сблизились еще больше. Ей аплодировали стоя короли и президенты! Когда Плисецкая стала выездной, Триоле и Арагон ввели ее в круг парижской интеллигенции, познакомив с Леже, Шагалом, Карденом и другими.
Скончалась великая балерина Майя Плисецкая
Такова сила Майи Михайловны Плисецкой — величайшей балерины современности, которая даже в 75 лет продолжала выходить на сцену и дарить зрителям магическую красоту танца. Майя Плисецкая – величайшая балерина, которая очаровывала даже тех, кто не разбирался в балете. Биография балерины Майи Михайловны Плисецкой: личная жизнь, муж Родион Щедрин, рост. История с дочерью Майи Плисецкой началась в 1999 году. Все газеты трубили о том, что у великой балерины есть тайная дочь. Действительно, будучи поклонником Майи Плисецкой, я уже около десяти лет собирал фотоматериалы о любимой артистке. Великая балерина Майя Плисецкая однажды на вопрос, чего она опасалась сильнее всего в мире, кратко ответила: "родственников".
Что говорила Майя Плисецкая о Волочковой, как о балерине?
Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. 2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Плисецкая, СССР на развлекательном портале В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая». Подробности встречи известной балерины Майи Плисецкой с индийской публикой в беседе с «Мослентой» раскрыла москвичка, куратор выставки «Невероятная Индия.
Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине
Едва девушка начала обучаться хореографии, как Борис Глаговский открыл ей тайну, касающуюся ее биологической матери. С тех пор Юлия стала искать встречи с Майей Плисецкой. Но громко заявить о себе Глаговской удалось лишь через прессу. Главное — истина, а не деньги Статью в газете с откровениями Юлии Глаговской прочла и Майя Плисецкая.
Понятно, что балерина тут же опровергла слова своей лжедочери. Как пишет Мария Баганова, Плисецкая заявила, что никогда в жизни не рожала. Это подтвердили как отечественные гинекологи, так и именитый немецкий врач.
Но Глаговскую как будто ничего не смущало. Когда Майя Михайловна сказала, что в момент рождения Юлии, она находилась на гастролях в Австралии, девушка ответила, что появилась на свет недоношенной и к тому же легендарная Матильда Кшесинская выступала даже на поздних сроках беременности. В конце концов Майя Плисецкая предъявила Юлии Глаговской судебный иск.
Не меньше, чем мать, иногда, казалось, даже больше. Но она, в расплату за добро, каждый день, каждый день больно унижала меня. И моя любовь мало-помалу стала уходить. Тетя ежедневно напоминала племяннице, что лишь благодаря ей, девочка не оказалась в детском доме. Также, по мнению Мессерер, Майя никогда не должна была забывать, в чьем доме она живет, на чьей кровати она спит, и кто ее кормит. Некоторое время Плисецкая это терпела, но в один день взбунтовалась.
Майя, дружившая с Андреем и обожавшая его поэзию, страшно разгневалась и в запальчивости чуть не прогнала нашего бедного кузена. Как он посмел противопоставить стихи «какого-то» Бродского стихам гениального Андрюши! Будучи максималисткой до мозга костей, она из всех поэтов безоглядно признавала только Вознесенского, среди композиторов — исключительно Щедрина, единственным гениальным педагогом считала Ваганову, а лучшим модельером — Пьера Кардена. Как верно подметил Асаф, в театре появилась актриса, к которой нельзя было подходить с обычными мерками. Екатерине Васильевне Гельцер было достаточно посмотреть на Майю в крошечной вариации Феи осени из балета «Золушка», чтобы со всей ответственностью заявить: «Шикарная балерина! Выходя на сцену даже в незначительных партиях, Майя приковывала к себе зрительское внимание. Так, например, в небольшой роли уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» она размахом и масштабом своего танца напрочь затмевала даже Лепешинскую-Китри. В последнем акте «Дон Кихота» Майя танцевала так называемую «прыжковую» вариацию, после которой был выход Вахтанга Чабукиани, исполнявшего роль Базиля. Но танец Майи вызывал в зале такой шквал аплодисментов, что Вахтангу Михайловичу пришлось стоять в кулисе, ожидая, когда стихнет буря зрительского восторга. Некоторую ревность по отношению к молодой, но уже очень успешной танцовщице испытывала Марина Семенова. Майя же в свою очередь относилась к ней с большим пиететом, поскольку та была ученицей Вагановой. Все, что Семенова показывала во время классов, Майя буквально схватывала на лету. Марине Тимофеевне оставалось только восклицать: — Ну, Майка дает! Я еще объяснить не успела, а она уже все сделала. То, что другим давалось с огромным трудом, Майя усваивала с легкостью. Сложнее давались лишь партии, которые до нее исполняли другие балерины. Своей яркой индивидуальностью она не вписывалась в рисунок роли, который считался каноническим. Так случилось со спектаклем «Ромео и Джульетта», в который ее ввели в 1961 году. Основная проблема состояла в том, чтобы выйти из привычного образа Джульетты, созданного Галиной Улановой. В этих рамках Майе было попросту тесно. В итоге она замечательно сделала эту роль. В ее интерпретации Джульетта — юная, страстная девушка, готовая на самопожертвование во имя любви. Это была Джульетта эпохи Возрождения! Майя разрушала незыблемость традиционной трактовки роли, которая началась с Улановой и была продолжена множеством других балерин. О такой трактовке Майя безапелляционно говорила: «Недопеченный блин». Поскольку Майе при ее таланте многое давалось легко, она не очень жаловала репетиции. Бесконечное повторение одних и тех же действий ей претило, а заучивание нового казалось каторжным испытанием.
Увидев танцующую Суламифь, Майя громко воскликнула: «Подумай, какая красота! Попросила разделить комнату портьерой, спряталась за ней, оставив зрителей по ту сторону занавеса, после чего скомандовала: — Поднимите занавес! Наш дядя Эммануил выполнил требуемое, и представление началось. Майя танцевала за всех персонажей и главным образом за Красную Шапочку, которая грациозно порхала по воображаемой полянке, собирая цветы, и вдруг страшно перепугалась, увидев перед собой рожденного ее фантазией волка. В самый драматический момент, когда Майя, вжавшись в угол комнаты, изображала ужас от встречи с хищником, она вдруг выпала из образа и важно объявила: — Первое действие окончено. Закрывайте занавес! Как вспоминала потом Мита, это представление окончательно решило судьбу Майи. Дожидаться ноября, когда племяннице исполнится восемь лет, тетка не могла, поскольку набор в балетную школу объявили в августе. Наплевав на строгие правила, она повела Майю в хореографическое училище Большого театра на вступительный экзамен. И ее приняли, несмотря на возраст. Не могли не принять. Представ перед членами приемной комиссии, Майя, не стесняясь и не робея, как остальные дети, с ходу продемонстрировала все, на что была способна: закинула ножку выше палки, выгнулась в мостике, встала на пальцы, точно взрослая балерина. Окончательно развеял сомнения приемной комиссии исполненный ею реверанс. Майе повезло, она попала в класс легендарного педагога Елизаветы Павловны Гердт, недавно приехавшей из Ленинграда. Гердт поставила ей фантастически выразительные руки. Она так и учила: в балете руки не менее важны, чем ноги. Кисть руки заканчивалась у нас удлиненно, напоминая виноградную гроздь. По этим признакам опытный балетный глаз всегда мог отличить воспитанниц Гердт в самом массовом кордебалете. Мы, ученицы Гердт, свято следовали ее наказу перемещать руки из позиции в позицию, никогда не показывая внутреннюю часть ладони. Майины руки завораживали зрителей всего мира, однако она не признавала в этом заслуги Елизаветы Павловны, которой начала дерзить с первых же уроков. Гердт с М. Плисецкой в классе солистов Фото с сайта dancelib. В это время Агриппина Яковлевна жила в Москве и четыре месяца вела в Большом театре класс совершенствования для солистов балета. Майя пребывала в твердой уверенности, что уроки Вагановой за столь короткий срок дали ей гораздо больше, чем годы занятий под руководством Гердт. До конца дней Майя жалела о том, что не решилась бросить столицу, когда Ваганова позвала ее в Ленинград. Я же всегда считал, что она взяла от Агриппины Яковлевны ровно столько, сколько ей было необходимо. Продлись их совместная работа дольше, Ваганова непременно задавила бы ее своей авторитарностью.
Фотоподборка: прима-балерина Большого театра СССР Майя Плисецкая
Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65! Долгие годы ее связывала дружба со знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом, у которого она и ее муж — композитор Родион Щедрин — одевались.
А началось все с ее Кармен. Впервые Карден увидел Плисецкую именно в этом образе. Она настолько поразила его воображение, что он вдохновился до конца своих дней ею как божеством. Карден сделал специально для Плисецкой костюмы к балетам на музыку Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Когда великий кутюрье приезжал в Москву, в вечере в его честь принимала участие и Майя. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию.
Директор высокой моды Дома Пьера Кардена Мариз Гаспар отметила, что она и ее коллеги навсегда запомнят легкость и простоту, с которой держалась одна из самых известных в мире звезд балета. Ив сен Лоран восторгался Майей Плисецкой и его вдохновляло, то что она бросала вызов всему консервативному обществу того времени. Кутюрье создал нежно-розовый шифоновый хитон — неимоверно женственный и одновременно откровенный, как и сама Майя. Его всегда привлекала русская культура и он искал её отражение в людях. Более действенного способа быть в форме еще не придумали. Я работать с исступлением не привыкла.
Она была настоящей звездой, ее имя знали во всем мире. Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. Лауреат Ленинской премии 1964 , Премии Анны Павловой 1962, Париж , профессионального балетного приза "Душа танца" в номинации "Легенда" 2009.
Гений и злодейство несовместимы? Примеров - масса. Изменить раздел:.
Из книги балерины «Я, Майя Плисецкая»: Летом нас свозили в пионерский лагерь, всей кучей. А там - утренняя зарядка, линейка, подъем флага, надсадные горны, бравые вожатые, рапорты, вечерние костры. Словом - мы пионеры. Это как гитлерюгенд. Дисциплину соблюдать, верность Родине множить.
Мать, чтобы было на что жить, начала распродавать вещи. Одну за одной. Она была на седьмом месяце беременности, когда отца забрали. Пока я маршировала под зазывную музыку Дунаевского в летнем пионерском лагере, мать родила в июле моего младшего брата. Молоко у нее пропало.
В деньгах постоянно была большая нужда. В начале марта 1938 года, точную цифру дня не могу вспомнить, Мита танцевала «Спящую». Сейчас я мучительно напрягаюсь, чтобы вспомнить, как получилось, что вечером в театре я внезапно оказалась совсем одна. Без мамы. С большим букетом крымских мимоз.
Просто выпадение памяти. Есть у меня в характере и поныне дурацкая способность погрузиться целиком в свои мысли, отрешиться от мира, ничего не замечать кругом. Я не люблю этой своей черты. Так было и в тот мартовский вечер. Спектакль заканчивается, поклоны, аплодисменты.
А где мама? Ведь мы были вместе. Я иду с цветами к Мите домой. С поздравлениями. Она живет рядышком с театром, сзади, в Щепкинском проезде, в доме Большого театра.
Там, где потом в большой коммунальной квартире долгие годы буду жить и я. Взяв цветы, Мита внимательно, пристально всматривается в меня серьезными темными глазами.
Майя Плисецкая: «Многие с радостью пришли бы на мои похороны»
Самая известная балерина XX века Майя Плисецкая всегда была объектом не только любви поклонников, но и зависти со стороны некоторых коллег и просто женщин, которые не могли похвастаться ни подобным талантом, ни красотой. Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. Прошло ровно 96 лет со дня рождения советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, киноактрисы, примы-балерины Большого театра СССР Майи Плисецкой. 2 мая 2015 года ушла из жизни легендарная советская балерина Майя Плисецкая. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры», — писала балерина в мемуарах «Я, Майя Плисецкая». В мае 2021 года будет шесть лет, как умерла великая российская балерина Майя Плисецкая.