Создателямим группировки «Низы» можно назвать Тагира Фахриева и Дмитрия Ларионова. Тагир Фахриев, возглавлявший организованную преступную группу «Низы», приговорен к пожизненному сроку. Тукаевские опг казань последние новости. Опг казани новости. Прокуратура обжаловала решение Вахитовского районного суда Казани о возврате дела организованной преступной группировки «Тукаевские» на дополнительное расследование.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
Главная» Новости» Опг тукаевские последние новости. Эльфат Сунгатуллин, которого МВД считает лидером казанской ОПГ «Кинопленка», скрывался 16 лет. 2: Казань Опг Жилка История Группировки Жилплощадка, Полный Рассказ О Банде В 90-Х Годах. Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Логотипы Казанских Группировок. Группировка «Низы» была одной из самых устойчивых в Казани.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18].
Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6].
Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины.
Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом.
По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81].
Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71].
Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53].
Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86].
Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит.
Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89].
Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53].
У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15].
Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76].
Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71].
Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53].
В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95].
В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15].
По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100].
Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43].
Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43].
Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх.
Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103].
Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя.
Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109].
В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю.
Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112].
Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе».
Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117].
Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119].
Если кто-то из молодых однажды не появлялся, то на следующем сборе средние вставали в круг, вызывая туда по очереди всех молодых, кроме провинившегося, и избивали их. Бить можно было только руками, избивать ногами и разными подручными средствами запрещалось. Потом молодые отходили в сторонку и уже сами учили своего залетчика. Выйти из банды было практически невозможно, существовало, пожалуй, только три способа выйти из группировки, то есть отшиться: переехать в другой город, попасть под следствие или стать инвалидом.
Вступить же в банду, наоборот, было достаточно просто. Кандидат в группировщики приходил на сбор и вставал в центр большого круга, ему задавались вопросы относительно того, зачем он хочет войти в банду, а он отвечал, что не хочет быть чушпаном и морехой, хочет быть вместе с пацанами и стоять за улицу. После таких ответов, если никто не располагал никаким компроматом на кандидата, ему жали руку, и он становился своим. В те времена в Казани члены банд здоровались за руку только с себе подобными.
В отношениях между бандами были три состояния: мир, война и «до первого конфликта». Обычно всей «политикой» занимались старики и старшие, но иногда войны возникали и стихийно, когда молодые из в общем-то дружественных группировок случайно дрались между собой. На летнее время устанавливалось всеобщее перемирие, которое, впрочем, часто нарушалось. Время от времени внутри сообществ устраивались шуточные войны — «хомутки», когда супера и средние воевали, например, против скорлупы и молодых.
Такие войны были своеобразными учениями, они начинались по приказу старших и заканчивались по их же указанию. Драться во время этих войн можно было только руками, бить по голове запрещалось. Вообще игры в группировках были, как правило, очень жестокими. Например, в группировке «мебелька» пацаны вставали в круг, а Фат, их лидер, сам стоявший в этом же кругу, подкидывал высоко вверх кирпич.
Все опускали головы вниз и ждали, куда же кирпич приземлится. Игра эта называлась «На кого Бог пошлет» — видимо, она очень способствовала развитию не только боевого духа, но и интеллекта. Примерно раз в месяц со всех членов банды собирались деньги для пополнения общака. С суперов и скорлупы собирали по три рубля, со средних и молодых — по пять-десять рублей.
Официальная мотивировка сбора денег якобы заключалась в том, чтобы «греть» членов банды, сидевших в тюрьмах, однако никто не знал, сколько денег и на какие нужды было потрачено на самом деле. Хранителями или держателями общаков всегда были наиболее авторитетные бандиты из числа неоднократно судимых. Дело в том, что объективно старикам было невыгодно увеличение собственного поголовья. Кстати говоря, до казанских оперативников не раз доходила информация о том, что часть денег, собиравшихся с разных банд в том числе с банд, воевавших друг с другом , уходит куда-то еще — «наверх».
Такая информация опровергала все утверждения, что в Казани уличные группировки действовали сами по себе. Многие социологи, эксперты и криминалисты неоднократно пытались объяснить причины происхождения «казанского феномена» именно в Казани. Версий было много. Один московский журналист даже дошел до того, что обвинил во всем ЦРУ.
По его представлению, группировки финансировались из США. Более реальные версии тоже в конечном итоге ничего толком не объясняли… Причины «казанского феномена» видели в том, что в Казани издавна существовала традиция кулачных боев, что культурный уровень населения был чрезвычайно низким, что на территории Татарстана было расположено много тюрем и лагерей, что досуг подростков был абсолютно не организован, что милиция была слабой и аморфной, что на территории республики постоянно сталкивались христианство и ислам, что в Татарии проживало много воров в законе и т. Однако все эти объяснения на самом деле ничего не объясняют, культурный уровень населения Татарстана ничуть не ниже, чем в других провинциях России. А исправительных учреждений в Татарии гораздо меньше, чем в Сибири или, скажем, на Урале.
Кулачные бои проходили издавна в любом городе или деревне, досуг подростков был плохо организован везде, воров в законе в Москве было больше, а столкновений на религиозной почве в 70-80-х годах в Татарии практически не фиксировалось. Что же касается казанской милиции, то ее как раз особые условия научили работать оперативно и жестко: например, весной 1998 года первый отдел милиции Вахитовского района, которым руководит Павел Гетманский, практически полностью сумел уничтожить банду «Брод». То, что произошло в Казани, наверное, можно охарактеризовать как одну из первых атак воровского мира после его «пробуждения» в 1970-х годах. Те, кто учредил казанские банды, в дальнейшем в лучших традициях настоящей мафии ничего не делали собственными руками.
То, что идея шла от воров, подтверждается тем, что все «казанские» группировки жили именно по воровским законам и понятиям. И до сих пор «казанские» банды гораздо больше ориентированы на воровские законы, чем представители криминальных образований в других городах — там они возникли позже, когда уже началась эпоха коммерцизации и больших денег. Кстати говоря, в Советском Союзе до 90-х годов было еще два города, где существовали группировки, очень похожие на казанские. Это подмосковные Люберцы и Кривой Рог.
В Москве в 80-х годах было даже специальное место — бар «Метелица» на Новом Арбате, где люберецкие встречались со своими казанскими братьями по духу, а потом они вместе шли убивать и грабить молодых москвичей. И те и другие ненавидели западную одежду и длинные волосы. В конце 80-х годов по всей стране начал расцветать рэкет. Во всех крупных городах России возникали и структурировались преступные сообщества, а в Казани они к тому времени были и так хорошо организованы и подготовлены.
Очень быстро вчерашние подростки, воевавшие между собой за кусок асфальта, переквалифицировались в рэкетиры. Понятия и законы группировок были слегка откорректированы, но предпринимательство в Казани развивалось медленнее, чем в столицах. У казанских коммерсантов не было таких возможностей, как у московских и питерских бизнесменов. К тому же в городе явно замечался переизбыток братвы.
В Казани в это же время были совершены убийства 12 человек. Часто "севастопольские" действовали дерзко, и даже выдавали себя за милиционеров. Например, в октябре 1994 года группа "севастопольских", одетых в милицейскую форму и камуфляж, задержала темно-синий автомобиль BMW с двумя "жилковскими". Пленников, которыми оказались Андрей Маврин и Константин Ширшов, вывезли в заброшенный дом в Адмиралтейской слободе. Там "севастопольские" выяснили у похищенных местонахождение лидера противоборствующей группировки Хайдара Закирова, а потом убили заложников. Двое телохранителей, прикрывшие собой босса, погибли, но сам мафиозо спасся. Год спустя "Севастопольские" все же убили Хайдера выстрелом из снайперской винтовки.
В 1998 году тот же Барин помог "56-му кварталу" организовать в Казани покушение на лидера конкурирующей банды "Савинка" по кличке Хомяк. Обвиняемый привез из Москвы взрывное устройство и снайперскую винтовку. Однако план ликвидации Хомяка провалился: устройство, прикрепленное к днищу его машины, не сработало, а сам он, узнав о заговоре, скрылся из города. К моменту задержания многие из членов группировки, которым сейчас исполнилось по 40 - 50 лет, обзавелись семьями, легальным бизнесом в Москве и Казани: одни владели ресторанами, другие - строительными и торговыми фирмами, и все производили впечатление вполне добропорядочных граждан. Следует отметить, что преступники также довольно успешно штурмовали политический "олимп". Например, Зуфар Утяганов участвовал в выборах в Госсовет Татарстана, правда, в последний момент он был снят с регистрации. А другой лидер - Радик Юсупов - к моменту своего ареста занимал должность спортивного директора футбольного клуба "Рубин".
Как сообщалось, оба новых лидера "севастопольских" находились в международном розыске и были задержаны Интерполом: Утяганова поймали в Черногории 8 октября 2009 года, а Моисеева - в Польше. Примечательно, что при задержании Утяганов предъявил паспорт гражданина Литвы Аликаса Каткевича. Чуть позже он признал, что документы подделал и попробовал представить еще один паспорт - на сей раз на имя российского гражданина Руслана Ворганова. Веры "литовцу" уже не было, поэтому в Россию для идентификации личности был направлен соответствующий запрос, снабженный отпечатками пальцев. После проверки по базе данных они совпали с отпечатками Утяганова Зуфара Абдрахмановича, писала газета "Бизнес Online. Моисеев в настоящее время находится под следствием. Он сознался лишь в части предъявленных ему обвинений.
Между тем 18 апреля 2011 года в Верховном суде Татарстана стартовал повторный процесс над 14 членами банды "Севастопольские", на счету которой десятки убийств и другие тяжкие преступления. Приговор по первому процессу, вынесенный в августе 2010 года, был оспорен прокуратурой Татарстана как слишком мягкий. Так, двое были освобождены от наказания в связи с истечением срока давности. Причем среди них оказался один из лидеров - 44-летний Радик Юсупов по прозвищу Дракон. В отношении еще троих фигурантов суд уголовное преследование прекратил в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Остальным были назначены наказания от условного срока до 9,5 года колонии общего режима. Среди осужденных был и прежний спортивный директор футбольного клуба "Рубин", 47-летний Рустем Сайманов Сайман.
Он получил всего шесть лет колонии общего режима. Со своей стороны гособвинение запрашивало для 12 "севастопольских" от 8 до 13 лет колонии строгого режима и лишь двоих предлагало из-за истечения срока давности оправдать или назначить им минимальные сроки наказания. Офицер стал киллером Как ни странно, некоторых членов банды "севастопольские" затягивало в криминальный мир достаточно случайно. Но в итоге они тоже становились киллерами даже против своей воли, о чем свидетельствует эпизод с участием подсудимого Марата Ганеева. На суде отставной офицер российской армии рассказал, что в 1985 году познакомился со своей будущей женой Лилей, у которой была родная сестра Ляля. Обе девушки дружили с некой Анией, которая являлась женой Рустема Сайманова. По окончании военного училища в 1988 году Марат Ганеев уехал служить в Молдавию.
А в начале 1990-х годов офицер был уволен из рядов Вооруженных сил и возвратился с супругой в Казань. В 1993 - 1994 году он долго не мог найти работу. В то время Сайманов уже активно занимался бизнесом и слыл успешным предпринимателем. Сайманов познакомил приятеля со своими коллегами, а чуть позже Ганеев узнал, что они являются участниками группировки "Севастопольские", штаб-квартира которой располагалась в одноименном отеле в Москве. Там же проживали некоторые участники группировки. Сайманов попросил Ганеева переквалифицироваться в его личного телохранителя, закончив для этого специальные курсы. Отставной офицер заочно устраивается в охранную фирму "Контр", а после окончания курсов получает деньги на покупку оружия.
В Москве он приобретает помповое ружье. В дальнейшем в Ульяновске Ганееву выдают служебное оружие и право на его ношение. Он регулярно ездит в Ульяновск отмечаться в охранной фирме и получать командировочные удостоверения, чтобы таким образом сохранить легитимность своего статуса вооруженного охранника. Мы были лишь охранниками и водителями Сайманова", - оправдывался на суде Ганеев. Тем не менее, ему пришлось принять участие в жестоких убийствах наравне с другими гангстерами. В конце августа 1996 года, почти сразу после убийства зачинателя криминальной войны, лидера "Жилки" Закирова Хайдера , Ганеев получает приказ помочь "убрать" предпринимателя Камиля Сафиуллина по кличке Камбала. Тот снабжал "Жилку" деньгами, которые шли на борьбу с "севастопольскими".
Приказ исходил не от Сайманова, которого в тот момент не было в Казани, так что отказаться Ганеев не смог. Его напарником по операции был назначен "молодой" Александр Сидоров по кличке Пепс. Отказать я ему не мог, так как боялся. Со слов Утюганова, я должен был только подстраховать Сидорова", - рассказал на судебном заседании 14 июля 2011 года Ганеев. Когда Камбала въехал на своем внедорожнике Mitsubishi Pajero во двор, какая-то соседка подняла шум и тем спасла бизнесмена от гибели. Убийцы уехали ни с чем, причем Ганеев надеялся, что в дальнейшем от задания удастся отказаться. Но на следующий день к нему явился Пепс и угрозами ему самому и семье вынудил отставного офицера принять участие во второй попытке "ликвидации".
Когда киллеры разместились на своих позициях и дождались жертву, Ганеев заметил, что Сафиуллин был с малолетним сыном. Он просил напарника отложить убийство, но Пепс посчитал, что другого шанса совершить задуманное может и не быть. Он открыл огонь первым, попав Сафиуллину в голову. Ганеев тоже выстрелил, но нарочно промахнулся. Сын Камбалы в это время прижался к стене и молча смотрел на убийц. Отстрелявшись, киллеры сели в машину Сидорова и уехали. Лишь через 12 лет армейскому офицеру удалось окончательно порвать связи с бандитами, но сделал он это не по своей воле.
В 2008 году, находясь в Турции, Ганеев получил звонок от бывшего "старшего" Сайманова. Он сразу поспешил выполнить его настоятельный совет: прибыл в Казань и явился с повинной в правоохранительные органы. Отвечая на вопросы стороны обвинения, Ганеев свою вину признал частично. По его словам, он не планировал совершать преступление в присутствии малолетнего сына бизнесмена. На предварительных показаниях и на допросе он также утверждал, что вообще не хотел совершать противоправные действия, однако в связи с тем, что Утяганов и Сидоров оказали на него психологическое давление, пошел на это преступление. Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» - одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку.
С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу. Тайна «казанского феномена» Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы. Маленький зал, пара диванов, несколько кресел - сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше - друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен». Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием. Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е - 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы.
Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев. Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей. В группировках существовала строгая иерархия: «шелуха» или «скорлупа» школьники от 9 до 13 лет , далее - «супера» подростки 14-16 лет , которые считались боевым ядром команды, ходили в набеги на вражеские территории и отбирали деньги у «чушпанов» тех, кто не входил в группировки. Затем шли «молодые» 17-19 лет - они имели право голоса при принятии решений с кем воевать, а с кем мириться. И, наконец, высшее звено - «авторитет», он же «дед» или «король».
Как правило, это был мужчина за тридцать, с уголовным прошлым. Именно он распоряжался общаком - деньгами, которые собирали ребята для своей группировки. Банды гопников постоянно конфликтовали между собой, их противостояния переходили в массовые драки с жестокими избиениями и убийствами. Самая массовая драка в истории казанских группировок произошла на льду озера Глубокое зимой 1983 года: там собрались около 400 подростков. Представители группировок «Жилка» и «Грязь» сошлись стенка на стенку, вооруженные кольями, цепями и монтировками. После таких драк многих увозили в больницы с тяжелыми травмами и увечьями, некоторые ребята становились инвалидами и даже умирали, не приходя в сознание. На кривую дорожку По статистике, львиную долю - почти половину молодежных группировок - составляли учащиеся ПТУ.
Потом шли школьники, работающая молодежь и безработные, которых было не более пяти процентов. Все были из разных семей - бедных и состоятельных, рабочих и интеллигентных. Роберт Гараев был как раз из последних: его мама работала в НИИ, а отец был кооператором.
Отец успел дать показания полиции, он был готов рассказать про телефонный звонок и назвать имена подозреваемых в суде. За это его и застрелили. Следом, через неделю, во дворе собственного дома. Всю юность мы поддерживали связь, объединённые общим секретом, этой перестрелкой, — потому что считали очень важным сохранить историю наших отцов. Именно Аля в 11 лет вообще открыла мне глаза на то, что мой отец был в ОПГ. До этого я считала, что родители были просто стилягами. Сейчас я думаю, что «Перваков» и «Хади Такташ» стравили менты, ведь через взаимные контры было удобно постепенно избавляться от всех уличных группировок.
Было страшно, когда я нашла свидетельство о смерти: там были перечислены повреждения на теле отца: разрыв грудной клетки, множественные отверстия от выстрелов. Я визуализировала это всё, представляла, как он умирал, — больно и паршиво. Конечно, я хотела вырасти и отомстить всем этим мужикам, но мне было слишком страшно. Дело о смерти моего отца до сих пор открыто, это висяк, каких в Казани сотни. Батин мемориал на кладбище выглядит помпезно: «Перваки» покрыли расходы на похороны. Больше помощи семье не было, потому что и самой группировки скоро не стало. Лидер такташевских Радик Галиакберов, или Раджа, объявил за голову любого первака награду в 5 тысяч долларов. Зато был героин. Первое, что сделал брат отца, когда его не стало, — принёс моей маме героин и сказал: «Всё закончилось, теперь будем лечиться». Она употребляла с 1997-го по 2010-й, до конца своей жизни.
Сплетни быстро распространялись по городу, но бабуля хотела, чтобы мы выглядели счастливой семьёй. Возможно, моя мать всю жизнь путешествовала из одних созависимых отношений в другие именно потому, что бабуля душила её любовью. И на героин она так легко села потому, что после убийства папы ей проще было найти новую зависимость. Семья посылала её в монастыри на трудотерапию, приглашали всяких целительниц, отправляли в психушку. Очень скоро бабушка стала использовать её судьбу как аргумент в моем воспитании: когда находила сигареты, пугала, что «следующий шаг — это героин». Все проступки сводились к «ты станешь, как твоя мать». Это глубоко вросло в меня. Я и сама стала сомневаться, что способна прожить жизнь без саморазрушения. Несколько раз ловила маму буквально за руку с порошком. Она говорила, что это витаминки, даже предложила мне попробовать — сейчас это в голове не укладывается.
Сама же я противоречивым образом пришла к наркотикам четыре года назад — именно из-за того, как погиб отец, из-за всей ситуации с «Перваками». Думала, что должна хотя бы попробовать, чтобы понимать, о чем речь.
Хронология Казанского феномена
- Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
- Дело Дракона: «Казанский пасьянс»: irek_murtazin — LiveJournal
- Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
- Комментарии
- Вторая жизнь «Кинопленки»
Решал конфликты ОПГ и держал общак: «положенец» по Татарстану Нейдер получил 9,5 лет «строгача»
Казанские ОПГ участвовали в массовой драке со стрельбой — СМИ. Решал конфликты ОПГ и держал общаг: «положенец» по Татарстану Нейдер получил 9 лет «строгача». Он хотел поговорить с главой другой заметной ОПГ Казани «Хади Такташ» Радиком Галиакберовым, но тот пожизненно осужден и находится в колонии особого режима «Черный дельфин». Группировка "Низы" образовалась в Казани в конце 1980-х годов. Главная» Новости» Новости криминал казань.
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
Предположительно "Низы" появились в Казани в конце 70-х годов на территории, ограниченной улицами Восстания, Серова и Восход. Перед задержанием Юсупова МВД распространило пресс-релиз, в котором утверждалось, что следователям удалось разговорить ранее подчиненного Дракону боевика из ОПГ «Низы». Был убит один из авторитетов казанской ОПГ «Низы» по прозвищу Сапог — за ним долго охотились выходцы с «Кинопленки».
Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
Побежимова совершили убийство Галиуллина, являвшегося руководителем противоборствующей группировки «Дементьевские»; - в ночь с 3 на 4 марта 2003 года в садовом обществе «Щурячий» Зеленодольского района совершили убийство активного участника своей банды Оскара Нугайбекова и его подруги. В ходе следствия Ларионов не только полностью признал свою вину в предъявленном ему обвинении, но и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. При этом он сообщил о своем непосредственном участии в ранее остававшихся нераскрытыми убийствах. В результате была установлена причастность Ларионова и убитого в 1998 году Зарипова к убийству коммерсанта Видисенкова и его охранника Солдатова, совершенному 3 ноября 1992 года за производственным объединением «Оргсинтез». Аделя Кутуя.
При дележке добычи всегда кто-то остается обделенным. Второй лидер «кировских» — Платонов Сергей Косила — однажды не поддержал Мартина на сходке и образовал вторую группу «кировских». Косила родился в Казани на одной из самых бандитских улиц — Ямской. Его семья была вполне благополучной, а в группировку он вступил еще в 9-летнем возрасте и сразу же стал одним из наиболее активных ее членов. По молодости он попал под суд за угон мотоцикла, который разобрал в сарае со своими друзьями, второй срок получил за злостное хулиганство. По характеру Платонов очень дерзкий и решительный: известен случай, когда он вылез из окна 5-го этажа и ушел от оперативников по крыше. Косила считается приверженцем воровской идеи, что, однако, не мешает ему иметь небольшую фотопроявочную мастерскую. В Питере он снимал квартиру на Васильевском острове, с некоторых пор начал употреблять наркотики. У «казанских» употребление наркотиков считается обычным делом. Предпочтение они отдают героину и кокаину. Братва всегда уважала его за хитрость, изворотливый ум и хорошо подвешенный язык. Он умел так запутать человека в разговоре, что тот потом и сам не мог вспомнить, о чем, собственно, шла речь. Многие общавшиеся с ним люди называли его человеком крайне неприятным, он отличался честолюбием и всегда стремился иметь все самое лучшее. Его жена должна была быть красивее всех, у его собаки, среднеазиатской овчарки, отличная родословная. Косила всегда питал страсть к оружию, любил его чистить и разбирать, а также поупражняться в стрельбе где-нибудь в лесу без посторонних глаз. В 1998 году Платонову исполнилось всего 33 года, а он уже был инвалидом, в его сердце был вшит искусственный клапан. В Питере в бригаду Платонова входил также его лучший друг и помощник Валерий Александров, по кличке Варыч, также весьма беспокойный по характеру и такой же любитель наркотиков. Еще в этой бригаде выделяются такие личности, как Воробей и Кешнер, судимые по традиционным «казанским» статьям, связанным с кражами, грабежами и групповыми драками. Несмотря на свою агрессивность, эта бригада все-таки не считается способной на организацию чего-то более серьезного, чем предоставление элементарной «крыши». Поговаривали, что другие бандиты нанимали их иногда для выполнения щекотливых дел, связанных с насилием. Время от времени к ним в Петербург приезжали бандиты помоложе из их казанской группировки. Так, например, в начале лета 1998 года у Платонова гостили некий Курбанов и Силантьев — непонятно, что они делали в городе, однако прогостили недолго. Вернулись вскоре в Казань на заслуженный отдых. Ходили слухи, что и вообще вся бригада Платонова может уехать из Петербурга в Казань насовсем… Следующая группа питерских «казанцев» относится к самой крупной по численности группировке Казани — к так называемым «кварталовским» ударение для правильного произнесения нужно ставить на первом слоге. В Казани эта группировка была представлена союзом шести кварталов, членов банды было так много, что они даже не все знали друг друга в лицо. К лету 1998 года в Питере постоянно находилось не менее трех десятков человек из их сообщества, которые, в свою очередь, делились на три группы. В одной из этих групп лидером считался Марат Яруллин Простой. Он родился в 1969 году в Казани, где и жил до 1994 года. Его отец был крупным партийным функционером. После окончания десятилетки школа N 7 Ленинского района Марат поступил в Казанский химико-технологический институт, окончил его и уехал в Питер со своим школьным другом Тимуром Идрисовым База. Тимур был мастером спорта по борьбе и тоже имел высшее образование. Его убили в Питере в 1996 году на пороге собственной квартиры. Эта бригада отличалась от группы Косилы тем, что ее лидеры имели высшее образование и могли сами заниматься коммерческими вопросами — поэтому у них и были деньги на приобретение прописок, квартир и машин естественно, джипов. Яруллин всегда отличался благоразумием и умением говорить связно и грамотно. Он прописался во Всеволожске и разъезжал на автомашине черного цвета «Ровер-620» 1994 года выпуска, официально числился работником АОЗТ «Трансвсеволожскстрой». Кстати говоря, питерские «казанцы», как правило, прописаны либо во Всеволожске, либо на Васильевском острове. Они сами рассказывали в Казани, что именно в этих районах у них «наилучшие подвязки» с милицией. Вторую бригаду «кварталовских» возглавлял Сергей Дедушкин Дед. Он родился в 1970 году в Казани, любопытно, что в 1990 году, демобилизовавшись после срочной службы, он решил не возвращаться в свою родную группировку, а пошел честно работать на завод. Однако, повкалывав совсем немного, Дед понял, что денег ему катастрофически не хватает. Собрав несколько единомышленников, Дедушкин приехал в Петербург… Весной 1998 года Дедушкин приезжал в Казань, взял еще пятерых молодых пацанов и вернулся с ними в Питер. До 1996 года, пока не погиб один из самых известных и влиятельных казанских бандитов Хайдер, который умудрился вывести свою группировку «жилка» на международный уровень, Дедушкин имел кое-какие дела с его бандой, несколько раз Дед обращался к нему с просьбой поехать на «стрелку», и Хайдер «кидал» ему подписку. Необходимо заметить, что все «казанцы» в Питере и в Москве так или иначе были связаны с Хайдером и многие, даже не из его группировки, зависели от него напрямую. Хайдер более 15 лет единолично возглавлял преступное сообщество «жилка». Недалеко от Казани находится завод «Оргсинтез», вокруг которого образовался рабочий поселок. Из подростков этого поселка и организовалась банда, примерно в 1978 году. С конца 1980-х годов Хайдер становится «крышей» огромного государственного завода, и можно только догадываться, какие огромные деньги шли в общак его банде. Между прочим, в Казани все банды называют организованными преступными группировками, а «жилку» именовали преступным сообществом.
Право решать конфликты ОПГ, назначать «смотрящих», держать общак деньги, собранные с участников уголовно-криминального мира, направляются вору и на содержание лиц, отбывающих наказание. Одним из ключевых доказательств виновности Нейдерова стала изъятая у его подруги тетрадь с записями неких сумм, районов республики. Он добавил, что в общак поступали суммы в размере от 10 до 400 тысяч рублей. В приговоре также было объявлено, что слова подсудимого о том, что он записывал карточные долги, суд признал неудачной попыткой защиты. Кроме того, в качестве доказательств причастности Нейдера к преступному миру был сделан акцент на его татуировках, которые «призваны демонстрировать другим криминальный статус». Так, например, на левом плече подсудимого набиты погоны и восьмиконечная звезда на левом предплечье, что говорит о влиянии и авторитете их носителя. Более того, у Сергея Нейдерова имеется и перстень на указательном пальце. Этот отличительный знак говорит о том, что он отказывается быть «красным», то есть не собирается сотрудничать с администрацией тюрьмы. В приговор также были внесены слова Романа Сычева с допроса. Сыч открестился от титула «вора в законе», а также сказал, что ни в каких сходках не участвовал и Нейдерова не назначал. Однако Айрат Ибатуллин пояснил, что Сычев просто не желал быть свидетелем обвинения, а еще свидетельствовать против самого себя. Суд счел доказанным, что в 2015 году на криминальной сходке «вор в законе» Роман Сычев назначил Сергея Нейдерова «положенцем» по Татарстану и после вступления в апреле 2019-го в силу «путинской» поправки в УК «положенец» не прекратил свою деятельность. Верховный суд Татарстана также признал Нейдерова виновным в незаконном хранении пистолета и 42 патронов, исключив квалифицирующие признаки об их незаконном приобретении, перевозке и ношении. Что касается здоровья обвиняемого, то суд признал, что у Нейдерова на фоне длительного потребления алкоголя выявляются некие психические расстройства.
При этом вели себя вызывающе и дерзко. Последней каплей стала продажа родственнице одного из членов казанской ОПГ «Первомайские» кожаных сапог на одну ногу: когда обманутая попыталась возмутиться, ей пообещали навести порчу. Мирно урегулировать вопрос цыгане, уверенные в своей безнаказанности, отказались. В итоге состоялся сход казанских ОПГ, где было принято решение изгнать табор из Казани. Для начала казанские опэгэшники проехались вдоль цыганских домов в поселке, стреляя по окнам. Цыгане ответили, стреляя на поражение. Тогда члены казанских ОПГ, предупредив местных поселковых жителей, уставших от цыганского беспредела, прошлись «огнем и мечом» по цыганской части населенного пункта. Пострадали, правда, обе стороны, но численный перевес и общественные симпатии оказались на стороне «своего» криминала. В итоге цыганский табор во главе с «бароном» снялся с места и покинул город в сопровождении бойцов казанского гарнизона милиции. Попытка «договориться» со стороны цыган, чтобы остаться на обжитой территории на любых условиях, не возымела действия. Позже некоторые цыгане еще приезжали в Казань, но только чтобы продать по дешевке покинутые дома. Последние действительно имели связь с криминалом Рафис Кашапов в 1980-е годы был трижды судим , «крышевали» пару автостоянок в Набережных Челнах.