О правилах, позволяющих мусульманам вместе со всеми праздновать новый год, рассказал председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов. Можно ли отмечать праздники других народов мусульманам? Является ли Новый год исламским праздником? Об этом нам расскажет наш эксперт: МУФТИЙ АНАР ХАЗРАТ РАМАЗАНОВ. Смотрите видео на тему «можно ли мусульманам отмечать новый год» в TikTok (тикток).
Празднование нового года — нововведение
Это усиливает стремление неверных открыто отмечать свои праздники, в то время как им запрещено это, так как это приводит к нечестию, либо потому что это является грехом, либо потому что это проявление неверия куфра , а мусульманину запрещено и то и другое. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Отстраняйтесь от врагов Аллаха в их праздники, воистину на них снисходит гнев Аллаха» привел аль-Бухари. Участие в их праздниках — причина гнева Аллаха, поскольку эти праздники являются либо новшеством, либо отмененными нормами. Мусульманин же не поддерживает ни то, ни другое. Точно также как запрещено уподобляться неверным также запрещено помогать и мусульманину уподобляться неверным. Следует запрещать ему это, также как запрещено продавать виноград тому, кто из него делает вино. И если кого пригласят на эти праздники, то он не должен отвечать на это приглашение.
И если мусульманин будет дарить другому в этот день подарки, то не следует принимать их. Знайте же, что само по себе отличие от неверных является целью Законодателя, поскольку неверие подобно болезни сердца, и даже более того, а если сердце больно, то не приносят пользу поступки органов тела. Благочестие же в том, чтобы сердце не уподоблялось неверующим ни в чем, поскольку все, что они делают либо нечестие, либо недостаток. И хвала Аллаху, за то, что Он облагодетельствовал нас исламом, который является лучшим из благ, и матерью всего доброго. Следование за тем, что отменил наш шариат мерзко, и более мерзким чем это является следованием за неверными в том, что они придумали в поклонении или обычаях.
Новогодние обычаи мусульман. Накануне праздника мусульмане проводят время в молитвах и просят о благословении в наступающем году. Принято ходить друг к другу в гости, собираться семьей или с друзьями на праздничное застолье, строить планы на будущее. В этот день нельзя заниматься уборкой и другими бытовыми делами. Что написано в Коране про Новый год?
По словам депутата, в священном Коране ничего не сказано про праздник нового года, поэтому его встреча противоречит мусульманским правилам. Викторина «Новый год: происхождение» - Islam.
Они указывают на новую жизнь. На столе почетное место занимает блюдо с зеленой пшеницей, ячменем, как символ изобилия и процветания. В Навруз люди веселятся, поэтому вся подготовка проходит накануне.
Необходимо до его наступления убрать свой дом, постирать вещи, приготовить еду. В сам праздник люди отдыхают, ходят в гости, собираются семьей, устраивают игры. С древности повелось, проводить соревнования, в которых участники показывали силу, ловкость, выносливость. Накануне праздника принято было посетить могилки усопших родственников и поставить свечу. В Казахстане с этим же смыслом выставляют за дверью две свечи.
Как отмечают Навруз в разных странах: в Казахстане готовят Наурыз коже, чтобы год был урожайным. Считается, что если его отведать в семи домах, то год сложится самым удачным образом. Для его приготовления использовать можно разные продукты, но обязательно 7 основных, которые олицетворяют жизненное начало соль, вода, мясо, мука, пшено или другая крупа , молоко, масло ; в Турции подают на стол зеленые ростки пшеницы и сладости, и ставят зажженные свечи. По традиции разжигают костры, чтобы прыгать через огонь. Это нужно сделать 7 раз или перепрыгнуть по разу через 7 костров; в Азербайджане готовят 7 блюд на праздничный стол.
Также ставят зеркало, свечу и крашеное яйцо; в Туркменистане готовят семени. На столе должно быть 7 продуктов, начинающихся с арабской буквы «син»; в Узбекистане готовят «сумаляк», а для празднования выбирают симпатичную женщину, хозяйку торжества — Весну; в Таджикистане готовят сладкий плов, чтобы год был сладким и щедрым. Праздничные блюда, предметы и действия в Навруз помогают мусульманам заручиться поддержкой природных духов и Вселенной. Они символизируют свет, обилие и счастье в новом году. Некоторые факты Мухаррам знаменует собой годовщину битвы при Кербеле, в которой был убит внук исламского пророка Мухаммеда имам Хусейн ибн Али.
Они помнят бойню на 10-й день Ашура, когда некоторые решили поститься. По словам Пророка Муххамада, пост в день Ашура уничтожит все грехи предыдущего года. Итак, многие последователи мусульман предпочитают поститься в девятый и десятый дни этого месяца. Мусульманские шиитские общины часто практикуют битье себя в грудь, что называется латыма, а некоторые также самобичевание и резание лба. В это торжественное время Мухаррам соблюдающие мусульмане воздерживаются от участия в радостных событиях.
Мусульмане встречают новый год, посещая мечеть, моля Аллаха о благополучии и проводя время со своей семьей и близкими в праздник. Люди также любят готовить что-нибудь сладкое, например, сладкий рис, и делиться им со своей семьей и друзьями во время перерыва. Про дураков и большевиков Формально церковный Новый год у православных и по сей день наступает 1 сентября, но за пределами церкви об этом мало кто знает. Праздника из этой даты толком сделать не получилось, хотя в Эфиопии Новый год так и отмечается в сентябре, причем по юлианскому календарю, то есть в ночь на 12 сентября. Календарь в этой стране не только опирается из-за церковных различий на другие расчеты, так он еще и отстает от стандартного, так что в Эфиопии недавно наступил лишь 2014 год.
До нее Новый год так и отмечали в основном в конце марта, в день, который церковь провозгласила Благовещением. Но где-то, как в Венеции, год отсчитывался с 1 марта, где-то — с Пасхи или Рождества. Летосчисление, кстати, тоже могло отличаться — испанцы, например, до позднего средневековья вели отсчет от 38 г. Праздник дураков. Питер Брейгель-ст.
Весьма популярен был устраивавшийся 1 января День дураков, особенно во Франции. Этот праздник очевидно был адаптацией тех самых Сатурналий — участники переодевались, надевали маски, высшие чины менялись местами с низшими, совсем как рабы с хозяевами у римлян, избирали «папу дураков», пародировали церковные обряды и правителей хорошее описание можно встретить у Гюго в «Соборе парижской Богоматери», как раз там Квазимодо избирают «королем дураков», а затем он встречает Эсмеральду. Во всеобщем веселье принимали участие и священнослужители, и чиновники, и простые горожане.
Чтобы в день застолья всего хватало, готовить начинают еще за неделю. По традиции, которая называется «Хафт син», самые важные блюда должны изготавливаться из семи ингредиентов, каждый из которых начинается на букву «с». Сир — чеснок, символизирует здоровье, сиб — яблоки, являются знаком красоты. Сабзи — злаки и зелень, означают начало жизни и пробуждение природы.
Сенчел — плоды лоха, символизируют любовь. Серке — уксус, означает терпение и мудрость. Саману — особый хлеб, как символ богатства. Сомаг — это специи, которые несут с собой рассвет. На столе также обязаны быть крашеные яйца, зеркало и огонь. Они в своем сочетании отгоняют злых духов. В центр стало ставится сумаляк — сложное ритуальное блюдо, которое готовится заранее.
В процессе его приготовления принято не просто смешивать продукты, но и учиться взаимопомощи. Традиционно в это время закладывались зерна пшеницы, часть из которых и шла на приготовление этого блюда. Каждая семья должна принести горсть зерна в общий котел, где готовят сумаляк. Зерна перемалывают и отжимают, получая белую жидкость. После ее смешивают в кипящем масле с мукой и хорошо и долго варят. На дно предварительно кладут маленькие камешки, которые собирают дети. Они нужны для того, чтобы блюдо не пригорало ко дну.
Также, согласно поверьям, кому попадется камешек в миске, тот может загадать желание, которое непременно исполнится. Еще одним важным блюдом является праздничная халиса, таджикское блюдо из пшеницы и мяса, приправленные солью и корицей. Его, как правило, готовят мужчины. На столе также должен быть сытный мясной плов, приготовленный по обычаям народности. Туда кладут морковь, лук, чеснок, изюм, айву, и конечно, ароматную пряную приправу. Перед таким ароматом не устоит ни один гость! Принято преподносить собственно приготовленный хлеб или лепешки, и много выпечки.
Не зря говорят, что готовить к Наврузу следует начинают заранее, ведь такое количество просто невозможно подготовить за день. Печется мясная или овощная самса со слоеным тестом, пирожки с овощами и зеленью. Основным напитком в праздничные дни является гранатовый шербет. Он легкий, хорошо утоляет жажду и помогает желудку справиться с разнообразием пищи. Сладкое, которое непременно должно быть на столе, раздается детям. Это, как правило, заранее приготовленные восточные сладости — халва, пахлава, шербет, фрукты, сухофрукты, мед и многое другое. А во главе обязательно присутствуют проросшие зерна пшеницы.
Навруз — интересный и необычный праздник, который можно изучать долго и до конца его не понять, как и все, что пришло к нам из глубины веков. Но можно прикоснуться к нему, познакомившись с традициями и, возможно, приготовить что-нибудь из традиционных блюд. А самое простое его послание заключается в том, что люди с окончанием долгой зимы и с приходом лета вступают в новый период своей жизни, в так называемый «новый день». Природа возродилась к новой жизни, и приглашает человека к тому же.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Провокация на грехи
- Можно ли мусульманам праздновать Новый Год? - - Новости Кыргызстана
- Как настоящие мусульмане встречают Новый год и «дружат» ли с Дедом Морозом?
- Новый год в Исламе | Слова имама Джалаледдина ас-Суюты
- Что еще почитать
Муфтий рассказал, можно ли мусульманам России праздновать Новый год
Тогда почему мусульмане скептически относятся к Новому году, именно как к празднику? Запрещается ли мусульманам праздновать Новый год, наряжать елку и звать к своим детям Деда Мороза? Можно ли мусульманской семье праздновать Рождество/Новый год, если они новообращенные и их родители — не мусульмане? Почему мусульмане не отмечают Новый год? Отвечая на вопрос, празднует ли Новый год он сам, муфтий ответил, что в его семье наряжают елочку для ребенка.
Можно ли праздновать Новый год мусульманам?
Знайте же, что само по себе отличие от неверующих является целью Законодателя, поскольку неверие подобно болезни сердца, и даже более того, а если сердце больно, то не приносят пользу поступки органов тела. Благочестие же в том, чтобы сердце не уподоблялось неверующим ни в чем, поскольку все, что они делают либо нечестие, либо недостаток. И хвала Аллаху, за то, что Он облагодетельствовал нас исламом, который является лучшим из благ, и матерью всего доброго. Следование за тем, что отменил наш шариат неприемлемо, так как это является следованием за неверующими в том, что они придумали в поклонении или обычаях. Если бы эти обычаи ввели мусульмане, то они считались бы неприемлемыми, а что же говорить тогда о том, что не установил Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а ввели неверующие?!!!
Уподобление мусульман неверующим один из худших грехов. В чем бы ни следовали мусульмане неверующим, будь то поклонение или обычаи, все это нововведение и порицаемое. Аллах восхвалил тех, кто не присутствует на их праздниках и собраниях, и не участвует в них: «Они не присутствуют при лживых разговорах» сура аль-Фуркан, 72. Ибн Сирин сказал: «Это вербное воскресенье».
Ранее мы уже упоминали слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Отличайтесь от многобожников…», а также его слова: «Кто уподобился народу, то он из них». Знай же, что не было во времена праведных предков мусульманина, который участвовал бы вместе с неверующими в чем-либо подобном, а истинный мусульманин это тот, кто идет по пути праведных предков, следуя хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, господина посланников, следуя за теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, шахидами и праведниками, да сделает нас Аллах из их числа по Своей милости. И не следует человеку обращать внимание на большое количество невежд, погрязших в уподоблении неверующим, и на ученых забывших Аллаха, и на их разрешения. Фудайл ибн Ияд сказал: «Следуй путем истины, даже если мало число идущих по нему, и остерегайся пути заблуждения, даже если многочисленны погибающие на нем».
О Аллах, по Твоей милости и щедрости, сделай нас из числа идущих по прямому пути, следующих за хадисами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не делай нас из числа погибших, следующих за путем неверных». Он спросил их: «Что эти дни означают?
На все эти вопросы давно даны ответы. Но ответы разные. Судя по одним, ничего нельзя. Судя по другим, все можно.
Третьи — слишком иносказательны, чтобы понять, как поступить: мол, зависит от намерения. Фото Олега Тихонова «Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период, отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе», — считает, например, известный московский проповедник Шамиль Аляутдинов. Принимая участие в их праздниках, мусульманин будет косвенно подтверждать их неверие и их религию», — таково мнение муфтия Мухаммада ибн Адама аль-Каусари из Великобритании.
Молодой ученый из ЮАР Сухайл Тармахомед рекомендует избегать этого праздника: «Так как новый год по григорианскому календарю не имеет исламского значения, нет причин для его празднования». Правда, иногда в сети можно встретить вопросы, которые поставят в тупик даже знающих людей. Вот некоторые из них: «Если я лягу спать в новогоднюю ночь после 12 часов, это считается, что я встретил Новый год? Особенности в исламских празднованиях К Новому год по исламу принято готовиться заранее, примерно за месяц до торжества. Прежде всего, следят за чистотой дома, доводят ее до совершенства. Ближе к празднику, мусульмане начинают проращивать ростки пшеницы и чечевицы.
А непосредственно за несколько дней, хозяйки активно готовятся к приему гостей, создавая неповторимые угощения. В Новый год в исламе необходимо обязательно посетить мечеть, особенно это касается мужчин, для того, чтобы прочитать молитву и послушать проповедь о пророке Мухаммеде. Священнослужители желают, прежде всего, милости Всевышнего Аллаха, благополучия и добра в доме. Традиции мусульманского празднования видны даже за столом. Молитвами, обращенными к Аллаху, сопровождает начало и окончание трапезы Очень важно, чтобы хозяин дома первый отведал блюда за столом. Следом к приему пищи могут приступать другие члены семьи К Новому год по исламу принято готовиться заранее, примерно за месяц до торжества.
Первые 10 дней Мухаррама называют благословенными. В эти дни молодые стараются сыграть свадьбу, предприниматели — открыть бизнес, решаются важные решения и строятся планы на светлое будущее. Вслед празднованиям наступает мусульманский пост. Предание Пророка Мухаммеда гласит: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов». Верующие целый месяц соблюдают пост, минимум 3 дня в неделю: четверг, пятница и воскресенье. Во время поста действуют серьёзные ограничения.
Верующие отказываются от употребления пищи и воды, веселия, половых связей, купания, курения и даже использования благовоний. Воздерживаются до захода солнца. Соответственно, с наступлением рассвета весь народ должен посвятить все свое время служению Аллаху. Таким образом происходит духовное очищение, в покаянии и богослужению. Лишь с заходом солнца люди могут насладиться житейскими слабостями, при этом имея ряд ограничений, например, среди блюд. Если не хочет — заставить никто не может.
Но даже в этом случае, раз уж он учится в этой школе, вроде бы должен подчиняться ее правилам. Но есть и начальные классы, детские сады. Допустим, в садике в одной группе пятнадцать детей, и они меж собой обсуждают, кому что принес Дед Мороз. Вот эти четырнадцать детей рассказывают, что они получили в подарок, а пятнадцатый говорит: «Мои родители мусульмане, к нам Дед Мороз не приходит». Представьте себе реакцию тех четырнадцати детей. Они хором будут думать — «хорошо, что наши родители не мусульмане».
Во-первых, эти дети мусульман остаются без подарка, обиженными. Они ведь еще не практикуют религию, не поклоняются, идут по светской программе. Это никакой не религиозный праздник. А в душе тех 14 детей это рождает отрицательное мнение об исламе. Тут и учителю неудобно — он тоже будет переживать, что не может отвести класс на праздник в полном составе. Возможно, родители делают это с хорошими намерениями, но мы этим своим непродуманным шагом путаем народную традицию и религию.
Когда не отпускают на праздник, во-первых, и ребенок от обиды плачет. Во-вторых, всем классом дети думают «хорошо, что наши мама и папа не читают намаз». В беседах с противниками новогодних праздников для детей мы стараемся донести, объяснить вот эти тонкости. Конечно, в исламе нет такого образа, как Дед Мороз. Я не говорю, что он нужен, что это хороший образ, но необдуманно запрещая детям новогодний праздник, мы провоцируем отрицательное отношение к исламу. Ведь и среди христиан есть противники этого праздника.
Поэтому это не религиозный праздник, светское развлекательное мероприятие. Пусть дети участвуют, этого не надо бояться, запрещать неправильно. Но у родителей есть право запрещать, их не должны за это осуждать». Хочется напомнить, что Новый год — это не христианский праздник. А дети проживают в одной среде, общаются, учатся, растут вместе. Представьте себе, если русские родители запретят своим детям посетить Курбан-байрам или другие праздники, скажут, что это грех, — как бы мы это восприняли?
Или вот дети на Пасху бегают вместе, дарят друг другу подарки… Наше государство многоконфессионально. Эти запреты отдаляют детей друг от друга, у них может появиться неприязнь, а затем и ненависть. Дети вместе ходят в садик и в школу. За одной партой сидят мальчики и девочки, русские и татары. Мы все происходим от наших прародителей — Адама и Евы.
Судя по другим, все можно.
Третьи — слишком иносказательны, чтобы понять, как поступить: мол, зависит от намерения. Фото Олега Тихонова «Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период, отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе», — считает, например, известный московский проповедник Шамиль Аляутдинов. Принимая участие в их праздниках, мусульманин будет косвенно подтверждать их неверие и их религию», — таково мнение муфтия Мухаммада ибн Адама аль-Каусари из Великобритании.
Молодой ученый из ЮАР Сухайл Тармахомед рекомендует избегать этого праздника: «Так как новый год по григорианскому календарю не имеет исламского значения, нет причин для его празднования». Правда, иногда в сети можно встретить вопросы, которые поставят в тупик даже знающих людей. Вот некоторые из них: «Если я лягу спать в новогоднюю ночь после 12 часов, это считается, что я встретил Новый год? Лучшие дни Анас ибн Малик сподвижник пророка Мухаммада, — прим. Он спросил их: «Что эти дни означают? Они ответили: «Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества».
Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения! Сегодня в разных республиках страны праздничные для мусульман дни объявлены выходными, тысячи людей выходят на праздничные молитвы, идут друг к другу в гости, дарят подарки. Фото Максима Платонова Действительно, у мусульман только два праздника. Отмечаются ли они в России с тем же размахом и энтузиазмом, что и Новый год? Насколько грандиозными и повсеместными выглядят эти праздники для населения? Существуют ли незыблемые традиции празднования, передаваемые из поколения в поколение?
Еще 20 лет назад вряд ли можно было ответить положительно на эти вопросы. Но сегодня в разных республиках страны праздничные для мусульман дни объявлены выходными, тысячи людей выходят на праздничные молитвы, идут друг к другу в гости, дарят подарки. Организуются народные гулянья, проводятся концерты, устраиваются благотворительные акции и распродажи.
Такие вот странные понятия. Коран не велит, но и не запрещает И все же современные мусульмане, особенно те, которые разъехались по миру, просят у своих святых поблажек. Ведь в Коране нет прямого указания о том, что мусульманину запрещено праздновать светские праздники. А Новый год — такой яркий и веселый. Поэтому современные мусульмане и особенно молодые люди часто не хотят следовать указаниям своих предков, и развлекаются в Новый год вместе со всеми. На самом деле Новый год не виноват в том, что верующие люди теряют свое лицо.
Можно отметить праздник вполне достойно, без алкогольных возлияний и оргий, а просто веселиться и дарить добро окружающим. Ведь именно для этого и существует Новый год.
«Если человек верит в Деда Мороза, то больше не может считаться мусульманином»
Но значит ли это, что отмечать Новый Год по российскому или какому-то еще другому календарю (например, новруз, отмечаемый в Иране), а также поздравлять с ним, запрещено? — Я 15 лет в исламе, и 15 лет я и моя семья не отмечаем Новый год. Не все знают, почему мусульмане не отмечают Новый год. Можно, нет никакого канонического запрета на празднование Нового года! В споры на тему, праздновать ли мусульманам Новый год и ставить ли елки для детей, внес ясность руководитель Центра исследований Корана и Сунны муфтий Фарид Салман. Если мусульманин празднует Новый год, понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама.
«Празднование Нового года не противоречит Исламу», — шейх Абдулазиз Мансур
Муфтий заявил, что мусульманам не запрещено отмечать светский Новый год | «Новый год — светский праздник нашей страны, он в календаре многие годы, и мусульмане, радуясь в этот день со всем миром, не изменяют своему мировоззрению и своей вере. |
Муфтий рассказал, можно ли мусульманам отмечать Новый год - МК | Многие Спрашивают, КАК ОТНОСИТЬСЯ МУСУЛЬМАНАМ К НОВОМУ ГОДУ МОЖНО ЛИ ПРАЗДНОВАТЬ ЕГО НАМ, Что об Этом говорит Коран и Хадисы Пророка. |
Ответы : Отмечают ли мусульмане Новый Год и рождество? | Тем не менее было бы интересно почему мусульмане не празднуют новый год, ведь такое ограничение действительно существует. |
«Празднование Нового года не противоречит Исламу», — шейх Абдулазиз Мансур
День хиджры - наступает в разное время года. О правилах, позволяющих мусульманам вместе со всеми праздновать новый год, рассказал председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов. Одна из самых основных причин почему в исламе не справляют «Новый Год» – это из-за их Языческих истоков!вот кусочек из истории:В Европе Ёлку считали священны. Вот вдруг подумала мусульмане ведь на ближнем востоке и других странах не отмечают стандартный новый год, у них он в другой день.
Можно ли мусульманам праздновать Новый Год?
Почему мусульманам нельзя отмечать Новый год 1 января Аутентичные мусульмане не хотят признавать этот праздник, ведь светские гулянья для них являются греховными. Узнайте, когда наступает мусульманский новый год в 2024 г. Ознакомьтесь с особенностями смены года в исламском летоисчислении. Умар ибн аль-Хаттаб поставил перед многобожниками условие, чтобы они не праздновали открыто свои праздники в городах мусульман, и если им запрещено открыто отмечать свои праздники в наших городах, то как же это можно делать мусульманам.
Колдуны, статуи и кровавые жертвы
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Новый год по Хиджре – праздник или нововведение?
- Подпишитесь на нас в социальных сетях:
- Свежие комментарии
- Как отмечать Новый год по мусульманскому календарю в 2024 г. |
Почему нельзя праздновать Новый год мусульманину
«Нового года не будет вам»: за что мусульмане не любят Деда Мороза? Почему мусульмане не празднуют Новый год? Мы узнали у домохозяйки из Чечни, почему в исламе запрещено отмечать Новый год и как в республике празднуют, не нарушая религии. День смены года в исламской традиции не считается праздником, а празднование Нового года в ночь на 1 января по традиции стран Запада не поощряется или же запрещено. Умар ибн аль-Хаттаб поставил перед многобожниками условие, чтобы они не праздновали открыто свои праздники в городах мусульман, и если им запрещено открыто отмечать свои праздники в наших городах, то как же это можно делать мусульманам. Можно ли поздравлять их, праздновать с ними, посещая торжественные церемонии?