Современный СПбГУ также называют преемником Санкт-Петербургского университета, который был основан в 1819 году после реорганизации Главного педагогического института. В наступившем году будет отмечать своё 300-летие старейший и один из самых известных вузов России – Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет основан по распоряжению Петра Великого указом сената в феврале 1724 года вместе с Академией наук. В наступившем году будет отмечать своё 300-летие старейший и один из самых известных вузов России – Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) решил провести редизайн логотипа учебного заведения.
История в лицах
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов. 290 лет со дня основания. 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. 2 июня ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев подписал распоряжение об увольнении доцента Института истории СПбГУ Михаила Белоусова. 8 февраля – 295 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего преемником Академического университета, основанного вместе с Петербургской академией наук Петром I в 1724 году. Санкт-Петербургский университет (Санкт-Петербургский государственный университет, СпбГУ) — одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России, основан в 1819 году.
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки
Так, в месте строительства, вероятно, существовала прибрежная тростниковая заросль: строитель прошел там, и ил прилип к подошве", — рассказала РИА Новости аспирант кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Мария Федорова. Осенью 2019 года археологи обнаружили на пересечении набережной Фонтанки и Вознесенского проспекта остатки Владимирского пассажа Ново-Александровского рынка. Торговый комплекс был построен в середине XIX века и разобран в 1932 году. Летом прошлого года археологи нашли пять берестяных грамот XV века при раскопках на месте пивоваренного завода "Богемия" в Великом Новгороде. Четыре из них представляют собой перечни должников с указанием денежных сумм и местом их проживания.
В случае, если по итогам это проверки не будет выявлено нарушений действующего законодательства, то студенты смогут продолжить обучение за счёт средств федерального бюджета на других факультетах, а преподавателям предложат аналогичные занимаемые им ранее должности. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями Комментарии.
В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы. В ноябре 1819 г. Подали прошения 27 человек. Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Таким образом, студенты должны были слушать по 3-4 двухчасовые лекции ежедневно, кроме воскресенья. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком».
Согласно первой версии, сегодня принятой официально, университет основан 28 января 1724 года как Академический университет вместе с Академией наук по указу Петра I. При Екатерине II университет перестал существовать, на его базе было создано училище. В историографии Российской империи и СССР официальным годом основания университета считался 1819 год, когда Главный педагогический институт был реорганизован в Петербургский университет. В университете существует одна из старейших библиотек России, общий фонд которой составляет более шести тысяч томов научной, научно-популярной, технической, публицистической, документальной, художественной литературы.
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
Мы гордимся этими именами! Еще одна важная традиция - преемственность поколений. Сочетание бережного отношения к научному наследию с постоянным движением вперед, поддержка научных школ и расширение горизонтов познания. Мы были и остаемся классическим университетом, который объединяет традиции с инновациями. Во время посвящения в студенты Николай Кропачев вместе с первокурсниками нарисовал родной вуз. Как вы в СПбГУ уживаетесь с искусственным интеллектом?
Николай Кропачев: Искусственный интеллект, методы машинного обучения и нейросети играют большую роль в жизни современного общества. Здесь, как и почти во всем в нашей жизни, есть свои плюсы и минусы. Сегодня в университете большое количество образовательных программ в области искусственного интеллекта и информационных технологий, ведь такие навыки важны для любого молодого профессионала. Например, в прошлом году одной из самых популярных программ бакалавриата стала "Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект". Буквально в конце прошлого года мы получили серьезный грант на разработку платформы ИИ интернета вещей для высокотехнологичных производств.
У нас в университете очень сильные ИТ-специалисты, которые занимаются, в частности, практическим использованием возможностей искусственного интеллекта, а социологи выясняют социальные последствия взаимодействия "человек - машина - человек". Университет - это место для сильных духом. Для тех, кто готов заниматься любимым делом на благо России. Что думаете об этом? Николай Кропачев: Да, слышал, что до 40 процентов "участия" искусственного интеллекта в дипломной работе где-то разрешили.
С оговоркой, что "надо стремиться, чтобы работа была индивидуальная, самостоятельная". Но какая же она самостоятельная, если на 40 процентов выполнена кем-то. Это определенный вызов, с которым в настоящее время сталкивается не только наша страна - весь мир. Но сколько вызовов мы уже преодолели! Вспомните хотя бы обучение в ковид.
Тогда СПбГУ первым в России стал широко использовать гибридные аудитории и вошел в пятерку лидеров в мире по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera. А каким вызовом были 90-е годы прошлого века, когда в стране вдруг дефицитом оказалась бумага и перестали издаваться новые учебники? Тогда я на лекции говорил студентам: "Ребята, новых учебников пока нет. Они мне: "Как? Это же старое законодательство.
Все изменено! Каждый вызов - это возможность проявить себя. Петр Первый прорубил окно в Европу, которое Европа сейчас старательно закрывает.
Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д. Менделеев и А. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г. Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов. В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Физиологию растений преподавал А. Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф. Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А. Ковалевский и И. Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И. Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения. Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг. В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении. Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г. Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов. До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии. Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И. Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О. По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая. На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы. Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг. Кафедру энциклопедии права в 1863 г. Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г. Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г. Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю. Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К. С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г. Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г.
А сейчас… да, расходятся по другим вузам, уезжают в Москву. Хотя… да, наши реформаторы добились-таки стремления молодежи к международному уровню образования: все чаще выпускники мечтают уехать учиться в Китай. Миллиарды туда, миллиарды — сюда. Инфраструктурные мегапроекты и транспортные супермагистрали. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы». Академик Д. Лихачев, «Письма о добром. Ведь не случайно метит СПбГУ со своим новым кампусом «в Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет и мегакампус в Гуанчжоу», а в статьях, посвященных переезду, мелькает «наш Оксфорд». Вообще-то говоря, Санкт-Петербургский университет — это Санкт-Петербургский университет, вы не находите? Почему бы не учесть свои особенности? Свою историю? Свои традиции? Свои обстоятельства? Свои… Когда несколько факультетов Университета перебрались за Петергоф, конечно, некоторая часть студентов и преподавателей перестала быть его частью. Но в основном туда все равно ездили. Да, с огромным трудом, да, вставая немыслимо рано. Но ездили. Потому что было, ради чего.
Жданова; январь 1989 года — 1991 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет. Университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Кроме того, оба университета получили право иметь свои собственные образовательные стандарты. Они опубликованы на сайте СПбГУ. Теперь ректора назначает Президент РФ. Срок полномочий руководителя вуза ограничен пятью годами. При этом Президент России получил полномочия переназначать на новый срок либо досрочно освобождать ректора от занимаемой должности. Президент РФ также может дважды продлевать полномочия ректора на новый срок по достижении руководителем университета предельного возраста, установленного для этой должности. Устав СПбГУ утверждается правительством.
Разделы статьи
- Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие
- Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
- Предложить новость
- Сообщить об опечатке
Сколько же лет Петербургскому университету?
Менделеев в императорском Санкт-Петербургском университете. Петербурский университет Некрасов. Гоголь в Петербургском университете. Петербургский университет 1834 год. Академия художеств в Санкт-Петербурге 19 век.
Императорская Академия художеств 19 век. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге 19 век. Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге в 19 веке. Музей Санкт Петербургского университета.
Институт физиологии Павлова в Санкт-Петербурге. Физиологический институт Академии наук Павлова. Петербургский педагогический институт 19 век. Музей политехнического института Санкт Петербург.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Петербургский педагогический университет 19 век. Санкт Петербургский университет 19 век Менделеев. Педагогический институт Петербург 19 век.
Политехнический институт Санкт-Петербурга 1902 года. Питер политехнический университет 19 век. Томский Технологический институт 1910 г. Здание 12 коллегий Трезини 1722-1742.
Здание двенадцати коллегий Доменико Трезини. Петербургский практический Технологический институт 1828. Петербургский практический Технологический институт 19 век. Петербургский Технологический институт при Николае 1.
Исторический Факультет ЛГУ. Политическая полиция в первой половине 19 века. Кафедра истории 19 века. Горный институт в Петербурге 19 век.
Санкт-Петербургский педагогический институт 19 век. Главного педагогического института в Петербурге Менделеев. Педагогический институт в котором учился Менделеев. Императорская Академия художеств в Петербурге 1757.
Академия художеств в Петербурге 19 век. Академия художеств в Петербурге 1757 год. Петроградский педагогический институт им. Петербургский главный педагогический институт 19 век.
Педагогический институт Герцена 1917 год. Преподаватели Санкт Петербургского университета 19 век. Профессор Московского Императорского университета 1890. Выпускники Казанского Императорского университета 1906.
Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге Архитектор. Институт Ломоносова в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский государственный университет 19. Петербургский Технологический институт Короленко.
Технологический институт 1828. Введенская гимназия в Петербурге. Петербургская Введенская гимназия блок. Введенская мужская гимназия.
Петербургский главный педагогический институт.
С 1804 г. Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в.
Трезини, - а в 1830 г. Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г. В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г.
Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы. В ноябре 1819 г.
Подали прошения 27 человек. Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г.
В 2024 году пройдет более 30 юбилейных мероприятий. Как отметили выступающие, на сегодняшний день проведена масштабная подготовительная работа, ряд проектов полностью реализован, остальные находятся в работе в соответствии с дорожными картами. К примеру, в честь Санкт-Петербургского государственного университета названа малая планета , в работе проекты по созданию дизайна самолета авиакомпании «Россия». Причем дизайн выбирали сотрудники и студенты вуза с помощью разработанной в СПбГУ системы электронного голосования «Криптовече». Ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал о работе по увековечиванию памяти выдающихся студентов, выпускников и преподавателей университета. Сейчас идет написание портретов для галереи ректоров и создание памятных знаков с изображениями универсантов — нобелевских лауреатов. Новую страницу в своей, теперь уже трехвековой истории, Университет откроет, сохранив все лучшие академические традиции, одновременно став еще более современным и новаторским центром передовой научной мысли.
И наша работа на самом деле только начинается, ведь впереди — многие века развития старейшего и сильнейшего Университета страны», — поделился Николай Кропачев.
Санкт-Петербургский университет был создан 8 февраля 1724 года по указу Петра I. В настоящее время в СПбГУ учатся 27 тыс.
Ранее сообщалось , что Главархив Москвы открыл приуроченную ко Дню науки онлайн-выставку «Учёные России: страницы жизни.
Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие
Интернет-издание "Научный корреспондент". Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.
Санкт-Петербургский университет был создан 8 февраля 1724 года по указу Петра I. В настоящее время в СПбГУ учатся 27 тыс. Ранее сообщалось , что Главархив Москвы открыл приуроченную ко Дню науки онлайн-выставку «Учёные России: страницы жизни.
Стало понятно, что в этом случае мы не получим те свободы, которые хотели получить, и не сможем реализовать все наши чаяния. Поэтому после обсуждения все заинтересованные стороны — в правительстве, в Министерстве образования, в СПбГУ — пришли к выводу, что надо создавать самостоятельный университет.
Сейчас эта позиция на всех уровнях согласована. При реорганизации все бюджетные места, все ставки преподавателей и административного персонала передаются в новый университет. Как и средства на содержание нашего нынешнего здания. То есть нам передается весь комплекс ставок и имущества, который позволит новому университету работать без остановок. Но мы считаем, что создадим новый бренд в России. Под которым будут зарождаться новые факультеты и университеты. Мы воспринимаем себя как локомотив, который пробивает дорогу другим.
Ректор будет избран коллективом и затем назначен учредителем. А я надеюсь войти в попечительский совет. И буду поддерживать новый университет. Уже 10 лет к факультету приписан особняк барона Штиглица, но, как рассказал Кудрин, за все эти годы в СПбГУ не нашлось средств на его ремонт «Потому что у университета объективно есть другие острые проблемы». По словам Кудрина, сейчас, при создании нового университета, будут выделены средства на реконструкцию здания — есть поручение правительства, вопрос уже рассматривают в министерствах финансов и экономического развития. Во дворце Бобринских 4500 кв. Кудрин предполагает, что на реконструкцию особняка Штиглица уйдет три года.
В античности liberal arts — это просто науки. В Средние века существовала система семи свободных искусств — septem artes liberales, которые состояли из тривиума и квадриума. В тривиум входили грамматика, риторика и диалектика, потому что человек должен уметь формулировать свои мысли. А квадриум — это арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Музыка попала в точные науки, поскольку изучала гармонию. Сегодня свободные искусства и науки — это еще и обучение soft skills, гибким навыкам. Именно это и нужно работодателям.
Плюс критическое мышление, плюс умение принимать решения. Свободные искусства и науки — уже не только новые знания. Это формирование способностей генерировать новые идеи, продукты и смыслы. Например, на нашем факультете работает известнейшая в стране программа когнитивных исследований, где изучением возможностей человеческого мозга наравне с нейрофизиологами и биологами занимаются лингвисты. Руководит программой Татьяна Владимировна Черниговская.
Мы будем рассказывать о происходящем в различных областях жизни — политике, экономике, культуре, спорте и так далее. Например, здесь вы сможете узнать о принятых законах, главных изменениях в жизни россиян, всех самых громких происшествиях и предстоящих масштабных событиях. Наша цель — предоставить вам полную и объективную информацию, чтобы вы могли быть в курсе того, что происходит вокруг вас.
Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова
Бывший доцент Санкт-Петербургского государственного университета, историк Олег Соколов, который жестоко расправился с 24-летней аспиранткой Анастасией Ещенко, чувствует себя в колонии, как в санатории. Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». 8 февраля исполняется 300 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки
Санкт-Петербургский университет — первый в России! Тегиспбгу кто основал, сокращение санкт петербургского государственного университета, государственный петербургский университет, как выглядит диплом спбгу, футбольная команда спбгу. Так, в месте строительства, вероятно, существовала прибрежная тростниковая заросль: строитель прошел там, и ил прилип к подошве", — рассказала РИА Новости аспирант кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Мария Федорова. с 1991 года — Санкт-Петербургский государственный университет[15]. Статус Университета. Санкт петербургский государственный университеты институты. Санкт петербургская 33. 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России.
СПбГУ – первый университет страны
Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук. Санкт-Петербургскому государственному университету 8 февраля исполняется 300 лет. с 1991 года — Санкт-Петербургский государственный университет[15]. Статус Университета. Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает). Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших университетов России, один из крупнейших и ведущих классических университетов.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г. Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г.
Тираж марок ограничен, но большая его часть останется в коллекции Санкт-Петербургского госуниверситета. Елена Чернова, первый проректор СПбГУ: «Уникален университет, уникальны люди, которые здесь работают практически живут свою жизнь , уникальны студенты. Они лучшие, мы это уже проверяли и тестировали.
Поэтому уникальность марки для нас очевидна.
Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств.
С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г.
Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса.
А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика.
И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы.
Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М.
Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М.
Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых.
Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «.
Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией.
В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г.
По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с.
Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы.
Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С.
В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий.
Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств.
С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров.
Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых.
Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М.
Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К.
Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы.
Россия гордится именами Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Александра Попова, Ивана Павлова, Льва Гумилёва и многих других великих учёных, первооткрывателей, государственных и общественных деятелей, поэтов и писателей, деятелей культуры», — заявил Беглов. Санкт-Петербургский университет был создан 8 февраля 1724 года по указу Петра I. В настоящее время в СПбГУ учатся 27 тыс.
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда
Санкт-Петербургский университет (Санкт-Петербургский государственный университет, СпбГУ) — одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России, основан в 1819 году. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнится 300 лет. photo. Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает).