Формирование функциональной грамотности учащихся по географии. это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике.
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии
Особенности преподавания географии в соответствии с ФГОС ООО География — учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Построение содержания учебного курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» 5-7 классы у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательнообучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная образовательная цель курса — формирование географического образа России и образа «малой Родины». Это достигается путем усвоения знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения, хозяйства, территориальных различий, через формирование «образа места».
Изучение учебного предмета «География» в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и обеспечивать адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Личностные результаты сформулированы по направлениям воспитательной работы: патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и ценности научного познания.
Метапредметные результаты более конкретизированы. Их достижение заключается в освоении обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также в способности их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовности к решению практических задач. В примерной рабочей программе основного общего образования по географии приводятся более подробные перечни познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, которые правильнее было бы характеризовать уже не столько как «учебные» и связанные с «умением учиться», сколько как общекультурные и практически значимые для эффективного участия в таких профессионально значимых областях и практиках, как управление, деловые коммуникации, исследовательская и проектная деятельность. Таким образом, все умения, составляющие требования обновленного ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования разделяются на три большие группы: использовать знания для решения для решения учебно-познавательных и практических задач; находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач; интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.
Федеральным институтом педагогических измерений на основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования составлен «Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, предназначенном для разработки измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования по географии», который состоит из двух разделов: «Перечень распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии»; «Перечень распределённых по классам проверяемых элементов содержания по географии». Наличие Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы говорит о том, что будет производиться оценка достижений планируемых результатов на уровне всей страны, то есть на основе требований к планируемым результатам личностным, метапредметным, предметным будут проводиться всероссийские тематические и итоговые проверочные работы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Предполагается возможность оценить результаты по предмету на уровне всей страны. Следовательно, нельзя менять содержание предмета и темы между годами обучения.
Рекомендации по составлению рабочих программ по географии Рабочие программы по учебному предмету «География» должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29. Рабочая программа — документ образовательной организации, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, а также требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования. Примерные рабочие программы соответствуют требованиям обновлённого ФГОС ООО и обеспечивают: равный доступ к качественному образованию; единые требования к условиям организации образовательного процесса; единые подходы к оценке образовательных результатов.
Найти ошибку в текстеТекст. В саваннах Африки. Среди густой травянистой растительности возвышаютсябаобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поискахводоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можновстретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная гориллапривела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов иносорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей.
Лисичкафенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетелстрашный самум, несущий смерть всему живому». На развитие внимания предлагаю задания1. Продолжите предложенный текст. Задайте вопросы по данному тексту. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. На развитие мировоззрения можно использовать задания:1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности,описываемых данным свойством, явлением и т.
Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученногоматериала. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которыхгорит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья?
Интерес к выполнению задания был вызван тем, что оно составлено на основе событий произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Лариса Арнольдовна Повх рассказала об истории создания этой уникальной реконструкции; о возможностях использования экспонатов избы в урочной и внеурочной деятельности в целях изучения краеведческого компонента и воспитания любви к истории Малой Родины. Злобина Елена Ивановна представила карту путешествий, которая расписана на стене в рекреации школы.
Использование этого экспоната тоже возможно для изучения краеведческого материала, проведения занятий во внеурочной деятельности. А 19 ноября 2023 г.
Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году — 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 — по математическим, 19-30 — по читательским.
Для наглядности приводим графики из доклада Института стратегии развития образования РАО 2018 г. Начальная школа Основная школа Как география формирует функциональную грамотность Согласно утвержденной модели 2018 года, универсальные знания, которые проверяются мониторингом PISA, выстраиваются на основе читательской грамотности и взаимосвязи вокруг нее математической и естественно-научной грамотности, глобальных компетенций. Все эти составляющие включаются в современные курсы географии. Например, в учебниках нашей корпорации большое внимание уделяется развитию читательских умений — то есть обработке текста, поиска в нем информации, ее интерпретации и осмыслению, работе с разными формами подачи материала в том числе с таблицами. Для развития нужных способностей на уроках географии эксперты рекомендуют ознакомиться с результатами Национального исследования качества географического образования за 2018 год. Используйте готовые материалы КИМ как примеры заданий для построения собственного мониторинга: задания 26-28 предполагают анализ текста, а 16-17 — данных из таблицы.
Так оценка функциональной грамотности влияет на повышение качества школьного географического преподавания: направляет его в сторону разносторонности и практикоориентированности.
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
МО «Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках географии». | Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов. |
Функциональная грамотность на уроке географии | Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. |
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии | | Похожие статьи. |
: «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии» | Основные способы формирования функциональной грамотности на. уроках географии. |
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы: 1 «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например: укажите материки западного и восточного полушарий; расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например: акула - Сахалин нос носорога - полуостров Сомали Африка сапожок - Апеннинский полуостров и т. Данные задания выполняются без использования атласов. Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы: преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм решение различных географических задач работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели. Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности: 1 географический диктант по терминам 5-11 классы. В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина.
При работе с географической картой эффективнее всего будут задания: - на определение географического объекта по его координатам и обратная; — нахождение географических координат объекта - задание, требующее владения приемом наложения карт - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты. Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру. Литература: С. Куликова, Н. Формирование функциональной грамотности учащихся: образовательные практики реализации концепции географического образования в РФ Материалы Всеросс. Колечкин Сборник задач и упражнений по географии. Воронеж, 1998.
Но опять же может возникнуть проблема — человек прочитал, а смысл не уловил. И когда он пытается донести информацию — получается, что он просто произносит текст — без понимания. Именно с этой проблемой часто можно столкнуться в школе в рамках уроков географии. Школу постоянно упрекают — она учит всему, кроме жизни. Проблема, в первую очередь, в качестве написания учебников. А вторая проблема — в отсутствии желания учителя заинтересовывать детей своим предметом. Как правило, уроки сводятся к чтению текста и написанию конспекта параграфа или показыванию видеороликов без каких-либо комментариев и дополнений.
Да и в учебниках географии бывает так, что текст даётся очень поверхностно и «рвано». Например, в рамках темы «Природные зоны», к одной дают показатели температуры, к другой — осадки, к третьей — животных, к четвёртой — растения. Как можно при этом сформировать понимание, что общего и в чем же черты отличия каждой из природных зон? Как можно углубиться в материал, составить целостную картину и придать практичность представленной информации? Как результат — отсутствие возможности анализа, а значит — невозможность развития функциональной грамотности. Давайте опустим общие моменты, связанные с понятием, разновидностями функциональной грамотности и способами её формирования их можно легко найти в интернете , и перейдём непосредственно к примерам разноплановых практических вариаций, которые можно использовать на уроках географии. На примере собственной практики, в старших классах, я предлагаю актуальные, реальные вопросы и возможность найти разумные варианты их решения.
Спрашиваю: «Как исправить ситуацию? И пока не начнёшь задавать наводящие вопросы, ничего с места не сдвинется: «С чего вдруг государство должно вам давать деньги на это? Нет глубины мышления... Например, часто слышишь возмущения в магазине или на рынке: «Это стоит дорого». Но мало кто задумывается, что, прежде чем попасть на прилавок, товар проходит через огромное количество этапов, за которые, в конечном счете, платит потребитель. И начинается поиск «корней»: сначала добывают или выращивают сырье а это и время, и человеческие ресурсы, что подразумевает финансовые затраты , потом перерабатывают… и так выстраивается вся цепочка из пункта А в пункт Б. При этом обязательно нужно дополнять, что потребители переплачивают и за бренд.
Не задумываются и о том, что в магазине, например, не «от балды» раскладывают продукты питания. Задаю вопрос: «Какой продукт мы покупаем почти каждый день в магазине?
Слайд 10 Работа с дискретным текстом От лат. Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Слайд 11 Моделирования новых карт Слайд 12 Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144
Изменяется инструментарий оценки. Во многих странах, в том числе в России, вводятся компьютерные тесты и симуляции, оценки стратегии поведения. Изменяется подход к учету результатов. Зарубежные и отечественные эксперты склоняются к тому, что результаты должны представляться как комплексные профили с распределением достижений в общей структуре. Разрабатываются разноуровневые рекомендации для учеников. В мире взят курс на дифференциацию и индивидуализацию с учетом уровня подготовки детей, их особенностей, окружающих условий. В российской системе оценивания качества обучения сложился целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация ЕГЭ, ОГЭ , выборочные исследования международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей , школьное оценивание ВПР. Поскольку улучшение преподавания ориентировано на интернациональные критерии, рассмотрим важные цифры.
Сборник заданий и упражнений по географии. Рабочая тетрадь. Пособия содержат систему заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий УУД у школьников Задания и упражнения группируются по тематическому признаку и сопровождаются подробными теоретическими памятками.
Были проанализированы подходы к оценке уровня сформированности функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации по географии. Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю.
Обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся» Обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся» 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся». На семинаре выступили: Эртель Анна Борисовна — почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного федерального университета, автор пособий издательства «Легион» по географии.
Опубликовано: 10. Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности.
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. Мероприятие из раздела Вебинары 01.04.2024 – Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта.
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию | Слайд 1Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ №3 Горбунова Екатерина. |
Функциональная грамотность на уроках географии | Формирование элементов функциональной грамотности при подготовке к ГИА и ВПР на уроках географии в основной школе. |
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию | -В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу с текстом учебника, картой и статистикой. |
Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности
Слайд 1Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ №3 Горбунова Екатерина. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии в условиях модернизации системы образования. Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Функциональная грамотность на уроках географии
Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся. В соответствии с планом работы РМО учителей географии на базе МБОУ Дзержинская средняя школа №1 15 декабря 2022 года состоялось очередное заседание по теме «Особенности формирования функциональной грамотности на уроках географии». вот единственный курс учительской жизни". Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. Формирование функциональной грамотности на уроках географии.
Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность на уроках географии | В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность. |
Формирование функциональной грамотности на уроках географии - презентация онлайн | это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. |
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии | | Слайд 1Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ №3 Горбунова Екатерина. |
Функциональная грамотность на уроке географии
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. Рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности на уроках географии Ключевые слова.