Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов отмечает, что ситуация на мировом рынке угля для российских экспортеров начала стабилизироваться. Доля российского энергетического угля в импорте этой страны выросла с 48% в 2022 году до 70% в 2023 году. Экспорт энергетического угля из России практически перестал быть рентабельным из-за глобального снижения цен на сырье. Причиной стало удешевление другого топлива. Внутренние цены на коксующиеся марки угля выросли на 22% год к году, на энергетические — упали на 10%. По данным LSEG, эталонный сорт индонезийского энергетического угля с теплотой сгорания 4200 килокалорий на килограмм (ккал/г) в 2023 году стоил в среднем около 65 долларов за тонну.
Fitch повысило прогнозы цен на энергетический уголь, снизило оценки для металлов
Угольная промышленность: тематические новости металлургии. Запасы угля на складах и в бункерах оцениваются на 1 февраля на 21 млн тонн, что на 0,1 млн тонн меньше год к году. Цены на энергетический уголь снижаются в моменте на фоне теплой погоды в Европе, которая и спровоцировала рост цен на него, когда спотовые цены на угли энергетических марок. Стоимость энергетического угля марки «Д» экспортного качества (6000–6500 ккал/кг) в Кузбассе составляет 5150 рублей за тонну, а менее калорийного, предназначенного для внутреннего. Поэтому до конца холодного сезона цена на энергетический уголь должна остаться на уровне выше 100 долларов за тонну, а коксующегося – под 200 долларов, прогнозирует Алексей.
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
В них есть возможность открытой добычи угля. Канско-Ачинский бассейн обладает углями уступающими по качеству Кузнецким в основном, бурыми, марка 2Б. Это приводит к двум последствиям: 1. За низким качеством следуют проблемы в эксплуатации: в процессе сжигания в топке происходит процесс шлакообразования, снижается КПД котла, обслуживание усложняется, чем для углей более высоких марок. Более того, повышается количество летучих веществ со всеми вытекающими последствиями, вроде необходимости дымоходной трубы повыше и очистных фильтров посильнее. Такие угли невозможно транспортировать на дальние расстояния. Все это приводит к тому, что уголь Канско-Ачинских месторождений гораздо целесообразнее использовать для местных нужд: снижается цена транспортировки, ввиду чего компенсируются затраты связанные с эксплуатацией. На канско-ачинских углях работают теплоэлектростанции региона. Однако, частично уголь и экспортируется в западные регионы страны в частности, на этих углях работает Рязанская ГРЭС. Кузбасс же радует качеством.
Достаточно высокая теплота сгорания, малая зольность шлакообразование и влажность содержание влаги в топливе по понятным причинам нежелательно: в процессе сгорания часть энергии расходуется на испарение, повышается коррозийность. Благодаря своим качествам кузбасские угли идут главным образом на коксование продуктом которого является топливо без которого немыслима металлургия и экспорт главным образом в Китай с огромной долей угольной генерации. Угли Сибири все-таки более-менее возможно и иногда даже целесообразно транспортировать в Европейскую часть. Что касается месторождений еще восточнее, то для энергоснабжения европейской части России они нецелесообразны вовсе. Однако, их значение становится важным при условии, если заявления политиков о развитии удаленных районов, увеличении там промышленности, станут явью. В частности, в Якутии расположено крупнейшее месторождение коксующегося угля: Эльгинское месторождение. Интересным пунктом идет вопрос газификации: при переработке угля можно выделить синтез-газ, который можно использовать в качестве топлива на газовых турбинах. Помимо прочего, за счет очистки снижается процент выбросов продуктов неполного сгорания. Однако процесс газификации достаточно затратен.
Маловероятно, что уголь с переработкой не потеряет своей привлекательности. Конечно, за счет эффекта масштаба при переработке можно снизить затраты на переработку, но важно помнить, что он же применим и к неугольной энергетике. По этим причинам газификация угля не занимает сейчас в теплоэнергетике лидирующее положение. Еще одним способом повышения эффективности может быть работа паровых турбин на паре с закритическими параметрами. Основная проблема кроется в выборе конструкционных материалов.
Конечным пунктом назначения обоих грузов указана Польша. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов полагает, что практика закупки российского угля европейскими компаниями может продолжаться, тем более что российский уголь приобретается с дисконтом, а перепродается по рыночной цене. То есть отклонение вниз контрактных наших цен, которые угольщики заключают, — они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем по рыночным ценам. И ничего — и оказывается, что это рентабельно и вполне допустимо», — говорил на экспортном форуме «Сделано в России» Андрей Белоусов.
В декларациях указаны конечными точками страны ЕС и, видимо, к грузу были и другие накладные, которые формально направляют его не в Европу, а в другую страну, продолжает эксперт. Потеря европейского рынка заставила искать новых покупателей в основном в Азии и это сказалось на рентабельности продаж, отмечает Максим Худалов. Европейцы же покупают практически по рыночной цене.
Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта. Спрос на металлургический уголь в ряде стран Азии продолжает расти, особенно в Индии, где стремительная урбанизация создает дополнительный спрос на сталь в строительстве и на транспорте. Везти уголь через юг — по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай — зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток. Руководитель экспертного совета, директор ИРТТЭК Сергей Воробьев отмечает, что перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать также через призму государственных интересов. Мультимодальный международный транспортный коридор «Север — Юг» имеет протяженность 7200 км и свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры.
По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в прошлом году поручил Минэнерго подготовить и направить предложения по расширению маршрутов экспорта угля. Сейчас перевалку угля в АЧБ в основном осуществляет порт Тамань, небольшие объемы есть у порта Новороссийск и еще меньше — у порта Туапсе 0,3 млн тонн в год.
Ключевой риск — иностранная юрисдикция материнской компании Evraz, из-за чего «Распадская» приостановила выплату дивидендов. Компания объединяет более двух десятков предприятий не только по добыче угля, но и по производству стали, проката и энергии, создавая единую цепочку производства, дистрибуции и потребления продукции. Главная тревога «Мечела» — долговая нагрузка. В 2022 году предприятия «Мечела» получили 250 новых единиц техники и оборудования, что позволит нарастить выработку. Но в 2022 году компания не стала перечислять дивиденды акционерам из-за нестабильной ситуации на рынке, а сумма чистых активов по итогам минувшего года снизилась, что уменьшает вероятность дивидендов. Денежный поток компании в 2023 году в большей мере будет зависеть от конъюнктуры на мировых рынках угля.
Есть ли будущее у рынка угля и что будет на него влиять Коксующийся уголь выступает основным топливом для производства стали, поэтому надежды на рост котировок связаны с восстановлением сталелитейной промышленности в КНР после постепенного снятия коронавирусных ограничений. Ключевой вопрос здесь — сможет ли Китай сохранить темпы восстановления сталелитейного сектора, поскольку за вычетом Поднебесной производство металла растет только в Индии.
Российские компании стали продавать уголь за границу с меньшими скидками
Все права защищены. Читайте в ленте последние события, тренды, исследования, мероприятия, рейтинги, истории успеха и лучшие книги про Уголь.
Выйти из тени Россия реализует на экспорт два вида угля — энергетический, используемый для выработки электроэнергии и тепла, и металлургический коксующийся , являющийся главным компонентом сталелитейного производства, а также применяющийся при производстве других металлов, включая алюминий и медь. Несмотря на то, что на долю высококачественного металлургического приходится лишь четверть совокупной добычи угля, и, соответственно, объемы экспорта не столь велики, доходы от его продажи значительно превышают поступления от сбыта энергетических марок за счет более высокой — в несколько раз — цены. Экспорт дорогого металлургического угля позволяет производителям компенсировать выпадающие от продажи менее выгодного энергетического доходы. Однако часто они предпочитают использовать теневые схемы сбыта, продавая коксующийся уголь под видом более дешевого каменного и бурого «серым» трейдерам и тем самым занижая выручку, а после его реализации на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяя и выводя в офшоры сверхприбыли.
Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто.
Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта.
Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он.
Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра. В настоящее время активно исследуется роль трейдеров сырьевыми товарами в повышении рисков незаконных финансовых потоков в условиях отказа части банков от финансирования этих отраслей и замены их трейдерами», — рассказала она.
Руководитель Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает, что с точки зрения логистики необходимо убрать экономические стимулы для перевозки коксующегося угля под видом энергетического. Правда, в этом случае важно понять, что важнее: борьба с серыми трейдерами или конкурентоспособность российского угля на мировом рынке. А можно принять управленческие решения. Например, убрать возможности перевозки одного угля под видом другого через совершенствование Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ. В этом же направлении могут действовать введенные из-за ограничения провозной и пропускной способности Восточного полигона Временные правила иерархии перевозок на Восточном полигоне. Так, приоритет коксующегося угля выше, чем энергетического. Поэтому это уменьшает желание перевозить больше энергетического угля под видом коксующегося.
Сегодня активная борьба с теневым рынком добычи и торговли углем ведется в некоторых странах — Россия могла бы соответствовать их примерам. В этом смысле, по мнению Леонида Хазанова, больших успехов достиг Китай, власти которого за счет жестких мер свели деятельность «серых» угольных разрезов и карьеров и связанных с ними посреднических компаний до минимума, говорит он. Татьяна Кулакова тоже указала на повышенное внимание со стороны финансовых органов, выявляющих уклонение от уплаты налогов, на рынке угля в ведущих странах-экспортерах. Схема была такой: энергетический уголь высокого качества на специальных складах заменяли углем низкого качества. Затем высококачественный уголь экспортировали, а низкокачественный отправляли на собственные электростанции, — рассказала она. В качестве рекомендации исследователи предлагают использовать механизм автоматического обмена информацией AEOI для минимизации неправильного выставления счетов и практики трансфертного ценообразования.
В качестве основных поставщиков металлургического угля Индия рассматривает помимо России Австралию и Индонезию. Красноярский край. Добыча угля на Бородинском разрезе имени М. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал В поисках оптимального маршрута Но возникает вопрос: как успеть укрепить свои позиции в странах АТР, то есть какой путь наиболее короткий? Ответ, казалось бы, очевиден: порты Дальнего Востока, которые традиционно аккумулировали основные транспортные потоки в страны Азии. Но все не так просто. С ограничением в прошлом году поставок товаров в Европу экспортеры почти всех отраслей были вынуждены искать новые рынки сбыта и находят их в основном в Азии. Эти и другие угольные потоки устремились по БАМу и Транссибу к портам Дальнего Востока, равно как и эшелоны с другими экспортными товарами. Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта.
В 2024 году экспорт российского угля может сократиться
Читайте самые свежие новости и статьи о событиях на тему Уголь во всем мире на сайте LinDeal! | — Россия останавливает поставки энергетического угля на Украину, объяснив это необходимостью обеспечить потребителей внутри страны. Экспорт угля мы планируем удержать на прошлогоднем уровне, хотя уже сейчас, на фоне снижения мировых цен, эксперты выражают сомнения, что это получится сделать. Несмотря рост собственной добычи угля до рекордного уровня, китайские энергетические компании вынуждены закупать уголь за рубежом в период пикового спроса на электроэнергию.
Что ждет «Мечел» и «Распадскую» на фоне роста цен на уголь
В итоге средние цены на энергетический уголь, отправляемый из восточных портов России, оказались выше, чем предлагает Австралия (104.8 доллара за тонну против 97.75 доллара). Внутренние цены на коксующиеся марки угля выросли на 22% год к году, на энергетические — упали на 10%. #Уголь_новости Китай сократил импорт российского угля в январе-феврале на 22%. Актуальные новости о производстве, продаже и поставках угля, в том числе в контексте международных торговых отношений, — на сайте RT.
10Cric casino - Login to Live Casino and sports betting
Причинами падения были увеличение внутренней добычи в странах-импортерах, накопленные из-за теплой зимы запасы угля, а также рост предложения сжиженного природного газа СПГ на рынке ЕС. В частности, производство угля в Китае в январе — июне 2023 г. В середине июня цены достигли минимумов 2023 г. В обзоре ЦЦИ отмечается, что в результате в июне внутренний рынок угля в Сибири оказался премиальнее экспортного.
В Сибири энергоуголь в 2 и более раза дешевле, чем за рубежом, но с учетом затрат на логистику доходность внутрироссийских поставок сравнялась и даже превысила доходность экспорта. Похожая картина наблюдалась и на Дальнем Востоке. Читайте также:География поставок российского угля изменится к 2030 году Уже в июле экспортные цены на энергоуголь перешли к росту на фоне роста спроса в Китае, а также ввиду усиления проверок безопасности на угольных предприятиях КНР из-за ряда ЧП в течение года.
Причём аналогичные настроения преобладают и в бизнес-среде: по результатам опросов предпринимателей, текущая ситуация стала самой тяжёлой с лета 2020 года, когда страна переживала последствия COVID-19. По мнению аналитиков, ФРГ «увязла в рецессии», а ответственность за это лежит на Федеральном правительстве. В частности, отправной точкой нынешних трудностей эксперты считают санкционную политику Берлина в отношении Москвы. Микрофон на мгновение перестал работать в момент, когда Путин говорил о готовности Москвы идти навстречу друзьям из Астаны.
Европа, скорее всего, сожжет около 60 млн тонн в 2023 году, хотя и меньше, чем 84 млн тонн в прошлом году, сказала Патель. По ее словам, большая часть дополнительных объемов будет поступать из Южной Африки, а другими ключевыми поставщиками будут США и Колумбия.
Экспортные цены из Колумбии, Южной Африки, Мозамбика и России находятся примерно посередине между индонезийскими и австралийскими ценами, подчеркивая, что Индонезия имеет устойчивое ценовое преимущество по сравнению с аналогами из-за более низкого качества индонезийского угля по сравнению с другими сортами.
Индонезия также имеет значительное преимущество в стоимости фрахта для крупнейших потребителей угля Китая и Индии, что делает ее популярным поставщиком для чувствительных к затратам импортеров во всей Азии. По данным Shanghai Shipping Exchange, стоимость перевозки тонны угля из Индонезии в Китай в настоящее время составляет около 8—10 долларов США по сравнению с 14—15 долларами за тонну рейса из Австралии в Китай. Время в пути из Индонезии до крупных центров импорта угля в Китае и Индии также примерно вдвое меньше, чем из Австралии, что дает индонезийским экспортерам преимущество в заключении спотовых сделок на срочные грузы. Такое сочетание близости и низкой цены, похоже, позволит Индонезии оставаться лидером экспорта угля в оставшуюся часть года, когда потребление угля имеет тенденцию достигать пика в северном полушарии.