Новости что такое святая вода

Религия - 18 января 2024 - Новости Архангельска -

Ученые объяснили свойства святой Крещенской воды: для чего и как используют

Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа Ин 12:3 , а Его тайные ученики — всё тело Учителя при погребении Ин 19:39—40. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но всё тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, — «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные весельчаки, предававшиеся на святках хорошо известным «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.

В авторитетном богослужебно-практическом руководстве первое издание, 1892 г. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою — значит требовать2 от Бога чуда [!!! Это здравое в богословском аспекте суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных людей в ледяную воду.

Зимние утехи «моржей» не имеют к празднику Святого Богоявления никакого отношения. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Посад, 1900; Дмитриевский А.

Богоявленская и крещенская вода — это одно и то же. В первый день, как правило, народу много. Поэтому лучше заранее узнать, сколько дней будет раздаваться святая вода и прийти за ней попозже, когда людей будет меньше.

Особенно это актуально в нынешние дни во время пандемии коронавируса, когда нужно соблюдать дистанцию. Не стоит скандалить и шуметь в очереди за водой, иначе все ваши старания окажутся напрасными — от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Как и где хранить святую воду Совершенно не обязательно полностью наполнять водой свои ёмкости, можно дома в святую воду добавить простой. При соединении со святой водой простая вода также освящается. Поэтому и в церкви в ёмкости с освящённой водой постоянно добавляется вода из крана. Приходить за водой желательно с бидонами или пластиковыми бутылками, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается.

Не нужно использовать бутылки из-под ароматизированных напитков. Этикетки с бутылок необходимо удалить, после чего желательно в храме приобрести специальные наклейки, на которых написано «Святая вода». Это нужно для того, чтобы ёмкость со святой водой не спутать с обычной.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской Крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет. Как было впервые совершено освящение воды Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды. Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.

Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» Прем. Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» Быт.

Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых. Но это не значит, что человечество было лишено святой воды.

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника. Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» Чис. Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека.

Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды. Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.

Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа. Почему вода освящается в особых сосудах Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение.

Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше - потиру в переводе с греческого - сосуд для питья и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке. Как происходит чин великого водоосвящения Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу... Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья.

При богослужениях и в церквях часто применяется святая вода. Кто-то использует ее и в быту для освящения помещений и предметов, людей и животных, запасая ее а Крещение впрок. В течение всего следующего года святая вода, как правило, не плесневеет и не подвергается замутнению. Почему святая вода — святая? Такие качества вода приобретает после освящения.

Существуют природные источники воды, которые являются святыми. Обычно к ним верующие совершают паломничество. Ученые, которые проводили исследования данной жидкости, определили, что она отличается от обычной воды биоэнергетическими и электромагнитными показателями. Некоторые люди поясняют «святость» такой воды огромным содержанием в ней серебра. Серебро убивает болезнетворные микробы и дезинфицирует.

По этой причине вода не портится на протяжении всего года. Все же такая версия подвержена критике, в связи с тем, что в отдельных церквях на Крещение освящают воду и без применения серебра. Ответ на данный вопрос, вероятно, кроется в молекулярной структуре освященной воды, она отличается от обычной.

Чем крещенская святая вода отличается от обычной святой воды

Стало ясно, что святая вода действительно является чудом, природу которого еще придется долго изучать. Святая вода по всем физическим свойствам не отличается от обычной, что подтверждается многочисленными исследованиями. О том, что такое крещенская вода, когда ее набирать и как правильно, сколько и где хранить святую воду, вы узнаете из нашей статьи. Я помолился, святой водой окропил здание, молитву произнес, и в итоге, все у них там наладилось.

«Лучше говорить об освящении ванны с шампанским»: 10 наивных вопросов священникам о святой воде

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Бутылки объемом около 1 л. Считается, что даже небольшое количество святой воды обладает большой силой. Отключение воды. Сколько хранят воду Считается, что освященная вода, в отличие от обычной, долго не портится. Святая вода может десятилетиями и при этом сохранять свежесть. Поэтому прошлогоднюю крещенскую воду можно пить, поливать растения ею растения и умываться. Однако святую воду нельзя выливать в раковину или выплескивать в форточку.

Обычно у верующих она долго не хранится: ведь ее можно употреблять внутрь, умываться ею и окроплять жилье.

Водосвятная неразбериха конца XVII — начала XIX не только не внесла ясности, но и послужила появлениям разных частных мнений и поверий. Так, например, некоторые высказывают мнение, что «богоявленская» и «крещенская» воды имеют разную силу. По одной версии, богоявленская вода более благодатна потому, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день — в открытом водоеме. В первом случае вода считается как бы более «концентрированной», а во втором — «разбавленной». Некоторые прихожане даже требуют, чтобы при раздаче воды им черпали из того места, куда опускался крест. По другой версии, богоявленская вода сильнее потому, что ее раздают в храме сразу после освящения, а крещенская хранится в церкви целый год, разбавляется и «теряет» силу.

Освящение воды «на иордани». Румыния Сегодня подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями, поскольку читается одно и то же чинопоследование. Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в авторитетнейшем многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя» повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами: Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца ныне осталось только водоосвящение 1 августа [ 3 ]. Таким образом ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз.

Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Справедливости ради отметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции и совершают освящение воды единожды — в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви. О причащении приобщении Богоявленской водой О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой Агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию Св. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: «Точию агиасму да пиет». То есть вместо причастия на время епитимии кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл.

Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия Тела и Крови Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения от причастия они получали в качестве духовного утешения святую Богоявленскую воду. При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе — через причастие святых Таин. Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст.

Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников XII—XVI веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп.

В районе 19 января вода действительно становится структурированной. Но, не только… Структурированной вода также становится после таяния льда и… не удивляйтесь каждые 27 дней, после точки зимнего солнцестояния, начиная с 22 декабря, когда в северном полушарии Солнце начинает свой путь к лету, а визуально — к северному полюсу Земли. И начиная с 22 декабря, каждые 27 дней вода, под влиянием солнечной радиации с особыми астрофизическими свойствами, становится структурированной. Теперь считаем… В годовом солнечном цикле, первая структурированная вода появляется 21-22-23 декабря, в зависимости от года, но точно, как только Солнце зашло в 1-й градус Козерога. Плюс 27 дней — получаем 18-19-20 января, потом 13-14-15 февраля, и так далее, до наступления следующей точки зимнего солнцестояния.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Был известен обычай собирать ночью со стогов в поле и с крыш дворовых строений «крещенский снег»: его топили и использовали для отбеливания холстов и для лечения. Собирали также в полночь крещенский снег. Считалось, что вытаянная из него вода может лечить судороги, головокружение, онемение в ногах и другие недуги, а вылитая в колодец делает его неиссякаемым в продолжение целого лета, даже если летом не выпадет ни единой капли дождя. Неслучайно в народной магии использовали Стихию Воды как «чистую стихию», которая помогала в излечении, помогала гадать на Будущее и повышать «славутность» привлекательность девушек и женщин. Что касается «святой» то есть «чистой» воды, то рассказываем о том, что она бывает не раз в году, и святой считается не только та, которую христианские священники крестили в проруби. Что такое святая вода? Мы уж знаем, друзья, что древнеславянское слово «святой» означает «чистый», потому речь здесь пойдёт о святой чистой воде, которую наш народ использовал в многочисленных случаях.

Потом хранят в темном месте, лучше если это будет недалеко от икон. Ежедневно по чуть-чуть пьют по утрам после молитвы. Она не портится у таких людей в течении всего года, ее пьют и укрепляются духовно и телесно», — сказал батюшка. Святую воду надо выпивать за год или раньше, и затем снова идти и набирать в Крещение.

Выливать ее в канализацию или в землю нельзя, можно только в не попираемое ногами место, например, в цветочный горшок или реку. Пить освященную воду, подчеркивает священник, разрешается только людям. Нельзя поить церковной святыней домашних кошек, собак и любых других животных. Святую воду также запрещено брать для гаданий и ритуалов. Православная церковь называет любую ворожбу язычеством, а обращения к экстрасенсам — грехом.

Церковь освящает предметы, которыми мы пользуемся, еду, воду, чтобы через них благодать Святого Духа содействовала самому человеку. Обычай освящать воду очень древний. Свое начало он берет в евангельских событиях: возмущение Ангелом воды в Овчей купели, после чего вода приобретала исцеляющую силу, и Крещение Самого Господа в водах Иордана. В воспоминание этих событий в Православной Церкви установлено два водоосвящения — малое и великое.

Малое освящение, во время которого читается евангельский отрывок о чуде в Овчей купели, может совершаться ежедневно, благодаря чему в храмах всегда имеются запасы святой воды. Поэтому набрать святую воду верующие могут в любой день, зайдя в православный храм. Одного малого не хватило? Чин великого освящения совершается всего два раза в год: в сочельник Крещения Господня и в сам праздник, т. Этот чин более торжественен по сравнению с малым освящением: весь его строй напоминает о Крещении Иисуса Христа. Крещенская вода называется Великой агиасмой, т.

Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет, остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Как освящают воду на молебне, заказанном верующими? Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». При этом иерей кадит крестообразно воду. После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.

По окончании произносится прокимен и читается Апостол Евр. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Затем читается Евангелие Ин. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» трижды и «Твоих даров…». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами.

Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» Пс.

Крещенская вода: как ее набрать, хранить и использовать

Святая вода из-под крана на крещение — правда или миф? Эти примеры демонстрируют, что перед употреблением святой воды крайне важно убедиться в ее безопасности и пригодности для питья. Святая вода не тухнет, долгие годы остается свежей, не меняется ее цвет, вкус и запах. Как уже говорилось немного выше, святая вода является церковной святыней, поэтому использовать ее надо только для избавления от физических или духовных проблем.

Крещение–2022: как правильно обращаться со святой водой

«И если обычная вода дала жизнь биологическую, смертную, то святая вода дает жизнь без смерти. Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах?Новости. Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя. В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Если святая вода испортилась, ее нужно вылить в "непопираемое место", которым для городского жителя может быть горшок с цветами, рассказал РИА Новости председатель учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.

Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо»

Вячеслав Ланский перечислил нам и другие способы использования святой воды. Она — один из благодатных предметов, которые при правильном употреблении могут помочь человеку в его духовном развитии, борьбе с душевными и физическими недугами, — рассказал Вячеслав Ланский. Священнослужители отметили, что освящать воду может только священник и только во время богослужения. Онлайн-формата в этом процессе нет. Необходимо участие и личное усилие человека, — заключил Вячеслав Ланский. Вячеслав Ланский считает, что ответ на такой метафизический вопрос сформулировать довольно сложно.

Что же касается духовной реальности, то у каждого пользователя будет свой опыт встречи со святыней. И вот эта духовная составляющая и ее воздействие на умы и сердца людей — главное и, увы, сложноописуемое, — заключил Вячеслав Ланский. По словам Вячеслава Ланского, у святой воды срока годности нет. Впрочем, иногда святая вода все-таки цветет, отвечают священнослужители. Но даже к позеленевшей святой воде наши спикеры посоветовали относиться с уважением.

Крещение - это Таинство, и совершать его может только священник. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения. И вообще, может ли некрещеный человек ходить в церковь? Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. А можно эту воду потом сливать или нет? Нельзя, чтобы святая вода попала в сток!

Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года, допускает обычное употребление, то есть сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно - с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде - и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок. Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует. Вода очень реагируеют на ругань, скандалы. Также она может испортиться, если пить из общей емкости горлышка бытылки, из банки. И еще нельзя святую воду употреблять женщинам в естественной нечистоте. Если нет, то, что с ней делать? Пластиковые бутылки лучше сжигать.

Ведь они тоже твари Божьи. На основании буквального толкования слов Господа: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. А если нет мороза, то будет ли купание крещенским? Главное для христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской водой которое, отнюдь, не заменяет Танства Причастия. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам - праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне - благословением урожая яблок.

Кроме того, купание в ледяной воде зимой многим неполезно и опасно для здоровья. А Церковь не несет ничего губительного. Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе, не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь. Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела.

Ее можно потреблять также в любое время.

Действительно ли существует три степени освящения воды? Старообрядческие и древнерусские источники говорят о другом. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочисленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала «Златоструй» за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале «Духовные ответы» за 1997 год и некоторых других изданиях. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», то есть если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников.

И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие , когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны. Погрешают поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды — «Великой агиасмы» — имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других.

Имеется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освященную именно в навечерие Богоявления. Более того, в древности во времена господства Студийского устава в Русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Некоторые исследователи связывают появление второго освящения воды с распространением Иерусалимского богослужебного устава. Однако такая точка зрения не представляется вполне обоснованной, поскольку в древних редакциях Иерусалимского устава также отсутствует второе освящение воды. Обычай освящать воду дважды вводил в недоумение не только современных исследователей, но и древнерусских литургистов. В рукописи «Тактикона» Никона Черногорца, переписанной священноиноком Авксентием 4 июня 1475 года , о двукратном освящении говорится следующее: Ответ о просвещении освящении воды — прим.

Соборная же церковь единожды прият с вечера точию просвещати, якоже Собраницы, рекше Синоксаре, пишут: соборная Церковь обдержно и всемирно, и в монастырях паки Студийский же Типик, сиречь Вообразник, и Иеросалимский, и прочии; и обаче и Апостол и Еуангелие единое имать, глаголати ся: с вечера точию, и более нет [ 1 ]. К сожалению, благочестивый обычай второго большого освящения воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси. Патриарх Никон проклинает второе освящение воды Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так, патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления: В нынешнем во 1640 году декабря великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, советовав со отцем своим и богомолцом с великим государем святейшим Никоном патриархом московским и всея великия и малыя и белыя России и со всем освященным собором соборовав, указали: по древнему святыя восточныя церкви преданию в навечерии Богоявления Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по совершении божественной литоргии, не отходя в домы своя, исходити ко крестилнице и тамо водосвящение творить по чину.

А в самый день Богоявления ко крестилнице не исходити и к совершению водосвящения не дерзати и, зане едино крещение по апостолу, а не два. Сего ради и, святыя восточныя церкви чин точию в навечерии Богоявления священие творити повелевает. В самый же Богоявления праздник тое совершати не предаде. Аще же кто сего государева и государева патриарша древняго святыя церкве предания, в сей памяти написанного не послушает, да весть таковый, яко под великую церковную казнь подпадает. На непослушающих бо святых правил вселенский седьмый собор осужение налагает, сице глаголя: аще кто по сем завещании дерзнет инако мудрьствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению» [ 2 ]. Сколько раз освящается Богоявленская вода?

Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666—1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».

Оно совершается в храме или на водоеме вблизи специально устроенной проруби — «иордани». В молитвах на освящение воды упоминают о придании ей благодатных свойств.

Верующие молят Бога, чтобы он помог тем, кто набирает святыню для питья, кропления и освящения домов. Зачем освящать святую воду Православный богослов Александр Шмеман объяснял это так: «В Церкви происходит освящение воды для того, чтобы последняя стала тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним». Слова богослова привели на портале «Православная жизнь». Для чего используют святую воду В православии святую воду считают источником Божьей благодати. Она сопровождает верующего с момента крещения вплоть до его кончины.

Ей окропляют тела усопших, гробы и землю на кладбищах. Святую воду используется при благословении путешествующих и учеников, для освящения дома в начале и после завершения строительства и так далее.

Святая вода - значение символики

Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Тайн. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором. В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед её вкушением литургический пост и отказываясь пить святую воду в случае принятия пищи. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради — не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже для того во всяких местах — и скаредных и всюду — кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси познай , яко не вкушения ради ястия не от принятия пищи нечистота в нас есть, но от скверных дел наших [!!!

Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата «Дом милосердия» у Овчих ворот, в которой ангел «возмущал» воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу Иоанн 5:1—9 , а также с чудом, совершённым Иисусом Христом у Силоамского источника Иоанн 9:1—11. Малая агиасма также, разумеется, обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Эту воду верующие тоже пьют как в храме, так и дома в этом случае обычно утром натощак, часто вместе с просфорой. Определенной разновидностью агиасмы может считаться «родост ома», «родостама», «родостамна» греч.

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре , эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям [6]. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником [9]. Православный священник освящает воду в водоёме. Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года. В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения [10] : Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 18 января накануне праздника Крещения Господня Богоявления и в сам праздник на следующий день. При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма святыня — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста [11]. Освящение в день праздника до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке [12] ; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе [13]. Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения [14]. При этом освящении в отличие от предыдущего епископ или священник , благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её. Малое освящение — совершается по требнику [15] на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы , в день Преполовения и в празднование Происхождения изнесения честных древ Животворящего Креста Господня , а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников , при малом освящении храма , на молебнах во время бездождия , в продолжительных крестных ходах , при посещении святых источников. В отличие от Крещенской Богоявленской , молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак. Аминь [16]. Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений кроме Евангелия и Апостола читаются паремии. Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника. В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах озёрах, реках, прудах. Необходимо иметь в виду, что в греческом словоупотреблении «агиасмой» называют также миро , исходящее от святых икон и мощей.

Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» Прем. Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» Быт. Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых. Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника. Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» Чис. Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды. Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа. Почему вода освящается в особых сосудах Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше - потиру в переводе с греческого - сосуд для питья и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати. Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке. Как происходит чин великого водоосвящения Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу... Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни. В самый день Богоявления 19 января по новому стилю водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами.

Целебные свойства воды в действительности проявляются в течение всего года, и это закреплено в народных календарях. Триста раз в течение года искали, например, алтайские кочевники «новую воду» во время перемещений с одного места на другое, и всякий раз выбирали другой родник, из которого брали воду. В традициях других народов закреплены дни, в которые следовало чистить колодцы, и таких примеров достаточно, чтобы убедиться: сила воды проявляется в течение года много раз. Есть, например, такая памятка, о которой желательно знать каждому: Фото: dzen.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий