Куртуа́зность, куртуа́зия — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love ; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность – это особый стиль поведения, характерный для высшего общества и определяемый особыми этикетными нормами.
Sorry, your request has been denied.
Основные характеристики куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, воспитанность, тактичность, умение общаться и приспосабливаться к различным обстоятельствам. Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Значение слова куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для
Что значит куртуазность. Куртуазность - это что такое
Словом, быть куртуазным означало быть и рыцарем и « трубадуром » одновременно. Однако многие историки согласны с тем, что, помимо средневековой литературы, «облагораживанию» грубых нравов в немалой степени способствовали женщины той эпохи, например, такие выдающиеся личности как Алиенора Аквитанская. В XII веке любовь к женщине выходит на первое место в литературе, оттесняя воспевание рыцарской отваги. Куртуазность в средневековом обществе От рыцаря требовалось умение ухаживать за дамой, и не важно, если дама была замужем, а сам рыцарь вассалом ее супруга. Мало по малу в средневековом обществе под влиянием трубадуров и самих дам вырабатываются правила куртуазного поведения, в которых изящные манеры играют первостепенную роль. А как же любовь? Куртуазная любовь, воспеваемая трубадурами южной Франции , не имела ничего общего с супружеской верностью, за что порицалась как Церковью, так и обществом мирян.
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени...
Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря. Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы возлюбленной рыцаря. В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.
Куртуазность — оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы.
Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь О чем еще следует рассказать, определяя значение и толкование термина «куртуазность»? Конечно же, о куртуазной любви — уникальной форме взаимоотношений противоположных полов. Утонченная любовь — определение, которое давали ей современники. Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора.
Куртуазность была связана с идеалами рыцарства и почитанием высоких ценностей, таких как честь, милосердие и доблесть. Куртуазный рыцарь отличался своим благородством и готовностью защищать слабых, соблюдать правила и этикет, а также проявлять уважение к женщинам и старшим.
Куртуазность также проявлялась в искусстве и литературе того времени.
Что такое куртуазность: определение и основные принципы
Куртуазия как особый тип культуры — Студопедия | Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. |
Значение слова «куртуазность» в 3 словарях | Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья. |
Куртуазность - это что такое? | Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. |
Что значит куртуазность. Куртуазность - это что такое | Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. |
Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое | Новости БелГУ: Куртуазность в XXI веке Случалось ли вам в наши дни сталкиваться с галантностью, вежливостью, тактичностью и любезностью средневековья? |
Маньеризм и куртуазность
куртуа́зный | Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. |
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи | Куртуазность – это особый стиль поведения, характерный для высшего общества и определяемый особыми этикетными нормами. |
Куртуазность: что это значит? | куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. |
Что такое куртуазная любовь?
Куртуазность - это что такое | Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. |
Что такое куртуазность и как проявляется в общении | Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. |
Куртуазность: что это значит и как ее проявлять? | Куртуазная куртуазность куртуазна. |
Четверг (новое слово): куртуазный / Статьи / | Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. |
Что такое куртуазность: определение и примеры | свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. |
Что такое куртуазность: определение и основные принципы
В Европе в те стародавние времена было холодно, голодно, полно работы, разбойников и дикого зверья. В таких условиях простые бытовые отношения построить бы и обязанности распределить. Кто пашет, кто корову кормит, кто управляет поместьем, а кто волков и дружины соседских ярлов от забора отгоняет. Не нужно, впрочем, думать, что даже в такие времена не думали о красоте и учтивости. Конечно же, думали, но сильно не в первую очередь. Но шли годы, и жить в Европе стало полегче.
Климат снова стал мягким, а урожаи настолько большими, что появились излишки. А значит, возникли люди, что эти излишки аккумулировали. Да-да-да, я говорю о средневековой военной элите, дворянах, феодалах и прочих прекрасных и вооруженных до зубов людях. В общем о знати, как бы её ни называли в разных землях. Эти люди, начав накапливать богатства, внезапно осознали, что жизнь можно сделать чуточку приятнее , если заняться этим с размахом и выдумкой.
И куртуазность, возникшая на фоне заметного улучшения уровня жизни европейской аристократии, была в первую очередь именно про это. Про изменение своей жизни в лучшую сторону. Так что же такое "куртуазность"? Изначально это совершенно новая модель отношений между мужчиной и женщиной. Раннесредневековые отношения полов, как, впрочем, и появившиеся новые феодальные, не страдали излишним романтизмом.
Брак в первую очередь являлся результатом родового, а позже феодального уклада. Это был чисто хозяйственный договор. И во всей этой истории какие-то отношения, общение, а тем более любовь были совершенно лишними. Вежливость наше все. Особенно с прекрасными дамами.
Появившийся же в XI веке совершенно новый формат отношений объяснял молодой феодальной аристократии, что все может быть совсем по-другому. Предлагая вместо привычных отношений, построенных на выгоде, отношения, построенные на красоте и изяществе. И вся эта история благородному дворянству внезапно зашла. Тем более что у них мало-помалу стал появляться досуг и средства, чтобы этот досуг заполнить. Начиная говорить о "куртуазности" необходимо с самого начала отметить, что в разное время и в разных землях под ней понимали зачастую совершенно разные вещи.
То, что называлось "vraie amor" на юге, в Аквитании, отличалось от "fine amor" как ее понимали на севере Франции, чуть более чем полностью. Распространившаяся на юге Франции. И собственно, чувственность в ней была вещью далеко не самой важной. Есть у любви и еще одно достоинство, которое нельзя умалить: она наделяет человека, так сказать, добродетелью целомудрия, поскольку тот, кто сияет светом одной любви, едва ли способен помыслить о том, чтобы обнять другую женщину, пусть даже и красивую. Ибо, когда он усиленно думает о своей возлюбленной, любая другая женщина кажется ему безобразной и неотесанной.
XII век. Основой новых отношений, которую общество в лице трубадуров и средневековых светских авторов предложило мужчинам, стало его намерение добиться любви женщины. Делать это предполагалось, совершая различные поступки и действия, одобряемые этим самым обществом. Галантное поведение, знание тонкостей этикета, соблюдение правил и приличий, умение поддержать разговор, соблюдение обетов и совершение подвигов. Самые продвинутые читали стихи лучше собственного сочинения, исполняли баллады, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, и показывали свой замечательный вкус, приглашая ко двору известных миннезингеров.
Давайте же решительно исполним балладу в этом заштатном замке. Предполагалось, что дама, увидев, насколько прекрасен ее поклонник, как он силен, утончен и хорошо воспитан, поймет, что лучшего рыцаря не найти и на тысячу лье вокруг. После чего немедленно полюбит его, и все у них станет хорошо. Ну по крайней мере именно так нам про них расскажут менестрели. Нужно, однако, заметить, что понятия "влюбленность" и "любовь" в Аквитании XII века были не совершенно тождественны тому, что понимают под ними сегодня некоторые наши современники.
Визитная карточка куртуазности — истинная учтивость. Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живем». Учтивость делает человека приятным для окружения, она нацелена на понимание чужих желаний, намерений, точки зрения и взглядов. Астольф де Кюстин видел суть учтивости «в невидимом обмене добровольными пожертвованиями». Неучтивость, стремясь реализовать свое намерение, будет посылать в пространство эгоистичный сигнал: «Я хочу», но другие люди тоже чего-то хотят и будут сопротивляться «перетаскиванию одеяла». Учтивость поступает мудро — она изначально поднимает значимость и нужность своего собеседника, любезными словами и знаками внимания сводит общение к интересующим его вопросам. Отказавшись от своего желания в пользу желания своего визави, она, в конечном итоге, позволяет человеку реализовать свое первоначальное желание.
Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою». В куртуазности как истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости. Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек. А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих. Анекдот про то, как куртуазный француз предпринял попытку познакомиться со своим соседом. В одном купе поезда оказались вместе супруги из Франции и пожилой угрюмый англичанин.
Спустя некоторое время француз достал из сумки термос и налил себе и жене кофе.
Она стала своеобразным идеалом, в соответствии с которым придворные и дворяне выступали в обществе и вели свое повседневное общение. Куртуазность предполагала уважительное и учтивое отношение к другим людям, особенно к королю и высокопоставленным особам. Она включала в себя правила этикета, правила общения, манеры одежды и даже правила первого знакомства.
Соблюдение этих простых правил позволит вам стать более куртуазным в общении и сделает ваше общение более гармоничным и приятным для всех участников. Помните, что куртуазность — это важный аспект успешных межличностных отношений, который требует практики и внимания во время общения с людьми. Важность куртуазности в межличностных отношениях Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Например, это может быть умение слушать и проявлять интерес к мнению других людей, умение выражать благодарность и признательность за оказанную помощь или за хорошую компанию. Куртуазность заключается также в умении уважать чужое пространство и границы, не нарушая их. Куртуазность имеет большое значение в межличностных отношениях, потому что она помогает создать доверие между людьми. Как бы ни была разнообразна наша жизнь, мы все стремимся к тому, чтобы нас понимали и уважали. Способность проявлять куртуазность позволяет нам находить общий язык с различными людьми и создавать гармоничные отношения. Куртуазность также помогает снять напряженность и конфликты в межличностных отношениях. С ее помощью мы можем избежать конфликтов, которые могут возникнуть из-за недопонимания или неправильной коммуникации. Показывая уважение и внимание к другим, мы создаем дружественную и поддерживающую атмосферу, которая способствует решению возникающих проблем без конфликтов. Куртуазность также является проявлением нашей культуры и образованности.
Куртуазная любовь, или как любили в Средние века
«Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в 20-м столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. это особая форма вежливого и утонченного поведения, характерная для аристократического общества.
Куртуазность - это что такое?
Все это, разумеется, озаряется вспышками фейерверка и щедро сдобрено маркизской игривостью» 1. Интервью 2005 года Вадим Степанцов: Куртуазный означает не только «рыцарский», «галантный», но еще и «чувственный». А маньеризм — направление западноевропейского искусства XVI века. Оно характеризовалось сочетанием несочетаемого: возвышенного и низменного, трагического и комического, прекрасного и безобразного» 2. Куртуазность — amour courtois то есть рыцарский и учтивый. Этим словом называется определенный свод правил — концепция любви в средневековье, согласно которой отношения влюбленных приравниваются к отношениям прекрасной Дамы госпожи и вассала. Согласно этим правилам избранник — придворный должен вести себя определенным образом и иметь ряд качеств. Формировался культ куртуазной любви — бескорыстного служения даме. В средние века, понятие куртуазность также обозначало лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11-15 веков.
Идеальный мужчина в рамках куртуазности должен быть защитником веры и добродетели.
Провансальская литература 12-го столетия обращала внимание на рыцарские романы, в которых герой всегда сталкивался с определёнными сложностями на пути любви к прекрасной даме. Люди не особо любили то, чем владели. Яркий пример — отношения Ланселота и Гвиневры. Верный любовник, не отступающий даже перед страхом пасть в немилость и остаться бесчестным, преклоняется перед дамой, которая принадлежит его соратнику и господину. Преклонение перед дамой.
Изображение на ларце. Pinterest Пожалуй, самое известное произведение этого порядка — «Трактат о любви» Андре Капеллана, написанный около 1200 года. Фактически это настоящее руководство для тех, кто решил сыграть в эту захватывающую и опасную игру. Чтение поэзии. Pinterest Но к 12-му столетию мода на любовные темы в литературе несколько изменила свой вектор развития. Сюжеты становились более реалистичными, во многом — даже повседневными.
На смену утончённой и недоступной роковой даме, принадлежащей другому, приходит хозяйственная и предприимчивая супруга, которая не так много капризничает и всегда находится рядом. Куртуазная любовь: поклонение прекрасной даме или опасная игра Подчиненный знатной даме молодой человек фактически дарует избраннице свою свободу. Женщина получает выбор: принять или отвергнуть этот серьёзный дар. Принимая подобное внимание, дама не становится более свободной: ведь любой дар требует вознаграждения.
Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь — уникальная форма взаимоотношений противоположных полов.
Утончённая любовь — определение, которое давали ей современники. Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвящённые избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение.
В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая утонченность ухаживания, известна благодаря поэзии трубадуров Средневековой Франции, воспевающих преклонение перед дамой, как перед божественным и прекрасным существом. Героем эпоса, как правило, был неженатый юноша благородного происхождения, влюблённый в замужнюю женщину. Поклоняясь знатной даме, он не ждал вознаграждения за свою любовь, но всеми силами доказывал ей свою доблесть и отвагу.
Куртуазность - это что такое?
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами. О словаре Словарь «Средневековый мир в терминах, именах и названия» представляет собой научно-справочное издание, подготовленное преподавателями Белорусского государственного университета.
В этом, на мой взгляд, слабая сторона аргументации автора. Действительно, если литература хоть сколько-нибудь отражала действительность, зачем сеньоры принимали такой образец поведения? Ведь он представлял для них большой риск, поскольку дамы, становившиеся объектом любви и попадавшие по воле своих супругов в столь опасную ситуацию, были их женами. В противном случае, если эта идеологическая модель не имела никаких связей с действительностью, какую пользу она приносила сеньорам и только им? Эти поэмы, говорит Ж. Дюби, воспевают не женщину, а образ, сотворенный мужчинами.
Но насколько соответствует характеру мужчины того времени образ, в угоду которому он должен оказаться на положении слуги, покорного воле дамы, чьим желанием будет либо даровать ему милость, либо ответить отказом? Нет ли в этой новой концепции любви следов женского или феминизирующего влияния, как полагает автор? Кроме того, признает Ж. Дюби, эти произведения пользовались огромным успехом, а следовательно, сумели хоть в чем-то изменить нравы аудитории. Следует спросить себя и это важно прежде всего для историка , почему эта куртуазная модель была превознесена, почему она вышла на первый план и получила признание. Куртуазное поведение являлось в первую очередь отличительным критерием в рядах мужского общества: речь шла о том, чтобы изменить свое поведение не в отношении женщины в целом, а в отношении определенных дам — придворных, аристократических.
Более того, куртуазная любовь, как полагает Э. Келер, могла быть изобретением клириков, испытывавших еще большее чувство неудовлетворенности, нежели «юноши» или трубадуры родом из мелкой знати. Проблема у этих двух социальных групп одна и та же: и те и другие лишены возможности жениться в силу церковных и социальных законов… но любовь — это иное дело! Этим запретным плодом духовенство отнюдь не брезгует! Запрет ничего не даст: лучше обойти его под видом куртуазности. К тому же, добавляет автор, рыцарское воспитание в мужской среде способствовало расцвету гомосексуальных наклонностей и культивировало образ недоступной, таинственной, обольстительной, запретной и беспокоящей воображение женщины, над которой рыцари всеми силами старались восторжествовать, прибегнув к бахвальству[714].
Идеализировать свое влечение, сублимировать его в невыразимое наслаждение, «joy», было более изящным, более искусным способом преодолеть чувство тревоги и беспокойства, вызванное дестабилизирующим открытием своего «сексуального тупика», и постичь «непостижимую тайну наслаждения женщиной». Тонкие замечания Ж. Дюби возвращают нас в область реалий, в область социального брака, не принимавшего любовь в расчет, что, вероятно, способствовало отводу любовной энергии в «иное русло». Тем более что в XII в. Вот где, на мой взгляд, таится уязвимое место гипотезы: ибо, несмотря на усилия автора уменьшить этот аспект, куртуазная любовь очень часто все же оказывается прелюбодейной, и этот факт явно противоречит интерпретации. Двор, орган социального регулирования и контроля, на котором крупные сеньоры собирали неженатых мужчин, дабы «умерить их непоседливость», равным образом оказывался «привилегированным местом охоты на знатных женщин».
Легко можно было бы предположить, что куртуазная литература, если она находилась под контролем сеньоров и была ими инициирована, создавала или использовала этот «педагогический образец любовного поведения», применяя его к «женщинам на выданье», к девушкам из знатных семейств этого двора. Своими кодексами и правилами такая педагогика в рамках военной аристократии устанавливала границы ущерба, причиняемого неудержимым сексуальным распутством. Однако в таком случае не совсем понятно, почему этот куртуазный обычай применялся главным образом к дамам, к супругам сеньоров, и почему последние с легким сердцем принимали эту игру, ставя своих жен «в игровое положение добычи, которую надо завоевать». Дама, добавляет Ж. Дюби, руководила «состязаниями», сталкивавшими между собой всех придворных холостых мужчин и не имевших надежды завоевать любовь хозяина. Но тогда непонятно, почему это состязание, предназначенное для того, чтобы добиться от сеньора жены и владений — путем брака с девушкой его двора, обязательно должно было включать эмоциональное, чувственное или даже сексуальное покорение его супруги.
Утверждение Ж. Дюби о том, что в данном случае, как и в случае поклонения Деве Марии, любовь молодых людей «дала бы рикошет» от женщины-посредницы к сеньору, кажется мне более фигурой речи и уступкой моде, чем рациональным объяснением[715]. Тем более что, сопоставляя турнир и куртуазные любовные игры, автор подчеркивает, что куртуазность — это обучение мастерству, не имеющее ничего общего с платонической любовью: возлюбленный должен контролировать свои чувства точнее, свои импульсы и не прибегать к грубому захвату, похищению или насилию. Он должен предпочесть всему этому этапы, определенные двором и предназначенные для того, чтобы завоевывать женщин из хорошего общества. Это игра, исход которой, утверждает Ж. Дюби, неизбежен: рыцаря подвергнут испытанию, как на турнире кстати, Церковь осуждала и турниры за их аморальность.
Он обязательно встретит сопротивление со стороны своей «партнерши» — следовательно, женщина занимает в этой «игре» господствующую позицию, выходя за привычные рамки инертного и покорного поведения для того, чтобы сыграть свою роль «приманки» и воздать должное победителю. Однако победа эта в некотором роде «запрограмированна». Женщина в конце концов «учтиво» поддается. Таким образом, куртуазная любовь могла служить уроком и женщинам. Непонятно только, почему эта идеология была принята сеньорами — выгодная для женщин и девушек их двора, она прежде всего подвергала опасности целомудрие их собственных жен, особенно в то время, когда принцип наследования титулов и званий требовал строгого надзора за женским поведением. На мой взгляд, такая идеология, напротив, придает женщине большую значимость, что Ж.
Дюби, впрочем, вновь отрицает: эта любовная игра, говорит он, ни в коей мере не нарушала иерархической субординации мужчины и женщины. Действительно, как только «игра» заканчивалась и все возвращались к «серьезной жизни», женщина вновь оказывалась под строгим контролем мужчины, от которого она зависела. Но и эта интерпретация дает повод к критике, подчеркивая неизменную двусмысленность авторской концепции, ибо не совсем понятно, почему речь идет о некой игре, принятой в обществе и имеющей свои правила и коды, о «партии», которую владелец двора объявляет открытой и завершает по своему желанию, о чем свидетельствует замечание автора. Речь идет скорее об образе действий, о «ментальном и культурном климате», порождающем свои правила поведения, которые накладывают отпечаток на менталитет и сознание человека, если не на реальную жизнь; но его нельзя назвать игрой, ограниченной пространственно-временными рамками и подробно изложенной сеньором, который становится в ней арбитром. Наконец, нет ли во всех социологических интерпретациях, предлагаемых до сих пор, чрезмерного тяготения к парадоксу? Почему любовное поклонение рыцаря даме и свободный выбор последней, описанные в литературе, объясняются упорным стремлением сеньора манипулировать своей супругой?
Почему страстная любовь мужчины к женщине маскируется желанием угодить ее мужу получающему вдобавок прозвище ревнивца и презираемому за это[717] или стремлением утаить или передать гомосексуальную любовь?
Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Гастон Пари, работавший в конце XIX в. В окситанской лирике поэт с помощью выражений, пришедших из речи вассала, говорит о любовном услужении, которое он хочет оказывать своей даме, как правило, замужней женщине, чье социальное положение превосходит его собственное. Чаще всего ею становится супруга сеньора того двора, к которому он принадлежит. Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод».
Однако его пылкое почитание, послушное и верное служение, покорное исполнение желаний дамы сердца, не говоря уже о ее капризах, усердие и терпение позволяют ему шаг за шагом приближаться к заветной близости с избранницей: если он предан и умеет хранить молчание, ему может быть позволено встретиться с ней в укромном месте, беседовать с ней, целовать и обнимать ее и даже созерцать ее обнаженной. Под конец этой «многоступенчатой» любовной аскезы, которая лишь разжигает желание избранника и придает его любви как и любви его дамы новые силы, возлюбленные могут стать любовниками.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях Мир Лема - словарь и путеводитель Словарь Ефремовой Средневековый мир в терминах, именах и названиях куртуазность от фр. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи.
Куртуазная литература
Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Гастон Пари, работавший в конце XIX в. В окситанской лирике поэт с помощью выражений, пришедших из речи вассала, говорит о любовном услужении, которое он хочет оказывать своей даме, как правило, замужней женщине, чье социальное положение превосходит его собственное. Чаще всего ею становится супруга сеньора того двора, к которому он принадлежит. Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод». Однако его пылкое почитание, послушное и верное служение, покорное исполнение желаний дамы сердца, не говоря уже о ее капризах, усердие и терпение позволяют ему шаг за шагом приближаться к заветной близости с избранницей: если он предан и умеет хранить молчание, ему может быть позволено встретиться с ней в укромном месте, беседовать с ней, целовать и обнимать ее и даже созерцать ее обнаженной. Под конец этой «многоступенчатой» любовной аскезы, которая лишь разжигает желание избранника и придает его любви как и любви его дамы новые силы, возлюбленные могут стать любовниками. Понятно, что главными добродетелями куртуазных кавалеров в таких условиях становятся сдержанность, преданность и умение хранить тайны.
Им нужно постоянно остерегаться losengiers, болтливых придворных, которые в любой момент могут рассказать об авантюре мужу избранницы или извлечь из нее выгоду. Понятно также, почему самым осуждаемым и самым презираемым пороком в куртуазной идеологии становится ревность.
Важным аспектом вежливости является умение слушать и проявлять интерес к собеседнику. Вежливый человек умеет сосредотачиваться на рассказе других людей, задавать вопросы и активно выражать свое внимание. Также вежливость проявляется через использование вежливых слов и фраз. Слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» являются неотъемлемой частью вежливого общения и проявления куртуазности. Хорошо развитые навыки вежливого общения и знание этикетных правил помогают человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, создавать доверительные отношения и избегать конфликтов. Умение слушать и проявлять интерес Показывая интерес к рассказу собеседника, вы демонстрируете свою внимательность и уважение к его мнению. При этом необходимо проявлять активное слушание, то есть вносить в диалог свои комментарии, задавать вопросы и выражать свое мнение. Это поможет создать атмосферу доверия и взаимопонимания между собеседниками.
Читайте также: Футуризм — революция в искусстве - как новое направление потрясло мир и изменило его навсегда Важно помнить, что умение слушать и проявлять интерес требует практики. Необходимо быть внимательным к невербальным сигналам, таким как мимика, жесты и интонация. Это поможет понять собеседника не только по его словам, но и по его эмоциональной составляющей. Кроме того, важно уметь задавать открытые вопросы, которые позволят собеседнику раскрыть свои мысли и чувства. Такие вопросы не имеют однозначного ответа, они позволяют говорить собеседнику свободно и расширить область общения. Не менее важно проявлять активное слушание через междустрочное комментирование высказываний собеседника. Это поможет собеседнику почувствовать свою значимость и заинтересованность в его разговоре. Например, можно сказать: «Мне нравится, как ты думаешь», или «Я никогда не задумывался над этим, спасибо за новый взгляд». Такие комментарии помогут поддержать диалог и продемонстрировать искренний интерес к собеседнику. Кроме того, необходимо уметь повторять и перефразировать ключевые моменты рассказа собеседника, чтобы показать, что его слова не прошли мимо, а были услышаны и поняты.
Это поможет собеседнику почувствовать себя важным и позволит продолжить диалог на более глубоком уровне. Таким образом, умение слушать и проявлять интерес является одной из важных составляющих куртуазности в общении. Это навык, который можно развить и который помогает налаживать взаимопонимание и гармоничные отношения с другими людьми. Вежливые слова и жесты Очень важно знать, как правильно обращаться к другим людям. Например, использование слов «пожалуйста», «спасибо», «извините» сигнализирует о вашем уважении к собеседнику. Эти слова добавляют красоты и гармонии в общение. Они позволяют людям чувствовать себя важными и ценными. Кроме слов, ведущую роль в общении играют и жесты. Улыбка, рукопожатие, кивок головы — все это жесты вежливости, которые помогают установить контакт с другими людьми.
Схема «благородного любовного треугольника» оказалась в те времена очень востребованной. Преклонение перед дамой. Изображение на ларце Во-первых, как считают историки, в большинстве стран в Средневековье было принято отдавать мальчиков уже с семи лет в услужение к сеньору их отца или родственникам, обычно дядям. Малыш, оторванный от матери в таком раннем возрасте, часто переносил на жену господина часть нерастраченной любви. Благородная дама при этом становилась для юноши желанным, но недостижимым объектом. Во-вторых, структуре феодального общества такие идеи оказались полезны: для ограничения наследственных разделов требовалось сократить количество браков, в которые вступали сыновья благородных родов. Обычно семья стремилась женить одного, по преимуществу старшего, сына. Остальные же фактически оставались «за бортом» - их ожидали судьбы священнослужителей или холостяков. При такой незавидной участи идея о вечном бескорыстном служении благородной даме выглядела привлекательно.
Тристан и Изольда Куртуазность, куртуазия англ. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез. И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет. Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал. Не углубляясь в причины и подоплеку о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература" , опишу внешнюю сторону куртуазности. Куртуазный мужчина. Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось: - щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря; - изящество обхождения; - честь и храбрость; - веселье и уменье развлекать. Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести. Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму. На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее руку же при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик... Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть. Куртуазная женщина. Здесь сложнее. Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения , мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда... Все это куртуазностью порицается, кроме одного исключения. Женщина может переодеться мальчиком, если имеет для этого веские основания. Защищающая страну по божественному повелению, сбежавшая к возлюбленному под видом трубадура, замаскированная отцом под оруженосца... Варианты есть. Также куртуазная женщина не подвержена порокам - пьянству, лени, сквернословию, гневу, гордыне. Единственные пороки, которые не только не запрещаются, а прямо одобряются правилами куртуазности - обман во имя добра и прелюбодеяние. Куртуазные взаимоотношения. Куртуазные взаимоотношения - это своего рода вассалитет. Дама, не являющаяся женой рыцаря, - муза и повелительница. Дамы управляют ходом беседы или игры, дамы могут назначать задания вплоть до трудновыполнимых как залог своей благосклонности, оскорбление дамы - худшее преступление, которое можно придумать. Однако это вряд ли можно назвать матриархатом, поскольку часто дама рыцаря являлась его действительной госпожой - женой или дочерью сюзерена. Возможно - женой или дочерью аристократа, имеющего более высокий титул. С этой позиции она вполне была вправе, одарив претендента шарфом или цветком который тот как знак благосклонности носил на рукаве, на копье или шлеме , требовать выполнения тех или иных поручений, имеющих самую разную подоплеку - от религиозных мотивов до личной мести госпожи. Без недоумения современники воспринимали ситуации, когда дамой рыцаря была объявлена одна женщина, а женат он был на другой. Очень характерный пример - история Тристана и Изольды, каждый из которых под конец эпопеи состоял в браке: Изольда - с сеньором Тристана Марком, а Тристан - с другой Изольдой. Если же вдруг рыцарь и его Прекрасная Дама сочетались браком, таким способом рыцарь поднимался до высот своей дамы или же опускал ее в свои низины - как посмотреть , и оставалась куртуазность чисто внешняя - при соблюдении общего вежества женщина теряла право определять поступки и решения супруга. Разумеется, все описанное выше было верно только для аристократии, плебеи не придерживались подобных правил и не могли на них рассчитывать даже в случае нежных чувств от кого-то из господ. Теряли ли они от этого что-то - решать вам...
Куртуазная литература
Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. Смотреть что такое «КУРТУАЗНОСТЬ» в других словарях. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века.