Новости блокада ленинграда эвакуация

Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда).

Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде

27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел.

Вы точно человек?

Эвакуация населения из блокадного Ленинграда, начавшаяся 29 июня 1941 года и продолжившаяся до 1 апреля 1943 года, проходила в три этапа. Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев.

За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер.

Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России

Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”.

В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города

Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях.

Твои дети, Ленинград

Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин.

Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович.

Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим.

Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца.

По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить».

Для эвакуированных детей и подростков в Ярославской области организовывали не только школьное, но и профессиональное обучение. Было создано 38 заведений, где эвакуированные могли осваивать азы рабочих профессий, получали швейные, слесарные, столярные навыки. Преподаватели и воспитатели, как правило, были ленинградцами, но здесь, в нашем регионе органы власти — гороно, районо — проверяли, надлежащий ли уход обеспечен за детьми, справляются ли они со своими воспитанниками. Могли также быть выделены воспитатели и наставники уже из числа ярославцев либо в усиление, либо на замену. Город и край увеличился, но увеличился и промышленными предприятиями, театрами. Так Ярославский край получил интеллигенцию техническую, кадровую, которые тоже сыграли свою роль в развитии нашей области. Память народная и личная Почему немало эвакуированных остались жить здесь и после снятия блокады, и после Великой Победы? Причин несколько, но главная — возвращаться было некуда, дома разрушены, квартиры заселены новыми жильцами, все родственники погибли или эвакуированы. Но случались и чудеса: так, наша семья в эвакуацию отправилась одна. В эшелоне встретили соседей по квартире. Потом поселились рядом уже здесь в области. Вместе живы остались. После освобождения Ленинграда они вернулись. А мы решили остаться. До сих пор ездим друг к другу в гости, как к самым родным. Не возвращались в Ленинград в основном потому, что для многих ассоциация « Ленинград — это голод» была очень сильной, проникла в сознание слишком глубоко. После всего пережитого многие не верили, что там будет хорошо. Порция хлеба составляла 125 граммов, а в Ярославской области тоже не было его много, но тогда казалось, что здесь хлеба достаточно... Ярославские зенитчицы подкармливали голодных детей консервами из своих пайков. Участники круглого стола вспоминали своих родственников, перешивших блокаду Ленинграда — и вновь сошлись во мнении, что подобные события не должны стираться из памяти, а наоборот, обрастать документами, историческими подробностями — чтобы ничего похожего в хронике человеческой цивилизации больше не повторилось. Огромное эмоциональное потрясение — это выцветшие документы. Смотришь карточку — фото ребенка, мать умерла в блокаду, про отца ничего не известно. А потом сопоставляешь разные документы и обнаруживаешь, что отец этого ребенка еще ранее погиб на фронте, но семья об этом так и не узнала, погибла. У нас в архиве работает сотрудник — Нина Неизвестная. Ее привезли очень маленьким ребенком. Она не могла назвать имена родителей, фамилию. Ее сотрудники архива удочерили. Потом она пришла работать сюда же, в архив, и помогала искать документы по блокадникам… Вот такая судьба у человека. Что меня впечатляет и само говорит о мужестве ленинградцев, это тот факт, что в осажденном, голодном окутанным смертью городе работали театры, кинотеатры, театр Музыкальной комедии в марте 1942 давал премьеру — «Сильву». Вспоминая события, явления, людей блокадного времени, нужно отдать должное рыбинцам. В годы войны в Рыбинске работала крупная автобаза, водители которой эвакуировали ленинградцев по Дороге жизни через Ладогу. И к настоящему времени собран архив воспоминаний водителей — это огромный и очень ценный труд.

Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота.

Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады

Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5.

Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.

Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.

Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.

Говорят очевидцы "Фрагменты детских тел висели на телеграфных проводах, на ветвях деревьев, на кустарниках. Стаи ворон, чуя поживу, с гвалтом кружили над местом трагедии. Солдаты собирали изуродованные тела, быстро начавшие разлагаться под влиянием жары.

От смрада тошнило и кружилась голова. Через пару дней на Лычково нахлынули матери несчастных жертв. Простоволосые, растрёпанные, они метались между путей, искорёженных взрывами бомб. Они незряче бродили по лесу, не обращая внимания на минные поля, и подрывались на них...

Неудивительно, что некоторые тронулись разумом. Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела его в детсадик и оставила вот здесь... Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза, растерянность, безысходность...

Дорога жизни Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Матери с детьми уходили самостоятельно, как правило, подобные переходы осуществлялись без какой-либо организации. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек. При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути; в эшелонах и на судах затонуло 5 буксиров и 46 барж , следующих по Ладоге; по ледовой дороге Ладожского озера и Дороге Победы потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести.

Выехать должны были не менее 500 тыс. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали.

Детские сады и ясли. С сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады немецких войск, начали работу детские дома и детсады. Почти все они были круглосуточными.

Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу. Воюя с природой Важно понимать: Ладожское озеро к 1941 году оставалось малоисследованным - особенно его ледовый режим. Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда.

По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду.

Прорыв блокады Ленинграда

  • Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
  • Проблемы эвакуации жителей
  • Воюя с природой
  • Непредвиденная блокада
  • Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья

Привилегированные

  • Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
  • Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
  • В порядке очереди
  • Привилегированные
  • Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
  • Предпосылки блокады

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий