это миф, заявил заместитель главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и.
РПЦ отказалась от идеи установить пасхальное перемирие на Украине
В свою очередь Кипшидзе заявлял, что в РПЦ считают странным предлагать Киеву перемирие на Пасху, поскольку шансы на согласие со стороны украинских властей «стремятся к нулю». Замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе напомнил, что в прошлый раз подобное делалось накануне Рождества в начале 2023 года. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал подписанный документ попыткой «внести в церковную ограду ту конфликтность, которая к церкви не имеет отношения». Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ, в эфире RTVI пояснил слова Патриарха Кирилла о прощении грехов воинам, о котором он говорил за богослужением 25 сентября 2022 года. С таким заявлением выступил Вахтанг Кипшидзе, зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. русская православная церковь, украина, сво – радио sputnik, пасха, вахтанг кипшидзе, перемирие, политика – радио sputnik.
В РПЦ осудили антивоенное обращение, которое подписали почти 300 священников
О нас Реклама Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20.
Вахтанг Кипшидзе также уточнил, что, по его мнению, церкви не нужно принимать участие в процессах, которые связаны с защитой чувств верующих, в данном случае более важную роль должны играть общественные организации.
На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».
И именно это небезразличие и позволяет этим законам существовать. Он отметил, что если православной общественности будет "все равно" и она не будет проявлять активной позиции, то "рано или поздно закон будет отменен и публичное пространство наполнится массой перформансов антирелигиозной направленности, и сама идея уважения к религиозным символам будет разрушена".
В РПЦ нашлись священники, осудившие жертв теракта за нарушение Великого поста
Церковь оценила возможность перемирия между РФ и Украиной на Пасху | русская православная церковь, украина, сво – радио sputnik, пасха, вахтанг кипшидзе, перемирие, политика – радио sputnik. |
РПЦ отказалась добиваться пасхального перемирия в зоне СВО | Зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе не стал отвечать, почему иерея Димитрия Сафронова отстранили от службы. |
РПЦ не будет пытаться организовать перемирие на время Пасхи
В России высказались об отказе РПЦ инициировать пасхальное перемирие с Украиной | Как передает со ссылкой на ТАСС, об этом заявил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. |
Кипшидзе Вахтанг Владимирович | биография и последние новости | Об этом заявил заместитель председателя синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. |
В РПЦ отказались от попыток к пасхальному перемирию из-за непонимания Киева | Об этом в субботу, 27 апреля, заявил заместитель главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. |
Поливание прихожан из шланга назвали вопросом вкуса в РПЦ | Об этом в субботу, 27 апреля, заявил заместитель главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. |
Заместитель председателя | это миф, заявил заместитель главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и. |
РПЦ отказалась от попыток перемирия на Пасху из-за позиции Киева
И с тех пор подобных попыток мы не предпринимали в силу их бессмысленности», — цитирует Кипшидзе ТАСС. В Московском патриархате выразили мнение о том, что «мирные инициативы такого рода имеют смысл только тогда, когда встречаются с пониманием с противоположной стороны». В противном случае подобные инициативы являются как минимум неактуальными.
Данная раскольническая структура была образована путем слияния двух других раскольнических церквей. Получив от патриарха Варфоломея томос об "автокефалии", в действительности она оказалась почти полностью зависимой от Константинополя. До настоящего времени ни одна другая поместная церковь, кроме Элладской, не признала ПЦУ.
В 2022 году Владимир Зеленский анонсировал реформу Государственной службы по этнополитике и свободе совести еще в прошлом году, фактически объявив войну ПЦУ МП.
Я думаю, что Церковь в любом случае не должна заниматься дегуманизацией противника, чем занимается пропаганда, в том числе в западных странах, которая пытается уничтожить вообще всякое представление о русской культуре, в частности, о русской литературе, истории, о памятниках и всем остальном. Это сознательная дегуманизация противоположной стороны, в данном случае нас. Церковь никогда не занималась дегуманизацией ни одной из сторон конфликта, в том числе ни украинской стороны, ни даже западных стран. Святейший патриарх, выступая в начале этого года в в Совете Федерации, сказал, что для нас сокровища европейской культуры остаются сокровищами несмотря на то, что сейчас Россия находится в состоянии противостояния с Западом. Но вместе с тем мы осуждаем попытки уничтожения русской культуры, и в том числе попытки давления и на Церковь, которая является, вне всякого сомнения, одним из оплотов русской культуры, в том числе в том, как она понимается в западных странах. Здесь, на мой взгляд, и концентрируется позиция Церкви, которая носит миротворческий характер. Чем больше мы видим в нашем оппоненте человеческого, тем ближе будет разрешение любого конфликта, потому что любой конфликт усугубляется тогда, когда пропаганде удается доказать, что ваш противник не человек. Это самое ужасное, что может сделать безбожная пропаганда, чтобы усугубить ненависть и разделение.
И напомню, что эти два народа находятся в лоне нашей Церкви, они принадлежат к единому каноническому пространству, за которое ответственна наша Церковь. Поэтому мы переживаем это противостояние именно таким образом. О нейтральности РПЦ к происходящим на Украине событиям Нейтральность — это понятие очень относительное. Но я боюсь, что их [Запада] понимание нейтральности заключается в том, чтобы не было никаких сил, в том числе и нравственных, которые противопоставляли бы себя их публично артикулированной идее о нанесении военного поражения России. Я могу сказать абсолютно точно, что это вполне соответствует той позиции, которую занял святейший патриарх. Наша Церковь не солидарна и никогда не будет солидарна с желанием западных сил, западного, так сказать, политического истеблишмента нанести поражение России. Мы с этим не согласны. Мы именно поэтому рассматриваем то, что вы называете альтернативным мнением, требованием нейтральности, именно в русле этой политики, которая предполагает достижение цели нанесения поражения России. Церковь вне политики, но Церковь никогда не солидаризировалась и не будет с теми силами, которые хотят уничтожить наше Отечество.
О причинах конфликта на Украине Любое противостояние имеет ценностное измерение или аксиологическое измерение, и этот конфликт, конечно, тоже имеет измерение в области ценностей, в пространстве ценностей. Нет никаких сомнений, что то, что связано с западным политическим мейнстримом, все более опирается на нехристианский фундамент в области понимания человека. Мы очень хорошо знаем, что в западных странах есть христиане, в том числе консервативные, есть они и в Соединенных Штатах, и в Западной Европе, которые продолжают придерживаться традиционных ценностей в области семьи, в области гендера, человеческого пола. Но эти группы населения, эти страты сознательно маргинализируются. Конечно, западный политический мейнстрим, мы с этим сталкивались и до начала военных действий, и продолжаем сталкиваться сейчас, пытается отформатировать все пространство, которое попадает в его влияние, под то понимание ценностей, которое, на их взгляд, является единственно верным. Это понимание всем хорошо известно: это легализация однополых сожительств, это либерализация эвтаназии, это легализация наркотиков… Все, что с этим связано, вписывается в ценностный мейнстрим, с которым ассоциирует себя политический истеблишмент. Я подчеркну, политический истеблишмент, потому что в структуре западного общества есть куда более традиционные силы, но они находятся вне политического мейнстрима, их просто оттуда вытеснили. И конечно, мы отдаем себе отчет в том, что в тех государствах, нациях, которые подпадут под это влияние, будет продолжаться навязывание тех ценностей, которые, мягко говоря, противостоят христианству, которые неприемлемы для европейской христианской цивилизации. По большому счету, мы рассматриваем этот тренд как некую форму самоуничтожения собственной западной христианской культуры.
Мы должны относиться к себе самокритично: не должно быть никаких иллюзий, что мы идеальны с точки зрения христианских ценностей. У нас есть проблемы с семейным кризисом, у нас есть масса других проблем. Но очень важно то, что Россия декларирует свою опору на традиционные ценности, это первый и очень важный шаг, который мы сделали за последнее время. То есть формальное отрицание христианского наследия со стороны ряда западных государств, наверное, большинства западных государств, противопоставляется нашей декларации о верности, исторической преемственности христианским ценностям, традиционным ценностям, которые были характерны для всего, как раньше говорили в XIX веке, цивилизованного мира. Это очень важная декларация, которая должна получить развитие в том, как построено наше общество, по крайней мере мы на это надеемся. О свободе воли в условиях мобилизации и о «малодушии» уехавших из страны Я тут позволю себе для этого случая все-таки напомнить о российской Конституции, согласно которой у каждого из нас есть конституционная обязанность служить в армии и защищать Отечество. Церковь, как и другие религиозные общины нашего государства, всегда эту конституционную обязанность поддерживала и отстаивала исходя именно из того… Вообще в христианской культуре, в христианской цивилизации всегда утверждалось и продолжает утверждаться, что у человека есть не только права, но есть обязанность и ответственность. Обязанность защищать Отечество, она всегда считалась обязанностью христианина. Исходя из этого мы и должны определять свое отношение к мобилизации.
Конечно, Церковь не испытывает ненависти к тем людям, которые проявляют, скажем так, малодушие… Я считаю, что к тем людям, которые проявляют малодушие, нужно проявлять иные чувства, чем ненависть, по крайней мере со стороны Церкви. Церковь не является, органом, так сказать, прокурорского надзора или еще каким-то органом, который должен обеспечивать исполнение гражданами их конституционных обязанностей. Позиция Церкви заключается в том, что любой гражданин должен исполнять свои конституционные обязанности, в том числе обязанность служить в армии. Далее уже каждый оценивает ситуацию в зависимости от своих эмоциональных привычек. Я еще раз говорю: мы не испытываем ненависти к этим людям, но считаем это малодушием. И увы, мы должны также признать, что очень долгое время воспитание молодежи у нас строилось таким образом, что проявление этого малодушия можно было бы, наверное, и предвидеть. О том, как соотносится заповедь «Не убий» и участие в военных действиях Нет такого закона церковного, который бы оправдывал неисполнение воинского долга. Верующий христианин, который либо является воином, либо призывается в армию, к нему за тысячелетие существования христианской цивилизации сформированы очень понятные требования, которые, кстати, есть даже и в Евангелии. Они, говоря современным языком, заключаются в том, что любой христианский воин не должен превращаться в орудие убийства, не должен превращаться в военного преступника.
И это вполне как бы понятное требование. То есть он должен избегать, уничтожения гражданских лиц, он должен избегать проявлений немилосердия к пленным, к уязвимым; он должен, насколько это возможно, помогать тем, кто был ранен, в том числе среди противника. Это все вписывается в ту максиму, которую я уже продемонстрировал: человек, с которым воюет другой человек, не является каким-то животным, к которому возможно проявлять любое отношение. Когда человек начинает проявлять, относиться к своему противнику как к животному, вот тогда уже можно говорить о совершении военного преступления, говоря языком современного гуманитарного права, или, говоря христианским языком, человек превращается из воина в убийцу, превращается в того, кто сам потерял человеческий облик. В этом заключается христианское учение, касающееся военных действий. Гуманитарное право потому и является правом, а не формой, политической борьбы, потому что обязательство не быть военным преступником в ходе военных действий, распространяется на всех военнослужащих независимо от того, считают ли они себя правыми в той или иной войне. Я иногда сталкиваюсь с попытками пропаганды списать военные преступления на тот факт, что якобы кто-то считает более или менее правым в военном конфликте.
Но на этой лавочке никто же не будет зачитывать или подписывать коллективные письма. Пастырский долг ведет священника в пункты размещения беженцев. В больницу. В госпиталь к раненому солдату. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе так прокомментировал данное обращение: «Позиция святейшего патриарха по поводу конфликта на Украине отражена в его проповеди, которую он произнес 27 февраля. Она является исчерпывающей. Все другие позиции, которые появляются в публичном пространстве, мы считаем ненужным комментировать» [4]. Он заявил, что подписавшие весной антивоенное обращение священники пытались «внести в церковную ограду ту конфликтность, которая к церкви не имеет отношения». По мнению заместителя председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в подобном обращении есть угроза, поскольку внутри церкви не должно быть разделений. Кипшидзе отметил, что выступление священнослужителей вызвало «очень большой оптимизм на Западе» [5]. Реакция в России По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина , «обращение части духовенства РПЦ с призывом к примирению дополняет заявления о прекращении междоусобной брани и мире между братскими народами со стороны патриарха Кирилла».
РПЦ не будет пытаться организовать перемирие на время Пасхи
Если человек это понял, то с церковной точки зрения никаких дальнейших причин для продолжения уголовного преследования не существует», — сказал Кипшидзе. Он решил напомнить, как в 2021 году фигурантка уголовного дела об оскорблении чувств верующих Алина Власкина, которая совершила кощунственные действия по отношению к православной иконе, извинилась перед верующими.
Кипшидзе отметил, что выступление священнослужителей вызвало «очень большой оптимизм на Западе» [5]. Реакция в России По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина , «обращение части духовенства РПЦ с призывом к примирению дополняет заявления о прекращении междоусобной брани и мире между братскими народами со стороны патриарха Кирилла». Протоиерей Георгий Митрофанов сказал о данном обращении: «Текст этого обращения мне не близок. Он слишком декларативен и расплывчат, лишен конкретного целеполагания и к тому же непонятно кому адресован. С его посылом в целом я согласен. Среди священников, его подписавших, есть как мои друзья, так и совершенно незнакомые мне клирики, есть как те, кого я знаю и уважаю, так и те, кого я знаю и не уважаю» [7]. Протодиакон Владимир Василик осудил данное обращение: «Этот текст оскорбителен для российских миротворцев. Для тех русских парней, которые сейчас проливают кровь за нас, для того, чтобы мы здесь спокойно жили и благополучно служили. К сожалению, в очередной раз часть священства показала, что она не со своим народом, что она повторяет фронду 1917 года.
И вот за это подписавшим стоило бы попросить у нашего народа прощения. Я же прошу прощения перед теми, кто проливает кровь и борется за спасение России за неразумное поведение своих коллег.
И рекомендовал оспорить такую «экспертность» в суде, что уже происходит. Кстати, так же можно и нужно отсрочить и вступление в силу закона о запрете УПЦ. Есть ещё апелляция. Поэтому механизм ликвидации УПЦ де-юре, на мой взгляд, нереализуем. А судов будет много по простой причине: у УПЦ нет единого юридического лица.
Есть свыше десяти тысяч юридических лиц и организаций, представляющих УПЦ. На практике МАП базируется в Афинах и зарекомендовала себя как коммуникационная структура между парламентариями государств, где есть православие. Россия как член ассамблеи молчать не стала, выразила протест против правил, выдаваемых Киевом за «законы», которые нарушают основы международного права и «Всеобщую декларацию прав человека» от 1948 года. В УПЦ тоже сослались на международное право, назвав закон о её запрете, принятый в первом чтении украинским парламентом, «неконституционным и противоречащим европейским законам». Так же высказался Всемирный совет церквей. Офис президента Зеленского, инициировавший этот «закон», в рот воды набрал. Молчит и Межпарламентская ассамблея православия.
Фактичекски она замалчивает проблему по ряду причин. К тому же в МАП входит Украина, которую там представляет не кто иной, как Виктор Еленский — глава Госслужбы по этнополитике и свободе совести при правительстве Украины, а так же соавтор той самой религиоведческой «экспертизы» по обоснованию запрета УПЦ, которую теологи, мягко говоря, подвергают критике. А задача МАП — «отстаивание многообразия», сближение позиций, но в ситуации с угрозой запрета УПЦ — сближения позиций антагонистов. Ряд других поместных церквей, находясь под мощным давлением своих государств-членов ЕС, заняли выжидательную позицию.
Потому что мирные инициативы такого рода имеют смысл только тогда, когда встречаются с пониманием с противоположной стороны», — заключил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. По его мнению, они святотатствуют и будут страшно наказаны Богом. Он также выразил надежду, что церковный раскол уйдет в небытие, а на Украине снова укрепится православная вера.
Поливание прихожан из шланга назвали вопросом вкуса в РПЦ
Русская православная церковь не собирается призывать ВСУ к прекращению огня на время Пасхи, так как это бесполезно, заявил заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Об этом в беседе со «Звездой» заявил зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Вахтанг Кипшидзе заявил, что церковь всегда выступала против мошеннических и непрозрачных схем undefined. РПЦ больше не предпринимает попыток к перемирию на время Пасхи из-за их бессмысленности и непонимания со стороны Украины — замглавы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Вахтанг Кипшидзе – зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, автор тг-канала @angry_opposum специально для Друида @wisedruidd.
В РПЦ объяснили, почему больше не пытаются установить пасхальное перемирие
Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и средствами массовой информации Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе сообщил, что будет просить о снисхождении к девушке, которая сделала видеоролик для TikTok с иконой. Русская православная церковь (РПЦ) больше не предпринимает попыток к перемирию, в том числе на время Пасхи, в силу непонимания со стороны Украины. Зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что куличи с символом Z не имеют отношения к христианской традиции, поэтому их не будут освящать.
РПЦ больше не предпринимает попыток пасхального перемирия из-за непонимания со стороны Украины
Говоря о возможной блокировке Telegram в России, представитель РПЦ сказал следующее: — Вахтанг Кипшидзе В свою очередь иеромонах РПЦ Макарий, клирик Иваново-Вознесенской епархии, на круглом столе «Свобода совести, христианская антропология и развитие новых информационных технологий» заявил, что анонимность является «правом Сатаны».
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm.
Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество. Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21.
Поливание прихожан из шланга назвали вопросом вкуса в РПЦ Читать 360 в Зампред Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом Вахтанг Кипшидзе прокомментировал видеозапись, на которой священник поливает прихожан из шланга. Об этом сообщила радиостанция «Говорит Москва». В Сети опубликовали видео, на котором священник окропляет приход святой водой с помощью шланга.
РПЦ потребовала удалить из Сети видео с призывом патриарха скупать криптовалюту
И вот за это подписавшим стоило бы попросить у нашего народа прощения. Я же прошу прощения перед теми, кто проливает кровь и борется за спасение России за неразумное поведение своих коллег. Простите нас» [8]. Антон Хрулёв в Литературной газете дал отрицательную оценку обращению: «Так и хочется спросить: отцы честные, а что же вы восемь лет не писали писали подобных обращений? Все было хорошо в Донбассе? По сути это обращение представляет собой призыв к капитуляции России перед Западом» [10]. Теперь я также хочу обратиться к этим смелым личностям, чей пример напоминает нам об ответственности религий за мир: даже если вы не можете присутствовать на этой Ассамблее и говорить с нами сегодня, мы слышим вас!
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний Севрюк в тот же день выступил с опровержением этого заявления г-на Штайнмайера [14]. Преследования в отношении подписантов 21 сентября 2022 г. Вахитовский районный суд г. Казани признал иерея Глеба Кривошеина, клирика храма благоверных Ярославских чудотворцев Казани подпись 51 , виновным в дискредитации армии часть 1 статьи 20.
В тоже время он отметил, что упоминаемый закон применяется редко. Число приговоров по этой статье измеряется единицами. Абсолютное большинство наших сограждан прекрасно понимают, что унижать другого человека по признаку его принадлежности к той или иной религии, не только православию, это плохо и недопустимо.
Я очень рад, что наше общество в большинстве своем так и считает», — отметил представитель РПЦ.
По его словам, это связано с непониманием со стороны Киева. Дальнейшие попытки добиться прекращения огня бессмысленны, подчеркнул он. С начала специальной военной операции Москва и Киев ни разу взаимно не устанавливали перемирие. В начале 2023 года президент России Владимир Путин после предложения патриарха Кирилла в одностороннем порядке ввел режим прекращения огня с 12:00 6 января до 24:00 7 января.
На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».
РПЦ не будет пытаться организовать перемирие на время Пасхи
Вахтанг Кипшидзе, замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе В РПЦ высказались о возвращении смертной казни. Русская Православная Церковь оставила попытки договориться с Украиной об установлении "пасхального перемирия". Ситуацию объяснил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Русская православная церковь (РПЦ) не будет предпринимать попыток к прекращению огня между Украиной и Россией во время Пасхи. Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе так прокомментировал данное обращение: «Позиция святейшего патриарха по поводу конфликта на Украине отражена в его проповеди. Вахтанг Кипшидзе заявил, что церковь всегда выступала против мошеннических и непрозрачных схем undefined.