Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. «БРИКС притягивает всё больше сторонников и единомышленников — государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего. Накануне саммита в Йоханнесбурге многие эксперты подчеркивали, что расширение БРИКС будет иметь колоссальное мировое значение.
Что такое БРИКС: объясняем простыми словами
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике | Можно заметить, что вопросы, затрагивающие экономическую сферу, довольно обширные и представляют значение как для стран Запада, так и для группы БРИКС. |
Что такое БРИКС и что он предлагает миру. Простыми словами | Население стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств G7: 3,2 миллиарда против 777 миллионов. |
БРИКС расширился за закрытыми дверями | Сейчас БРИКС — это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, вместе больше 40 процентов населения планеты. |
Саммит БРИКС 2023: разоблачение слухов, анализ повестки дня и ожидаемые волновые эффекты
При этом поколение политической элиты, которое стояло у истоков клуба, уже сошло со сцены, а его преемники не унаследовали достаточной воли для формирования общего видения. Развитие других, более динамичных организаций приведет к тому, что члены БРИКС будут уделять большее внимание альтернативным площадкам, и эксперты ожидают, что Саммит БРИКС 2030 года окажется последним саммитом пяти стран. Этот сценарий является инерционным и потому вполне реалистичным, однако он не позволяет в полной мере раскрыть потенциал пятерки. Для усиления своего веса и возможностей реагировать на ключевые проблемы глобальной политики страны пятерки предпочитают «отложить в сторону» исторические противоречия и подписывают прорывной договор о мерах обеспечения взаимной безопасности. При этом каждая из них предпочитает искать ответы на общемировые экономические вызовы самостоятельно или через существующие международные площадки, и единственным значимым инструментом экономической интеграции является Банк развития БРИКС, который, тем не менее, используется большей частью для финансирования политически обусловленных проектов. Главными торговыми партнерами пятерки основателей по-прежнему являются ЕС и США, что не позволяет выносить на обсуждение по-настоящему острые вопросы. Для этого БРИКС начинает, с одной стороны, усиливать свою представленность в системе мировых институтов управления и на коммуникационных площадках, с другой — расширяет свою репрезентативность, открывая двери для других членов. Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии. Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле.
Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост. В этих условиях лидеры пятерки выбрали стратегию национального экономического развития через развитие интеграции. Политическая повестка БРИКС стала лишь приложением к экономическому развитию, и страны-участницы придерживаются парадигмы, что сильная и устойчивая экономика сможет преодолеть вызовы любого порядка. Экономическая же повестка БРИКС за последние 15 лет претерпела существенные изменения: на сегодняшний день пятерка, создав многочисленные институты поддержки и взаимодействия бизнеса, превратилась в мощный экономический союз. Однако этот союз выходит за рамки еще одной «зоны беспошлинной торговли в мире», в его основе лежат концепция устойчивого развития и новый подход к инновациям, включая развитие технологий. Создаваемые технологии находят широкий спрос на развивающихся рынках, включая беднейшие страны, и стимулируют устойчивое социально-экономическое развитие в мире. Эти технологии также начинают проникать на верх пирамиды, на развитые рынки, что приводит к возникновению глобальной технологической экосистемы, альтернативной сложившейся к настоящему времени и основанной на концентрации НИОКР в странах Запада и Японии. В этих условиях экономический союз БРИКС сводит свою внешнеполитическую повестку к сотрудничеству с другими торговыми блоками и отдельными странами создание ЗСТ, активизация работы в регионах мира, диверсификация портфеля проектов , однако основной задачей союза является углубление экономической интеграции.
Страны БРИКС осуществляют единую внешнеторговую политику с тысячами общих торговых домов по всему миру. Более того, в условиях сохраняющейся экономической нестабильности на внешних рынках и распада еврозоны в экономическом союзе БРИКС создается единое министерство планирования и прогнозов, которое стремится сочетать компетенции и производственные мощности стран БРИКС в комплексных долгосрочных стратегиях. Ключевые вызовы, стоящие перед экономической интеграцией БРИКС: низкий уровень взаимной торговли, слабость экономических связей и взаимная конкуренция на третьих рынках. С переходом на этот уровень важнейшим показателем развития БРИКС стала его глобальная конкурентоспособность. Представленные на ключевых континентах, которые являлись источником не только глобального роста, но и основных мировых проблем, члены БРИКС, превращаясь в главного агента работы с цивилизационными вызовами, вынуждены ставить перед собой задачи, выходящие за рамки их политических и экономических интересов. Постоянно растет плотность контактов между странами — экономических, цифровых, культурных, образовательных, общества стран БРИКС учатся проектировать совместное будущее для всего мира.
Так, в частности: Китай обладает дешевыми трудовыми ресурсами, а за счет особенностей законодательства и успешного переноса значительной части производств из США и Европы, превратился в грандиозный промышленный центр. Его вклад в мировой ВВП позволяет считать Поднебесную первой экономикой мира как минимум, в вопросах реального производства ; Индия, обладающая дешевыми интеллектуальными ресурсами даже в расчете на большое население, также отличается высокими экономическими показателями. Недорогое и нетрудоемкое производство вкупе с обилием образованных граждан, способных двигать IT-индустрию , сулят стране немало технологических прорывов; Бразилия, которая, казалось бы, никак не может выделиться на таком фоне, является тем не менее мировым лидером по экспорту многих видов сельскохозяйственной продукции — а значит, дефицит продовольствия в таких условиях не грозит; присоединение ЮАР, обладающей богатыми природными ресурсами, не только обеспечило странам-участницам значительные логистические преимущества, но и увеличило доступный группе БРИКС пул минеральных ресурсов, что помимо прочего служит и гуманитарным целям. Однако успешное развитие и эффективное производство невозможно без хорошей ресурсной базы. Так как в России при ее огромных территориях относительно небольшое население, то существенная часть усилий уходит на поддержание социальной инфраструктуры. Но при этом у государства много самых разнообразных ресурсов. В частности, российский вклад в БРИКС обеспечивается: крепкой научной базой; нефтехимической продукцией; дешевым топливом и т. С учетом такого потенциала эксперты прогнозируют, что эти страны, экономики которых обладают весьма значительными размерами, в будущем смогут трансформировать свой неуклонный экономический рост в серьезное политическое влияние, способное нивелировать засилье «золотого миллиарда».
Лидеры всех этих стран приглашены на саммит в ЮАР, сообщил южноафриканский дипломатический источник. Например, для Ирана, находящегося десятилетиями под западными санкциями, это было бы реальным шансом принимать активное участие в выработке политических и экономических решений на международной арене, к тому же он имеет тесные связи с членами БРИКС. При этом географическое положение нашей страны поможет развить и упростить логистические цепочки альянса. Так что этот союз точно станет взаимовыгодным", - заявила марокканский депутат Ан-Нузха Ибакарим. Саудовская Аравия, как пишет местное издание Okaz, сможет укрепить своё экономическое и политическое положение, поддерживать безопасность и стабильность в свете растущих глобальных экономических и политических вызовов, а БРИКС благодаря вступлению королевства увеличит свою долю по запасам нефти и природного газа, цемента, фосфатов, золота, меди, цинка, кроме того, Саудовская Аравия обладает обширным территориям, пригодными для выработки солнечной энергии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на Московской конференции по международной безопасности, отметил бурный рост авторитета и притягательности БРИКС, в рамках которого "страны с разными политическими системами, самобытными ценностными платформами подают пример многополярной дипломатии, нацеленной на согласование на равноправной основе эффективных форм торгово-экономического, инвестиционного, гуманитарного взаимодействия, форм, защищённых от диктата извне". Однако вместе с очевидными преимуществами - усиление глобального влияния за счёт присоединения региональных лидеров, обладающих хозяйственным потенциалом и крупными запасами природных ресурсов, - расширение БРИКС несёт с собой и возможные риски, поскольку государства крайне неоднородны экономически, что в конечном итоге может сказаться на общих показателях объединения, поэтому к выбору новых членов нужно подходить прагматично. Насчёт Аргентины вопрос остаётся открытым, поскольку никто из кандидатов в президенты — министр экономики Серхио Масса, бывшая министр безопасности Патрисия Буллрич, депутат крайне правых взглядов Хавьер Милей - не в восторге от идеи присоединения к БРИКС, а действующий глава государства Альберто Фернандес примет участие в предстоящем саммите.
Казалось бы, настолько разные по многим параметрам — и экономическим, и социальным, и политическим, и демографическим, и культурным — страны, как можно объединить их, но именно Бразилия, Россия, Китай и Индия в XXI веке показывали такой экономический рост, что стали опережать развитые государства по доле в мировой экономике. Это расширение имело бОльше политические мотивы, чем экономические. По мнению внештатного старшего научного сотрудника американской неправительственной организации Atlantic Council Хуна Трэна, БРИКС в перспективе может эволюционировать в "коллегу" G7 в мировых делах, что окажет очень серьёзное влияние на международные отношения. Секрет успехаВ отличие от международных организаций и блоков БРИКС имеет более гибкую структуру, за счёт чего может оперативнее и эффективнее реагировать на возникающие вызовы глобального масштаба. Если, например, G7 выстроено так, что есть 1 гегемон в лице Соединённых Штатов, а остальные 6 обслуживают его экономические и политические интересы, то в БРИКС деятельность построена на принципе взаимного равенства стран с собственными национальными интересами. Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР заботит своё развитие и повышение своего благополучия, они не дружат против других государств, что в нынешних геополитических условиях становится всё ценнее и привлекательнее. Ресурсы, которыми обладает 5-ка — углеводороды, аграрная продукция, промышленное производство, высокие технологии, драгоценные металлы и камни как реальная альтернатива резервированию бумажных денег , - позволяют БРИКС не просто выжить в условиях дефицита жизненно важных энергоносителей, продовольствия, питьевой воды, но и динамично развиваться. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США.
История возникновения БРИКС
- БРИКС расширяется в поисках смысла (27 августа 2023) |
- БРИКС расширяется в поисках смысла
- Председательство Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году
- Зачем кому-то нужен БРИКС?
- БРИКС - последние новости компании на сегодня - Новости
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Успех БРИКС будет зависеть от его адекватности современным глобальным вызовам, способности выработать последовательную интеграционную стратегию и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Основные направления деятельности БРИКС, цели и задачи создания организации. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС.
Страны БРИКС: зачем они объединились и чем занимаются?
Как в достижении совместно поставленных задач, так и для его понимания сторонними наблюдателями, мышление которых выстроено в рамках уже давно и прочно утвердившегося канона. И если первое ещё может, как мы видим, постепенно преодолеваться странами-участницами, то решить вторую проблему пока совершенно не представляется возможным. А возможно, и не является необходимым. В первую очередь потому, что привело бы к созданию нового шаблона, начинающего генерировать совершенно бессмысленные ожидания. Нам в действительности ещё предстоит, во-первых, оценить пределы сотрудничества стран БРИКС в динамично меняющихся условиях, а во-вторых, создать некую рамку для оценки эффективности её деятельности. БРИКС и глобальные альтернативы в современном мире Олег Барабанов Современное геополитическое противостояние России и Запада, которое, очевидно, не прекратится в ближайшие годы, остро ставит на повестку дня вопрос о глобальных альтернативах. Этот вопрос теперь приобретает не только теоретическое или футурологическое значение — для России он напрямую связан с тем, насколько успешно страна сможет развиваться в сложившейся ситуации. Поэтому речь идёт в первую очередь о реализуемости, устойчивости и эффективности альтернативных моделей глобального социально-экономического развития, мирового порядка и восприятия ценностных нарративов, пишет Олег Барабанов, программный директор Валдайского клуба. Мнения Также рассуждения о том, что реально БРИКС может, а чего не может, стоило бы начать с понимания того, насколько достижения или провалы других международных институтов связаны с их индивидуальными особенностями. Второе, однако, является теоретической задачей. Группа БРИКС — если кратко — это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы в практических вопросах мировой экономики и политики.
Поэтому, во-первых, мы не можем рассчитывать на то, что группа БРИКС создаст международные финансовые институты и инструменты, сопоставимые по масштабам влияния с теми, которыми управляет Запад — с Международным валютным фондом или Всемирным банком. Во-вторых, вряд ли стоит ожидать от БРИКС решений конфронтационного или репрессивного характера в отношении других участников международного сообщества. Мы понимаем, конечно, что в своём современном положении страны Запада воспринимают как конфронтационное любое действие или решение, которое не обслуживает их специфические интересы.
Первый создан для поддержания финансовой стабильности в странах «пятерки». Он служит своеобразной «заначкой» из которой можно задействовать средства в случае серьезных финансовых проблем в странах-участницах объединения. Примерно столько же составляет бюджет Нового банка развития, цель которого — расширение финансового сотрудничества между странами и финансирование инфраструктурных проектов стран-участниц. Сейчас банк возглавляет экс-президент Бразилии Дилма Руссефф. Кроме этого, в организации действует Сетевой университет , учрежденный в 2015 году. Он базируется на основе действующих вузов стран-участниц, от России представлены более 10, а штаб-квартира располагается в Уральском федеральном университете.
По ее словам, платежная система в долларах рассчитана на богатые страны, в то время как для более бедных государств она невыгодна. Страны-участницы БРИКС стремятся к дедолларизации национальных экономик — отказу от доллара во взаимных расчетах и полноценному переходу на национальные валюты.
Предусматривается дополнение двусторонних экономических связей стран-партнеров их взаимодействием в многостороннем формате, обеспечение координации в международных и региональных организациях, объединениях и форумах, в первую очередь — Всемирной торговой организации. Одной из задач Стратегии является консолидация усилий для преодоления кризисных явлений в экономике, вызванных распространением пандемии, а также выработка эффективных мер для ответа на вызовы глобальной экономики, в том числе противодействия торговым ограничениям. Структура документа включает в себя три основных блока: торговля, инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие, в рамках которых планируется координировать продвижение конкретных инициатив и направлений деятельности. Ключевыми направлениями сотрудничества в указанный период являются вопросы укрепления многосторонней торговой системы и реформы ВТО, развития цифровой экономики, поддержания бесперебойной работы цепочек поставок, продвижение устойчивой экономики, а также климатическая тематика.
Другими словами, БРИКС, как это ни поразительно, не является институтом-фальшивкой, ширмой, прикрывающей основные механизмы взаимопонимания своих участников. И именно это представляет собой самую большую сложность. Как в достижении совместно поставленных задач, так и для его понимания сторонними наблюдателями, мышление которых выстроено в рамках уже давно и прочно утвердившегося канона. И если первое ещё может, как мы видим, постепенно преодолеваться странами-участницами, то решить вторую проблему пока совершенно не представляется возможным. А возможно, и не является необходимым. В первую очередь потому, что привело бы к созданию нового шаблона, начинающего генерировать совершенно бессмысленные ожидания.
Нам в действительности ещё предстоит, во-первых, оценить пределы сотрудничества стран БРИКС в динамично меняющихся условиях, а во-вторых, создать некую рамку для оценки эффективности её деятельности. БРИКС и глобальные альтернативы в современном мире Олег Барабанов Современное геополитическое противостояние России и Запада, которое, очевидно, не прекратится в ближайшие годы, остро ставит на повестку дня вопрос о глобальных альтернативах. Этот вопрос теперь приобретает не только теоретическое или футурологическое значение — для России он напрямую связан с тем, насколько успешно страна сможет развиваться в сложившейся ситуации. Поэтому речь идёт в первую очередь о реализуемости, устойчивости и эффективности альтернативных моделей глобального социально-экономического развития, мирового порядка и восприятия ценностных нарративов, пишет Олег Барабанов, программный директор Валдайского клуба. Мнения Также рассуждения о том, что реально БРИКС может, а чего не может, стоило бы начать с понимания того, насколько достижения или провалы других международных институтов связаны с их индивидуальными особенностями. Второе, однако, является теоретической задачей.
Группа БРИКС — если кратко — это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы в практических вопросах мировой экономики и политики. Поэтому, во-первых, мы не можем рассчитывать на то, что группа БРИКС создаст международные финансовые институты и инструменты, сопоставимые по масштабам влияния с теми, которыми управляет Запад — с Международным валютным фондом или Всемирным банком.
Названы главные ожидания от расширения БРИКС: вызов Западу
Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входящих в объединение стран на английском языке, до присоединения в 2011 году ЮАР оно носило название БРИК. Отличие в том, что в нашем случае речь идёт о доле влияния на формирование правил международной торговли, и БРИКС не претендует на чужую собственность, как Остап Бендер. БРИКС — это, скорее, форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане уместнее сравнивать его с G7. Статья БРИКС (BRICS), История термина, Страны-участницы, Активы, Новый банк развития, Население более 3 млрд человек, Страны БРИКС лидируют по доле в мировой экономике, Хронология событий, В БРИКС появится единое технологическое пространство, Венесуэла. БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
Население стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств G7: 3,2 миллиарда против 777 миллионов. Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. Экономист Колташов: Единая валюта БРИКС может быть привязана к золоту. Отличие в том, что в нашем случае речь идёт о доле влияния на формирование правил международной торговли, и БРИКС не претендует на чужую собственность, как Остап Бендер. В этом смысле БРИКС может сыграть свою роль. Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Кроме того, внутренние финансовые проблемы США делают доллар все менее привлекательным. Изначально обсуждался проект создания аналога SDR специальных прав заимствования , который действует в МВФ: страны могут получить помощь фонда пропорционально своему вкладу в фонд. Стоимость SDR привязана к стоимости корзины основных валют, в которую включен доллар США, японская йена, евро, фунт стерлингов и китайский юань. В настоящее время более актуальным стал бы проект единой цифровой валюты, учитывая опыт Бразилии, Китая, а теперь и России, в создании цифровой национальной валюты. Введение антироссийских санкций вновь актуализировало данный вопрос, в частности 11 пакет санкций, блокирующий транзакции российских компаний в некоторых зарубежных странах-экспортерах товаров на отечественный рынок. Мери Валишвили магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Что мешает созданию единой валюты 1. Политическая разнонаправленность.
Например, Индия недавно подписала соглашение с США о сотрудничестве на 100 млрд долларов: это совместные проекты для разработки технологий, полупроводников, обороны, изучения космоса.
Именно в этом контексте у БРИКС есть пространство для маневра, так как все существующие в настоящее время международные организации были созданы в другом пространстве глобальных вызовов и были ориентированы на решение других задач. Глобальные вызовы Подавляющее большинство действующих сегодня международных институтов сформировались после Второй мировой войны с главной задачей создать такую систему управления, в которой будут невозможны глобальные вооруженные конфликты и которая будет сохранять ялтинско-потсдамские принципы неприкосновенности.
Соответственно, международные организации можно поделить на две группы в соответствии с типом их интеграции — политической или экономической — как ответа на современные ей вызовы. Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО. Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер.
Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба.
В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии.
Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом.
Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста?
Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями?
Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов.
И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально.
Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций.
Вместе все эти государства составляют весомую часть мировой экономики, где Китай и Индия — лидеры в производстве товаров и услуг, а Россия, Бразилия и ЮАР — одни из главных поставщиков сырья. Именно поэтому объединение усилий так важно. В планах союза — стать лидером мировой экономики к 2050 году.
Особо ценный партнер Последнее на данный момент вступившее в союз государство — ЮАР — на первый взгляд заметно выделяется среди прочих членов. В рейтинге мировых экономик африканская страна занимает 30 позицию, при том, что все прочие члены БРИКС входят в первую десятку а Китай с Индией и вовсе занимают 2-е и 3-е места. Тем не менее, из всех африканских стран именно ЮАР считается высокоразвитым государством — за счет своих ресурсов, прежде всего. Страна владеет крупнейшими в мире залежами золота и платины, богатыми месторождениями алмазов и еще около 40 видов полезных ископаемых, в том числе угля, железа и меди.
Государства партнеры провели несколько встреч.
Придан новый импульс работе по таким направлениям, как промышленное сотрудничество, в том числе в партнерстве с ЮНИДО, здравоохранение, труд и занятость, наука и образование, сельское хозяйство, предупреждение и ликвидация природных катастроф, охрана окружающей среды. Проведен целый ряд крупных форумов, способствовавших сплочению культурных и цивилизационных потенциалов стран объединения.
IX саммит объединения состоялся 4-5 сентября 2017 г. Встреча лидеров наглядно продемонстрировала единство «пятерки», четко подтвердила наличие у всех ее участников реальной заинтересованности в дальнейшем развитии и углублении многопланового партнерства, совпадение или созвучность позиций по широкому спектру ключевых вопросов мировой политической и экономической повестки дня. На саммите в Китае была одобрена Сямэньская декларация и Сямэньский план действий, подписаны три межведомственных пятисторонних документа План действий БРИКС по торгово-экономическому сотрудничеству, План действий БРИКС по инновационному сотрудничеству на период 2017-2020 гг.
В ходе китайского председательства 1 января — 31 декабря 2017 г. С успехом прошли первый Международный фестиваль театральных школ стран объединения, Форум молодых дипломатов, Форум политических партий, экспертных центров и организаций гражданского общества, Спортивные игры, кинофестиваль БРИКС, Международный конгресс женщин стран ШОС и БРИКС, Форум породненных городов и муниципальных образований, Профсоюзный форум, Молодежный форум. С 1 января 2018 г.
Центральным мероприятием текущего года стал Х юбилейный саммит, который состоялся 25-27 июля 2018 г. Он подтвердил прочность позиций «пятерки» как важнейшего элемента формирующегося полицентричного миропорядка.
Как новые страны БРИКС усилят Россию
БРИКС оставит прогрессирующий Китай, который уже сегодня демонстрирует политическую и экономическую самостоятельность и не испытывает острой необходимости в членстве. Это может привести к перебалансировке сил, если, например, Китай присоединится к клубу мировых экономических лидеров. Таким образом, в случае выхода из группы любой из стран будет потерян межцивилизационный статус объединения. Во-вторых, предполагается, что объединение БРИКС продолжит свое существование в виде «клуба», форума и будет обсуждать возникающие в мире проблемы и согласовывать позиции стран-членов по различным вопросам. Снизится экономическая активность стран БРИКС в мировой экономике, а также влияние на международные процессы, а именно в части вопросов урегулирования региональных военных конфликтов и реформирования существующих институтов глобального управления [16, с. Предложение, касающееся присоединения других участников к межгосударственному объединению, впервые было озвучено китайской стороной. Позиция России в этом отношении предполагает внимательное изучение вопроса по увеличению стран-членов «Пятерки». Помимо этого, многие восточные страны рассматривают БРИКС как перспективную площадку для ведения внешней политики. То есть, в ближайшее время группа может значительно расшириться за счет новых участниц, что приведет к трансформации названия группы и укреплению ее позиций в мире [4]. Это приведет к усилению взаимодействия как внутри самой группы, так и расширению форматов сотрудничества с различными странами.
Увеличится совокупный рейтинг в экономической и политической сферах, что позволит оказывать воздействие на международную повестку дня [16, с. Таким образом, предполагаемым вектором развития в ближайшее время останется взаимодействие стран-членов БРИКС в формате «клуба», так как не предполагается каких-либо существенных изменений в отношениях между участницами группы. Однако, наш мир достаточно динамичен, прогнозы экспертов, составленные на 2020-2022 гг. Если рассматривать теории распада и укрепления объединения, то их вероятность практически одинакова, выбор в пользу данных сценариев будет зависеть от реализации возможностей и преодоления угроз участницами БРИКС. Вариант с привлечением участников в БРИКС является, с одной стороны, своевременным и правильным, с другой - становится мало вероятным в силу внешних факторов. Объединение пяти государств успешно функционирует именно благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга. Поэтому можно сказать, что группа БРИКС сегодня становится привлекательной и важной альтернативной площадкой. Заключение Таким образом, БРИКС - это реальность мировой политики и экономики, которая обладает необходимыми ресурсами для прогрессивного развития. Формат группы предусматривает организацию периодических официальных саммитов, наличие отчетов по встречам и подписание соглашений.
Разумеется, внутри объединения имеется множество противоречий, устранение которых возможно благодаря взаимному интересу стран-участниц, постоянной разработке и усовершенствованию путей взаимодействия. Кроме того, Россия сохраняет статус активного участника группы БРИКС, выступая инициатором современных направлений и идей и реализуя многие актуальные проекты в целях эффективного функционирования объединения. Сегодня БРИКС фактически представляет собой ядро многополярного мира, а в долгосрочной перспективе ожидается трансформация в сильную и влиятельную организацию. Библиографический список 1. Авдокушин Е. Антонов В. Астахов Е. Давыденко В. Петровского, Брянск : [сайт].
Игнатова О. Ильин И. Кудашова Н. Куемжиева С. Кулинич Р. Лисицкая М. Макаревич Д. Попробуйте сервис подбора литературы. Карта роста.
Попова Н. Шатская И. Научный альманах. Шевченко Р. Серия : Политология. Ягъя В. Яковлев П. Электронный журнал. Stuenkel O.
London : Lexington Books, 2015. References 1. Avdokushin E.
Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире. К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления. Разумеется, при расширении интеграционного объединения не исключен ряд сложностей и рисков. Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС. Яркий пример такого отношения к стране - члену группы уже имеется: введение беспрецедентных экономических санкций против России со стороны ЕС, США, Великобритании, Канады и других стран Запада. Нельзя исключать, что при вступлении в БРИКС новых государств возможно появление конфликтной среды внутри самого объединения. Тем самым возникнет задача поиска новых способов решения разногласий между своими членами. При этом отношения между двумя африканскими потенциальными кандидатами Алжир и Египет на протяжении всей их истории в целом были достаточно дружескими, страны разделяют общие интересы на всех уровнях - политическом, экономическом, социальном и культурном, а также по вопросам безопасности. Тем не менее потенциальный негатив - это незначительные частности на фоне масштаба и уровня позитивного, оздоравливающего эффекта на мировое развитие, который однозначно привнесет дальнейшая количественная и качественная эволюция БРИКС. Здесь особенно важным представляется сохранить вектор движения, изначально заложенный при создании группы как равной, транспарентной и инклюзивной системы, качественно новой и уникальной модели межгосударственного сотрудничества. Дейч Т. Йоханнесбургская декларация. Дробот Е. Этеквинская декларация. Уфимская декларация. Толорая Г. Материалы V Международной научной конференции. Москва, 4 июня 2015 г. Форталезская декларация. Шубин В. Юртаев В. Серия: Международные отношения. Agonnoude B. GDP, current prices Billions of U.
Важно отметить, что в БРИКС нет единого центра, который бы навязывал свою волю или наказывал тех, кто пытается нарушить установленные правила. Потенциально, БРИКС может стать основой для новой архитектуры мирового порядка, более справедливой и гибкой как в политическом, так и в экономическом отношении. Это особенно актуально в свете того, что форматы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. И вот тут возникают как минимум два резонных вопроса. Первый: о каком равенстве во взаимоотношениях может идти речь, если, например, Эфиопии по степени политического влияния и состоянию экономики до России, Китая и Индии как до Луны, причём пешком. Разница почти в 5,5 раза. И богаты при этом «до неприличия». Однако обе страны сталкиваются с рядом внутренних проблем. Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом. Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону. Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме. Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу. Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием. Возьмём нашего ближайшего соседа и союзника - КНР. Примерно с начала 2000-х годов эксперты стали отмечать, что именно Китай, а не Россия является главным противником США и по возрастанию экономической мощи, и по притязаниям на политическое влияние в мире. И руководство КНР не даёт повода сомневаться в том, что во главу угла оно ставит собственные политические и экономические интересы. В настоящее время отношения между Москвой и Пекином ровные и дружеские. Однако в борьбе за влияние на страны Глобального Юга Россия и Поднебесная хотят откусить кусок от одного пирога. Да и на евразийском континенте их интересы тоже пересекаются. Правда, один из принципиальных тезисов, которые были заложены в БЕП, гласит, что российская инициатива не направлена на противодействие или конкуренцию с китайской ИПП. Да и китайская сторона не высказывает принципиальных разногласий или опасений по поводу действий Москвы.
Данный способ финансирования может осуществляться и при помощи валют других развивающихся стран. Расчет в местной валюте может увеличить объем корпоративного финансирования, что определенно выгодно. Абсолютное доминирование доллара США или евро на мировой арене несправедливо. Нам необходимо использовать собственные валюты для укрепления торговли и инвестиций между нашими странами». Официальная заявка этой центральноамериканской страны уженаходится на рассмотрении. Выступая на открытии посольства Гондураса в Китае, президент Сиомара Кастро рассказала, что ее народ несколько веков боролся с колониализмом и теперь стремится к полной независимости и свободе. Российский премьер министр Михаил Мишустин, говоря о целях работы банка БРИКС, заметил, что в новых условиях партнерам важна экономическая защита дружественных стран от влияния антироссийских санкций. На двустороннем уровне, в торговле с Египтом, например, влияние санкций удается сводить к минимуму. Россия — крупнейший поставщик зерна в Египет.
Саммит БРИКС 2023: разоблачение слухов, анализ повестки дня и ожидаемые волновые эффекты
У группы нет постоянного председателя: работу по очереди координирует страна — организатор саммита, сменяющаяся каждый год. Кроме саммитов в формате G-8 «Группа восьми», с 2022 года перешла в формат «Группа семи» , G-20 «Группа двадцати» , на которых встречаются главы государств, под эгидой БРИКС проводится более 20 форматов переговоров. Это всевозможные форумы, встречи глав министерств и другие виды сотрудничества: Ежегодные саммиты и встречи лидеров «на полях» саммитов «Группы двадцати». Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности. Встречи управляющих Новым банком развития. Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования. Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками. Также существуют форумы гражданского общества БРИКС, парламентские и молодёжные форумы, а также отдельный медиасаммит, на которых поднимаются вопросы финансового, научно-технического, культурного и политического характера.
За счёт кооперации все страны рассчитывают укрепить свои экономические и политические позиции на мировой арене. Также среди декларируемых задач организации — построение гармоничного мира и процветание. Круг тем, которые затрагивают на встречах БРИКС, охватывает все актуальные аспекты жизни, в том числе экологические проблемы, бедность, развитие общества, финансовые институты и др. По факту же работа ведётся по нескольким направлениям. Согласно экономической концепции организации, приоритеты в странах БРИКС отданы сельскому хозяйству , торговле, инвестициям и минеральному сырью. Стратегия экономического партнёрства до 2025 года разработана по инициативе российского Минэкономразвития с учётом национальных интересов стран — членов БРИКС.
Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально. Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций. Их успешность будет зависеть в том числе и от того, насколько корпоративные игроки, которые являются непосредственными акторами экономической жизни, будут интегрированы в системы принятия решений и формулирования повестки. Перед мировым сообществом встают вопросы, какая платформа станет адекватной глобальным вызовам и сможет ли БРИКС занять это место. Экономический, технологический, человеческий и культурный потенциал объединения позволяет говорить о том, что пятерка способна совместно и эффективно реализовывать проекты совсем другого масштаба. Ключевым условием состоятельности БРИКС станет интенсивность и адекватность его реакции на эти и другие вызовы за счет трансформации как политических, так и экономических форматов взаимодействия. Сценарии развития БРИКС Учитывая высокую степень политической и экономической неопределенности и недетерминированности контекста развития БРИКС, мы применяем сценарный подход, в рамках которого будут рассмотрены различные степени политической и экономической интеграции БРИКС в условиях глобальных вызовов.
По словам российского посла в Египте, торговля зерном ведется вне зависимости от западных санкций. Георгий Борисенко рассказал, что стороны отработали системы доставки российской пшеницы, благодаря регулярным контактам министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева и министра снабжения и внутренней торговли Египта. И, конечно, туризм. На египетских курортах ждут россиян и готовы принимать до 5 миллионов человек ежегодно. Поэтому участие Египта в проектах БРИКС, в том числе по разработке новых форм расчетов, в перспективе значительно облегчит жизнь и бизнесу, и туристам. Именно поэтому в этот формат буквально выстроилась очередь из разных стран, которые предпочитают более сбалансированные и взвешенные отношения тому долларовому диктату, который в последнее время западные страны предлагают принять как данность. А список тех, кто хочет вступить в объединение, с каждым годом растет. И задались вопросом о геополитическом перевороте. А недавно такие оценки косвенно подтвердил и президент Франции Макрон.
Организация создана для координации деятельности вышеперечисленных стран в целях совместного увеличения темпов экономического роста. С 2009 года представители стран БРИКС встречаются на ежегодных саммитах глав государств и правительств, в ходе которых обсуждаются актуальные направления совместной деятельности и существующие проблемы. По итогам каждого саммита принимается соответствующая декларация. Помимо саммитов, в рамках БРИКС организуется почти 100 ежегодных мероприятий, в том числе 15 встреч на уровне министерств.
БРИКС расширился за закрытыми дверями
Проходящий в ЮАР саммит БРИКС меняет представление об этом объединении: из статиста сообщество пытается превратиться в значимую силу, которая может лишить доллар США статуса главной мировой валюты. Главные темы саммита BRICS — уход от доллара и перевод торговых расчетов стран-участниц организации в национальные валюты. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы Можно заметить, что вопросы, затрагивающие экономическую сферу, довольно обширные и представляют значение как для стран Запада, так и для группы БРИКС. Нет смысла отрицать, что многие страны, желающие присоединиться к БРИКС, считают, что данное объединение может дать им возможности, которые они никогда не смогут получить от Запада. Главные темы саммита BRICS — уход от доллара и перевод торговых расчетов стран-участниц организации в национальные валюты. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы
Что такое БРИКС: объясняем простыми словами
Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. К потенциальным членам БРИКС относят те государства, что уже изъявили желание вступить в состав членов этой международной организации.