Новости советское воспитание

Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных.

В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР

В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов.

Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности». Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских.

Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной. Рабочих мест для школьников было создано мало. Рабочий, к которому прикреплялся школьник, должен был исполнять роль инструктора. Однако, от выполнения производственных задач его никто не освобождал. В итоге, зачастую школьник просто стоял за спиной рабочего и наблюдал.

Преподавание естественнонаучных дисциплин было построено таким образом, чтобы формировать у школьников целостную, научно обоснованную картину мира. В советское время невозможно было себе представить, чтобы, как в постсоветской России, чуть ли не треть молодых людей полагали, будто Солнце вращается вокруг Земли. То, что в математике и физике мало было знать теоремы и формулы, а нужно было уметь их доказать и вывести, способствовало развитию логического мышления учащихся. Большую роль в «воспитании в человеке Человека» играла литература. Программа произведений, предлагаемых для изучения в школе и для внеклассного чтения, была составлена таким образом, чтобы способствовать духовному развитию учеников, формированию в их внутреннем мире гуманистических, истинно человеческих принципов бытия. Изучалась литература тоже так, чтобы развивать мышление школьников. Для получения высокой оценки недостаточно было высказать даже «самую правильную» точку зрения. Нужно было своё мнение аргументировать, подтвердить материалом художественного произведения. Это помогало глубже осмыслить духовное содержание писательских творений и научиться ценить мастерство использования автором выразительных средств. А также исключало попытки «изучать» литературные произведения лишь по учебнику. Благодаря общему развитию, полученному в школе и вузе, усвоенному на школьных уроках литературы подходу к изучению художественных произведений, я, окончив химфак Харьковского университета и проработав несколько лет химиком, сумел потом — не скажу, что без труда, но без особых проблем — переквалифицироваться в кинокритика. Добавлю к сказанному: уровень обязательного образования в СССР по мере развития страны повышался — от начального до полного среднего. Гарантом получения образования всеми детьми выступало государство. Опять-таки подчеркну, что всестороннее развитие советских людей и воспитание в человеке Человека стали важнейшей задачей не только системы образования, но и всего общества. На создание условий, благоприятствующих её решению, было нацелено всё, начиная с принципов организации экономики. Американский философ и психолог Эрих Фромм, исследовавший в целом ряде работ воздействие социально-экономической системы капитализма на внутренний мир человека, пришёл к выводу, что экономическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования — прежде всего жажду денег, собственничество, индивидуализм. А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления». Так вот, в Советском Союзе воплощение в жизнь принципа, который Сталин назвал «основным законом социализма» социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована не на погоню за прибылью, а на «непосредственное удовлетворение потребностей общества» , и создавало эти самые «другие условия», которые способствовали утверждению в сознании людей истинно человеческих ценностей и принципов бытия. Однако мало было создать условия, объективно благоприятствующие решению такой задачи, требовалось и организовать широкомасштабную работу, направленную на достижение этой цели. И работа по всестороннему развитию народа активно велась в Советской стране. В школах, вузах, в Домах пионеров и Домах культуры создавались всевозможные кружки, секции, студии — спортивные, художественные, научно-технические. Можно вспомнить немало выдающихся музыкантов, художников, учёных, которым эта система детского творчества помогла выявить их дарования. Конечно, большинство подростков потом могли избрать и избирали другую профессию. Но то, что они получали в этих кружках и секциях, способствовало их всестороннему развитию. В девятом классе у нас появился новый классный руководитель и учитель физики Георгий Иванович Астахов. Выпускник физмата Белгородского пединститута, он в годы учёбы увлекался ещё и боксом — стал чемпионом области. Позже я слышал, что он, оставаясь преподавателем физики, заочно поступил в Литературный институт. Не знаю, окончил ли он его, но два сборника стихов Георгия Ивановича вышли. А в Харьковском университете заведующий кафедрой химической метрологии, доктор наук и профессор Николай Петрович Комарь в молодые годы ещё и играл в футбол. Из какой-то повести о коммунистическом будущем запомнился термин: «Многолучевой человек».

Сегодня такой подход считается неправильным, поскольку каждый человек имеет право делать так, как подсказывает ему сердце. Безусловно, он не должен допускать неуважительного отношения к окружающим, но любить он никого и ничего не обязан. Стоит отметить, что принцип «из-под палки» наоборот заставляет человека ненавидеть даже то, что он любил бы по своей воле. Если найти правильные слова и дать ребенку возможность определиться со своими предпочтениями, он вырастет доброжелательным и отзывчивым. Ведь только сердце, а не страх и долг могут сделать человека достойной личностью. Угрозы Вместо того чтобы объяснить, как не надо делать, советские родители придумывали всевозможные угрозы и запугивания.

Вообще, такая привычка из детства может запросто лишить вас тонкой талии в будущем, а ещё привести к расстройству пищевого поведения. Потому что вы будете переедать как раз из-за фразы, так часто повторявшейся в детстве. Сегодня такая установка в воспитании неактуальна. Почему-то советские воспитатели считали, что из-за похвалы чадо обязательно вырастет самовлюблённым эгоистом. А советские граждане в первую очередь должны были думать о партии и государстве, а не о себе. Но по факту отсутствие комплиментов увеличивает риск формирования у ребёнка заниженной самооценки и привычки обесценивать себя и свои не столь крупные достижения. Перехваливать не стоит, но умеренные комплименты хуже точно не сделают. Ещё одно разрушительное для самооценки юного человека поведение, перенятое многими от их мам, росших в СССР. Сравнивание ребёнка с кем-то из соседских детишек, малышей-друзей или родственников только занижает ещё не до конца формировавшееся мнение чада о себе. Но зато ребёнок чётко запоминает, что он плохой, ведь вокруг него все почему-то такие идеальные...

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде». А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку.

Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы

Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей. Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом! Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии. И так интересно и полезно узнать, как это делают другие!

Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины.

Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх. Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду.

Факт доказан множеством исследований. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать.

Вспомним распространенную в то время присказку: "есть слово "хочу", а есть — "надо". Или вот эту: "пока не доешь, из-за стола не выйдешь". Детей заставляли подчиняться строю, вести приличную жизнь, чтобы все было "как у людей". При отказе заставляли страдать, ощущать себя ущербным, неправильным, до тех пор, пока сопротивление ребенка не ломалось окончательно. Результатом такого насилия стало совершенное неумение сегодняшних взрослых жить для себя.

Разумеется, ведь с детства их учили, что внутренние желания и стремления — ерунда, если они не одобряются обществом и не вписываются в рамки общепринятых стандартов. Отсутствие эмоциональной связи с родителями В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей.

Мы катались на великах по всему городу, лазили по стройкам и военным частям, по гаражам и крышам домов, купались без родителей во всевозможных водоемах. Мы делали ракеты и бомбы на порохе и магниево-алюминиевой смеси, которые, представляете, летали и взрывались. Мы дрались с ребятами соседнего двора, и родители не подавали в суд за синяки и ссадины. Мы пили воду из колонок и кранов, а иногда просто звонили в незнакомую квартиру и просили неизвестного человека, который открывал нам дверь, дать стакан воды. И нам никто не отказывал.

Мы сами бегали в магазин за мороженным и пирожками. Если нам было необходимо, то мы просто заходили к своим друзьям и знакомым без предварительного звонка и могли остаться ночевать у них. Мы были знакомы с детьми всего дома, а то и квартала, у нас были десятки друзей по всему городу, к которым мы сами, не предупреждая родителей, могли съездить на троллейбусе или автобусе.

10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

И это настолько прочно вошло в моё сознание, что когда через пару лет я прочёл роман Стивенсона, в котором герои преодолевают опасности ради богатства для себя, он показался мне скучным. Цель не вызвала в душе отклика! Когда я работал над статьёй о советской семье народов, не раз задумывался, что вырабатывало в сознании многих жителей СССР отношение к людям любой национальности как к своим. И пришёл к выводу, что и в этом немалая заслуга художественной культуры. Опять же сошлюсь на собственный опыт. В детские и подростковые годы среди моих любимых книг, которые я перечитывал не раз, были, наряду с произведениями русских и украинских писателей, «Ребята нашего двора» Зенты Эргле, «ТВТ» Янки Мавра, «На берегу Севана» Вахтанга Ананяна, «Остров великанов» Арнольда Негго, которые рассказывали о жизни детей в Латвии, Белоруссии, Армении, Эстонии. Они вызывали во мне такое же отношение, что и мальчишки и девчонки из произведений Гайдара или Осеевой. Их национальность не имела никакого значения. Это были близкие мне сверстники… Согласно Марксу, социалистическое общество должно сделаться системой, которая «как свою постоянную действительность производит человека со всем богатством его существа».

Всё, о чём говорилось выше, свидетельствует, что эта задача в Советском Союзе успешно решалась. Но вот сразу же после победы контрреволюции антисоветская власть взяла курс на снижение уровня массового образования и на отказ от его развивающего характера. Ельцинская Конституция РФ статья 43, п. При этом обязанность обеспечивать получение этого образования перекладывалось с государства на родителей: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» там же. Осуществлённая реформа образования ведёт, как констатировали математик профессор О. Смолин и филолог профессор В. Троицкий, к снижению интеллектуального и духовного уровня нации. И это был отнюдь не просчёт, а расчёт реформаторов!

Министр образования Фурсенко прямо заявил: «Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ — создать квалифицированного потребителя, способного использовать результаты труда других». На «умопогашение» народа, подмену гуманистических ценностей существования потребительскими нацелены и другие средства воздействия на сознание людей — телевидение, кино, литература, в которых ныне абсолютно доминирует не подлинно художественная, а «массовая» культура. Академик В. Арнольд, выступая в Госдуме на слушаниях по реформированию образования, назвал тогда ещё только готовившуюся реформу «планом подготовки рабов». И, действительно, значительное снижение уровня развития людей лишает их способности осмыслить явления и тенденции в жизни общества, сделать правильные выводы, что позволяет власти эффективно манипулировать ими. Но есть ещё одна причина, главная, требующая снижения уровня развития народных масс. И она обусловлена не «национальными особенностями» современной России, а природой современного капиталистического общества. Дело в том, что современная капиталистическая экономика основана на постоянно подогреваемой потребительской гонке.

Снижение уровня потребления чревато экономическим кризисом. А духовно развитому и гуманистически ориентированному человеку потребительская гонка органически чужда, поскольку для него определяющее значение имеют другие ценности — духовные. Владимир Игоревич Арнольд рассказывал, что западные коллеги «просветили» его: «Вместо того чтобы покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами или теоремами и не приносят хозяевам ожидаемого дохода». Потому-то курс на духовное и интеллектуальное развитие широких масс людей неприемлем для капитализма! Так что Фурсенко по-своему прав: нацеленность советского образования и воспитания на всестороннее развитие личности — это действительно порок.

Их трудно было застать слоняющимися по двору или валяющимися на диване у телевизора. И в городе, и в деревне работали клубы, библиотеки, дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, где дети могли бесплатно развивать свои способности и реализовать таланты. В отношениях с детьми нужно соблюдать строгость, не баловать их Родителям рекомендовалось относиться к детям, как к взрослым, не потакать их капризам и желаниям.

В советских семьях количество игрушек сводилось к минимуму, зато было много интересных книг с картинками они стоили дешево. Считалось неправильным дарить детям дорогие подарки, покупать красивую одежду она была в дефиците , как-то выделять их среди сверстников. Необходимо воспитывать интерес и любовь к природе Частью советского воспитания было формирование гуманного отношения ко всему живому, любовь к природе. В книгах советского педагога В. Сухомлинского этой стороне воспитания отводилось много внимания. Дошкольники под руководством воспитателя наблюдали, как распускаются первые листочки, как цветут растения, как живут насекомые. В садиках были живые уголки, где дети ухаживали за их обитателями: черепахой, рыбками, морской свинкой. Школьники посещали кружки юных натуралистов, ходили в походы, вели дневники наблюдений за природой.

Важно формировать нравственные качества В основу нравственного воспитания был положен «Моральный кодекс строителя коммунизма», согласно которому в детях воспитывались патриотизм, интернационализм, честность, уважение к старшим и другие нравственные качества. Считалось, что стремление к обогащению, эгоизм, индивидуализм — постыдные качества. Школьников учили жить не для себя, а для своей страны. Не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки. Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.

Участники круглого стола: - Священник Павел Бибин, магистр богословия, клирик Свято-Троицкого храма г. Москва - Ирина Пономарева, преподаватель рус.

Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г.

В это время игрушками для малыша становятся абсолютно все окружающие предметы.

Просто посмотрите, как ребенок, особенно если ему не исполнилось года, реагирует на шуршащие пакеты, яркие журналы и крышки от кастрюль. Для крохи это — лучшие развлечения! Совет 1: Одна игрушка — одна функция У многих современных игрушек не берем в расчет развивающие коврики есть одна проблема: они слишком сложные для детей.

Играть в такую «штуку» взрослому — сплошное удовольствие. А для малыша, чем проще игрушка — тем лучше. Поверьте, кроха найдет тысячу и один способ поиграть с самой простой погремушкой или матрешкой.

И это будет гораздо полезнее для его развития. Совет 2: Игрушки должны быть разные Дайте своему карапузу возможность выбора. Пусть у него под рукой будет и пирамида, и игрушечная панель с кнопками, или даже «забытая» погремушка.

Игрушки, расположенные в зоне досягаемости крохи, должны отличаться по цвету, размеру и назначению. Поэтому покупайте «развлекалочки» разного действия и направления. Совет 3: Безопасность — прежде всего Это умудренные жизненным опытом мамы и папы уже знают, что не все предметы можно и нужно пробовать на зуб.

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов.

Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября

Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования.

Миф о советской школе

Не шумят мои игрушки… В младенчестве на нас влияли педагогические теории американского доктора Спока, усвоенные нашими матерями вперемешку с выдержками из статей «Энциклопедии домашнего хозяйства». Именно этим источникам информации мы обязаны тем, что нас окунали в ванну в пеленочках, поили водичкой при грудном вскармливании, а к году приучали ходить на горшок. Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках. Куклы, с которыми мы играли в дочки-матери, — простецкие советские и ГДРовские красавицы с закрывающимися глазами, учили нас безусловной любви к «детям», не зависящей от их внешних и прочих качеств.

Пластмассовый крокодил Гена, играть с которым было невозможно, потому что у него постоянно вываливались желтые глаза, прививал нам терпимость к чужим недостаткам. Человек — существо коллективное В детском саду мы проходили предварительный этап формирования советского человека. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу — зато почти все советские дети научились есть через «не могу»!

Показательные наказания провинившихся например, не успевших на горшок детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства. Безусловно, так было не везде! Среди воспитателей встречались и по-настоящему добрые женщины, при них в группах царила теплая атмосфера, а их подопечные с малолетства приучались любить общественную жизнь.

Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило. Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие: Всегда мы помним Ленина И думаем о нем. Мы день его рождения Считаем лучшим днем!

Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста.

Мы открывали букварь — и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры.

Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Мы выкрикивали: «Всегда готов!

Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые.

Тем не менее они были знакомы с передовыми педагогическими идеями своего времени. В первую очередь, лидеры коммунистического государства отдавали предпочтение американским концепциям в противовес европейским, которые считали «вырожденческими». Но заимствовали большевики идеи не напрямую, а преобразуя их.

Как правило, меняли основу с индивидуалистской на коллективистскую. То есть использовали методологию, а идеологию при этом меняли. Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые.

Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство. Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно.

Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией.

Джон Дьюи Фото: Wikimedia Commons Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан. Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства. Соответственно, учебный процесс кардинально изменился.

Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться».

Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование. Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт. Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки.

Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР был сопоставим с полной анархией. Читайте также: Домашние задания и экзамены в трудовой школе отменили.

Также педагоги должны были учитывать региональные особенности при сборе учебного материала. За что трудовую школу невзлюбили родители Первые педагогические преобразования большевиков столкнулись с большими трудностями. Так, отказ от преподавания Закона Божьего вызвал широкое и упорное сопротивление, особенно в среде крестьян. Как вспоминала Надежда Крупская, достаточно было появиться слухам о том, что богословие могут изъять из учебной программы, — и родители не пускали детей учиться, заявляя, что такие школы им не нужны.

Родительские комитеты в городах тоже выражали недовольство. Во многом поэтому советская власть их ликвидировала. От компромисса — сделать Закон Божий факультативом — большевики категорически отказались. Вместо родительских комитетов за образованием стали следить «представители трудового населения».

Их избирали через партийные коллективы и женотделы. Но на деле представители, среди которых практически никогда не было родителей, совершенно не интересовались делами школ, и «пролетарский контроль» провалился. Внедрение трудового принципа тоже шло негладко. Преподаватели чаще всего не понимали, как его реализовать.

В итоге трудовое обучение сводилось к тому, что школьники должны были в промежутках между уроками, по выражению Крупской, «быть на побегушках». Они мели полы, мыли посуду, таскали дрова и даже разгружали вагоны. Анатолий Луначарский, «О народном образовании» Кроме того, страна переживала очень сложный период: вслед за Первой мировой началась Гражданская война, разразился голод в Поволжье, распространилась повальная беспризорность. Многие дети вообще не имели возможности учиться.

В таких условиях наладить даже привычное обучение было трудно, а совершенно новое — тем более. Поэтому во многом постановления ВЦИКа носили чисто декларативный характер, а трудовой принцип действительно применялся только в отдельных образцово-показательных учреждениях. Ученики за работой в столярной мастерской. Дата съёмки: 1928—1933 гг.

Страх от одиночества. Страх в ожидании матери, которая уезжает на работу рано утром и приезжает поздно вечером. Сначала ты боишься в яслях — тебя в них оставляют уже в год, и это везение, потому что кого-то сдают на казенный кошт уже в два месяца. Переходишь из яслей в садик и тоже боишься», — пишет журналист Анастасия Миронова. Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания.

Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену. Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей. И страдали от этого, в первую очередь дети. Никого особенно не интересовало, что чувствует ребенок или его родители, ведь главной задачей советского человека был труд на благо родины. У меня был друг, наши кровати стояли рядом и мы каждый вечер мечтали найти спички и поджечь ночью детский сад, чтобы ночевать дома», — вспоминает Lena.

А что нужно малышу для нормального развития? Безопасность, забота, внимание и любовь значимых для него взрослых. Я тот специалист, который ежедневно на консультациях и в жизни волей-неволей видит корни ситуаций взрослых людей. А корни эти, как все мы уже знаем, из детства. Как-то в спортклубе я разговорилась с управляющей, женщиной примерно моего возраста. Она сказала интересную фразу: «У меня была роскошь общения с мамой. Нас три сестры, мама педагог. Но у нее всегда находилось время с каждой из нас поговорить! До нашего времени никто не думал, что у детей бывают психологические травмы.

Подход к воспитанию имел прагматичный характер подготовки к нормальной жизни, и многие качества воспитывались далеко не экологичными, на наш взгляд, методами. Как вы объясните подобный подход к воспитанию? Вспомним жизнь советского человека. Государство восстанавливалось после полувека потрясений и потерь. Нехватка мужчин, высокий процент детей-сирот. Учили выживать. Не было времени разговаривать и справляться с детскими эмоциями, да и мало кто это умел. Такие люди, как Макаренко или Выготский, были, но на всех их явно не хватало. Выжить бы», — врезалась мне в память фраза одной моей пожилой клиентки.

В любви, понимании и принятии нуждались все — и дети, и взрослые, но силы были только на выживание. Еще по теме После такой вводной, я надеюсь, вы уже иначе будете воспринимать «ошибки», которые я ниже перечислю. Какие методы воспитания опасны и к чему они приводят Воспитание в СССР: перечислим ситуации и последствия для человека уже во взрослом возрасте 1. Воспитание через насилие Применялось как физическое, так и психологическое насилие в школе и в семье. Поставить в угол, выпороть, отчитать при всем классе, оскорбить. Нужно было воспитывать работников и честных людей, а времени на задушевные разговоры не было. Физическое наказание и общественное порицание давало быстрый результат, ребенок от страха быстро начинал вести себя так, как от него требовалось. Еще по теме Госдума обязала школьников трудиться без согласия родителей Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод. И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания.

Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас.

Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику

Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени. Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя.

Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность.

Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам. Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы.

Детей учили уважению к другим людям, всех своих слуг они называли на Вы это, правда, уже 19 век, но ведь он к нам ближе. Учили терпеть боль, учили преодолевать уныние, ни при каких обстоятельствах не падать духом. Девочек закаляли так же, как и мальчиков. Готовили их к самостоятельности. Дети дворянского сословия прекрасно понимали, что «главная роскошь в человеческой жизни — это роскошь общения».

Отсюда все эти балы, светские приемы, визиты друг к другу. Детей учили уступать лучшее место за столом другому человеку, детей учили слушать собеседника, не перебивать и т. Дворянин должен был быть мужественным, неприхотливым, готовым ко всему, он должен быть учтивым с вышестоящими, дружелюбен с равным, и великодушен к нижестоящим. Вот почему, к примеру, ни один из декабристов в ссылке не спился и не опустился, эти люди уважали себя. Вот почему русские эмигранты после Гражданской войны опять же они опустились, а сумели прокормить и себя и детей, а дети их практически без исключения вышли « в люди». Не хуже было воспитание и в купеческих семьях, там царил Домострой, там дети учились повиноваться, но их рано приучали к делам и умению управлять другими людьми. И никакого визга: «хочу собаку». В крестьянской среде какого-то особого воспитания не требовалось.

Там сама жизнь воспитывала так, что лучше не бывает. Физический труд был интенсивным, но посильным. Все-таки крестьяне очень хорошо знали, как нагружать детей, и взрослым мужиком считался человек после 21 года. Крестьянский сын становился хозяином очень рано, практически все стремились отделиться от отца. А хозяин на земле, он и вождь для своей семьи, и защита, и суд, и учитель. Гораздо хуже с воспитанием обстояло дело у мещан и у пролетариев. Но эти категории до революции не составляли большинства. А вот после революции именно они и стали «заказывать музыку».

Еще в 20-х года большевистские идеологи столкнулись с тем, что в городах «освобожденных» от дворян и буржуазии, стали процветать мещанские нравы и вкусы. Большевики начали упорную борьбу с мещанством и боролись с ним до тех пор, пока… сами не стали мещанами. Ибо все начальство, вышедшее из крестьян и пролетариев не могло прыгнуть выше головы. Собственно вся элита 70-х годов, включая Брежнева, Суслова и большинство других «членов», это птицы не высокого полета, это мещане по своим вкусам и взглядам. Ну и пролетариат, сколько его не воспитывали, а он оставался все таким же, каким и был. И его вкусы — мешать водку с портвейном — наложили отпечаток на все советское общество. Большевики были наивными в том, что полагали: человек, который одолел чтение статей Владимира Ленина, который родился в обществе, где нет эксплуатации человека человеком, который получил десятилетнее и высшее образование в СССР, приобретет некие особые социалистические качества. Другое дело, что какое-то образование люди все-таки получили.

Но вот с воспитанием детей — это была катастрофа. Мои родители, как и родители моих ровесников, родились перед войной. И они хлебнули по полной программе нищеты. Жили впроголодь. Одевались часто в обноски с плеча старших сестер и братьев. Вот это и была их программа — их дети должны были получить то, чего не получали они. Я горжусь своими родителями, они у меня замечательные, но сказать, что меня как-то воспитывали, я не решусь. Все делалось в «рабочем порядке».

Я могу сказать другое, что как только в семье появились какие-то деньги, а это было ближе к середине 70- х годов, то мои потребности стали, чуть ли не главными. Помню какой-то свой день рождения, там было столько всего: торт шоколадный, трюфели, зефир, куча всяких шоколадных конфет, этот банкет закончился для меня тем, что печень моя не выдержала, и ночью мне было нехорошо. В 70-е годы, правда, стали популярными всякие методики воспитания по доктору Споку, была такая семья Никитиных, воспитание в которой почему-то считалось идеалом, то есть проблемы с воспитанием стали как-то осознаваться в СССР, но тут грянул 1991 год, и все мы получили дикий капитализм. Мурло советского мещанина, мурло полублатного человека стало определяющим. Получилось нечто гораздо худшее, чем было до 1917 года. А это самый верный показатель чрезвычайно низкой культуры общества. В порядочных советских семьях росли порядочные дети. Но эти выросшие дети не смогли спасти свою страну, ибо не были приучены к самостоятельным социальным поступкам.

Да и за себя он и постоять не сумели, отдали собственность в руки воров и подонков всех уровней и национальностей. Отдали без сопротивления, это к слову о том, каких людей воспитывало советское государство. А государство это воспитывало, прежде всего, послушных и покорных. Советские граждане должны были совершать подвиги, но только тогда, когда это государству нужно. Как говорили при товарище Сталин: «Когда родине будет нужно, героем у нас станет любой». Лозунг — «все лучшее детям» не был пустым звуком. Помню, что мы бесплатно получали молоко. Наши родители вполне могли нас обеспечить молоком, но осталась такая установка от еще недавнего прошлого — давать детям молоко, дабы они получали белок.

Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята. Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка. Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао. Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры? Если уж сейчас мы получили по эклеру.

Мою первую учительницу звали Анна Семеновна. Это была одинокая женщина, которая любила свою работу, любила нас. Среди учительниц всегда есть соперничество, Анна Семеновна была не очень хорошая учительница в смысле педагогического мастерства. Ольга Петровна и Лидия Максимовна учили куда успешнее, дети у них были грамотнее и лучше считали. Но я ни тогда, ни сейчас не поменял бы Анну Семеновну ни на кого. Она для нас стала родным человеком. Как всякий педагог со стажем, как всякая женщина, она бывала не в духе, скандалила, была с нами несправедлива, но она нас любила, и мы это чувствовали. Однажды она как-то смущенно и даже раздраженно показала нам фото, на котором была вместе с Крупской.

Поэтому поддержите ребёнка и потратьте энергию на то, чтобы раскрыть его таланты и найти дело, которое увлечет надолго и потом будет приносить деньги. Наказание ремнём Любое физическое насилие по отношению к ребёнку неприемлемо. Множество исследований доказывает, что даже слабый подзатыльник может нанести психологическую травму человеку на всю жизнь или сделать из него агрессора. Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой. Гораздо лучше найти альтернативы и научиться с ребёнком разговаривать и договариваться. Слово старшего — закон Уважение ко взрослым и старости — обязательно. Но беспрекословное послушание ни к чему хорошему не приведёт. Ведь все люди могут ошибаться и быть неправым.

Это не зависит от возраста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий