В 2022 году количество людей на Земле достигнет 8 млрд — это произойдет в основном благодаря высокому темпу рождаемости в развивающихся странах. С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Статья Население Африки, Численность населения, 2022 Распределение населения по странам Африки, Северная Африка, Рост населения, Страны-лидеры по росту населения, Плотность населения, Народы, Туареги, Фулани, Нилоты, Карамонджонг, Мундари, Браки, Разрешено. Уровень рождаемости в Африке выше, чем в большинстве других частей мира, из-за культурных норм и представлений о размере семьи, а также доступа к услугам репродуктивного здоровья, таким как контрацепция или аборт. Благодаря сочетанию снижения смертности и одного из самых высоких в мире показателей рождаемости общая численность населения Африки увеличилась в десять раз и теперь превышает 1,4 млрд.
Countries with the Highest Total Fertility Rate in 2023
- Население Африки
- Демографическая трансформация в Африке
- Демографический бум: почему в самых бедных странах растет рождаемость?: ioi — LiveJournal
- Search the United Nations
- Эксперты рассказали о демографическом взрыве в Африке
В Узбекистане продолжает снижаться рождаемость
В 2019-м женщины Бангладеша, в среднем, рожали по два ребенка — в три с половиной раза меньше, чем в 1970-х. Раньше новорожденные умирали, не успев внести свой вклад в развитие страны. Теперь же все больше детей вырастают, получают образование и начинают приносить пользу обществу. Специалисты ожидают, что в 2024 году Бангладеш перейдет из категории «наименее развитых» в группу стран с «развивающейся экономикой». Через похожие процессы прошли и другие государства Азии. Например, Таиланд и Филиппины. Почему в Африке не смогли снизить рождаемость Многие страны Тропической Африки максимально нестабильны. После обретения независимости во второй половине ХХ века, африканские государства так и не начали последовательно развиваться. Африку трясло: гражданские войны, геноцид, голод и диктаторы-людоеды — через подобные бедствия прошло несколько поколений африканцев. На континенте все еще велика доля младенческой смертности и огромна рождаемость.
Уровень грамотности низок. Есть и еще одна проблема: идея планирования рождаемости встречает сопротивление у африканских активистов. Они считают , что через распространение контрацептивов Запад «продвигает свою повестку и идеи, которые не соотносятся с местной культурой».
Соответственно, в Африке исторически сформировались высокие уровни женской занятости и социальные системы поддержки женщин, позволяющие им сочетать работу в сельском хозяйстве и уход за детьми, — это распространенность расширенных семей где уход за детьми могут по очереди брать на себя различные родственницы , полигиния со-жены могут по очереди присматривать за детьми друг друга , длительные интервалы между рождениями. В качестве примера «пронаталистских» установок можно посмотреть на Нигерию. Особенно ярко они выражены на севере страны, где проживает преимущественно мусульманское население. Рождаемость здесь в 2018 году достигала 6,6 ребенка на женщину при среднем нигерийском уровне 5,3.
На севере Нигерии также сохраняется один из самых низких в мире средний возраст вступления в брак у женщин всего 15,7 года. Среднее желаемое число детей варьируется от 7,9 на мусульманском северо-востоке страны до 4,0 на христианском юго-западе. Значимость детей здесь особенно высока для мужского населения; мужчины зачастую имеют более высокое желаемое число детей, чем женщины, и негативно настроены по отношению к использованию практик планирования семьи. Это приводит к тому, что у женщин, особенно в полигинных семьях весьма распространенных на севере Нигерии реальное число рожденных детей зачастую превышает желаемое. Наиболее распространены следующие мотивы: боязнь развода поводом для которого послужит то, что супруга не в состоянии родить желаемое мужем число детей; при этом чем больше у жены и мужа совместных детей, тем сложнее мужу развестись с этой женой, поскольку при разводе все дети останутся на попечении мужа , желание предотвратить брак мужа еще с одной женщиной, стремление укрепить свое влияние в семье, особенно по сравнению с другими женами. Таким образом, население в значительной части противилось распространению планирования семьи и идеям ограничения рождаемости в целом. Во сколько обойдется африканским странам более чем десятилетняя задержка со снижением рождаемости?
Ответ на этот вопрос можно получить, сравнивая последние прогнозы численности населения, сделанные ООН для этих стран, с предыдущей серией прогнозов сделанной в 2000 году. Практически все прогнозы пересчитаны в сторону существенного увеличения. Сравнение прогнозов показывает, что, например, Нигерии отставание в снижении рождаемости обойдется как минимум в 120 млн «дополнительных» людей к 2050 году — прогноз численности населения увеличен с 280 млн до 400 млн. Прогноз по Танзании увеличен более чем вдвое: ранее ООН предполагала, что к 2050 году ее население достигнет 60 млн человек, а согласно последнему прогнозу, танзанийцев к середине века станет 140 млн. Здесь и ниже: график 3. В ряде стран Тропической Африки снижения рождаемости не происходит, демографы вынуждены резко пересматривать прогнозы. Источник: UN World Population Prospects 2019 Однако утверждать, что мировое сообщество вовсе забыло про Африку и оставило страны южнее Сахары справляться со своими проблемами в одиночку, неверно.
Объемы международной помощи Тропической Африке весьма значительны. Проблема в том, что поток средств направлен на множество самых разнообразных приоритетов, и женское образование тем более среднее , а также продвижение планирования семьи зачастую уступают таким разумеется, тоже крайне важным направлениям, как борьба с младенческой и материнской смертностью, снижение распространенности инфекционных болезней и т. Так, в 2008 году более чем из 30 млрд долларов международной помощи, поступившей в Тропическую Африку, лишь 2,6 млрд было направлено на развитие образования. Таким образом, вопрос не только и не столько в увеличении объемов помощи хотя оно крайне желательно , сколько именно в расстановке приоритетов при распределении этой помощи. В число важнейших приоритетов должна войти задача скорейшего снижения темпов роста населения. Так что же можно и нужно сделать для того, чтобы угроза была предотвращена? Образование Женское образование — важнейший инструмент влияния на рождаемость.
Более образованные женщины позже выходят замуж, имеют больше информации и доступа к планированию семьи, чаще и более эффективно используют контрацепцию. А вот влияние среднего образования на снижение рождаемости значительно сильнее, чем у начального образования. В целом, если женщины, не имеющие образования, рожают 6—7 детей, то у женщин с начальным образованием число детей составляет в разных африканских странах от 4,5 до 6, а вот у женщин, обучавшихся в средней школе, обычно бывает 2—3 ребенка. Характерен пример Ганы: рождаемость составляет 6 детей на женщину без образования, 4 ребенка на женщину с начальным образованием и 2 ребенка на женщину со средним образованием. Для Эфиопии аналогичные показатели составляют 5,8, 4,6 и 1,9 ребенка на женщину. Показателен также опыт южноафриканских стран, где среднее образование имеют не менее четверти женщин и рождаемость существенно ниже, чем в странах Тропической Африки. Соответственно, магистральным путем увеличения доли женщин со средним образованием должно стать достижение стопроцентного охвата средним образованием детей школьного возраста вообще и девочек в особенности.
В этом новом усилии исследователи обнаружили похожую связь между молодыми девушками. Исследователи начали свое исследование, отметив, что в начале 2000-х годов показатели рождаемости перестали снижаться в нескольких африканских странах. Чтобы выяснить, почему, они получили данные опросов, проводимых каждые несколько лет в исследуемых странах. В частности, они рассмотрели данные, охватывающие период с 1950 по 1995 год. Данные включали размер семьи, а также информацию о доступе к образованию для детей в каждом домохозяйстве.
Родригесом и Дж. Клеландом еще до выделения четырех трендов в работе специалистов ООН, также косвенно подтвердило эту систематизацию, показав, что у латиноамериканских стран, следовавших тренду 3, рождаемость действительно монотонно снижалась по мере повышения уровня образования отсутствие формального образования, стартовое начальное, полное начальное, среднее и выше , в то время как в некоторых наименее развитых странах Азии и Африки начальный уровень образования способствовал не снижению, но, напротив, некоторому повышению рождаемости по сравнению с полным отсутствием образования Rodriguez, Cleland 1980. Образование и традиционные практики ограничения рождаемости Таким образом, степень влияния различных уровней образования на рождаемость связана не только с различиями в уровнях развития общества. Весьма значимым фактором является также степень распространенности в обществе традиционных социокультурных практик, направленных на ограничение рождаемости. Вот как это резюмировали Сингх и Кастерлайн по результатам своей работы, основанной на данных Всемирного обследования рождаемости. Однако больший уровень образования может также ассоциироваться с меньшей продолжительностью грудного вскармливания или послеродового воздержания, что само по себе будет способствовать повышению рождаемости. Можно поэтому ожидать, что страны, характеризующиеся сильными традиционными ограничениями рождаемости, будут иметь более высокие [образовательные] пороговые уровни — и это ожидание подтверждается. В большинстве азиатских стран несколько лет начального образования практически не влияют на брачную рождаемость, и лишь среднее образование ассоциируется со значительно более низкой рождаемостью. Дело обстоит иначе в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где любое формальное образование, даже несколько лет начальной школы, обычно приводят к снижению рождаемости, а полное начальное и среднее образование также приводят к значительному снижению рождаемости» Singh, Casterline 1985: 206. Значительное число антропологических работ включая наши собственные исследования показали, что традиционные социокультурные практики по ограничению рождаемости в Тропической Африке относятся к числу самых распространенных во всем развивающемся мире, при этом они глубоко укоренены в традиционной хозяйственной системе. Действительно, традиционная хозяйственная система большинства африканских обществ имеет фундаментальное отличие от таких систем в других регионах развивающегося мира, поскольку основана на мотыжном земледелии где основным работником является женщина , в отличие от распространенного в Азии плужного земледелия где эта роль отводится мужчине. Этим обусловлен значительно более высокий традиционный вклад женщин в экономику и жизнеобеспечение домохозяйств и уровень женской занятости в Африке, чем в остальном развивающемся мире, что имеет ряд важных следствий в демографическом плане. В частности, необходимость сочетать рождение и воспитание большого числа детей и значительную женскую трудовую занятость приводит к возникновению в обществе различных механизмов и явлений, которые облегчают для женщины совмещение материнской и трудовой функций; в первую очередь к таким явлениям можно отнести распространенность расширенных семей, члены которых сестры, жены братьев, бабушки, старшие дети, в полигинных союзах — другие жены и др. Антропологические исследования отмечают огромное разнообразие социальных механизмов, практик и норм, направленных на поддержку расширенных семей и препятствование их нуклеаризации в Тропической Африке [1]. Большой вклад женского труда в существование домохозяйства также положительно коррелирует с распространенностью полигинии Clignet 1970; Boserup 1970 , которая, в свою очередь, тесно взаимосвязана с практикой длительного послеродового воздержания 1—2 года и даже более , обусловливающей длительные интервалы между рождениями Saucier 1972; Schoenmaeckers et al. Некоторые антропологи и демографы предполагали, что послеродовое воздержание играло в Африке ту же роль «социального ограничителя» в регулировании рождаемости, что и позднее вступление в брак в Европе до начала демографического перехода см. С учетом этого логично предполагать, что распространение массового образования в Тропической Африке действительно могло вначале привести к некоторому подъему рождаемости за счет размывания традиционных практик ее ограничения — в частности, ослабевания практики послеродового воздержания, что могло вести к сокращению интервалов между рождениями и соответствующему росту рождаемости. Эта гипотеза подтверждается эмпирическими данными о динамике снижения рождаемости, которая заметно отличается в странах Тропической Африки от стран Азии и в целом соответствует и тренду 1, выделенному специалистами ООН, и нашим ожиданиям см. Это означает, что повышение женской занятости даже в современных секторах может слабее влиять на снижение рождаемости, чем это было в других регионах развивающегося мира. С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Достаточно ли будет для этого всеобщего начального образования к 2015 году если таковое будет достигнуто, что крайне сомнительно для целого ряда стран региона? Однако в этом дискурсе образование рассматривается само по себе, безотносительно к его влиянию на рождаемость. Рассмотрим, каким образом достижение стопроцентного охвата начальным образованием повлияет на суммарный коэффициент рождаемости в странах Тропической Африки. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары. На основе корреляционного анализа можно сделать два важных вывода. Во-первых, стопроцентного охвата женского населения начальным образованием совершенно недостаточно для выведения рождаемости на уровень замещения. Во-вторых, в пределах Тропической Африки можно выделить несколько кластеров, в которых влияние образования на рождаемость проявляется с различной силой. В частности, особенно четко выделяются западноафриканский и восточноафриканский кластеры южноафриканские и центральноафриканские страны не группируются с такой четкостью, по всей вероятности, в силу наличия меньшего числа точек в нашей выборке для этих регионов. Корреляции между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Западной и Восточной Африки. Из приведенных диаграмм рассеивания видно, что в Западной Африке распространение образования имеет намного более сильное отрицательное влияние на рождаемость, нежели в Восточной. Однако ни тот ни другой паттерн динамики женского образования не стали основой для сколько-нибудь быстрого снижения рождаемости в Восточной Африке в последние годы. Корреляционный анализ, проведенный отдельно для восточноафриканской и для западноафриканской выборки, подтвердил, что в первом случае влияние начального образования на рождаемость намного слабее и менее значимо, чем во втором. Иными словами, при некотором значении охвата женского населения начальным образованием страны Восточной Африки будут иметь более высокую рождаемость, чем страны Западной Африки при аналогичном уровне. Можно сказать, что Восточная Африка образует особый «резистентный» кластер, лежащий заметно выше общего тренда см. Однако в обоих регионах распространения всеобщего начального образования недостаточно для снижения рождаемости до уровня простого воспроизводства — в Западной Африке при стопроцентном охвате женщин образованием рождаемость составит 3,7—3,8 детей на женщину, а Восточной Африке — намного больше, примерно 5,2 ребенка на женщину. Среднее образование как способ снижения рождаемости в Тропической Африке Рассмотрим теперь потенциал распространения среднего образования в плане снижения рождаемости. Существующие исследования и изложенные соображения о необходимости более высокого чем начальное уровня образования в странах с сильными традиционными практиками ограничения рождаемости позволяют предполагать, что эффект среднего образования на рождаемость в Тропической Африке должен быть заметно сильнее, чем эффект начального образования. Так, еще в середине 90-х годов исследование 14 африканских стран Африки южнее Сахары показало, что начальное женское образование снижало рождаемость лишь в половине стран, в то время как среднее женское образование оказывало такое влияние во всех странах, притом эффект его возрастал по мере увеличения числа отученных лет Ainsworth et al. Бонгаартс исследовал выборку из 30 африканских стран и пришел к выводу, что во всех 30 странах средний коэффициент рождений был ниже у женщин со средним и выше образованием, чем у женщин с начальным образованием Bongaarts 2010. В работе Н. Гупты и М. Исследователи пришли к выводу, что заметное влияние на снижение рождаемости оказывает лишь женское образование длительностью 8 и более лет. Это означает, что распространения одного лишь начального и уж тем более неполного начального образования для ускорения снижения рождаемости явно недостаточно Gupta, Mahy 2003. В таком случае необходимо рассмотреть, какоe влияние на рождаемость имеет распространение среднего образования рис. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное среднее образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары. Как мы видим, корреляция здесь действительно сильная, несравненно сильнее, чем в случае с начальным образованием. Стоит добавить, что, в отличие от распространения начального образования, восточноафриканский регион не образует здесь ярко выраженного «резистентного» кластера и находится в границах тренда. Конечно, необходимо как можно быстрее расширить возможности получения среднего образования взрослыми африканцами. Таким образом, для предотвращения социально-демографи-ческих катастроф в странах Тропической Африки необходимо как можно быстрее ввести в этих странах всеобщее обязательное среднее образование. Необходимо отдавать себе отчет в том, что даже такая мера [4] приведет к заметному росту доли женщин старше 15 лет со средним образованием лишь через 8—12 лет в зависимости от возраста старта начального образования и принятой продолжительности обучения в начальной и средней школе , когда контингент учащихся, поступивших в начальную школу в год введения всеобщего среднего образования, окончит среднюю школу [5]. Отметим, что эта мера поможет снизить демографическое давление в странах Тропической Африки двояким образом — как через уменьшение рождаемости, так и через ускорение темпов экономического роста и при этом как через механизм «демографического бонуса», так и через рост производительности труда. Введение всеобщего обязательного среднего образования в странах Тропической Африки — это, безусловно, крайне дорогостоящая мера, и самим африканским странам только своими силами с этим не справиться. Мировому сообществу вообще и развитым странам включая США и Россию в особенности необходимо оказать странам Тропической Африки необходимую поддержку в этом вопросе, в том числе значительную финансовую помощь. Литература Зинькина, Ю. Рождаемость в Тропической Африке: риск демографического взрыва. Азия и Африка сегодня 9: 42—45. Коротаев, А. Современные тенденции мирового развития.
Содержание
- 22 сентября - ИА SM-News. Эксперт показала пример разницы в рождаемости на примерах Польши и Нигера
- Снижение Рождаемости в Мире, Африке и Европе - YouTube
- Рождаемость в мире продолжает снижаться - Аргументы Недели
- Азиаты и африканцы составят 80 процентов населения мира к 2050 году - Российская газета
- К 2100 году рождаемость почти во всех странах упадет ниже уровня воспроизводства
Способно ли образование предотвратить социально-демографические коллапсы в Тропической Африке?
НовостиВчера, 11:30. В институте ВЭБ предложили улучшать демографию в России с помощью мигрантов из Африки, Азии и Латинской Америки. Влияние рождаемости и смертности неоднородное на изменение численности населения в странах мира. Бедность является одной из основных причин высокого уровня рождаемости в Африке. Вот почему государственные программы и политика по сдерживанию рождаемости или созданию условий, при которых она уменьшится естественным путем, являются приоритетными для реализации демографического дивиденда в Африке. Вы здесь: Главная Наука Замедление уровня рождаемости в Африке связано с нарушением образования девочек.
BFM TV: рождаемость во Франции упала до рекордного за 30 лет уровня
Население африканского континента | На прошлой неделе президент Нигерии Мухаммаду Бухари заявил, что хочет регулировать рождаемость, чтобы улучшить экономическую ситуацию в своей стране. |
Народонаселение | Эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе демографический рост в Африке будет способствовать развитию экономики континента и повышению его политической значимости. |
NYT: демография выдвигает Африку на первый план в следующие 25 лет - ИА "Африканская инициатива" | Африка сейчас переживает демографический взрыв, в ближайшие годы примерно половину ее населения будут составлять люди моложе 25 лет, заявил РИА Новости эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов. |
ООН: Уровень рождаемости падает в странах Европы и растет в странах Африки | Директор Института демографии НИУ "Высшая школа экономики" Анатолий Вишневский считает, что бюро не открыло Америку: потенциальный тренд на превышение смертности над рождаемостью прослеживается, но этому есть объяснение. |
Население Китая, Индии и Африки сравнялось. Что их ждет дальше? : Новости | Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу«Долгосрочная динамика рождаемости в странах Тропической Африки: закономерности, тенденции и перспективы», Ю. В. Зинькиной в pdf или читать онлайн. Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес! |
Вы точно человек?
«Большая рождаемость в Африке, например. А в клубе «Валдай» предлагают заселить Россию беженцами из Африки на фоне демографической катастрофы. Discover countries population fertility rates for the year, visualized on an interactive world map.
В 2100 году 40% населения мира будет африканским
По ее мнению, план развития человеческого капитала, составленный Всемирным банком для Африки, может помочь справиться этими проблемами и осуществить демографический переход от высокого уровня рождаемости к более низкому, что приведет к увеличению личного дохода. Она подчеркнула, что с момента начала его реализации в 2019 году, Всемирный банк уже выделил дополнительно более 2,2 миллиарда долларов новых инвестиций в африканское женское агентство, здравоохранение, образование и возможности трудоустройства.
Топ-10 стран мира по численности населения Фото: pixabay В каких странах проживает наибольшее количество людей и на территории каких государств умещается почти треть всего населения планеты — в материале Zakon. Число людей, живущих на планете Земля, регулярно меняется. На неравномерное распределение населения влияют разные факторы: природные условия, качество жизни, рождаемость, меры финансовой и социальной поддержки населения и другое. Власти государств пытаются контролировать численность жителей, регулируя демографическую политику. В основном, люди проживают в Северном и Восточном полушариях планеты. Индия Население: 1 430 756 000 человек Столица: Нью-Дели Государственные языки: хинди и английский Валюта: индийская рупия Туристов, посещающих впервые Дели, Мумбаи, Калькутту и другие города-миллионники, удивляют переполненные людьми улицы.
В городах наблюдается повсеместная теснота, на дорогах — отсутствие соблюдения правил безопасности и антисанитария. Кроме того, гостей страны озадачивает соседство полуразрушенных городских трущоб с небоскребами и старинными архитектурными шедеврами. Но, несмотря на видимые недостатки небогатой страны, ежегодный поток туристов не уменьшается и составляет порядка 10 млн человек. Гостей в Индию притягивают известные во всем мире достопримечательности: музей-мавзолей Тадж-Махал, Каджурахо с храмами, украшенными эротическими скульптурами, форт Агры, пещерные храмы Аджанты, дворец Махараджи, а многих привлекают живописные индийские пляжи и бухты. Китай Население: 1 422 438 000 человек Столица: Пекин Официальный язык: китайский путунхуа Валюта: китайский юань Территория Китайской Народной Республики расположена там, где находятся самые крупные мегаполисы в мире: Чунцин более 30 млн жителей , Шанхай и Пекин свыше 20 млн. Китайская цивилизация может похвастаться почтенным возрастом, который составляет около 5 тыс. На протяжении этого периода правящие династии сменяли друг друга, оставляя после себя богатое культурное наследие и сохранившиеся до наших дней архитектурные достопримечательности.
Фото: pixabay Все это манит тысячи туристов в Поднебесную империю, где можно посетить уникальные места: Великую Китайскую стену протяженностью 8851 км; Запретный город с тысячами зданий разных эпох; главную площадь столицы — Таньаньмэнь; город Ченду провинция Сычуань , где разводят в питомниках гигантских панд; экстремальный аттракцион из стекла, расположенный на высоте более 1400 м, который называют Тропой веры, и многое другое. Кроме того, Китай занимает лидирующие позиции не только по количеству проживающих в нем людей, но и входит в тройку самых крупных по площади стран, уступая только России 1-е место и Канаде 2-е место. США Население: 336 023 460 человек Столица: Вашингтон Язык: английский; в ряде штатов — испанский, французский, гавайский Валюта: американский доллар Соединенные штаты Америки замыкают тройку самых населенных стран. Государство является четвертым по площади, а его штаты занимают значительную часть материка Северная Америка и нескольких десятков островов Гавайские и прилегающие к Аляске. Америка вносит огромный вклад в мировую культуру, науку и международные отношения, являясь одной из самых влиятельных держав.
Естественный прирост населения будет положительным и составит 38 633 296 человек. За весь год родится примерно 53 090 151 детей и умрёт 14 456 854 человека. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на -763 458 человек. Динамика изменения численности населения Африки в 2024 году Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Африки, рассчитанные нами для 2024 года: Рождаемость: в среднем 145 452 ребёнка в день 6 060.
Сейчас средства материнского капитала можно потратить: на улучшение жилищных условий; на формирование накопительной части трудовой пенсии матери; на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; на получение семьями с низким доходом ежемесячной выплаты до достижения ребенком трех лет.
Эксперт по миграции, бывший заместитель директора ФМС России упразднена в 2016 г. Вячеслав Поставнин говорит, что массовая миграция в первую очередь происходит во внутренних регионах: для Латинской Америки это США. Привлечение мигрантов из Африки также малореалистичный сценарий, отмечает доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова. Жителям африканских стран выгоднее приезжать с целью заработка на Ближний Восток, в первую очередь в ОАЭ и Саудовскую Аравию: заработки выше, климат тот же, в то время как в России ни квот, ни денег, ни климата, ни знакомого языка. По словам Пискуновой, географическая удаленность в таких вопросах является серьезным фактором: из Африки в Россию перелет может занимать до 20 часов. Поэтому пока такое предложение выглядит смутно, в лучшем случае как временное или разовое. У СССР были долгосрочные программы с обучением африканцев, но и бюджет иного уровня на них был», — замечает эксперт. РФ в 2017 г. Институт разрабатывает макроэкономические прогнозы развития экономики России и ряда зарубежных стран. В том числе формирует предложения по совершенствованию государственной промышленной и региональной политики, а также политики технологического, социального и устойчивого развития.
Демографическая трансформация в Африке
Во Всемирном банке призвали перейти к низкому уровню рождаемости в Африке | ИА Красная Весна | К 2100 году прогнозируемые показатели рождаемости в 183 из 195 стран не будут достаточно высокими для поддержания нынешнего населения без либеральной иммиграционной политики. |
Нет еды, но есть рождаемость: население Африки составляет уже миллиард человек (фото) | Африка сейчас переживает демографический взрыв, в ближайшие годы примерно половину ее населения будут составлять люди моложе 25 лет, заявил РИА Новости эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов. |
NYT: демография выдвигает Африку на первый план в следующие 25 лет | Меры вмешательства в значительной степени способствовали революционному росту использования противозачаточных средств и снижению рождаемости в развивающихся странах». |
Замедление уровня рождаемости в Африке связано с нарушением образования девочек
К тому же более высокая рождаемость прошлых лет и заметно снизившаяся детская смертность долго будут проявляться в увеличении численности контингентов молодых людей, достигающих зрелого возраста и вступающих в брак. И даже если плодовитость брачных пар в среднем уменьшится, продолжающееся увеличение их общего числа сохранит рост суммарного количества деторождении. Демографическая проблема тесно связана с экологией. Если не удастся изменить существующих тенденций, уменьшив антропогенное давление на среду обитания, быстрое увеличение населения может привести к тому, что под угрозой окажутся многие составляющие биосферы. Решение демографических проблем в Африке должно ориентироваться на целенаправленную деятельность в области формирования устойчивых установок репродуктивного проведения, связанных с осознанием объективной необходимости и экономической целесообразности сокращения размеров семьи. Планомерное регулирование процессов народонаселения должно стать объектом широкой социально-экономической политики, увязываемой со всем комплексом кардинальных социальных преобразований. Как показывает опыт ряда африканских государств, демографическая политика может быть успешной лишь в сочетании с мерами по борьбе с отсталостью, по развитию образования, здравоохранения, социального обеспечения. Существенную помощь в решении этих проблем может и должно оказать мировое сообщество.
Уже сегодня необходимо принимать экстренные меры в этом направлении, иначе в ближайшие 10 - 20 лет мир может столкнуться с весьма драматичными последствиями социально-демографического кризиса в Африке. Есть две основные причины продолжения значительного роста численности населения стран Северной Африки в ближайшие десятилетия, несмотря на постепенное снижение рождаемости. Первая -это молодая возрастная структура населения. И так будет до тех пор, пока в ходе длительных демографических изменений не произойдет столь существенное постарение населения, то есть понижение доли людей молодых возрастов и повышение доли пожилых и старческих возрастов в общей численности населения, что действие данного фактора сойдет на нет. Но об этом пока говорить рано, так как большую часть населения составляют дети, не достигшие 15 лет. Вторая причина ожидаемого в ближайшие годы достаточно высокого роста - это снижение все еще относительно высокого уровня смертности. Дальнейшее снижение этого показателя возможно при улучшении условий жизни населения, уменьшении пока еще достаточно высокого уровня младенческой смертности, увеличении показателя общей продолжительности жизни.
Таким образом, в демографической сфере действуют разнонаправленные тенденции, и абсолютный прирост населения сохранится на высоком уровне. Если прогнозы сбудутся, то страны Северной Африки, перешедшие в группу стран с умеренным ростом населения, к середине столетия по своим демографическим показателям не будут отличаться от большинства развитых стран мира. Реальное решение демографической проблемы должно ориентироваться не на искусственное навязывание идеалов малодетной семьи, а на целенаправленную деятельность в области формирования устойчивых установок репродуктивного поведения, связанных с осознанием объективной необходимости и экономической целесообразности сокращения размеров семьи.
А вот сама идея такого контроля весьма древняя, острая и противоречивая. Одни традиции запрещают вмешиваться в естественные процессы, другие не приветствуют такое вмешательство, но реальность, как всегда, сложнее. Попробуем, никого не обижая, рассказать о том, как сдерживали и стимулировали рождаемость в разные времена. Немного теории Человеческие сообщества независимо друг от друга обычно проходят четыре демографические стадии. Представим их на условном примере.
Первый этап Есть небольшая выдуманная страна, которая находится на маленьком острове, где живет 100 человек. Все живут первобытной естественной жизнью и рожают много детей, но смертность на острове тоже довольно высока из-за нехватки ресурсов. Второй этап Теперь представим, что жители острова получили медицинскую помощь, а также пищу извне. Смертность падает, рождаемость увеличивается еще больше. Начинается бурный рост населения то, что мы видели в развивающихся странах Азии и Африки. Третий этап Теперь на острове уже живут 200 человек. Однако с течением времени жители начинают осознавать, что ресурсов для всех не хватает. Меньше земли остается под посевы, не хватает воды и многого другого опять прямая параллель с некоторыми развивающимися странами.
Четвертый этап Он наступает после так называемого демографического перехода. Если раньше людям было выгодно растить много детей, чтобы те могли помочь им на ферме пасти скот и в прочих делах, то с развитием индустрии и услуг это становится менее важным. Представим, что на острове появился город современного типа, где другие ритм жизни, цены, стандарты и, как следствие, низкая рождаемость. Производительность труда ушла далеко вперед, рождаемость меньше смертности, не хватает рабочих рук. Вот, собственно, и вся история человечества с точки зрения упрощенной демографии. Как это было на практике Судя по всему, рождение детей и обязательные для этого действия воспринимались древними людьми так же естественно, как добывание пищи. При этом периодически возникала проблема перенаселения. Здесь кое-что придумывали даже первобытные общества: пили отвары из определенных трав, прыгали с пальм ради выкидыша, на далеких изолированных островах кастрировали часть мальчиков, кое-где в трудные времена встречался инфантицид убивали одних детей, чтобы выжили остальные.
На некоторых островах Полинезии до сих пор показывают камни, возле которых в годы перенаселения строили всех молодых мужчин для измерения роста. Всем, кто был выше отметки, обычай предписывал собирать вещи, садиться в лодки и искать себе новые земли. Может, это и легенда, но слишком похожая на правду. Однако сознательное влияние на демографию было редкостью. С перенаселением справлялись болезни и голод. А если не справлялись, начинались войны, сокращавшие население на десятилетия вперед. Единственный известный и распространенный с древних времен способ стимулирования рождаемости — ранние браки. При среднем сроке жизни в 30 лет, чтобы успеть вырастить детей, надо было рожать их в 15.
Первым, кто посмотрел на рождаемость с точки зрения современной науки, был Томас Мальтус — британский ученый, еще в 1798 году объяснивший, что население растет быстрее, чем материальное производство, но, что особенно важно, быстрее, чем производство еды. По мнению Мальтуса, чтобы избежать массового голода и сохранить ресурсы для будущих поколений, нужно увеличить возраст вступления в брак, а вступившим в брак периодически воздерживаться, чтобы не родить слишком много детей Мальтус был религиозен и не признавал абортов. Еще он считал, что помощь бедным только увеличивает число бедняков. А тех, кто уже беден, предлагалось забирать в армию и отправлять на освоение колоний. Общественные деятели теорию мальтузианства возненавидели, но многое из предложенного сбылось, пусть и с другими объяснениями. Современные идеи регулирования рождаемости озвучили в Соединенных Штатах в начале XX века. Но в Америке и в Европе этого не понадобилось: богатое общество само сделало демографический переход. Зато масштабные эксперименты затеяли в другой части света, а именно в Китае.
Нормы по рождению детей, принудительные аборты и стерилизация Самая масштабная демографическая программа называлась «Одна семья — один ребенок» и действовала в Китае с 1979 по 2015 год. Она достаточно известна, но напомним суть: Семьям китайской национальности, живущим в городах, разрешалось иметь одного ребенка. Китайцам из сельской местности, если первый ребенок девочка, разрешалось завести еще одного ребенка. За появление ребенка сверх нормы — штраф в 4—8 раз больше годового дохода по региону. Национальным меньшинствам и семьям, где один из супругов не китаец, можно заводить больше детей, малочисленным народам ограничений не выставляли. Это был весьма драматический период, много писали о принудительных абортах и стерилизации.
Из 186 умерших с известным весом при рождении 68 детей 26,8 процента имели низкий вес при рождении, 280 страдали от тяжелого дефицита массы тела, 176 — от тяжелой задержки роста.
Для 15 смертей не удалось базово установить причину смерти. В общей сложности 156 смертей 24,7 процента были вызваны одной причиной, 461 72,9 процента — двумя и более состояниями в причинно-следственной цепочке. При этом в 50 случаях эксперты признали важную роль заболевания матери в причинно-следственной цепочке патологического процесса — ВИЧ-инфекция и гипертонические расстройства стали самыми распространенными заболеваниями матери, повлиявшими на смертность у детей. Почти половина всех смертей была вызвана инфекционным заболеванием, однако важную роль инфекция играла в 549 из 632 смертей 86,9 процента. ВИЧ-инфекцию признали наиболее распространенным инфекционным заболеванием, которое непосредственно привело к смерти.
Пугающий тренд Однако существует глобальная проблема: количество людей на беднейшем континенте в 2050 году вырастет вдвое. Если конкретно, они родятся в странах Тропической Африки — южнее пустыни Сахары. Сейчас это дом для более чем миллиарда человек, живущих в 46 государствах, традиционно занимающих нижние места во всех рейтингах благосостояния. Они не готовы к продолжению таких темпов прироста людей. Обречен ли континент на полный коллапс? Уроки другого континента В 1960-х многие страны Юго-Восточной Азии находились в состоянии, похожем на нынешнюю ситуацию в Африке. Большая часть населения жила в бедности, а уровень рождаемости был крайне высок. Для примера можно взять Бангладеш. Пятьдесят лет назад женщина в этой стране имела в среднем семь детей. Двое из них погибали до достижения пятилетнего возраста, а из выживших только один умел читать и писать. Да и у того было немного шансов прожить больше 50 лет. Для исправления ситуации правительство Бангладеша запустило реформы в трех сферах. Женское образование.
Countries with the Highest Total Fertility Rate in 2023
- Эксперты рассказали о демографическом взрыве в Африке
- 8. Самый населенный город в мире
- Эксперты рассказали о демографическом взрыве в Африке
- Africa Population (2024) - Population Stat
- 9. Самая маленькая страна по численности населения
- Газета «Суть времени»
К чему приведет рост населения в Африке?
И увеличить население России до 160 млн человек – Самые лучшие и интересные новости по теме: Африка, демография, латинская америка на развлекательном портале С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Самый высокий на Земле суммарный коэффициент рождаемости наблюдается в основном в странах Африки южнее Сахары. Учитывая, что население Африки в начале года оценивалось в 1 429 244 522 человека, годовой прирост составил 2.58 %. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу«Долгосрочная динамика рождаемости в странах Тропической Африки: закономерности, тенденции и перспективы», Ю. В. Зинькиной в pdf или читать онлайн. Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес!
К чему приведет рост населения в Африке?
Помимо государств Западной Африки с подобной проблемой столкнутся страны Персидского залива. Уже сейчас тропический саванная область в Африке под названием Сахель нагревается быстрее остальных регионов мира. Под угрозой вымирания могут оказаться такие страны, как Буркина-Фасо и Мали , а также государства, расположенные к югу от Сахары. При этом усугублению проблемы будет способствовать нехватка питьевой воды, деревьев и парковых зон.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.
Сущевский вал 31, с. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
В начале 1980-х годов специалисты Отдела народонаселения ООН, систематизировав доступные на тот момент данные, выдвинули предположение о том, что пороговые уровни образования, по достижении которых оно будет оказывать заметный понижающий эффект на рождаемость, зависят от уровня развития общества в целом. Они выделили четыре тренда, которым может следовать динамика рождаемости по мере распространения образования в зависимости от того, насколько развитым было общество в момент начала второй фазы демографического перехода и начала распространения образования см.
Образование Рис. Динамика рождаемости по мере распространения образования на разных уровнях развития Источник: UN Population Division 1983: 5. Примечание: тренд 1 относится к наименее развитым странам, тренд 4 — к наиболее развитым. Четыре кривые, представленные на графике, иллюстрируют четыре типа динамики рождаемости по мере распространения образования в странах, находящихся на различных стадиях развития. Из графика очевидно, что начальный период массового распространения образования в наименее развитых странах мог сопровождаться не снижением, но, напротив, некоторым ростом рождаемости. Это явление особенно характерно для тех наименее развитых стран, где широко распространены традиционные социокультурные практики контроля над рождаемостью к примеру, послеродовое воздержание и длительное грудное вскармливание , которые начинают «размываться» по мере распространения образования, в то время как распространение современных способов контроля над рождаемостью заметно запаздывает. Четыре сценария, смоделированные ООН, были протестированы в работе С. Сингх и Дж. Кастерлайна, построенной на данных Всемирного исследования рождаемости, и нашли подтверждение. Так, в наименее развитых странах выборки, таких как Бангладеш, Индонезия, Непал, имевших крайне низкий уровень образования и подушевой доход, динамика рождаемости в целом соответствовала тренду 1, выделенному специалистами ООН, а в высокообразованных развивающихся странах Латинской Америки и Карибского бассейна — тренду 3 Singh, Casterline 1985: 203.
Другое исследование, опубликованное Г. Родригесом и Дж. Клеландом еще до выделения четырех трендов в работе специалистов ООН, также косвенно подтвердило эту систематизацию, показав, что у латиноамериканских стран, следовавших тренду 3, рождаемость действительно монотонно снижалась по мере повышения уровня образования отсутствие формального образования, стартовое начальное, полное начальное, среднее и выше , в то время как в некоторых наименее развитых странах Азии и Африки начальный уровень образования способствовал не снижению, но, напротив, некоторому повышению рождаемости по сравнению с полным отсутствием образования Rodriguez, Cleland 1980. Образование и традиционные практики ограничения рождаемости Таким образом, степень влияния различных уровней образования на рождаемость связана не только с различиями в уровнях развития общества. Весьма значимым фактором является также степень распространенности в обществе традиционных социокультурных практик, направленных на ограничение рождаемости. Вот как это резюмировали Сингх и Кастерлайн по результатам своей работы, основанной на данных Всемирного обследования рождаемости. Однако больший уровень образования может также ассоциироваться с меньшей продолжительностью грудного вскармливания или послеродового воздержания, что само по себе будет способствовать повышению рождаемости. Можно поэтому ожидать, что страны, характеризующиеся сильными традиционными ограничениями рождаемости, будут иметь более высокие [образовательные] пороговые уровни — и это ожидание подтверждается. В большинстве азиатских стран несколько лет начального образования практически не влияют на брачную рождаемость, и лишь среднее образование ассоциируется со значительно более низкой рождаемостью. Дело обстоит иначе в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где любое формальное образование, даже несколько лет начальной школы, обычно приводят к снижению рождаемости, а полное начальное и среднее образование также приводят к значительному снижению рождаемости» Singh, Casterline 1985: 206.
Значительное число антропологических работ включая наши собственные исследования показали, что традиционные социокультурные практики по ограничению рождаемости в Тропической Африке относятся к числу самых распространенных во всем развивающемся мире, при этом они глубоко укоренены в традиционной хозяйственной системе. Действительно, традиционная хозяйственная система большинства африканских обществ имеет фундаментальное отличие от таких систем в других регионах развивающегося мира, поскольку основана на мотыжном земледелии где основным работником является женщина , в отличие от распространенного в Азии плужного земледелия где эта роль отводится мужчине. Этим обусловлен значительно более высокий традиционный вклад женщин в экономику и жизнеобеспечение домохозяйств и уровень женской занятости в Африке, чем в остальном развивающемся мире, что имеет ряд важных следствий в демографическом плане. В частности, необходимость сочетать рождение и воспитание большого числа детей и значительную женскую трудовую занятость приводит к возникновению в обществе различных механизмов и явлений, которые облегчают для женщины совмещение материнской и трудовой функций; в первую очередь к таким явлениям можно отнести распространенность расширенных семей, члены которых сестры, жены братьев, бабушки, старшие дети, в полигинных союзах — другие жены и др. Антропологические исследования отмечают огромное разнообразие социальных механизмов, практик и норм, направленных на поддержку расширенных семей и препятствование их нуклеаризации в Тропической Африке [1]. Большой вклад женского труда в существование домохозяйства также положительно коррелирует с распространенностью полигинии Clignet 1970; Boserup 1970 , которая, в свою очередь, тесно взаимосвязана с практикой длительного послеродового воздержания 1—2 года и даже более , обусловливающей длительные интервалы между рождениями Saucier 1972; Schoenmaeckers et al. Некоторые антропологи и демографы предполагали, что послеродовое воздержание играло в Африке ту же роль «социального ограничителя» в регулировании рождаемости, что и позднее вступление в брак в Европе до начала демографического перехода см. С учетом этого логично предполагать, что распространение массового образования в Тропической Африке действительно могло вначале привести к некоторому подъему рождаемости за счет размывания традиционных практик ее ограничения — в частности, ослабевания практики послеродового воздержания, что могло вести к сокращению интервалов между рождениями и соответствующему росту рождаемости. Эта гипотеза подтверждается эмпирическими данными о динамике снижения рождаемости, которая заметно отличается в странах Тропической Африки от стран Азии и в целом соответствует и тренду 1, выделенному специалистами ООН, и нашим ожиданиям см. Это означает, что повышение женской занятости даже в современных секторах может слабее влиять на снижение рождаемости, чем это было в других регионах развивающегося мира.
С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Достаточно ли будет для этого всеобщего начального образования к 2015 году если таковое будет достигнуто, что крайне сомнительно для целого ряда стран региона? Однако в этом дискурсе образование рассматривается само по себе, безотносительно к его влиянию на рождаемость. Рассмотрим, каким образом достижение стопроцентного охвата начальным образованием повлияет на суммарный коэффициент рождаемости в странах Тропической Африки. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары. На основе корреляционного анализа можно сделать два важных вывода. Во-первых, стопроцентного охвата женского населения начальным образованием совершенно недостаточно для выведения рождаемости на уровень замещения. Во-вторых, в пределах Тропической Африки можно выделить несколько кластеров, в которых влияние образования на рождаемость проявляется с различной силой. В частности, особенно четко выделяются западноафриканский и восточноафриканский кластеры южноафриканские и центральноафриканские страны не группируются с такой четкостью, по всей вероятности, в силу наличия меньшего числа точек в нашей выборке для этих регионов. Корреляции между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Западной и Восточной Африки.
Из приведенных диаграмм рассеивания видно, что в Западной Африке распространение образования имеет намного более сильное отрицательное влияние на рождаемость, нежели в Восточной. Однако ни тот ни другой паттерн динамики женского образования не стали основой для сколько-нибудь быстрого снижения рождаемости в Восточной Африке в последние годы. Корреляционный анализ, проведенный отдельно для восточноафриканской и для западноафриканской выборки, подтвердил, что в первом случае влияние начального образования на рождаемость намного слабее и менее значимо, чем во втором. Иными словами, при некотором значении охвата женского населения начальным образованием страны Восточной Африки будут иметь более высокую рождаемость, чем страны Западной Африки при аналогичном уровне. Можно сказать, что Восточная Африка образует особый «резистентный» кластер, лежащий заметно выше общего тренда см. Однако в обоих регионах распространения всеобщего начального образования недостаточно для снижения рождаемости до уровня простого воспроизводства — в Западной Африке при стопроцентном охвате женщин образованием рождаемость составит 3,7—3,8 детей на женщину, а Восточной Африке — намного больше, примерно 5,2 ребенка на женщину. Среднее образование как способ снижения рождаемости в Тропической Африке Рассмотрим теперь потенциал распространения среднего образования в плане снижения рождаемости. Существующие исследования и изложенные соображения о необходимости более высокого чем начальное уровня образования в странах с сильными традиционными практиками ограничения рождаемости позволяют предполагать, что эффект среднего образования на рождаемость в Тропической Африке должен быть заметно сильнее, чем эффект начального образования. Так, еще в середине 90-х годов исследование 14 африканских стран Африки южнее Сахары показало, что начальное женское образование снижало рождаемость лишь в половине стран, в то время как среднее женское образование оказывало такое влияние во всех странах, притом эффект его возрастал по мере увеличения числа отученных лет Ainsworth et al. Бонгаартс исследовал выборку из 30 африканских стран и пришел к выводу, что во всех 30 странах средний коэффициент рождений был ниже у женщин со средним и выше образованием, чем у женщин с начальным образованием Bongaarts 2010.
В работе Н. Гупты и М. Исследователи пришли к выводу, что заметное влияние на снижение рождаемости оказывает лишь женское образование длительностью 8 и более лет. Это означает, что распространения одного лишь начального и уж тем более неполного начального образования для ускорения снижения рождаемости явно недостаточно Gupta, Mahy 2003. В таком случае необходимо рассмотреть, какоe влияние на рождаемость имеет распространение среднего образования рис. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное среднее образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары.