Президент России Владимир Путин поручил до 1 июля представить предложения о мерах по репатриации соотечественников в случае их незаконной депортации. Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в России. Министерство внутренних дел РФ предложило создать институт репатриации в рамках госпрограммы переселения соотечественников в Россию. Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, была принята в 2006 году. Александра Викторовна, чем принципиально законопроект о репатриации отличается от госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом?
Репатриация в Россию - новые возможности!
В России готовят новую программу для репатриации специалистов, желающих вернуться на родину, сообщают «Известия» со ссылкой на знакомые с ходом обсуждения источники. В МВД России предложили создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в Россию соотечественников, сообщает «Интерфакс». Институт репатриации заработал в России с 1 января этого года, когда в силу вступил указ президента РФ о внесении изменений в госпрограмму по добровольному переселению соотечественников. В России упростили условия программы переселения для репатриантов.
ИНСТИТУТ РЕПАТРИАЦИИ С 01.
Постановление подготовлено для реализации указа президента РФ Владимира Путина, которым с 1 января текущего года в России был введен институт репатриации, в том числе для поддержки соотечественников из недружественных стран, уточнили в правительстве. Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, была принята в 2006 году. Еще до пандемии, которая осложнила трансграничные перемещения, по программе репатриации соотечественников в Россию переехало более 800 тысяч человек. Вот закон репатриации соотечественников правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддержала в том числе, как я вас понял, в том числе из-за денег, по причине их отсутствия. Представители МИД, Россотрудничества, МВД, ФТС, Госдумы, УПЧ и других профильных ведомств обсуждали реализацию поручения Президента РФ по разработке дополнительных мер репатриации соотечественников из недружественных стран.
Репатриация в Россию - новые возможности!
В связи с этим «Правительство РФ упростит процедуру добровольного переселения в Россию соотечественников из недружественных государств», — заявил Председатель Правительства России Михаил Мишустин. В нем, в частности, говорится: Соотечественники из недружественных государств смогут подавать заявления не только в стране, гражданами которой являются, но и за рубежом, где проживают, а также в России. Не нужно будет переводить и нотариально заверять документы, где записи продублированы на русском языке.
Соответствующий проект указа опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов. Уточняется, что от тестирования по русскому языку предлагается освободить соотечественников, которые постоянно проживают на территории недружественных по отношению к России государств.
К репатриантам предлагается отнести лиц из числа россиян, которые по состоянию на 24 февраля 2022 года постоянно проживали за границей. Кроме того, от теста предлагают освободить соотечественников из Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины.
Репатрианты могут выбирать механизм участия в госпрограмме: - Переселение в любой регион без согласования с соответствующим уполномоченным органом и без господдержки, включая регионы, не участвующие в Госпрограмме например, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и другие. Для участия в программе не требуется подтверждение владения русским языком.
Для участия в программе не требуется подтверждение владения русским языком.
В РФ предложили дополнить программу переселения институтом репатриации
Это юридический канал, который я создал 15.06.2017 г. Здесь я рассказываю о законодательстве и юридической практике в России, в Москве и др. городах. Правительство РФ отказалось поддерживать проект закона о репатриации соотечественников, сообщает «Интерфакс». В МВД России предложили создать институт «репатриации» в рамках госпрограммы переселения в Россию соотечественников, сообщает «Интерфакс». Репатрианты смогут вернуться в Россию в рамках госпрограммы по переселению соотечественников из-за рубежа. Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в России. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Как я воспользовался программой переселения при переезде в Россию
Это не политическое министерство. Поэтому у него есть неотъемлемая часть работы. Это порядок, это правоохрана, это процедуры и так далее. Но головным все-таки, когда дело касается миграции, должно быть отдельное ведомство. Оно должно быть создано. У нас 10 миллионов иностранцев в пиковые моменты в стране. Сейчас чуть меньше из-за пандемии.
И вот мы никак не можем разродиться на то, чтобы представить себе, что для того, чтобы ими заниматься, нужно иметь отдельное в государстве ведомство. Нет в системе бюрократической государства отдельного ведомства, значит, эта проблема растягивается, рассасывается. И она становится уделом, в том числе, коррупционеров, чего угодно. Вот этого понимания до сих пор нет, к сожалению. Сделали шаг — создали правительственную комиссию по миграционной политике. Это произошло всего три года назад.
Сначала назначили Силуанова. Я с ним встречался, я ему это объяснял. Два раза собрались, потом смена правительства, новый руководитель комиссии. За все время существования ее в качестве председателя комиссии один раз собрались. Потому что у Голиковой сейчас забот полон рот, она занимается пандемией. Но комиссия, собирающаяся один раз в два года, не может решать проблемы оперативные, связанные с миграцией.
Остается прежняя схема — занимается МВД. У нас была Федеральная миграционная служба, ее сократили. А теперь есть просто главк МВД — Главное управление по делам миграции. Да, оно пытается что-то сделать. Но оно не может прыгнуть выше головы. Оно же не занимается ни экономикой, ни социальной сферой.
А это проблемы миграции все. Миграцию из каких стран поддерживать, а из каких притормаживать? Это же политический выбор. Почему это доверено МВД? МВД не специалист в этом вопросе. Где сдерживать, где поощрять.
Куда направлять, а куда нет. Где создавать стимулы, а где, наоборот, создавать препятствия для переселения. Это же все вопрос миграционной политики. Панкин: — Я предлагаю послушать мнение и с той стороны, что называется. Я уверен, вы помните эту историю. Так вот, с Муратом Мухамеджановым мне удалось пообщаться.
Я с ним созванивался. Среди прочего он мне сказал: «В России ущемляются другие народы и нации, малые народы. Возьмем Кремлевский президентский полк. Там служат одни славяне или лица славянской национальности. Там нет ни одного азиата, ни одного казаха, ни одного кавказца. Если Россия представляет из себя многонациональное государство и представляет как толерантное государство, я вижу, что ущемляются права граждан в Российской Федерации.
Ни одного нет азиата, черноглазого, черноволосого, есть только лица славянской национальности. Как это понимать? Затулин: — Я не занимаюсь набором в Кремлевский полк. Честно говоря, впервые слышу о том, что там есть какие-то ограничения, судя по тому, что было сказано. Верить мне в эти ограничения или нет? В российскую армию, а не в Кремлевский полк, призываются все граждане России, вне зависимости от их национальности.
И никакого ущемления это на самом деле не создает. И мне кажется, что уважаемый Мухамеджанов он просто пытается с больной головы на здоровую свалить. Потому что ищет какие-то изъяны в нашей системе, в федеративном государстве, где существуют национальные государственные автономии, с гарантиями для развития национальных языков. Я бы хотел спросить: а Казахстан является федеративным государством? Нет, не является. И никогда так вопрос в Казахстане не стоял.
Хотя число неказахского населения в начале истории Казахстана независимого составляло столько же, сколько и казахского. И я хочу заметить, что ну просто с точки зрения соблюдения прав других наций и народностей здесь мяч не на нашей стороне, в сравнении, по крайней мере. У нас есть проблемы, конечно. Кто же говорит, что нет. В том числе и в этой сфере они есть. Не спорю.
Но у нас языковых патрулей нет. Никто у нас таким образом себя не проявлял. У нас, да, возникают время от времени, в том числе на межнациональной почве, различного рода бытовые ссоры, конфликты, в том числе с мигрантами. Ну, не с казахскими, ну так с киргизскими были такие истории, с узбекскими такие были. И бомбу взрывали в Санкт-Петербурге, как известно, люди, которые причастны были к террористическим организациям, приехали оттуда. Но мы же не возлагаем это все в целом на государство Киргизию или на государство Казахстан?
И на казахский народ, и на киргизский народ — тоже. А то, что никак не могут пережить некоторые люди, это просто представления реального об историческом процессе. Казахстана как государства на самом деле, к большому сожалению тех, кто сегодня высказывает такие мнения, прежде никогда не было. Он возник в советские времена, как сначала автономная, потом союзная республика. Возник в большом масштабе. Территории в Казахстане разные.
Никто у нас на самом деле не претендует, и депутат Никонов, которого сразу стали в Казахстане подозревать в том, что он собирается что-то отторгнуть, не претендовал своими высказываниями на то, чтобы какую-то часть Казахстана отделить от Казахстана, и так далее. Они все перепугались после того, как в 2014 году Крым вернулся в Россию. Им показалось, что Россия сейчас будет ставить территориальные вопросы и претензии к соседним государствам — к Казахстану там. Где Петропавловск-Казахский, где Гурьев, и так далее. Но Россия эти вопросы не ставит, поскольку мы находимся в нормальных взаимоотношениях с Казахстаном в принципе. И рассчитываем на них дальше.
Мы только обращаем внимание: вы тоже не перегибайте палку. Идет сплошная топонимическая политика в Казахстане — переименовывают все русские названия. Гурьев давным-давно называется Атырау. Ну там я дальше могу перечислять эти улицы, города, поселки и так далее. Почему это Оренбург в составе Российской Федерации? Это не на официальном уровне, но на общественном есть такие деятели, которые эти вопросы поднимают.
Мы же не переносим это на официальную политику Казахстана. И не надо нас подозревать. Мы не собираемся претензии предъявлять Казахстану: будьте добры, пожалуйста, уважительно относитесь к своему собственному опыту. Ведь когда-то Казахстан называли лабораторией дружбы народов. А сегодня что? Этот ролик в интернете, где дети играют в события 80-х годов, потому что им рассказывают с утра до вечера, как русские значит вот в 1986 году, да, если мне память не изменяет, или чуть позже, вот они как пытались насадить своего Колбина на место нашего ушедшего Кунаева, и так далее.
Это зачем детям вот это все преподавать? Это вообще внутрипартийные разборки были в Советском Союзе. Это что, имеет отношение к русскому народу, что ли, какое-то? Абсолютно не имеет никакого отношения. Все эти псевдоисторические изыскания. Я историк по образованию, как и Никонов, и учился с ним на одном факультете, и аспирантуру заканчивал.
Послушайте, мне надоело читать в учебниках сегодняшних для средней школы в разных государствах, что именно у нас в Туркменистане изобрели колесо и научили людей пахать. Вот именно мы весь мир научили. Но это можно посмеяться. Но когда дело доходит до событий более близких, событий ХХ века, событий, связанных с Великой Отечественной войной. Слава богу, в Казахстане этого нет. Но и там начались: а почему бы нам не оправдать Туркестанский легион, который действовал, коллаборационисты, которые как бы сотрудничали с гитлеровцами.
Там были люди казахской национальности, вот они там по-своему боролись за независимость. У нас никогда не оправдают Власова, я так уверен в этом абсолютно. Какие бы не были у него заслуги, после того, как он предал, перешел на сторону врага, он для нас отрезанный абсолютно ломоть. Никто не будет пересматривать это решение. В Казахстане почему-то сочли, что можно пересмотреть решения прошлые, касающиеся коллаборантов с Туркестанского легиона. Это где происходит — в России или в Казахстане?
Панкин: — Ну что ж, я думаю, последний вопрос. Ваш законопроект о репатриации пока не прошел. Но в следующем году будете принимать меры, чтобы все-таки пролоббировать его. Затулин: — Но он и не должен был пройти. Просто сейчас этап получения отзывов. Мы получили, к сожалению, отрицательный отзыв из правительства.
Мы будем работать, в том числе и с теми, кто… с правительством, которое таким образом отреагировало. Будем его переубеждать. Мы не снимаем этот закон с рассмотрения. Принимать законы — все-таки это прерогатива Государственной Думы. Правительство — очень уважаемый партнер, но оно не принимает законы. Мы принимаем законы.
И мы будем настаивать на том, чтобы к этому закону отнеслись по достоинству. Я понимаю, что в любом законе могут быть какие-то поправки. Ну так примите его в первом чтении. И дальше ко второму чтению, как во всех других случаях, свои поправки представьте.
Пожалуйста, «чемодан-вокзал-Москва».
Фактически речь идет не просто о психологическом, а институциональном зомбировании русскоязычного населения в этой стране. Чиновники «футболят» переселенцев По мнению многих экспертов и самих граждан-участников, в нынешнем виде процесс репатриации чрезвычайно осложнен в России: люди сталкиваются с большим количеством бюрократических препятствий — начиная от режима работы консульских отделов и спорадическим движением очередей для подачи документов, заканчивая отношением самих регионов, которые должны выступать в роли дружелюбной принимающей стороны, а на деле зачастую воспринимают репатриантов как обузу, чиня все новые бюрократические препоны скорейшей адаптации переселенцев на исторической Родине. На сегодняшний день сложность процесса репатриации в России объясняется несколькими причинами, главной из которых является отсутствие необходимой правовой базы. Вдвойне удивительно в этой связи, что инициативы, направленные как раз на укрепление законодательных оснований данного процесса, встречают поверхностное отношение профильных ведомств и отклоняются без должного анализа — как это произошло, например, с законопроектом Константина Затулина, полностью посвященного проблеме репатриации. Напомним, с 2006 года в России действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом утв.
Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. Субъекты Федерации разрабатывают собственные региональные программы переселения, в рамках которых и организуется работа с участниками госпрограммы и членами их семей. Однако говорить о данных документах как о правовой базе для репатриации в Россию в полной мере нельзя. Государственная программа служит конкретным целям, и они прямо названы в тексте документа — это объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и стабилизация численности населения России, в первую очередь на территориях приоритетного заселения. С ее помощью дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ.
Среди принципов реализации программы, наряду с добровольностью участия в ней, адресностью государственных гарантий и социальной поддержки, также устанавливаются принцип обеспечения баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, России в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и принцип приоритета мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса. Иными словами, государство готово вкладываться в желающих переехать в Россию соотечественников, оказывать им помощь в процессе возвращения на родину, но только тем, кто представляет практический интерес для социальной и экономической сферы страны. Получается, назвать госпрограмму подлинно репатриационной можно с трудом. Помимо прочего, эксперты отмечают, что из-за сложных и длительных процессов легализации переселенцев, а также бюрократических нюансов процедуры переселения госпрограмма не пользуется спросом у соотечественников. Здесь же отмечаются значительные проблемы с трудоустройством переселенцев, обеспечением их жильем и прочие.
Российские субъекты Федерации не совсем охотно участвуют в госпрограмме. Например, губернатор Калужской области в 2022 году вывел свой регион из программы переселения соотечественников. Как сообщается на сайте Портала органов власти Калужской области, за 14 лет в область прибыло более 90 тыс.
Документ внес в Госдуму глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Статью закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, касающуюся постоянного проживания в стране иностранцев, предложено дополнить нормой о том, что без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается репатриантам, получившим статус участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа и имеющим соответствующий статус членам их семей.
Вид на жительство может быть аннулирован в случае утраты статуса участника программы.
Вид на жительство может быть аннулирован в случае утраты статуса участника программы. Заявление на получение ВНЖ может быть подано в посольство или консульство РФ в той стране, в которой ранее было подано заявление об участии в программе репатриации. Вид на жительство будет выдаваться территориальным органом МВД России в том субъекте РФ, который был выбран для переселения "после прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и представления медицинских документов".
Константин Затулин внёс на рассмотрение Госдумой законопроект о репатриации соотечественников
По его мнению, этим должно заниматься гражданское ведомство. Специальная государственная программа по содействию переселению в Россию живущих за рубежом соотечественников часто отягощена бюрократическими процедурами, которые снижают ее эффективность, считают специалисты. Согласно данным Высшей школы экономики, изначально планируемыми показателями переселения по программе были 300 тыс. На практике динамика оказалась куда слабее: за 12 лет с 2007 по 2019 гг. Законопроект о праве на репатриацию в РФ соотечественников должен рассматриваться уже новым составом Госдумы. Но хотя открытие первого заседания нового созыва уже приближается, на сайте нижней палаты парламента дата рассмотрения проекта закона не определена.
В рамках госпрограммы по переселению в Россию соотечественников из-за рубежа с 1 января 2024 г. Репатриант сможет выбрать механизм участия в госпрограмме - переселение в любой регион без согласования с соответствующим уполномоченным органом и без господдержки либо на общих основаниях. Репатрианты не будут подтверждать владение русским языком при подаче заявления об участии в госпрограмме.
Соответствующий проект указа опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов. Уточняется, что от тестирования по русскому языку предлагается освободить соотечественников, которые постоянно проживают на территории недружественных по отношению к России государств.
К репатриантам предлагается отнести лиц из числа россиян, которые по состоянию на 24 февраля 2022 года постоянно проживали за границей. Кроме того, от теста предлагают освободить соотечественников из Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины.
Госдума приняла на пленарном заседании в первом чтении законопроект о выдаче вида на жительство ВНЖ без получения разрешения на временное проживание участникам госпрограммы по репатриации. Документ внес в Госдуму глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Статью закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, касающуюся постоянного проживания в стране иностранцев, предложено дополнить нормой о том, что без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается репатриантам, получившим статус участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа и имеющим соответствующий статус членам их семей.
Константин Затулин внёс на рассмотрение Госдумой законопроект о репатриации соотечественников
По данным МВД, с начала работы госпрограммы переселения соотечественников в 2006 году в Россию перебрались более 1,1 миллиона человек. В связи с этим «Правительство РФ упростит процедуру добровольного переселения в Россию соотечественников из недружественных государств», — заявил Председатель Правительства России Михаил Мишустин. Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 872 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента.