Покровский собор 12 июля отметит 460-летний юбилей. Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве). Храм Покрова Пресвятой Богородицы входит в "Программу-200" строительства православных храмов в г. Москве. Строительство храмового комплекса Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях с храмом на 500 прихожан и домом причта осуществлялось в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхней церкви Покровского храма одноименного ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы Москвы.
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. Официальная группа Вконтакте храма Святителя Николая Мирликийского в Покровском на Бакунинской улице. 16 сентября 2023 года в Москве на Красной площади состоится X Арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», председателем жюри которого станет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Егорович Денисов. Новости по тегу: Покровский Собор.
День Покровского собора 2023 | Куда сходить в Москве
На гала-концерте в Гостином дворе определили финалистов IV Всероссийского патриотического фестиваля авторской песни «Покровский собор». Заведующий музеем «Покровский собор» Татьяна Сарычева (справа) во время презента. Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский. События, происходящие с 1770 по 1873 года в Покровском соборе, фиксировались. Вечеринки ждут Покровского собора 2023С 1923 года в Покровском соборе создается историко-архитектурный музей, впоследствии. Заведующий музеем «Покровский собор» Татьяна Сарычева (справа) во время презента.
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
Василия Блаженного, Христа ради Юродивого, московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV. Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора 1905 г. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — Евангелисты с символами. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы».
В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины, а также небесного патрона первого московского патриарха — Иова Многострадального. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас выполнен в 1895 г. Павлинова в традиции ярославской школы XVII в. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, подпись которого сохранилась на иконе «Спас на престоле».
Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 г. Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в.
Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения. Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном.
Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими.
Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг.
И я, будучи достаточно обеспечен в те времена, тут же дал свое согласие». Мне предстояло написать в алтарной части Богородицу, на пилонах — «Благовещение», по бокам — Христа у Марфы и Марии и «Воскресение». А на большой стене трапезной части храма — картину «Путь ко Христу». В ней бы мне особенно хотелось сказать то, что не смог воплотить в прошлых своих картинах. На Благовещение 1911 года роспись храма была почти готова.
Близился к концу и мой «Путь ко Христу», я радовался как ребенок, полагая в скором будущем показать картину Елизавете Федоровне. Утром прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и вижу, что по всей картине выступили какие-то странные нарывы. Сколько их, какой ужас! Я трогаю их пальцем — вместо них появляются черные маслянистые слизняки. Причина несчастья была совершенно очевидна: масло для грунтовки было куплено где подешевле, и оно оказалось испорченным. Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново. Времени ждать не было, но как сказать об этом Елизавете Федоровне? Надо отметить, что характер у Нестерова был очень прямой.
Как-то, намного позже этого случая, уже в 40-м году ему домой позвонил сам Сталин: «Скажите, Михаил Васильевич, а когда вы смогли бы подъехать в Кремль, чтобы написать мой портрет? Сталин иногда умел держать такой удар и уважать смелые поступки. Нестерову ничего за это не было.
Зимой храм не отапливается». Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента. Но с тех пор они сильно обветшали.
Новые иконостасы в церкви Александра Свирского и церкви святителя Григория Армянского, которые являются частью Покровского собора, сделали таким образом, чтобы каждую из икон можно было достать в любой момент прежде необходимо было вынуть все, чтобы добраться до одной. И главный нюанс — доски икон реагируют на изменение температуры и влажности, то сжимаясь, то расходясь. В новых иконостасах учтены особенности поведения памятников в условиях, где нет стабильной температуры. В иконостас церкви Преподобного Свирского после реставрации вернулось семь икон XVI века из деисусного чина. До 1925 года они находились в Гуслинском Спасо-Преображенском монастыре.
Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131]. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109]. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века.
Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного
В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. На гала-концерте в Гостином дворе определили финалистов IV Всероссийского патриотического фестиваля авторской песни «Покровский собор». Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский. В грядущие выходные, 8 августа, на территории Покровского собора состоится праздник с поэтичным названием «Симфония цветов». Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и. Хотя Покровский собор — символ Москвы и России, установить его национальность непросто: некоторые историки полагают, что его строили мастера из Италии.
В Покровский монастырь прибыли представители Церкви Индии
Отреставрированный иконостас вернулся на свое место в церкви Варлаама Хутынского — одной из 11 под сводами Покровского собора на Красной площади. Многомесячная ювелирная работа завершена. Реставраторы удалили пятна, укрепили красочный слой, восстановили утраты древесины. Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения. Этот иконостас появился позже — уже в ХХ веке.
Казань окончательно пала, епископ Макарий предложил государю увековечить религиозный комплекс каменной конструкцией в центре Москвы. Изначальная планировка предполагала возведение основного храма в окружении 7 церквей. Для соблюдения симметричности количество увеличили до восьми. На общем основании вырисовались 9 автономных зданий со звонницей, соединенных сводчатыми переходами.
Внешняя открытая галерея гульбище служила своеобразной церковной папертью. Отдельные помещения венчали уникальные купола, необыкновенного исполнения барабаны. Масштабную конструкцию высотой 65 м возводили шесть лет. До 1600 года храм Покрова на Рву являлся наиболее высоким сооружением Москвы. Храм в честь чудотворца Официально собор называется Покровским, второе название - Василия Блаженного. Согласно преданию, юродивый Руси собирал пожертвования на постройку каменного храма, где был похоронен позднее. Легенды приписывают высокочтимому святому православной церкви дар провидения: чудотворец предсказал «Великий пожар», разрушение церквей Москвы с последующим возобновлением, начало «Золотого века» на Руси. Наследник престола Федор Иоаннович приказал возвести собор, посвященный народному молитвеннику в центре Москвы.
Церковь Василия Блаженного, ставшая частью Покровского собора, работала круглосуточно, без выходных. Прихожане стали называть масштабный религиозный комплекс именем Блаженного. Царская казна, духовенство на Красной площади Строительство собора обошлось без подземных переходов, тайников. Подвальные помещения заменены общим основанием — перекрытым сводами подклетом без подпорок. Вентилирование обеспечено узкими зазорами — продухами. Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы. Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик.
Изначально предназначение храма - мемориальный памятник. Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой.
Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями.
Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении.
Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114].
Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого.
В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями.
Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции.
День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127].
В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца.
Для размещения делегации в Москве была выбрана гостиница «Покровская». Настоятельница игумения Феофания Мискина тепло приветствовала высоких гостей в Покровской обители.
По прибытии в монастырь члены делегации поклонились честным мощам блаженной Матроны Московской, которая очень почитается в Маланкарской Церкви.
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Архангел Рафаил Южную стену коридора украшают праведные жены, апостолы в Раю, праведный разбойник, херувим и ангел. Завершает эту часть росписи сюжет «Ангел Великого совета»: на своде изображены херувимы и три отрока. Перед входом в саму усыпальницу изображен поклонный крест и медальоны с сюжетами праздников Рождества и Воскресения Христова. На своде — Нерукотворный Спас и Ангел с орудиями страстей. Южную сторону усыпальницы покрыли фресками с изображениями Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, к которым молитвенно взывают Московские святители, святая Евфросиния Московская и ангелы. Между землей и небом Слуховое окно в крипте, недалеко от места, где молилась во время богослужений Елизавета Федоровна. Справа — изображение Иоанна Предтечи Великая княгиня часто приходила в крипту для уединенной молитвы. Доктор Рейн, работавший в Обители, писал: «Под сводами храма была устроена особая усыпальница, в которой Великая княгиня избрала для себя отдельный уголок, где должен был стоять ее гроб. Сюда она часто приходила отрешаться от внешней суеты в молитве. Между прочим, в этом уголку из верхней церкви было проведено слуховое окно, через которое проникали вниз богослужебные возгласы и молитвословия. Ее Высочество говорила своим приближенным, что таким образом она и после смерти будет в своей могиле одеваться умиротворяющей теплотой молитвенных песнопений».
Через упомянутое слуховое окно все, происходящее в алтаре, было слышно и в усыпальнице. Поэтому нередко Великая княгиня молилась там и во время богослужений, избегая излишнего внимания к себе. Захоронения в стене нижнего храма крипты, освященного в честь Архистратига Михаила и всех Сил Небесных. Именно здесь погребена матушка духовника Марфо-Мариинской обители, священноисповедника Сергия Серебрянского Из Патериков мы знаем, что святые нередко ставили в свою келью гроб, напоминая себе о будущем переходе от жизни временной к вечной, о встрече с Богом, об отчете за свою жизнь и утешении Божием за все выстраданное. Так и для Елизаветы Федоровны крипта стала местом между землей и небом, где ограничения этого мира отходят, связь с дорогими усопшими усиливается, мир Небесный становится реальнее земного. Это было местом особого духовного сосредоточения, когда ничем своим не отягощенная душа становится пламенем, серафимом и готова встать перед Богом на суд и на милость.
Храмы Композиционным центром и «сердцем» Марфо-Мариинской обители милосердия является собор Покрова Пресвятой Богородицы. Собор строился до 1912 г. В его архитектуре использованы выразительные формы древнего зодчества Новгорода и Пскова. Расписывать храм настоятельница Обители Великая княгиня ЕлисаветаФеодоровна пригласила выдающегося художника: Михаила Нестерова. Над западным входом в храм — фреска Спас Нерукотворный, на алтарной стене — Богородица с Младенцем, обе мозаики выполнены по оригиналам Михаила Нестерова.
Здесь же располагается духовное училище. Существует мнение, что Покровский храм был построен московской общиной христиан беглопоповцев, но это не так. После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве. Морозовой был приобретен участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. Проект здания был создан архитектором В. Всего на постройку здания было потрачено 100 000 рублей. После закрытия храма в нем расположилось отделение Общества содействия обороне авиационному и химическому строительству Осоавиахим. С 1970-х годов в здании располагался ОРС Метростроя, была проведена перепланировка, в результате которой внутреннее пространство было разделено на три этажа. Печальным следствием такой реконструкции стало нарушение всей акустики помещения. Виктор обратил наше внимание на ниши под окнами храма, есть предположение, что строителями внутри колонн и сводов была оборудована не только отопительная система, но и своего рода акустические каналы, которые впоследствии были разрушены в ходе работ по перестройке внутреннего предела. Восстанавливать их не пытались, так как на сегодня это чревато опасностью для самого здания. Некогда существовавшие обширные подвалы храма залили бетоном, поскольку в помещении было установлено станочное оборудование отдела Мосметро.
В честь Покрова Богородицы освящен один из трех престолов этого храма — центральный. Торжественное богослужение, освящение воды и крестный ход возглавил предстоятель Церкви преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и. Официальная группа Вконтакте храма Святителя Николая Мирликийского в Покровском на Бакунинской улице. После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей.