Новости пасха откуда пошла

Откуда пошла традиция праздника, как правильно к нему подготовиться, на какие службы нужно обязательно сходить?

Смысл христианской Пасхи? Название Пасхи у христиан.

  • Всё сложно: как определяют дату Пасхи // Статьи НТВ
  • Основные традиции празднования Пасхи на Руси
  • Что означает слово «Пасха»? | Вопрос-ответ | АиФ Аргументы и факты в Беларуси
  • Почему слово «Пасха» перешло в христианскую традицию?

Что означает слово «Пасха»?

Фразы, которыми мы обмениваемся, — свидетельство о воскрешении Христа, а троекратное целование — символ равенства всех людей перед Богом, пояснил священник. Определенных правил целования нет. Можно начинать поцелуй и с правой, и с левой щеки. Главное, чтобы вы делали это по доброй воле и вкладывали в христосование пожелания человеку добра и благополучия. Несмотря на то что некоторые путаются в названиях, между двумя пасхальными десертами есть большая разница. Во-первых, форма блюда. Если сравнивать кулич с вытянутым цилиндром, то паска пасха больше походит на усеченную четырехугольную пирамиду.

Во-вторых, его основа. У пасхи это творожная масса, а у кулича — сдобное тесто. Еще одним немаловажным отличием является их срок хранения.

Вообще, сделать это можно в каждое воскресенье года а в крупных храмах и чаще , но именно в Чистый четверг желающих сделать это особенно много: ведь, как уже говорилось, в этот день вспоминается Тайная вечеря. Воскресенье Христово напоминает о чудесном воскресении Иисуса Христа после смерти на горе Голгофе. Накануне воскресенья, в Великую субботу, христиане идут на службу. Это праздник победы жизни над смертью, мы радуемся, что и наша смерть — не навсегда, мы тоже воскреснем в определенный Богом день, как воскрес Господь Иисус Христос, — поделился священнослужитель. Начинаются богослужения в полночь и продолжаются до рассвета. Там же освящают праздничную пищу: крашеные яйца, пасхи и куличи. Заканчивается ночное богослужение и приходит время разговляться, то есть вкусить после длительного и строгого поста непостную пищу. Поэтому священник и читает особую молитву о предстоящей праздничной трапезе, чтобы она была в радость и на пользу. Затем яйца и куличи, окропленные святой водой, понесут домой, где Пасхальное торжество продолжится уже за семейным столом. И вот от этих освященных яиц и куличей благословляется вся остальная еда на праздничном столе. Но, к сожалению, такого порядка придерживаются единицы. В основном же люди хотят освятить яйца заранее, не собираясь идти на пасхальную службу, и не придерживаясь какого-либо поста. Церковь снисходительно относится к этому явлению. Яйца начинают освящать уже с субботы.

Далее в христианской традиции Песах стал совпадать по времени с чудесным воскресением Иисуса Христа и об Исходе в этом праздновании уже совсем ничего не упоминается. Хотя многие ритуалы остаются теми же, но получают новое трактование - так жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира, спасение еврейских первенцев — как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира. Особо толкуется ритуал совершения Пасхи — как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а не только от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников. Интересно, что одновременно с празднованием евреями своего Песаха то есть до рождения Христа древние язычники разных стран греки, римляне, финикияне, египтяне и т. Все ритуалы у этих народов были похожи и таковы, что первые три дня мистерии изображалось увядание природы и скорбь по ней — мрачные песнопения и обряды, темные одежды.. А на третий день вдруг храмы заливались светом, танцами и смехом — природа в образе божества как бы воскресла, принося этим радость и веселие. Нетрудно заметить, что современная пасхальная неделя как раз напоминает эту мистерию — только вместо божества перед нами погибает и воскресает Христос. Я не зря говорю сейчас только о греках и римлянах, потому что это официальная открытая информация, которая о славянах ничего не говорит. Но зато она окрыто говорит и не отрицает того, что все пасхальные куличи и крашенные яйца — это «пришло к нам из язычества». Одно это утверждение позволяет сделать вывод о некоем празднестве, совпадающем по времени с Пасхой, но имеющим свои ритуалы - не ягнята там были, а яйца и куличи. Так, к примеру, в книге «Русские легенды и предания» Ю. М, Медведев и Е.

Как написано в двенадцатой главе книги Исход, Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца косяки дверей. Это было знаком, и ангел-губитель прошел мимо их домов, при этом не пощадив египетских младенцев. Это событие так напугало фараона, что он отпустил евреев из Египта, и они, возглавляемые пророком Моисеем, ушли искать землю обетованную. В память об этом событии Бог установил для своего богоизбранного народа пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян, существовала даже традиция: накануне праздника, по выбору народа, отпускать на свободу одного из узников. Дата, когда отмечали Песах, тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день первого месяца года нисана, который соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне и солнцу, то есть был лунно-солнечным. Событие исхода произошло примерно 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. В православии Песах часто называют Ветхозаветной Пасхой - чтобы отличить ее от Пасхи Новозаветной, то есть той, что стали отмечать уже христиане после Рождения Рождества Иисуса Христа. Потому что Рождество Христово наполнило праздник Пасхи новым смыслом. Начав отмечать Песах более чем за тысячелетие до Рождества Христова, еврейский народ сохранил эту традицию. Отмечал этот праздник и Сам Сын Божий. Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями, которые Церковь вспоминает в Страстную неделю. Об этом рассказано в Евангелии от Луки. Именно поэтому, чтобы соблюсти историчность событий, православная Пасха празднуется обязательно после Пасхи иудейской.

Когда состоится Пасха в 2024 году

  • ПАСХА — древний славянский праздник
  • Православная Пасха 2024: когда и как празднуют, история, традиции, символы
  • Пасха: смысл праздника, как высчитывать дату - Российская газета
  • Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника

Христианская Пасха и языческий Велик-день.

Если вы подзабыли, откуда пошли эти традиции, то следующие статьи для вас: Чистый четверг, откуда пошло это выражение Почему. Оригинальная (иудейская) Пасха — это память об исходе евреев из Египта, где они находились в рабстве 430 лет. ПАСХА — это древнейший ведический праздник предков Славян.

Песах — еврейская Пасха

Православная Пасха 2023: все от даты и до рецептов Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху. В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать.
История возникновения праздника Пасха | Пикабу Как появился обычай красить яйца на Пасху. Что означают пасхальные яйца?

Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами

Откуда пошло слово «Пасха». Интересно, что в переводе с иврита слово «Песах» означает «миновал» или «прошел мимо». Имеется в виду, что однажды Бог прошел мимо еврейских домов и уничтожил только жилища их угнетателей – египтян. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества.

От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста

Религия - 26 апреля 2024 - Новости Челябинска - Рассказываем, в чем смысл праздника Пасхи, почему дата празднования каждый год выпадает на разные дни и отличается у православных и католиков. Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху. В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать.

Пасха: история и традиции праздника на Руси

По ее словам, важно смотреть на состав праздничной выпечки, даже если вы не страдаете избыточным весом или сахарным диабетом. Получается далеко не диетическая выпечка, перенасыщенная жирами в сочетании с быстрыми углеводами сахар, цукаты, сухофрукты , что нагружает ферментные системы, а также увеличивает риски набора веса", — утверждает Трускова. Кроме того, диетические рецепты творожной пасхи и кулича не всегда могут быть истинно здоровой альтернативой, заметила эксперт. Например, в аналоговые рецепты могут добавлять сахарозаменители, сладкие сиропы, мед, что дает ощущение безопасности продукта. Однако не всегда это так. В числе безвредных сахарозаменителей врач назвала эритритол или стевию, но их содержание должно быть умеренным. Срок годности пасхальных угощений Трускова обратила внимание на то, что сроки годности праздничных блюд весьма ограничены. Ошибочно распространено мнение, что если эти лакомства были освящены в церкви, то они не портятся и хранить в холодильнике их не обязательно. Это миф", — предупреждает врач. Во время застолья важно смотреть не только на состав, но и на давность приготовления пасхальных угощений. Так они не причинят вреда здоровью, а о празднике останутся только светлые и добрые воспоминания, заключила диетолог.

Популярные вопросы Когда освящать куличи и яйца на Пасху?

Центральная часть любого христианского праздника — поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» Евр. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом — всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви. Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню евхаристию — это особенно помогает нам подойти к радости воскресения. Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца? Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора.

Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством. Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть. Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа? В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива позже он стал называться «нисан» — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря.

Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами пасхалии , которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют.

Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота. Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза. Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию.

Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими. Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Самая ранняя и самая поздняя Пасха Поэтому и празднуется Пасха каждый год в разные дни в зависимости от сочетания солнечного и лунного календаря в соответствии с великим индиктионом. Самая ранняя Пасха по нему бывает по новому стилю 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая. Подготовка к Пасхе — Великий пост Великий пост продолжается ровно сорок дней — с понедельника первой седмицы поста по пяток включительно шестой седмицы. И по своей аскетической сущности подготавливает православных к Светлой Пасхе. Используя при этом те благодатные особенности закона Христова, кои позволяют обойти фундаментальный этический закон, связывающий земные наслаждения со страданиями. Этот закон был дан еще прародителям после их грехопадения, в их лице он перешел на все человечество, но обнаружен и философски сформулирован был лишь за несколько сот лет до Рождества Христова древнегреческими философами. И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием. Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден. Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам. Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо. Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно. Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной. Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы. Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя. Эти богослужения особенно длительны и утомительны для плоти, но необычайно трогательный для души каждого православного христианина, если он, конечно, действительно православный. Да, у нас часто во время этих служб болят ноги, но зато сколь услаждается ими сердце, сопереживая спасительным страданиям Христовым! Так что в такой ситуации нам следует помнить некоего старец, процитировавшего, правда, по другому поводу, слова Божии: «Сыне, даждь Ми твое сердце» Притч. Благодатный огонь В течение уже многих веков в Великую субботу ежегодно происходит чудо, подтверждающее истинность Православие. А именно: в Кувиклии храма Гроба Господня по молитве Иерусалимского Патриарха чудесным образом является особый Благодатный огонь. Который, по свидетельству очевидцев, вначале не опаляет, как обычное пламя. Поэтому некоторые собравшиеся в Храме верующие как бы купаются в этом чудесном огне, окуная в него лицо, волосы, бороды и т. Сам момент появления Патриарха из Кувуклии с пучком зажжённых Благодатным огнем свечей, от которых с необычайной быстротой зажигаются свечи молящихся, и весь Храм начинает сиять этим светом, — встречается настоящим взрывом радости. Благодатный огонь Радуются сему не только в Храме, но и по всему Православному миру. Где верующие с замиранием сердца ждут сообщений или трансляций этого события. Ведь существует пророчество или предание о том, что перед концом света явление Благодатного огня прекратится — это один из самых важных признаков кончины мира. Поэтому, когда сей Огонь снова и снова возжигается, православные с облегчением выдыхают — значит, несмотря на наши тяжкие грехи, по милости и человеколюбию Божию мир еще будет существовать! Также в этот же день многочисленные посланники со всего Православного мира разносят по нему обычно, используя авиатранспорт этот чудесный огонь, хранимый в специальных светильниках. И миллионы православных верующих с радостью принимают его в свои храмы и дома. Почему это чудо подтверждает истинность именно Православия? Есть рассказ инока Парфения о том, что некогда, в древности, армяне не православные — отрицающие Четвертый и последующие Вселенские соборы подкупили турецкие власти. Которые в Великую субботу выгнали из Храма Гроба Господня православных греков, запустив туда армян, кои таким воровским способом восхотели получить Благодатный огонь. А греки, плача, стояли со свечами вне Храма, надеясь хотя бы от армян получить эту Божественную благодать. Но несмотря на продолжительные молитвы не православных армян, эту благодать они не получили. Но грянул гром, и сей Огонь, к вящей радости православных греков, неожиданно вышел из наружной мраморной колонны Храма. Где до сих пор показывают на ней это место. При этом под влиянием сего сугубо чудесного события произошло еще одно чудо — обращение турецкого воина Омира в христианство. Который, непрерывно прославляя Христа, спрыгнул с большой высоты к православным, но не разбился. Так как мраморный пол под его ногами стал мягким, как воск, и на нем отпечатались стопы Омира: «я сам их видел и осязал», — свидетельствует инок Парфений. А Омир стал христианским мучеником, крестившимся своею кровию, ибо турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Но православные собрали его кости, которые в качестве мощей находятся в одном из монастырей. Несмотря на столь явное чудо схождения Благодатного огня и множество, как древних, так и нынешних свидетельств о нем, до сих пор не прекращаются попытки опровергнуть или, по крайней мере, опорочить сие чудо. Одной из наиболее последних и одиозных таких попыток были нелепые бредни известного Андрея Кураева о какой-то «зажигалке» Иерусалимского Патриарха… Нам нет смысла опровергать эти кураевские глупости. Достаточно сказать, что они вызвали повсеместное неприятие и возмущение православных.

Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника

Легко различаются православные и католические богослужения на Пасху, и дело тут не только в разных языках. Сколько можно съесть яиц и куличей на Пасху: советы диетолога Количество куличей, яиц и творожной пасхи, которое можно съесть в честь праздника, зависит от базового состояния здоровья, наличия хронических заболеваний, а также от того, насколько строго человек соблюдал пост. Из такого рациона нужно выходить постепенно и вводить новые продукты с небольших доз. Резкий выход из постов и длительных строгих ограничительных рационов часто приводит к проблемам с желудочно-кишечным трактом. В частности, к возникновению или обострению панкреатита, холецистита, появлению таких неприятных симптомов, как тяжесть в желудке, тошнота, диарея или запоры", — рассказала специалист. По словам диетолога, строго соблюдавшим пост не рекомендуется есть творожную пасху и куличи, а стоит ограничиться одним яйцом в течение пасхальной недели. А те, кто питается сбалансированно и не имеет проблем со здоровьем, могут съедать по 2-4 яйца в день, но не за один прием пищи. Также можно полакомиться пасхой и куличами в умеренном количестве, отметила Трускова. По ее словам, важно смотреть на состав праздничной выпечки, даже если вы не страдаете избыточным весом или сахарным диабетом. Получается далеко не диетическая выпечка, перенасыщенная жирами в сочетании с быстрыми углеводами сахар, цукаты, сухофрукты , что нагружает ферментные системы, а также увеличивает риски набора веса", — утверждает Трускова.

Кроме того, диетические рецепты творожной пасхи и кулича не всегда могут быть истинно здоровой альтернативой, заметила эксперт. Например, в аналоговые рецепты могут добавлять сахарозаменители, сладкие сиропы, мед, что дает ощущение безопасности продукта.

И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение. Празднование Пасхи сегодня еврейским народом Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома. Как христианам относиться к празднику Пасхе Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять.

Много язычников не евреев стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что причащение имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве. Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств , взяв на Себя грехи мира.

Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день. Праздник Пасха: уроки и выводы 1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время — спасение стало реальностью.

Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными 2 Петра 1:5-11.

Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу.

И вот от этих освященных яиц и куличей благословляется вся остальная еда на праздничном столе. Но, к сожалению, такого порядка придерживаются единицы. В основном же люди хотят освятить яйца заранее, не собираясь идти на пасхальную службу, и не придерживаясь какого-либо поста. Церковь снисходительно относится к этому явлению. Яйца начинают освящать уже с субботы. Но Пасха — это не про еду, а про нашу веру в Воскресшего Господа Иисуса Христа, Которого мы любим, Которого слушаемся, с Которым соединяем всю нашу жизнь, — рассказал священник Леонид Кудрячов. В этот день принято обмениваться крашеными яйцами, а люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!

В ответ принято говорить: «Воистину воскресе! На Пасху многие собираются с родственниками и близкими за праздничным столом. На нем должны быть обязательно куличи и крашеные яйца. В этот день, настаивают священники, нельзя ругаться, пить спиртное в большом количестве, заниматься тяжелым трудом, и — вопреки недавней традиции, установившейся в атеистические советские времена — посещать кладбища. Для того, чтобы прийти на могилы близких и помолиться там, установлен отдельный день, Радоница — это девятый день после Пасхи, в нынешнем году он выпадает на 25 апреля. Что касается внеплановых и продолжительных выходных, то по случаю Пасхи государство таких «каникул» не устанавливает — праздник остается религиозным, а не светским. Узнать подробнее Читайте также:.

В течение этой недели богослужения проводятся с особым торжеством, а православные христиане уделяют время молитве, посещению храмов и семейным собраниям. Празднование Пасхи завершается на сороковой день после Воскресения Христова — Вознесением Господним , когда Христос вознесся на небо перед глазами своих учеников. Это событие олицетворяет завершение земной миссии Спасителя и начало новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. Пасха является самым значимым и величественным праздником для православных христиан. Она символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом. Воскресение Христа стало основой для веры миллионов христиан во всем мире, и его значение не может быть переоценено. Празднование Пасхи призвано напоминать православным христианам о спасительной миссии Иисуса Христа, о Его любви и милосердии к человечеству. В эти светлые дни верующие находят утешение и надежду, укрепляют свою веру и совершают добрые дела. Пасхальные традиции и обряды служат для укрепления духовных связей между христианами, для передачи православной веры и культуры из поколения в поколение. Соблюдение праздничных обычаев помогает православным христианам ощутить радость Воскресения Христова, а также сохранять и развивать духовные ценности и связи с предками. Пасха является центральным событием в жизни каждого православного христианина. Этот праздник напоминает о победе Христа над смертью, о любви Божией к человечеству и о вечной жизни, обещанной верующим. Соблюдение пасхальных традиций и обрядов помогает православным христианам укреплять свою веру, сохранять связь с духовным наследием и передавать его будущим поколениям. Духовный смысл и значение Пасхи Духовный смысл и значение Пасхи для православных христиан имеют глубокий и многослойный характер. Пасха является центральным событием христианского календаря и символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом. Она напоминает верующим о спасительной миссии Иисуса Христа и о Его воскресении, благодаря которому человечество получило возможность спасения и вечной жизни. С духовной точки зрения, Пасха представляет собой переход от старого к новому, от земного к небесному, от временного к вечному. Воскресение Христа стало отправной точкой для трансформации духовного мира человека и началом новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. В своем Воскресении Христос проявил свою всесильную любовь и милосердие к человечеству, показав, что смерть и грех были побеждены, и отныне человек может обрести спасение через веру в Него. Пасхальные обряды и традиции, соблюдаемые православными христианами, отражают идею духовного возрождения и преображения. Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, является временем воздержания, смирения и молитвы, в течение которого верующие очищают свои души от грехов и приготовляются к встрече с Воскресшим Христом. В ночь Пасхи происходит торжественное богослужение, символизирующее переход от тьмы к свету, от смерти к жизни. Зажжение свечи в храме и передача света друг другу символизируют распространение благой вести о Воскресении Христовом и преображение души верующего. Также стоит упомянуть об искусстве расписывания пасхальных яиц — крашенок и писанок. Этот обычай имеет глубокий символический смысл и напоминает о воскрешении Христа из мертвых и новой жизни, подаренной человечеству. Яйцо, будучи источником жизни, является символом возрождения и надежды. Разноцветные узоры на писанках символизируют различные аспекты духовного мира: веру, любовь, милосердие, мудрость и благочестие. Кулич и пасха, традиционные пасхальные блюда, также имеют символическое значение. Кулич представляет собой круглый хлеб, украшенный крестом, символизирующим воскресение Христа и Его победу над смертью. Пасха — это сладкое блюдо из творога, сметаны и изюма, которое символизирует радость и восторг от Воскресения Господня. Празднование Пасхи направлено на то, чтобы помочь верующим воспринять и осознать глубину духовного смысла Воскресения Христа и его значение для каждого человека. В это время люди стремятся быть более милосердными, стараются прощать обиды, помогать ближним и проявлять любовь друг к другу. Праздник напоминает о важности жить в соответствии с христианскими ценностями, стремиться к духовному совершенству и делиться своей верой с окружающими. Пасха является кульминацией христианского года и символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой и добра над злом. Для православных христиан праздник Пасхи имеет глубокий духовный смысл, напоминающий о спасительной миссии Иисуса Христа и Его воскресении. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, призваны укреплять веру, возрождать душу и напоминать о духовных идеалах христианства.

Дата праздника: какого числа православная Пасха, а когда она празднуется в других конфессиях?

  • Пасха: история, богослужение, традиции
  • Пасха: смысл праздника, как высчитывать дату - Российская газета
  • Страстная неделя
  • Пасха иудейская (праздник опресноков)
  • Пасха. Светлое Христово Воскресение /
  • Основные традиции празднования Пасхи на Руси

Пасха: история, смысл и традиции (видео)

В современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения Иисуса и схождения его с креста. Рассказываем, в чем смысл праздника Пасхи, почему дата празднования каждый год выпадает на разные дни и отличается у православных и католиков. праздник пасха. Суть христианского праздника Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. Рассказываем все о Пасхе в 2023 году: какого числа отмечается православная Пасха, в чем суть праздника, какие есть пасхальные рецепты и как украсить пасхальное яйцо.

Что означает слово «Пасха»?

Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея. Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе. Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка. Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш.

Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены. О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог. Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы. Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш. Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру.

Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее». А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества.

Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки. Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца.

Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы. Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева. В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли».

Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве. Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор. Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше.

Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже. Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим.

В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет. Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним. Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде. Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде. Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде. Кроме всего этого, заранее готовят сосуды с соленой водой, в которую обмакивают карпас, а также крутые яйца — в тех домах, где следуют обычаю есть их в ходе Седера. Если 15-е Нисана выпадает на субботу, а соленая вода не была заготовлена до захода солнца в канун праздника, ее делают относительно слабой, поскольку в субботу запрещается смешивать соль и воду в пропорции два к одному и выше, — поэтому вода должна составлять более трети смеси. Принято споласкивать всю посуду, которую ставят на праздничный стол, еще в канун праздника. Существует обычай использовать в качестве «приправы» к карпасу вместо соленой воды воду, смешанную с лимонным соком.

Ее также готовят до начала праздника. Закончив приготовления к Седеру, мы отправляемся в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив. Во многих общинах читают Минху раньше обычного, поскольку в нее включается дополнение — «Порядок принесения пасхальной жертвы», чтение которого занимает немало времени, а также из опасения, что многочисленные и трудоемкие обязанности, исполняемые в канун Песаха, могут стать причиной того, что молитва не будет прочитана вовремя. Все многочисленные заповеди, связанные с этим днем, исполняются дома, за пасхальным столом. В молитве они не отражены. Тем не менее, особенности этого дня накладывают свой отпечаток и на происходящее в синагоге. Если первый праздничный день праздника Песах выпадает на субботу, из вечерней молитвы исключается фрагмент Маген авот «Защитник отцов» , поскольку он был введен специально для того, чтобы несколько удлинить молитву. Ведь евреи, работающие далеко в поле, иногда опаздывают на молитву, и если она закончится слишком рано, они могут застать синагогу пустой, — а заходить в пустую синагогу считается небезопасным, ибо там можно столкнуться с бесами. Однако в канун Песаха все без исключения приходят в синагогу из дома, поскольку полевые работы в этот день запрещены. Как мы уже писали, в этот день стараются начать Седер как можно раньше, чтобы в нем приняли участие маленькие дети.

А поскольку в этот вечер в синагоге читается Галлель, молитва все равно оказывается длиннее обычной. Кроме того, пасхальная ночь — «ночь сбережения», когда Всевышний охраняет нас от всех напастей, в том числе и от бесов. Несмотря на все это, в некоторых общинах не изменяют обычаю и читают фрагмент Маген авот и в пасхальный вечер. Другое отличие пасхального вечера в синагоге связано с Кидушем. В течение всего года после субботней или праздничной вечерней молитвы в синагоге производится Кидуш над бокалом вина. Однако в первый пасхальный вечер а вне пределов Эрец Исраэль — и во второй вечер Кидуш в синагоге не производится, поскольку выпиваемый во время Кидуша бокал вина входит в число четырех бокалов, предписанных заповедью, и он должен быть выпит дома — вместе с остальными. Кроме того, следует иметь в виду, что Кидуш в синагоге производится прежде всего ради тех оказавшихся в городе странников, у которых нет пристанища, где они могли бы провести субботнюю трапезу, в то время, как в пасхальную ночь такое пристанище есть у каждого, и никто не проводит ее в синагоге. Другая причина, по которой в субботу и праздники в синагоге производится Кидуш, — чтобы все посетители синагоги услышали произносимые при этом благословения, запомнили их и не допускали ошибок, устраивая Кидуш дома — также не актуальна в Песах, так как при проведении Седера все без исключения пользуются текстом Пасхальной Ага-ды, содержащей церемонию Кидуша. Но самое большое отличие этого вечера а вне пределов Израиля — и второго праздничного вечера от субботних и праздничных вечеров заключается в том, что во время вечерней молитвы в синагоге, в соответствие с обычаем, введенным большинством еврейских общин, читается Галлель. Хотя обычно он читается только днем, на пасхальную ночь, которая сама как ясный день, это ограничение не распространяется.

Поэтому в этот вечер читается полный Галлель и произносятся два благословения — в начале и в конце чтения. Обычай читать Галлель в этот вечер упоминается уже в Трактате Софрим гл. Галлель читается с огромной радостью и воодушевлением, чтение сопровождается пением и плясками для того, чтобы выполнить слова пророка: «И прославим Его Имя все вместе». Несмотря на возражения некоторых выдающихся еврейских мудрецов, обычай читать Галлель в синагоге в праздничный пасхальный вечер, произнося при этом положенные благословения, был принят большей частью еврейского народа. Важная тому причина — решение мудрецов распространить благословение на Галлель, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера за праздничным столом. Но почему они решили распространить благословение, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера? Почему мы не произносим его за праздничным столом? Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге! Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта. А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ.

Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие.

Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает.

Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело.

Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха.

Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша.

Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль. Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ.

В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение.

Наши предки считали, что качество кулича определяется его формой — чем он выше, тем удачнее будет год. Чтобы кулич при выпечке не опал, старались не садиться, пока он находится в печи. Неудачная форма куличей считалась плохой приметой, а если внутри готового кулича оказывались пустоты, это предвещало смерть одному из членов семьи. При изготовлении кулича принято было тщательно запирать двери, чтобы на процесс не смотрели чужие, иначе хлеб может не удасться.

Кусочки кулича после Пасхи сушили и также использовали как обереги. В страстную субботу куличи и пасхальные яйца освящали. Яйца освящали не все, что успели покрасить, а только одно, три или пять. Именно этими яйцами семья разговлялась в пасхальное утро, их хранили как обереги и совершали с ними разного рода ритуалы, а остальные яйца просто ели, играли с ними или раздаривали. В страстную субботу раньше жгли костры возле церквей — в память о схождении благодатного огня. Огонь при этом принято было добывать трением.

В дальнейшем это пламя разносили по домам в качестве «нового» огня в печи или очаге, предварительно погасив «старый» огонь. Освящать в церкви пасхальную еду и приносить в дом «новый» огонь обычно поручали детям. Фото: Livejournal. По народным представлениям, если спать в эту ночь, то весь год проспишь, а у маленьких детей из-за этого, наоборот, будет бессонница. Тех, кто проспал всенощную службу в церкви, обливали водой. Воскресение Иисуса Христа из мертвых ассоциировалось у людей с всеобщим «пробуждением» и «бодростью», поэтому на Пасху «будили» трясли даже не плодоносящие фруктовые деревья.

Пасха считалась, прежде всего, семейным праздником, поэтому утром светлого воскресенья все члены семьи обязательно должны были собраться вместе за завтраком. Перед трапезой тщательно запирали все двери и ворота. В гости в этот день ходить было не принято — во всяком случае, не с утра. За завтраком члены семьи разговлялись освященными яйцами и куличом. Одно яйцо при этом могли разделить на маленькие кусочки между всеми домашними — это символизировало единство семьи. Таким же образом делили и кулич, причем его старались не резать, а разламывать.

Кулич нужно было съесть в кругу семьи, посторонних им не угощали — для этого дополнительно пекли ещё несколько маленьких куличей. Александр Маковский «Пасхальный стол» 1915—1916. Отчасти это делали для душ предков, которые в это время незримо присутствовали среди живых, а отчасти ради того, чтобы иметь сытую жизнь. Славяне верили, что Пасха определяет весь дальнейший год — говорили, что в пасхальную ночь Бог счастье делит. На Великдень люди одевались в новое платье и старались «обновить» домашние иконы, прибавив к ним новый образ. Считалось, что в ночь перед светлым воскресеньем происходят чудеса.

Говорили, что в Пасху на восходе солнце «играет» — переливается разными цветами и прыгает, как молодой барашек. Умершие в Пасху, согласно народным представлениям, сразу отправлялись в рай.

Кулич принято украшать посыпкой, кусочками фруктов или ягод, глазурью — словом, в этом творческом деле каждый кулинар может дать полную свободу своей фантазии. А почему вообще взялась традиция выпекать кулич? В отличие от яиц, точного ответа на этот вопрос не существует.

Однако то, что эта традиция древняя, известно наверняка. Она живет с незапамятных времен. Как известно, Христос сам и преломил хлеб, и разлил вино во время Тайной вечери ровно за три дня до своего воскресения. Любые разновидности хлеба имеют священное значение для всех народов земли. Даже сегодня, когда голод во многих странах окончательно побежден, считается дурным тоном играть с кусочками хлеба, выбрасывать их или нелестно отзываться об этом без преувеличения истинно народном продукте.

В этом смысле пасхальный кулич можно рассматривать как символ плодородия, сытости, достатка в доме. А учитывая традицию хлебопреломления, которая была заложена во время тайной вечери, можно сказать, что хлеб есть символ тела Христа. Поэтому выпекание и употребление кулича — это еще одна возможность соприкоснуться с праздником и проникнуться той волшебной атмосферой, которая ежегодно воцаряется на всей планете в течение 2 тысяч лет. А вот информация, как говорится, из первых уст. На вопрос о том, почему появилась традиция приготавливать кулич на Пасху, отвечает иеромонах Иов Гумеров.

Что нужно делать на Пасху: традиции и современность Итак, на праздник, а точнее — накануне светлого Воскресения, практически все красят яйца и приобретают куличи. Конечно, можно выпечь сдобу и самостоятельно — ведь подготовка к празднику тоже и есть сам праздник. А что же еще делают на Пасху? Какого бы числа ни выпало это воскресение — люди соприкоснутся со многими древними традициями. Вот самые известные из них.

Освещение яиц и кулича Конечно, в такой день верующие стремятся попасть в церковь и выдержать всенощную службу, которая совершается в ночь с субботы на воскресенье. А если даже этого сделать не удалось, приходят в храм для того, чтобы освятить яйца и кулич. Традиция освящения позволяет человеку настроиться на светлые волны праздника. Не секрет, что в собрании верующих складывается особая атмосфера, которую едва ли можно почувствовать дома или даже наблюдая за трансляцией богослужения по телевизору. Вот почему посетить храм в такой день стоит непременно.

И не будет лишним сделать милость, угостив яйцами и куличами нуждающихся. Христосование Ну а дома праздник продолжается — более того, здесь он в самом разгаре. С утра нужно постараться встать пораньше, ведь Спаситель воскрес утром. Да и восходящее солнце само по себе символизирует начало торжества. По традиции все празднующие берут пасхальные яйца и христосуются — то есть сталкивают яйца друг с другом и разбивают скорлупу с любого конца — острого или тупого.

После этого необходимо трижды поцеловаться в щеки и произнести всем известные слова: «Христос воскрес! Если следовать церковному канону, фраза будет звучать несколько иначе, что нисколько не меняет ее значения: Традиционно ходят в гости, угощают пасхальными блюдами родных, близких, соседей и просто всех, кто мил сердцу. В этом смысле очень хорошо, что Пасха всегда празднуется в воскресенье. У нас появляется возможность вспомнить и навестить всех, кто, возможно, уже давно ждет нашего внимания. Другие народные обычаи на Пасху Кулич и яйца — это главные символы праздника, поэтому и пасхальные традиции в основном связаны именно с ними: После посещения церкви можно приобрести несколько свечей и украсить ими кулич.

Традиционно ставят одну свечу в одну пасочку, после чего зажигают огонь, чтобы он радовал всех, кто в доме. Можно устроить приятный праздник для всех домашних — и конечно, не стоит забывать о детках. Например, пусть они поищут крашеные яйца, которые будут предварительно спрятаны в разных местах дома. Устройте вместе веселые поиски. А еще можно организовать «покатушки» — у кого яйцо укатится дальше других.

Традиционно дом украшают зеленью, нарождающимися ветвями деревьев.

В древности яйцу придавалось глубокое мистическое значение. Яйцо — эзотерический символ, означающий материальную Вселенную, являющуюся тюрьмой для духовной души. Душе нужно выйти за пределы этой Вселенной-яйца, чтобы возвратиться к Богу. В Ведах говорится: "Человек без проницательности похож на лягушку, попавшую в колодец. Так же, как лягушка в колодце не знает, что для неё хорошо, а что — плохо, и потому так и умирает из-за своего невежества в этом колодце, и люди, тщетно рождённые в брахманде яйце Брахмы, то есть в материальной вселенной , не знают, что для них хорошо, а что — плохо, и рождаются только для того, чтобы затем умереть в невежестве". Человек должен развить свое сознание и духовное видение настолько, чтобы увидеть духовный мир, духовное небо, находящееся за пределами брахманды. Материальных вселенных бесконечное множество и они связаны между собой в этом облаке подобно пузырям в морской пене.

Каждый такой пузырек, напоминающий по форме яйцо, — это лишь одна из вселенных. И Рама — Творец их всех и духовного мира мира Вайкунтхи в целом. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, ученые находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов мрамор, глина и др. При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные яйца, иногда раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? По христианскому преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки.

Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами? Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства.

Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои "языческие" праздники. Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий