Новости матильда кшесинская биография личная жизнь

Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. На протяжении долгого периода времени биография и личная жизнь Матильды Кшесинской была связана с Николаем II. Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь. Конечно, самые яркие, привлекающие внимание страницы биографии Матильды Кшесинской связаны с ее романом с наследником престола.

Биография Матильды Кшесинской

  • Историк о том, что же на самом деле было между Матильдой и Николаем II - Афиша Daily
  • Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
  • Ранние годы и семья
  • Судьбоносный ужин
  • Почетная солистка всея Руси. Заключительная часть
  • «Первая звезда русского балета»

Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка

Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины Они могут воплощать и вакхическое, дионисийское начало, как Матильда Кшесинская, и аполлоническое, как Анна Павлова, но жизнь благодаря им становится краше.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка / Кем была Матильда Кшесинская и как на самом деле складывались ее отношения с последним русским императором?
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года.

Первые шаги в балетном искусстве

  • Замужем за домом Романовых: истинная история Матильды Кшесинской
  • 53 фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости, фото сына
  • Протеже цесаревича
  • Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь
  • Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка

Последние годы «великолепной Матильды»

Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ.

Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь Матильда со своим мужем и сыном. Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото) Незадолго до своего 30летия Матильда Кшесинская встретила мужчину, который стал новой большой любовью в ее жизни.

Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России

Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово.

Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины

Рост балерины — 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав. В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская.

Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно. Детство, юность Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра.

Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной.

Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей. С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище.

Танцем, кроме Малечки так ее звали родные , занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование.

Девушке давали уроки известные в Европе педагоги: балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»; танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий ; прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц.

Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы.

Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу. Балерина театра По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра.

Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра. В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом.

Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай. Продолжение знакомства с цесаревичем Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман.

А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка — это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике.

Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно! Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич. Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами.

Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление.

Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское». Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями.

Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет.

Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают.

Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей.

Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки.

Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости.

На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка.

Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть.

Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая.

Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар.

Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве.

Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно.

Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр.

Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене.

Можно утверждать, что творческий путь Матильды Кшесинской был предопределен, но так ли это? Матильда родилась в местечке Лигово, недалеко от Санкт-Петербурга, 31 августа 1872 года. Она с детства любила танцевать и обожала ходить с отцом на репетиции и спектакли. Неудивительно, что девочка, последовав примеру домашних, тоже решила стать балериной и поступила в Императорское театральное училище, куда брали детей с 9-11 лет. Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот».

Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной. Цукки вдохновила юную балерину продолжать работать, в результате Матильда блестяще окончила училище в 1890 году, а на выпускном концерте произвела ошеломляющий эффект на членов царской семьи. Особенно — на будущего императора Николая II. Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу. Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества. Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса.

Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды — закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку. Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше. Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит.

Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год. Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам. В бегах В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы. Особняк Кшесинской в Петербурге В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам , опасаясь, что у неё отнимут ребёнка.

Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился. Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым. В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие.

С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию. В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу. Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа.

Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына. С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни.

Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом... Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре. Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская". Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери. Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард. Подписывайтесь на нас в Instagram: Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, история жизни В большинстве, мы добавляем на наш портал знаменитостей современности. Но есть и знаковые личности, которые уже покинули этот мир, но их биография и личная жизнь настолько интересны, что мы не можем обойти их истории стороной.

Что ж, встречайте - персональная страница о жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. Произошло сие знаменательное событие в семье театралов в Лигово. Ее отцом был Феликс Кшесинский - российский поляк. У матери Матильды это был второй брак - Юлия Доминская так звали маму нашей героини осталось еще 5 детей от супружества с танцовщиком Леде. Сестра Матильды Юлия стала балериной. Брат Иосиф также стал танцовщиком, но не пережил блокаду Ленинграда. Саму же Матильду внутри семьи величали Малечкой. Детство Матильды Малечка поступила в балетное училище уже в 8-летнем возрасте. В 1890 году она выпустилась из Императорского театрального училища , в котором она получила блестящее образование под чутким руководством Льва Иванова, Катерины Вазем и Христиана Иогансона. После выпуска ее позвали в Мариинский театр, где танцевала также ее старшая сестра.

На этой сцене Матильда выступала вплоть до 1917 года. Отметим, что генеральный балетмейстер был против ее кандидатуры на эту роль, но Матильда смогла добиться признания ее главной танцовщицей. С 1898 года она занималась персонально у известного итальянского тренера Энрико Чеккетти, чтобы добавить к базе русского балета изящную работу ногами, принятую у итальянцев. Интересный факт биографии Матильды Кшесинской: она первой в России смогла выполнить 32 фуэте без остановок. Дошло даже до того, что Мариус Петипа адаптировал основные хореографические партии балетов под выдающиеся навыки нашей героини! Несмотря на академические навыки, Матильда охотно принимала участие в смелых новаторских постановках. Кроме таланта и умений, танцовщица запомнилась тем, что умела выстраивать линию своего развития и всегда отстаивать свои интересы. Она была ярой противницей приглашения танцовщиц из-за границы. В 1917 году Матильда покинула Петроград, отправившись сначала в Кисловодск, откуда перебралась в Новороссийск, а уже оттуда 19 февраля 3 марта эмигрировала за границу. Это было связано с политическими событиями в стране - нашей героине с сыном пришлось поскитаться по стране и жить 6 недель в вагоне поезда 3 класса, скрываясь от преследований большевиков.

В 1929 году в Париже появилась балетная школа Кшесинской.

Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья

Матильда Кшесинская: фуэте в постели с наследником престола - Статьи Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной.
Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь биография личной жизни. В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых.

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской

Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки.

Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях.

Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.

Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода.

В этом учебном заведении постигали азы балета дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Кшесинская не оставила преподавание, даже когда у нее начался артрит и ей приходилось ходить с тростью.

Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки.

Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний.

Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка.

В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился.

Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным.

Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр. Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене. Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ.

Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену. Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу. Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, — довольная собою, я поехала к Министру. Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился.

Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою.

Подробности личной жизни последнего российского императора: роман Николая II с балериной Матильдой Кшесинской От трепета до страсти: как император Николай II влюбился в балерину и чем это закончилось? Одни считают, будто балерина осталась единственной любовью цесаревича до самой смерти. Другие же говорят, что никаких отношений и вовсе не было. Где же правда? Анатолий Сивов историк, преподаватель «История Матильды и Николая II за многие годы обросла огромным количеством различных домыслов. Их связь продлилась четыре года. Рассказываю, как загорелась страсть и чем всё закончилось».

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Неудивительно, что это искусство стало делом её жизни. С раннего возраста девочка быстро продвигалась в своём обучении. Уже в девять лет Матильда впервые выступила на сцене Мариинского театра, а затем стала его прима-балериной. Её техника, грация и эмоциональность вызывали восхищение зрителей. Устоять не смог и будущий император — Николай II. Первая встреча балерины и цесаревича Они впервые встретились 23 марта 1890 года на выпускном вечере театрального училища, где собралась вся царская семья. После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами.

Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной.

К примеру, один парижский журнал писал: «Новая звезда, мадмуазель Кшесинская, дебютировавшая в качестве примы-балерины, выступила блистательно. Она имеет все: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную легкость». Личная жизнь Кшесинской после расставания с царем Матильда Кшесинская. Фото: globallookpress Матильда не долго оставалась одна, после расставания со своей первой любовью она пишет: «В моем горе и отчаянии, я не осталась одинока. Великий князь Сергей Михайлович дядя Николая II , с которым я подружилась с того дня, когда наследник его впервые привез ко мне. И он остался при мне и поддержал меня. Хотя никогда я не испытывала к нему такие чувства, как к Ники».

После нескольких лет жизни с дядей императора Матильда влюбляется в другого Романова — великого князя Андрея Владимировича — и тайно уезжает с ним в Ниццу, откуда возвращается уже беременная сыном Володей, которого Сергей Михайлович будет искренне считать своим. Когда обман раскроется, он немедленно простит возлюбленную. Внук Николая I не желал уступать любовницу собственному племяннику. Сергей Михайлович потакал ей во всем, даже отменил собственную свадьбу, когда она намекнула, что это бросает тень на ее имя. В июле 1917 года Сергей Михайлович со слезами на глазах провожал Матильду в Париж. Он тоже хотел покинуть революционный город, но Матильда попросила его остаться, чтобы уладить ее финансовые дела. Больше они не встретились. Сергей Михайлович окажется единственным Романовым, который оказал сопротивление при попытке расправы. Его застрелили. Остальных сбрасывали в шахту живыми, в 16 км от уральского городка Алапаевск.

Когда в сентябре 1918 года Белая Гвардия освободит Алапаевск, тело Сергея Михайловича поднимут из шахты и обнаружат в его руке медальон с фотографией Кшесинской и надписью «Маля». В январе 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем в православной церкви в Каннах и получила долгожданный титул Светлейшей Княгини Романовой. Правнук балерины Матильды Кшесинской Константин Севенард. Сюжет киноленты посвящен любовной связи балерины с Николаем II и вызвал противоречивое мнение общественности.

Императорский дом

  • РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской - Год Литературы
  • Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
  • Биография Матильды Кшесинской: жемчужина русского балета. ~
  • «…Кончилась сказка, какой была моя жизнь»
  • Матильда Кшесинская — биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости

Матильда Феликсовна Кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. Деда Матильды тенора Яна Кшесинского в конце XVIII века польский король называл «мой соловушка».

Матильда Кшесинская - биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости

Великий князь Сергей Михайлович Ее сердце недолго было свободным. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания.

Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной.

В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккардо Дриго. Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт.

Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет.

Положение Кшесинской было восстановлено. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой.

Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины. В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем.

Она объясняла это тем, что публика пришла посмотреть на красивый танец ведущей балерины, и не надо лишать зрителей удовольствия увидеть любимую танцовщицу в нарядном платье, которое ей к лицу. Кроме того, не носить подарки своих высоких покровителей значило проявить неуважение. Говорят, что Матильда предпочитала старинные драгоценности и не особо уважала изделия фирмы придворного ювелира Карла Фаберже.

Тем не менее, и тех, и других у нее было множество. Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей из магазина Фаберже оказывалась потом в шкатулке Матильды Кшесинской. В октябре 1898 года специально для Кшесинской был возобновлен долго не шедший балет «Дочь фараона».

Роль Аспиччии полностью соответствовала вкусам и способностям Кшесинской и стала одной из вершин в ее карьере. Через несколько лет эскизы всех костюмов к этому балету были сделаны заново. К костюму Кшесинской полагалась диадема в египетском стиле.

Она так понравилась Матильде, что специально для нее ювелиры Фаберже сделали точно такую же, но с настоящими камнями - шестью крупными сапфирами. Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра. Ее любовником был сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального общества, двоюродный брат и друг детства императора!

Матильда сама выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила в известность директора. Перед выступлениями Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и приемов, жесткий режим, диета. День спектакля она проводила в постели, практически без еды.

Она выходила на сцену - зал замирал от восторга. В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене - в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам так называемый «царский подарок»-золотые часы или медаль.

Кшесинская через Сергея Михайловича попросила императора выбрать что-нибудь поизящнее, и Николай преподнес ей бриллиантовую брошь в виде змеи с крупным сапфиром от Фаберже. Как было сказано в сопроводительной записке, Николай выбирал подарок вместе с женой. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — пишет Кшесинская. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет.

Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование. Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина - и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже.

Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки Великий князь Владимир Александрович В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь. Сезон 1900-1901 не обошелся без скандалов. На этот раз камнем преткновения стал балет «Камарго».

В одном из актов Матильда должна была исполнять русский танец в костюме времен Людовика XV — в пышных юбках с фижмами каркас из ивовых, стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке — прим. Однако когда этот балет в свое время демонстрировала Леньяни, Кшесинская заметила, что подобное облачение сковывает движения. Кроме того, Матильда была небольшого роста, и в столь пышных одеждах она выглядела, по ее собственному признанию, уродливо.

Естественно балерина рассказала о своих опасениях режиссеру и попросила избавить ее от ненавистных фижм. По всей видимости, до Волконского слова примы дошли в искаженном виде, поскольку он не удовлетворил просьбу артистки. Перед самым выступлением в уборную Кшесинской зашел начальник канцелярии Императорских театров барон Кусов и еще раз настоятельно рекомендовал надеть костюм целиком.

Но Матильда сделала по-своему. Из-за этого инцидента уже на следующее утро на доске для распоряжений висел приказ, согласно которому Кшесинскую оштрафовали за «самовольное изменение костюма». Сумма была небольшой, однако танцовщицу возмутил сам факт подобного обращения.

Она вновь подключила связи. Спустя сутки на той же самой доске висел приказ, в котором директор снимал свои же санкции с подчиненной. После подобной выходки Волконский решил оставить должность и подал в отставку, а его пост занял Владимир Теляковский.

Так было с каждым, кто становился на пути Кшесинской.

Письма из Парижа В 1920 году М. Кшесинская покинула Россию, и с тех пор она постоянно жила во Франции, однако вплоть до 1937 года не теряла связь со своим братом. И каждое ее письмо содержало глубокую боль и огромную любовь, в первую очередь, к молодой Целине Кшесинской. В ответных письмах И. Кшесинский рассказывает не столько о себе, своей жене и сыне Роме, сколько о Целине. О ее балетных успехах, о том, что все говорят в один голос: «Как она похожа на сцене на великую Матильду... Да она еще более талантливая...

В своих последних письмах к брату М. Кшесинская уговаривала его приехать к ней в Париж или каким-то образом переправить к ней Целину... Но обстановка в стране становилась все более сложной. В письме, датированным 1937 годом, И. Кшесинский попросил сестру больше ему не писать, так как это уже становилось опасным и для него, и для членов его семьи. Уже в эпоху «оттепели», в 1959 году, М. Кшесинская в письме директору Дома-музея Чайковского в Клину В. Журавлеву писала о том, что хотела бы узнать о судьбе своего брата и о его семье.

И только в начале 1960х годов она каким-то чудом получила адрес молодого инженера Юрия Константиновича Севенарда и написала ему письмо, в котором умоляла встретиться с ней. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу. Встреча не состоялась В письме Кшесинская писала о том, что должна сообщить Ю. Севенарду нечто очень важное и просила сохранить это письмо в тайне. Молодой инженер, руководивший тогда перекрытием Енисея, весьма туманно представлял себе, кто такая Матильда Кшесинская, и какое она имеет к нему отношение.

Так и случилось. Андрей Владимирович стал часто появляться на репетициях своей избранницы, навещал её дома.

Это был один из самых счастливых периодов в жизни Матильды Кшесинской: у неё были обожаемые сын и возлюбленный. К тому же и Великий князь Сергей Михайлович не забывал о ней: он все также продолжал трогательно заботиться о ней, баловал и защищал, а также по первой же просьбе обращался от её имени к наследнику Николаю Александровичу. Когда пришёл конец сказке Кшесинской, и как сложилась её судьба после революции 1917 года Матильда Кшесинская, её сын Владимир и Великий князь Андрей Владимирович. Её роскошный особняк был занят под революционный штаб, мебель, столовое серебро и даже платья реквизированы. Вместе с сыном Владимиром Кшесинская покинула охваченный волнениями Петроград. Почти год она провела в Кисловодске, надеясь переждать смутные времена, но со временем поняла, что безопасно может быть только за границей. Сын переболел испанкой, Матильда едва не подхватила тиф, Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков и чудом остался жив.

В феврале 1920 года пароход «Семирамида» навсегда увёз их из России. Семья осела во Франции. Через год 49-летняя Кшесинская приняла православие, и её отношения с Андреем Владимировичем были узаконены. Для поддержания семейного бюджета прославленная танцовщица открыла в Париже свою балетную школу. Матильда Кшесинская пережила всех Романовых, в том числе и сына Владимира. Она упокоилась, не дожив всего несколько месяцев до столетнего юбилея.

Мировой судья постановил выселить из дома революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества», однако законы в революционном Петрограде уже не работали, и помещение от имущества «очищали» солдаты, сломавшие и разграбившие все, что смогли. Кшесинская выехала с сыном в Кисловодск, к великому князю Андрею Владимировичу. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». Опасения ее не подвели: в 1918 г. Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске. Кшесинская же с семьей эмигрировала. Поначалу они поселились на принадлежавшей ей вилле на юге Франции, и в 1921 г. В России мы потеряли все, что имели, и приехали за границу нищими. Поначалу, заложив мою виллу, мы кое-как сводили концы с концами. После смерти великой княгини Марии Павловны Андрей получил свою долю драгоценностей, но… подходящий момент для того, чтобы обратить драгоценности в деньги, был упущен, а полученная сумма была гораздо меньше оценочной стоимости», — писала Кшесинская о жизни в эмиграции. Поскольку муж занимался политикой, а сын не работал и предпочитал жизнь за счет богатых пожилых дам, то о содержании семьи стала заботиться Матильда. В 1929 г. Об образе жизни и увлечениях Матильды, о которых не упоминается в мемуарах, косвенно говорят слухи: переезд семьи в Париж знакомые связывали с проигрышами балерины в Монте-Карло. Имя Кшесинской было хорошо известно, и число учениц без всякой рекламы доходило до 150 человек 1939. Среди них — Татьяна Рябушинская и дочери Фёдора Шаляпина. Последний раз Матильда выступала на сцене в 1936 г. Вторая мировая война оказалась для нее тяжелым испытанием: в 1940 г. Владимира Красинского — сына Матильды — в числе 300 русских эмигрантов арестовало гестапо. Пришлось задействовать все возможные связи по слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником гестапо Генрихом Мюллером для его освобождения — это произошло через несколько месяцев. После войны балерина продолжала работать: в 1951 г. Целью Федерации было «сохранение основных канонов русского классического танца и обучение с помощью методики, разработанной в Императорских балетных училищах», — Матильда с радостью согласилась давать там уроки. В 1956 г. Андрей Владимирович умер. Сама она не дожила лишь нескольких месяцев до своего столетия. Одно из самых ярких впечатлений — гастроли московского Большого театра в 1958 г. О них в конце мемуаров Матильда Феликсовна напишет: «Несмотря на то, что после смерти мужа я нигде не бывала и проводила все время в студии или дома, по такому случаю я решила нарушить это правило и поехала в Оперу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий