Подробная карта РККА Ленинграда и окрестностей для навигатора на Андроид. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.
Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со
(карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады). Хронология основных событий блокады Ленинграда немцами во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад
Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали.
Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.
Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года.
Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение.
Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города.
Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше. Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада» , в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов.
Разве победим? Токарь одного из номерных заводов». Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится». Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом». Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось!
Немцы пришли». Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов.
Запасы продовольствия в осажденном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года уровень продовольствия достиг самого низкого уровня за все время блокады. Для рабочих, иждивенцев и детей норма составляла 125 граммов хлеба в день, для работающих — 250 граммов. Транспортное сообщение с блокированным городом удалось наладить только в конце 1941 года, после замерзания Ладожского озера. Это подразделение занимало позиции вдоль реки Ижора и успешно отражало атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана на родину. Красной армии, базирующейся на Лужской линии обороны, удалось задержать немецкое наступление почти на месяц. Во многом это произошло благодаря успешной контратаке под Сольцами, где механизированным ударным силам вермахта удалось нанести большие потери. Переход Следы последующей работы над текстом можно найти во многих документах. После войны дневники были отредактированы и часто переписаны. Этот факт хорошо известен, особенно в связи с дневниками А.
Остроумовой-Лебедевой, хранящимися в областном архиве Российской национальной библиотеки. Синакевич во время эвакуации переписала свой блокадный дневник, который она вела зимой 1941-1942 годов об этом свидетельствует ее почерк. Об этом свидетельствует ее собственноручная запись, а в 1947 году, уже в Ленинграде, она переписала свои дневниковые записи 1942-1944 годов, добавив фрагменты писем, вставив рисунки, фотографии и другие документальные материалы справки, счета, билеты. В декабре 1942 года Макаров переехал в один из склепов Исаакиевского собора, где во время блокады хранились коллекции пригородных дворцов-музеев. Именно там, утром 19 января, он узнал о прорыве блокады и оставил в своем дневнике приведенную выше запись. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года После окончания советско-финской войны в Ленинградском военном округе остались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Однако их численный и ударный потенциал, основанный на современной военной технике, к тому времени был значительно снижен в пользу Западных пограничных округов. Флот обладал внушительными силами авиации и ПВО, но к этому чувству примешивалась горечь потерь. После захвата немецкими войсками Шлиссельбурга сухопутные коммуникации Ленинграда с остальной частью страны были прерваны 8 сентября. Для достижения этой цели силы и средства были сосредоточены в том же районе, где советские войска неоднократно терпели поражения, что обеспечивало пятикратное преимущество над противником.
Операция началась 12 января, и в течение шести дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав блокаду Ленинграда.
Для его реализации там «дремали» нелегальные ячейки, созданные Наркоматом внутренних дел и службой госбезопасности. Эти люди ориентировочно три сотни агентов входили в состав подпольной партийной организации, готовые по условному сигналу воплотить план «Д» в жизнь — взорвать или каким-то другим образом вывести из строя важные предприятия города и объекты инфраструктуры, в том числе мосты. По итогу фашистам ничего не должно было достаться, только руины. На всех предприятиях находились специальные люди, подготовленные к диверсионной работе. Но всё же план «Д» считался крайним вариантом. Все агенты получили чёткий инструктаж, когда и как нужно совершить диверсии.
Одна из улиц Ленинграда после обстрела немецкой артиллерией. Wikimedia Commons Надежда на то, что город удастся спасти, всё ещё была, поэтому в Ленинград был отправлен Георгий Константинович Жуков. Ему было поручено изменить ход трагических событий. И план, пусть рисковый, у него всё же был. Жуков хотел объединить имеющиеся у него части с 54-й армией маршала Григория Ивановича Кулика, чтобы нанести мощный удар. По замыслу, это могло привести к деблокаде города. Но реализовать план у Жукова не получилось — во многом из-за разногласий с Куликом.
До сих пор у историков и исследователей нет единого мнения на этот счёт. По мнению одних, замысел Жукова вполне мог реализоваться, поскольку противник не ожидал от защитников Ленинграда каких-либо активных действий. Другие же уверены, что план провалился бы, обернувшись катастрофой с последующей «активацией» плана «Д». Дело в том, что Жуков, вставший во главе Ленинградского фронта 14 сентября, требовал от Кулика незамедлительной атаки в районе станции Мга. При этом Георгий Константинович считал, что для внезапного наступления нужно задействовать незначительные силы. Кулик с этим не был согласен, ссылаясь на неподготовленность операции. Однако он всё-таки попытался выполнить поставленную задачу.
И провалился. А уже 26 сентября место Кулика занял Михаил Семёнович Хозин. Однако и немцы не стали развивать успех. Они принялись готовиться к приближающейся зиме, укрепляли позиции. Соответственно, чем дальше, тем сложнее было защитникам города прорвать блокаду. При этом Жуков не оставлял надежд на реализацию своего плана, но ему не хватало ресурсов — в первую очередь, человеческих. Известно, что он неоднократно просил у Кремля предоставить ему толковых военачальников, однако эти просьбы так и не были услышаны.
В начале октября из Ленинграда был отозван и сам Георгий Константинович, которого задействовали в обороне Москвы. Силы ПВО не всегда могли справиться с вражескими самолётами. В один из таких налётов были уничтожены продуктовые склады. По другой версии, они погибли из-за диверсии, но по сути колоссальной проблемы это не меняло. Уже в самом начале блокады город оказался в критической ситуации. Осенью и зимой 1941 года продовольственный вопрос не являлся приоритетным. Сталин тогда ещё не понимал, во что выльется блокада города, будет ли он спасён или нет.
В целом ситуация на фронте в то время продолжала оставаться критической. Немцы сумели провести операцию «Тайфун», нанесли советским войскам несколько сокрушительных поражений и организовали Вяземский «котёл», после чего подобрались уже непосредственно к Москве. Угроза для столицы была столь велика, что в Кремле всерьёз стали рассматривать вариант с задействованием армии, находящейся в Ленинграде. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве. Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора. Wikimedia Commons Что же касается осаждённого города, то предлагалось всё же реализовать план «Д». Вести бои внутри мегаполиса никто не собирался.
На тот момент у Красной армии и не было соответствующего опыта. Более или менее крупные города, которые были взяты немцами в первые месяцы, советские командиры сдавали без боя. Они просто выводили войска, забирая с собой самое ценное и уничтожая важные объекты и инфраструктуру. Так было со Смоленском, Минском, Киевом. Первые по-настоящему серьёзные городские бои произошли в Сталинграде, когда красноармейцы буквально вгрызались в каждую улицу, в каждый дом. По разным причинам ни прорыва блокады, ни уничтожения города не произошло. Ленинград оставался осаждённым.
Да и сами немцы не спешили развивать успех. В ноябре 1941 года они находились на подступах к Москве. Вероятность потери столицы была велика, поскольку там на какое-то время воцарилась паника. Но руководство Третьего рейха решили повременить с захватом Москвы. Они понимали, что столицу без боя не отдадут и не хотели лезть в мясорубку. Точно такая же история произошла с Ленинградом. Захватить и зачистить огромный город было проблематично, несмотря на опыт немецких солдат, поставивших на колени Европу.
Вражеское командование остановилось на старинном варианте захвата — осаде. Ленинград был взят в кольцо, его постоянно бомбили. Расчёт был прост: горожане сами сдадутся кому посчастливится пережить осаду, не умерев от голода, холода и бомбёжек. Осада города требовала большого количества сил. Немцам пришлось оставить там полноценную группировку войск. И это было уже в пользу Москвы. О причинах, побудивших финнов атаковать СССР, до сих пор нет единого мнения.
Одни историки и исследователи склоняются к тому, что у Финляндии не было выбора, поскольку к тому времени страна уже находилась во власти Германии, фактически не являлась самостоятельной, и туда часто отправлялись делегации высокопоставленных немецких военных. Другие считают, что всему виной Зимняя война — финны таким образом мстили за поражение в недавнем конфликте. Третья сторона отталкивается от событий конца июня 1941 года, когда была произведена бомбардировка Финляндии. Однако Москва, в отличие от Лондона, этому не поверила. В конце июня финские города подверглись бомбардировке. Финляндия объявила СССР войну.
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- Подготовка блокады
- Прорыв блокады Ленинграда
- Соотношение сил перед прорывом
- Нападение Германии на СССР
- Вражеское кольцо вокруг Ленинграда: lsvsx — LiveJournal
Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады: как отмечают в СПб 27 января 2024
- Линия обороны ленинграда во время блокады карта
- Загадки блокады Ленинграда: digitall_angell — LiveJournal
- Прорыв блокады Ленинграда
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- Депутат Законодательного СобранияСанкт-Петербурга
Где проходила линия фронта в черте города: фотографии кольца блокады Ленинграда тогда и сейчас
Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя | Подробная карта РККА Ленинграда и окрестностей для навигатора на Андроид. |
Карты и схемы. Блокада Ленинграда. Эвакуация | Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца". |
Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда – | Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. |
Блокада Ленинграда. | Блокадный Ленинград. Свернуть условные обозначения. Показать свойства. Копировать карту. Печать карты. |
Блокада Ленинграда | это... Что такое Блокада Ленинграда? | Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.
Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.
Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото.
Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки.
Они стремились соединиться с финскими войскам, которые стояли на реке Свирь на участке между Онежским и Ладожским озерами. Тогда кольцо блокады вокруг Ленинграда полностью замкнулось бы и по суше и по воде и доставка грузов в осажденный город стала бы невозможной даже по единственному оставшемуся пути - Ладожскому озеру Дорога Жизни. В середине декабря 1941 г. Однако были остановлены немцами недалеко от Невы.
Критической точкой для судьбы Северной столицы стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны. С севера уже велись бои с финнами, а с юга пришлось экстренно вводить в дело промежуточную линию обороны — Лужский рубеж и Красногвардейский укрепрайон. Центральное руководство страны попыталось создать общее командование северо-западного направления, но координация сил все равно страдала. Когда немцев остановили на Лужском рубеже, у них еще оставалась свобода маневра. Конечно, план «быстрой войны» Барбаросса потерпел неудачу, но немцы все еще могли свободно выбирать, куда ударить. Фонды Пожарно-технической выставки им. Немцы вели аэрофотосъемку и изучали довоенные путеводители, поэтому прекрасно представляли, с чем они столкнутся в Ленинграде. Вместо того чтобы превращать его во второй Сталинград и ввязываться в открытую, заведомо обреченную попытку захвата, немцы задумали окружить город кольцом. Не прекращая отвлекающее наступление на южный фронт, Гитлер стал стягивать основные силы на севере страны. Он перебросил несколько узловых железнодорожных станций и 39 моторизованный корпус к Лужскому рубежу. Советское командование упустило момент перегруппировки. В итоге рубеж пал, и только в 20-х числах августа стало понятно, что Ленинград оказался в практически замкнутом кольце. Перед руководством встала срочная задача обеспечить снабжение Северной столицы. На тот момент для связи города с остальной страной осталась всего одна достаточно слабая железнодорожная ветка — через Мгу на Вологду и Череповец. Комиссия государственного комитета обороны в спешке назначила Шлиссельбург главной базой снабжения города. К счастью, осуществить этот план не успели, иначе все припасы попали бы в руки противника», — комментирует ситуацию Вячеслав Мосунов.
Блокада Ленинграда. Финский вектор
Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Дорога жизни блокадного Ленинграда: 50 фото, карта, как доехать. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны.
Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда
Первая попытка прорвать кольцо блокады у южного берега Ладоги была предпринята в конце сентября 1941 г, но оказалась неудачной - Шлиссельбургом Петрокрепость овладеть не удалось В середине ноября 1941 года положение Ленинграда еще более ухудшилось - немцы захватили Тихвин. Они стремились соединиться с финскими войскам, которые стояли на реке Свирь на участке между Онежским и Ладожским озерами. Тогда кольцо блокады вокруг Ленинграда полностью замкнулось бы и по суше и по воде и доставка грузов в осажденный город стала бы невозможной даже по единственному оставшемуся пути - Ладожскому озеру Дорога Жизни. В середине декабря 1941 г.
В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.
Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием.
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов.
Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.
Попытались фашисты и провести разведку боем, отправив на штурм Ленинграда внушительные силы, которые поддерживал 41-й танковый корпус.
Город атаковали 11 дивизий, но какого-либо внушительного результата добиться не удалось. Больше немцы на штурм не решались, предпочитая держать город в полной блокаде. Однако красноармейцы не сидели за стенами, ожидая какого-то чуда. Едва ли не каждый день были вылазки и атаки противника. Мощную поддержку оказывал Кировский завод, который выпускал по несколько танков КВ ежедневно. Но прорвать блокаду не удалось даже Жукову.
После чего вылазки ленинградцев носили скорее психологический характер. Советские бойцы демонстрировали фашистам силу и нежелание сдаваться. Особенно сильный перевес был в живой силе и самолётах. Немецкая группа армий «Север» грамотно воспользовалась своим преимуществом. Уже во второй половине августа был захвачен Новгород. Затем фашисты перерезали шоссе и железную дорогу Москва — Ленинград.
После установления блокады советские войска пытались разорвать кольцо, но попытки не увенчались успехом. К концу сентября фронт у Ленинграда стабилизировался. Стороны подготовились к затяжному противостоянию. Ленинградская оборонительная операция Операция началась ещё 10 июля, когда немецкие войска перешли в наступление. А завершилась она 30 сентября 1941 года стабилизацией фронта. Ленинградская оборонительная операция стала логическим продолжением Прибалтийской стратегической оборонительной операции.
На первом этапе перевес сил был на стороне противника. Советскому командованию пришлось выстраивать оборону, исходя из имевшихся скудных ресурсов. А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения. Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде.
Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера. По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии. Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм. Советское командование ещё в самом начале войны понимало, что удар противника придётся по Ленинградскому направлению, поэтому уже 23 июня поступил приказ от командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова о строительстве оборонительного рубежа. Его требовалось возвести от западного побережья Нарвского залива до озера Ильмень.
Поскольку враг прорывался с катастрофической быстрой, то оборонительный рубеж являлся жизненно важным для советских войск. Несмотря на внушительные успехи в начале кампании, немцам не удалось реализовать все планы. Сходу взять Ленинград не удалось. Поскольку в городе было заблокировано большое количество советских солдат, фашистам пришлось оставить внушительные силы для их сдерживания. Соответственно, к концу сентября произошла стабилизация фронта. Вильгельм фон Лееб, командующий группой армии «Север», 27 сентября 1941 года высказался о сложившейся ситуации: «Конечно, было намерение занять так называемый ближний рубеж окружения, чтобы подвести к нему всю артиллерию, и путём массированного артиллерийского обстрела, сосредоточенных бомбовых ударов с воздуха и активной обработки с помощью листовочной пропаганды сломить в Ленинграде волю к сопротивлению.
Но в связи с тем, что пока не удалось выйти к ближнему рубежу окружения, и неизвестно, где и когда это может произойти, то необходимо вначале попытаться, по крайней мере, усилить работу по ослаблению способности противника к сопротивлению. С этой целью артиллерия 18-й армии будет вести беспорядочный по времени и месту обстрел с дальних позиций. Будет высказана просьба к 1-му воздушному флоту держать население Ленинграда в страхе путём беспорядочных бомбардировок и снижения его воли к сопротивлению путём усиления листовочной пропаганды с воздуха». Блокадный хлеб и хлебные карточки. Wikimedia Commons Ленинградская оборонительная операция завершилась для советской стороны провалом. Единственно, немцам не удалось взять под свой контроль всё побережье Финского залива.
Красноармейцы не отдали Ораниенбаумский плацдарм. Ораниенбаумский плацдарм — территория на южном побережье Финского залива, изолированная от основных советских сил. Для обороны Ленинграда «пятачок» сыграл важную роль. Другим просчётом фашистов стал сам Ленинград и его жители. Немецкое командование, отказавшись от прямого штурма, было уверено, что горожане быстро сломаются и капитулируют. Но этого не произошло.
Немцы так и не смогли получить доступ к крупному порту, который мог быть использован для перевозки самых разнообразных грузов. Фронт растянулся на сотни километров, держать под контролем всю территорию было весьма проблематично. Из-за расстояний, погодных условий и особенностей рельефа у немцев часто возникали проблемы со снабжением. Всем этим пользовалось советская сторона. Несмотря на серьёзные потери, фашистам так и не удалось дезорганизовать сопротивление. Наоборот, контратаки не прекращались.
Красноармейцы терзали противника по всей линии фронта. Группа армий «Север», потерявшая в ходе наступления на Ленинград несколько десятков тысяч человек, вынуждена была обороняться. А когда у неё забрали ещё несколько соединений, отправив их под Москву, о штурме Ленинграда или о дальнейшем продвижении в восточном направлении речи уже не шло. Шлиссельбургский десант Как только немцы осадили Ленинград, советское командование стало прорабатывать различные варианты по деблокаде города. Было принято решение попытаться прорвать кольцо южнее Ладоги, в самом узком его месте. Главную роль отвели войскам Невской оперативной группы Ленинградского фронта правый берег Невы и 54-й отдельной армии река Волхов.
Они должны были выйти навстречу друг другу, двигаясь на Мгу и Синявино. Десантники должны были захватить город, после чего соединиться с 54-й армией. Проведение десантирования бойцов взял под личный контроль Георгий Жуков. Он приказал 16 сентября подготовить группу из разведчиков-водолазов из роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Решить боевую задачу требовалось малыми силами, задействовав около двухсот человек. Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма.
Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября.
Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232. Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.
У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи.
Фронт был прорван, и впереди них не было никого.
Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года
Контент доступен только автору оплаченного проекта Героические подвиги ленинградцев Истории о подвигах и героизме жителей Ленинграда, их самопожертвовании и силе духа в условиях тяжелейшей обороны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Медицинская помощь и госпитализация во время блокады Рассмотрение системы медицинской помощи и госпитализации населения Ленинграда в период блокады, вызовы и решения в медицинской сфере. Контент доступен только автору оплаченного проекта Психологические аспекты обороны Ленинграда Исследование психологических аспектов обороны Ленинграда: стресс, стойкость, психологическая адаптация к экстремальным условиям. Контент доступен только автору оплаченного проекта Международная реакция на блокаду Ленинграда Анализ реакции мирового сообщества на события в Ленинграде во время блокады, международная помощь и поддержка. Контент доступен только автору оплаченного проекта Искусство и литература в период блокады Ленинграда Роль и значение искусства, литературы и культуры в жизни города в период блокады, творческие произведения, созданные в тяжелейших условиях. Контент доступен только автору оплаченного проекта Послевоенное восстановление Ленинграда Исследование процесса восстановления города после окончания блокады, усилия по восстановлению инфраструктуры, жилых домов и социальных учреждений. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Кудоярова, декабрь 1941. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда ныне — Санкт-Петербург немецкими и финскими войсками и их союзниками. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — блокада продолжалась 872 дня.
Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало.
И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров.
В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану.
К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать.
Попов фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями была проведена Ленинградско-Новгородская операция. Советские войска перешли в наступление 14 января 1944 г. Группа армий «Север» потерпела тяжелое поражение. В результате Ленинградско-Новгородской советские войска вышли на границы Латвии и Эстонии. Значение обороны Ленинграда Оборона Ленинграда имела огромное военно-стратегическое, политическое и моральное значение.
Гитлеровское командование лишилось возможности наиболее эффективного маневра стратегическими резервами, переброски войск на другие направления. Если бы город на Неве пал в 1941 г. Москва в этом случае могла не удержаться, а вся война пойти совершенно по другому сценарию. В смертельной мясорубке Синявинской операции 1942 году ленинградцы своим подвигом и несокрушимой стойкостью спасали не только себя. Сковав немецкие силы, они оказывали неоценимую помощь Сталинграду, всей стране! Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. В 1942 г. Эта медаль и сегодня остается в памяти народа одной из самых почетных наград Великой Отечественной войны. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда 1.
Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить». Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта.
Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы». Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город». Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ от 7 октября 1941 года не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию II. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю. На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС.
Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение — показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим! Факты о партийных руководителях Ленинграда: 1. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А.
Рассудов Александр Николаевич
Проект посвящен серии авианалётов на Ленинград, совершённых во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.