Да и остановка не входит в планы тех, кто управляет. Главная» Новости» Кто такие лезгины. Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд.
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин. Все кто здесь пишут о лезгин всякие оскорбительные и недостойные слова, это без сомнения не армяне.
В Азербайджане угнетают лезгин
Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. Лезгины города хотят видеть активность своей общины, поэтому уверен, что деятельность нашей организации будет востребована. Не исключено, что изначально миро(е)сами лезгины называли переселенцев из этого древнего нас. пункта. Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов.
История лезгин
Лезгины: история и культура | В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. |
История народов России: лезгины | Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. |
Лезгины – как живут «создатели лезгинки»? | Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. |
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты | | В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. |
Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ | народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. |
LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги?
Это был крупный густонаселенный город. В нем находился и храм Лупы — языческого божества лезгин. Жрец главного языческого божества считался вторым человеком з государстве и обладал чрезвычайными полномочиями. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства ,ремесла дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись культурные связи. Если сравнить эти топонимы с современными, то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких.
Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской империи. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании. Натиск завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил Помпеи. В 66 году до н. Царем Албании в то время был Оройз.
Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея.
Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней. После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это.
Ка-к бы он ни зверствовал на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных побед не достигали. К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании. Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия кочевников и с севера.
Во второй половине I века н. Походы кочевников, как правило, сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением населения. Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников.
Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот».
Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав.
У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви.
Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена.
Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи.
Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено.
Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов.
Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению.
Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения. В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры.
В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики. Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода. Одежда Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом.
Традиционный костюм ныне вышел из употребления.
Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность.
Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований.
На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т.
К концу XIX в. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в.
Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти.
В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа.
К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в.
Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с.
В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М.
Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г.
Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины.
Они говорят, что азербайджанские власти аналогично поступали с русскими, талышами, татами, аварцами и другими народами. В исследовании говорится, что после передачи Россией Азербайджану двух лезгинских сёл Храх-Уба и Урьян-Уба первое получило тюрское название Палыдлы. И есть много других примеров переделки топонимики. А лезгинские активисты также сетуют и на то, что лезгин специально записывают азербайджанцами.
И ещё один факт: в 2016 году в Махачкале убили председателя «Садвала» лидера лезгинского движения Назима Гаджиева. Многие лезгины считают мотивом убийства его общественную работу. После в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста, так как у разводивших овец фермеров стали отбирать пастбища, скот стало негде пасти и нечем кормить. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
Лезгины вошли в состав России постепенно и относительно мирно. Хотя имам Шамиль и пытался поднять лезгинский народ на восстание, все же успеха тут решительно не снискал. В 1990-е годы лезгины попытались создать свое автономное государство на стыке Азербайджана и Дагестана. Однако не получилось. И да, именно лезгины дали название самому знаменитому кавказскому танцу - лезгинке. Танец этот зажигательный известен под разными названиями у всех кавказских этносов.
Однако в русском языке закрепился именно под названием "лезгинка"- так как именно у лезгин увидел и зарисовал его еще в конце XIX-го столетия великий русский художник Василий Верещагин. Василий Верещан "Лезгинка" Лезгины действительно отменно танцуют лезгинку: Танец в лезгинском селе Ахты. Танец в лезгинском селе Ахты. Сегодня лезгины все также верны традициям предков. Отмечают, например, знаменитый праздник Весны Яран Сувар.
Ставит вопрос о причастности нации к конкретной религии нельзя. Это - не главное в характеристике. На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит. Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана. Их как правило, называют азербайджанскими лезгинами и принимают как своих Религия : мусульмане - сунниты.
В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги.
Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. Процессия свиты жениха на пути к невесте сопровождалась джигитовкой со стрельбой. Прежде чем войти в новый дом, невеста проливала воду, чтобы «подружиться» с местными божествами. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь.
Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь. Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое.
Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца. Национальные костюмы Традиционно лезгинку принято исполнять в национальных костюмах, но одеяния танцоров разных народов, несмотря на общий силуэт, значительно различаются. Чеченская черкеска доходит только до кисти рук, в отличие от осетинской и кабардинской, которая скрывает руки целиком. Женский костюм, как правило, более воздушный, в нем допустимы узоры и украшения, но по фасону он также должен быть сдержанным. В чеченском танце девушки не носят массивных головных уборов — лишь платок, который называется «чухта». В осетинском, ингушском и других народных танцах, наоборот, высокий убор считается обязательным элементом костюма. Танцоры-мужчины часто танцуют лезгинку с кинжалами.
Лезгистан – миф или реальность?
Толком неизвестно. Ни один археолог, как мне сказали, и пальцем не коснулся здешних глиняных сосудов, которые порой обнажает река. Выходит, в Тагирджале жили задолго до нашей эры. А не здесь ли вообще одно из первых поселений в Лезгистане? Чье это было поселение? Видимо, уже тогда была какая-то связь народов Кавказа с этими странами.
Пыльный проселок наконец подошел к аулу и замер на площади. Дальше дороги нет, только небо. За сто, двести, а может быть, и за тысячу последних лет в Тагирджале ничего не изменилось. Самому новому дому лет сто с лишним, не меньше. Дома будто вырастали из горы и сливались с горою.
Низкие глиняные дома с ровными, гладкими крышами и окнами, обращенными во двор. Лишь несколько фруктовых деревьев было на весь аул. Деревьев нет и в округе. Только кусты и камни. Ведь выше аула, за грядой, уже альпийские луга.
Самые богатые на весь Лезгистан. За эти пастбища разворачивались кровопролитные сражения. Иногда все решалось просто: выпускали к реке коней, и чьи кони придут первыми на пастбище, значит, того и пастбища. Конечно, неизменно первыми приходили кони из Тагирджала. На следующий год опять вспыхивал спор, который решали уже кинжалы.
Сейчас пастбища заброшены. Да, бросили дети гор, как выражалось начальство, «неперспективные горы», переехали на перспективную равнину. А что не переехать? Раз у Советской власти не нашлось ни одного гвоздя, ни одного кирпича, чтобы за все время хоть что-то построить для Тагирджала. Сегодняшние заботы сделаны именно глухими, прежними руководителями.
В результате опустошен Тагирджал, разорен Судур, брошены другие древние аулы... И чтобы утвердиться с 30-х годов и вплоть до 60-х, наместники народной власти заставляли лезги платить так называемый налог за оседлость, его платили в республике лица некоренной национальности, то есть не азербайджанцы. За проживание на родной земле с лезги брали деньги! Разве честь теперь что-нибудь стоит? Так национальная политика готовила себе национальные кадры.
Кадры, которые никому и не были нужны. Зачем они, если нет рабочих мест? Семьдесят лет кряду из страны лезги «утекают» мозги и руки. Здесь нет ни научных учреждений, ни современной промышленности. Зато есть талантливые ученые, квалифицированные инженеры и рабочие, которые нашли свою судьбу на стороне.
Парни из Тагирджала, например, работают в химических цехах Сумгаита, на промыслах Тюмени и Баку. Правда, только второсортная работа, как правило, достается им. Но даже не в этом мне видится беда. Вот что, на мой взгляд, самое страшное, самое невосполнимое. Но все это капля в море.
Да воздаст ей Аллах добром... Не с капли ли начинается океан? Мы ходили по Тагирджалу, разговаривали с его редкими жителями. Время когда-то замерло здесь, а остановившись, перевернулось и потекло назад. Около развалин мечети в бурьяне валялся камень, похожий на брусок, Икрам-мюалим поднял его.
Смотрю, на шершавой поверхности что-то написано по-арабски. Это по-нашему. А по-вашему... Какой бестактный вопрос. Икрам-мюалим пропустил его мимо ушей, даже отвернулся, и нарочно громко поздоровался с женщинами, которые уже добрых полчаса обмазывали глиной крышу соседнего дома и во все глаза смотрели на нас.
Я тоже поздоровался с ними и, чтобы выйти из неловкого положения, попросил разрешения посмотреть их прекрасный дом. Про такие дома писал Лермонтов, называя их саклей. Крошечные две комнатки, устланные коврами. Пол, как положено, всюду глинобитный. На стенах фотокарточки, в рамках и без.
Печей нет. Вернее, есть, в каждой комнате, но они тоже встроены в стену, и их будто нет. Печь в горах топят по-черному, и тогда открывают дырку в потолке. Потолок всюду прокопченный, низкий, он не похож на наш: вплотную уложенные жерди, сверху засыпанные землей, вот и весь потолок. Но в доме поразительная чистота.
Будто приготовились к празднику. Ни пылинки, ни соринки, пахнет теплым хлебом, шерстью и свежим овечьим сыром. К сакле примыкает сарай для скотины. Без скотины ни прежде, ни теперь в горах не прожить. Аи, а что делать?
Другого ничего нет. Зеленовато-коричневые лепешки пополам с соломой прилеплены в аулах едва ли не ко всем заборам, к стенам сараев. А высушенное топливо люди складывают высокими штабелями, заполняя до краев свои тесные маленькие дворики... Таков здесь XX век... На ночь меня приютил Ярохмедов Ярохмед, седеющий горец с чуть притухшими черными, очень выразительными глазами.
Дом Ярохмеда построен, наверное, его дедом или прадедом. И с тех пор к нему не прикасалась рука строителя. Дом двухэтажный, с балконом, когда-то он был одним из лучших в Тагирджале. Первый этаж, как положено, для скотины. На втором живут, там есть и кунацкая, для гостей.
Правда, у Ярохмеда очень современная кунацкая, заставленная: кровати, стол, стулья, диван. В горах мужчины уже не сидят на полу, облокотившись, как бывало, на мягкие подушки, не вытягивают в довольствии затекшие ноги. Теперь в мусульманских домах разговаривать любят за столом. А что делать? XX век.
Да вот бабушка и мать, оказывается, боятся ехать, говорят, душно им на равнине будет, особенно бабушке, за свои сто лет так и не выезжавшей из Тагирджала. Ходит по Тагирджалу и кричит на всех. Видит, мальчик лет семи ведет ишака и курит. Тогда дай сигарету и ишаку. И пошел дальше».
А самой большой шуткой, и самой глупой, лет сто назад была бы такая: «Скоро не будет лезгинских праздников». Честное слово, засмеяли бы, никто бы тогда не поверил, что внуки выбросят папахи, бурки, черкески своих дедов. Горячие горцы не догадывались о близком будущем. С остывшей кровью разве танцуют настоящую лезгинку? Ведь в селении целых семь!
Есть пир, земля которого лучшее средство от зубной боли. Помогало лучше, чем иные нынешние лекарства. И сейчас нет-нет да и появится новая тряпочка у пира. Значит, снова кто-то пришел просить помощи у Всевышнего. Значит, не забыты слова бабушек и дедушек о великих таинствах Тагирджала.
Оно, конечно, помоложе Тагирджала, там нет замечательных пиров, но зато там хорошо видно Шахдаг, гору, покрытую снегом, ведь рядом главный Кавказский хребет, а это, каждый знает, уже серьезно. Но долго. По тропе и верхом. Другой дороги из Тагирджала нет. Когда-то эта дорога была вполне приличной, но и она заросла без людей: нам приходилось пригибаться, чтобы ветки не поранили лицо.
Кустарники кое-где уже сомкнулись над тропой.
Это способствует развитию толерантности и взаимопонимания между различными этническими группами. Взаимодействие лезгин с другими народами России также проявляется в экономической сфере. Лезгины занимаются различными видами бизнеса и торговли, взаимодействуя с представителями других этнических групп. Это способствует развитию экономики региона и созданию рабочих мест для всех жителей. В целом, взаимодействие лезгин с другими народами России является важным аспектом их истории и культуры. Оно способствует развитию межнациональных отношений, обмену опытом и сохранению многообразия культурного наследия.
Важные исторические события, связанные с лезгинами Лезгины — это древний народ, и их история насчитывает множество важных событий. Вот некоторые из них: Формирование лезгинской этнической группы Лезгины считаются одним из древнейших народов Кавказа. Их история насчитывает несколько тысячелетий. В процессе миграций и смешения с другими народами, лезгины сформировали свою уникальную этническую группу с собственным языком, культурой и традициями. Влияние ислама на лезгинскую культуру В 8-9 веках ислам проник на Кавказ и стал одной из основных религий в регионе. Лезгины приняли ислам и он стал неотъемлемой частью их культуры и образа жизни. Ислам оказал значительное влияние на лезгинскую музыку, танцы, архитектуру и обряды.
Войны и конфликты на Кавказе Лезгины были активными участниками различных войн и конфликтов на Кавказе. Они сражались за свою независимость и территориальную целостность. Одним из важных событий была Лезгинская война 1817-1864 годов, в которой лезгины сопротивлялись русскому завоеванию и сохраняли свою независимость. Советская эпоха и коллективизация В период советской эпохи лезгины, как и другие народы Кавказа, столкнулись с коллективизацией и принудительными изменениями в экономике и образе жизни. Это привело к социальным и экономическим изменениям в лезгинском обществе. Современное положение и национальное самоопределение В настоящее время лезгины стремятся сохранить свою культуру, язык и традиции. Они активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение.
Лезгины также развивают свою экономику и туризм, чтобы привлечь внимание к своей культуре и привлечь инвестиции в регион. Эти и другие исторические события оказали значительное влияние на формирование и развитие лезгинского народа. Они помогают нам лучше понять и оценить их культуру и идентичность. Современное положение и сохранение идентичности лезгин В современном обществе лезгины сталкиваются с различными вызовами и проблемами, но они активно работают над сохранением своей идентичности и культуры. Язык и образование Одной из важных составляющих идентичности лезгин является их язык. Лезгинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков и имеет свою уникальную грамматику и лексику. Однако, с течением времени, использование лезгинского языка снизилось, особенно среди молодежи.
Орлы не живут в клетке. Вот что в нас заложено на генетическом уровне. Настоящий лезгин не может смириться с рабством, с клеткой, в какой бы форме это не ему не преподносилось. Если он смирился, то это тогда уже не лезгин. Рабство необязательно понимать в буквальном смысле. Рабство бывает разным, когда человек становит зависим от материального благополучия или жаждет восхваления и славы. Если деньги, карьера, бизнес, звания, ордена, регалия стоят в школе ценностей выше своего народа и его интересов. Тогда это уже не лезгины.
Так считаю я на основание своего жизненного опыта. Я много времени и сил потеряла, заблуждаясь в тех, кого считала лезгинами, потому что они родились в лезгинской семье и говорят на лезгинском языке, на кого пыталась рассчитывать в народных делах, но которые в итоге показали себя совсем наоборот. И тогда я сделала вывод: лезгином не рождаются, а становятся. Лезгинство воспитывается в человеке, оно не возникает само собой. Лезгинство это любовь к родной лезгинской земле в любом его состоянии, в горе и в радости, в богатстве и в бедности! Лезгинство это особое мироощущение горца, состояние бескорыстной любви к своим горам, к народу, к предкам, к истокам, к корням, к традициям, к замшелым камням на могилах дедов и прадедов. Лезгинство это когда не можешь взять и предать или обмануть другого лезгина, когда не можешь оскорбить, обидеть, унизить, толкнуть вниз другого лезгина, когда не можешь занять место другого лезгина, это безотчётное инстинктивное желание прийти на помощь любому соплеменнику в беде, протянуть руку. Поэтому даже те лезгины, которые не знают лезгинский язык, могут быть настоящими лезгинами, если в них есть лезгинское самосознание и духовность.
Некоторые такие лезгины даже бОльше лезгины, чем те, кто знают родной язык. Знание лезгинского языка, если при этом человек служит интересам не своего народа, меняет интересы своего народа на благополучную жизнь, карьеру, счёт в банке, стремится породнится с чужеземцами ради каких-то материальных и прочих благ, действует в ущерб своему народу, высказывается пренебрежительно о своём народе, оправдываясь тем, что интернационалист, глобалист, верующий и прочее, никак не делает такого «лезгина» лезгином. Духовно это уже не лезгин. Он кто угодно может быть, возможно, но уже не лезгин. Это моё мнение. Поэтому я не определяю лезгин по знанию или незнанию лезгинского языка. Я оцениваю лезгина по его конкретному отношению на словах и в делах к своему народу, что больше скажет, насколько он лезгин. Манкуртство в лезгинской среде.
Перехват народных инициатив. Манкуртские круги более консолидированы между собой, нежели сам лезгинский народ. И консолидируясь меж собой, составляют уже определённую «элиту», влияющую на лезгинский народ, для которого манкурты пытаются стать и, чаще всего, являются «авторитетами». Манкурты ставят себе цель перехвата любых народных инициатив. Перехват народных инициатив - это основная цель, которая ставится 5-й колонной. Главным образом для того, чтобы эти инициативы не смогли консолидировать народ и ситуация не вышла из-под контроля. Чтобы перехватывать инициативы нужно заручиться поддержкой хотя б малой части народа. Поэтому обычно манкурты себя рекламируют как народных деятелей, хвастаются перед простым народом тем, что вхожи в высокопоставленные кабинеты чиновников, имеют связи с крупным бизнесом, и потому, как они говорят, они и только они способны, якобы, решать народные проблемы.
И народ в это верит. А на самом деле это 5-й колонна, служащая исключительно только собственным интересам и параллельно интересам своих кураторов. Передача своих инициатив тем, кто на самом деле и не ставит себе цель их решения, только усугубляет плачевное положение лезгинского народа, подменяя собой настоящих народных лидеров, тех самородков, которые появляются в самой народной среде, и которые действительно способны консолидировать патриотические силы вокруг себя, и решать проблемы по мере своих возможностей. Но манкурты, которые всегда чутко и ревностно следят, кто где и как появляется, стараются или прибрать к рукам такого потенциального народного лидера и использовать его в своих целях, а если не получается этого сделать, то разными способами пытаются принизить его в глазах окружающих. Особенно, если потенциальные народные лидеры не так образованы, не так одеты, не так грамотно разговаривают, не так богаты, не имеют таких связей, не умеют пускать пыль в глаза, как манкурты. Манкурты стараются внушить народу, что представлять народ должны именно они, манкурты, потому что они образованные и «достойные представители». Определение «достойные представители лезгинского народа» часто применяется манкуртами в отношении самих себя. Тем самым прочих представителей народа возводя в ранг не столь «достойных» или вообще «недостойных».
Хотя все народные герои прошлого, если вспомнить прошлое, были исключительно из самой простонародной среды. Качества народных лидеров не заключаются в их хорошем костюме, происхождении, образование и в красноречии. Потенциальные народные лидеры это люди способные пожертвовать материальным и частным в своей жизни ради интересов народа — это принципиально важное качество, редчайшее качество, единственно которое и должно определять кто есть кто. Но про это забывают. Народ ведётся на блестящую обёртку манкуртов и передаёт им права решать за себя. Ордена, звания, регалия, статусность, должности, «авторитетность» в каких-то узких кругах ставятся на первое место. Что в целом хуже для лезгинского народа. Так как только представители простого народа из самых низов, которые понимают нужды, беды, проблемы народа, только такие люди и способны всерьёз бороться за интересы народа.
Больше никто. Всё прочее это имитация и обман. Лезгинскому народу нужны люди со стержнем, воины, способные отстаивать интересы народа. И если они будут из простой народной среды, скромные, неиспорченные деньгами и жаждой славы, то из них получится нечто настоящее для народа. Воины — в метафизическом смысле имеется в виду — смелые, готовые на самопожертвование, бескорыстно служащие народу и есть самое чистое состояние лезгинства, первоначальный генотип нашего народа. В каждом настоящем лезгине спит метафизический воин из прошлого, дух наших предков. Если этот воин пробудится в нас, выйдет из нас, это и спасёт наш народ. Ничего другого и иного не поможет.
Всё остальное это игры с народом. Проблемы сохранения языка, культуры, традиций давно уже стали инструментами манипуляции нашим народом. Ни одна из этих проблем не решается и не может решиться, пока народ в таком положении как сейчас. Поэтому все лозунги и заявления о решении проблем языка, культуры это чистой воды манипуляция, заводящие в тупик. Не зря великий советский писатель Чингис Айтматов в своём бессмертном романе «Манкурт» вывернул наизнанку это страшное и незаметное на первый взгляд явление во внутренней среде ассимилируемых народов, как манкуртство. Показал масштаб ущерба и вреда народу, что наносится любым манкуртом, служащим интересам чужеземцев или своим собственным, используя народные темы, имитируя народную деятельность. Манкурство более страшнее явление, нежели открытое противостояние с конкретным врагом. Манкуртство не даёт народу консолидировать свои внутренние резервы для строительства своего будущего, играет роль громоотвода, глушит все всплески народной активности, водит народ кругами ошибочным путём, заговаривает зубы, забалтывает любую серьёзную проблему, заводит дело в тупик.
И выглядит убедительно при этом. Этим манкурты опаснее внешних и открытых врагов. У народа отнимается ценное время и энергия на пустопорожнюю суету. И понять, что люди просто тянут время, чтобы спускать на тормоза ситуацию, проблему, вопрос, не так-то просто. Вот что наиболее вредит в настоящее время народу. Все порывы народа консолидироваться в решении той или иной национальной проблемы ничем в итоге не заканчиваются именно поэтому. Так как манкурты перехватывают инициативы и спускают их в трубу. Когда враг открыто заявляет о своих намерениях, с ним легче бороться.
А когда враг одевает маску соотечественника, озабоченного народными проблемами, то выявлять его истинные намерения с ним становится чрезвычайно сложно. Коммерческие элиты везде прекрасно друг друга понимают и легко обо всём договариваются. Это их особенность. Никакие национальные вопросы на самом деле им не нужны. И никакого национал-патриотизма у коммерческих элит на самом деле и нет, кроме пустых слов и абстрактных заявлений. В большей степени народная тема используется только тогда, когда через него предоставляется случай решить какое-то своё дело, повлиять на события и заручиться поддержкой какой-то части народа для чего-то. Корыстное отношение к своему народу характерная особенность этих элит. Народные темы им нужно только чтобы ими извлекать выгоду.
В этом смысле, народная тема всегда может пригодится. Например, всеми нами наблюдались случаи, когда владельцы крупного бизнеса в соседнем государстве, о существовании которых никто и не догадывался, которые себя как лезгины нигде никогда и не проявляли, однажды оказались привлечены к уголовной ответственности за противоправные действия, то они или их родственники моментально вспомнили, что они лезгины. Во всех местных СМИ пошли заказные статьи о том, что якобы арестовали «лезгинских деятелей», притесняют лезгин за патриотизм. Придумывались истории под этот вброс. Народ впервые узнал об существовании, вероятно, подпольных «народных деятелей». Лгали народу, чтобы вызвать общественную реакцию, которая бы смягчила их положение. После решения всех своих проблем, они канули в лету. До тех пор, пока снова не появится необходимость вытаскивать народную тему.
Фальшивость и лживость этой категории элит просто зашкаливает. В настоящее время любой коммерсант может заказать о себе любого вида рекламные статьи и создать о себе нужное мнение. Несмотря на административное деление лезгинского народа между Дагестанской областью и Бакинской, Елизаветпольской губерниями, никаких границ между разными частями лезгин в Российской империи абсолютно не было! Все хозяйственно-экономические связи между лезгинами Кубинского уезда, Самурского и Кюринского округов были сохранены. Лезгины свободно перемещались по своей этнической зоне. Первая попытка изолировать лезгин Кубинского уезда от лезгин Южного Дагестана границами была предпринята руководством новой союзной республике в 1921 году, закрыв все дороги и места прохождения мелкого и крупного рогатого скота под предлогом борьбы с эпидемиями инфекционных болезней. Экономические связи между лезгинами пытались обрубить. Тогда горцы Самурского округа все как один вышли на протестный митинг, масштаб которого был таков, что власти соседней республики, испугавшись, открыли назад все дороги и проходы.
До 30-х годов XX века лезгины Кюринского и Самурского округов всё ещё поддерживали тесные экономически связи с лезгинами Кубинского уезда. И ни одно лезгинское село не было переселено с места своего обитания в Российской империи. Вдумайтесь в это и сравните с тем огромным количеством переселённых, практически насильственно спущенных с гор, в смешанные равнинные посёлки лезгинских сёл, растворяемых в титульной нации. Сравните с физически уничтоженными древними сёлами, с такими как село Кюснет, и другими, на месте которых ныне дворцы титульной элиты. Даже и представить себе невозможно такое отношение к лезгинам со стороны русских! Например, единственная военная крепость в селе Ахцах русс. Никогда нигде не было ни одной попытки выселения, вытеснения лезгинского местного населения русскими в Южном Дагестане для того, чтобы строить некие нужные себе государственные объекты или свои собственные резиденции. Такое никогда не делалось.
Уважение к лезгинскому народу от русских в десятки, если не в сотню, раз выше, чем уважение от своих соседей единоверцев. Приезжая в лезгинские сёла в качестве туристов, русские соблюдают все местные законы и проявляют уважение. Поэтому в нас всегда есть уверенность, что мы живём на своей земле и это только наша этническая земля, а не русская, хотя и в составе России! Такое возможно только потому, что русские признают лезгинский народ и дают лезгинскому народу национальные права! Русские не посягают ни на что наше! Чего не скажешь о соседнем государстве, где вся территория носит название по обозначению титульной нации и юридически закреплена как этнически их земля, а не лезгинская. И так по всему государству. И попробуй скажет лезгин, что он живёт на своей лезгинской земле, и что с ним будет и где он закончит свою жизнь?
Сравните степень вреда — физического, социально-экономического, культурно-исторического, морального и духовного — нанесённого лезгинской нации с 1918 года за 100 последних лет в соседней республике. И положение лезгин в Республике Дагестан в РФ. Это несравнимые ситуации. Это колоссальная разница в положении и в мироощущении народа. А если мы начнём сравнивать то, что было у лезгин в бывшей Российской империи относительно своих земель и прав, в РСФСР и ДАССР, и в соседней республике, и начнём сравнительно оценивать от кого лезгинский народ на самом деле пострадал, что потерял, где, когда и почему, то любой лезгин поймёт правду о том, где у него есть будущее, а где будущего — нет. Многие аналитики задаются вопросом, а действительно, почему тогда, при столь масштабной ассимиляции лезгинского народа в соседнем государстве, изъятия и присвоения этнических земель, лишения национальных прав, морального гнёта, нет ни одного конкретного примера серьёзного противостояния, почему так, учитывая исторический характер лезгин, которые никогда не терпели над собой угнетения? Во-первых, потому в советское время были выбраны степени незаметной трансформации духовной составляющей коренных народов в чуждую культурную ткань. В советское время было невозможным действовать как-то иначе и делать резкие движения, как бы само руководство этой республики не желало ускорить процесс.
Союзные республики полностью зависели от Москвы и любые резкие движения относительно коренных народов были чреваты для титульной нации. Потому была подобрана наиболее мягкая, но эффективная стратегия ассимиляции коренных народов. Факт, что все процессы по ассимиляции коренных кавказских народов до сих проводятся этим государством только «бархатным», так называемым «мирным», способом во избежания эскалации конфликтов. В настоящее время упоминаемое нами государство старается всеми способами избежать международной ответственности за ассимиляцию коренных народов, что на самом деле является преступлением государства против коренных народов. Избежать ответственность ему удаётся только по причине физического отсутствия каких-либо явных очагов межнациональных конфликтов в стране. Но их нет не потому, что коренные народы устраивает их ассимиляция, а потому, что государство не даёт таким очагам в принципе возникать. Любые противостояния быстрого глушатся на самом раннем этапе своего возникновения. А глушить конфликтность в зародыше, вместо реального решения проблем, это общество хорошо умеет.
Сам лезгинский народ раздроблен и безвозвратно оттеснён от былых позиций на своей собственной земле. В советское время ассимиляция коренных народов тщательно маскировалась под экономические реформы развития сельских инфраструктур. Якобы для улучшения жизни горцев, были придуманы программ переселения с гор на равнину, разрушающие весь высокогорный тысячелетний уклад жизни лезгинского народа, который принудительно переселяли и смешивали с титульной нацией. Советское государство тут было ни при чём. Это была сугубо внутренняя «экономическая» политика титульной нации. Лезгинам не давали осознать, что на самом деле происходит. Лезгин переселяли, сихилы рода разбивали и разбрасывали по разным смешанным посёлкам. И всё подавалось как «социалистические преобразования».
Когда пришло осознание. Только во второй половине XX века до наиболее просвещённых лезгин начало доходить, что происходит и почему. Но любые единичные попытки конструктивно анализироваться этническую ситуацию, протестовать, обсудить, дискутировать, сразу же жёстко пресекались. Протестность лезгин душилась в самом зародыше. Если же что-то выходила из-под контроля, то чтобы успокоить народ, обещалось что угодно, лишь бы скорее рассеять и развести в разные стороны всех, не дать консолидироваться. А потом точечно, физически и морально, уничтожали тех, кого считали зачинщиками. Репрессиям подвергались, так называемые центры принятия решений, то есть народные лидеры. Так делается до сих пор.
В настоящее время, репрессивный аппарат действует настолько изощрённо, что любое неосторожное высказывание в социальных сетях недовольства на этнической почве моментально приводит к уголовной ответственности, и не только самого подозреваемого, а даже репрессиям так или иначе подвергается весь его род, вплоть до самых дальних родственников. По этой причине, никто из южных лезгин, у которых родственники проживают на территории соседнего государства, не способен вести народную деятельность. Так как сразу же оказывается моральное давление своими же родственниками, которые не желают себе проблем. Это очень эффективный способ подавления народного протеста в самом его начале руками самих же лезгин. Если таковы и есть, кто нашли себе службу такого рода, то бесспорно, что они служат не интересам лезгинского народа, а интересам титульной нации соседнего государства и собственным коммерческим интересам. Возглавлять какие-то народные организации в РФ, проводить лезгинскую политику в интересах лезгинского народа, что невольно сразу же идёт в разрез с интересами титульной нации соседнего государства, если она действительно лезгинская, неважно в какой сфере, при этом иметь родственников в соседнем государстве — взаимоисключающие вещи. Мало кто знает, и почему-то об этом никто не пишет, но в СССР несколько раз делались попытки восстановить справедливость в отношении лезгинского народа, создать лезгинам территориальную автономию на севере соседней тогда союзной республики в границах своей этнической территории. Были даже приняты соответствующие решения на пленумах КПСС, но все эти решения не выполнялись самой соседней союзной республикой!
И она же с 1939 года начала влиять на руководство Дагестана, внедрив своих агентов в руководство республики, делала всё возможное, чтобы партийная номенклатура ДАССР проводила определённый курс относительно лезгинского народа. К сожалению, приходится констатировать печальный факт, что в эпоху партийного функционера Абдурахмана Даниялова имело место сращивание интересов этнополитических элит ДАССР и соседней союзной республики в лезгинском вопросе. Всё, что делала Махачкала относительно Южного Дагестана, сначала тщательно консультировалось с руководством соседней союзной республики и тщательно курировалось им. Отношения между главами двух республик были настолько тесными, что называлось уже «куначеством», а друг друга «кунаками». Москва не имела никакого отношения к принимаемым руководителями этих двух республик решениям относительно лезгинского народа, его социально-экономического развития и общественно-политического состояния. Москва даже не была в курсе всего, что происходило, так как информация не всегда фиксировалась. Это касается и передачи Самурского гидроузла — стратегического федерального объекта РСФСР, и лезгинских зимних пастбищ соседней республики.
Он радуется, что теперь «Садвал» не международная организация и не действует на территории Азербайджанской Республики газета «Зеркало», 16. Но вы забыли, господин Ахмедов, что это ничего не значит, движение зарегистрировано или нет. Вы не отнимете у лезгинского народа желания воссоединения в составе нашей исторической родины — Дагестана и великой России. Далее вы недовольны, что лезгинам, мол, помогают армяне и некоторые силы в России. Мы считаем, что это было бы хорошо, но лезгины никакой помощи ни от кого не получают. Если бы лезгинам помогали, то мы давно имели бы свою родину, как Южная Осетия и Абхазия. Даже если нашему народу будут помогать армяне или русские, то в этом ничего плохого нет. Разве они наши враги? Почему азербайджанцам можно помогать со стороны? Разве вы не знаете, что азербайджанское население Дагестана вооружено властью АР газета «Бакы хабар» и лидером его является ваш друг Сеид Курбанов, который восседал с вами при создании вашего общества? Разве вы не знаете, для чего и против кого они вооружены? Почему вы не обращаетесь к такому «патриоту», как Имам Яралиев, расследовать факт вооружения азербайджанцев в Дербенте? Разве вы не знаете, что азербайджанцы, которые проживают в Грузии и Иране, требуют расширить свои права, вплоть до присоединения к АР? Их штаб-квартира и лидеры находятся в Баку. Власть АР не только не выдаёт их, но и всячески поддерживает. Вот такие дела, господин «патриот» Ахмедов. Хотелось бы вам напомнить: «разгромив» как вы выражаетесь ЛНД «Садвал» и создав на территории РФ «Общество» азербайджанско-дагестанской «дружбы», вы ведёте не только антилезгинскую политику, но также действуете против другого разделённого братского народа Дагестана — аварцев. А самое главное тут — проблема антироссийской политики. Неспроста на сайте Day. Будущая политическая судьба Дагестана кажется неопределённой». Вы в статье хотя и не упоминаетесь, но нетрудно догадаться, что либералами в АР считают вас и ваших сторонников. Более всего нас удивляет поведение лезгинского поэта Байрама Салимова, который называет себя единомышленником Забита Ризванова, Лезги Нямета и ставит себя в один ряд с этими великими лезгинами. Далее хотелось бы обратиться к Ризвану Ризванову как к журналисту и, главное, как к сыну великого лезгина Забита Ризванова — одного из основателей ЛНД «Садвал», который до последнего дня своей жизни вёл борьбу.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. древний кавказский народ, упоминаемый еще в античных источниках как леки или лазги. Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.