на тот момент ей было 25 лет.
Ленин. Крупская. Данилкин
В.И. Ленин: "100 лет тому назад подписал декрет об образовании республики. В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). Новости шоу-бизнеса от легендарного Александра Анатольевича: слухи о беременной Рианне, кастинг Андрея Кончаловского для непрофессиональных актеров и иск Хью Гранта против The Sun. Впоследствии Крупская смогла присоединиться Ленину благодаря официальной регистрации брака, точнее венчанию.
«Слушайся доктора: ешь и спи больше»
После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни. Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской. Владимир Ленин женился на Надежде Крупской в 1898 г., когда ей было 29 лет, а ему самому — 28. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки.
В Чулпанове Нурлатского района за поправки к Конституции РФ проголосовали Ленин и Крупская
И Ленин и Крупская испытывали огромное желание иметь детей, однако этого, как известно, не произошло. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. Надежда Крупская и делегатки XIII съезда РКП(б) у гроба Ленина.
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Здесь Владимир Ленин и Надежда Крупская отдыхали во время заграничной поездки. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. В ссылке Ленин и Крупская пробыли до 1900 года, а после отправились в эмиграцию – жили в Швейцарии, Великобритании и Германии.
Годовщина свадьбы Ленина и Крупской
В.И. Ленин и Н.К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию 3 (16) апреля 1917 г. (Владимир Ильич Ленин. Владимир Ленин женился на Надежде Крупской в 1898 г., когда ей было 29 лет, а ему самому — 28. Вспомним, когда ушел Ленин из жизни, то Н.К. Крупская, М.И. Ульянова и другие лица покинули эту «роскошь» навсегда, вернувшись в свою кремлевскую квартиру. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Причина отсутствия детей у Ленина и Крупской связана с их здоровьем.
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?
Письма о помощи, которые к тебе иногда приходят, я читаю и стараюсь сделать, что можно. Митя уехал в Киев: Крым, кажись, опять у белых. Мы живем по-старому: отдыхаем на «нашей» даче по воскресеньям351. Троцкий поправился, уехал на юг, надеюсь, подтянет. От замены главнокомандующего Вацетиса Каменевым с Востфронта я жду улучшения. Крепко обнимаю, прошу писать и телеграфировать чаще. Твой В. Ульянов NB: Слушайся доктора: ешь и спи больше, тогда к зиме будешь вполне работоспособна. Пользуюсь поездкой Крестинского в Пермь, чтобы написать тебе. Авось догонит.
О расколе в рядах социал-демократов, борьбе с народниками и вербовке агентов рассказала газета «Красная Башкирия» в январе 1940 года. Агентство «Башинформ» продолжает знакомить читателей с материалами из Архива печати республики. В начале 1898 года Надежда Крупская была приговорена к высылке на три года в Уфимскую губернию, сообщает газета. Однако она «перепросилась» в село Шушенское Минусинского уезда, где находился в ссылке Владимир Ильич Ленин. Когда срок ссылки Ленина закончился, Крупская добилась разрешения переехать в Уфу. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Несколько дней пребывания в городе Ленин использовал для подбора людей и установления связей, необходимых для создания общерусской политической газеты. В Уфе он заложил основы революционного органа печати - «Искры», которая сыграла особую роль в организации партии большевиков. В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов.
По-дружески просто пишет: "Если не успеваете, то и не надо". И уж совсем нереальным представляется предположение о том, что Крупская потребовала после 1917 года "прекратить отношения" с Инессой и Ленин "подчинился". По домыслам некоторых историков, еще и партийное положение Ленина обязывало прекратить "роман с Инессой". Ничто не может быть более далеким от истины. Достаточно почитать сохранившиеся письма от Ленина к Арманд. Пожалуйста, поспешите с листком…" "Дорогой друг! Вы, видимо, нервничаете чересчур — этим объясняю ряд "теоретических странностей" в ваших письмах… Марксизм требует различать классы… Привет! Если едете домой, заезжайте сначала к нам. Дам поручение. Жму руку. Ваш В. Осень 1916 года, Ленин опасается, что Швейцария перестанет быть нейтральной страной. Это все очень мало похоже на любовные письма. Арманд Ленин Ленин писал ей перед поездкой в "опломбированном вагоне": "Надеюсь, мы едем. Надеюсь, вместе с вами… Тысяча приветов. Au revoir. Ваш Ленин". И они вернулись в Россию в одном купе — Крупская, Ленин, Арманд. На самом деле эта характеристика как нельзя лучше подходит самому Троцкому К этому моменту их точно совершенно не интересовала "личная жизнь". Намного больше волновала теория, и еще больше — практика марксизма. В Россию, как пишет исследователь жизни Ленина Лев Данилкин, вернулся "гениальный философ, да еще и с опытом административной работы". Одержимый идеей справедливости. Его цель — бесклассовое общество. Его цель — отмирание государства. После невероятной встречи в Петрограде, после того как Ленин промчался на броневике по городу с восторженной толпой, после выступления с балкона особняка Кшесинской. Какие женщины, какая "любовь"? Да и до этого тоже. Любовью и страстью Ленина была революция. И, конечно, ничто не может быть более далеким от истины, чем предположение, что Крупская что-то "потребовала". Это были люди не просто высоких отношений, высокого уважения друг к другу, но и высочайшего самоуважения. Надежда Константиновна максимум что могла бы сделать — уйти. Но это было не нужно. Они относились друг к другу с Лениным искренно и честно. Крупская Как писала подруга Крупской, у Надежды Константиновны "не было ни тщеславия, ни самолюбия. В ее жизни не нашлось места для любовной игры". Сохранилось письмо Надежды Константиновны из ссылки в Шушенском к одной из сестер Ленина, Марии Ульяновой, где она просит передать другой сестре, Ане, чтобы Аня не укоряла ее за "цензуру" писем от Владимира Ильича. Она возмущается, что я даю свои письма "на редакцию" Володе, но я в большинстве случаев описываю нашу шушенскую жизнь в шутливом тоне, и в них немало достается и Володе, ну, а таких писем я не стала бы писать, не дав их ему предварительно прочитать". Доверие, искренность, нравственная чистота — это было основой их отношений. Рыба, минога, селедка Именно такие прозвища и партийные псевдонимы были у Надежды Константиновны. Ходили слухи, что из-за внешнего сходства.
Но нужно отдать должное обеим: Крупская не закатывала скандалов, а Арманд по-дружески относилась к Надежде. И все-таки отношения должны были как-то разрешиться. Крупская поставила ультиматум: или она, или Инесса. И Ленин выбрал Крупскую! Надежда Константиновна была удобной и верной женой. Крупская предприняла серию вояжей подальше от Москвы и Петрограда — в Поволжье. И оказалась права — время сделало свою несокрушимую работу. Кроме того, Ленин уже не принадлежал себе, он принадлежал великому делу революции. Встречи с Арманд стали редкими. После 1915 года роман с Арманд, как таковой, сошел на нет, хотя близкие человеческие отношения продолжались. Инесса Арманд умерла в 1920 году. По совету все того же Ленина она отправилась на юг, на Кавказ, где заболела холерой. Ленин был глубоко потрясен. Последней волей Ленина было привезти детей Инессы Арманд из Франции. И Крупская выполнила это желание.
Н.К.Крупская «О Ленине»
Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.
В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии».
В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.
К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.
Судя по архивным фотографиям, Инесса Арманд была очень красива. Отношения между Лениным и Инессой развивались постепенно. Позже в письмах к Ленину Инесса очень красноречиво рассказывала о тех днях. Она писала, что "ужасно боялась".
Хотела видеть его, но подойти не было сил, казалось, лучше умереть на месте. И только в Лонжюмо, когда стала помогать Ленину с переводами, она несколько поуспокоилась. Инесса писала ему, что "тогда еще не была влюблена, но уже очень сильно любила". Ответных писем Ленина к Инессе от тех лет не сохранилось: в 1914 году, когда страсть их стала ослабевать, он просил Инессу вернуть ему его письма, очевидно, для того, чтобы уничтожить их. Но ни у кого из близких Ленина не было сомнений в том, что между ним и Инессой Арманд в 1910-12 годах был полноценный роман. Французский марксист Карл Рапопорт оставил нам поэтичное описание разговора Владимира и Инессы в парижском кафе: "Ленин не мог оторвать своих горящих монгольских глаз от этой маленькой француженки". Крупская и Арманд, очевидно, никогда не испытывали друг к другу никакой вражды.
К нему постоянно входил дежурный врач, были беспрерывные консультации». Жена лидера партии большевиков указывает, что все сестры были «опытные, внимательные, заботливые». А одна из них, Е.
Фомина, выхаживала лидера революции в 1918 году, когда его ранили. Ленин смог сначала сидеть, затем «ходить, опираясь на санитара, а потом и сам, с палочкой». Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский. Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика. Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича. Но у Преображенского больное сердце. Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В.
Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима. До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф. Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых.
В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год.
Надежда Крупская в молодости 1890 г. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок в 1890 году. Надежда Крупская учительница в вечерне-воскресной школе на Невской заставе, 1895 год С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской вечерней воскресной школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В феврале 1894 года познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным по партийной кличке «Старик». Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». Справка о Крупской Музей политической истории России Владимир Ульянов , который в то время ещё не был Лениным, уже находился к этому моменту под арестом. После 7-месячного заключения Крупская сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным.
Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Надежда Крупская после выхода из тюрьмы. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию , была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем в 1911 году.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России , принимала активное участие в работе большевистской прессы. В 1914 году выступила одним из инициаторов издания легального большевистского журнала для женщин « Работница », была членом его заграничной редакции. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России , участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран.
Крупская, Надежда Константиновна
Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок. Она помогала будущему вождю мирового пролетариата в составлении и распространении революционных брошюр. Спустя год молодых людей арестовали. Надежда Константиновна стала верным помощником Ленина в революционной борьбе. Она проанализировала мировое педагогическое наследие с марксистских позиций.
Трудная судьба Екатерины Дашковой 4. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова 4. Герои и антигерои 4.
Первый русский солдат Сергей Бухвостов 4. За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича? Был ли шанс у Е. Пугачева, княжны Таракановой и поручика Мировича? Миг жизни русского солдата Архипа Осипова 4. Русский разведчик против Наполеона: А. Чернышев 4.
Аракчеев и аракчеевщина 4. Шамиль: герой Кавказа или английский агент? Литература 5. Первые лица государства, высшие руководители страны 5. Почему убили царя-освободителя? Почему Александр III не продолжил реформы отца? Николай II: святой или кровавый?
Львов 5. От харизмы до маразма один шаг. Керенского 5. Государственные деятели 5. Мастер-класс А. Горчакова для российской дипломатии 5. Милютин и его военная реформа 5.
Неугодный реформатор С. Витте 5. Столыпин в собственных афоризмах 5. Полководцы, военачальники 5. Ученый и адмирал С. Макаров 5. Лидеры политических, социальных движений 5.
У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве 5. Милюков: почему хороший историк провалился как политик? Деятели церкви 5. Идеолог контрреформ К. Победоносцев 5. Творцы русской культуры 5. Властитель дум Лев Николаевич Толстой 5.
Торговый дом Елисеевых 5. Нобелевские лауреаты дореволюционной России 5. Народный артист Федор Шаляпин 5. Почему Менделеев не стал академиком? Русская история в творчестве русских художников 5. Выдающиеся, знаменитые женщины 5. Философова у истоков российской эмансипации 5.
Ковалевская: между математикой и любовью 5. Засулич стреляла зря? Предприниматель-патриот Николай Иванович Путилов 5. Безобразов и его «шайка» 5. Дважды датчанин Андрей Андреевич Кофод 5. Злой гений царской семьи Григорий Распутин 5. Профессия — провокатор Гапон, Азеф, Малиновский 5.
Петля Нестерова 6. Ленин, Мавзолей и отечественная история в XX в.
Известный черно-белый снимок, который был сделан в Горках, получил цветное наполнение благодаря усилиям педагога и переводчицы Ольги Ширниной, известной под ником Klimbim. Она через компьютерные программы, изучив источники, придает цветной оригинальный облик героям на монохромных изображениях. На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя.
Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек. Такой не было нигде в мире! И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки. Коллеги, нам нужно чаще встречаться, чтобы обсуждать все наши проблемы. Это очень важно для нового поколения. Совсем недавно состоялась встреча молодых библиотекарей. И вот что я заметила. Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо. Но после их рассказов было ощущение, что при всём их желании проявить себя в нашем деле они вынуждены сегодня «изобретать велосипед». Потому что были утрачены связь времён, преемственность поколений профессионалов. Так что сегодня вместе с большой историей страны нужно возрождать и малую историю наших библиотек. Фёдорова: — Публичная библиотека обеспечивает человеку, нуждающемуся в актуальном знании, путь к этому знанию, предоставляет бесплатный доступ к книжным новинкам, художественным, научным, научно-популярным изданиям. Для этого, безусловно, необходимо широкое комплектование фондов. С комплектованием, особенно в регионах, ситуация зачастую катастрофическая. Всеобщая цифровизация — удобная отговорка для чиновников голословно утверждать демонстрируя вопиющую некомпетентность , что всё, мол, давно есть в интернете и бумажная книга устарела. Но плохое комплектование — это ещё полбеды. Другая беда — списания книг прошлых лет, зачастую проходящие без профессиональной экспертизы, что приводит к тому, что из библиотек исчезают добротные издания 1960— 1980-х годов, в том числе собрания сочинений, книги серий «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», научные и научно-популярные издания, энциклопедии. К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости. Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит? И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений. Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана. Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction. Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв. Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни. И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз. Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани. Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке. На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть.
Н.К.Крупская «О Ленине»
Пока же поручик Константин назвал дочь Надеждой. Людям старшего поколения достаточно сочетания имени и отчества, чтобы выдать фамилию. Конечно, это Крупская! Та самая супруга и соратница Ленина. Для большинства она всего лишь «довесок» к его масштабной фигуре.
Квашня, одетая в бесформенный балахон невыразительного цвета. Пугающе некрасивая, с глазами навыкате, с обвисшими щеками… Поговорить с миссис Ленин В реальности же Крупская была если не красавицей, то близко к тому. Впрочем, вкусы у всех разные. Скажем, старый знакомый Ленина Глеб Кржижановский утверждал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину.
Но умнее, чем Надежда Константиновна, у нас не было». А ум в сочетании с привлекательностью — отличная почва для того, что называется обаянием. Сходство действительно есть. И ведь ту же Йоханссон не назовёшь классической красавицей.
Зато — море обаяния. Да, потом привлекательность и свежесть Крупской убьют аутоиммунное заболевание — гипертиреоз, или базедова болезнь.
Так выглядит мезонин — печку топили только для приготовления пищи В небольшую столовую могло набиться около десяти человек — Внизу был колокольчик, да и просто можно было громко разговаривать.
Отсюда было хорошо слышно, если пришли жандармы, и в случае чего собравшиеся могли, к примеру, вылезти через окно. Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью.
Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод. Если во время ссылки в Шушенском Ленин успевал поохотиться и ходил собирать грибы в лесу, то в Уфе такой возможности не было.
Зато здесь революционеры гуляли в саду на Случевской горе ныне — Сад Салавата Юлаева. Такие прогулки в основном тоже проходили в компании революционеров. Здесь же Ленин подружился с братьями Кадомцевыми и Александром Цюрупой.
Последний жил на углу нынешних улиц Мустая Карима и Чернышевского. Вместе с Надеждой Крупской будущий вождь пролетариата ходил к нему в гости и обсуждал, как построить работу социал-демократов. Так распространяли газету «Искра» — в кубиках, за подкладкой чемодана или под одеждой Вскоре Ленину пришлось уехать из Уфы — три недели подходили к концу.
Уже из-за рубежа Ленин отправлял в Уфу выпуски газеты «Искра». Ее переправляли в чемоданах с двойным дном, прятали в деревянных кубиках, а однажды даже спрессовали и надели сверху книжную обложку.
С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма. По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания". В 1918 г.
В 1919 г. В 1920-1929 гг. Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг. С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др.
Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации. В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг. В 1925-1926 гг.
Когда срок ссылки Ленина закончился, Крупская добилась разрешения переехать в Уфу. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу.
Несколько дней пребывания в городе Ленин использовал для подбора людей и установления связей, необходимых для создания общерусской политической газеты. В Уфе он заложил основы революционного органа печати - «Искры», которая сыграла особую роль в организации партии большевиков. В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов. Возвращавшиеся из ссылки заезжали условливаться о работе», - уточняет газета. Незадолго до приезда Ленина в Уфу среди местных социал-демократов произошел раскол. Одна группа образовалась вокруг Цюрупы и Свидерского, другая вокруг Плаксина, впоследствии меньшевика.
Когда приезжал видный деятель, то социал-демократы собирались на «нейтральной» квартире народовольца Аптекмана.