В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший. отрицательный персонаж славянского фольклора. Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
Самая распространенная версия — имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека — сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком ko? Кто такой Кощей? Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу.
Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном.
Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень.
Скорей всего от слова «кость — очень уж тощим рисуется он в нашем воображении. Смертны все. В том числе и боги. Но Кащей так тщательно спрятал свою Смерть, что его не возможно убить просто так. Силой единой с ним не справишься.
Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например. Чтобы победить Кащея надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. На кадре из мультфильма « Лягушка-царевна » показано место, где спрятана смерть Кащея. А смерть его — на конце иглы, а игла — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце. Заяц же в сундуке спрятан, что к дуду прикован, а дуб страшный Змей охраняет. В литературе обсуждается два варианта смерти на конце иглы. Первый — иглу надо сломать, второй — иглой надо пронзить Кащея.
Можно иглу отправить со стрелой. Мне второй вариант кажется более правильным Кадр из мультфильма « Бабка-Ежка и другие « КАПИЩА в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы. В жертву Чернобогу приносили различных животных, кровь которых пускали непосредственно перед алтарем, так чтобы она стекала на него.
Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей. Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей «дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.
Наталья Кротова. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. Виктор Васнецов. Марья Моревна и Кащей Бессмертный. Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна».
Похожа на правду и третья гипотеза о тюркоязычных корнях имени. А ещё это было обращение к хозяину такого поселения. Кощей же — это раб господина Коша. Выбирайте ту версию, что вам больше откликается. Божественное происхождение Сторонники варяжкого следа находят явные признаки бога Одина в образе Кощея. В славянской мифологии был суровый и беспощадный бог зимы — Карачун. Он родился из золотого яйца волшебной курицы. Из того же яйца был сотворён весь мир — небо и земля, день и ночь, добро и зло.
Карачуну подвластны были холод и снег со льдом, ночная тьма и жестокие вьюги. А служили ему дикие и опасные волки и медведи. Злой бог насылал бедствия, устраивая трескучие морозы и бураны. Легко мог заморозить человека — тот коченел в считанные минуты. Поэтому славяне Карачуна боялись и считали виновником лютой и внезапной смерти. Но в сказках наш персонаж часто обитает под землёй, повелевает всякой нечистью. И тут на ум приходит другой мифологический идол славян — Чернобог, властелин загробного мира. Его рабы — это потусторонние существа.
Он способен останавливать время и поворачивать его вспять, что ничего хорошего никому из живых существ не приносит. Фольклористы нашли упоминания, что Кощеюшка — сын Чернобога, но доподлинно об этом ничего не известно. Сторонники варяжкого следа в отечественной культуре находят явные признаки бога Одина в этом образе. Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше.
Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща. Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру.
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество / Григорий Чумаков | — «Кто такой Кощей Бессмертный» — Ого! — вслух удивился Матвей, — И кто ж про него написал — то? |
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок | Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. |
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь | Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? |
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея. Как убить Кощея В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок. В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.
Часто герой сам открывает Кощею доступ к своей жене или невесте, нарушая некий запрет, например, сжигая до определённого срока кожу жены-лягушки, в результате чего она вынуждена уйти к Кощею. В другом случае герой освобождает Кощея из заточения, в котором злой волшебник пребывает закованным в цепи, подвешенным за волосы или кипящим в котле. Получив свободу, Кощей уносит с собой жену героя. В сказках Кощей часто не имеет определённого облика иногда он может описываться как старичок или как карлик с большой бородой — «сам с ноготок, борода с локоток» , зато обладает характерными особенностями: неуязвимостью, огромной силой от его дыхания богатыри разлетаются как комары и волшебными свойствами: он может летать, оборачиваться ветром, вихрем, вороном, его появление сопровождается громом и градом. Он превращает в предметы других персонажей героя в орех или камень, царевну — в змею, целое царство — в камень. Он обладает необычным обонянием, по запаху ощущая присутствие героя, спрятанного в чулане, сундуке, шкафу. Царство Кощея дворец, замок, большой дом, избушка-вертушка расположено далеко за пределами человеческого мира в лесу, на стеклянной горе. Чтобы туда добраться, герой изнашивает железные сапоги и железную шапку. В некоторых сказках упоминаются сокровища, которыми обладает персонаж мешки с золотом и серебром, богатый дом , однако мотив Кощея-скупца, чахнущего над своим богатством, в фольклорных текстах отсутствует и принадлежит литературе «Там царь Кащей над златом чахнет…», поэма «Руслан и Людмила», А. Пушкин , 1820. Из волшебных сказок образ Кощея был заимствован в былины с сюжетом «Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену» былины об Иване Годиновиче и Михайле Потыке. В отличие от сказок, где похищенная невеста или жена героя всегда помогает ему победить Кощея, в былинах она поддерживает Кощея и предает героя. В былине «Михайло Потык» Кощей похищает жену богатыря Михаила Потыка Лебедь Белую, которая, желая быть царицей, трижды опаивает своего мужа и превращает его в камень. Герой убивает неверную жену, а сам женится на дочери Кощея. Если в сказках Кощей вредит лично герою, в былинах он олицетворяет враждебную иноплемённую силу, представляющую опасность не только для эпических героев, но и для всего русского государства; он именуется царём Золотой Орды , у него есть войско, с которым он осаждает Киев, требуя отдать ему жену богатыря. Вторичное переосмысление образа Кощея характерно для современных анекдотов, в которых обыгрываются два стереотипных мотива — его эротизм и озабоченность своей смертью например, Кощей не ест яиц, чтобы не умереть от сальмонеллёза.
Красавицы, от слова краса. Это сила юности, жизни, плодородия. А всё это в себе воплощают богини Лада, Леля и Жива, что приходят весной, чтобы вдохнуть жизнь в землю, скованную зимней стужей. Итак, Кощей напивается воды и похищает красавиц в свою тёмную обитель. А если представить, что речь идёт о природных явлениях?! Осенью земля впитывает в себя всю влагу, словно набирает силы для длительного перехода, и наступает зима. То есть похищение Кощеем красна девиц, можно рассматривать как наступление осени и затем зимы. Если вспомнить образ, который навязывается этому языческому персонажу, то это гниль и растлённое тело, то есть, то что получается при разложении плодов и растений осенью. В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным. Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются. А что если Кощей не похититель, а хранитель?! Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой. И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения не так ли?! Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла. Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела. Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно. И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь — это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним. Что касается Мары, то это богиня смерти и символ её серп. Серп — это орудие жатвы и здесь речь идёт не только об урожае смерти, когда тёмная богиня забирает жизни, но это и самая обычная жатва. Не стоит забывать, что Мара считается богиней зимы. Тогда легенда о том, что Мара была супругой Кощея, выглядит, довольно убедительно.
В рассказе "О бедном Кощее замолвите слово" Кощей показан положительным и даже смешным. В книгах Дмитрия Мансурова Кощей показан положительным персонажем. Кроме того здесь он не только маг, но и учёный, открывший секрет бессмертия. Кроме того его настоящее имя Леснид, но т. Кощей появляется в комиксах про Хеллбоя. Фильмы и мультфильмы Милляр так же известен по роли Кощея. В фильме "После дождичка в четверг" роль Кощея исполнил Олег Табаков. Александр Филиппенко исполняет роль Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…». В серии мультфильма "Баба Яга против! Он может прорывать тоннели. Кощей так же является злодеем в мультфильме "Два богатыря". Там его одолел кавказский богатырь. Кощей является злодеем в мультфильме «Сказка сказывается». В фильме "Последний богатырь" Кощей - положительный персонаж, хоть смерть его заключена в кристалле.
Почему Кощей бессмертный
Это подкрепляется внешним видом Кощея — его обычно рисуют страшно худым, скелетообразным. Возьмите советские фильмы-сказки — там все его кости четко прорисовываются. Проблема в том, что это может быть результатом более позднего переосмысления имени. Здесь тоже своя проблема — в сказках это довольно могущественный персонаж, который ни чьим пленником не является исключение составляет ряд сказок, где в начале Кощей предстает как раз узником в подземелье. И, наконец, третья версия — наименее убедительная и самая слабая в плане лингвистического обоснования.
Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок она называется "Марья Моревна" Кощей погибает из-за коня — от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью. Противостояние змеи и коня — древний и распространенный сюжет. Змея — олицетворение тьмы, конь — олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре — еще один огненный, солнечный знак. Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея — достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц — в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей — смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви. Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей как в сказке "Царевна-змея" , лягушек безумно популярная сказка "Царевна-лягушка" и других несимпатичных животных. В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла.
Кощей тут сидит в своём дворце безвылазно и не посягает на мировое господство. И одет он здесь как царь. Зато злой рыцарь с зелёным лицом даже спит в латах. Расторопный слуга выполнил за царевича все квесты, но когда пришла пора биться, а Кощей в озвучке вышеупомянутого Милляра превратился в дракона, царевич хлопнулся в обморок. Пришлось слуге самому расхлёбывать. Здесь заветное яйцо с иглой Кощей прячет внутри себя вместе с «матрёшкой» хранителей, они же его аватары , но своя ахиллесова фигня у него остаётся: в образе совы, летучей мыши и, судя по словам Бабы-Яги, лисы его можно поразить заветным мечом-кладенцом, а в образе дракона — мёртвым волосом. Ещё он старший брат Бабы-Яги и Водяного, которых, видимо, так достал, что они охотно помогают с ним расправиться. Учительница Марлен явно влюблена в него, а тот видит в ней только отличную коллегу , потому что сам формат не предусматривает любовных линий. Впрочем, юные зрительницы все равно шипперят эту пару в фанарте. Только маленькая. Убил его наёмник Дефстроук. И близко не тянет на аристократически худощавого старика — здешний Кощей могуч, длинноволос, накачан, невоздержан в половой жизни, свиреп и не особо умён. Собственно, он и власть-то захватил, напугав всё население своей жестокостью, грубой силой и практической неубиваемостью. Правда, в комиксе Кощей Бессмертный изображён как типичный тюрок. Но, как говорится, поскреби русского… Скорее злодей по должности — сам по себе не злой, а в сольном комиксе довольно трагичен. И вообще его на Хеллбоя натравила Баба-Яга, а потом они мирно вместе выпили. Кощей из комикса от издательства Bubble «Инок» и его продолжения «Мироходцы» усилиями космических сущностей стал бессмертным и защищал Эдем на протяжении тысячелетий. На самом деле является Иваном Царевичем. В далёкие 1990-е в детском журнале «Серёжка» был опубликован комикс, в котором царь Берендей, не желающий выдавать дочь за Ивана-дурака, поручил последнему невыполнимую задачу — принести три головы Кощея. Баба Яга сообщила дураку, что бессмертный любит играть в загадки, так что и без битвы можно обойтись. Иван пришёл в замок Кощея и предложил сыграть в загадки на головы. Ответив на три вопроса Кощея, он задал свой: «Ответь, получишь ли ты мою голову. Если не угадаешь, то получишь! Кощей впал в ступор. Веб-комикс «Приключения Суперсвина» — Суперсвин повзрослевший и окрутевший поросёнок Пятачок надоел всем сказочным злодеям, и они решили от него избавиться. Для этого Кощей Бессмертный придумал « гениальный и хитроумный план » — просто заманить его в ловушку и всем вместе избить его до полусмерти. Изредка встречался в роли злодея в «Весёлых картинках» в комиксах Е. Тут Кощей сбежал из подвала где отбывал срок как у Стругацких, или как в сказке «Марья Моревна» и начал безобразничать. В результате сам себя обезвредил. Видеоигры [ править ] Yaga — Кощей здесь является одним из обязательных боссов. Игра « Нечисть: Долина тьмы » от компании «Антитанк» Кощей — костлявый колдун, хранитель несметных сокровищ и главный босс. Убить его можно, только уничтожив его чёрное сердце, хранящееся в середине последней карты. В дополнительной кампании «Охотники» для « Warcraft 3 » есть персонаж Кощей, реализованный личом. Квест « Три богатыря » — Кощей внешне вылитый Мэнни из Grim Fandango здесь антагонист, ворующий прекрасных девиц.
Это подкрепляется внешним видом Кощея — его обычно рисуют страшно худым, скелетообразным. Возьмите советские фильмы-сказки — там все его кости четко прорисовываются. Проблема в том, что это может быть результатом более позднего переосмысления имени. Здесь тоже своя проблема — в сказках это довольно могущественный персонаж, который ни чьим пленником не является исключение составляет ряд сказок, где в начале Кощей предстает как раз узником в подземелье. И, наконец, третья версия — наименее убедительная и самая слабая в плане лингвистического обоснования.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Дневной свет его не пугает, и он может заняться магией. Дракула же может вызвать лишь иллюзию у жертвы. При всех своих перевесах в силе Кощей сдаёт позиции по популярности Дракуле. Колаж автора Кощей тощ, он - старик, Дракула - мужчина в самом рассвете сил. Дракула убивает других, чтобы жить. Кощей может просто висеть на цепях кучу лет, а потом, утолив жажду, вернуться в строй. Кадр из детского фильма: "Там, на неведомых дорожках". Кощей восстанавливает силы водой. Согласитесь, для голливудского ужастика нудно и крови мало.
А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. То есть, душа бессмертного не может отойти на тот свет. И старое тело мумифицировалось без души, но разрушиться дальше оно не может, поскольку душа Кощея по-прежнему на земле. И что тогда выходит? А то, что чёрствость Кощея и озлобленность связаны с тем, что сам он неполноценен по причине разделения своей сущности, на составляющие. Это цена за бессмертие для самого Кощея. Смерть, которая лежит отдельно от бессмертного хозяина - Ахиллесова пята.
Если попытаться составить сказочный хронометраж, то получится, что Кощей был неким колдуном, в некоторых гипотезах его ассоциирует с Карачуном. Карачун — это чёрная смерть. Давайте примем, что Карачуном Кощей был до принятия своего бессмертия. Карачун — маг, ставший на тёмную сторону. Карачун, картинка из сети Этот маг стремился обрести могущество любым путём?
Кощей же — это раб господина Коша. Выбирайте ту версию, что вам больше откликается. Божественное происхождение Сторонники варяжкого следа находят явные признаки бога Одина в образе Кощея. В славянской мифологии был суровый и беспощадный бог зимы — Карачун. Он родился из золотого яйца волшебной курицы. Из того же яйца был сотворён весь мир — небо и земля, день и ночь, добро и зло. Карачуну подвластны были холод и снег со льдом, ночная тьма и жестокие вьюги. А служили ему дикие и опасные волки и медведи. Злой бог насылал бедствия, устраивая трескучие морозы и бураны. Легко мог заморозить человека — тот коченел в считанные минуты. Поэтому славяне Карачуна боялись и считали виновником лютой и внезапной смерти. Но в сказках наш персонаж часто обитает под землёй, повелевает всякой нечистью. И тут на ум приходит другой мифологический идол славян — Чернобог, властелин загробного мира. Его рабы — это потусторонние существа. Он способен останавливать время и поворачивать его вспять, что ничего хорошего никому из живых существ не приносит. Фольклористы нашли упоминания, что Кощеюшка — сын Чернобога, но доподлинно об этом ничего не известно. Сторонники варяжкого следа в отечественной культуре находят явные признаки бога Одина в этом образе. Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше. Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща. Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно.
Но задумывались ли вы над тем, что основой таких сказок становились древние мифы, известные нашим предкам? Кощей — одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях.
При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает. Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск. Поэтому, кстати, совершенно не случайно зооморфной ипостасью Кощея является некий гибрид черной хищной птицы и змеи, который очень похож на Василиска и может быть отождествлен с грифоном. На происхождение Кощея также намекает известный сюжет, в котором злодей прячет крестстраж со своей жизненной силой не куда-нибудь, а именно в ЯЙЦО, из которого он, возможно, в свое время и вылупился. Причем сама Марья Моревна также весьма сложный и амбивалентный персонаж, поскольку, судя по всему, она является хозяйкой царства мертвых, которую германские народы называли ХЕЛЬ. Понятное дело, что подобные персонажи просто не могут спокойно жить вместе. Оказавшемуся в такой ситуации Кощею не остается ничего другого, как впадать в состояние САМАТИ и терпеливо ждать удачного случая для освобождения. Таким образом, получается что страшный Кощей, наводящий ужас на всех окружающих, в семенной жизни оказывается подкаблучником и буквально рабом своей жены. Причина подобного поведения Марьи Моревны, полагаю, очевидна и заключена в ужасном характере этого антигероя, жизнь с которым это - буквально сущий ад. Но, как говорится, любовь - зла, полюбишь и Кощея... Однако, для того, чтобы отдохнуть от неудобного супруга и немного развеяться в объятьях молодого любовника, Марья Моревна периодически буквально убирает своего мужа в чулан, чтобы немного отдохнуть от его назойливого присутствия. Судя по содержанию сюжетов русских сказок, Кощей питает к своим дочерям достаточно сильные чувства, причем не только отцовские, особенно к Василисе, на что есть указания в одноименной сказке. Тяга Кощея к своим дочерям не будет вызывать удивления, если вспомнить о том, кто был их дед по материнской линии - Локи, - который вместе с умом и хитростью, очевидно, передал им по наследству и частичку своей огненной натуры, которая и привлекает царя навьев Кощея.
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси «Кощеями». Титул «Бессмертный» получен им за связь времен между предками и потомками. Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство.
Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей. Кощей - искусный воин.
О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал бог Род в начале сотворения мира.
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Яйцо, зарытое в землю, связано с культом Кощея.
Так же из сказок мы знаем, что Кощей может навести чары на своих пленников и врагов, под действием его силы они могут превратиться в камень, дерево, лед — окостеневают. Отсюда же русское слово "кощун" как синоним слова колдун, "кощуны творить" — наводить смертельные чары. Иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек. Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом иногда с черепом вместо лица.
При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона. Кощей связан со стихией воды. Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
В былинах и русских народных сказках, воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и действительно получали от этого силу. Эта легенда так же говорит о том, что Кощей связан с культами плодородия и возрождения [1,312]. Глава 3. Практическая часть.
Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнал, что наши предки были язычниками. Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитал русские сказки, где встречается Кощей Бессмертный: «Марья Моревна» [6, 385], «Царевна Лягушка» [6, 138], «Царевна змея», «Иван Соснович», «Медведко», «Кощей Бессмертный»; «Иван Быкович», сопоставляя верования славян и особенности народных сказок. Анализ образа Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна — лягушка" Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной мифологической , так как в основе ее сюжета много древних элементов: магические действия, слова и предметы. Рассмотрим персонажей сказки в их соотнесённости с верованиями людей и мифическими персонажами.
Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных.
Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания, как о жизни, так и о смерти. Она-то и рассказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти.
Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, то есть мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире.
Другими словами, Иван—царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича.
Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Бессмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, то есть птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца.
Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения.
Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо последнюю надежду рода Кощеева Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави сокол , в Яви волк и в Нави щука.
Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев.
Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки. Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго.
Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного.
В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы.
Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом.
Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии.
Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло.
Вначале в русских сказках Кащей действовал под именем Карачун от слова «карачиться» — корчиться, насылать корчи судороги. Однако позже в сказке слабость Кащея превратилась в его силу. Обретя бессмертие, невзрачный и тщедушный герой стал властителем собственного царства. Победа над ним дается труднее, чем над любым другим врагом, но, тем не менее, он всегда оказывается поверженным своими противниками. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес.
Он властвует над миром мертвых, подобно Аиду, но, в отличие от грека, может воскрешать мертвых для ведения войн. Кроме того, Кощей Бессмертный — прекрасный воитель и колдун. Символ бедности и бед: почему в русских сказках есть бабки и дедки, но нет родителей Пользователи сети предполагают, что Кощей Бессмертный охотился за красавицами вовсе не для того, чтобы жениться на них. Он удерживал девушек в своем царстве до тех пор, пока их не вызволяли принцы. После возвращения героинь домой приходила весна, а ведь до этого миром правила Мара, властительница зимы. Это может говорить о том, что Кощей Бессмертный играл роль в смене сезонов года. Некоторые исследователи видели в Кощее Бессмертном образ отца, выдающего дочь замуж. Советский фольклорист Владимир Пропп отмечает, что попадающая к костлявому старику девица никогда не умирает. Она ждет появления в царстве мертвых юноши, который отобьет ее у Кощея Бессмертного, получив таким образом право жениться.
Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое.
Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей или Кащей Бессмертный. Антагониста в течение многих десятилетий как только не трактовали: от устрашающего скелетона до пленника Бабы Яги. Порой образ сильно отличался от того, как Кощея трактуют фольклористы, иногда, наоборот, попадал в яблочко. Пускаемся во второе турне по древнеславянским героям первое уступили Яге для знакомства с разными версиями Бессмертного. Choose your Koschchei! Так сложилось в поп-культуре, что образ Кощея трактуют по-разному, сохраняя при этом фольклорную концепцию спрятанной далеко от мира смерти. Давайте её для начала сами отыщем: для этого нам нужен дуб. На дубе висит сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла, на конце которой — смерть Кощеева.
Дуб отрезан от поселений море-океаном вода , расположен на острове земля , в сундуке сидит заяц животные , в котором спряталась утка птицы. Игла же — одновременно оберег и орудие порчи, которую следовало сломать и выбросить после ритуала. По сюжету Баба Яга прячет козла у себя в заложниках, дабы раз за разом подчинять себе Кощея. С одной стороны, добавление именно козла не случайно: животное напоминает Бафомета — дьявола с головой козла. Именно козёл в комиксах пробирается в ад через корни мирового древа. За ним позже и отправится Кощей, дабы освободить душу и умереть — он попросту устаёт от вечной жизни. Баба Яга символизировала матриархат, часто помогала добрым молодцам пройти границу миров избу в поисках невест. Кощей же — владыка подземного царства, противоположность всему живому, символ конца. Яга не побеждает его, а лишь подсказывает героям, что Кощея может погубить.
Сам же герой выглядит потрясающе: этакий скелет в богатом облачении, укравший в свои владения невесту-красавицу. Он сжигает деревни, летает чёрным вихрем в сопровождении демонических всадников, при этом бережно относится к украденной им самим Марье Моревне. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака». Хотя Пропп говорит о змее, описание также подходит и Кощею. Герои взаимозаменяемы в сказках: полёты обоих вызывают бурные перемены погоды, оба летают и сжигают деревни.
Разыскивается Кащей Бессмертный
Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу. В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Кощей Бессмертный очень близок к греческому Аиду-Плутону, царю подземного мира мертвых. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Кащей Бессмертный, русский Кащей Бессмертный, 1945 черно-белое фэнтези режиссера Александра Роу, с Георгием Милляром в роли Кощея. это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Презентация "Кощей Бессмертный" | Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. |
Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный? | Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. |
Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024) - смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ | Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. |
Кощей | Фантастические существа вики | Fandom | Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. |
Кащей Бессмертный - кто это? | Почему Кощей Бессмертный на самом деле не бессмертен и как человеку избежать второй смерти? |
Разыскивается Кащей Бессмертный
Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок.