Агентство подчёркивает, что 24 июня в Израиле уже прошло досрочное голосование для россиян, которые не смогли прибыть на участок 28 июня. Конституция Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля Государственный строй Основные законы Закон об Иерусалиме Закон о возвращении Президент Шимон Перес Премьер-министр Биньямин Нетаньяху Кабинет. Глава правительства Эхуд Ольмерт заявил, что к 60-летию независимости Израиля еврейское государство получит собственную Конституцию, сообщает "Едиот Ахронот".
КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Совет раввинов Израиля дает согласие на вступление законов Израиля в силу, на процедуру изменения Конституции. Неписаная конституция Израиля несовершенна, но изменения усугубят ситуацию, позволив почти беспрепятственное правление большинства. Законопроект обязывает правительство Исламской Республики принять меры по "уничтожению" Израиля до 2041 года. Чуть ли не с момента создания Израиля вопрос Конституции — один из ключевых факторов политической, юридической, академической и аппаратной жизни в стране. В современном. У Государства Израиль должна быть письменная конституция, и что она сблизит религиозных и нерелигиозных граждан.
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения
В итоге 27 марта премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху все-таки уступил и решил приостановить принятие законопроекта. Разбираемся, как анонсированная реформа расколола государство и почему кабмин во главе с премьером вообще решили ее провести. С чего все началось? В ноябре 2022 года партия «Ликуд» во главе с Беньямином Нетаньяху победила на выборах в Кнессет израильский парламент , в результате чего чиновник стал премьером страны в третий раз. После победы Нетаньяху пообещал всесторонне заботиться о стране. Премьер сразу сформировал новое правительство, которое впервые в истории Израиля состоит в основном из представителей религиозных партий. Первым шагом обновленного Кнессета стал план реформы по ограничению полномочий Верховного суда. Так, по задумке властей, контроль над формированием органа должен перейти парламенту, а сам суд потеряет возможность отменять решения правительства. Автор реформы, министр юстиции Израиля Ярив Левин, заявил, что она поможет «укрепить демократию, восстановить веру в судебную систему и баланс между тремя ветвями власти». Подробнее о судебной реформе В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд.
Новая реформа ограничит полномочия судей в области пересмотра и отмены законов: они не смогут обсуждать так называемые основные законы особые нормативные акты, которые лягут в основу будущей Конституции страны. Более того, кабмин будет вправе менять и даже отменять судебные решения большинством голосов то есть даже если суд посчитает закон неконституционным, Кнессет сможет его принять. Также изменится состав комитета, назначающего судей.
До 1996 г. С проведением в том же году общенациональных выборов к кнессету парламенту прибавился непосредственно избранный премьер-министр. Это создало гибридную президентско-парламентскую модель с новой конфигурацией полномочий. Спустя 50 лет после своего создания Государство Израиль настолько изменилось, что некоторые ученые говорят о возникновении «второй республики». Автор оценивает функциональную жизнеспособность последних конституционных изменений.
Эволюция политико-правовых институтов рассматривается им в контексте трансформации политической культуры Израиля. Прежде чем перейти к анализу правовых новаций, определяемых как конституционная революция, автор очерчивает тот исторический фон, на котором они возникли. Израиль начинал свое независимое существование с намерения иметь писаную конституцию. Но она не появилась. Первым препятствием стали разногласия между религиозными и светскими политическими партиями относительно роли Галахи иудейского религиозного права в новом государстве. Ортодоксально ориентированные политики считали, что, поскольку в Галахе воплощается духовная власть, она не может подчиняться светским законам, а Израиль как самопровозглашенное еврейское государство должен основываться на Га-лахе. Позиция «ортодоксов» казалась светским политикам теократич-ной, они пытались создать конституцию, чья законность имела бы источником политическую и правовую волю народа. Однако светское большинство парламента было к этому не готово, боясь нарушить политический консенсус.
Вторым препятствием стали интересы доминирующих партий. Ма-паи и ее лидер Д.
Задержка и окончательное решение 13 июня 1950 г. Еще одним фактором было противодействие Давида Бен-Гуриона премьер-министр 1948—1954 и 1955—1963. Различные органы в Израиле призвали к принятию официальной конституции как единого документа и представили на рассмотрение свои идеи и проекты. Декларация независимости Израиля заявил, что формальная конституция будет сформулирована и принята не позднее 1 октября 1948 года. Срок, установленный в декларации независимости, оказался нереальным в свете войны между новым государством и его арабскими соседями. Всеобщие выборы в конечном итоге состоялись 25 января 1949 года, чтобы избрать Учредительное собрание, которое утвердит конституцию нового штата. Учредительное собрание было созвано в феврале 1949 года. Оно провело несколько дискуссий по конституции, не достигнув согласия.
Первый был принят в 1958 году, последний — в 2018-м. Часто принятие Основных законов сопровождается громкой общественной дискуссией. За каждой такой статьей гипотетической конституции скрывается пласт становления современного Израиля — такого, каким мы видим его сегодня. Курс «Израиль: общество и государство».
КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Это заявление прозвучало вчера на заседании фракции "Кадима". Профессор Бен-Сасон считает, что в основу будущей Конституции лягут уже существующие 11 "Основных законов", к которым будут добавлены четыре новых параграфа. В параграфе "Характер государства" будут содержаться определения гимна и флага, государственного языка и государственной структуры.
Статья 32. В целях уточнения и расширения правоприменительной практики в Израиле может быть принят Конституционный закон «О Синедрионе Израиля», положения которого могут изменять порядок формирования Синедриона, описанный в статье 25 настоящей Конституции. Глава V. Правительство Правительство Израиля является высшим органом исполнительной власти в Государстве Израиль. Статья 34.
Правительство состоит из Премьер-министра, министров и других членов Правительства. Статья 35. В полномочия Правительства входит: A подзаконное регулирование; B осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества и государства; C административное правоприменение; D осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; E административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; F охрана правопорядка, непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; G информационное обеспечение органов государственной власти H государственная регистрация политических партий и общественных организаций I иные полномочия в сфере исполнительной власти в соответствии с Конституцией и законодательством Израиля. Статья 36. В пределах своих полномочий Правительство Израиля коллегиально, Премьер-министр и министры и другие члены Правительства единолично, издают подзаконные нормативно-правовые акты — распоряжения по вопросам своего ведения, перечень которых определяется Премьер-министром. Статья 37. Премьер-министр Рош-Хамемшала Израиля является высшим должностным лицом в системе исполнительной власти Государства Израиль и осуществляет руководство Правительством Израиля.
Статья 38. Премьер-министр Израиля назначается Синедрионом и утверждается Царем Израиля каждые 3 месяца. Статья 39. Статья 40. Статья 41. В случае, когда Премьер-министр Израиля не исполняет своих обязанностей более 14-ти дней подряд не оставляет сообщений в общедоступных узлах Израиля , либо досрочно отправлен в отставку, данный Премьер-министр Израиля автоматически отрешается от должности, а Синедрионом назначается новый Премьер-министр Израиля, подлежащий утверждению Царем Израиля. Действующий Премьер-министр кроме, как при обстоятельствах, указанных в части 2 настоящей статьи и временно исполняющий обязанности Премьер-министра осуществляют свои полномочия вплоть до вступления в должность нового Премьер-министра Израиля.
Статья 42. В целях уточнения и расширения правоприменительной практики в Израиле может быть принят Конституционный закон «О Правительстве Израиля». Глава VI. Суд Судебные органы власти в Израиле является независимой ветвью власти в государстве. Статья 44. Основы деятельности и структуры судебных органов власти могут быть установлены Конституционным законом «О Суде Израиля». Статья 45.
В отсутствие или в связи с неукомплектованностью органов судебной власти, судебная власть в Израиле осуществляется Синедрионом, как высшей судебной инстанцией, с полномочиями конституционного суда. Статья 46. Царь Израиля является высшей апелляционной судебной инстанцией в Израиле, включая вопросы конституционного характера и правоприменения. Глава VII. Заключительные и переходные положения Статья 47. После вступления в силу настоящей Конституции официальное наименование государства Орден Тамплиеров изменяется на Государство Израиль. Статья 48.
Действующий на дату вступления в силу настоящей Конституции Князь и Великий Магистр Ордена Тамплиеров провозглашается Шофетом Израиля и автоматически вступает в должность. Статья 49. После вступления в силу настоящей Конституции Государство Израиль объявляется юридическим продолжателем Государства Израиль, провозглашенного 19 швата 5782 года, и Ордена Тамплиеров по всем их внешнеполитическим обязательствам и участию в международных соглашениях, участие в которых не может быть пересмотрено в следующие 3 месяца. Статья 50. После вступления в силу настоящей Конституции все рыцари граждане Ордена Тамплиеров провозглашаются гражданами Израиля, их рыцарские степени и иные звания в системе рыцарства Ордена Тамплиеров подлежат пересмотру и уточнению. Статья 51. После вступления в силу настоящей Конституции: — Буллы и эдикты Князя и Великого Магистра Ордена Тамплиеров рассматриваются, как указы Шофета Израиля; рескрипты Князя и Великого Магистра Ордена Тамплиеров рассматриваются, как распоряжения Премьер-министра Израиля; — законодательство Ордена Тамплиеров применяется только в той мере, в которой не противоречит настоящей Конституции и законодательству Израиля.
Статья 52.
Ирис Коэн-Айда , участница акции протеста: «Я здесь, потому что я беспокоюсь за нашу демократию. Я глубоко обеспокоена тем, что происходит в нашей стране с судебной реформой, так называемой реформой, которая на самом деле пытается сформировать диктатуру в нашей стране». Галия Алони, участница акции протеста: «Я здесь ради моих детей, ради моих родителей, которые построили эту страну, ради моих бабушек и дедушек, переживших холокост. Это единственная надежда, которая у нас есть. В Израиле не будет диктатуры. Никогда» Открыто выступать против реформы начали некоторые члены правящей коалиции. Формулировка жесткая: дипломат «не может продолжать представлять нынешнее правительство страны». Вслед за этим в социальных сетях посыпались заявления глав ведомств. Министр культуры и спорта Израиля Мики Зоар сравнил обстановку в стране с горящим домом.
На паузе настаивает и министр экономики. Нир Баркат уверен, что «реформа необходима, но проводить ее нужно не ценой гражданской войны». Другие же члены коалиции настроены радикальнее. Министр нацбезопасности угрожает вывести для разгона протестующих своих ультраправых сторонников.
Некоторые израильские и мировые политологи заявляют о том, что отсутствие в каком бы то ни было государстве формализованной конституции — это недочет, изъян демократии, а потому отсутствие конституции в Израиле прямо говорит о том, что государство не вполне демократическое, то есть называть себя именно таковым не может. Оппоненты же отвечают, что отсутствие или наличие Конституции в государстве, как основного свода законов, свобод и гарантий граждан — никоим образом не связано с наличием или отсутствием в государстве демократии.
Ведь есть множество примеров, когда Конституция в государстве написана, имеется, но государств отнюдь не демократическое. Если вернуться в прошлое, коснуться немного истории Израиля , то на первых выборах, прошедших в 1948 году, которые проводились не Кнессетом, а тогда еще Учредительным собранием, многие предполагали, что новое учредительное собрание примет и Конституцию Израиля. Но, как видим, этого не случилось. Учредительное собрание обнародовало свое новое название — Кнессет и принялось работать. Тогда же было принято решение, по которому за основу приняли не континентальную систему государственности, а британскую систему. Надо сказать, что согласно британской модели государство обходится без формализованной конституции, при этом существует прецедентное право, то есть, когда все предыдущие решения являются правовой основой государства.
Отметим, что в британской подмандатной Палестине действовала точно такая модель, так как Палестина являлась членом Британского содружества. Так новое израильское независимое государство автоматически унаследовало данную схему. И до сего дня в Израиле вопрос формализованной Конституции Израиля не решен. Он периодически встает на повестке дня, однако возникают причины, по которым он до сих пор не рассмотрен. В 19 веке жило ярое убеждение, что присутствие в государстве конституции содействует, гарантирует гражданские права. К примеру, в начале 20 века в России партия кадетов, которая называла себя конституционными демократами, полагала, что именно конституция является тем, что в полной мере гарантирует права и свободы граждан.
По мнению кадетов, конституция, как свод законов, противостоит абсолютной монархии, проявляя собой монархию конституционную, что в глазах представителей кадетской партии ассоциировалось со свободой.
Регистрация
- Ольмерт пообещал Израилю конституцию // — Глобальный еврейский онлайн центр
- Яир Лапид сделал предложение оппозиции и коалиции | Телеканал «Шалом ТВ»
- Яир Лапид сделал предложение оппозиции и коалиции | Телеканал «Шалом ТВ»
- Ольмерт пообещал Израилю конституцию // — Глобальный еврейский онлайн центр
Зачем в Израиле принят закон о национальном еврейском государстве. Ответы на главные вопросы
Никогда» Открыто выступать против реформы начали некоторые члены правящей коалиции. Формулировка жесткая: дипломат «не может продолжать представлять нынешнее правительство страны». Вслед за этим в социальных сетях посыпались заявления глав ведомств. Министр культуры и спорта Израиля Мики Зоар сравнил обстановку в стране с горящим домом. На паузе настаивает и министр экономики. Нир Баркат уверен, что «реформа необходима, но проводить ее нужно не ценой гражданской войны».
Другие же члены коалиции настроены радикальнее. Министр нацбезопасности угрожает вывести для разгона протестующих своих ультраправых сторонников. Но с каждой акцией протеста митингующих на улицах становится все больше. Амит Пинчеваски, профессор: «Успехом будет полное свержение коалиции и начало всего заново. Нужно начать устанавливать настоящую демократию, справедливую демократию».
Уже ночью на фоне протестов появилась информация о том, что Нетаньяху начал обсуждение возможной заморозки судебной реформы. Утром стали понятны причины такого решения.
Реакция израильской общественности Планы о проведении правовой реформы вызвали ожесточенные протесты со стороны оппозиции. К концу января в манифестациях по всей стране участвовали порядка 150 тыс. Лидер крупного оппозиционного блока "Государственный лагерь", экс-министр обороны Бени Ганц призвал противников реформы продолжать протесты. При этом он выразил мнение, что внутри израильского общества уже "назревает братоубийственная война", и возложил ответственность за возможную эскалацию конфликта на Нетаньяху. Несмотря на протесты, 21 февраля Кнессет одобрил в первом чтении законопроект, составляющий первую часть судебной реформы изменяющий процесс назначения судей Верховного суда и расширяющий полномочия правительства по их отбору. К середине марта в протестах участвовали уже более 500 тыс. Президент Израиля Ицхак Герцог в ходе специального телеобращения к нации 9 марта заявил , что страна находится на пороге катастрофы.
Однако Нетаньяху отверг президентский план, заявив, что он не обеспечивает того баланса между ветвями власти, к которому стремится правящая коалиция. При этом Галант отметил, что изменения в системе необходимы, но не ценой раскола страны. На следующий день Галант был снят с должности. Это решение вызвало очередную волну протестов, в которых приняли участие рекордные 630 тыс.
Платформы, созданной Евро-Азиатским Еврейским Конгрессом для обмена идеями ведущих исследователей еврейской диаспоры на постсоветском пространстве, в Восточной Европе, Азии и на Балканах. Институт анализирует то, как вопросы социо-политики влияют на жизнь еврейских сообществ в отдельных странах - и какова во всем этом роль Израиля. В рамках проекта «Еврейский дискурс» мы обсуждаем с исследователями истории, культуры, социального и политического наследия еврейской диаспоры их публикации на сайте Института. More episodes from Еврейский дискурс.
Поскольку Учредительное собрание не подготовило конституцию для Израиля, Кнессет является наследником Ассамблеи с целью выполнения этой функции. Основные законы не охватывают все конституционные вопросы, и крайних сроков нет. Нет четкого правила, определяющего приоритет Основных законов над обычным законодательством, и во многих случаях такие вопросы оставляются на усмотрение судебной системы. Решение Харари В 1950 г. Вместо того, чтобы сразу разработать полную конституцию, они отложили работу, поручив Комитету Кнессета по конституции, закону и правосудию подготовить проект документа по частям. Каждая глава будет называться Основным законом, и когда все будет написано, они будут объединены в полную конституцию. В период с 1958 по 1988 год Кнессет принял девять Основных законов, каждый из которых относился к учреждения гос. В 1992 году Кнессет принял первые два основных закона, касающихся прав человека и основанных на недавно объявленных Верховным судом полномочиях судебного надзора.
Please wait while your request is being verified...
Часто принятие Основных законов сопровождается громкой общественной дискуссией. За каждой такой статьей гипотетической конституции скрывается пласт становления современного Израиля — такого, каким мы видим его сегодня. Курс «Израиль: общество и государство».
Ее пример лишний раз подчеркивает, что наличие конституции не является обязательным условием для функционирования демократического строя. Конституция и религия Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору.
Это, однако, неверно, поскольку есть религиозные круги, которые выступают, наоборот, за принятие конституции. Поэтому решение данного вопроса не является борьбой религиозных и светских сил, а суть спор как внутри самих религиозных, так и внутри нерелигиозных кругов. Проблема принятия конституции большинством или консенсусом В мире существуют две схемы принятия конституции: большинством или консенсусом. По французской модели конституция принимается большинством голосов парламентариев.
Американская модель говорит, что конституция принимается консенсусом, то есть для внесения каких бы то ни было поправок в конституцию требуется поддержка двух третей голосов членов Конгресса, двух третей членов Сената, а также ратификация двумя третями штатов. В такой ситуации принятие конституции и внесение в нее любых изменений должно опираться на устойчивый консенсус, то есть на поддержку не менее двух третей населения страны. Отметим, что за последние 200 лет Франция сменила 5 конституций, а Соединенные Штаты не меняли конституцию. Таким образом, американская конституционная модель гораздо более устойчива, чем континентальная.
Конституция и другие законы Многие законы государства принимаются абсолютным большинством голосов в парламенте.
В ходе дерзкого рейда по приграничью, а также захвата военных объектов, палестинцы взяли , по сообщениям израильской прессы, более ста заложников. Тель-Авив заявил о примерно пятистах жертвах со своей стороны, по данным минздрава Палестины погибло свыше трехсот мирных жителей, еще тысячи получили ранения.
Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами.
Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством? Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом. Конституционные законы — это договор, который мы заключаем друг с другом о том, в какой стране мы обязуемся жить, несмотря ни на что. Эти законы закрепляют эти ценности и защищают их от воли преходящего народного большинства. Правительства того или иного типа приходят и уходят, но все они привержены общему видению. Сегодня политические блоки в Израиле стоят друг за друга горой. Каждая сторона стремится отстаивать «демократию», работая при этом с совершенно разными определениями этого термина.
Ясно одно. Это государство не может существовать, если огромная часть населения чувствует, что живет под принуждением правительственного института, который стремится их достать. Неважно, является ли этот институт Верховным судом или Кнессетом. Чтобы выжить, нам необходимо уравновешивать волю большинства с ценностями и видением нации на более высоком уровне. Приверженность этим ценностям удерживает большинство от необузданной власти. Уверенность в этих ценностях является причиной того, что меньшинство соглашается с правлением большинства. Это работает только в том случае, если эти ценности принимаются свободно, и только если мы можем доверять друг другу в их соблюдении. Именно поэтому решения такого рода должны приниматься на основе широкого консенсуса.
Предложенный президентом Герцогом план диалога заслуживает похвалы, и мы должны следовать ему или чему-то подобному. Однако это все равно, что пытаться жить в браке, используя контракт. Без общей цели центр не удержится. Чего мы действительно ждем, так это дня, описанного пророками: «После сего изолью дух Мой на всякую плоть; сыны ваши и дочери ваши будут пророчествовать; старики ваши будут видеть сны, и юноши ваши будут видеть видения» Йоэль, 3:1. В той мере, в какой мы можем мечтать вместе, мы можем жить вместе. Политические нормы, которые поддерживали функционирование нашего государства со времен первого правительства Бен-Гуриона, исчезли. Мы можем позволить инерции втянуть нас в хаос, гражданскую дисфункцию и другие ужасные вещи.
52. Конституционное право Израиля
За время существования государства Израиль выдвигались десятки проектов конституции, составленных профессорами— юристами, законодательными комиссиями кнессета. Ключевые слова: Конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества кон-ституции, секуляризация общества. Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору. Израильский кнессет принял в четверг противоречивый закон, объявляющий Израиль еврейским национальным государством. Это особенно стало очевидным в 1950 году, когда правящая партия Израиля была непреклонной, и разрабатывала Конституцию без участия оппозиционных религиозных партий. Под «конституцией» может подразумеваться свод законов, определяющих порядок управления государством.
Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию
Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. Итоги голосования Кнессета (парламента) Израиля по законопроекту судебной реформы вызывают сожаление, поскольку решение было принято незначительным большинством голосов. Статья 4 Право претендовать на должность Каждый подданный Израиля, который проживает в Израиле, имеет право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Государства. 18 февраля 2019 Екатерина Пастухова ответила: Если говорить о формальном варианте, подобном тому, что есть в России, например, то Конституции в Израиле нет. Военно-политический кабинет Израиля минувшей ночью проголосовал за официальное введение военного положения в стране, чтобы "начать крупномасштабные военные действия". Парламент Израиля принял закон, стимулирующий расширение еврейских поселений и наделяющий иврит статусом единственного государственного языка.
Россия в глобальной политике
Но вот что мешает Израилю принять конституцию, которая официально даже спустя 3/4 века существования государства находится в стадии формирования? Интерфакс: Гражданка России и Израиля Юлия Ильинская (Яэль Ильински), которая год назад три раза проголосовала в Израиле по поправкам к российской Конституции. К 75-летию Израиля мы должны остановить разрушительный процесс, который происходит в эти дни, и рассматривать кризис как возможность собраться вместе и написать нашу конституцию. Глава правительства Эхуд Ольмерт заявил, что к 60-летию независимости Израиля еврейское государство получит собственную Конституцию, сообщает "Едиот Ахронот".
Израильское конституционное право
Израильская правовая система включает в себя некоторые элементы Галахи, но не следует религиозному праву полностью. В ведении религиозных судов не только иудейских, но и иной конфессиональной принадлежности находятся акты гражданского состояния — регистрация рождения, смерти, брака и развода. Но при этом все религиозные суды находятся под юрисдикцией светского Высшего суда Израиля, члены которого как и судьи стоящих ниже судебных инстанций назначаются президентом Израиля по представлению Комиссии по выбору судей.. Последние записи:.
В отличие от законов, принятых избранным парламентом — Кнессетом, законодательные акты Временного Государственного Совета Государства Израиль, также как и акты мандатного губернатора Палестины — Эрец-Исраэль, и сегодня именуются ордонансами, несмотря на то, что многие из них были многократно изменены и отредактированы Кнессетом. В свое время и колониальные английские власти постановили, «принимая власть», что турецкое право, существующее в Палестине до английского вторжения, осталось в силе. Тем самым, английские власти, как и израильский Временный Государственный Совет, десятилетия позже, старались обеспечить преемственность права. Особо было оговорено, что в случае лакуны, то есть в случае, когда существующее право не дает ответа на возникший вопрос, суду следует обратиться к английскому прецендентному праву как к источнику права. Мандатные суды видели в английский прецендентах источник права. Система права в подмандатной Эрец-Исраэль стала прецендентной по английскому образцу. Она осталось такой и после создания Государства Израиль, но уже исходя из закона, принятого Кнессетом. Пункт 20 б Основного Закона о судопроизводстве гласит: «правило установленное решением Верховного Суда обязывает все суды за исключением его самого».
Израильское прецендентное право дополнило, расширило и обогатило израильское право и израильскую общественную жизнь. При этом особое общественное значение имеет деятельность Верховного Суда в административной сфере. Заседая в таком качестве он будет судить по делам, в которых он считает необходимым дать вспомоществование во имя установления справедливости и на которые не распространяются полномочия других судов и трибуналов». Пункт 15 г этого закона поясняет, что кроме прочего Верховный Суд, заседая в качестве Высшего Суда Справедливости, полномочен издавать указы государственным органам и чиновникам, предпринимать какие-либо действия или воздерживаться от какого-либо действия. Заседая как Высший Суд Справедливости, Верховный Суд имеет также право в некоторых случаях вмешиваться в решения религиозных судов. Высший Суд Справедливости заседает как суд первой инстанции и в него может обратиться с иском каждый. Данный факт, как и относительно небольшая сумма госпошлины, обуславливают доступность этой судебной инстанции. В Высший Суд Справедливости обращаются по самым разным вопросам: вопросы о законности того или иного государственного или муниципального конкурса, обжалование решения о получении квартиры из государственных фондов, обжалование решения президента о помиловании, требование о предании гласности коалиционного соглашения между партиями, вопросы предоставления гражданства, — все эти вопросы и многие другие обсуждались в Высшем суде справедливости.
В настоящее время, после принятия Закона о судах по административным делам 5760 2000 г. Если ранее от истца в Высшем суде справедливости требовалось, чтобы он был сам ущемлен решением государственного органа, против которого он подает иск, то теперь не требуется и этого. Если ранее Верховный Суд ограничивал себя, не вмешиваясь и не рассматривая дела, которые имели политические аспекты, то в последние 20 — 30 лет Верховный Суд все чаще вмешивается и рассматривает дела, имеющие непосредственный политические последствия. Этот процесс, называемый судейским активизмом, связывают с именем выдающегося юриста, судьи Верховного суда, Аарона Барака. По мнению судьи Барака, которое он выражает в принимаемых им постановлениях, все подсудно, то есть любой вопрос может и как правило должен иметь решение в стенах суда. Благодаря глубине его юридического анализа, отточенности аргументов, подход судьи Барака, стал главенствующим в решениях Верховного суда. Никто уже не удивляется решениям Верховного суда по искам арабских жителей удерживаемых территорий Иудея, Самария и Сектор Газа против военных властей, искам против министров, против служб безопасности, против решений правительства Израиля, искам по отмене законов Кнессета и муниципалитетов, и другим искам по самым разным, иногда весьма деликатным вопросам. Многие видят в возросшей силе и активности судейской власти угрозу демократическим основам государства.
Судьи Верховного суда принимают решения по вопросам, решения которых общество ожидало от своих избранных представителей в Кнессете. Судьи, Верховного суда, в силу своего образования и профессионального пути, а также системы назначений судей в большинстве своем разделяют мировоззрение, которое в США принято называть либеральным, а в Израиле и Европе левым. Поэтому решения Верховного суда по идеологическим вопросам зачастую склоняются влево. Фактически, Верховный Суд Израиля стал вторым законодателем и многие утверждают, что Верховный Суд сосредоточил в своих руках власть, превышающую власть парламента Кнессета и власть правительства. По многим вопросам, по которым израильское общество расколото, и по которым его представители в Кнессете не могут прийти к решению, такое решение принимается Верховным судом. Кнессет пытался изменить ситуацию и в 1980 году был принят Закон об Основах Права 5740 1980 г. Тем не менее, этот закон практически не изменил ситуацию. Выражение «принципов свободы, справедливости, правды и мира, еврейского наследия» звучит слишком расплывчато и неопределенно.
Так, судья Менахем Элон и ряд специалистов в области права полагали, что это выражение означает традиционное еврейское право, сложившееся в раввинской практике и литературе. По мнению же судьи Аарона Барака, понятие «еврейского наследия» включает в себя и те фундаментальные ценности, которые были признанны Декларацией Независимости, включая принципы демократии. Закон об Основах Судопроизводства вызвал многочисленные отклики юристов по широкой палитре мнений, но практический эффект этого закона практически нулевой. Сегодня судьи всех инстанций в своих решениях гораздо чаще обращаются к прецендентам американских и английских судов, чем к «еврейскому наследию». Несмотря на то, что израильский суд все чаще вмешивается в политические вопросы, в процессе избрания судей, в отличие, например, от принятого в США не учитываются их политические взгляды и мировоззрение. Кандидаты в судьи избираются комиссией, в которую входят трое судей Верховного суда в том числе Президент суда , два министра в том числе министр юстиции , два члена Кнессета и два представителя адвокатской коллегии. Формальное назначение производит Президент Израиля. Фактически трое судей на заседаниях комиссии придерживаются одной позиции и, как правило, они всегда могут заблокировать, или наоборот, провести угодного им кандидата.
В отличие от министров и депутатов Кнессета, судьи назначаются пожизненно. Этим обуславливается их независимость, благодаря чему судьи могут принимать решения нелицеприятные для правительства и для Кнессета. Суд пользуется в израильском обществе значительным доверием и уважением, намного большими, чем Кнессет, правительство и полиция. Вместе с тем вмешательство Верховного Суда в спорные конституционные вопросы приводит к неуклонному снижению доверия к Суду. В отсутствие письменной конституции, решения Верховного Суда зачастую заполняют конституционный вакуум. В связи с этим возникал вопрос: не является ли Декларация Независимости временной заменой Конституции Государства Израиль. В Декларации Независимости Израиля провозглашаются принцип еврейского характера государства, принципы «свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков», приверженность «полному гражданскому и политическому равноправию всех своих граждан без различия религиозной принадлежности, расы или пола», «свободе вероисповедания, совести». Эта часть Декларации сформулирована в виде общих пожеланий, а не точных юридических формулировок и поэтому Верховный Суд видел в Декларации Независимости документ, выражающий идеал народа, «его кредо, но не конституционный закон, устанавливающий практическое правило в отношении сохранения силы или отмены различных законов или ордонансов.
Институт, который временно уполномочен принимать законы — это Временный Государственный Совет, который был образован при провозглашении государства». Верховный Суд хоть и не признал какой-либо конституционной силы за Декларацией Независимости, все же признал за ней некую юридическую силу. Суды неоднократно обращались к Декларации, как к направляющему документу призванному, при необходимости разъяснить суть законов, включая мандаторные ордонансы. Пример такого обращения к Декларации Независимости встречается и в одном из судебных постановлений, опубликованных в данном сборнике. Вместе с тем, все чаще и чаще суд обращался к Декларации как к юридическому источнику, в котором перечислены основные права граждан. Судья А. Барак, например, постановил: «хотя сама Декларация и не предоставила гражданам права, которые можно было бы реализовать в судебном иске, быт граждан государства определен в ней и все органы власти должны руководствоваться определенными в ней принципами как путеводной звездой». Учредительное собрание, избранное после провозглашения государства, не смогло выработать текст конституции, который устраивал бы все слои общества.
Разногласия были не только в том, какой должна быть принятая конституция, но и в том следует ли вообще принимать конституцию. Многие полагали, что Тора является единственной конституцией еврейского народа и другая конституция не нужна. В этих условиях 13-го июня 1950 года было принята компромиссная резолюция, предложенная депутатом Харари, которая поручила «комиссии Кнессета по вопросам конституции, законодательства и права подготовить проект Конституции для государства.
В настоящее время Верховный суд, выполняющий в Израиле и роль Конституционного суда, может квалифицировать положения основных законов, заменяющих конституцию страны 13 основных законов и Декларация независимости Государства Израиль от 14 мая 1948 года , заблокировать другие законодательные акты, которые сочтет неконституционными. Суд вправе накладывать вето на решения правительства, влиять на назначения высших должностных лиц. Суть предложенной реформы заключается в лишении Верховного суда возможности оказывать влияние на решения законодательных и исполнительных органов. В частности, реформа предполагала введение положения, в соответствии с которым вето Суда может быть преодолено парламентским большинством в 61 голос всего в Кнессете, однопалатном парламенте, 120 депутатов. Кроме того, планировалось, что решения о внесении поправок в закон или о его отмене должны приниматься не простым большинством голосов судей их количество - 15 , а в особом порядке порядок не уточнялся. Предлагалось также изменить состав назначающего судей комитета.
В настоящее время в нем девять членов, пять из них судьи и юристы, по два представителя от Кнессета однопалатный парламент и правительства. Число членов этого комитета должно было увеличиться до 11, восемь из них должны были представлять интересы Кнессета. Также предлагалось проведение публичных слушаний кандидатов в Верховный суд в законодательной комиссии Кнессета. Позиции сторонников и противников реформы Сторонники реформы полагают, что ее принятие укрепит принципы демократии в стране. По их мнению, избранное народом правительство не должно находиться в подчинении у судей, которых израильтяне не выбирали.
Ему предстояло вести экзистенциальные войны, абсорбировать огромные волны иммигрантов и кормить людей. Страна, народ которой выстраивается в очереди за продовольственными пайками и живет под постоянным страхом вторжения, не имеет права мечтать о своем будущем.
Но это не значит, что эти мечты, в свое время и в своем месте, менее важны, чем хлеб и безопасность. Времена изменились. Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает. Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной.
Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали. Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей.
Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве. Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве. Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой.
Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами.
Зачем в Израиле принят закон о национальном еврейском государстве. Ответы на главные вопросы
Израильский кнессет принял в четверг противоречивый закон, объявляющий Израиль еврейским национальным государством. Глава правительства Эхуд Ольмерт заявил, что к 60-летию независимости Израиля еврейское государство получит собственную Конституцию, сообщает "Едиот Ахронот". Фактически, в Израиле есть основной закон "Основы государственного устройства", который является эквивалентом конституции.