Узнайте все о колядовании в России в 2024 году: даты начала и окончания колядок, щедривка, посевы, современные традиции, приметы и история этого праздника. Чаще всего колядки исполняют от 6 января, вечера Сочельника (ночь перед Рождеством Христовым), до 18 января, кануна праздника Крещения Господня. Период, когда исполняют колядки, называют Колядой. Как и когда принято колядовать в России 2022 году: традиции и особенности древнего обычая, а так же текста колядок. Мы в своём детстве ходили колядовали 6 го вечером, ходили по знакомым дворам и по родственникам, пели колядки и носили кутью, получали угощения и денежки.А щедровать ходили уже взрослые ранним утром к нам приходили знакомые или кумовья родителей.
Когда колядуют в России в 2024 году.
И им, в общем-то, пока рады. И ещё: Калач, Калачин, Карачун — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизируетс обой "круг дня". Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета "года". На зеленые и красные святки Комоедицу и Овесень пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки Купала выпекались "Жаворонки" — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок". А на белые святки — на Коляду Карачун пекли именно калачи. К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года. И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного бога обрезанного года — с 25 декабря и далее, пытаясь "привязать" их ко своему иудохристианскому эгрегору. Но всё неуклонно возвращается на круги своя.
Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад то есть в 7 тысячелетии до н. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими Богами. Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего Рамха на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам.
Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави. Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун. Последний раз — кон поведал людям Бог Коляда. Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Скоро наши Боги пошлют нам очередной кон жизни вместе со своим Вестником кона. Ждём с нетерпением...
Согласно КоленДарю КолядыДару , новые сутки наступают с 18-00. Поэтому уже 21 декабря с 18-00 наступает новое время — 13 Бейлетъ. Кто хочет — запаситесь к этому времени сурьей-медавухой обычной — слабой, от 4 до7 градусов. Впереди самая длинная ночь в лете "году" — мистическая ночь Корочуна. Сварганьте в эту ночь — Краду во дворе или дома — хотя бы символическую-маленькую — из веточек или спичек без серных головок. Не знаю — нужно ли, но — внутрь Крады можно положить траву полынь, завёрнутую в бумажную салфетку закапанную воском — для отгона злых духов осторожно — дымовуха будет классная... Только пожара дома не устройте... В крайнем случае можно просто зажечь свечу, как символ огня и крады.
Ну а утром 22 декабря — с первыми лучами Яр-Солнца наступает зимнее славянское Новолетие. Так что — как проснётесь — это и есть начало праздника Коляды — Колядок — Белых Святок. С наступающим зимним Новолетием! Силы, Удачи и весёлых Колядок! Гой Коляда! В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь Коляды дар , а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления. Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.
Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга. Праздник в честь Бога Коляды приходится на день зимнего Солнцестояния, этот праздник также называют Менари, то есть День Перемен. В праздник, ходили по дворам группы мужчин, облаченных в щкуры различных зверей ряженые , которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их. Каледа, Колодий серб. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы , в Персии Перуна сияние его почитали под именем Митра Мини —минимальное , т- то , Ра — сияние. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна то есть укороченой.
Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений : «Уродился Коляда Накануне Рождества. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день солнцеворота 21-25 декабря , когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета.
В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога. Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев высшее простое число. До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней.
Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов современные украинцы : «Рхея египетская Богиня земли была женой Гелиоса солнца. В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления в то время Фаты и Месяца и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась луна Фата была разрушена. Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году год тогда состоял как мы видели из трёхсот шестидесяти дней.
И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис — во второй, Сет — на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис — на пятый» смысловой перевод. Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов так чернокожее население относилось к нашим предкам , четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод земля родила после катастрофы пять детей. Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней то есть девять славянских месяцев по 40 дней. В результате планетарной катастрофы, которая случилась 13 016 лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней.
Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню. Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422. Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии.
Первые посвящены Рождеству Христа, это наиболее распространенный формат обрядовых песен. Вторые, как правило, связаны с языческим культом плодородия: в основном они содержат пожелания хорошего урожая и благополучия в новом году. В большинстве регионов колядовать начинают 6 января поздно вечером, накануне Рождества.
Издавна в это время принято наряжаться в костюмы и маски и перевоплощаться в разных персонажей. Например, наряжались горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными: медведем, козой или волком, — а также фольклорной нечистью. Яркий макияж создавали с помощью сажи и свекольного сока. Считалось, что чем неопрятнее и вычурнее будет наряд, тем смешнее, а значит, лучше.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой.
В сказе опубликованном Ю. Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М.
Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".
Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См. Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями.
Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла.
Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.
Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками".
Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава …..
Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы».
Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому!
Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора.
Одного прозывают Меланкой.
Каждое действо имеет сакральное значение, ведь справляя праздник шутками и пожеланиями, народ задабривал судьбу. Слова щедровок имеют глубокий смысл — они приносят в жизнь достаток и процветание. Как правильно посевать Завершается традиция посеванием.
Считается, что утром 14 января в дом нужно пустить первым мужчину либо мальчика. Только так удастся сохранить удачу и здоровье в семье. Посевать нужно любым зерном, например, рисом, гречкой, пшеницей, рожью.
Кладут крупу в специальный мешочек либо рукав. Не лишним будет начинать с собственного дома. Мальчик может посевать перед родителями.
Обычно посевальщикам никто не отказывает, но могут еще и пригласить за праздничный стол, если они знакомы лично, соседи либо родственники. В этот день, кроме угощений, можно отблагодарить их и деньгами.
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
Каковы традиции колядок в России? Колядки завершаются в ночь с 18 на 19 января, которую называют Крещенским вечером. Коляда – когда и как отмечают праздник в 2024 году? А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки – весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Колядки начинаются с 6 января – рождественского сочельника и заканчиваются 18 января – накануне Крещения Господня.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
Что касается России, то текст колядок менялся на протяжении всей истории, но все же во многих сохранились элементы древних текстов. Петь колядки и щедровки следует исключительно 13 января вечером, а ходить посевать по домам – утром и днем 14 января. Само слово «коляда» ассоциируется у большинства именно с русскими традициями, но аналоги таких гуляний можно обнаружить далеко за пределами России. Если брать славянские обычаи, то колядки начинаются на так называемые "Святки". Начинают колядовать на "Рождество Христово", а именно после ужина на "Святой вечер" 6 января и продолжают до 14 января включительно "Василия". С 15 января колядки запрещены. 1. Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января.
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь
В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок. Главным действующим лицом гуляний был медведь. Колядующие напевали рождественские колядки, величали хозяев дома приятными словами, но иногда им угрожали, если соседи отказывались угощать их. Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог». Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили.
К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь. Приметы Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет? Люди верили таким приметам на святки: Когда звездное небо и снежная погода на дворе — к урожайному году. В Святки нельзя выбираться охотникам на охоту — с ними может случиться что-то недоброе в лесу, причиной тому станет злой дух. В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год зимние весенние приметы. Если ветер дул с юга, то год будет плодородным.
Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер.
Еще в начале прошлого столетия обычай колядования был известен всем и каждому. Но менялась страна, ломались устои и потому утраченные некогда традиции, сегодня приходится собирать по крупицам, чтобы возродить и передать будущим поколениям. Среди колядующих очень много детей и это самая большая радость. Рождественские колядки в Охлебинино возрождают год от года. В этом году впервые приняли Республиканский фольклорный праздник "Коляда пришла". Он состоялся в рамках VII Международного фестиваля-лаборатории "Народный календарь" и объединил коллективы из Бакалинского, Архангельского Мечетлинского и многих других районов.
Мы очень рады. Будем развивать свою культуру. Коляда — праздник славянский, а потому и звучит он языком славянских народов.
В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе.
Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т.
На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т.
Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т.
Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год. Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г.
Люди сами шили костюмы, учили песни, ставили небольшие номера. В основном этим занималась молодежь. Нужно было себе придумать запоминающийся образ. На Руси это часто был козел. Походы по домам. Молодые парни и девушки собирались небольшими компаниями по 5-10 человек и начинали обходить дома. Их нельзя было не пустить — иначе весь год будет преследовать неудача. Единственное исключение — если кого-то постигло несчастье или в доме умер человек. Когда молодежь показывала представление, им нужно было обязательно что-то дать. В основном предлагали конфеты, выпечку, варенье. Очень редко давали деньги — это считались слишком расточительным. Могли пригласить к столу, но все равно что-то дарили. По окончанию похода все подарки разделялись поровну между всеми участниками. Так могло продолжаться до ночи. На следующий день все повторялось, вплоть до 9 января. Во времена язычества можно было встретить взрослых колядующих. Днем по домам ходили дети, а вечером старики. Приметы Ни один праздник не обходится без народных примет. Вот три основных: Если в канун Рождества звездное небо и снежная погода — год обязательном будет урожайным. В этот период нельзя отправляться на охоту и идти в лес — обязательно настигнет злой дух, который принесет несчастье. Если ветер дует с юга — год обещает быть плодородный. Богатый лесной урожай принесет только восточный ветер. Западный приносил засухи, а холод — северный.
«Пришла коляда»!: как языческий праздник превратился в рождественский
Короткие колядки для детей на Cтарый Новый год 2024. Короткие колядки для детей на Cтарый Новый год 2024. Каковы традиции колядок в России? Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Петь колядки и щедровки следует исключительно 13 января вечером, а ходить посевать по домам – утром и днем 14 января. К сожалению, такой красочный и веселый процесс, как колядки, практически вымер на территории России.