Новости капнист мария

Большая Обуховка — родовое имение поэта та. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу.

Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза

Здесь в лагерных документах она перестала быть Мариэттой, а стала просто Марией. Незримая поддержка Узнав, что женщина беременна, её били ногами за то, что отказалась сделать аборт. Она помнила, как во время ночных допросов ослепляли и обжигали лампой, а то и бросали в холодную воду. Как страшно было понравиться лагерному начальству поэтому старательно втирала в кожу лица угольную пыль. Знала, что за неповиновение могут в качестве наказания бросить в мужскую казарму к уголовникам. Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства.

Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь. Но счастье зародившейся любви было коротким. Марию арестовали. Он разыскал её.

Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров.

После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными.

В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике.

Кроме того, несколько раз якобы случайно она попадала «под сапоги» надзирателей и потом неделями отходила от побоев. После этого экзекуторы придумали новую пытку — раздевали женщину догола и опускали в ледяную ванну. И так по нескольку раз в день. Несмотря на все это, в 1949 году в больнице Степлага Мариэтта родила дочку, которую назвала именем своей любимой героини — Радиславой, Радой. Это же вообще было невозможно.

И правда, мое рождение — это настоящее чудо», — рассказывает дочка актрисы. Своего отца Рада так никогда и не увидела. Спустя три года за какую-то провинность Ян Волконский был расстрелян. Довженко «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Встречаясь с дочкой, Мариэтта стала замечать на лице и теле ребенка ссадины и синяки.

Однажды, отведя Раду в сад, она не ушла, а спряталась за дверью и стала наблюдать в щелочку. И увидела, как воспитательница схватила ее девочку за щеку и начала со всей силы трепать. А потом стала отвешивать малышке оплеухи, приговаривая: «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Обезумев от ужаса, Капнист ворвалась в комнату и накинулась на воспитательницу с кулаками. В результате женщину увезли в больницу, а Мариэтте добавили еще 10 лет срока и перевели в Сибирь на лесоповал.

Раду же, несмотря на мольбы матери, отправили в детский дом. В 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта вышла на свободу В Сибири Мариэтта подружилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло вот-вот выйти на свободу и попросила ее разыскать Раду. И Валентина сделала почти невозможное: она не только нашла девочку, но и перевела ее в Харьковский детский дом, по своему месту жительства. А после совершила еще один беспримерный поступок — пробилась на прием к тогдашнему заместителю Совета Министров Анастасу Микояну и попросила его заступиться за Мариэтту Капнист. Так как к тому времени Сталина уже не было в живых, просьбу бывшей заключенной рассмотрели и удовлетворили.

И в 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта наконец-то вышла на свободу. Правда, при выдаче документов паспортистка напутала и написала: Мария Капнист. Под этим именем бывшая графиня и начала новую жизнь. Но увидев свое отражение, она едва смогла сдержать рыдания. Вместо молоденькой розовощекой девушки с густыми черными волосами, какой Мариэтта запомнила себя, на нее смотрела худая изможденная морщинистая старуха с коротко отрезанными седыми волосами.

Так 15 лет сталинских лагерей навсегда стерли былую красоту графини Капнист. А ведь на момент освобождения ей было всего 44 года. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал Первым делом Мария поехала в детский дом к Раде. Но забрать девочку ей не разрешили. Препятствием стала справка, которую Капнист выдали при освобождении — о том, что она не может воспитывать ребенка из-за психической неуравновешенности.

Кроме того, хотя Рада и жила в детдоме, но мамой привыкла считать Валентину Базавлук, а с Марией видеться не хотела. И только когда Раде исполнилось 15 лет, она смогла понять и полюбить свою настоящую родную маму. Это произошло на праздновании дня рождения Марии Ростиславовны. В доме ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она.

Пушкина , а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.

Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве , затем в Батуми. Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой , с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге , где работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу [8] от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького « Макар Чудра ».

Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, поэтому Капнист попросила её разыскать дочь.

Мария Ростиславовна Капнист

Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь, фото - После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза - Лента новостей Крыма В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей.

Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино

Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. от польского князя Яна Волконского.

"Частная история": Мария Капнист

В начале войны её арестовали «за шпионаж» и приговорили к исправительно-трудовым лагерям. Рождение дочери Здесь, на работах Степлага, она в 1949 году в тюремной больнице родила дочь Радиславу. Освободившись из заключения в 1949 году, осталась на поселении в Красноярском крае. Здесь в лагерных документах она перестала быть Мариэттой, а стала просто Марией. Незримая поддержка Узнав, что женщина беременна, её били ногами за то, что отказалась сделать аборт. Она помнила, как во время ночных допросов ослепляли и обжигали лампой, а то и бросали в холодную воду. Как страшно было понравиться лагерному начальству поэтому старательно втирала в кожу лица угольную пыль. Знала, что за неповиновение могут в качестве наказания бросить в мужскую казарму к уголовникам.

Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь.

Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу. Избила её. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом.

Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения. Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала — умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй также попал в лагеря.

Спасся от тюрем лишь один — брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. Молодой человек был влюблен в старшую сестру графини. Когда сестры не стало, его связь с Капнистами прервалась. Только спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Чувство охватило обоих, но счастье было недолгим. Марию Ростиславовну репрессировали, а ее кавалеру сказали, что она погибла. Лишь когда стали в лагеря приходить посылки, Мария Ростиславовна поняла, что ее Георгий Юл — так она его называла жив. В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу.

Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей… Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован». Сама Мария Ростиславовна об этом случае рассказывала: «На волю посчастливилось ехать пассажирским поездом.

Зашла в туалетную комнату привести себя в порядок. Умываюсь, а из зеркала смотрит на меня незнакомая бабуся с короткой стрижкой, со сморщенным, опавшим лицом. Он открывает двери — никого. И тут я поняла: бабуся — это я. От такого страшного открытия подкосились ноги. И вот московский вокзал. Иду и думаю, как встретит меня мой друг, что скажем друг другу через столько лет. Как когда-то в детстве, когда играли в жмурки. Страшные конвульсии пробежали по его помертвевшему лицу.

Кинулся ко мне, я его оттолкнула и побежала — мне было все равно: под поезд или еще куда. Друг догнал меня». Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их. В лагере Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, женщины подружились. Валентину Ивановну освободили раньше, и Мария Ростиславовна взяла с нее слово, что та разыщет ее девочку и позаботится о ней. Вышла замуж в 42 года за племянника известного художника Нестерова. Муж-архитектор зарабатывал неплохо, но любил покутить. Прогуливал все деньги, а Валентина Ивановна с дочкой бедствовали.

Нервы не выдержали, решила бросить мужа и вернуться к родным в Харьков. Но благоверный не захотел ее отпускать. В свое время он учился в техникуме вместе с Берией. Воспользовавшись знакомством, муж позвонил бывшему соученику и попросил ненадолго задержать жену. Через два часа за Валентиной Ивановной пришли. Сказали, мол, ей будут вручать правительственную награду. Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке её тогда было три месяца. Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8.

Но девочка её умерла, не дождавшись маму. Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли — из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка. С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала. Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме. Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать.

Хорошо помню, как меня привели в опекунский совет.

И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду.

Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь.

Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину.

И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий.

Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Жезказнан.

Палящее солнце. Сильный ветер с песком... Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда.

Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Жезказган был чуть ли не самым страшным местом.

Мариэтта же потеряла всякую надежду выйти на свободу молодой… К ее сроку прибавили еще десяток лет.

Страшно, ужасно, несправедливо. Капнист отправилась в Сибирь, на лесоповал. Девочку насильно увезли в далекий детдом. Верная подруга Марии по лагерю впоследствии разыскала потерянную Раду.

Именно ту женщину дочь Марии Капнист и считала родной мамой. И только, когда Радислава немного повзрослела, она смогла наладить отношения с настоящей родительницей. К счастью, женщину реабилитировали, и в 1956-м она вышла на свободу. Бывшей аристократке было всего лишь сорок три, но нелегкие будни заключенной превратили ее в семидесятилетнюю старуху.

И только ее очаровательная улыбка осталась все такой же лучезарной. Когда у Марии был возлюбленный мужчина. Именно он встречал женщину на вокзале, и, конечно, совершенно ее не узнал. Наша героиня стала работать простой уборщицей в Киевском театре.

А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А. Ее фильмография стала, поистине, богатой.

Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет

Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.

Следственное дело графа Р.Р.Капниста

Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам.

И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые.

Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума.

Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга.

У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему.

Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять.

Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте!

У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу.

Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня!

Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»... Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила.

А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать. Свидетелям печального известия показалось, что она даже хотела утопиться. Потерянная, шла в глубину моря, пока с берега ее не окликнули. А на последнем своем дне рождения она сказала: «в следующем году меня, наверное, не будет, но знайте, что я с вами». Как-то она поскользнулась недалеко от дома и загремела с травмой сначала в больницу, потом в санаторий. А ведь она так любила дарить пророческие жаворонки в свой день рождения. Это осталось у нее со времен лагерей.

Там записочки она прятала в хлебный катышек. Позже, на свободе, пекла печенье в форме птички. Об этом она как раз любила рассказывать: что кому попалось и что свершилось. Когда она танцевала в свой последний день рождения, а напоследок пророчески обещала: «Не может же быть все время плохо, потерпите, будет хорошо». Но умерла она не своей смертью.

Тетю Мариэтты расстреляли на глазах у девочки. Дом Капнистов разрушили, семье пришлось скитаться, голодать. Старшие сестра и брат Мариэтты погибли, еще одного брата переправили за границу. Суровая юность Вдова и дочь Капнисты при содействии крымских татар, чтивших расстрелянного Ростислава Капниста, сумели бежать из Крыма и приехали в Ленинград. Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт. Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды.

Сердце и ум переполнены от напора горячечных впечатлений", — так 3 февраля 1918-го описывала приход большевиков в Судак поэтесса Аделаида Герцык в письме жене историка культуры Михаила Гершензона Марии Гершензон. Герцык сидела вместе с Капнистом в подвале "чрезвычайки" и посвятила ему впоследствии первый из своих "Подвальных очерков". В нем она вспоминала, как однажды ночью графа и еще пятерых заключенных увели конвойные. И когда родственники пытались приблизиться к родной могиле, их разгоняли с угрозой арестовать. Так, омываемое волнами, ничем не отмеченное, скрыто, близ моря, место успокоения их". Когда кто-то спросил отца — графа Ростислава Ростиславовича Капниста: "Ты пойдешь? А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли… А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: "Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее". Я закричала: "Вы не можете! У вас нет приказа! Три тысячи человек расстреляли за одну ночь.

Страшные конвульсии пробежали по его помертвевшему лицу. Кинулся ко мне, я его оттолкнула и побежала — мне было все равно: под поезд или еще куда. Друг догнал меня». Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их. В лагере Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, женщины подружились. Валентину Ивановну освободили раньше, и Мария Ростиславовна взяла с нее слово, что та разыщет ее девочку и позаботится о ней. Вышла замуж в 42 года за племянника известного художника Нестерова. Муж-архитектор зарабатывал неплохо, но любил покутить. Прогуливал все деньги, а Валентина Ивановна с дочкой бедствовали. Нервы не выдержали, решила бросить мужа и вернуться к родным в Харьков. Но благоверный не захотел ее отпускать. В свое время он учился в техникуме вместе с Берией. Воспользовавшись знакомством, муж позвонил бывшему соученику и попросил ненадолго задержать жену. Через два часа за Валентиной Ивановной пришли. Сказали, мол, ей будут вручать правительственную награду. Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке её тогда было три месяца. Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8. Но девочка её умерла, не дождавшись маму. Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли — из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка. С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала. Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме. Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать. Хорошо помню, как меня привели в опекунский совет. Там была мама и Валентина Ивановна. Член опекунского совета, тетка огромная, чуть ли не с усами, мужским голосом говорит: «Вот, Рада, перед тобой сидит мама, которая тебя родила, но которой ты не знала. А вот тетя Валя, которая тебя растила, любила. Выбирай, с кем ты останешься». Я выбрала Валентину Ивановну. Мама резко встала и вышла. Меня послали за ней, а мне было страшно и стыдно посмотреть ей в глаза. Мария Ростиславовна сидела на ступеньках. Слез на глазах не было, но я увидела такое страдание у нее на лице! Тогда я впервые назвала её мамой. Она меня обняла и сказала: «Деточка, ты все правильно сделала»«. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью в отношениях произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей даже пришлось работать с огромным тигром. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец! В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга». Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, — вспоминала Рада.

Голубая кровь

Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса. В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста.

Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях

Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко.

Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях

Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году.
«Мария Капнист. Трагедия судьбы» - 26 Сентября 2018 - Судакская городская библиотека Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети.
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях | Femmie Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист Ростислава Капниста расстреляли, его старшая дочь не выдержала ужасной новости – у неё остановилось сердце.

Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях

В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий